-->

Минфин выступает за снижение доли государства в акционерных обществах до 50%

Минфин выступает за снижение доли государства в акционерных обществах до 50%

На коллегии представители власти провозгласили следующую государственную миссию по управлению активами: «100% активов, вовлеченных в хозяйственный оборот, со 100% эффективности».

В чем же государство видит реализацию данной стратегии?

Прежде всего, это определение дальнейшей судьбы каждого актива, находящегося в его распоряжении, а именно:

  • сохранение в федеральной собственности;
  • отчуждение из федеральной собственности.

При этом следует иметь в виду, что в отношении объекта государственной собственности может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др. Однако в независимости от выбора одного из данных направлений, чиновники поставили перед собой цель достижения 100% эффективности в решении управленческих задач. Для отчуждаемого имущества это будет означать, что необходимо извлечь максимально возможный доход от его продажи, а для сохраняемого в федеральной собственности актива – это совокупность управленческих воздействий, направленных на обеспечение выполнения объектом своего предназначения.

Среди всех многообразных объектов государственного имущества автором предпринята попытка проанализировать находящиеся в федеральной собственности пакеты акций.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ) государство может принимать участие в деятельности хозяйственных обществ, к которым относятся акционерные общества как открытого, так и закрытого типа (далее – АО).

Прежде всего, стоит отметить, что Российская Федерация приобретает права акционера следующим образом:

  • Приобретение акций уже существующих АО путем проведения сделок купли-продажи.
  • Приобретение акций путем внесения вкладов (в виде денежных средств, объектов недвижимости, прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.) в уставные капиталы АО.
  • Приобретение акций путем конвертации долга АО перед РФ по государственным гарантиям и бюджетным кредитам на акции этого общества.
Росимущество:  Сто пятнадцать тысяч, сумма ( число ) 115000 прописью

В целях настоящей статьи для обобщения всевозможных синонимов и оборотов, описывающих предмет исследования, автором вводится понятие «государственные пакеты акций».

Под государственными пакетами акций (ГПА) в настоящей статье понимаются пакеты акций, принадлежащие государству на праве собственности и предоставляющие ему права на получение части прибыли от деятельности АО в виде дивидендов, на участие в управлении общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Под управлением государственными пакетами акций понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов власти и управления по осуществлению прав акционера – Российской Федерации.

Нельзя не отметить, что АО являются коммерческими организациями, в связи с чем не вызывает сомнения тот факт, что любой собственник имущества, используемого в коммерческих целях, рассчитывает, прежде всего, на максимизацию своего дохода от управления данным имуществом. Доход может быть получен им как в краткосрочном периоде, так и с определенным временным лагом, а также может быть распределен во времени.

В данном контексте можно перейти непосредственно к описанию, пакеты акций каких АО находятся в собственности Российской Федерации, ведь для того чтобы управление было эффективным, собственнику необходимо знать, чем он управляет, т.е. какими активами и что из себя эти активы представляют.

По состоянию на 1 сентября 2012 года в реестре федерального имущества содержится информация о 2596 акционерных обществах, акции которых находятся в федеральной собственности. Учитывая тот факт, что АО находятся в различных статусах, отражающих их финансово-экономическую самостоятельность, можно представить реестр АО в разбивке, как показано в табл.1.

Таблица 1. Разбивка АО с ГПА по статусам, отражающим их финансово-экономическую самостоятельность.

Российская Федерация – специфический участник процесса управления акционерной собственностью, который осуществляет права акционера в указанных АО всегда опосредованно, т.е. через соответствующие федеральные органы исполнительной власти либо посредством передачи акций в доверительное управление. Проведем анализ АО в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации (табл.2).

Таблица 2. Анализ АО с ГПА в зависимости от субъекта, осуществляющего права акционера от имени Российской Федерации.

Основная цель исследования, предпринятого в настоящей статье, состоит в том, чтобы показать, какими компаниями государство управляет. Управлять – значит оказывать влияние на деятельность объекта управления для достижения определенной цели.

При первом приближении, очевидно, что не на все АО с ГПА, чьими акциями обладает Российская Федерация, она может оказывать воздействие. Например, если акции переданы в доверительное управление, это означает, что управление этими пакетами акций осуществляется иным субъектом (доверительным управляющим), хоть и в интересах государства. Кроме этого, как видно из табл.1, исходя из описанных выше статусов АО, из процесса дальнейшего анализа целесообразно исключить следующие госкомпании:

  • находящиеся в стадии ликвидации (63 АО) или в процедуре реорганизации (2 АО);
  • пакеты акций которых фактически отсутствуют в собственности Российской Федерации (например, приватизированы (55 АО), переданы в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (240 АО), завершаются процедуры по передаче пакетов акций в уставные капиталы вертикально-интегрированных структур (119 АО), выпуск акций не зарегистрирован (15 АО), либо деятельность таких АО прекращена в связи с ликвидацией или реорганизацией (1 АО), либо АО переданы в собственность субъекта федерации (1 АО), но информация об этом находится на стадии внесения в реестр федерального имущества.

Российская Федерация является единственным акционером в 1012 стабильно функционирующих обществах, что составляет 53% от общего количества таких организаций. Далее по убыванию федерального участия идут общества с долей участия Российской Федерации менее 2% – 479 обществ (25%), с блокирующим пакетом – 175 обществ (9%) и с контрольным – 76 обществ (4%) (рис.1).

Минфин выступает за снижение доли государства в акционерных обществах до 50%

Рис.1. Анализ АО в зависимости от размера государственных пакетов акций.

Итак, Российская Федерация владей пакетами акций 1414 стабильно функционирующих АО, размер которых позволяет ей оказывать влияние на принимаемые в АО решения и участвовать в управлении АО.

Стоит отметить, что в 88 АО, в уставных капиталах которых государству принадлежит менее 2% акций, введено специальное право («золотая акция»). Использование специального права («золотой акции») проявляется в том, что у государства нет каких-либо имущественных прав в отношении пакетов акций общества, но существует право вето при принятии общим собранием акционеров определенных решений.

Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает три формы реализации специального права по участию в управлении акционерным обществом:

  • участие представителя в организации общего собрания акционеров ОАО и принятии им решений:
    право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
    внесении изменений и дополнений в устав ОАО;реорганизации АО;ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;изменении уставного капитала АО;совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • право внесения предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров,
  • право требования созыва внеочередного общего собрания акционеров;
  • право вето при принятии общим собранием акционеров решений о:
    внесении изменений и дополнений в устав ОАО;реорганизации АО;ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;изменении уставного капитала АО;совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • внесении изменений и дополнений в устав ОАО;
  • реорганизации АО;
  • ликвидации АО, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  • изменении уставного капитала АО;
  • совершении АО крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • участие представителя в деятельности совета директоров ОАО;

Специальное право используется в случае и с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций ОАО. Спецправо также введено еще в 15 из стабильно функционирующих АО с участием Российской Федерации более 2%. Перечень рассматриваемых АО, в отношении которых при управлении используется «специальное право», представлен в отраслевом разрезе в табл.3.

Таблица 3. Разбивка АО с ГПА, в отношении которых при управлении используется «специальное право», по отраслям экономики.

Далее рассмотрим госкомпании без учета АО с долей госучастия менее 2%. На основе изучения Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» все АО, акции которых находятся в собственности РФ, можно условно разделить на три группы:

1. АО, решения по вопросам определения позиции акционера (Российской Федерации) в отношении которых принимаются Росимуществом на основании предложений отраслевых федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ).

В этой связи интересно проанализировать как АО разделены между ФОИВ (табл.4).

Таблица 4. Закрепление АО за ФОИВ.

Таким образом, на основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшее количество стабильно функционирующих АО находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и Федерального дорожного агентства.

2. АО, включенные в специальный перечень распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. №91-р (далее – специальный перечень) – крупнейшие системообразующие организации, монополисты, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство Российской Федерации. Анализ АО, включенных в специальный перечень, представлен в табл.5.

Таблица 5. Анализ АО, включенных в специальный перечень.

3. АО, права акционера от имени Российской Федерации, в отношении которых осуществляются субъектами, указанными в табл.2.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» АО, включенные в данный перечень (далее – стратегические АО) могут быть включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества только лишь после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении компаний из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами. Таким образом, существует определенный перечень АО, в отношении которых решения о приватизации государственных пакетов акций принимается Президентом Российской Федерации. Анализ таких АО представлен в табл.6.

Таблица 6. Анализ стратегических АО.

Далее целесообразно рассмотреть вопрос территориального распределения госкомпаний. Стоит отметить, что география расположения АО на территории Российской Федерации весьма широкая: хотя бы 1 компания функционирует в каждом из субъектов Российской Федерации. В части концентрации количества организаций на территории субъекта лидирующую позицию занимает г. Москва. На ее территории располагается 289 АО (в том числе 28 стратегических), что составляет 21% от общего количества АО. Далее по количеству АО, расположенных на их территории, идут Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург. Более подробная информация о распределении АО по территориальному признаку представлена в табл.7, при этом в таблице не представлены сведения о государственных компаниях, находящихся за рубежом (таких компаний 8, что составляет 0,6% от общего количества АО).

Таблица 7. Распределение АО по территориальному признаку.

Одним из основных аспектов анализа, по мнению автора, является представление о том, в каких отраслях экономики функционируют АО с участием государства (рис.2). Из всех стабильно функционирующих госкомпаний, в уставных капиталах которых Российской Федерации принадлежит более 2% акций, большинство организаций относится к сельскохозяйственной отрасли (14% от общего количества АО, из них 1 АО включено в специальный перечень). В строительной отрасли (строительство дорожное, жилищное, промышленное) функционирует 127 АО (9% от общего числа АО), из них 1 АО включено в специальный перечень. К топливно-энергетическому комплексу относится 7% от общего количества АО, при этом 9 из них включены в специальный перечень. К военно-промышленному комплексу относится 5% от общего количества АО, вместе с этим 21 из данных компаний включена в специальный перечень.

Минфин выступает за снижение доли государства в акционерных обществах до 50%

Рис.2. Отраслевой анализ АО.

В табл.8 представлена разбивка перечня АО в зависимости от их расположения по территории федеральных округов в разрезе крупнейших отраслей (количество АО, осуществляющих свою деятельность, в которых более 50%).

Таблица 8. Распределение АО в зависимости от их отраслевой принадлежности и расположения по территории федеральных округов.

Таблица 9. Распределение АО в зависимости от объема суммарной выручки, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Можно отметить, что всего 6% госкомпаний получили по итогам 2011 г. выручку, превышающую 1 млрд. руб., при этом 46% из них включены в специальный перечень. Выручка по итогам 2011 г. для 38% от общего количества АО находится в пределах от 10 млн. руб. до 1 млрд. руб. Более 50% АО получили по итогам 2011 г. выручку менее 10 млн. руб. (при этом для большинства из данных компаний годовая выручка не превысила 1 млн. руб.). Более наглядно крупнейшие АО, исходя из полученного по итогам 2011 г. объема выручки более 100 млн. руб., представлены в табл.10 в отраслевом разрезе.

Сведения о госкомпаниях в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г. представлены в табл.11.

Таблица 11. Распределение АО в зависимости от объема чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Как видно из табл.11, 78% из рассматриваемых АО по итогам 2011 г. получен положительный объем чистой прибыли, при этом значительный объем чистой прибыли по итогам 2011 г. (более 10 млн. руб.) получили 9% госкомпаний. Большинством АО (48% от общего количества) по итогам 2011 г. получена чистая прибыль в размере менее 100 тыс. руб.

По итогам более детального анализа крупнейших АО с выручкой более 100 млн. руб., можно отметить, что только 11% из указанных АО получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере, превышающем 500 млн. руб. Большинство из указанных АО (31%) получили по итогам 2011 г. чистую прибыль в размере от 10 млн. руб. до 500 млн. руб. Также 18% крупнейших АО получили по итогам 2011 г. убыток.

Одним из показателей эффективности финансово-экономической деятельности АО является рентабельность по чистой прибыли. Оценив данный показатель, можно отметить, что в собственности Российской Федерации находится лишь 60 компаний, рентабельность которых по чистой прибыли, полученной по итогам 2011 г. имеет высокие значения (более 25%). При этом деятельность 22% АО убыточная. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности госкомпаний по показателю рентабельности представлен в отраслевом разрезе в табл.12.

Таблица 12. Распределение АО по показателю рентабельности по чистой прибыли, полученной организациями по итогам 4 квартала 2011 г.

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в крупнейших по количеству госкомпаний отраслях экономики (ТЭК, строительство, сельское хозяйство, предоставление услуг, ВПК и т.д.) большинство (более 60% от общего количества АО по отрасли) компаний являются рентабельными.

В заключении хотелось бы отметить, что государство в настоящее время является крупным собственником пакетов акций АО, что требует формирования оптимальной системы управления федеральными пакетами акций, поиска путей увеличения доходов федерального бюджета и повышения инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием в российской экономике.

Литература

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Госдоля во всех компаниях, кроме оборонных, должна уменьшиться минимум до 50%, считает Минфин. В некоторых случаях надо сократить ее до 25% или до нуля. Сейчас процесс приватизации затормозился и идет рекордно низкими темпами

Минфин выступает за снижение доли государства в акционерных обществах до 50%

«Минфин считает, что доля государства в компаниях свыше 50%, за исключением оборонных, должна быть снижена до этого уровня, включая РЖД и «Транснефть». В некоторых случаях цель — снизить долю до нуля или блокирующего пакета 25% плюс одна акция», — сообщается в отчете «Ренессанс Капитала» по итогам международного инвестиционного форума Московской биржи и этой группы в Лондоне (проходил 16–17 октября). На мероприятии ведомство представлял заместитель министра Алексей Моисеев.

Позицию Минфина насчет приватизации на форуме высказал именно Моисеев, сообщил РБК экономист одной из иностранных консалтинговых компаний и подтвердила модератор панельной сессии, экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. РБК направил запрос в пресс-службу Минфина. Чиновник на вопросы не ответил.

«Транснефть» (78,5% принадлежит Росимуществу) уже включена в план приватизации на 2020–2022 годы, РЖД (100% у правительства) в этот список не вошли.

В России 442 акционерных общества с долей государства более 50%, по последним данным Росстата на 1 января 2019 года. Их количество снизилось на 9,4% по сравнению с предыдущим годом.

Почему тормозится приватизация

Пока приватизация продвигается медленно, отметил Моисеев. Последней значительной сделкой была продажа 11% акций алмазодобывающей компании АЛРОСА в 2016 году. Среди причин торможения, по его словам, возможность для государства получать регулярные дивиденды вместо разовых доходов от продажи акций.

Поток дивидендов практически удвоился в 2019 году и в перспективе удвоится снова, ожидают в министерстве. Минфин предлагает компаниям при нехватке средств брать кредиты, чтобы выплачивать в бюджет 50% чистой прибыли по МСФО (общий норматив).

Доходы бюджета от дивидендов госкомпаний выросли с 380 млрд в 2018 году до 561 млрд руб. на 1 октября 2019 года, свидетельствуют данные Минфина. По итогам года бюджет должен получить около 620 млрд руб. дивидендов — 3% от всех доходов федерального бюджета.

В проекте бюджета на ближайшие три года заложены поступления дивидендов: 760,6 млрд руб. в 2020 году, 930,9 млрд в 2021 году и 1,08 трлн руб. в 2022 году.

О необходимости более амбициозной программы приватизации заявил 19 октября первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов после встречи с иностранными инвесторами в Вашингтоне. По его словам, Минэкономразвития должно подготовить список компаний, которые не являются определяющими и ключевыми для нашей страны, например, в нефтегазовой отрасли и банковском секторе. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Хотя в первую очередь в список приватизации войдут небольшие предприятия, крупные также должны рассматриваться, подчеркнул Силуанов. Приватизация нужна не для роста доходов бюджета, а для снижения доли государства в экономике, отметил он.

В 2018 году федеральный бюджет получил от приватизации лишь 12,8 млрд руб. На ближайшие три года запланированы доходы в размере 11 млрд руб. в 2020 году и по 3,6 млрд руб. в 2021 и 2022 годах. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин назвал их сумму рекордно низкой.

Правительству необходимо запустить приватизацию крупных госкомпаний, чтобы сдвинуться с мертвой точки, уверен заведующий научно-исследовательской лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. В последние годы инвестиционный климат не улучшается, а доля государства в экономике растет, — этот тренд необходимо переломить, если Россия хочет оставаться рыночной экономикой, считает он. Снижение участия государства в АО до 50% — это важная политическая цель, но ожидать расширения приватизационных планов властей сейчас вряд ли возможно, думает Абрамов. По его мнению, в отношении каждой компании нужен избирательный подход.

Какие компании предложено приватизировать

В действующем плане приватизации на 2017–2019 годы заложено полное прекращение участия государства в следующих предприятиях:

  • Новороссийский морской торговый порт (62% владеет «Транснефть» напрямую и через дочерние компании, 20% — Росимущество, 5,3% — РЖД);
  • Объединенная зерновая компания (ОЗК; 50% плюс одна акция — Росимущество, 50% минус одна акция — ВТБ);
  • Приокский завод цветных металлов (100% у Минфина);
  • Махачкалинский морской торговый порт (100% — Росморречфлот).

Однако план выполнить не удалось. Например, процесс продажи 25% ОЗК практически остановлен, жаловался президенту глава банка ВТБ Андрей Костин. Минсельхоз считает продажу госпакета преждевременной.

В план приватизации на 2020–2022 годы включены:

  • «РусГидро» (61,2% — Росимущество, 13,1% — ВТБ);
  • «Совкомфлот» (100% — Росимущество);
  • «Ростелеком» (45% — Росимущество, 3,96% — ВЭБ.РФ);
  • «Россети» (88% — Росимущество);
  • ОЗК (Росимущество и ВТБ).

Минэкономразвития также предлагает приватизировать 1,17% «Аэрофлота» (51,17% компании принадлежит Минтрансу, 3,5% — «Ростеху»). Минтранс выступил против, так как это может привести к потере контроля государства над структурой.

Минэкономразвития предложило приватизировать банки в плане по ускорению экономического роста. В план приватизации не вошли банки под контролем ЦБ (владеет 52,32% Сбербанка и 99,99% «Открытия»).  Приватизация Сбербанка не находится в повестке, а первые сделки по выходу из капитала «Открытия» регулятор планирует на 2021 год, собираясь продать 20% акций.

Поскольку планы приватизации не удается исполнять полностью, Минфин предложил сделать новый план скользящим — уточнять его каждый год с учетом исполнения за предыдущий.

Количество государственных предприятий и компаний с госучастием сокращается, говорят данные Росстата. Но доля государства в экономике стабильна, а статистика отражает лишь реорганизацию госсектора

Минфин выступает за снижение доли государства в акционерных обществах до 50%

Общее количество юридических лиц в государственной собственности сократилось на 9%, в том числе компаний с госучастием (где государство владеет долей от четверти акций) — на 30%, за четыре года, с 2016-го по начало 2019-го, показали расчеты РБК на основе данных Росстата.

Как менялось число госпредприятий

Показатель включает как коммерческие компании и предприятия с участием государства (около 5,7 тыс.), так и государственные учреждения (около 53 тыс.). До 2016 года Росстат не вел статистику о числе юрлиц в госсобственности, пояснили РБК в пресс-службе ведомства.

В том числе сократилось количество компаний с госучастием:

  • общее количество акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, — более чем на 30%, с 1557 в начале 2016-го до 1084 к 2019 году;
  • в том числе количество АО с участием государства на уровне 25–50% — вдвое;
  • число компаний, в которых государство владеет долей выше 50%, — на 45,8%;
  • количество компаний со специальным правом государства на участие в управлении («золотая акция») — на 13,6%.

66% акционерных обществ с госучастием завершили 2018 год с прибылью. Больше всего убыточных — среди гостиниц и предприятий общепита с участием государства (62,5%), оборонных предприятий (60%), строительных (58,8%) и предприятий в сфере оптовой, розничной торговли и ремонта (53,8%).

«Для иерархической системы слишком большое число управляемых организаций всегда проблема, и вполне рационально сокращать их количество», — прокомментировал РБК директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев.

Доходы и расходы 30 тыс. российских госпредприятий никак не отражены в бюджетной отчетности государства, обратил внимание Международный валютный фонд (МВФ). Эксперты рекомендовали российским властям обязать все госпредприятия публиковать ежегодные финансовые отчеты.

Сокращение или реорганизация?

Сокращение числа юрлиц в госсобственности не говорит об уменьшении доли государства в экономике, отмечает член экспертного совета при правительстве, старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. «Мы не видим масштабной приватизации, тенденция прежде всего отражает реорганизацию внутри госсектора», — пояснил он.

Доходы от приватизации за 2019 год должны составить 13 млрд руб., следует из закона о бюджете. «Эта цифра равна выручке всего семи средних предприятий, или примерно одной тысячной активов «Газпрома», а его выручка растет в год вовсе не на одну тысячную. Так что в плане приватизации планируются скромные распродажи», — отмечает Новиков.

«Идет общее сокращение числа хозяйствующих субъектов, особенно средних и мелких предприятий, в связи с депрессией, плохой конъюнктурой и стагнацией экономики», — считает директор Центра структурных исследований РАНХиГС Алексей Ведев.

МВФ оценивает вклад госсектора в российский ВВП в 33%. Государственные предприятия, по подсчетам МВФ, обеспечили 19,3% ВВП, госуправление — 13,5% ВВП в 2016 году.

Европейский банк реконструкции и развития оценил долю государства в 35% в 2005–2010-м, Moody’s — в 40–50%. Схожая точка зрения у Центра стратегических разработок — 46% по итогам 2016 года.

Минфин выступает за снижение доли государства в акционерных обществах до 50%

В каких отраслях сокращается число госпредприятий

Сильнее всего за анализируемый период сократилось число госпредприятий на конкурентных рынках:

При этом число госпредприятий по производству и распределению газа, электричества и воды, наоборот, выросло на 27%.

Количество госпредприятий в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты и рыболовства сократилось на 19,4%, здравоохранения и соцуслуг — почти на 18%, образования — на 7,5%, культуры, спорта и отдыха — чуть более чем на 5%. «Это следствие оптимизации бюджетной сферы — объединения больниц, поликлиник и вузов, когда отдельные юрлица преобразовали в филиалы», — пояснил Яковлев из ВШЭ.

Заметно сократилось число госпредприятий в области рыболовства и рыбоводства: с 2017 по 2018-й — на 41%, с 80 до 47. В прошлом году государство начало проводить оптимизацию научно-исследовательских институтов и научно-образовательных учреждений в сфере рыболовства и рыбоводства, пояснил РБК вице-президент Рыбной ассоциации Александр Фомин. Госпредприятия не исчезли, а изменили организационно-правовую форму, пояснил он.

Минфин выступает за снижение доли государства в акционерных обществах до 50%

Наибольшая плотность государственных предприятий, по данным Росстата, наблюдается в регионах Крайнего Севера, в Ненецком и Чукотском автономных округах — около 39 на 10 тыс. населения.

Далее следуют Якутия, Магаданская область, Камчатский край, Еврейская АО, республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Мордовия и Новгородская область с показателями 14,6–23,7 госпредприятия на 10 тыс. населения.

Наибольшая плотность частных компаний, по данным Росстата, в Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области. По этому показателю они значительно опережают другие регионы.

Пережитки СССР

РБК проанализировал динамику числа госпредприятий по организационно-правовой форме.

В предыдущий период происходил бурный рост ФГУПов и МУПов. По данным Федеральной налоговой службы, общее количество унитарных предприятий удвоилось за три года, с 2013 по 2016 год, с 11 тыс. до 23 тыс.

Значительная часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией, подчеркивает Федеральная антимонопольная служба. В отличие от бюджетных учреждений эти предприятия не подчиняются жестким требованиям о контрактной системе в госзакупках. Зaказчики передают бюджетные средства подведомственным унитарным предприятиям в форме субсидий, в том числе на конкурентных рынках.

«Унитарные предприятия, как правило, завязаны на бюджетное финансирование. Не секрет, что вокруг госкорпораций действует куча мелких аффилированных с топ-менеджментом унитарных предприятий», — отмечает Алексей Ведев из РАНХиГС.

Кроме того, отсутствие корпоративного контроля (совета директоров, систем управления рисками и т.д.) и «гарантированный» спрос не способствуют развитию таких предприятий, отмечает ФАС. Производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем в компаниях других типов.

Постепенное сокращение ФГУПов и МУПов началось после поручения президента Владимира Путина провести масштабную реформу государственного сектора экономики. Сократить число унитарных предприятий — одна из задач Национального плана развития конкуренции до 2020 года.

Унитарные предприятия на конкурентных рынках должны быть ликвидированы или реорганизованы, предполагает законопроект ФАС и правительства. Останутся лишь естественные монополии и унитарные предприятия в сфере обороны и безопасности. Создавать новые будет разрешено лишь в исключительных случаях, по решению президента или премьер-министра.

Инициатива столкнулась с сопротивлением Совета Федерации и властей регионов. По мнению спикера Совфеда Валентины Матвиенко, идея «противоречит Конституции». Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки, которые продлили переходный период с 2021 до 2023 года и предлагают оставить унитарные предприятия в районах Крайнего Севера, где они являются единственными исполнителями коммунальных услуг, а также в сфере культуры и искусства.

Как сообщила РБК пресс-служба Росимущества, количество ФГУПов планомерно снижается и сократилось на 1104 предприятия, до 700 на 1 января 2019 года.

В программу приватизации на 2017–2019 годы на текущую дату включено 254 ФГУПа. 52 из них уже преобразовано в АО (ООО), приватизация еще 116 невозможна (находятся в процессе ликвидации, банкротства, реорганизации в форме присоединения или исключены из ЕГРЮЛ), пояснили в Росимуществе.

Растет число непубличных госпредприятий

По мнению Яковлева из ВШЭ, это естественный процесс. «Публичные АО несут довольно весомые издержки на раскрытие информации и присутствие на бирже. Такие расходы оправданы, когда экономика растет и можно рассчитывать на привлечение инвестиций. Когда же экономика стагнирует и некому продать акции, эти издержки не компенсируются выручкой, а наоборот, публичность не выгодна, учитывая, что информацией воспользуются конкуренты», — пояснил он.

По плотности госпредприятий Россия опережает Китай

Абсолютным лидером в мире по числу госкомпаний выступает Китай — 159,2 тыс. госпредприятий, по последним данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на 2015 год. Однако Россия опережает мирового лидера по плотности госпредприятий: на 10 тыс. граждан их приходится четыре, в то время как в Китае — чуть больше одного.

Среди стран ОЭСР наибольшая доля занятых на госпредприятиях — в Норвегии, Латвии, Эстонии, Венгрии, Франции, Финляндии, Чехии, Словакии и Италии. ОЭСР не приводит данных по России. Не публикует статистику о численности занятых на госпредприятиях и Росстат, что не позволяет сравнить Россию по этому показателю с другими странами. По оценке МВФ, российские бюджетные организации и крупнейшие госкомпании ответственны за 50% занятости в формальном секторе.

Государственные компании стали удельными княжествами

Счетная палата выявила массовые нарушения на предприятиях с госучастием

Минфин выступает за снижение доли государства в акционерных обществах до 50%

90% предприятий с госучастием, по сути, бесконтрольны / Максим Стулов / Ведомости

Деятельность более 90% акционерных обществ (АО) с госучастием на сегодняшний день практически не контролируется. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты (СП). Минэкономразвития отчитывается о деятельности только 10 крупнейших АО, указывают они в своем новом докладе, тогда как остальные оказываются в серой зоне. Более того, сегодня никто точно не знает, сколько в России работает федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и АО с государственным участием. Такими данными располагают три ведомства – Росимущество, Росстат и ФНС России, но они у всех разнятся. В частности, Росимущество не указывает в бюджетной отчетности о финансовых вложениях так называемые ФГУПы без ведомственной принадлежности.

Но там, где ведомственная принадлежность определена, ситуация еще хуже, потому что многие унитарные предприятия закрепляются за ведомствами, которые не соответствуют их специфике. Например, как выяснила СП, Минобрнауки курирует 166 ФГУПов, из которых 114 занимаются производством сельхозпродукции. «Таким образом, на сегодняшний день нет единых принципов отнесения организаций к ведению профильных органов власти», – констатируют аудиторы СП.

В целом политика государства направлена на сокращение количества ФГУПов и участия в АО через приватизацию федерального имущества. Однако программа приватизации выполняется из рук вон плохо. На 6 декабря 2019 г. приватизировано 256 пакетов акций, что составило 52,6% от 487 запланированных. Что касается сокращения количества ФГУПов, то в 2017–2019 гг. главными причинами этого была не приватизация, а объединение предприятий, их ликвидация и банкротства, отмечается в докладе СП.

Вопрос о сокращении числа унитарных предприятий поднимался уже более 20 лет назад, отмечает директор Института стратегических исследований ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. «Но до сих пор они есть – и в достаточно ощутимом количестве, – говорит он. – Многие ФГУПы инвесторам вообще неинтересны. К тому же зачастую руководство этих предприятий и федеральные ведомства саботируют приватизацию».

Не лучше ситуация и с акционерными компаниями, в которых государство владеет пакетами акций. Большую часть поступлений дивидендов в бюджет (97%) обеспечивают только 20 крупнейших АО, или 2% от их общего количества. С 2017 по 2019 г. они перечислили в бюджет 976,3 млрд руб. При этом более 500 акционерных компаний с госучастием за три года вообще ни разу не выплачивали дивиденды. Но даже при этом поступления в бюджет от АО с 2017 по 2019 г. возросли на 75,7%, тогда как доходы от деятельности ФГУПов – лишь на 30,4% до 19,5 млрд руб., указывает СП.

Это не совсем корректное сравнение, отмечает Николаев, так как в 2% крупнейших АО входят нефтяные компании. «Тем не менее компаниям, в которых у государства имеются лишь небольшие пакеты акций, естественным образом уделяется меньше внимания, поэтому действительно можно сказать, что они находятся в серой зоне», – говорит он.

По сути, многие госкомпании превратились в удельные княжества, контролируемые их топ-менеджерами.

Об этом свидетельствует и разница зарплат между ними и остальными сотрудниками. При этом, как указывает СП, во многих АО с госучастием по итогам года принимались решения о выплате вознаграждения руководству при убыточной деятельности предприятий. При этом, как подчеркивают аудиторы, для большинства топ-менеджеров госкомпаний не установлена обязанность по предоставлению сведений о доходах и имуществе.

Схожие проблемы выявлены и в унитарных предприятиях. Согласно «Положению об условиях оплаты труда руководителей ФГУП», зарплаты руководителей не должны превышать заработки рядовых сотрудников более чем в 8 раз. Однако для 73 предприятий кратность была увеличена до 15 и более раз «по решению учредителя». Так, руководителям ФГУП «УВО Минтранса России» позволено иметь зарплату в 22 раза выше, чем у их подчиненных, топ-менеджерам ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России – в 14,9 раза. При этом какой-либо привязки вознаграждения к экономической эффективности предприятия не предусматривается. «Иногда зарплата руководителя убыточного ФГУПа оказывается в 2 раза выше главы прибыльного», – констатируют аудиторы. «На эту проблему в марте обратил внимание даже президент, – напоминает основатель и CEO группы vvCube Вадим Ткаченко. – А в июле в Госдуму был внесен законопроект об изменениях в ст. 145 ТК, согласно которому доходы топ-менеджмента в компаниях, в которых доля государства превышает 50%, не могут превышать среднемесячный заработок президента РФ по показателям предыдущего года». Если законопроект примут, то снижение заработной платы последует и ниже по всем ступеням управленческой лестницы. Однако пока чиновники всеми силами стараются этого не допустить. «С замечаниями или отрицательными отзывами по данному законопроекту выступил ряд профильных комитетов, например комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, – отмечает Ткаченко. – Критики заявляют, что снижение зарплат топ-менеджеров госкомпаний может привести к оттоку специалистов из них».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *