-->

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

И как Морфеус я предлагаю две пилюли – видеоверсия (35 минут) или классический лонгрид текст+картинки. В моем инстаграме опрос показал пожелания по форматам как примерно 50/50%, так что делал двойную работу, все для вашего удобства:

В этом посте будет теория. А вот тесты и сравнение моделей УЗДП я выпущу позднее.

===Маленькая горячая штучка.===

Представим, в вашей электропроводке случилось неладное – мыши погрызли изоляцию, ослабла клемма или в месте перегиба кабеля переломились жилы. Эти, как и ряд других неисправностей могут привести к дуговому пробою.

Дуговой пробой происходит, когда два проводника оказываются на очень маленьком расстоянии друг от друга, из-за чего проскакивает искра, зажигается электрическая дуга, и электрический ток течет уже по “по воздуху”. Электрическая дуга очень горячая, и за мгновения может зажечь горючие материалы вокруг, обуглить изоляцию и наделать бед. Причем обугленная изоляция становится проводником, что сильно упрощает повторное зажигание дуги.

Различают параллельный и последовательный дуговой пробой. Параллельный дуговой пробой – когда дуга зажигается между проводниками L и N или L и PE, например из-за ввернутого в кабель самореза. Или например начинает пробивать испорченную изоляцию. В таком случае скорее всего параллельный дуговой пробой перерастет в короткое замыкание и сработает защита от сверхтока. Последовательный дуговой пробой, когда дуга горит в разрыве цепи последовательно с нагрузкой, самый опасный. Ни УЗО, ни автоматический выключатель  при этом не сработают! Нет условий для срабатывания этих видов защиты – ток не превышен (его величину ограничивает нагрузка), дифференциального тока тоже нет. Дуга будет гореть, пока контакт случайно не восстановится или разорвется. Впрочем, наверняка вы с ней уже сталкивались – это то самое “шкворчание” плохого контакта в выключателе или розетке.

Росимущество:  Транзистор кт903б драгметалл цена и количество в наличии. Цена транзистора КТ892, 2Т923

Если ваша проводка выполнена в строгом соответствии со всеми нормативами, то дуговой пробой не вызовет пожара, но породит потоки брани электрика, который будет ремонтировать розетку, где из подрозетника торчат два обугленных пенёчка проводов.

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Ключевое слово здесь “если”. К сожалению, в суровой реальности может быть:

* Старая алюминиевая проводка, которая ремонтировалась не пойми как и не пойми где

* Проводка, уложенная внутри сгораемых стен

* Грызуны, сожравшие изоляцию проводов до голой меди

* Горе строители, повредившие изоляцию проводов ввернутым саморезом

* Огромное количество переносок, тройников и других электроизделий сомнительного качества, лежащих в труднодоступных местах в окружении горючих предметов

При несчастном стечении обстоятельств дуговой пробой может вызвать пожар, с жертвами.

Получается: при раздолбайском отношении к обслуживанию электрохозяйства мы можем получить явление, способное привести к пожару, и которое ни одно из используемых средств защиты обнаружить не может. Звучит неприемлемо.

===Ловим призрака за хвост.===

Инженеры до сих пор находятся  в поисках надежного способа обнаружения дугового пробоя, если полистать публикации в научных журналах, то можно увидеть попытки исследователей использовать разные методики, включая модные нейронные сети. Чем лучше методика, тем выше вероятность обнаружения дугового пробоя и ниже количество ложных срабатываний.

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

При этом устройству в электрощите доступен всего лишь один способ обнаружения дугового пробоя – анализировать величину и форму тока, отдаваемого в нагрузку. Все производители модульных устройств защиты от дугового пробоя снимают сигнал с датчика тока, но обрабатывают данные по разному, и не раскрывают подробностей, ссылаясь на ноу-хау.  Поэтому я могу лишь рассказать общие подходы, которые раскрыты в научных публикациях, а вот в охоте за подробностями придется ловить и спаивать разработчиков в пабе.

Обнаружить дуговой пробой все-таки можно из-за одной особенности – дуга зажигается не сразу. Напряжение должно вырасти до напряжения пробоя, после чего в зазоре проскакивает искра, которая ионизирует воздух и позволяет устойчиво загореться электрической дуге. А так как у нас в сети переменный ток, и ток меняет направление 50 раз в секунду, переходя через нулевое значение, то дуга загорается и гаснет 100 раз в секунду, приводя к специфическим искажениям!

Покажу на примерах, для чего я сделал небольшой стенд. Ток в цепи я измеряю трансформатором тока (голубая линия), напряжение – через делитель (желтая линия), масштаб в данном случае не важен. Почти идеальная нагрузка – тепловентилятор:

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Все просто – растет напряжение в линии – пропорционально растет ток. Напряжение падает – ток в цепи падает. Обратите внимание в месте перехода напряжения через ноль – ток растет сразу. А вот так выглядит ток в той же  цепи, если я развожу контакты и вызываю дуговой пробой последовательно в цепи. Появляется ступенька – ток появляется только после того, как напряжение достигнет напряжения пробоя зазора между проводниками:

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Можно подумать, что достаточно просто следить за тем, есть ли ступенька в потреблении тока при переходе напряжения через ноль. Но увы, этот способ не работает, поскольку такая ступенька появляется у многих видов нагрузки. Например если если у устройства есть регулировка мощности тиристорным регулятором, который такую ступеньку создает, и меняя ее ширину регулирует мощность в нагрузке. Вот просто посмотрите, как выглядит график тока у пылесоса с регулятором мощности:

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Кроме того, идеальный случай, когда в линии всего одна нагрузка, встречается редко. Чаще на линии несколько потребителей, и их токи суммируются. В итоге график начинает выглядеть совершенно ненаглядно. На графике ниже четыре потребителя (обогреватель 1кВт, электрочайник 2 кВт, пылесос с регулятором на половинной мощности (примерно 800 Вт) и мощный импульсный блок питания нагруженный на балласт (примерно 180 Вт)). Слева нет дугового пробоя, а справа  последовательный дуговой пробой обогревателя на 1 кВт, тоесть ток дуги составляет только четверть от всего тока потребления:

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Что делать? Посмотрим внимательно на график с искрением – скорость нарастания тока в цепи после пробоя огромная, ступенька практически вертикальная! А значит нам нужно смотреть не на появление ступеньки, а на ее отвесность. Проще всего это сделать анализируя спектр сигнала, чем отвеснее ступенька, тем шире ее спектр. Наглядно я изобразил на этой картинке:

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

===Ложные срабатывания и шапка невидимка===

Ложные срабатывания – головная боль разработчиков УЗДП.  В электросети творится полная анархия – каждая нагрузка потребляет ток как хочет, некачественные устройства еще активно создают помехи.

Вот например посмотрите как выглядит ток, когда я просто включил шлифмашинку с умирающим двигателем:

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

А вот так выглядит ток сварочного аппарата (я взял обычный трансформатор и варил скрутку угольным электродом):

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

При этом формально устройство не должно сработать – дугового пробоя нет. А теперь представьте, что у вас таких устройств на одной линии с десяток – их токи сложатся, шумы просуммируются, а разработчик роскомнадзорнется от безнадеги.

Получается довольно нетривиальная задача – с одной стороны нужно повышать чувствительность, а с другой стороны не допускать ложные срабатывания. Поэтому разработчики не спешат раскрывать свои хитрые алгоритмы. Единственное описание алгоритма работы я нашел тут.

И тут важно отметить: Ни одно УЗДП не застраховано от ложных срабатываний! Более того, из всех устройств защиты, УЗДП наверное единственное, которое может дать ложное срабатывание в исправном состоянии. Это важно помнить при проектировании! (но об этом ближе к концу). Например найдется гад, вроде меня, который откопает старую советскую лампу УФО-Б (ртутная дуговая лампа высокого давления с резисторным балластом) и включит ее в сеть, При розжиге график потребления тока выглядит так:

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

У нее и происходит дуговой пробой на поджигающем электроде, и лампа вызывала ложное срабатывание при каждом включении! Такие проблемные устройства отыскать было трудно, но у меня получилось. В процессе тестов УЗДП я пробовал разные виды нагрузок и нашел свой криптонит на каждую модель УЗДП. Впрочем, подавляющее большинство бытовых устройств проблем не вызывает.

Любое государство не терпит анархии, поэтому с ней борется. Во многих странах есть требования по электромагнитной совместимости для устройств – они не должны мешать работе других устройств в электросети. Поэтому мощность и спектр помех, которые могут просачиваться с устройства обратно в сеть ограничивается. Следствием этого стала установка фильтров в устройства. Фильтр ослабляет высокочастотные помехи, которые генерирует устройство. Например любой импульсный блок питания имеет в своей схеме такой фильтр, вот я взял первую попавшуюся схему блока питания Meanwell (нравятся они мне) и обвел рамкой фильтр:

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Сетевой фильтр является шапкой-невидимкой: всё что происходит за ним, становится невидимым для УЗДП. Технически кроме дросселей или емкостей можно использовать разделительный трансформатор. По этой причине мой эрзац-сварочный аппарат для сварки скруток не вызывал ложных срабатываний – дуговой пробой был во вторичной обмотке, поэтому трансформатор работал как фильтр. Добавление простого фильтра (вырванного из микроволновки) в виде синфазного дросселя полностью устранило проблему ложного срабатывания с лампой УФО-Б которое я описал выше.

Отсюда следует, что вероятность ложных срабатываний резко возрастает, если в сеть включается устройство, у которого:

1. Нет таких фильтров, просто потому что оно старое. Например 1960х годов, когда требования были попроще

2. Фильтры есть, но не эффективны из-за кривой схемотехники или экономии. Этим часто грешат noname устройства, где для экономии выбрасывается всё, что отвечает за качество или безопасность. Хороший фильтр тяжел, так как требует много меди и железа.

Выходит, что качественные, соответствующие современным требованиям электроустройства для УЗДП проблем доставлять не должны. А если у вас есть одно такое проблемное устройство (например любимая электробритва дедушки), то его можно “скрыть” от УЗДП шапкой-невидимкой в виде дополнительного сетевого фильтра. Специализированные фильтры в виде радиодеталей  можно посмотреть тут: (https://www.promelec.ru/catalog/409/455/494/) хотя, я надеюсь, у производителей УЗДП появится такое изделие как опция.

И я думаю многих беспокоит вопрос – а не срабатывает ли УЗДП на сварку? – нет, я опробовал несколько инверторных сварочных аппаратов – всё  порядке.

===Из крайности в крайность.===

Противоположной проблемой является потеря чувствительности на длинных линиях. Любой кусок проводника обладает собственной индуктивностью и распределенной емкостью.  Если у нас есть длинная линия, то вот как будет отличаться:

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Длинная линия сама начинает работать как сетевой фильтр, и высокочастотная часть спектра затухает тем сильнее, чем длиннее линия. Поэтому есть некая предельная дальность, на которой  УЗДП способно обнаружить дуговой пробой. Только у одного производителя УЗДП есть в комплекте имитатор, который позволяет не только проверить исправность УЗДП, но и определить, не потеряло ли оно чувствительность из-за длинной линии. Поэтому УЗДП может не сработать из-за искрения в будке охраны, от которой до щита с устройствами защиты пару сотен метров кабеля. Как правило, на линиях короче 100 м проблем не возникает.

===Почему только сейчас?===

Если предохранители известны более сотни лет, автоматические выключатели примерно столько же, УЗО – полсотни лет, то УЗДП появились совсем недавно – уже в конце XX века. А всё потому, что без электроники обнаружение дугового пробоя сделать невозможно. А относительно дешевые микроконтроллеры, на которых можно реализовать цифровую обработку сигналов появились совсем недавно. Вот и получается, что только сейчас стало возможным не только технически реализовать такой вид защиты, но и сделать это по цене, доступной частным лицам.

Законодательство тоже активно меняется – новое устройство вносят в различные правила и нормы, делая обязательным к применению в некоторых задачах. Не хочется ссылаться на различные постановления (потом замучаюсь бегать и вносить правки при очередном изменении), но у нас в стране УЗДП начали легализироваться с ГОСТ IEC 62606-2016, который является переводом стандарта МЭК. Собственно стандарт не только определяет требуемые характеристики УЗДП и методику тестирования, но наконец определил само название этого типа устройств – УЗДП.

УЗДП не самостоятельное устройство – обычно оно требует отдельного автоматического выключателя. Производители, в погоне за нашими кошельками и компактностью могут совмещать УЗДП с автоматическим выключателем – такой гибрид уже можно использовать самостоятельно. При использовании нескольких типов устройств защиты, последовательность соединения роли не играет. Можно ставить УЗДП как до УЗО, так и после.

Обратите внимание, у некоторых моделей УЗДП ввод сделан СНИЗУ, причем это не придурь разработчиков, и встречается и у именитых западных производителей. Я уверен, конструкторы до последнего старались сделать все как все привыкли, но что-то помешало.

Типовая схема включения УЗДП:

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

Учитывая ненулевую вероятность ложных срабатываний, имеет смысл использовать несколько УЗДП и разделить линии по типу нагрузки – условно стационарные и переменные. В стационарные включить потребители, профиль потребления тока которых не меняется годами – насосы циркуляции, холодильники, вентиляция и т.п.  Внезапное срабатывание УЗДП на такой группе скорее всего будет сигнализировать о реальной проблеме. В переменные стоит отнести все розетки, в которые втыкают постоянно что попало – блендеры, чайники, пылесосы, освещение и т.п. Срабатывание УЗДП на этой линии должно настораживать, но его значительно проще связать с новым прибором в сети.

В идеальном мире, конечно же, каждой линии свой автомат и УЗДП, но учитывая цены и средние зарплаты – это мечта. Но одно УЗДП на целый частный дом – может создать много проблем, как в случае его срабатывания искать место проблемы?  Поэтому хоть какое-то разделение на группы стоит предусмотреть.

Отдельной осторожности требует использование УЗДП на линиях с важными нагрузками, отключение которых может наделать бед не меньших, чем дуговой пробой. Циркуляционные насосы, сетевые коммутаторы и т.п. Более того, в стандартах явно запрещают использовать УЗДП  для некоторых потребителей – например с аппаратами искусственной вентиляции легких.

===Искрит у соседа, а отключается у меня.===

К сожалению, такое возможно с некачественными УЗДП. Хоть УЗДП анализирует ток нагрузки, и казалось бы оно должно быть слепо к всему, что происходит до него. Но линии электропередач неидеальный источник тока, и обладают внутренним сопротивлением. Поэтому на длинных линиях искрение мощной нагрузки вызовет заметные колебания напряжения питания, что в свою очередь вызовет колебания тока потребления (весьма солидные, если нагрузка нелинейная). Это называется перекрестными помехами. Разработчики принимают меры, и различными приемами снижают чувствительность к перекрестным помехам с переменным успехом.

===Оно сработало – дальше что?===

Наверное самый интересный вопрос. Я уверен, при срабатывании защиты большинство просто пойдет и включит все обратно, не попытавшись разобраться в причинах. Но мы же не такие?)

Если сработало УЗДП – значит была причина, и желательно попытаться её найти. Задача упрощается, если при включении УЗДП  снова отключится – значит проблема устойчивая – используя автоматические выключатели (теперь вы понимаете, что чем более развитое деление на группы – тем проще искать проблему?) последовательно включаем группы. Если при подключении очередной группы, например “гараж”, УЗДП снова срабатывает – начинаем искать проблему уже там. Поиск неисправности может быть нудным, но в общем то он ничем не отличается от поиска причин срабатывания любого другого устройства защиты, например УЗО.

Если при включении УЗДП повторного отключения не происходит – достаточно провести  профилактический осмотр – все ли розетки целы – нет ли оплавлений и потемнений на пластике. Можно включить напряжение обратно и внимательно послушать – плохой контакт иногда слышно по характерному “шкворчанию”. Проведите осмотр гибких шнуров и переносок на предмет повреждений. При перегибании сетевого шнура у мест креплений ничего не должно меняться.

Теперь очевидно: чем более развитое деление на группы потребителей – тем меньше работы по локализации проблемы. Одно дело проводить осмотре ВСЕЙ электрики дома, так как УЗДП одно, и другое дело проводить осмотр детской комнаты, если сработало УЗДП на детскую.

===Еще функции, причем бесплатно.===

Если УЗДП имеет в своем составе довольно продвинутые электронные “мозги” для выполнения основной функции, то почему бы не добавить еще функций с минимальными изменениями железа? Почти все УЗДП в моем тесте имеют функцию защиты от превышения напряжения – если напряжение в сети повысится выше нормативного, например из-за отвалившегося “нуля” прилетело не 230В а все 400В, то УЗДП также штатно отключится. Увы, когда напряжение придет в норму – оно обратно не включится из-за механизма свободного расцепления. Таким образом использование некоторых моделей УЗДП позволяет получить дополнительную защиту от обрыва нуля практически даром. (Оговорки: автоматического повторного включения не предусмотрено – когда напряжение нормализуется автоматически ничего не включится. Защиты от пониженного напряжения тоже нет у многих моделей УЗДП.)

===Оно еще и самотестируется?!===

Да, если присмотреться к расшифровке показаний индикаторов на фасаде УЗДП, то можно увидеть вариант “УЗДП неисправно”. Устройство содержит в своем составе дополнительные цепи, позволяющие самому себе на вход подать образцовый сигнал и удостовериться, что сигнал воспринимается как положено. При этом проверяется исправность аналоговой части прибора, но не проверяется например исправность механизма расцепления (это бы привело к самоотключению, что непростительно).

Тоесть УЗДП способно самостоятельно определить некоторые виды неисправностей себя, и оповестить о своей нефункциональности. Когда пользователь будет проводить регулярную проверку УЗО (помните про кнопочку “тест” на УЗО?) – заметит проблему и заменит УЗДП.

Для объективности стоит сказать, что у повсеместного использования УЗДП есть и критики. Наиболее весомым является аргумент, что роль дугового пробоя как первопричины пожара неоднозначна, при нагреве проводников от перегрузки по току, дуговой пробой образуется на поздних стадиях плавления токопроводящей жилы, когда изоляция от нагрева во всю уже дымится и стекает. И срабатывание УЗДП в таком случае уже пожар может не предотвратить. И открытый вопрос – что является причиной пожара – возгорание от перегрузки (которое должны предотвратить автоматический выключатели и предохранители), или все-таки дуговой пробой. Тут я оставлю ссылку на заслуживающий внимания канал инженера-испытателя Владимира Семеновича Мельникова, как критика УЗДП, в частности вот это видео.

Мое личное мнение иллюстрируется фразой “Если вы пытаетесь автоматизировать бардак – вы получаете автоматизированный бардак” – если электрохозяйство довели до состояния, когда провода вываливаются из клемм – то УЗДП не станет панацеей (хотя наверняка будет постоянно срабатывать и нервировать электриков, и возможно заставит найти проблемные места). Хотя многие уже привычные нам меры безопасности, вроде ремней в автомобиле, тоже внедрялись со скрипом и находили своих критиков, весьма убедительно высказывавшихся в ненужности и избыточности таких мер🙂 Если повсеместное внедрение УЗО объективно снизило количество смертей от поражения электрическим током, будем надеяться широкое внедрение УЗДП как-то уменьшит статистику пожаров по причине неисправности электропроводки.

Впрочем, личное мнение  какого-то автора в интернете не отменяет нормативных требований.

===Битва двух пяти ёкодзун===

Значение расшифровки знака уздп и способы ПРОКЛАДКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

К сожалению устройства Астро-УЗО Ф-9311 и Ф-9312 так и не были запущены в серийное производство.

Но тест и обзор я вынесу и опубликую отдельно, иначе материал получится совсем уж большим. (Спойлер: не все УЗДП одинаково хороши)

1. УЗДП требует определенного уровня квалификации обслуживающего персонала.  Если это будет электрик Петрович, который на вызов “отключилось пол квартиры” придёт и просто включит УЗДП со словами – “А так вот оно отключилось. Я все включил – все заработало” без поиска причины его сработки и профилактического осмотра – то толку от него мало. Это как загоревшуюся в машине лампу “проверьте двигатель (check engine)” просто сбрасывать без визита в сервис, может пронесет, а может нет.

2. УЗДП это вид защиты для которого ложное срабатывание – случай  редкий, но возможный, поэтому нужно ставить его с умом. Например разделить группы устройств которые работают постоянно, и которые меняются, и завести на разные УЗДП. Чтобы включение в розетку устройства, вызывающее ложное срабатывание, не отключало насосы циркуляции котла, к примеру.

3. Чем лучше продумано деление нагрузок на группы, тем проще будет искать неисправность, при срабатывании УЗДП. Впрочем то же относится к поиску причины срабатывания автоматического выключателя или УЗО.

4. УЗДП чувствителен к длине линии и количеству приборов. Поэтому установка одного УЗДП на целый дом не только путь к ложным срабатываниям, но и делает поиск неисправности крайне затруднительным. Целесообразнее устанавливать УЗДП на определенную ветку, например на помещение.

5. УЗДП часто обеспечивает защиту от превышения напряжения (обрыв нуля), что позволяет сэкономить. (Но по ГОСТу у устройства защиты предусмотрен механизм свободного расцепления, поэтому обратно после нормализации напряжения он не включится)

6. УЗДП самый спорный вид защиты, но это единственный вид защиты, способный обнаружить и отключить линию при последовательном дуговом пробое, что уже не нормальный режим работы.

7. УЗДП не панацея, и не заменит собой других устройств защиты (таких как линейный тепловой извещатель или например термохромные наклейки), но имеет право на жизнь как дополнительная мера защиты.

8. УЗДП будет наиболее полезен при использовании со старыми электросетями, нежели с новыми, где все новенькое и сделано по более жестким, современным требованиям.

Пользуясь случаем прошу откликнуться специалистов по  полиэтилену/полипропилену, с доступом к оборудованию, с возможностью найти d2w и подобные добавки в образцах – есть одна гипотеза и куча образцов. Сергей К., если вы читаете это – не получается связаться с вами через почту.

Для вас работает инженер Павел Серков.  Мой сайт, инстаграм, телеграм и с недавних пор ютуб.

ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ;

19.1. К дорожным знакам индивидуального проектирования относятся: маршрутные схемы, а также информационно-указательные знаки 5.20 – 5.27, 5.29 и 5.31. При этом следует руководствоваться унифицированным рядом размеров типа УЗДО и УЗДП*, разработанным ГУГАИ МВД СССР, а также типовыми проектами информационно-указательных знаков, разработанными Мосгортрансниипроект.

* Технический проект «Типовые конструкции информационно-указательных знаков индивидуального проектирования типа УЗДП», 1979. Технический проект «Типовые конструкции информационно-указательных знаков индивидуального проектирования типа УЗДО», 1978.

19.2. Маршрутные схемы располагают при въезде и выезде из крупных городов и на территории сооружений, обслуживающих движение. На них показывают схему автомобильной дороги (маршрута) с подъездами к ней, сооружения обслуживания движения (условными знаками), города, а также основные расстояния на перегонах. Маршрутные схемы у городов располагают наспециальных площадках, которые оборудуют в виде площадок отдыха. Схему устанавливают относительно стоянки таким образом, чтобы в ненастную погоду водитель мог ознакомиться с ее содержанием, не выходя из автомобиля.

19.3. При размещении указателей направлений в зоне пересечений или примыканий необходимо учитывать обеспечение видимости автомобилей на пересечении или примыкании. При невозможности обеспечения видимости знаки следует устанавливать до начала треугольника видимости.

19.4. При решении вопроса об установке индивидуальных знаков в поперечном профиле дороги следует учитывать возможность их восприятия из движущегося автомобиля. Эти знаки не следует устанавливать на участках со сложными дорожными условиями.

19.5. Принципы компоновки знаков индивидуального проектирования диктуется требованиями максимального визуального информационного обеспечения водителей транспортных средств, эстетичности, читаемости. В дополнение к ГОСТ 10807-78 при проектировании индивидуальных информационно-указательных знаков следует учесть следующие особенности:

1. При необходимости использования на знаке двух размеров шрифтов для расчета размеров каймы знака, стрелки и элементов надписи, соответствующей главному направлению, атакже расстояний между надписью, соответствующей второстепенному направлению, и элементами, относящимися кнадписи, применяется больший размер h п. Размеры надписи и стрелок для второстепенных направлений определяются в этом случае исходя из меньшего размера h п.

Если в надписи, соответствующей главному направлению движения, присутствует название промежуточного пункта маршрута, то размеры этой надписи следует определять исходя из меньшего размера h п.

2. Название населенных пунктов или объектов выполняются прописными буквами, а служебные слова при них – строчными (например, аэропорт ВНУКОВО, спорткомплекс БИТЦА и т.д.). В случае, когда служебные слова применяются самостоятельно, их следует выполнять прописными буквами (например, АЭРОПОРТ, СТАДИОН и т.д.).

3. Сложные названия населенных пунктов или объектов (например, ВЕЛИКИЕ ЛУКИ, ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР) можно выполнять в две строки. Такое написание целесообразно применять при необходимости уменьшить размер знака.

4. Допускается при указании названия объекта на знаках применять сокращенное наименование его (например, п. с.-х. им. XXVI СЪЕЗДА – поселок совхоза им. XXVI СЪЕЗДА, г. СТРОИТЕЛЕЙ – городок СТРОИТЕЛЕЙ и т.п.).

5. Надписи составляются из отдельных литерных площадок. Поля, образуемые буквой (цифрой) и краем литерной площадки по горизонтали, обеспечивают необходимое расстояние между буквами в слове или цифрами в числе. Литерные площадки снабжены масштабной сеткой, обеспечивающей пропорциональное изменение размеров букв (цифр) для воспроизведения в натуральную величину по сравнению с изображением в таблицах ГОСТ 10807-78. Поскольку у некоторых литерных площадок их ширина не совпадает с целым числом клеточек в масштабной сетке, на табличных изображениях площадок и их нижней части нанесены риски, определяющие необходимую ширину.

Снизу каждая литерная площадка имеет поле, размер которого по вертикали составляет 0,4 h п, что автоматически обеспечивает минимальное расстояние между строками надписи, оговоренное стандартом.

6. ГОСТ 10807-78 устанавливает диапазоны размеров по горизонтали между элементами надписи от 0,3 до 1,0 h п, по вертикали между каймой или линией, разделяющей надписи, и строкой (измеряется до прописных букв) – от 0,3 до 1,0 h п, между строками надписи, относящейся к одному направлению, от 0,4 до 0,8 h п (для двустрочной надписи одного наименования 0,4 h п). Предпочтительными являются размеры, близкие к максимальному вуказанном диапазоне, поскольку именно в этом случае обеспечивается наилучшее восприятие надписи.

Допускается уменьшение расстояния от оголовка стрелки до каймы (линии, разделяющей надписи для разных направлений) до 0,2 h п.

Рис. 19.1. Принцип построения стрелок для знаков 5.20.2 и 5.21.2

Рис. 19.2. Рекомендуемая конфигурация стрелок на знаке 5.20.1, устанавливаемом перед развязкой в разных уровнях, с точки зрения сокращения размеров знака и улучшения его информативности (возможно горизонтальное расположение нижней стрелки в варианте а)

Рис. 19.3. Конфигурация стрелок на знаке 5.20.1, устанавливаемом перед развязкой в разных уровнях (нижняя стрелка может быть расположена под углом 30° к горизонтали). Применение возможно в случае, если количество элементов в надписях менее семи

Рис. 19.4. Конфигурация стрелок на знаке 5.20.1, устанавливаемом перед пересечением в одном уровне (возможно сочетание на одном знаке горизонтальной и наклонной стрелок)

Диапазон, заданный для расстояний по вертикали между строками (от 0,4 до 0,8 h п), не относится к надписям для разных направлений на знаке 5.20.1. Это расстояние следует принимать равным не менее 2,0 h п. Однако этот размер может быть уменьшен (но не менее чем до 1,0 h п), если надписи для разных направлений не полностью проецируются друг на друга.

7. В нижней части знака 5.20.1 необходимо указывать расстояние от места установки знака до первого по ходу движения пересечения или примыкания, указанного на знаке. Число, указывающее расстояние, размещается примерно в середине знака.

8. Стрелки на знаках выполняются в соответствии с рис. 19.1 – 19.4. При этом на знаках 5.20.2 и 5.21.2 они располагаются, как правило, симметрично относительно верхней и нижней каймы (линии, разделяющей надписи).

Стрелка типа 1 (см. рис. 19.1) может располагаться вертикально, горизонтально и под углом 45°. При вертикальном расположении допускается уменьшение длины ножки стрелки на 0,3 h п.

Горизонтальное расположение стрелки целесообразно применять на знаках, устанавливаемых на простых пересечениях в одном уровне (пересечение дорог под прямым или близким к нему углом), а расположение под углом 45° – на знаках, устанавливаемых перед пересечениями в разных уровнях или перед перекрестками, где дороги пересекаются не под прямым углом. В последнем случае на знаках 5.20.2 и 5.21.2 в зависимости от планировки пересечения или реализуемой схемы движения могут быть использованы стрелки типов 2 – 5, общий принцип построения которых дан на рис. 19.1.

Рис. 19.5. Пример компоновки знака 5.20.2 с символом аэропорта

Если на знаке 5.20.2 или 5.21.2 указывается несколько наименований для одного направления движения, то допускается пропорциональное увеличение размеров стрелки исходя из последующего размера h п по сравнению с размерами, приведенными в п. 4.14 ГОСТ 10807-78.

9. Символы автомагистрали или аэропорта на знаках 5.20.1, 5.20.2, 5.21, как правило, располагаются слева от названия объекта. Однако, при наличии изображения знака 5.29.1 в надписи или стрелки, относящихся к данному наименованию объекта, символы располагаются относительно названия в стороне, противоположной изображению знака 5.29.1 или стрелки (рис. 19.5).

10. Длина стрелок на знаке 5.20.1 выбирается произвольно исходя из общей композиции знака. Однако невертикальные стрелки не следует делать короче 2,5 h п. Горизонтальные стрелки целесообразно заканчивать примерно у середины названия, но не далее 1,5 h пот последней буквы (элемента) надписи, так чтобы в нижней части знака между основанием вертикальной стрелки и острием горизонтальной можно было указать расстояние от места установки знака до пересечения (рис. 19.6).

11. При дублировании надписей на знаках, предназначенных для установки на дорогах, где проходят маршруты иностранных автотуристов, или на дорогах союзных республик, рекомендуется дублировать и применять, как правило, не более двух надписей для каждого направления движения (рис. 19.7).

Рис. 19.6 Пример компоновки знака 5.20.1

Рис. 19.7. Пример компоновки знака 5.27 с дублированием наименований объектов в латинской транслитерации

При дублировании надписей, на знаке 5.27 расстояние между надписями одного названия принимается равным 0,4 h п, а между надписями разных названий 0,8 h п.

12. При компоновке знаков 5.21.2, предназначенных для построения подсистемы местного ориентирования участников дорожного движения о расположении городских объектов, следует учитывать следующие особенности:

надписи на знаках 5.21.2 состоят из слов, указывающих разновидность объекта (площадь, бульвар, набережная, улица и т.п.) и наименования самого объекта;

на знаках указывается только один объект для каждого из направлений;

компоновочные размеры определяются высотой прописной буквы h п, которая в зависимости от количества букв в названии объекта выбирается из ряда 75 и 100 мм;

названия объектов выполняются прописными буквами, а служебные слова при них – строчными;

длина надписи рассчитывается путем суммирования ширины литерных площадок (табл. 19.1) букв русского алфавита, цифр и знаков для белого фона знаков 5.21.2 с вычетом полупробелов первой и последней буквы слова;

надпись на знаке может располагаться как в одну строку по горизонтали, так и в две-три строки. При этом на первой строке указывается разновидность объекта, на второй и третьей – его наименование; третья строка может применяться, если название объекта представляет собой сложное слово;

стрелки на таких знаках могут выполняться по рис. 19.8;

в случае, если горизонтальный размер надписи и стрелок в верхней строке превышает размер слова на нижней строке, длина стрелки может быть уменьшена за счет ее ножки до 150 мм;

информацию знака 5.21.2 рекомендуется размещать на щитах, размеры которых приведены на черт. 8 п. 2.3 ГОСТ 10807-78. Примеры компоновки знаков 5.21.2 приведены в прилож. 4.

Рис. 19.8. Размеры стрелки для знаков 5.21.2, применяемых в городской подсистеме ориентирования

Рис. 19.9. Размеры стрелки для знака 5.29.2

Рис. 19.10. Примеры расположения знаков 5.29.1:

а – для знака 5.29.1 использованы отдельные щиты; б – совместное применение знака 5.29.1 и 5.28; в, г – размещение знаков 5.29.1 на поле знака 5.20.1

13. При компоновке знаков 5.29 следует учитывать следующие особенности:

высота шрифта 150 мм;

ширина каймы 18 мм;

минимально допустимое расстояние между стрелкой, буквой, цифрой и каймой 30 мм;

внутренний радиус закругления каймы 45 мм;

размер надписи рассчитывается путем суммирования литерных площадок букв и цифр с вычетом полупробелов буквы и первой и последней цифр;

стрелка на знаке 5.29.2 выполняется в соответствии с рис. 19.9;

размеры знаков 5.29 должны выбираться из ряда 350´350, 350´700 и 350´1050 мм. Допускается использовать в качестве ближайших размеры, приведенные в ГОСТ 10807-78 (п. 2.3, черт. 5, 7, 8), а также в номенклатуре-спецификации на изготовление плоских световозвращающих знаков (УЗДП).

Допускается при размещении на поле знака нескольких (но не более трех) номеров для одного направления использовать общий щит.

14. При наличии у дороги (маршрута) одновременно внутрисоюзного и международного номеров для обозначения применяются оба номера. При этом первым указывается внутрисоюзный.

Если по участку дороги проходят несколько маршрутов, которым присвоены самостоятельные номера, то на знаках 5.20.1 и 5.20.2 для каждого из направлений показываются номера и соответствующие им пункты всех маршрутов, но не более трех (рис. 19.10, 13.8).

15. Примеры расчета знаков индивидуального проектирования приведены в прилож. Е.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *