О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА ПО ПРОДАЖЕ ПРАВ НА ИМУЩЕСТВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖЕ, И ОПРЕДЕЛЕНИИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УКАЗАННОГО АУКЦИОНА
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.02.2017 N 235)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике” Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила проведения аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже.
Установить, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2013 г. N 938
Проектно-сметный метод
Расчёт применяют при госзакупках в строительной сфере:
- при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта кап. строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами;
- для работ по сохранению памятников культурного наследия.
Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном 44-ФЗ, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определённой в соответствии со статьёй 8.3 Градостроительного кодекса РФ. Заказчики для расчёта цен используют утверждённые Минстроем России методики и в случаях, установленных действующим законодательством в рамках государственной экспертизы проектной документации, проходят проверку достоверности сметной стоимости. Данный метод не подходит для закупок без объёмов.
Отличие НМЦК от НМЦД
Начальная максимальная цена договора (НМЦД) — это ключевое звено в документации коммерческих закупок. Регулируется п. 5 ч. 9 статьи 4 №223-ФЗ. Применение и метод определения НМЦД по 223-ФЗ, как правило, аналогичен использованию и схемам расчёта НМЦК по 44-ФЗ.
Рекомендации о применении заказчиками, осуществляющими закупки по 223-ФЗ, методики обоснования НМЦД, аналогичной предусмотренной в 44-ФЗ, содержатся в письме Минфина России № 24-01-09/37717 от 16.06.2017.
Как ещё можно рассчитать НМЦК
Существуют бесплатные сервисы для расчётов НМЦК. Одним из них является калькулятор, разработанный «Национальной ассоциацией институтов закупок». Бесплатный онлайн-сервис реализован в рамках проекта «Контрактная система в действии». Программа рассчитывает НМЦК методом сопоставления рыночных цен. Также сервис предоставляет цены прошлых периодов и корректирует полученные, учитывая вид закупки. Полученная таблица расчётов и форма обоснования НМЦК соответствует форме, приведённой в Методических рекомендациях, утверждённых Приказом №567.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
В случаях закупок товаров и услуг, указанных в Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 № 19, заказчик обязан не только обосновать НМЦК, но и указать в проекте контракта формулу цены.
К таким закупкам относятся в частности: услуги по страхованию, оценке имущества, услуги на предоставление кредита, поставка топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.
Что зависит от НМЦК
Размер НМЦК влияет не только на стоимость товаров и услуг, но и на другие условия проведения торгов.
Способ закупки
- если НМЦК больше 3 млн рублей, то закупку нельзя осуществить запросом котировок;
- если НМЦК больше 600 тысяч рублей, то осуществить закупку у единственного поставщика по п.4—5 ч.1 статьи 93 будет невозможно (исключение — закупка товара в электронной форме).
Срок подачи заявки на участие в электронном аукционе
- если НМЦК не превышает 300 млн рублей, а при закупках подрядных работ 2 миллиардов рублей — срок размещения извещения в ЕИС не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- если НМЦК превышает 300 миллионов рублей, либо 2 млрд рублей для закупок подрядных работ, то извещение публикуется не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
Установление обеспечения заявки
Если НМЦК конкурса, аукциона или запроса котировок 1 млн рублей и более, то участник закупки вносит сумму-гарант в виде обеспечения заявки, размер которой также зависит от НМЦК.
Что делать, если цена не соответствует рынку
Поставщику целесообразно участвовать в такой сделке, если он заинтересован в количестве выполненных заказов, используя их в качестве портфолио для дальнейших закупок. Вероятность победы высокая, так как участников меньшинство.
Если НМЦ завышена
В таком случае большое количество участников сбивает установленную НМЦК до средней по рынку. На такую закупку могут обратить внимание органы финансового контроля, прокуратура или правоохранительные органы. В результате закупка отменится, если заказчик не представит аргументированные объяснения и подтверждение правильности расчёта своей цены.
Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше
Если участник конкурса или аукциона снизил НМЦК больше чем на 25%, к нему применяются антидемпинговые меры.
Если НМЦК 15 млн рублей и менее: увеличение обеспечения контракта в полтора раза либо представление участником закупки доказательств добросовестности и обеспечение в размере, указанном в документации о торгах.
Подтверждением добросовестности является исполнение за три года до даты подачи заявки трёх контрактов без неустоек. При этом цена одного из них должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении о закупке.
Для ИП и юр.лиц, имеющих статус субъекта малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированной некоммерческой организации (СОНО), установлены особые нормы.
Если закупка проводилась только для СМП/СОНО, то участник может быть освобождён от внесения обеспечения контракта, включая антидемпинговые меры, в случае предоставления информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение таким участником (без учёта правопреемства) в течение трёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке трёх контрактов, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке.
Участие в госзакупках требует специальной подготовки и знаний. Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
Расчёт НМЦК методом анализа рынка
После отбора цен и проверки их на однородность заказчик рассчитывает НМЦК по формуле:
- V — количество товара, которое заказчик будет закупать;
- n — количество цен, которые заказчик использует в расчёте;
- Цi — цена, которую заказчик использует в расчёте, под номером i.
Сопоставление рыночных цен
Данный метод используется в первую очередь. Заказчик проводит следующие действия:
- Сравнивает цены необходимых товаров, работ и услуг у предполагаемых исполнителей контракта. Такая информация может быть получена из общедоступных открытых источников (сайты, каталоги, прайс-листы и т.д.).
- Запрашивает коммерческие предложения у производителей или подрядчиков. Сравнение цен производят только на однородные или идентичные товары, учитывая коэффициент отклонения.
- Публикует запрос цен на сайте Единой Информационной Системы и проводит анализ цен из реестра контрактов.
Заказчик не рассматривает предложенные цены, если:
- поставщик входит в Реестр недобросовестных поставщиков;
- цены предложены анонимно;
- описание товара не соответствует предложенной стоимости;
- поставщиком не представлен детальный расчёт.
Цену из реестра контрактов можно увеличить. В соответствии с Методическими рекомендациями, утверждёнными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 №567 на рост влияет способ закупки, явившейся источником информации о цене товара, работы, услуги:
- аукцион — 13%;
- запрос котировок и запрос предложений — 17%;
- если за основу взят контракт, заключённый с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – цена не увеличивается.
Расчёт коэффициента отклонения
Способ расчёта НМЦК заключается в проверке цены на однородность, и расчёте коэффициента отклонения. Используется стоимость товаров, полученных от разных поставщиков:
- минимум три цены, если стоимость получена путём запроса коммерческих предложений;
- пять цен, если рассматриваются завершённые контракты.
Сначала проводится вычисление среднеквадратического отклонения по следующей формуле:
- σ — среднеквадратическое отклонение;
- Цi — цена;
- «Ц» — среднее арифметическое всех цен;
- n — общее количество цен;
- i — номер источника цены.
Далее получают коэффициент отклонения следующим образом:
Если результат решения составляет меньше 33%, то данные цены пригодны для использования в расчёте НМЦК.
Возможные ситуации при определении НМЦК
Ситуация № 1 – НМЦК занижена
- процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
- высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.
Ситуация № 2 – НМЦК завышена
- неэффективное расходование бюджетных средств;
- в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
- есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.
Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно
- ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
- эффективное расходование бюджетных средств;
- участие в такой закупке выгодно для участника;
- заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.
Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК
Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.
Тарифный метод
Так же, как и нормативный метод, применяется для определённых товаров и услуг при условии, что тарифы и цены на них подлежат государственному регулированию или устанавливаются муниципальными правовыми актами, например:
- обращение твёрдых коммунальных отходов;
- тепло- и газоснабжение;
- водоснабжение и водоотведение;
- общедоступная электросвязь и почтовая связь;
- подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
На стоимость тарифов ссылается заказчик при обосновании НМЦК в госзакупке. Ознакомиться с информацией по тарифному регулированию можно на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Определение НМЦК тарифным методом происходит по следующей формуле:
- V — количество закупаемого товара или объём работ;
- Т — регулируемый тариф.
Затратный метод
Данный метод расчёта НМЦК применяется в случае, если ни один из вышеописанных способов не применим. Также его можно использовать для уточнения цены, которая получена одним из них.
Заказчик суммирует норму прибыли в выбранной сфере и затраты, которые появятся у поставщика:
- производственные расходы;
- затраты на приобретение;
- расходы по реализации и логистике и прочее.
Полученная сумма будет являться НМЦК в выбранной сфере закупки.