Специалисты учебного центра АО «Единая электронная торговая площадка» подготовили для вас подборку наиболее распространенных вопросов (и ответов на них), касающихся имущественных торгов по 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
1. Какие виды имущественных торгов проводятся на «Единой электронной торговой площадке» и в каких секциях?
На «Единой электронной торговой площадке» имущественные торги проходят в двух торговых секциях. В каждой из них осуществляются определённые виды закупочных процедур.
В секции имущественных торгов по 178-ФЗ:
– реализация государственного и муниципального имущества в рамках программ приватизации на основании 178-ФЗ;
– сдача в аренду государственного и муниципального имущества на основании Приказа ФАС 67.
В секции корпоративных торгов по 223-ФЗ:
– аренда и продажа имущества хозяйствующих субъектов (не государственная или муниципальная/не полностью государственная или муниципальная собственность) на основании Гражданского Кодекса РФ, а также собственных регламентов продавцов имущества;
– сдача в аренду нестационарных торговых объектов, мест для рекламы, торговых площадей и ярмарочных мест (на основании законодательства о торговле, рекламе, а также региональных и муниципальных нормативных актов о проведении такого типа торгов);
– продажа непрофильных активов госкомпаний (Ростелеком, ВТБ и т.д.) на основании ГК РФ, предписаний Росимущества и регламентов госкомпаний;
– продажа залогового имущества банками (например, ВТБ).
2. Какие действия должен совершить продавец имущества/арендодатель для начала проведения торгов в электронной форме?
Алгоритм действий по продаже имущества следующий:
a) В первую очередь необходимо получить электронную подпись, если таковой ранее не имелось;
b) затем продавец должен заключить соглашение с электронной площадкой по требованиям Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 г. №860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме»;
c) потом необходимо пройти аккредитацию на площадке в качестве продавца и настроить личный кабинет на площадке (распределить роли между специалистами организации, привязать электронные подписи).
3. Какую электронную подпись должен иметь продавец имущества для размещения документов и информации?
Как правило, требуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Но если у продавца имущества есть электронная подпись заказчика, действующего в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», то можно использовать ее. Если нет, то необходимо получить усиленную квалифицированную подпись, в т.ч. в территориальном органе Казначейства РФ или любом удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России.
4. Как аккредитуются покупатели имущества по 178-ФЗ?
Покупатели имущества аккредитуются самостоятельно на каждой из площадок, отобранных в качестве операторов электронных торгов по 178-ФЗ. Регистрация через Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) для них не предусмотрена.
Если же участник уже зарегистрирован на «Единой электронной торговой площадке» в торговых секциях по 44-ФЗ, 223-ФЗ для малого бизнеса, а также в рамках торгов по капремонту (все эти доступы открываются после регистрации в ЕИС-ЕРУЗ), то ему сразу откроется доступ на секцию 178-ФЗ.
5. В какой последовательности публикуется информация на сайте http://torgi.gov.ru и на ЭТП? Возможны ли ситуации, когда информация есть на сайте torgi.gov.ru, но отсутствует на ЭТП и наоборот?
Информация о продаже имущества по 178-ФЗ или сдаче его в аренду по Приказу ФАС №67 (а также сдаче в аренду недр, продаже лицензий на добычу полезных ископаемых) размещается одновременно на https://torgi.gov.ru и на сайте электронной площадки.
При этом в пункте 12 ПП РФ 860 указано «Для продажи имущества уведомление о проведении продажи имущества направляется оператору электронной площадки продавцом не позднее 3 календарных дней до дня размещения информационного сообщения о проведении продажи имущества на официальном сайте в сети “Интернет”».
Таким образом, сначала необходимо обратиться к оператору электронной площадки, и только потом размещаться на https://torgi.gov.ru/
Чтобы упростить этот процесс, лучше вначале опубликовать извещение на площадке, установив отложенный срок начала приема заявок (заложить не менее 3 календарных дней), и за это время, при необходимости, согласовав действия с оператором ЭТП, провести подготовительную работу на https://torgi.gov.ru/ по размещению там информационного сообщения. Таким образом, можно синхронизировать работу на ЭТП и https://torgi.gov.ru, избежав возможных технических и организационных проблем.
Дублировать все значимые действия и протоколы приходится https://torgi.gov.ru и на ЭТП, поскольку между ними не предусмотрена сквозная интеграция.
6. Торги по аренде и рекламе тоже должны проходить в электронной форме, или могут быть на бумаге?
Это зависит от объекта аренды. Согласно приказу ФАС №67 – торги могут осуществляться и на бумаге, и в электронной форме. По аренде рекламных мест и площадей, аренде торговых точек – аналогично, но в настоящее время приоритет отдается электронной форме.
Если речь идет о сдаче в аренду рекламных мест и площадей, а также торговых точек, то необходимо помнить, что порядок проведения торгов по таким объектам регионы и муниципалитеты готовят самостоятельно (по аналогии с Постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. №26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности»).
7. Есть ли информация от том, когда будет реализована интеграция электронных площадок с https://torgi.gov.ru?
В настоящее время интеграции нет, когда она будет – неизвестно, но в планах законодателей есть задача по доработке и развитию функционала https://torgi.gov.ru
8. Может ли продавец публиковать процедуру только на https://torgi.gov.ru/, не дублируя на площадку?
В рамках 178-ФЗ, а также при проведении торгов по Приказу ФАС №67 в электронной форме – не может. Но, как отмечалось ранее, если это отдельные специализированные виды торгов (недра, ресурсы, земля и т.д.), которые могут быть осуществлены на бумаге, то на ЭТП они не появятся.
9. Где взять реквизиты расчетного счета, куда перечислять задаток участникам?
В 178-ФЗ указано, что задатки при продаже федерального имущества и имущества Миноброны перечисляются в федеральное казначейство, для региональных и муниципальных продавцов имущества специального порядка не предусмотрено, поэтому для них допустимы два варианта:
– денежные средства могут перечисляться на их расчетные счета;
– денежные средства могут вноситься претендентами самим себе на собственные лицевые счета на ЭТП, которые открываются после аккредитации.
Есть особенности внесения средств в счет оплаты акций по специализированным аукционам по продаже акций – средства вносятся при продаже федерального имущества- на счета, открытые специально для этих целей в территориальных органах Федерального Казначейства, а вот при продаже имущества региональных или муниципальных собственников – на счета продавца (п.55 ПП РФ 860), то есть формально продавец может задействовать и свой лицевой счет на электронной площадке, который ему открыли при аккредитации.
10. В чем особенность конкурса в электронной форме по 178-ФЗ?
Имущественные торги, как и многие другие виды торгов, проводятся на основании Гражданского Кодекса РФ и отдельных законов.
Основные способы торгов, на которых может быть продано имущество (государственное, муниципальное, корпоративное) – аукционы, специализированные аукционы (для продажи акций или долей в пакетах акций), конкурсы, продажа посредством публичного предложения («голландский аукцион»), продажа без объявления цены.
Логика аукционов и конкурсов аналогична 44-ФЗ, но техника – зеркально противоположная.
На аукционе устанавливается минимальная цена имущества (или минимальный размер арендной платы за использование имущества), которая определяется продавцом на основании оценки имущества. После окончания приема заявок, которые подаются без цены, и рассмотрения заявок проводится аукцион. С фиксированным шагом повышения (например, в 178-ФЗ это 5% от стоимости имущества) участники борются на торгах за право купить (арендовать) тот или иной объект, и, по аналогии с 44-ФЗ, торговая система ожидает подачи участниками ценовых предложений. Победителем признается тот участник, после ценового предложения которого в установленное время (10 минут) новых ценовых предложений не поступало.
Заявки на конкурс формируются из 2 элементов: документов, подтверждающих соответствие претендента условиям конкурса (в отличие от аукциона, претенденту необходимо сыграть не только на цене имущества, предложив самую выгодную, но и подтвердить, что он готов выполнить также условия, отраженные продавцами в информационных сообщениях), а также цены, предложенные претендентом.
При этом предложение о цене имущества претендент может подать одновременно с заявкой, то есть обе части – и заявка с указанием условий претендента и цена будут направлены вместе. Либо претендент может направить отдельно заявку с условиями, дождаться ее рассмотрения, оценить ситуацию по конкурентному окружению, и подать цену в день и время, указанное в информационном сообщении.
Фактически, на конкурсах итоги подводятся дважды: первый раз на основании поступивших заявок продавец подводит итоги приема заявок по предложенным условиям, но ему недоступны ценовые предложения. Второй раз подводятся итоги конкурса в целом, то есть обрабатываются и ценовые предложения. Участники, которые подали цену сразу, не смогут подать ее еще раз в день подведения итогов по конкурсу, а те, кто не подавал – наоборот, смогут это сделать. Как раз перед вторым подведением итогов, претенденты, не подавшие цену вместе с заявкой, могут ее направить. А те, кто подал, ждут итогов.
При продаже имущества посредством публичного предложения предполагается, что имущество по каким-то причинам не смогли продать на аукционе или конкурсе (завышенная цена, неудачное местоположение и т.д.). В этом случае последовательность действий продавца и покупателя очень похожа на аукцион, но отличается сам механизм аукционных торгов.
Торги начинаются не сразу на повышение: система ждёт сначала 60 минут, чтобы участники подтвердили начальную цену, и, если этого не происходит, предоставляет скидку («шаг понижения» – устанавливается продавцом, обычно составляет не более 10% от стоимости имущества) и снова ждет, готовы ли участники приобрести имущество со скидкой. Если такого не происходит, то цена снова откатывается на сумму шага понижения, и так до тех пор, пока хотя бы один из участников не подтвердит, что готов купить по указанной цене, или цена после всех снижений не дойдет до «цены отсечения» – минимальной цены, ниже которой продавец не готов продавать имущество. Если два и более участников на каком-то из этапов подхватят цену и подтвердят, что готовы купить, система разворачивает от этой цены торги на повышение с «шагом аукциона», который, как правило, не более 50% «шага понижения».
Примеры проведения и технику торгов с разворотами можно посмотреть в видеороликах, записанных, например, для Банка ВТБ https://www.roseltorg.ru/knowledge_db/sale. Технически процедура публичного предложения одинакова в исполнении и для собственников коммерческого имущества, и для секции 178-ФЗ. Отличается лишь нормативная база.
Продажа без объявления цены – процедура, в которой продавец не указывает цену имущества, ее формируют сами покупатели. При направлении заявок они указывают, по какой цене готовы приобрести имущество, затем среди них выбирается предложение по наиболее выгодной стоимости. Как правило, проводится редко – если не удалось реализовать имущество предыдущими способами.
Специализированный аукцион проводится для реализации отдельных видов имущества (например, акций). Отличается особенностями внесения средств в счет оплаты акций задатков (см. вопрос 9), порядком подачи заявок и их рассмотрением. Сама техника торгов аналогична обычному аукциону.
11. Когда и каким документом утверждается электронная форма заявки на участие в продаже имущества, указанная в Соглашениях с ЭТП: «Утвердить электронную форму заявки на участие в продаже имущества (далее – заявка), разработанную Организатором»?
Электронную форму заявки разрабатывает Организатор (продавец). ЭТП автоматизирует только согласие участника на участие в процедуре, в том числе согласие с условиями договора купли-продажи. Сама заявка и сопровождающие документы в сканированном виде прикладываются участником в виде архивного пакета при подаче заявки.
Форма не установлена, поэтому продавец в свободной форме направляет письмо на адрес ЭТП с просьбой о перечислении задатков на его счет. В перспективе ожидается открытие функционала перевода средств задатка победителя на расчетный счет продавца имущества через электронное обращение в личном кабинете продавца на ЭТП.
13. Есть ли уже документ, который будет регулировать ответственность площадок за возможные нарушения с их стороны при торгах?
Основные требования к операторам площадок указаны в 178-ФЗ, также они представлены в единых и дополнительных требованиях к операторам, предусмотренных 44-ФЗ. Поэтому, фактически, документы уже есть.
14. Если торги пройдут некорректно со стороны площадки, площадка по аналогии с 44-ФЗ сама принимает решение о переносе даты торгов с рассылкой уведомлений?
Если торги пройдут некорректно по техническим причинам и в связи со сбоями в торговой системе, то на основании Соглашения, которое площадка заключает с продавцом имущества, а также по регламенту 178-ФЗ и ПП РФ №860, торги приостанавливаются, а всем участникам и продавцу направляется сообщение о возникшей ситуации. Далее торги возобновляются в указанное на ЭТП время и проводятся до полного завершения. Продавец имущества вносит в протоколы информацию о сбое и о том, что процедура проводилась с приостановкой.
15. Может ли продавец или покупатель отказаться от заключения договора?
Покупатель-победитель торгов отказаться может, но тогда ему не будет возвращен задаток. Что касается продавца, то здесь закон не регулирует этот вопрос, что, конечно, может вызывать определенные проблемы.
Если обратиться в ГК РФ, то по правилам ГК по итогам торгов договор должен быть заключен с победителем (победителями). Такие правила применяются и в 44-ФЗ, и в 223-ФЗ при проведении закупок у субъектов МСП. Но в этих же законах указаны случаи отказа заказчика, а в 178-ФЗ отказ продавца не прописан. Если такое все-таки произойдет, продавец должен подготовить обоснование отказа. Если отказ не будет обоснован, то покупатель в принципе может обжаловать действия продавца, взыскав с него неустойку или компенсацию расходов, понесенных при подготовке заявки.
16. Есть ли реестр недобросовестных участников процедур по 178-ФЗ и есть ли у площадок интеграция с ним?
Официальный единый реестр недобросовестных участников торгов по 178-ФЗ пока отсутствует, но есть локальные реестры недобросовестных покупателей по земельным торгам (проводятся не в рамках 178-ФЗ, а в рамках Земельного Кодекса), которые ведутся на сайте https://torgi.gov.ru/antimonopolyLawInfo.html
17. Кто может быть организатором торгов? Можно ли возложить функцию организатора на какое-либо учреждение регионального или муниципального уровня?
Как указано в пункте 3 статьи 6 178-ФЗ, «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже соответственно государственного и муниципального имущества, а также своими решениями поручают юридическим лицам, указанным в подпункте 8.1 пункта 1 настоящей статьи, организовывать от имени собственника в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и (или) осуществлять функции продавца такого имущества».
В настоящее время в подпункте 8.1 пункта 1 статьи 3 указано, что утвержден перечень организаций, которые могут организовывать продажу имущества от федеральных продавцов (Перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. N 1874-р). Пока что данный перечень и его редакция не позволяют применять его при продаже регионального и муниципального имущества. Поэтому, пока не будет уточнен перечень или порядок отбора лиц, которые могут быть продавцами на региональном и муниципальном уровне, передать полномочия нельзя. Также нельзя провести процедуру по отбору продавца. Таким образом, органы власти могут передать полномочия по продаже на иные органы власти в рамках региональных и местных администраций, но не на иные виды юридических лиц.
18. Можно ли перенести или отменить процедуру по 178-ФЗ? Что для этого необходимо сделать продавцу?
Законом перенос или отмена не запрещены. Также возможно внесение изменений в информационное сообщение о проведении торгов. Однако ни в 178-ФЗ, ни в подзаконных актах не указано, что нужно сделать продавцу. В этой связи, необходимо руководствоваться Гражданским Кодексом РФ (статья 448, часть 4): вносить изменения в информационное сообщение не позднее, чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, и продлевать сроки приема на 30 дней.
В том числе эту норму можно применить при отмене процедуры. Для этого, в частности, при проведении аукциона следует заложить не менее 3 дней между датой публикации протокола о рассмотрении заявок и признании претендентов участниками аукциона и датой проведения непосредственно торгов по аукциону. При необходимости, таким образом, продавец сможет отказаться от проведения процедуры, по которой уже прошел этап приема заявок.
Также продавцу целесообразно руководствоваться здравым смыслом и логикой антимонопольного законодательства: если в информационное сообщение внесены изменения, а уже есть заявки на торги, то участников, подавших заявки, продавец должен уведомить о том, что в документацию по процедуре внесены изменения. Так все участники будут в равных условиях. Далее заявители сами решают, отзывать им заявки или нет.
В случае отзыва заявок продавец обязан вернуть задатки. При размещении задатков на счетах продавцов они делают это самостоятельно, при размещении на лицевых счетах участников на ЭТП электронная площадка разблокирует средства автоматически по факту отзыва заявки.
19. Какова гарантия, что, в случае размещения обеспечения заявок на счетах претендентов на ЭТП, они действительно будут обеспечены? Как проверить, что претендент внес задаток на ЭТП?
В соответствии с п.14 ПП РФ 860: «Информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом о приватизации, должно содержать условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, порядке возвращения задатка, реквизиты счета, а также указание на то, что такие условия являются условиями публичной оферты в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке».
Таким образом, претендент, подавая заявку, должен ее также обеспечить задатком. Оба условия являются основанием для присоединения к публичной оферте. Электронная площадка проверяет (обязана проверять) выполнение этих условий, и, при отсутствии средств на лицевых счетах, не осуществляет допуск претендентов до процедуры.
Также в ПП РФ №860 в п.4: «з) продавец заключает с претендентом договоры о задатке», что вызывает вопросы продавцов имущества «Какие реквизиты поступления задатка указывать в договоре?». Ответ также представлен в п.14: подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке.
20. Нужно ли размещать договор купли-продажи в составе документации по процедуре в электронной форме?
Да, потому что претендент должен быть изначально ознакомлен с условиями договора купли-продажи, и, при подаче заявки, он должен подтвердить свое согласие с условиями договора купли-продажи.
Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе
1. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
2. Аукцион является открытым по составу участников.
3. Предложения о цене государственного или муниципального имущества заявляются участниками аукциона открыто в ходе проведения торгов. По итогам торгов с победителем аукциона заключается договор.
В случае, если заявку на участие в аукционе подало только одно лицо, признанное единственным участником аукциона, договор заключается с таким лицом по начальной цене продажи государственного или муниципального имущества.
В случае отказа лица, признанного единственным участником аукциона, от заключения договора аукцион признается несостоявшимся.
4. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Признание претендентов участниками аукциона осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема указанных заявок. Аукцион проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками аукциона.
5. При проведении аукциона в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены (“шаг аукциона”).
6. Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере:
20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества и составляющей 100 миллионов рублей и более;
10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества и составляющей менее 100 миллионов рублей.
Информация об изменениях
Статья 18 дополнена пунктом 6.1 с 16 декабря 2022 г. – Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 512-ФЗ
6.1. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.
8. Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;
заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.
Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.
9. До признания претендента участником аукциона он имеет право отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
10. Одно лицо имеет право подать только одну заявку.
11. Уведомление о признании участника аукциона победителем либо лицом, признанным единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, направляется победителю либо лицу, признанному единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, в день подведения итогов аукциона.
12. При уклонении или отказе победителя аукциона либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.
13. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
14. В течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона либо лицом, признанным единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, заключается договор купли-продажи.
Статья 18 дополнена пунктом 14.1 с 1 июля 2021 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 273-ФЗ
14.1. Цена государственного или муниципального имущества, установленная по результатам проведения аукциона, не может быть оспорена отдельно от результатов аукциона.
15. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
16. Не урегулированные настоящей статьей и связанные с проведением аукциона отношения регулируются Правительством Российской Федерации.
Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении
Государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и учреждениям имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Распоряжение таким имуществом (в том числе его продажа) допускается при условии соблюдения специальных требований, предусмотренных, в частности, главой 19 ГК РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Правила, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, при этом не применяются (пп. 9 п. 2 ст. 3 указанного закона, см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2015 N Ф08-6312/15, АС Центрального округа от 13.08.2015 N Ф10-2590/15).
Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество только с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). В силу этой же нормы движимым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, оно распоряжается самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В частности, при отчуждении имущества должна быть сохранена возможность осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”). Если сделка по продаже имущества, принадлежащего унитарному предприятию, лишает предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, такая сделка является ничтожной независимо от наличия согласия на ее совершение со стороны собственника имущества унитарного предприятия (п. 10 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
Согласие собственника требуется для совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, договоров простого товарищества и иных сделок, указанные в уставе предприятия (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”). Подобные сделки, в случае их совершения без получения соответствующего согласия, являются не ничтожными, а оспоримыми. Они могут быть признаны недействительными лишь по иску предприятия или собственника его имущества, а срок исковой давности по такому требованию определяется на основании п. 2 ст. 181 ГК РФ (абзац третий п. 9 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
Обратим внимание, что формулировка абзаца второго п. 2 ст. 295 ГК РФ допускает возможность ограничения права унитарного предприятия самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, не только законом, но и иными правовыми актами. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований можно обнаружить правовые акты, которыми возможность продажи определенных видов имущества, находящегося в хозяйственном ведении, обусловлена необходимостью получения согласия на это собственника или, например, проведения конкурентных процедур (см., например, ч. 1 ст. 17 Закона Ставропольского края от 14.04.2014 N 25-кз “Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной собственности Ставропольского края”, Решение Совета депутатов городского округа Лобня Московской области от 28.07.2015 N 126/49). Это обстоятельство необходимо учитывать при продаже имущества унитарного предприятия.
В отношении казенных предприятий помимо перечисленных выше ограничений установлено общее правило, в соответствии с которым продажа имущества казенного предприятия требует получения согласия собственника. Исключение (если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ) составляют сделки, направленные на реализацию продукции, производимой казенным предприятием (п. 1 ст. 297 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).
Казенные учреждения обязаны согласовывать с собственником продажу любого принадлежащего им имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ), бюджетные – продажу особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных на это собственником, а также любого недвижимого имущества, автономные – закрепленным за ними или приобретенным за счет средств, выделенных на это собственником, недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2, п. 3 той же статьи, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года
(В редакции федеральных законов от 08. 2003 № 169-ФЗ, от 18. 2006 № 231-ФЗ, от 24. 2007 № 212-ФЗ, от 01. 2007 № 318-ФЗ, от 02. 2010 № 152-ФЗ, от 18. 2011 № 220-ФЗ, от 19. 2011 № 246-ФЗ, от 06. 2011 № 291-ФЗ, от 30. 2011 № 362-ФЗ, от 03. 2012 № 240-ФЗ, от 02. 2013 № 188-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 05. 2014 № 99-ФЗ, от 04. 2014 № 337-ФЗ, от 13. 2015 № 216-ФЗ, от 23. 2015 № 312-ФЗ, от 23. 2016 № 149-ФЗ, от 18. 2017 № 177-ФЗ, от 29. 2017 № 267-ФЗ, от 29. 2017 № 470-ФЗ, от 03. 2018 № 322-ФЗ, от 28. 2018 № 452-ФЗ, от 02. 2019 № 394-ФЗ, от 27. 2019 № 469-ФЗ, от 27. 2019 № 485-ФЗ, от 31. 2020 № 294-ФЗ, от 23. 2020 № 378-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 02. 2021 № 352-ФЗ, от 30. 2021 № 436-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также – унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Статья 2. Унитарное предприятие
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е.Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:
1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;
2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;
3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
(Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)
Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 241 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ)
Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное государственное предприятие”, “государственное предприятие” или “муниципальное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное казенное предприятие”, “казенное предприятие” или “муниципальное казенное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)
Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)
2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Статья 8. Учреждение унитарного предприятия
1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
11. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или органами публичной власти федеральной территории в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.05.2016 № 149-ФЗ)
Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 240-ФЗ)
3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:
1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;
3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;
4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;
7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.
(Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ)
41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему реше