» » ОПОРА РОССИИ предлагает усовершенствовать налоговую политику
Руководитель центра экспертизы и аналитики «ОПОРЫ России» Иван Ефременков рассказал о том, как его организация оценивает Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2014-2016 годы и период до 2020 года.
Проект был подготовлен Министерством промышленности и торговли. Он предусматривает разворот в развитии торговли от протекционизма в отношении крупных сетей к регулированию рынка с целью развития всех форматов торговли, в том числе малых и нестационарных.
– В целом, мы положительно оцениваем данный документ, потому что он декларирует то, что мы сами продвигаем – развитие конкуренции за счет развития многоформатности в торговле. Так есть во всем мире, так должно быть и в России.
Однако эксперт отмечает, что в проекте есть несколько «тонких мест»:
– Например, не очень понятно, почему в регулировании торговли в проекте делается такая ставка на саморегулируемые организации – СРО. Есть риск того, что крупные сети получат контроль над СРО, а через них – и над малыми региональными сетями. В таком случае будет высока вероятность монополизации рынка. Также есть вопросы к целевым показателям. Например, в проекте есть такой показатель, как количество стационарных объектов всех форматов. Но как такой показатель может работать на выполнение задач стратегии, если он не дифференцирован по форматам?
Иван Ефременков: «В России порядка 100 тысяч ИП торгуют пивом, и каждому из них нужна, как минимум, одна единица новой ККТ»
Дело в том, что в нашей стране только один производитель фискальных накопителей, основной переход на онлайн-кассы в законе был намечен на июль 2017, поэтому не факт, что до 31 марта ИП получат и установят необходимое рынку количество касс. Руководитель центра экспертизы и аналитики «ОПОРЫ России» Иван Ефременков поделился информацией, которой владеет «ОПОРА» на данный момент.
– В нашей стране порядка 100 тысяч ИП торгуют пивом, и каждому из них нужна, как минимум, одна единица новой ККТ. Сейчас часть ИП уже работает с новой контрольно-кассовой техникой. На данный момент у «ОПОРЫ» нет данных о том, какая часть розницы, торгующей пивом, имеет новую ККТ.
– Те ИП, которые сейчас имеют старую кассу ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная), смогут с ней работать до 1 июля, то есть 31 марта для них не «день икс». В группе риска находятся те, кто ранее не применял ЭКЛЗ, и теперь им нужно обзавестись новыми кассами, потому старые перестали продавать еще в феврале.
– Мы проводим мониторинг в разных регионах. Как правило, для того чтобы приобрести кассу с фискальным накопителем нужно ждать от двух недель до двух месяцев, везде по-разному. Кассу без фискального накопителя можно купить свободно.
– Канал сбыта у производителей касс – это, как правило, центры технического обслуживания в различных регионах. Зачастую каждое конкретное индивидуальное предприятие проверяют на необходимость приобретения кассы в данный момент. Если у ИП есть ЭКЛЗ, ему отказывают. Выдают только тем, кому сейчас это жизненно необходимо.
Обозреватель “Ъ FM” Александр Рассохин рассказывает, на какую финансовую поддержку могут рассчитывать малые и средние предприятия.
Сегодня в России более 5,5 млн предприятий малого и среднего бизнеса. Еще порядка 6 млн самозанятых. Впрочем, какие показатели представит официальная статистика через год? С учетом непростых реалий любая мера поддержки обретает весомую ценность. И наибольший ассортимент инструментов для предприятий представляет национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» — как для опытных бизнесменов, так и для тех, кто только начинает свой путь.
Неудивительно, что в это непростое время чаще всего предприниматели обращаются в центры «Мой бизнес» именно за консультациями, отмечает заместитель исполнительного директора «Опоры России» Иван Ефременков: «Это первая точка входа, куда нужно обратиться, где можно получить информацию. Точно востребованы сейчас финансовые меры поддержки, в том числе льготные кредиты по ставке от 2,5% до 4%.
Что касается закупок, с прошлого года их квота для малого бизнеса повышена до 25%. Соответственно, в рамках нацпроекта идут мероприятия, связанные с обеспечением участия малого бизнеса прежде всего в закупках госкомпаний и компаний с госучастием. Помимо этого, есть имущественная поддержка, предоставление в аренду государственного муниципального имущества, в том числе по льготным ставкам. А также отраслевые истории, связанные с поддержкой финансовых предприятий сельского хозяйства, экспортеров».
Центры «Мой бизнес существуют» в 84 регионах страны. Что же касается нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство», то к 2024 году, согласно плану властей, количество занятых в сфере МСП должно достигнуть 25 млн человек.
Портал продолжает изучать, как скажется на рынке обязанность по установке ККТ для тех субъектов предпринимательской деятельности, которые ранее были от этого освобождены. Позицию «ОПОРЫ России» порталу озвучил руководитель Центра правовой экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Иван Ефременков.
— Поправки в закон о ККТ и переход на новые модели и принципы обслуживания кассовой техники обсуждались довольно долго, и те законодательные акты, которые сейчас приняты, хотя и не в полной мере учитывают все реалии бизнеса, все же можно назвать компромиссными. Действительно, для тех ИП и субъектов малого предпринимательства, кто применяет специальные налоговые режимы, будет введена обязанность использования ККТ. Вместе с тем, чтобы компенсировать участникам рынка возникающие в связи с этим затраты, в антикризисном плане правительства предусмотрена возможность предоставления им с этой целью налогового вычета. Механизм получения вычета должен быть реализован путем внесения соответствующих изменений в Налоговый Кодекс, и, по заверениям ФНС, необходимые подзаконные акты будут приняты до конца этого года. В связи с этим «ОПОРА России» рекомендовала бы субъектам малого бизнеса, у которых появляются обязанности по внедрению ККТ, не предпринимать никаких «авральных» мер и, работая в штатном режиме, дождаться утверждения механизма получения налогового вычета, а затем в плановом порядке устанавливать кассовую технику.
— В настоящее время основные усилия «ОПОРЫ России» направлены на то, чтобы в сотрудничестве с ФНС отработать механизм налогового вычета таким образом, чтобы он учитывал максимальное количество издержек, которые понесут предприниматели, устанавливая ККТ.
— Что же касается сроков возникновения у предпринимателей обязанности по внедрению расчетов через ККТ, то даже с учетом новой даты, прописанной в поправках к ФЗ-171 — 31 марта 2017 года, — этого времени, полагаю, будет достаточно для того, чтобы предпринимателям в плановом, повторюсь, порядке подготовиться к новым бизнес-процессам. А у экспертного сообщества, в том числе и «ОПОРЫ России», будет время обсудить с Минфином и ФНС целесообразность более ранних сроков внедрения ККТ, а возможно — и скорректировать их.
Представители деловых объединений называют несколько сложностей, которые могут возникнуть в процессе унификации механизма распределения бюджетных субсидий. Так, по словам заместителя исполнительного директора «Опоры России» Ивана Ефременкова, оценить готовность бизнеса к такому подходу можно будет только после подготовки подзаконных актов. Также он указывает на риски того, что компании, которым субсидии «нужны для выживания», в конкурентной борьбе победить не смогут. «В последние два года — в период COVID-19 и на фоне текущей экономической ситуации, связанной с санкциями и разрывом логистических цепочек,— субсидии стали не поощрением лучших, а инструментом поддержки всего пострадавшего бизнеса. С другой стороны,— добавляет Иван Ефременков,— существуют и риски того, что “поддержка лучших” обернется тем, что одни компании будут регулярно получать поддержку, а остальные — нет».
Член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков видит в унификации получения субсидий, грантов и мер поддержки и плюсы («чем проще получить меры поддержки, тем больше вероятность, что это возымеет положительный эффект»), и минусы («фактически их смогут получать только те, кто показывает хорошие финансовые результаты и имеет возможность нанимать специалистов для заполнения и подачи заявок, снижая тем самым шансы получить субсидии другим предпринимателям, которые испытывают финансовые затруднения или занимаются заполнением заявок самостоятельно»).
«Несколько настороженно» относятся к проекту Минфина в РСПП, объясняя это «рисками злоупотребления размещаемой на едином портале бюджетной системы информацией», в том числе о проектах, продукции и направлениях НИОКР компаний, как конкурентами, так и «недружественными юрисдикциями». РСПП настаивает на ограничении публичного раскрытия таких данных и обсуждении их «чувствительности» с компаниями — в том числе речь идет о возможности учета в проекте необходимости ограничения раскрытия «информации, которая формально не содержит сведений, составляющих гостайну, и не является информацией ограниченного доступа». Также в союзе отмечают, что с субсидиями для определенных категорий получателей (промышленных компаний, МСП и т. д.) эффективнее и менее затратно работать на уже профинансированных бизнесом специализированных порталах.
Законодатели решили заткнуть дыры в региональных бюджетах за счет малого и среднего бизнеса. Соответствующий законопроект уже прошел второе и третье чтения в Думе и принят Советом Федерации
На фоне всеобщей эйфории по случаю присоединения Крыма депутаты проголосовали за законопроект, радикально увеличивающий нагрузки на малый и средний бизнес. Речь идет о возвращении налогового бремени на имущество. Не исключено, что народные избранники не особо вчитывались в подсунутый им скучнейший документ, озаглавленный “поправки в Налоговый кодекс”. И уж тем более не добирались до с. 11-14. А зря. О том, насколько зря, “Огоньку” поведал глава Центра экспертизы “Опора России”* Иван Ефременков.
— О чем?
— В чем оно заключается?
— Сейчас малые предприятия имеют возможность применять специальные налоговые режимы, серьезно уменьшающие их налоговую нагрузку — упрощенную систему налогообложения (в просторечье — “упрощенку”), или платить единый налог на вмененный доход. Обе системы придуманы специально для малого бизнеса. В противном случае таким предприятиям приходилось бы платить сразу три налога — НДС, налог на имущество и налог на прибыль. “Упрощенка” же позволяла платить 6 процентов c доходов или 15 процентов де-факто с прибыли (доходы минус расходы). Причем региональные власти могли снижать ставку с 15 до 5 процентов по своему усмотрению. Делали это крайне редко, но такие примеры есть. В любом случае очевидно, что “упрощенка” позволяла избежать огромных налоговых трат. Казне, впрочем, это шло на пользу. Есть информация о том, что доходы бюджета по “упрощенке” и единому налогу на вмененный доход от малых компаний составили в 2013 году 150 млрд рублей.
— А теперь как будет?
— Теперь “упрощенка” остается, но малый и средний бизнес вынужден будет платить еще и налог на имущество. Если распространить новое правило на все юридические лица, то налоговая нагрузка на малые предприятия увеличится более чем в два раза. Мы в “Опоре России” оценили ее в 200 млрд рублей.
— И к чему это может привести?
— Число индивидуальных предпринимателей (ИП) за прошлый год сократилось на 500-600 тысяч. То есть из 4 млн осталось менее 3,5 млн. А все потому, что ставка страховых взносов была увеличена в два раза и многие не вынесли такой нагрузки, ушли с рынка. Теперь под удар попадает малый бизнес. В России порядка 2 млн малых компаний. Делятся примерно так: 40 процентов — это торговые точки, 15 — бизнес по оказанию бытовых услуг, 7-10 — предприятия общественного питания, примерно столько же — гостиницы, еще 7-8 процентов — производственный сектор. Число малых предприятий в целом по России тоже сокращалось в силу вялотекущего кризиса и стагнации экономики. Не так оперативно, как в случае с ИП, но тоже немало. Сейчас, если законопроект по поправкам в Налоговый кодекс будет подписан президентом, процесс наверняка ускорится. Конечно, сложно подсчитать, насколько возрастет налоговое бремя для каждого конкретного малого предприятия, но, что называется, “на глазок”: в Москве, например, в сфере общепита это может обойтись в 1,5 млн рублей в год на каждый малый бизнес.
— И что, в столице тогда исчезнут шашлычные и ларьки-магазинчики?
* Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” объединяет в своих рядах 450 тысяч предпринимателей, которые создают более 5 млн рабочих мест.
Правительство хочет заставить платить налоги более 20 млн самозанятых россиян. Для этого разрабатывается новый юридический статус индивидуального предпринимателя
Новый индивидуальный предприниматель
Новый статус ИП будет создан не вместо, а в дополнение к существующему юридическому статусу, говорится в материалах межведомственной рабочей группы (есть у РБК), созданной в конце апреля по поручению президента под председательством бизнес-омбудсмена Бориса Титова. В группу входят представители Минтруда, Минфина, Минэкономразвития, ФНС, внебюджетных фондов и предпринимательского сообщества.
Основной целью, отмечается в документе, является вывод самозанятых из тени, которых, по данным Минтруда, в России 22,5 млн человек (20% экономически активного населения). «Для этого предполагается упрощенная форма легализации предпринимательской деятельности — посредством получения статуса самозанятого (то есть лица, лично занимающегося предпринимательской деятельностью и не имеющего наемных работников)», — сказано в документе. Для таких предпринимателей процедура оформления, ведения и прекращения деятельности должна быть максимально простая и недорогая, отмечается в материалах.
Сейчас группа рассматривает два основных варианта создания института самозанятых: с созданием нового специального статуса «самозанятый-гражданин» (что потребует изменения Гражданского кодекса и «комплексного изменения всего законодательства») либо «самозанятый — индивидуальный предприниматель», что предполагает использование существующей организационно-правовой формы ИП (просто плюс к этой форме появится новый тип ИП).
Согласно материалам рабочей группы, для самозанятых будут доступны около 40 видов деятельности, в их числе мелкие бытовые услуги (ремонт обуви, металлоизделий, пошив одежды, услуги фотоателье, типографий, парикмахеров), монтажные работы, услуги репетиторства, ухода за детьми, перевод, услуги по перевозке пассажиров и грузов, хлебопекство и производство молока на продажу, рыбоводство и рыболовство, розничная торговля на ярмарках и сельхозрынках. Руководитель экспертного центра при уполномоченном по правам предпринимателей Анастасия Алехнович, которая участвует в работе межведомственной группы, говорит, что новая юридическая форма будет оптимальной, например, для репетиторов и нянь, которые сейчас боятся становиться индивидуальными предпринимателями.
Свидетельство (патент) можно будет получить в Федеральной налоговой службе, через многофункциональные центры или посредством единого портала государственных услуг. Оно будет действовать от месяца до года и оплачиваться единовременно. Не будет требоваться отдельная регистрация в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования.
Особенностями статуса самозанятых станет отсутствие налоговой отчетности и контрольно-кассовой техники, говорится в материалах группы, освобождение от контрольно-надзорных мероприятий и налоговые каникулы: первое получение «свидетельства» — бесплатно, кроме платы в социальные фонды.
Представитель пресс-службы Минфина подтвердил РБК, что в рабочей группе рассматривается создание упрощенного налогового режима для физических лиц, которые не имеют работодателей и наемных работников. Планируется, что это будет патент для самозанятых граждан.
Алехнович считает, что самозанятые будут сами заинтересованы в том, чтобы встать на учет. «Во-первых, начнут идти отчисления на будущую пенсию. Во-вторых, сейчас самозанятые, не платя налоги, нарушают закон и рано или поздно могут получить обвинение в незаконной предпринимательской деятельности» — замечает она.
Представитель прессы-службы Минтруда заявил РБК, что вопросы реформы механизма ИП находятся в начальной стадии обсуждения.
ИП не тронут еще два года
7 июня бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил, что в России могут остаться только ИП без права найма, а все остальные — стать малыми предприятиями. «Что касается возможной отмены формы ИП, то многие считают, что эта форма себя исчерпала», — передал он через пресс-службу. Вопрос об упразднении и реформировании этой формы обсуждается, однако это вопрос «очень неблизкого будущего». «В сентябре мы надеемся запустить новый институт самозанятых, не трогая при этом статус ИП», — добавил он.
Представитель Минэкономразвития призвал подходить к изменениям осторожно. Он отметил, что введение дополнительных ограничений или полная отмена этой формы ведения предпринимательской деятельности может привести к негативным последствиям, в том числе социальным. На индивидуальных предпринимателей приходится 30% от общей численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства и 25% от общего размера выручки в секторе малого и среднего предпринимательства, сказал он.
«Сейчас нужно скорректировать порядок, а дальше посмотреть, как это работает — это минимум два года. Мы же много всего в пользу ИП делали, эти наработки терять нельзя», — отмечает руководитель проектов «Деловой России» Анастасия Алехнович, которая участвует в работе группы.
После того как группа утвердит предпочтительный вариант, законопроект может быть подготовлен довольно быстро, говорит Алехнович. Срок его внесения в правительство — осень 2015 года. Пока, по ее словам, группа склоняется к варианту с созданием нового вида ИП, так как в этом случае не потребуется масштабных изменений в законодательство.
Один кабинет вместо нескольких форм
Власти готовы упростить статотчетность малому бизнесу
Минэкономразвития разработало законопроект, резко сокращающий число показателей, по которым малый бизнес должен отчитываться перед Росстатом. Это должно сэкономить предпринимателям время и деньги, считают авторы инициативы
Минэкономразвития намерено упростить малому бизнесу предоставление статистической отчетности: вместо многочисленных форм, в которых зачастую есть дублирующиеся пункты, нужно будет отчитываться по исчерпывающему перечню показателей. Это следует из законопроекта министерства, с которым ознакомился РБК.
Новый подход к отчетности поддержали Торгово-промышленная палата, «Опора России», «Деловая Россия» и общественный совет при Росстате, указано в пояснительной записке к проекту.
Росстат сейчас проводит сплошное статистическое наблюдение за субъектами малого и среднего бизнеса раз в пять лет. В остальное время проводятся выборочные наблюдения малых и средних предприятий раз в месяц или раз в квартал, микропредприятий — раз в год. Последнее сплошное статистическое наблюдение МСП проводилось в 2021 году.
Поправки убирают из закона конкретную периодичность проведения статистических наблюдений. В новой версии указано, что порядок их проведения устанавливает правительство.
Согласно проекту, малому бизнесу нужно будет сдавать отчетность не в несколько ведомств, а в личном кабинете на цифровой аналитической платформе предоставления статистических данных, используя электронную подпись. В частности, для индивидуальных предпринимателей и представителей юрлиц по доверенности предусмотрена возможность использовать неквалифицированную электронную подпись физлица. Доступ к личному кабинету может быть предоставлен в том числе через «Госуслуги» или портал МСП, уточняется в пояснительной записке. Нововведение позволит сократить время заполнения отчетности до нескольких часов в год, утверждается в документе.
В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2024 года.
Что предлагается изменить
Как отмечается в пояснительной записке, почти из 2,5 тыс. регулярных форм отчетности более 1 тыс. приходится на малый бизнес. «Сложные и трудоемкие формы, предоставляемые в различные ведомства, требуют от предпринимателей существенных трудовых и финансовых затрат на их заполнение», — указывают авторы инициативы.
По словам заместителя исполнительного директора «Опоры России» Ивана Ефременкова, только по линии Росстата число форм отчетности, которые сейчас сдает бизнес, может превышать десяток в один период времени (год, квартал, месяц). Это могут быть, например, сведения о производстве продукции, объеме платных услуг населению, деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле и т.д. «По каждому виду отчетности предусмотрена своя дата подачи, установлена довольно высокая ответственность — до 70 тыс. руб. штрафа за каждую отчетность», — отмечает Ефременков. Кроме того, формы отчетности довольно часто меняются, и бизнесу нужно постоянно отслеживать изменения на специальном ресурсе.
Новация заключается в том, что предприниматели будут предоставлять статистическую отчетность не по формам, а по исчерпывающему перечню показателей, утверждаемому правительством. Росстат совместно с объединениями бизнеса сейчас оптимизирует этот перечень, сообщили РБК в пресс-службе Минэкономразвития. Кроме того, показатели для заполнения будут автоматически выбираться из этого списка в зависимости от деятельности конкретной фирмы, уточнили в пресс-службе.
«Опора России» взаимодействует с Росстатом для определения показателей, по которым должны будут отчитываться предприятия малого бизнеса, вносит предложения, от какой отчетности можно освободить предпринимателей, из каких источников возможно получать информацию, рассказывает Ефременков. «Мы считаем, что с предпринимателей должны собирать только те данные, которые невозможно получить в том или ином ведомстве, и только те, которые действительно нужны органам власти. Необходимо выстроить систему межведомственного взаимодействия, которая позволила бы получать максимальный объем информации о субъектах предпринимательства из тех данных, которые хотя бы единожды были поданы в любое из ведомств или государственных учреждений, в системы учета», — подчеркивает он.
Перечень будет составлен таким образом, чтобы исключить дублирование данных и максимально убрать ежемесячную отчетность, следует из пояснительной записки. Будет учитываться универсальность показателя для максимального числа видов экономической деятельности, возможность его использования для контроля исполнения документов стратегического планирования.
Законопроект запрещает собирать с субъектов малого предпринимательства отчетность или иную информацию, не предусмотренную перечнем первичных статистических показателей. Исключение составляют административные данные, получаемые государственными органами, например Федеральной налоговой службой или Центробанком. К административным данным законопроект также относит налоговую, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включая консолидированную финансовую отчетность.
Поправки допускают, что «в целях предотвращения ухудшения геополитической и экономической ситуации, оказывающей влияние на развитие отраслей экономики, а также в условиях чрезвычайной ситуации» правительство вправе изменить правила сбора отчетности. В том числе возможна полная или частичная отмена этого запрета. Как пояснили в пресс-службе Минэкономразвития, ограничения на сбор сведений, помимо утвержденных перечнем, могут быть сняты только по решению правительства для недопущения ухудшения экономической обстановки, а также в чрезвычайных ситуациях.
Екатерина Виноградова, Иван Ткачёв.
ОПОРА РОССИИ предлагает усовершенствовать налоговую политику
Комитет ОПОРЫ РОССИИ предлагает представителям бизнес-сообщества направить предложения по совершенствованию налоговой политики государства
Комитет ОПОРЫ РОССИИ по учету и налоговому администрированию формирует консолидированную позицию членов ОПОРЫ РОССИИ по основным направлениям совершенствования налоговой политики государства в отношении малого и среднего предпринимательства.
Предлагаем направить в ОПОРУ РОССИИ предложения по приоритетным направлениям совершенствования налоговой политики государства в отношении малого и среднего предпринимательства по прилагаемой форме.
В дальнейшем Ваши предложения будут обсуждаться на заседании Комитета ОПОРЫ РОССИИ по учету и налоговому администрированию
Предложения по основным направлениям совершенствования налоговой политики государства в отношении малого и среднего предпринимательства