Администрация Ямбирского сельского поселения Рязанской области организовала открытый аукцион на право заключения договоров аренды земли. Поступило две заявки: от Александра Чернышова и от Виктора Меркушкина. Оба оплатили задаток, но за Меркушкина это сделал другой человек. Поэтому до конкурса допустили только Чернышова, с которым, как с единственным участником, и заключили договор.
В этом сюжетеЭкономколлегия защитила бизнес от переоценки тендера13 ноября, 14:29
Меркушкин не согласился и оспорил результаты конкурса в Управлении ФАС по Рязанской области. Там согласились с тем, что Меркушкина до конкурса нужно было допустить. Аукцион был аннулирован, что не понравилось уже Чернышову — он в судебном порядке оспорил действия антимонопольного органа.
Суды указали, что положения аукционной документации прямо не предусматривали возможность исполнения обязательства о внесении задатка третьим лицом. При этом возложение непосредственно на участников аукциона обязанности по внесению задатка направлено на определение платежеспособности претендента и серьезности его намерений относительно приобретения прав на земельные участки.
В своей жалобе в Верховный суд антимонопольщики указали, что платежное поручение об оплате задатка за Меркушкина было подано в составе его заявки. Реквизиты участника были указаны в описи приложений к заявке, а сам задаток поступил на расчетный счет в срок, установленный организатором торгов. Таким образом, организатор торгов обладал возможностями идентифицировать поступившие платежи и однозначно установить, кем из участников и по каким лотам внесен задаток, уверены в УФАС.
Также антимонопольщики сослались на положения ст. 313 ГК, согласно которым исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. «Применительно к рассматриваемому спору обязательство по уплате задатка может быть исполнено третьим лицом, если прямо не установлен запрет на уплату задатка организатором торгов», — полагают в УФАС.
Экономколлегия проверила доводы жалобы и согласилась: внесение задатка третьим лицом не может служить основанием для отказа в допуске лица к участию в торгах. А отсутствие непосредственно у участника торгов денег, необходимых для уплаты задатка, на момент проведения торгов не может служить основанием для вывода о его недобросовестности, поскольку не означает, что он не сможет вносить арендную плату в дальнейшем исходя из получаемых им доходов и с учетом стоимости иного принадлежащего такому участнику имущества. «Напротив, внесение задатка непосредственно участником торгов не исключает риска того, что в дальнейшем этот участник, ставший победителем торгов, не утратит возможность исполнять свои обязательства, тем более, в ситуации, когда срок аренды земли является значительным, составляя 49 лет, как это предусмотрено аукционной документацией в рассматриваемом деле», — подчеркнули судьи (дело № А54-263/2019).
Для организации торгов по продаже имущества должника, находящегося в процедуре банкротства, арбитражный управляющий открывает специальный банковский счет, на который перечисляются только задатки для участия в торгах. Задатки:
- носят обеспечительный характер;
- имеют особый правовой режим;
- не включаются в конкурсную массу должника;
- подлежат возврату в течение 5 дней после окончания торгов.
Но случается так, что недобросовестные арбитражные управляющие указывают неправильные реквизиты счета, что усложняет или делает невозможным возврат задатка.
ООО «Мариинскинвестпром» перечислило задаток для участия в торгах по продаже имущества несостоятельного ООО «Югорскремстройгаз». Но победителем признали другую компанию. ООО «Мариинскинвестпром» обратилось к конкурсному управляющему с заявлением о возврате задатка. В ответ конкурсный управляющий сообщил, что денежные средства внесены не на специальный («задатковый») счет, а на основной счет должника, поэтому их можно вернуть в порядке ст. 134 закона «О банкротстве», в составе пятой очереди текущих платежей. Иными словами, ООО «Мариинскинвестпром» не смогло бы вернуть деньги: после поступления на основной счет должника с картотекой задаток был списан на погашение текущей задолженности предшествующих очередей, а колоссальный размер реестра текущих платежей должника не давал повода надеяться на возврат задатка.
После обращения «Мариинскинвестпрома» в
Профайл компании
первым делом надо было выбрать надлежащий способ защиты. Оспаривать торги и договор купли-продажи, заключенный по результатам торгов, было нецелесообразно, ведь у заявителя не было статуса участника торгов, а судебная практика по тождественным спорам неутешительная (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.09.2014 № Ф01-4639/2014 по делу № А11-1550/2013, от 04.08.2011 по делу № А79-8036/2009; Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2014 по делу № А19-11959/2013, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.12.2017 № Ф04-7352/2014 по делу № А03-8747/2013).
Оспорить не торги, а бездействие управляющего
Мы обратились с жалобой на бездействие конкурсного управляющего по невозврату задатка и с заявлением о разрешении разногласий с конкурсным управляющим о порядке возврата задатка в деле о банкротстве ООО «Югорскремстройгаз» (№ А75-10550/2015). В аналогичной ситуации оказались еще четыре лица, перечислившие задатки на основной счет должника. Поэтому заявления о взыскании убытков и жалоб объединили в одно производство, в качестве соответчика привлекли организатора торгов. При рассмотрении обособленного спора конкурсный управляющий заявил, что требования не подлежат удовлетворению, так как задатки перечислены по реквизитам основного счета по вине заявителей. Управляющий напомнил, что во всех публикациях указаны правильные реквизиты специального счета для перечисления задатка, и сообщил, что у должника нет фактической возможности вернуть деньги.
В этом сюжетеВС не стал отменять торги, проведенные не по специальным правилам24 ноября, 19:09ВС отказал в оплате услуг организатора банкротных торгов24 мая, 17:24ВС оставил управляющего без процентов8 октября, 10:24
Действительно, в проекте договора о задатке и в части сообщений о торгах указаны правильные реквизиты специального счета для перечисления задатка, но в поздней по дате публикации (которой ООО «Мариинскинвестпром» и руководствовалось при перечислении задатка) в описании отдельных лотов есть ошибочное указание реквизитов основного счета. Этот документ с неправильными реквизитами был размещен на электронной торговой площадке, подписан ЭЦП организатора торгов, что однозначно указывает: именно он виноват, что заявители перечислили задатки не туда.
Более того, помимо пяти заявителей по обособленному спору, два потенциальных участника этих же торгов аналогично ошибочно перечислили задатки на основной расчетный счет. Эти деньги конкурсный управляющий вернул. При этом он не смог внятно обосновать такой избирательный подход. Такое поведение указывает, что вернуть задатки возможно, а конкурсный управляющий злоупотребляет правом.
В ходе длительного рассмотрения обособленного спора (1,5 года) конкурсное производство было завершено, должник ООО «Югорскремстройгаз» ликвидирован. В результате заявителям оставалось лишь требовать взыскания убытков в размере перечисленных задатков с недобросовестных конкурсного управляющего и организатора торгов.
Детально проанализировав все выписки о движении денежных средств по счетам должника и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что такое поведение конкурсного управляющего и организатора торгов состоит в прямой причинно-следственной связи с убытками «Мариинскинвестпрома» и других заявителей. Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.08.2021 по делу № А75-10550/2015 бездействие конкурсного управляющего по удержанию задатков и действия организатора торгов признаны незаконными, суд взыскал с ответчиков убытки в размере перечисленных задатков. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Сейчас начала формироваться положительная судебная практика, что «ошибочное перечисление участником торгов суммы задатка не на специальный счет должника, а на основной счет не освобождает конкурсного управляющего от необходимости действовать добросовестно и разумно и соблюдать правила возврата задатков» (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.07.2021 № Ф01-3235/2021 по делу № А28-3232/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2021 № Ф07-8141/2021 по делу № А56-5579/2016). Но это еще не значит, что задаток для участия в торгах можно перечислять на любой счет должника. Чтобы избежать длительных судебных разбирательств, рекомендуем внимательно проверять реквизиты счетов для перечисления задатков во всех сообщениях о проведении торгов. А если обнаружились противоречия, надо письменно обращаться за разъяснениями к арбитражным управляющим и организаторам торгов.
Специалисты учебного центра АО «Единая электронная торговая площадка» подготовили для вас подборку наиболее распространенных вопросов (и ответов на них), касающихся имущественных торгов по 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
1. Какие виды имущественных торгов проводятся на «Единой электронной торговой площадке» и в каких секциях?
На «Единой электронной торговой площадке» имущественные торги проходят в двух торговых секциях. В каждой из них осуществляются определённые виды закупочных процедур.
В секции имущественных торгов по 178-ФЗ:
– реализация государственного и муниципального имущества в рамках программ приватизации на основании 178-ФЗ;
– сдача в аренду государственного и муниципального имущества на основании Приказа ФАС 67.
В секции корпоративных торгов по 223-ФЗ:
– аренда и продажа имущества хозяйствующих субъектов (не государственная или муниципальная/не полностью государственная или муниципальная собственность) на основании Гражданского Кодекса РФ, а также собственных регламентов продавцов имущества;
– сдача в аренду нестационарных торговых объектов, мест для рекламы, торговых площадей и ярмарочных мест (на основании законодательства о торговле, рекламе, а также региональных и муниципальных нормативных актов о проведении такого типа торгов);
– продажа непрофильных активов госкомпаний (Ростелеком, ВТБ и т.д.) на основании ГК РФ, предписаний Росимущества и регламентов госкомпаний;
– продажа залогового имущества банками (например, ВТБ).
2. Какие действия должен совершить продавец имущества/арендодатель для начала проведения торгов в электронной форме?
Алгоритм действий по продаже имущества следующий:
a) В первую очередь необходимо получить электронную подпись, если таковой ранее не имелось;
b) затем продавец должен заключить соглашение с электронной площадкой по требованиям Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 г. №860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме»;
c) потом необходимо пройти аккредитацию на площадке в качестве продавца и настроить личный кабинет на площадке (распределить роли между специалистами организации, привязать электронные подписи).
3. Какую электронную подпись должен иметь продавец имущества для размещения документов и информации?
Как правило, требуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Но если у продавца имущества есть электронная подпись заказчика, действующего в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», то можно использовать ее. Если нет, то необходимо получить усиленную квалифицированную подпись, в т.ч. в территориальном органе Казначейства РФ или любом удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России.
4. Как аккредитуются покупатели имущества по 178-ФЗ?
Покупатели имущества аккредитуются самостоятельно на каждой из площадок, отобранных в качестве операторов электронных торгов по 178-ФЗ. Регистрация через Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) для них не предусмотрена.
Если же участник уже зарегистрирован на «Единой электронной торговой площадке» в торговых секциях по 44-ФЗ, 223-ФЗ для малого бизнеса, а также в рамках торгов по капремонту (все эти доступы открываются после регистрации в ЕИС-ЕРУЗ), то ему сразу откроется доступ на секцию 178-ФЗ.
5. В какой последовательности публикуется информация на сайте http://torgi.gov.ru и на ЭТП? Возможны ли ситуации, когда информация есть на сайте torgi.gov.ru, но отсутствует на ЭТП и наоборот?
Информация о продаже имущества по 178-ФЗ или сдаче его в аренду по Приказу ФАС №67 (а также сдаче в аренду недр, продаже лицензий на добычу полезных ископаемых) размещается одновременно на https://torgi.gov.ru и на сайте электронной площадки.
При этом в пункте 12 ПП РФ 860 указано «Для продажи имущества уведомление о проведении продажи имущества направляется оператору электронной площадки продавцом не позднее 3 календарных дней до дня размещения информационного сообщения о проведении продажи имущества на официальном сайте в сети “Интернет”».
Таким образом, сначала необходимо обратиться к оператору электронной площадки, и только потом размещаться на https://torgi.gov.ru/
Чтобы упростить этот процесс, лучше вначале опубликовать извещение на площадке, установив отложенный срок начала приема заявок (заложить не менее 3 календарных дней), и за это время, при необходимости, согласовав действия с оператором ЭТП, провести подготовительную работу на https://torgi.gov.ru/ по размещению там информационного сообщения. Таким образом, можно синхронизировать работу на ЭТП и https://torgi.gov.ru, избежав возможных технических и организационных проблем.
Дублировать все значимые действия и протоколы приходится https://torgi.gov.ru и на ЭТП, поскольку между ними не предусмотрена сквозная интеграция.
6. Торги по аренде и рекламе тоже должны проходить в электронной форме, или могут быть на бумаге?
Это зависит от объекта аренды. Согласно приказу ФАС №67 – торги могут осуществляться и на бумаге, и в электронной форме. По аренде рекламных мест и площадей, аренде торговых точек – аналогично, но в настоящее время приоритет отдается электронной форме.
Если речь идет о сдаче в аренду рекламных мест и площадей, а также торговых точек, то необходимо помнить, что порядок проведения торгов по таким объектам регионы и муниципалитеты готовят самостоятельно (по аналогии с Постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. №26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности»).
7. Есть ли информация от том, когда будет реализована интеграция электронных площадок с https://torgi.gov.ru?
В настоящее время интеграции нет, когда она будет – неизвестно, но в планах законодателей есть задача по доработке и развитию функционала https://torgi.gov.ru
8. Может ли продавец публиковать процедуру только на https://torgi.gov.ru/, не дублируя на площадку?
В рамках 178-ФЗ, а также при проведении торгов по Приказу ФАС №67 в электронной форме – не может. Но, как отмечалось ранее, если это отдельные специализированные виды торгов (недра, ресурсы, земля и т.д.), которые могут быть осуществлены на бумаге, то на ЭТП они не появятся.
9. Где взять реквизиты расчетного счета, куда перечислять задаток участникам?
В 178-ФЗ указано, что задатки при продаже федерального имущества и имущества Миноброны перечисляются в федеральное казначейство, для региональных и муниципальных продавцов имущества специального порядка не предусмотрено, поэтому для них допустимы два варианта:
– денежные средства могут перечисляться на их расчетные счета;
– денежные средства могут вноситься претендентами самим себе на собственные лицевые счета на ЭТП, которые открываются после аккредитации.
Есть особенности внесения средств в счет оплаты акций по специализированным аукционам по продаже акций – средства вносятся при продаже федерального имущества- на счета, открытые специально для этих целей в территориальных органах Федерального Казначейства, а вот при продаже имущества региональных или муниципальных собственников – на счета продавца (п.55 ПП РФ 860), то есть формально продавец может задействовать и свой лицевой счет на электронной площадке, который ему открыли при аккредитации.
10. В чем особенность конкурса в электронной форме по 178-ФЗ?
Имущественные торги, как и многие другие виды торгов, проводятся на основании Гражданского Кодекса РФ и отдельных законов.
Основные способы торгов, на которых может быть продано имущество (государственное, муниципальное, корпоративное) – аукционы, специализированные аукционы (для продажи акций или долей в пакетах акций), конкурсы, продажа посредством публичного предложения («голландский аукцион»), продажа без объявления цены.
Логика аукционов и конкурсов аналогична 44-ФЗ, но техника – зеркально противоположная.
На аукционе устанавливается минимальная цена имущества (или минимальный размер арендной платы за использование имущества), которая определяется продавцом на основании оценки имущества. После окончания приема заявок, которые подаются без цены, и рассмотрения заявок проводится аукцион. С фиксированным шагом повышения (например, в 178-ФЗ это 5% от стоимости имущества) участники борются на торгах за право купить (арендовать) тот или иной объект, и, по аналогии с 44-ФЗ, торговая система ожидает подачи участниками ценовых предложений. Победителем признается тот участник, после ценового предложения которого в установленное время (10 минут) новых ценовых предложений не поступало.
Заявки на конкурс формируются из 2 элементов: документов, подтверждающих соответствие претендента условиям конкурса (в отличие от аукциона, претенденту необходимо сыграть не только на цене имущества, предложив самую выгодную, но и подтвердить, что он готов выполнить также условия, отраженные продавцами в информационных сообщениях), а также цены, предложенные претендентом.
При этом предложение о цене имущества претендент может подать одновременно с заявкой, то есть обе части – и заявка с указанием условий претендента и цена будут направлены вместе. Либо претендент может направить отдельно заявку с условиями, дождаться ее рассмотрения, оценить ситуацию по конкурентному окружению, и подать цену в день и время, указанное в информационном сообщении.
Фактически, на конкурсах итоги подводятся дважды: первый раз на основании поступивших заявок продавец подводит итоги приема заявок по предложенным условиям, но ему недоступны ценовые предложения. Второй раз подводятся итоги конкурса в целом, то есть обрабатываются и ценовые предложения. Участники, которые подали цену сразу, не смогут подать ее еще раз в день подведения итогов по конкурсу, а те, кто не подавал – наоборот, смогут это сделать. Как раз перед вторым подведением итогов, претенденты, не подавшие цену вместе с заявкой, могут ее направить. А те, кто подал, ждут итогов.
При продаже имущества посредством публичного предложения предполагается, что имущество по каким-то причинам не смогли продать на аукционе или конкурсе (завышенная цена, неудачное местоположение и т.д.). В этом случае последовательность действий продавца и покупателя очень похожа на аукцион, но отличается сам механизм аукционных торгов.
Торги начинаются не сразу на повышение: система ждёт сначала 60 минут, чтобы участники подтвердили начальную цену, и, если этого не происходит, предоставляет скидку («шаг понижения» – устанавливается продавцом, обычно составляет не более 10% от стоимости имущества) и снова ждет, готовы ли участники приобрести имущество со скидкой. Если такого не происходит, то цена снова откатывается на сумму шага понижения, и так до тех пор, пока хотя бы один из участников не подтвердит, что готов купить по указанной цене, или цена после всех снижений не дойдет до «цены отсечения» – минимальной цены, ниже которой продавец не готов продавать имущество. Если два и более участников на каком-то из этапов подхватят цену и подтвердят, что готовы купить, система разворачивает от этой цены торги на повышение с «шагом аукциона», который, как правило, не более 50% «шага понижения».
Примеры проведения и технику торгов с разворотами можно посмотреть в видеороликах, записанных, например, для Банка ВТБ https://www.roseltorg.ru/knowledge_db/sale. Технически процедура публичного предложения одинакова в исполнении и для собственников коммерческого имущества, и для секции 178-ФЗ. Отличается лишь нормативная база.
Продажа без объявления цены – процедура, в которой продавец не указывает цену имущества, ее формируют сами покупатели. При направлении заявок они указывают, по какой цене готовы приобрести имущество, затем среди них выбирается предложение по наиболее выгодной стоимости. Как правило, проводится редко – если не удалось реализовать имущество предыдущими способами.
Специализированный аукцион проводится для реализации отдельных видов имущества (например, акций). Отличается особенностями внесения средств в счет оплаты акций задатков (см. вопрос 9), порядком подачи заявок и их рассмотрением. Сама техника торгов аналогична обычному аукциону.
11. Когда и каким документом утверждается электронная форма заявки на участие в продаже имущества, указанная в Соглашениях с ЭТП: «Утвердить электронную форму заявки на участие в продаже имущества (далее – заявка), разработанную Организатором»?
Электронную форму заявки разрабатывает Организатор (продавец). ЭТП автоматизирует только согласие участника на участие в процедуре, в том числе согласие с условиями договора купли-продажи. Сама заявка и сопровождающие документы в сканированном виде прикладываются участником в виде архивного пакета при подаче заявки.
Форма не установлена, поэтому продавец в свободной форме направляет письмо на адрес ЭТП с просьбой о перечислении задатков на его счет. В перспективе ожидается открытие функционала перевода средств задатка победителя на расчетный счет продавца имущества через электронное обращение в личном кабинете продавца на ЭТП.
13. Есть ли уже документ, который будет регулировать ответственность площадок за возможные нарушения с их стороны при торгах?
Основные требования к операторам площадок указаны в 178-ФЗ, также они представлены в единых и дополнительных требованиях к операторам, предусмотренных 44-ФЗ. Поэтому, фактически, документы уже есть.
14. Если торги пройдут некорректно со стороны площадки, площадка по аналогии с 44-ФЗ сама принимает решение о переносе даты торгов с рассылкой уведомлений?
Если торги пройдут некорректно по техническим причинам и в связи со сбоями в торговой системе, то на основании Соглашения, которое площадка заключает с продавцом имущества, а также по регламенту 178-ФЗ и ПП РФ №860, торги приостанавливаются, а всем участникам и продавцу направляется сообщение о возникшей ситуации. Далее торги возобновляются в указанное на ЭТП время и проводятся до полного завершения. Продавец имущества вносит в протоколы информацию о сбое и о том, что процедура проводилась с приостановкой.
15. Может ли продавец или покупатель отказаться от заключения договора?
Покупатель-победитель торгов отказаться может, но тогда ему не будет возвращен задаток. Что касается продавца, то здесь закон не регулирует этот вопрос, что, конечно, может вызывать определенные проблемы.
Если обратиться в ГК РФ, то по правилам ГК по итогам торгов договор должен быть заключен с победителем (победителями). Такие правила применяются и в 44-ФЗ, и в 223-ФЗ при проведении закупок у субъектов МСП. Но в этих же законах указаны случаи отказа заказчика, а в 178-ФЗ отказ продавца не прописан. Если такое все-таки произойдет, продавец должен подготовить обоснование отказа. Если отказ не будет обоснован, то покупатель в принципе может обжаловать действия продавца, взыскав с него неустойку или компенсацию расходов, понесенных при подготовке заявки.
16. Есть ли реестр недобросовестных участников процедур по 178-ФЗ и есть ли у площадок интеграция с ним?
Официальный единый реестр недобросовестных участников торгов по 178-ФЗ пока отсутствует, но есть локальные реестры недобросовестных покупателей по земельным торгам (проводятся не в рамках 178-ФЗ, а в рамках Земельного Кодекса), которые ведутся на сайте https://torgi.gov.ru/antimonopolyLawInfo.html
17. Кто может быть организатором торгов? Можно ли возложить функцию организатора на какое-либо учреждение регионального или муниципального уровня?
Как указано в пункте 3 статьи 6 178-ФЗ, «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже соответственно государственного и муниципального имущества, а также своими решениями поручают юридическим лицам, указанным в подпункте 8.1 пункта 1 настоящей статьи, организовывать от имени собственника в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и (или) осуществлять функции продавца такого имущества».
В настоящее время в подпункте 8.1 пункта 1 статьи 3 указано, что утвержден перечень организаций, которые могут организовывать продажу имущества от федеральных продавцов (Перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. N 1874-р). Пока что данный перечень и его редакция не позволяют применять его при продаже регионального и муниципального имущества. Поэтому, пока не будет уточнен перечень или порядок отбора лиц, которые могут быть продавцами на региональном и муниципальном уровне, передать полномочия нельзя. Также нельзя провести процедуру по отбору продавца. Таким образом, органы власти могут передать полномочия по продаже на иные органы власти в рамках региональных и местных администраций, но не на иные виды юридических лиц.
18. Можно ли перенести или отменить процедуру по 178-ФЗ? Что для этого необходимо сделать продавцу?
Законом перенос или отмена не запрещены. Также возможно внесение изменений в информационное сообщение о проведении торгов. Однако ни в 178-ФЗ, ни в подзаконных актах не указано, что нужно сделать продавцу. В этой связи, необходимо руководствоваться Гражданским Кодексом РФ (статья 448, часть 4): вносить изменения в информационное сообщение не позднее, чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, и продлевать сроки приема на 30 дней.
В том числе эту норму можно применить при отмене процедуры. Для этого, в частности, при проведении аукциона следует заложить не менее 3 дней между датой публикации протокола о рассмотрении заявок и признании претендентов участниками аукциона и датой проведения непосредственно торгов по аукциону. При необходимости, таким образом, продавец сможет отказаться от проведения процедуры, по которой уже прошел этап приема заявок.
Также продавцу целесообразно руководствоваться здравым смыслом и логикой антимонопольного законодательства: если в информационное сообщение внесены изменения, а уже есть заявки на торги, то участников, подавших заявки, продавец должен уведомить о том, что в документацию по процедуре внесены изменения. Так все участники будут в равных условиях. Далее заявители сами решают, отзывать им заявки или нет.
В случае отзыва заявок продавец обязан вернуть задатки. При размещении задатков на счетах продавцов они делают это самостоятельно, при размещении на лицевых счетах участников на ЭТП электронная площадка разблокирует средства автоматически по факту отзыва заявки.
19. Какова гарантия, что, в случае размещения обеспечения заявок на счетах претендентов на ЭТП, они действительно будут обеспечены? Как проверить, что претендент внес задаток на ЭТП?
В соответствии с п.14 ПП РФ 860: «Информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом о приватизации, должно содержать условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, порядке возвращения задатка, реквизиты счета, а также указание на то, что такие условия являются условиями публичной оферты в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке».
Таким образом, претендент, подавая заявку, должен ее также обеспечить задатком. Оба условия являются основанием для присоединения к публичной оферте. Электронная площадка проверяет (обязана проверять) выполнение этих условий, и, при отсутствии средств на лицевых счетах, не осуществляет допуск претендентов до процедуры.
Также в ПП РФ №860 в п.4: «з) продавец заключает с претендентом договоры о задатке», что вызывает вопросы продавцов имущества «Какие реквизиты поступления задатка указывать в договоре?». Ответ также представлен в п.14: подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке.
20. Нужно ли размещать договор купли-продажи в составе документации по процедуре в электронной форме?
Да, потому что претендент должен быть изначально ознакомлен с условиями договора купли-продажи, и, при подаче заявки, он должен подтвердить свое согласие с условиями договора купли-продажи.