ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Реквизит «Адресат», как правило, занимает несколько строк.
В п. 6.1 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.302003 (утверждены Росархивом) сказано, что реквизиты документа из нескольких строк печатают через один межстрочный интервал. Составные части реквизитов «Адресат», «Гриф утверждения документа», «Отметка о наличии приложения», «Гриф согласования документа» отделяют друг от друга 1,5–2 межстрочными интервалами.
Аналогичная норма содержится в новом ГОСТ Р 7.0.972016 в разделе 3, устанавливающем общие требования к изготовлению документов: «Многострочные реквизиты печатаются через один межстрочный интервал, составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом»:
Многострочный реквизит «Адресат» оформляют с выравниванием по левой границе зоны, занятой реквизитом, или центруют относительно самой длинной строки, например:
Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 7, 2017.
ПРЕДЛАГАЕМ, ЗАЯВЛЯЕМ, ЖАЛУЕМСЯ
Каждая организация или физическое лицо имеет право обратиться в государственный орган с предложением, заявлением или жалобой. Рассмотрим, чем отличаются друг от друга эти три вида обращений. Определения раскрыты в ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ:
Таким образом, если мы хотим добиться установки знака пешеходного перехода там, где этот переход и так стихийно существует многие годы, составляется предложение.
Если желаем сообщить о бездействии управляющей компании, которая никак не отрегулирует освещение в подъезде, – пишем заявление.
К жалобе прибегаем, только если явно нарушены наши права. Например, при благоустройстве двора пострадал припаркованный там автомобиль, а подрядчик не торопится компенсировать ущерб.
Организация может предложить привести в порядок дорогу между несколькими тесно стоящими офисными зданиями, заявить о загрязнении окружающей среды, пожаловаться на проверяющего, который явно превышает свои полномочия.
Категории обращений достаточно условны, поэтому знать эти нюансы автору не требуется: обращение рассмотрят в любом случае. Но чем грамотнее составлено письмо, тем больше шансов продвинуться в достижении своей цели: тех, кто с порога заявляет о том, что знаком с правилами и знает закон, всегда слушают более внимательно и охотнее с ними контактируют.
АДРЕСАТ – СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
Документ может быть адресован в структурное подразделение организации. Как правило, такой способ адресования возможен в случае, если рассмотрение вопроса, которому посвящено письмо, находится в компетенции структурного подразделения.
При адресовании документа в структурное подразделение организации в реквизите «Адресат» указывается в именительном падеже наименование организации, ниже – наименование структурного подразделения в именительном падеже, например:
Что меняет ГОСТ Р 7.0.97-2016? Ничего.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Обращаются в государственные органы и учреждения многие организации. От таких обращений часто зависит благополучие организации, а порой и само ее существование.
Если государственный орган по отношению к организации выполняет контролирующие, надзорные функции, то, скорее всего, переписка между ними ведется весьма активно, и учить ее вести не нужно.
Но есть и другие организации – как правило, небольшие, которые с государством практически не пересекаются, а все свои деловые вопросы решают с физическими лицами и коммерческими предприятиями. Обращение в госучреждение для такой организации – целое событие.
Писать в государственный орган организация может и в имиджевых целях, демонстрируя заботу о людях, городе или окружающей среде. Иногда даже удается чего-то добиться, хотя едва ли только при помощи переписки: без личного участия первого лица любое дело вряд ли сдвинется с мертвой точки, а переписке отводится роль вспомогательная и информационная. И в этом принципиальная разница между заявителями: переписка для физического лица – основное и часто единственное орудие для достижения цели.
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2018.
КАК ПИСАТЬ УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ, ВОИНСКИЕ И ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ?
Правила написания сведены в Таблицу.
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКВИЗИТА «АДРЕСАТ» НА БЛАНКЕ
Реквизит «Адресат» располагается в верхней правой части документа (на бланке с угловым расположением реквизитов) или справа под реквизитами бланка (на бланке с продольным расположением реквизитов). Место расположения реквизита «Адресат» показано в приложении Б к ГОСТ Р 6.30-2003:
- на бланке с угловым расположением реквизитов – Пример 2;
- на бланке с продольным расположением реквизитов – Пример 3.
Что меняет ГОСТ Р 7.0.97-2016? Ничего. Реквизит «Адресат» остается на прежнем месте.
АДРЕСАТ – ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО
По ГОСТ Р 6.30-2003 инициалы пишутся перед фамилией любого должностного лица. Если письмо направляется руководителю государственного органа, то наименование организации включается в должность, Ф.И.О. указываются в дательном падеже, инициалы пишутся перед фамилией:
Если письмо адресуется руководителю коммерческой организации, то в должность включается наименование организации с указанием организационно-правовой формы (в полном или сокращенном виде), инициалы пишутся перед фамилией:
Если письмо адресуется заместителю руководителя, в наименование должности включается название организации. Фамилия указывается в дательном падеже:
Если адресатом документа является руководитель структурного подразделения, то вначале указывается наименование организации в именительном падеже, затем в дательном падеже наименование должности лица с указанием структурного подразделения, например:
Что меняет ГОСТ Р 7.0.97-2016? Согласно п. 5.15 нового ГОСТ:
Правила обращения
Обратиться в государственный орган с «челобитной» может как физическое лицо, так и организация. Двум категориям заявителей, чтобы знать свои права при направлении обращения, нужно ознакомиться с разными документами.
Физические лица ориентируются на Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.11.2017; далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).
Юридические лица внимательно читают Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477, с изм. в ред. от 26.04.2016; далее – Правила делопроизводства для ФОИВ), а также Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452, в ред. от 10.07.2017; далее – Типовой регламент для ФОИВ).