Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2019 N 466-р “Об утверждении программы развития ОАО “РЖД” до 2025 года” (вместе с “Долгосрочной программой развития открытого акционерного общества “Российские железные дороги” до 2025 года”)

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти

Возврат к списку

Проанализируем содержание новых Правил по делопроизводству, которые вступили в силу 12 февраля 2020 года. Для кого они обязательны?
На какие положения Правил стоит обратить особое внимание при актуализации своей Инструкции по делопроизводству? Какие упущения Правил придется восполнять самостоятельно?
Обратите внимание на заложенную в Правилах систему распределения ответственности за организацию и ведение делопроизводства между службой делопроизводства, руководителями разного уровня и другими сотрудниками. Для претворения в жизнь недостаточно ее отражения в Инструкции по делопроизводству организации, может потребоваться актуализация кадровых документов.

осархив разработал Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления 1. Они были утверждены приказом Росархива от 22.05.2019 № 71 и зарегистрированы Минюстом России 27.12.2019.

При этом большой интерес представлял п. 2 приказа об их утверждении, в котором закреплялась особенность вступления Правил в силу: «приказ вступает в силу с даты издания Правительством Российской Федерации постановления о признании утратившим силу п. 1 постановления от 15.06.2009 № 477 “Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти”». То есть новые Правила должны были стать действующими только после отмены Правил делопроизводства в ФОИВ 2 2009 года, которые (особенно в редакции 2016 года) достаточно успешно применялись в качестве нормативно-методической основы для внедрения СЭД и работы с электронными документами. Их использовали не только государственные, но и обычные коммерческие организации, чему способствовали Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в ФОИВ (утв. приказом Росархива 23.12.2009 № 76). Таким образом, новые Правила издаются взамен Правил делопроизводства в ФОИВ и должны действовать в статусе нормативного правового акта самого высокого уровня.

Сфера применения

О разработке новых Правил делопроизводства на профессиональных конференциях в 2018-2019 гг. сообщали представители ВНИИДАД и Росархива в рамках презентаций Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях 3 (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44) 4. Заявлялось, что для федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления будут созданы 2 отдельные примерные инструкции по делопроизводству, чтобы отразились в них не только общие технологические правила работы с документами, но и особенности их применения в разных органах власти и управления. Однако разработаны и утверждены были единые Правила, которые предстоит внедрять за счет разработки конкретных Инструкций по делопроизводству 5:

  • федеральным государственным органам;
  • государственным органам субъектов РФ;
  • органам местного самоуправления.

Это означает, что службы делопроизводства (аппараты и управления делами) федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, служб и агентств), их территориальных и подведомственных органов, а также аппараты органов власти субъектов Российской Федерации могут сразу начать планировать работу по внесению изменений в свои действующие Инструкции по делопроизводству (а возможно, и в ряд других документов, если их тоже придется актуализировать). Такая плановая работа обычно заканчивается приказом об утверждении и введении в действие новых вариантов Инструкций, Регламентов и Положений.

Первоочередное внедрение Правил станет задачей федеральных органов исполнительной власти (в собственных аппаратах и по отрасли). Напомним, что ФОИВ издают свои Инструкции по делопроизводству по согласованию с Росархивом.

А для органов местного самоуправления следовало бы разработать методические рекомендации. Однако о подобных планах мы пока не слышали, поэтому им, видимо, придется решать задачу внедрения новых Правил и актуализации своих инструкций по делопроизводству самостоятельно.

И Правила для госорганов и органов местного самоуправления (п. 1.2), и Примерная инструкция для государственных организаций (п. 1.2) разработаны с одинаково сформулированными целями – «совершенствование делопроизводства и повышение эффективности работы с документами путем регламентации на единой правовой основе правил создания документов, технологий работы с ними, организации текущего хранения документов и подготовки к передаче в архив».

Таблица 1. Разделы нормативных правовых актов

Практика показала, что в процессе разработки конкретных инструкций по делопроизводству как государственные органы и организации, так и коммерческие компании часто заимствовали в свои инструкции структуру Правил 2009 года и Примерной инструкции 2018 года, на которые они ориентировались.

Однако при разработке Инструкции по делопроизводству на основе новых Правил 2019 года рекомендуем обратить внимание на следующие аспекты:

1. Кратко изложенный раздел 2 о документировании просто переносить в конкретную Инструкцию недостаточно. Его положения стоит развить и дополнить:

  • правилами составления и оформления отдельных видов документов (при этом обратите внимание на электронные сообщения, которые необходимы для реализации гос- и муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами);
  • классификаторами документов, которые составляются и оформляются исключительно в бумажной и исключительно в электронной форме;
  • классификатором имен файлов электронных документов;
  • классификатором применяемых типовых унифицированных форм документов;

О новом методическом документе вам рассказывает один из его разработчиков: для кого он обязателен, зачем разработан, когда вступил в силу и вместо какого документа. Обращаем ваше внимание на процедуру согласования Инструкции по делопроизводству; на необходимость отражения в ней распределения ответственности; на приложения, которые содержат конкретные формулировки, которые вы сможете включить непосредственно в текст своей инструкции, там есть и примеры заголовков дел для номенклатуры, перечни утверждаемых документов и заверяемых печатью, типовые сроки исполнения, образцы оформления документов и т.д.

Зачем понадобилось менять старые методические рекомендации на новые

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления были утверждены приказом Федерального архивного агентства (Росархив) от 25.12.2020 № 199 1 и сразу вступили в силу.

Ранее действовавшие Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, действовавшие с 2009 года 2, признаны утратившими силу, о чем есть приказ Росархива 3.

Напомним, что старые Методические рекомендации 2009 года разрабатывались по поручению Правительства РФ как методический документ к Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (были утверждены постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477). Но этот документ был признан утратившим силу 4 в связи с утверждением Росархивом новых Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления 5.

Именно по этой причине – утверждение новых Правил делопроизводства – разработаны новые Методические рекомендации.

Для кого предназначен этот документ?

Ответ дает его название, в котором фигурируют государственные органы и органы местного самоуправления. Понятно, что слова «государственные органы» являются собирательным понятием. Поэтому общий список будет выглядеть так:

  • федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы,
  • органы государственной власти и иные государственные органы субъектов РФ,
  • органы местного самоуправления.

Именно для них Методические рекомендации обязательны. Далее по тексту будем обобщенно называть их госорганами.

Прежде всего в статье дан алгоритм разработки и утверждения Инструкции по делопроизводству. Вы узнаете, что можно позаимствовать из Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Статью отличает системность подхода. При этом даны и конкретные рекомендации (например, объясняется, почему технологию работы с печатями и штампами не стоит включать в текст Инструкции по делопроизводству, а лучше выделить в отдельный регламент; почему в Правилах делопроизводства отсутствует раздел о контроле исполнения документов и в какой части этот аспект стоит регламентировать в разрабатываемой вами Инструкции).

Профессиональное сообщество с большим интересом встретило и приветствовало появление в качестве нормативного правового акта, имеющего общегосударственное значение, Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти. Они были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 (далее – Правила делопроизводства).

  • содержат единые требования и нормы, устанавливающие рациональную организацию делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти;
  • опираются на требования действующих законодательных актов об информации и документации;
  • устанавливают единство требований к работе с документами независимо от вида носителя;
  • учитывают требования к документам, установленные национальными стандартами РФ;
  • являются организационной, методической и правовой основой разработки конкретных инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти.
Росимущество:  «Управление государственным имуществом по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в составе Росимущества-Петербурга и Межрегионального территориального управления Федерального агентства»

В Правилах делопроизводства регламентированы также и некоторые управленческие аспекты организации делопроизводства. Это – ориентация на обеспечение документами процессного подхода к управлению и нацеленность на достижение результата в соответствии с требованиями типовых административных регламентов, внедрение принципов линейно-функционального управления в процессе реализации функций делопроизводства, закрепление принципа рационального сочетания централизации и децентрализации.

Постановлением Правительства, утвердившим Правила делопроизводства, определен основной путь внедрения их требований – разработка в федеральном органе конкретной Инструкции по делопроизводству (далее – Инструкция). Приказом Федерального архивного агентства от 23.12.2009 № 76 утверждены Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (далее – Методические рекомендации), которых с нетерпением ожидали прежде всего сотрудники служб делопроизводства негосударственных организаций, для деятельности которых соблюдение рациональных, эффективных и, главное, одобренных государством правил работы с документами является приоритетным. Кроме того, Инструкция, устанавливающая единые требования к подготовке, обработке, хранению и использованию образующихся в деятельности документов, создается с одинаковой целью в органах и организациях любого уровня и любой отрасли управления, имеет один и тот же предмет правового регулирования и практически одинаковую структуру.

Инструкция – правовой акт, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан.

(Единая государственная система делопроизводства. М., 1974)

Делопроизводство; документационное обеспечение (управления) – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

(ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»)

Управление документами (records management) – совокупность планомерных и эффективных действий по созданию, использованию, хранению и уничтожению документов в организациях с целью доказательства проведения деловых (управленческих) операций.

Система управления документами – информационная система, обеспечивающая сбор документов (включение документов в систему), управление документами и доступ к ним.

(ГОСТ Р ИСО 15489-1–2007 «СИБИД. Управление документами. Общие требования»)

Принципы разработки

Методические рекомендации устанавливают, что требования Инструкции должны распространяться прежде всего на организационнораспорядительные документы, а для работы с бухгалтерской, научно-технической и другой специальной документацией в Инструкции фиксируются лишь общие принципы, а также правила подготовки документов к передаче на архивное хранение.

Инструкция должна быть нормативной и технологичной, т.е. обеспечивать возможность сотрудникам организации ясно понимать и воспроизводить в процессе трудовой деятельности установленные нормы и правила. В Инструкции должны быть совершенно адекватно отражены происходящие в организации процессы развития, внедрение информационных технологий, необходимость следовать правилам и нормативам внешней среды и т.п. процессы, формирующие действительные потребности организации в нормативном регулировании делопроизводства. При разработке Инструкции важна точность проецирования норм и правил работы с документами на будущее, некоторое моделирование, выявление и учет возможных путей развития и организационных основ и технологии делопроизводства. Поэтому мы рекомендуем в конкретной Инструкции не осуществлять простое воспроизведение норм, правил и положений, установленных в Правилах делопроизводства или Методических рекомендациях, а формулировать и проектировать их с учетом стратегии, политики, реальных условий и направлений деятельности конкретной организации.

Известно, что название и заголовок документа играют первостепенную роль в его восприятии и понимании. Они определяют правильное его применение в конкретной ситуации. Название «Инструкция по делопроизводству» должно адекватно отражать предмет регулирования, который в современных условиях охватывает уже не один (работа с организационно-распорядительной документацией), а целый комплекс сложных аспектов работы с документами, т.к. понятия «делопроизводство», «документационное обеспечение управления» и «управление документами» воспринимаются как синонимичные, но все-таки не признаны полными синонимами.

Считается, что разработка Инструкции и своевременность внесения в нее изменений и дополнений (кстати, рекомендуем соблюдать принцип поддержки версионности данного документа) – это задача только службы делопроизводства или секретаря организации, т.к. они смогут легко выполнить эту работу при наличии примеров, образцов и уже утвержденных Методических рекомендаций. Такая кажущаяся простота, к сожалению, не обеспечит ни формирование, ни реализацию политики организации в сфере работы с документами и информационных технологий. Для разработки Инструкции целесообразно применить методы проектного управления и сформировать проектную/рабочую группу из специалистов, владеющих знаниями и опытом в конкретной предметной области «делопроизводство», а также в смежных предметных областях, где управленческий документ выполняет свою главную, правовую функцию (служба персонала, бухгалтерия, ИТ-подразделение, юридическая служба, клиентская служба и т.п.). Методы проектного управления предусматривают также экспертизу и апробацию подготовленных частей/разделов Инструкции или документа в целом, а также возможность приглашения внешних консультантов.

Этапы разработки инструкции

Алгоритм разработки Инструкции хорошо известен профессионалам в области делопроизводства, которые обычно выделяют в нем четыре этапа (стадии).

Изучение внешней нормативной среды

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 31 мая 2017 г. N 1742

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТРАСЛЕВЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ПРОГРАММ ПО ПЕРЕХОДУ НА ПРИНЦИПЫ НАИЛУЧШИХ ДОСТУПНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ СВЯЗАННЫЕ С ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ, ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ, СНИЖЕНИЕМ НЕГАТИВНЫХ ВЫБРОСОВ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Во исполнение пункта 1 плана действий по переходу на принципы наилучших доступных технологий в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных бюджетных учреждениях, государственных корпорациях, организациях с участием государства, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 3 октября 2016 г. N 7484п-П9, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по формированию отраслевых и корпоративных программ по переходу на принципы наилучших доступных технологий, в том числе связанные с информатизацией, энергоэффективностью и ресурсосбережением, снижением негативных выбросов в окружающую среду.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр Д.В.МАНТУРОВ

1. Настоящие Методические рекомендации по формированию отраслевых и корпоративных программ по переходу на принципы наилучших доступных технологий, в том числе связанные с информатизацией, энергоэффективностью и ресурсосбережением, снижением негативных выбросов в окружающую среду (далее – Методические рекомендации), разработаны в целях методической и консультационной поддержки федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, государственных корпораций, организаций с участием государства при переходе на принципы наилучших доступных технологий и внедрении современных технологий.

2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”;

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029 “Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий”;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 398-р об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий;

распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 2178-р об утверждении поэтапного графика создания в 2015 – 2017 годах справочников наилучших доступных технологий;

Росимущество:  Образец договора купли-продажи лесоматериалов ЕГАИС и инструкция по работе с ЛесЕГАИС

распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 2674-р об утверждении перечня областей применения наилучших доступных технологий;

планом действий по переходу на принципы наилучших доступных технологий в федеральных государственных унитарных предприятиях, федеральных бюджетных учреждениях, государственных корпорациях, организациях с участием государства, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем от 03 октября 2016 г. N 7484п-П9.

3. Настоящие Методические рекомендации рекомендуется применять в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, федеральных государственных учреждений, государственных корпораций, организаций с участием государства (далее – организации), осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

4. Настоящие Методические рекомендации также применимы в отношении организаций, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям в случае реализации права получения комплексного экологического разрешения.

5. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.

6. В соответствии с пунктом 10 статьи 28.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” внедрением наилучшей доступной технологии организацией признается ограниченный во времени процесс проектирования, реконструкции, технического перевооружения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установки оборудования, а также применение технологий, которые описаны в опубликованных информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не должны превышать установленные технологические показатели наилучших доступных технологий.

7. Формирование отраслевых и корпоративных программ по переходу на принципы наилучших доступных технологий, в том числе связанные с информатизацией, энергоэффективностью и ресурсосбережением, снижением негативных выбросов в окружающую среду, направлено на получение организациями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, комплексных экологических разрешений.

8. В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” организации, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов (далее – Перечень), обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный Перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

9. В соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” организации, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года.

10. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 “О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий” федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное унитарное предприятие, в том числе федеральное казенное предприятие, ежегодно утверждает программу деятельности данного федерального государственного унитарного предприятия, в том числе федерального казенного предприятия.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 872 “О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий” федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное казенное предприятие, ежегодно утверждает смету доходов и расходов данного федерального казенного предприятия.

11. Программы деятельности федерального государственного унитарного предприятия, в том числе федерального казенного предприятия, разрабатываются в соответствии с формой программы деятельности федерального государственного унитарного предприятия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228 “О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий”, которая включает в том числе показатели экономической эффективности деятельности федерального государственного унитарного предприятия и дополнительные показатели деятельности федерального государственного унитарного предприятия.

Смета доходов и расходов федерального казенного предприятия составляется на основе программы деятельности федерального казенного предприятия. Форма сметы доходов и расходов федерального казенного предприятия утверждена приказом Минпромторга России от 21 декабря 2011 г. N 1804 “Об утверждении формы программы деятельности и формы в сметы доходов и расходов федеральных казенных предприятий, а также рекомендуемой формы отчета об исполнении программы деятельности и сметы доходов и расходов федеральных казенных предприятий”.

12. Показатели экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, являются одновременно ключевыми показателями эффективности, характеризующими эффективность деятельности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. Указанные показатели рассматриваются при определении стимулирующей выплаты руководителю федерального государственного унитарного предприятия, в том числе федерального казенного предприятия, в соответствии с приказом Минпромторга России от 14 марта 2016 г. N 655 “Об утверждении порядка организации работы по определению размера должностного оклада, размера и периодичности выплат стимулирующего характера руководителям предприятий, находящихся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации”.

13. С целью перехода на принципы наилучших доступных технологий рекомендуется федеральным государственным унитарным предприятиям, в том числе федеральным казенным предприятиям, на этапе разработки программ деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий включить следующие показатели, характеризующие переход на принципы наилучших доступных технологий, в состав дополнительных показателей деятельности федерального государственного унитарного предприятия и федерального казенного предприятия на текущий год и прогнозный период на два последующих года:

затраты на реализацию перехода на принципы наилучших доступных технологий (тыс. рублей), в том числе объем инвестиций в основной капитал (тыс. рублей);

Росимущество:  МВ Портал Росимущества — вход в личный кабинет

значение снижения износа основных фондов (%);

значение снижения удельной энергоемкости (%);

значение снижения удельных выбросов загрязняющих веществ (%);

соответствие применяемых технологий технологиям, которые описаны в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не превышают установленные технологические показатели наилучших доступных технологий (%).

14. С целью перехода на принципы наилучших технологий федеральным государственным учреждениям, включая федеральные бюджетные учреждения, федеральные государственные автономные учреждения и федеральные казенные учреждения, рекомендуется утвердить приказом руководителя федерального государственного учреждения следующие показатели, характеризующие переход на принципы наилучших доступных технологий, на текущий год и прогнозный период на два последующих года:

15. В соответствии с подпунктами 32, 33 и 34 пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N Пр-3086, а также решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации от 03 октября 2013 г. N ИШ-П13-98пр, государственным корпорациям и организациям с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, необходимо обеспечить утверждение долгосрочных программ развития, включающих цели и количественные показатели их деятельности, а также механизм персональной ответственности руководителей.

16. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации), относится к компетенции высшего органа управления государственной корпорации (совет директоров или наблюдательный совет государственной корпорации).

17. Минэкономразвития России разработаны Методические рекомендации по разработке долгосрочных программ развития стратегических открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий, а также открытых акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает пятьдесят процентов, одобренные Правительством Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N ИШ-П13-2583.

18. Росимуществом совместно с Минэкономразвития России разработаны Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, одобренные Правительством Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N ИШ-П13-2043.

Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, разработаны с целью методической и консультационной поддержки государственных корпораций и организаций с участием государства при формировании и внедрении системы ключевых показателей эффективности, они предусматривают всесторонний анализ деятельности государственных компаний и государственных корпораций и позволяют провести оценку работы их менеджмента и сотрудников, которая должна учитываться при принятии решений об оплате труда, а также кадровых решениях.

19. Основными задачами системы ключевых показателей эффективности являются:

оценка достижения стратегических целей государственных компаний и государственных корпораций;

мониторинг и контроль реализации стратегии государственных компаний и государственных корпораций;

создание должной мотивации менеджмента государственных компаний и государственных корпораций с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей государственных компаний и государственных корпораций.

20. С целью перехода на принципы наилучших доступных технологий государственным корпорациям и организациям с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, рекомендуется:

провести анализ мероприятий долгосрочных программ развития с целью выявления реализуемых мероприятий, направленных на переход на принципы наилучших доступных технологий;

скорректировать мероприятия долгосрочных программ развития, включая разработку мероприятий долгосрочных программ развития, направленных на переход на принципы наилучших доступных технологий;

определить специализированный показатель и (или) показатели, характеризующие своевременное исполнение мероприятий долгосрочных программ развития, направленных на переход на принципы наилучших доступных технологий, на текущий год и прогнозный период на два последующих года и внедрить указанный специализированный показатель и (или) показатели в долгосрочную программу развития и систему ключевых показателей эффективности.

Ключевые показатели эффективности определяются в соответствии с решением высшего органа управления государственных корпораций (совет директоров или наблюдательный совет государственной корпорации) и решением органов управления организаций с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов (совет директоров или наблюдательный совет организации).

21. С целью сохранения удельных весов ключевых показателей эффективности и вовлечения большего количества контрольных событий в процесс перехода на принципы наилучших доступных технологий рекомендуется сделать ключевой показатель эффективности, характеризующий переход на принципы наилучших доступных технологий, интегральным, включающим следующие утвержденные показатели:

экономия энергетических ресурсов не менее 5 процентов в год до достижения к 2018 году среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;

установления экологичности производства товаров и выполнения работ на уровне не ниже значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний;

и (или) новые показатели, характеризующие переход на принципы наилучших доступных технологий, такие как:

снижение износа основных фондов (%);

снижение удельных выбросов загрязняющих веществ (%);

соответствие применяемых технологий технологиям, которые описаны в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и (или) показатели воздействия на окружающую среду которых не превышают установленные технологические показатели наилучших доступных технологий (%);

и (или) другие показатели, характеризующие переход на принципы наилучших доступных технологий и наиболее применимые для государственных корпораций и организаций с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов.

22. Рекомендуется соответствие специализированного интегрального показателя, характеризующего переход на принципы наилучших доступных технологий, следующим требованиям:

определение степени достижения запланированных в долгосрочных программах развития мероприятий, направленных на переход на принципы наилучших доступных технологий;

создание мотивации менеджмента и сотрудников государственных корпораций и организаций с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, на исполнение мероприятий, направленных на переход на принципы наилучших доступных технологий.

23. В рамках разработки и внедрения системы ключевых показателей эффективности рекомендуется предусмотреть матрицу полномочий и ответственности (документ, отражающий распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями государственных корпораций и организаций с участием государства, включая акционерные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов) в отношении выполнения ключевого показателя эффективности, характеризующего переход на принципы наилучших доступных технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *