Участие в закупках кажется новичку сложным. Ему приходится изучить немало новых законов, понятий и процессов. Расскажем о том, на что нужно обратить внимание, прежде чем участвовать в закупках.
Современная контрактная система подразумевает целый ряд конкурентных процедур. Они отличаются порядком проведения, особенностями подготовки заявок и сроками на отдельные этапы.
В данном материале мы прольём свет на все актуальные виды закупок, расскажем о ключевых отличиях и особенностях.
Обоснования закупок по 44-ФЗ
Обоснованность выбора при определении способа проведения закупки — очень важный фактор, поскольку заказчику необходимо максимально прозрачно показать, по каким критериям он проводил отбор.
Несмотря на то что заказчик проводит закупку по способу, который выбирает самостоятельно, привести обоснование отбора — его обязанность, установленная законом о контрактной системе. При этом согласно закону, обоснованность осуществления закупок оценивается в ходе аудита и контроля в сфере закупок.
В целом, все виды закупок можно разделить на два типа: закупки по 44-ФЗ и закупки по 223-ФЗ. Первый распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделок, второй — устанавливает лишь общие принципы и список заказчиков в этом виде закупок ограничен.
В этой статье упор будет сделан на более распространённый вид закупок — по 44-ФЗ, но мы расскажем и о 223-ФЗ. Мы покажем, какие есть виды закупок по 44-ФЗ в формате таблицы, чтобы было удобнее воспринимать информацию.
Из нашей статьи вы узнаете:
Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрены конкурентные и неконкурентные способы проведения закупок.
При конкурентном способе в закупке принимают участие поставщики (подрядчики, исполнители), соответствующие установленным заказчиком требованиям, а контракт получает тот участник, который сделает на торгах наиболее выгодное для заказчика предложение.
В случае неконкурентного способа заказчик закупается у единственного поставщика. Для такого способа закупки установлены специальные условия, а также ограничения по сумме.
В статье мы рассмотрим каждый способ закупки подробнее и расскажем, как обосновать выбранный способ определения поставщика.
В рамках госзаказа конкурс – это способ определения победителя закупки исходя из лучших условий исполнения контракта. В отличие, например, от электронного аукциона, в конкурсе имеют значение не только предложенные участниками цены, но и прочие условия. Закон № 44-ФЗ допускает несколько видов конкурсов, одним из которых является открытый конкурс. Это такой тип процедуры, о котором сообщается неограниченному кругу лиц через ЕИС. При этом заказчик предъявляет к участникам единые требования – устанавливать какие-либо дополнительные критерии законом запрещено. Для этого есть другие виды конкурсов: закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный и так далее.
Деятельность в сфере закупок регулируют два закона. 44-ФЗ посвящён закупкам для государственных и муниципальных нужд, а по 223-ФЗ работают частники. Ознакомьтесь с этими законами и выделите то, что касается вас как поставщика: формы закупок, требования к закупкам, их обеспечению, особенности заключения контрактов, узнайте, кто контролирует вашу деятельность на электронных торговых площадках.
Приобрести электронную подпись
О том, как определять границы рынка, анализировать конкурентов и выбирать тендеры, мы писали в статье «Закупки: инструкция для начинающих».
Если компания существует недавно, ей следует позаботиться об обеспечении заявки и исполнения контракта. Проще говоря — прежде чем участвовать в торгах, нужно где-то взять деньги на участие. Можно взять коммерческий кредит в банке, воспользоваться специальными банковскими продуктами для участников госзакупок или попробовать получить государственные гарантии.
Уместно проводить определение поставщика методом открытого конкурса в том случае, если решающее значение для заказчика имеет не только и не столько цена объекта закупки, сколько другие параметры контракта. Определяя победителя, заказчик сможет учесть как предложенные участниками цены, так и прочие условия — самые разные характеристики объекта закупки, квалификацию поставщика и другие.
Всегда ли можно провести открытый конкурс? Да, за исключением случаев когда законом установлено для данного объекта закупки проведение процедуры другого типа. Например, товары и услуги, входящие в перечень из распоряжения Правительства № 471-р, могут быть закуплены только через электронный аукцион. Также существует ряд обстоятельств и объектов, когда закупку нужно проводить через закрытые процедуры. Если же закон не требует для конкретного товара, работы или услуги проводить определенную процедуру, заказчик может выбирать ее самостоятельно. В том числе он может выбрать и проведение открытого конкурса.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Основы
На сегодняшний день существует 4 основных вида конкурентных закупок:
Некоторые из них разделяются на подвиды. Так, электронный аукцион может быть открытым и закрытым, а конкурс одноэтапным и двухэтапным.
Начнем с доступности тендера для компаний. Закупка может проводиться в открытом и закрытом формате:
Также, торги могут проводиться не только в один этап, но и в несколько:
Подобные разделения хорошо себя зарекомендовали за годы практики. Благодаря им, заказчики могут выбрать самый эффективный вариант проведения, с учетом всей необходимой специфики.
Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)
Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.
Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.
Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).
Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:
Полный перечень перечислен в ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Таким образом, несмотря на то, что в обосновании выбора единственного поставщика больше нет необходимости, заказчик по-прежнему обязан обосновывать цену контракта с ним.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
Обратите внимание, что с 1 января 2022 года заказчик обязан устанавливать единые требования к участникам закупки, указанные в статье 31 44-ФЗ, и при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4-5 (закупки до 600 тыс.рублей), 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
Госзакупка — приобретение товаров, работ или услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В широком смысле включает в себя выявление потребности, поиск и выбор поставщика, а также подписание контракта и контроль за его выполнением.
Закупки бывают конкурентными и неконкурентными: поставщиков может быть много, и они соревнуются за подписание контракта с заказчиком, либо поставщик один. Тогда никакого конкурса нет, а закупка производится у единственного поставщика
Конкурентные закупки называются также тендерами. Они могут быть конкурсными, а могут проводиться и без торгов. Конкурсными закупками являются аукцион и конкурс.
Аукцион — вид торга, когда заказчик указывает точные характеристики товара, а поставщики предлагают свои цены на этот товар. Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если цена опускается до нуля, начинается аукцион на понижение, и выигрывает самая высокая цена. Причём в этом случае поставщик платит деньги заказчику, а не наоборот.
Конкурс — вид торга, когда поставщика выбирают не только по цене, но и по ряду других параметров. Заказчик указывает эти параметры в заявке и закрепляет их значимость. Далее подсчитывается соответствие того или иного поставщика критериям, указанным в заявке. И заказчик выбирает того, кто набирает максимальное количество баллов.
Закупки без торгов подразумевают, что поставщик назначает цену один раз и больше не меняет её. В этом случае поставщика выбирают с помощью запроса котировок или предложений.
Запрос котировок — запрос цен. Заказчик описывает условия закупки, поставщики оставляют заявки, где назначают свою цену. Побеждает тот, чья цена оказалась минимальной.
Запрос предложений — то же самое, что конкурс, только без конкурса. Поставщики оставляют заявки, заказчик сравнивает их не только по цене, но и по другим параметрам. Выигрывает тот, чьё предложение по максимуму соответствует требованиям заказчика.
Банковская гарантия — это обязательство банка уплатить заказчику деньги, если поставщик не выполнил контракт. После этого поставщик будет должен не заказчику, а банку.
Обеспечение заявки — это деньги, которые каждый участник вносит перед началом торгов. Внесённая сумма гарантирует, что он является добросовестным поставщиком и в случае победы подпишет договор. При проведении электронных торгов сумму обеспечения устанавливает заказчик.
Обеспечение исполнения контракта — это гарантия того, что поставщик выполнит обязательства. Эту сумму вносит только победитель торгов, с которым заключается контракт.
Электронная торговая площадка — это веб-ресурс, который обеспечивает взаимодействие покупателя и продавца в интернете.
Что такое конкурс и аукцион?
Конкурс и электронный аукцион – это наиболее популярные процедуры проведения закупок. В рамках госзаказа существует еще запрос котировок и запрос предложений. Закон четко определяет, в каких случаях государственные заказчики обязаны применять те или иные способы закупки. Заказчикам по закону № 223-ФЗ предоставляется гораздо большая свободы выбора.
Помимо конкурентных видов закупок, существует способ закупки у единственного поставщика. Возможности его применения строго регламентированы упомянутыми выше законами, поскольку этот способ влечет коррупционные риски.
Электронный аукцион представляет собой процедуру, в ходе которой с каждым новым предложением участника цена снижается. Таким образом, из допущенных к процедуре поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.
Электронный аукцион проводится оператором — Электронной торговой площадкой (ЭТП). Чтобы получить доступ к аукциону, нужно заранее получить аккредитацию на той площадке, где он проводится. Для этого нужно собрать определенный комплект документов и получить электронную подпись в одном из Удостоверяющих центров. Подробности о порядке аккредитации можно найти на сайтах площадок.
Для того чтобы участвовать в конкурсе, нужно подготовить комплект документов в соответствии с требованиями заказчика и в установленный срок направить свою заявку. Конкурс может проводиться в «бумажной» или в электронной форме — это определяется в закупочной документации. В первом случае заявки подаются в запечатанных конвертах, а во втором – в электронном виде. Кроме того, в рамках одного конкурса заявки могут приниматься как в конвертах, так и в электронном формате. Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам происходит одновременно. После этого конкурсная комиссия оценивает поступившие заявки и выбирает победителя. В отличие от аукциона, победителем конкурса становится участник, предложивший не самую низкую цену, а лучшие условия по совокупности критериев, указанных в закупочной документации. Кроме цены, это могут быть, например, опыт, репутация, гарантия на поставленный товар и другие критерии.
В заключение отметим, что участие в закупках лучше планировать заблаговременно. Как показывает практика, в среднем пакет документов на участие в процедуре формируется в течение 20 дней. А вот срок, отведенный для подачи участниками заявок, зачастую бывает меньше. Чтобы избежать таких несостыковок, следует заранее подготовиться. Можно изучить документацию нескольких интересующих закупок — это позволит сделать примерный вывод о том, какие документы потребуются от поставщика. Кроме того, целесообразно разработать план мероприятий, которые необходимо провести для участия компании в закупках, установить сроки их проведения, а также круг ответственных лиц.
Мошеннические схемы, которые явно нарушают закон или идут в обход него — главная опасность, которая подстерегает начинающего участника госзакупок. Проигранный тендер — меньшая из проблем, которую может создать участие в такой схеме. За нарушения закона в сфере госзакупок предусмотрена административная и уголовная ответственность: по ст. 14.32 КоАП РФ и по ст. 178 УК РФ.
Цель любой мошеннической схемы — обеспечить победу определённого участника. В схемах и сговорах могут участвовать любые участники торгов: поставщики, заказчики, органы власти, организатор торгов.
Незаконные схемы бывают нескольких видов:
В картели объединяются несколько конкурентов, чтобы поделить рынок и не создавать друг другу помех. В результате каждый выигрывает тендеры на своей доле рынка, и все участники такого соглашения — в плюсе. Картели могут быть длительными, сезонными, одноразовыми — для победы в одной конкретной закупке с максимальной ценой, доход с которой получат все участники соглашения.
Помимо этого существуют «вертикальные» сговоры — это цепочка от производителя до розничного продавца. Цель такого сговора в том, чтобы жёстко закрепить цену и не допустить на рынок потенциальных конкурентов.
Скоординированный сговор управляется кем-то извне. Среди участников сговора самого координатора нет. Всю выгоду от торгов получает он, а все остальные участники выигрывают и проигрывают в торгах по заранее оговорённому плану.
Сговоры с властью или с заказчиком предусматривают победу одного заранее определённого поставщика, хотя торги проводятся под видом конкурса.
С подобными схемами борется Федеральная антимонопольная служба — ФАС. Подозрительным она считает следующие признаки:
При подозрении на сговор ФАС проводит подробную проверку. Она может затянуться на несколько месяцев и затрагивает всех участников закупки, независимо от того, выиграли они или нет.
Те участники, которые нарушили антимонопольное законодательство, попадают в реестр недобросовестных поставщиков. После этого вернуться к участию в закупках очень сложно.
Что такое
государственные закупки и как в них участвовать
Объясняем, кто может стать поставщиком для
государственных учреждений
и компаний и что для этого нужно.
Государственные закупки — главный способ для бюджетных учреждений и
госкомпаний найти товары и услуги по максимально выгодной цене. Для этого они размещают
заказ с конкретными характеристиками работ или нужной продукции на электронных торговых
площадках, где предприниматели, желающие участвовать в торгах, могут оставить заявку.
Поставщика определяют в ходе тендера. В зависимости от вида торгов, побеждает тот, кто
предложил самую низкую цену или лучшие условия исполнения контракта.
Все гостендеры можно найти в единой информационной системе (ЕИС) на
сайте . Там
публикуются данные об актуальных и состоявшихся
торгах. Найти необходимый тендер можно с помощью фильтров и ключевых слов.
Торги проходят на специальных сайтах — электронных торговых площадках
(ЭТП), аккредитованных правительством: восьми общедоступных и одной специализированной.
Оператором малых закупок, отдельной категории тендеров, выступает агрегатор .
Полный
список операторов электронных площадок из Распоряжения
Правительства РФ № 1447-р
В России государственные торги регулируют два федеральных закона:
В законах есть как дублирующие друг друга нормы,
так и уникальные требования к заказчикам. Что касается 44-ФЗ, большая часть требований к
процессам прописана в самом законе. В тендерах по 223-ФЗ заказчики под каждый контракт
составляют положение о закупке — документ, в котором прописывается вся информация о
процедуре, сроках и требованиях к участникам.
Стать поставщиком может практически каждый — госзаказы доступны для
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и даже простых физических лиц.
Но есть некоторые ограничения:
Для каждого тендера заказчик выставляет определённые требования. Часть
из
них прописаны в законе и универсальны. Например, участвовать в торгах по ФЗ-44 не могут
организации с налоговыми задолженностями или находящиеся в стадии ликвидации и
банкротства.
Список
требований к участникам торгов
Ч. 1 ст. 31 ФЗ-44
В тендерах по ФЗ-223 большую часть требований
заказчик прописывает в положении о закупке: стаж работы, опыт добросовестного
сотрудничества
с бюджетными учреждениями и так далее.
В зависимости от закона, регулирующего тендер, нужно не просто собрать
пакет документов и подать заявку, но и предусмотреть расходы на обеспечение: перевести
процент от начальной суммы контракта на специальный счёт.
Обеспечение заявки — деньги, которые вносят участники в качестве
гарантии заключения договора в случае выигрыша. Если победитель заключать контракт не
станет, деньги не вернут.
По нормам ФЗ-44, такое обеспечение можно не устанавливать для закупок
до
1 миллиона рублей. По нормам ФЗ-223, обеспечение устанавливать нельзя, если контракт на
сумму до 5 миллионов рублей. Размер обеспечения заявки варьируется от 0,5 до 5 % от
начальной (максимальной) стоимости контракта.
П. 1 ст. 44 ФЗ-44
Ч.
27 ст. 3.2 ФЗ-223
Обеспечение контракта — деньги, которые должен внести победитель
тендера
как гарантию того, что заказ будет выполнен. Заказчики, по ФЗ-44, обязаны установить такое
обеспечение — в размере от 0,5 до 30 % от общей суммы договора. В ФЗ-223 нет указаний об
обеспечении контракта: всё прописывается в положении о закупке.
Стоимость участия — это деньги, которые победителю придётся заплатить
электронной торговой площадке за участие в тендере в случае победы: не более 1 % от суммы
контракта, но до 5000 рублей (без учёта НДС). Если же торги идут в категории «только для
МСП» — не более 2000 рублей.
П.
2 Постановления Правительства № 564
Не всегда обязательно замораживать деньги на
спецсчёте — если это не противоречит требованиям конкретных торгов, можно использовать
банковскую гарантию. Условно, в случае необходимости банк поручается выплатить
нужную сумму за вас. Обращаться за гарантией нужно в аккредитованные Минфином .
Статью актуализировали 18 октября 2022
Конкурентные способы закупки по 223-ФЗ
По аналогии с закупками по 44-ФЗ, если заказчик проводить закупку по 223-ФЗ, он также должен выбирать поставщика. До 1 июля 2018 года заказчику было доступно всего две процедуры: электронный аукцион и конкурс. В настоящее время он может использовать также запрос предложений и запрос котировок.
Заказчику доступны и другие способы проведения закупок, например, многолотовые аукционы и аукционы на повышение. Заказчик самостоятельно прописывает все условия проведения таких закупок, что и отличает их от закупок по 223-ФЗ.
«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах.
Электронный аукцион
Популярнейший вид конкурентной закупки, не сдающий своих позиций уже много лет.
При проведении, заказчик указывает, что именно ему нужно, в какие сроки и начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Поставщики находят информацию о закупке, изучают документацию и подают заявку на участие.
Кстати, искать закупки лучше всего с помощью системы Тендерплан! В ней есть детально настраиваемый поиск, чтобы находить именно то, что Вам нужно! Кроме того, в Тендерплане можно найти множество аналитических показателей по отраслям, конкретным заказчикам и конкурентам. Попробовать систему можно совершенно бесплатно в течение 14 дней!
Заявка на участие в электронном аукционе делится на 2 части. В первой, участник указывает полную информацию о предмете закупки, во второй – данные о компании.
Победителем становится тот поставщик, который предложил лучшую цену и её не перебили в течение 10 минут. В последствии именно с ним и заключается контракт.
Госзакупки — не только прибыль, но и престиж
Крупные и мелкие компании, индивидуальные предприниматели и даже физические лица могут стать участниками госзакупок. Зачем это нужно поставщикам?
Во-первых, это, конечно же, дополнительный источник прибыли.
А, во-вторых, исполненный надлежащим образом государственный контракт как нельзя лучше подтвердит надежность компании и ее положительную репутацию.
Компании, которые только планируют участвовать в закупках, очень часто «плавают» в терминах и нередко отождествляют такие понятия, как тендеры, закупки, конкурсы, аукционы и другие. Однако это не совсем верно.
Тендер или закупка – это процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы на конкурентной основе. Выбор осуществляется по предложениям участников, которые они делают в соответствии с заранее оговоренными заказчиком условиями. Главные принципы тендера — соревновательный характер, справедливость и эффективность.
Государственными закупками (госзакупками) называют тендеры, которые проводятся для обеспечения нужд федеральных и муниципальных органов власти. Они проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
Кроме того, определенные юридические лица, например, государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, в том числе дочерние, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, а также иногда называют корпоративными закупками.
Наряду с этими видами, существуют и коммерческие закупки — это тендеры, организованные всеми прочими компаниями, не попадающими под действие указанных законов.
Как узнать о тендере? Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС). Кроме того, для удобства поставщиков существуют сервисы поиска тендеров, например, Контур.Закупки.
Конкурентные способы проведения закупок
Закупка по конкурентной процедуре подразумевает, что в торгах примут участие все желающие. При этом заказчик устанавливает требования к объекту закупки и участникам торгов. Суть конкурентного способа заключается в том, что участники закупки делают заказчику предложения, из которых он выбирает наиболее выгодное для себя. При выборе победителя заказчик руководствуется такими критериями, как цена ТРУ и условия исполнения договора.
Существует несколько видов конкурентных закупок. Мы рассмотрим каждый по отдельности.
При таком способе участники подают заявки без цены, затем проводится аукцион, на котором уже озвучиваются ценовые предложения, по результатам которого выбирается победитель.
Наилучшая цена, как правило, зависит от типа аукциона.
Шаг аукциона для закупок по 44-ФЗ может быть от 0,5 до 5% от начальной цены лота. Аукцион может проводиться в электронном формате на электронных торговых площадках.
При проведении конкурса участники подают заявки с условиями и ценой. Победитель конкурса устанавливается по нескольким критериям, которые заказчик прописывает в закупочных документах.
Заявки участников оценивают по следующим критериям:
Порядок проведения конкурса зависит от его вида. При проведении открытого конкурса в электронной форме участники подают заявки через оператора электронной площадки. На закрытых конкурсах участники подают предложения в конвертах, заказчик вскрывает их, а затем проводит оценку заявок.
Запрос котировок
При таком способе закупки участники подают заявки с ценовыми предложениями, а побеждает тот участник, который предложит самую низкую цену контракта. При наличии одинаковых предложений с наименьшими ценами победителем становится тот, кто подал заявку ранее.
Конкурентные переговоры
Проводятся при закупках по 223-ФЗ, а также коммерческих закупках. Организатор устраивает переговоры с участниками, в ходе которых определяет наиболее квалифицированного претендента, который предлагает наилучшие условия.
Переторжка
Данная процедура проводится, если по результатам торгов заказчика не устроил ни один из предложенных вариантов. В этом случае участники делают предложения повторно с улучшенной ценой. Переторжка проводится при конкурсах по 44-ФЗ и закупках по 223-ФЗ.
Закупки при форс-мажорных ситуациях
Законом разрешён выбор закупок у единственного поставщика в случае обстоятельств непреодолимой силы. Под это определение попадают условия, которые прописаны в ст. 401 ГК РФ. К ним, например, относятся стихийные бедствия, эпидемии и тому подобное. Заказчик должен доказать, что именно наступление таких обстоятельств привело его к заключению сделки с единственным поставщиком.
В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика
Для проведения сделки с единственным поставщиком существует перечень условий, который включает в себя более 50 пунктов (ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ). В число наиболее распространённых условий входят:
Для конкурентных способов закупки
Существует довольно широкий перечень случаев, при которых осуществление закупок проходит в виде электронного аукциона. Однако есть случаи, при которых электронный аукцион должен проводиться в обязательном порядке:
Для выбора запроса котировок тоже существуют определённые 44-ФЗ ограничения и случаи. Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок:
Открытый конкурс
Обоснованием для открытого конкурса будет служить факт того, что заказчик выбирает исполнителя по критериям наиболее выгодных для себя условий, а не только по наименьшей цене.
Конкурсные процедуры в электронном формате
Обоснования для проведения электронных конкурсных процедур аналогичны основаниям для проведения оффлайн-конкурсов.
Закрытые конкурсные процедуры
Согласно ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ, применение закрытых процедур должно быть согласовано с ФАС, кроме случаев, когда закупку осуществляют различные федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им организации. Перечень таких учреждений должен быть утверждён отдельным Постановлением Правительства РФ.
Электронные закрытые торги
Закрытые закупки проводятся в случаях, перечисленных в ч.11 статьи 24 Закона №44-ФЗ. Порядок проведения электронного закрытого конкурса установлен статей 75, электронного закрытого аукциона – статьёй 76 Закона № 44-ФЗ.
За неправильно выбранный способ закупки КоАП РФ предусмотрен крупный штраф. Так, если провели закрытую закупку в случаях, не предусмотренных законом, или в случае, когда не провели аукцион на закупку товара из аукционного перечня, — штраф 50 000 рублей (ч. 2- 2.1 ст. 7.29 КоАП).
Неконкурентные способы закупок
Неконкурентный способ проведения электронных закупок подразумевает размещение заказа на приобретение товара, выполнение работ или оказание услуг у заранее установленного исполнителя. Такие закупки называются прямыми, поскольку поставщик определяется без конкурсного отбора, а контракт с ним подписывается напрямую.
Сделки с единственным поставщиком проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 93), а также Федеральным законом № 223-ФЗ.
Организация вправе самостоятельно решить, по какой схеме выбирать поставщика, однако, если заказчик выбрал конкурентный способ закупки и при этом торги не состоялись, закон о контрактной системе обязывает его заключить контракт с единственным поставщиком.
Запрос котировок в электронной форме
Запрос котировок считается, пожалуй, самым сложным видом закупки на сегодняшний день. Это мнение обусловлено сжатыми сроками на проведение, а также ограничениями в допустимой НМЦК.
Заказчик публикует извещение не позднее, чем за 4 дня до окончания приёма заявок. Отсчёт начинается с первого рабочего дня, следующего за днём размещения. В нём указывается предмет закупки, начальная стоимость и прочие требования.
Потенциальные участники, нашедшие извещение, должны отправить заявку, в которой содержится стандартный пакет документов, а также ценовое предложение. Полученные заявки рассматриваются на предмет соответствия котировочной комиссией, после чего направляются оператору ЭТП который, ориентируясь на предложенные цены, и определяет победителя.
Отдельно стоит упомянуть, что стоимость контракта не должна превышать 3 миллиона рублей. Годовой объём закупок такого вида тоже ограничен – не более 10% от всего годового объёма или 100 миллионов рублей.
Неконкурентные способы закупок по 44-ФЗ
Как мы уже сказали выше, к неконкурентному способу закупок относится только один вид — закупка у единственного поставщика. Регулируется этот метод статьёй 93 44-ФЗ, где описаны условия и правила проведения такой закупки.
Если говорить простыми словами, то суть такой закупки заключается в том, что заказчик заключает контракт с конкретным поставщиком, без предварительного проведения конкурса, аукциона или любого другого конкурентного мероприятия.
Для того чтобы была возможность провести неконкуретную закупку, у заказчика должны быть на то определённые основания в соответствии с вышеуказанной статьёй 93. Таких оснований много (более 50-ти), перечислим лишь некоторые из них:
Проведения неконкуретного способа закупок — это право, а не обязанность заказчика. Это означает, что даже в большинстве случаев, которые могут являться основанием для проведения закупки у единственного поставщика, заказчик может проводить и конкурентную закупку.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) — необходимый инструмент в сфере закупок. Для этого подойдёт, например, «Астрал-ЭТ» c любым тарифом из линейки «Торги».
Какие есть способы закупок по 44-ФЗ
По 44-ФЗ существует несколько видов закупок, которые можно объединить в две большие группы: конкурентные закупки и неконкурентные. Как можно понять из названия, разделение такое проходит по способу определения поставщика.
Ко второй группе, неконкурентному способу закупок, относится лишь один вид закупки — закупка у единственного поставщика. Про неё подробнее мы поговорим в соответствующем разделе.
К первой группе, конкурентному способу закупок, относится весь остальной массив способов определения поставщиков:
Каждый из этих видов делится на подвиды. Закупки могут проводить в бумажном и электронном формате (по факту, практически все проводятся именно в электронном). Конкурс может быть одноэтапным и двухэтапным, открытым, закрытым и с ограниченным участием. Аукцион — только открытым и закрытым.
Конкурс в электронной форме
Конкурс похож по своей логике на электронный аукцион, но с рядом достаточно серьёзных отличий.
Начнем с того, что при проведении конкурса в электронной форме, заказчик учитывает не только ценовое предложение участников, но и другие качества:
Заявка на участие также состоит из двух частей, содержание которых регулируется ч. 4 ст. 54.4 закона 44-ФЗ и ч. 6 ст. 54.4 закона 44-ФЗ соответственно.
В отличии от аукциона, участвующие компании не перебивают цены друг друга, а обозначают ценовое предложение сразу.
Однако, есть ещё одна интересная особенность. После всех основных действий, заказчик публикует в ЕИС протокол рассмотрения вторых частей заявок. В этот момент у всех участников появляется последний шанс улучшить своё предложение, но на этот раз окончательно.
Как проводится открытый конкурс
Как и любая другая процедура закупки, открыт конкурс требует определенной подготовки. На первом этапе формируется конкурсная комиссия, определяется порядок ее функционирования, разрабатывается положение о комиссии. Далее разрабатывается и принимается конкурсная документация. Следующий шаг — размещение в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса. Его необходимо опубликовать за 20 и более дней до даты, когда будут вскрыты конверты с предложениями участников.
Поставщики, желающие принять участие в закупке, знакомятся с конкурсной документации в ЕИС и составляют заявки. Приемлемый формат заявок заказчик описывает в документации. Если это классический «бумажный» вид, то заявки направляются в запечатанных конвертах. Если заказчик разрешает подавать заявки в электронной форме, то они должны быть направлены в виде электронного документа. Правила заполнения заявок, срок и место подачи — все это должно быть отражено в документации открытого конкурса.
После того как начался прием заявок, заказчик все еще может внести в документацию изменения. Но сделать это нужно не позднее, чем за 5 дней до окончания срока приема заявок.
На заказчика возлагается обязанность принять, зарегистрировать заявки, а также обеспечить их сохранность и конфиденциальность вплоть до того момента, когда конверты будут вскрыты.
Если срок подачи заявок подошел к концу, а заказчик получил всего лишь одну заявку либо не получил ни одной, то процедура признается несостоявшейся.
Следующий этап — вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам (если они предусмотрены конкурсной документацией). Этот процесс производится публично после того, когда срок приема заявок подошел к концу. В обязанности заказчика входит обеспечение возможности всем заинтересованным участникам открытого конкурса присутствовать при вскрытии конвертов.
Процедура сопровождается ведением протокола — делает это конкурсная комиссия. Документ должен быть подписан всеми ее членами сразу после того, как конверты будут вскрыты, а доступ к электронным заявкам — открыт. Не позднее следующего дня этот протокол следует разместить в ЕИС.
Теперь у заказчика есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть и оценить заявки. Для закупок в сфере науки, искусства и культуры сделано исключение — срок рассмотрения заявок можно продлить, но не более чем на 10 рабочих дней.
Оценивая заявки, заказчик в том числе проверяет достоверность данных документов, которые представили участники конкурса. При выявлении нарушений комиссия отстраняет такого поставщика от участия в процедуре.
Определение победителя и заключение контракта
Когда все заявки обработаны, составляется протокол, в котором фиксируются итоги рассмотрения и оценки заявок. Документ составляется в двух экземплярах: для заказчика и для победителя закупки. Таковым признается тот из участников, кто смог предложить наилучшие условия исполнения контракта с учетом требований конкурсной документации, и заявка которого получила первый номер. Подписанный протокол рассмотрения заявок не позднее, чем через 3 рабочих дня, направляется победившему участнику.
Последний этап – заключение контракта между заказчиком и победителем открытого конкурса. Условия контракта соответствуют описанным в конкурсной документации — никаких существенных изменений вносить не допускается. Существуют определенные обстоятельства, при наступлении которых на этапе заключения контракта заказчик может от этого отказаться.
Запрос предложений в электронной форме
Данный вид закупки немного схож с конкурсом. Заказчик также ориентируется не только на цену, но и на иные параметры. Победителем становится та компания, которая вынесла лучшее предложение, в котором цена, сроки и качество исполнения контракта наиболее соответствуют требованиям в документации.
Чтобы провести запрос предложений в электронной форме, необходимо учесть ряд требований. Дело в том, что такой вид закупки можно использовать лишь для ограниченного списка ситуаций:
Участники направляют свои предложения на площадку, на которой проводится закупка, после чего ожидают рассмотрения и публикации протокола. Ждут они потому, что после этого претенденты на контракт могут подать финальное предложение с изменениями в лучшую сторону.
Находите закупки с помощью Тендерплана
Уникальные алгоритмы сбора тендеров, точный поиск и глубокая аналитика. Всё для работы с закупками!
Оставить заявку
Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на Ваши вопросы!
Видео по работе с сервисом торгов
Разберёмся в каждом конкурентном способе закупок по 44-ФЗ подробнее. Ниже представлена соответствующая таблица.
Как обезопасить себя
Перед тем как заключать договор, лучше обезопасить себя и проверить контрагента. Можно воспользоваться бесплатными сервисами от государственных структур: ФНС, Арбитражного суда, ФАС, Банка России, Росстата и других.
Но на проверку по всем параметрам может уйти слишком много времени. Ускорить процесс поможет «Астрал.СКРИН», который делает всю работу за вас. Сервис проверяет контрагента по всем необходимым параметрам, выискивая информацию в официальных источниках. Если с вашим потенциальным партнёром что-то не так, сервис пометит скользкие места в отчётах.
Всегда проверяйте нового контрагента, чтобы защитить ваши деньги, репутацию и нервы.
Сервисы «Калуга Астрал» для бизнеса
Экосистема клиентского сервиса под любые потребности от электронной подписи до проверки контрагентов
Гибкие тарифы и низкие цены
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами
Виды неконкурентных способов закупок
Сумма разовой закупки по п.4 ч.1 статьи 93 не должна превышать 600 тысяч рублей.
Кроме того, ограничен объём годовых закупок — до 2 млн рублей или 10 процентов от годового объёма всех закупок организации-заказчика в совокупности, но не более 50 млн рублей. Если организация-заказчик проводит закупку ТРУ, приобретаемых в целях обеспечения потребностей управляющих структур сельских поселений, данные ограничения действовать не будут.
Для наглядности рассмотрим пример малой закупки, когда исполнителем контракта является единственный поставщик. Допустим, в апреле 2022 года Заказчик закупил у ООО «Протон» как у единственного поставщика медицинское оборудование на сумму 520 тысяч рублей. Через два месяца Заказчик принял решение закупить у «Протона» расходные материалы на сумму 100 тыс. рублей. Действия заказчика по осуществлению таких закупок в соответствии с п.4 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ будут правомерны, так как цена договора по каждой сделке не превысила 600 тыс. рублей. При этом заказчику нужно контролировать годовой объём закупок у единственного поставщика, чтобы не превысить установленные лимиты.
А мы напоминаем о том, что для заключения контракта вам потребуется квалифицированная электронная подпись. Оформить такую ЭП можно через наш сайт.
Плюсы и минусы открытого конкурса
Для обеих сторон закупочной деятельности открытый конкурс несет как определенные преимущества, так и недостатки.
Хорош этот способ определения поставщика тем, что у заказчика больше критериев отбора, чем, скажем, при электронном аукционе, где он вынужден руководствоваться лишь ценой. Например, заказчик может отдать предпочтение более опытному и квалифицированному исполнителю, предложившим чуть более высокую цену.
Процедура открытого конкурса проводится без посредников, то есть участник напрямую обращается к заказчику. Это исключает необходимость аккредитации на торговых площадках, а также связанные с процедурой электронных торгов технические риски.
Однако недостатков у открытого конкурса гораздо больше. Во-первых, это довольно сложная и многоэтапная процедура. С этим связана возможность возникновения ошибок и, соответственно, претензий со стороны проверяющих органов. К слову, вопросы могут возникнуть, в первую очередь, к выбору метода определения поставщика, ведь для проведения открытого конкурса есть ряд ограничений.
Во-вторых, в отличие от электронного аукциона, открытый конкурс не настолько прозрачен. В-третьих, у заказчика появляются дополнительные обязанности. Например, он должен регистрировать заявки и обеспечивать их сохранность. Ну и, наконец, открытый конкурс – процедуры довольно длительная, если сравнивать ее с запросом котировок, предложений или закупкой у единственного поставщика.