-->

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия. 1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия

Сущность и виды УК

Сформировать уставный капитал (УК) – обязанность коммерческих организаций (п. 1 ст. 66 ГК РФ, ст. 12 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ), в том числе:

  • публичных и непубличных акционерных обществ (ПАО и АО);
  • обществ с ограниченной ответственностью (ООО);
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП);
  • хозяйственных товариществ (ХТ).

Называется он в этих организациях по-разному:

  • в хозяйственных обществах (ПАО, АО, ООО) – уставный капитал;
  • в унитарных предприятиях (ГУП и МУП) – уставный фонд;
  • в ХТ – складочный капитал.

УК – это начальная сумма средств, вносимая учредителями (юридическими или физлицами, в т.ч. иностранными, или субъектами РФ), с которой в организации начинается деятельность. Решение о его величине принимает первое (учредительное) собрание собственников, и эта величина фиксируется в уставе. Учредители, внося свои средства, получают право на часть имущества юрлица, выраженную в акциях (ПАО, АО) или долях (ООО, ХТ). Собственником всего имущества унитарных предприятий является государство, его субъект или муниципальное образование, а предприятие распоряжается им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Минимально допустимый размер УК законодательно ограничен:

  • для ПАО – 100 000 руб. (ст. 26 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
  • АО и ООО – 10 000 руб. (ст. 26 закона № 208-ФЗ и п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
  • ГУП – 500 000 руб. (п. 3 ст. 12 закона № 161-ФЗ).
  • МУП – 100 000 руб (п. 3 ст. 12 закона № 161-ФЗ).

Ограничений по величине складочного капитала в ХТ закон не предусматривает.

Особенности УК

УК – часть общего капитала юрлица, с которым связано достаточно большое количество требований, закрепленных на законодательном уровне:

  • Для ГУП и МУП ограничен срок фактического формирования УК (не более 3 месяцев с даты регистрации предприятия).
  • Неполная оплата УК в ПАО, АО и ООО препятствует выплате дивидендов и выпуску облигаций. Одним из вариантов ограничения общей номинальной стоимости всех выпущенных хозобществом облигаций служит размер его УК.
  • В случае распределения между собственниками прибыли, полученной ПАО, АО или ООО, это делают в пропорции к долям их участия в УК. Иной порядок может быть установлен в ХТ.
  • Сформированный и оплаченный УК затем может быть увеличен или уменьшен в установленном порядке. Уменьшение станет возможным только после извещения об этом всех кредиторов.
  • В хозобществах и ХТ существует возможность выхода из состава участников. В том числе с возвратом стоимости внесенного вклада.
  • Собственники вкладов в ПАО, АО и ООО ответственны за убытки от хоздеятельности только в пределах сумм своих вкладов (даже если эти вклады оплачены ими не полностью) и не отвечают по иным обязательствам хозобществ. В ХТ предусмотрена дополнительная ответственность собственников по обязательствам товарищества.
  • Критичным для УК может быть его сравнение с величиной чистых активов (ЧА). Если стоимость ЧА ПАО, АО или ООО в течение 2 лет подряд не превышает УК, то УК должен быть уменьшен до величины ЧА. Если при этом ЧА станут меньше минимального размера УК, установленного законодательно, то хозобщество должно быть ликвидировано. Для ГУП и МУП это соотношение проверяется по итогам каждого прошедшего года и сразу же (при необходимости) корректируется величина УК. Если ЧА ГУП или МУП окажутся меньше минимально допустимого УК и эта ситуация не будет исправлена в течение 3 месяцев после окончания года, то предприятие подлежит ликвидации или реорганизации.
Росимущество:  Донэнерго Ростовской области и ОАО «Донэнерго»

О том, как рассчитать величину ЧА, читайте в статье «Порядок расчета чистых активов по балансу – формула 2022».

Счет по учету УК и отражение в отчетности

Бухгалтерский учет уставного капитала ведется на счете 80 с аналитикой:

  • по учредителям (участникам);
  • стадиям формирования (в ПАО, АО и ХТ);
  • видам акций (в ПАО и АО).

Кредитовое сальдо по счету 80 должно быть равно размеру УК, отраженному в уставе, независимо от факта его оплаты. Первую запись по учету уставного капитала делают на дату регистрации юрлица. Последующие корректировки в учет уставного капитала попадают согласно дате регистрации изменений, вносимых в устав, в отношении размера УК.

Сальдо счета 80 отражается в разделе «Капитал и резервы» бухбаланса по строке 1310.

Первый вклад в УК

Формирование вклада в УК вновь созданного юрлица будет первой проводкой, сделанной в нем. И отразит она начисление УК в корреспонденции с задолженностью учредителей по его оплате: Дт 75 Кт 80.

Вклад может быть сделан как деньгами, так и любым другим имуществом. Конкретная форма вклада и его стоимость оговариваются в учредительном договоре. На дату фактического внесения денег или имущества погашается задолженность учредителей по вкладу в УК, что фиксируется проводками: Дт 07 (08, 10, 11, 21, 41, 50, 51, 52, 58) Кт 75. Остаток по дебету счета 75 покажет сумму неоплаченного УК. На счете 80 в учете уставного капитала его неоплаченная часть отдельно обычно не отражается.

Поступления, являющиеся вкладом в УК, не учитываются в базе по прибыли у получателя (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Оценка вклада имуществом

Самый простой вариант оплаты вклада – деньгами, в том числе валютой (для иностранных учредителей). Это связано с тем, что оценка имущественного вклада в бухгалтерском и налоговом учетах сильно различается.

В бухучете имущество, вносимое в УК, принимается по его согласованной в учредительном договоре стоимости. На это указано в текстах ПБУ:

  • по ОС – в п. 9 ПБУ 6/ 01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н;
  • по НМА – в п. 11 ПБУ 14/2007, утвержденного приказом Минфина России 27.12.2007 № 153н;
  • по финвложениям – в п. 12 ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н.

Важно! Порядок оценки МПЗ при взносе в УК с 2021 года изменился. Теперь он основывается на ФСБУ 5/2019. Подробно о новых правилах учета читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

В налоговом учете получаемое как вклад в УК имущество отражается по его налоговой стоимости (в т.ч. остаточной налоговой стоимости для амортизируемого имущества), определенной по учетным сведениям стороны, передающей это имущество (подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ). Также в стоимость можно включить допрасходы, если они указаны в учредительном договоре как вклад в УК. При отсутствии документального подтверждения этой стоимости ее считают равной 0. Имущество, вносимое во вклад физлицом или иностранной организацией, должно иметь стоимость не выше рыночной, что необходимо подтвердить путем независимой оценки (подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ).

Эти различия, как правило, влекут за собой разницу в бухгалтерской и налоговой стоимости имущества, внесенного в УК, и, как следствие, величине амортизации по амортизируемому имуществу.

Увеличение УК

УК можно увеличить в случае:

  • изменения организационно-правовой формы юрлица или вида деятельности до требующих большей величины УК;
  • принятия решения собственников об этом.

Увеличение становится возможным только при полной оплате первоначально сформированного УК и регистрации изменений по величине УК в уставе. ПАО и АО, уже разместившим все объявленные в УК акции, после осуществления регистрации изменений, внесенных в устав, придется в течение 3 месяцев со дня принятия решения об увеличении УК зарегистрировать допэмиссию или конвертацию акций в ФСФР, а затем в ФНС.

Увеличение возможно следующими путями (с соответствующими бухгалтерскими проводками):

  • Прием нового участника и увеличение УК на его долю (в ООО и ХТ): Дт 75 Кт 80.
  • Внесение допвкладов прежними участниками (в ООО, ГУП, МУП, ХТ): Дт 75 Кт 80.
  • Увеличение доли за счет нераспределенной прибыли или добавочного капитала (в ООО, ГУП, МУП, ХТ): Дт 83, 84 Кт 80.
  • Допэмиссия акций того же номинала за счет допвкладов акционеров или иных лиц (в ПАО и АО): Дт 50 (51, 52, 70, 75) Кт 80.
  • Увеличение номинала акций за счет нераспределенной прибыли или добавочного капитала (в ПАО и АО): Дт 83 (84) Кт 80. В этом случае происходит замена акций одного номинала на акции другой номинальной стоимости.

С суммы увеличения доли физлица за счет прибыли надлежит удержать НДФЛ (письмо Минфина России от 21.02.2013 № 03-04-05/4-117). Если УК возрастает за счет переоценки УК или в результате реорганизации юрлица, то такой доход у физлиц облагаться налогом не будет (п. 19 ст. 217 НК РФ).

У участников (акционеров) – юридических лиц при увеличении их вклада в УК дохода, подпадающего под налог на прибыль, не образуется (подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, постановление ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 № А65-11409/2006).

Уменьшение УК

Уменьшение УК может понадобиться:

  • При изменении организационно-правовой формы юрлица на ту, при которой допустима меньшая величина УК.
  • Принятии решения собственников об этом.
  • Наличии непроданных в течение года акций или долей, выкупленных ПАО, АО или ООО. Учет таких акций (долей) ведется на счете 81. При выкупе их обществом возникает проводка Дт 81 Кт 50, 51, 52, 75.
  • Ситуации, когда величина ЧА 2 года подряд (для ПАО, АО или ООО) или по итогам прошедшего года (для ГУП и МУП) оказывается меньше величины УК.
  • Невозможности выплаты выбывающему участнику ООО реальной стоимости его доли из-за недостаточности для этого разницы между ЧА и УК.

Нельзя уменьшить УК, если в результате этого он окажется меньше его минимально возможной величины на день:

  • представления документов на регистрацию изменений по величине УК в уставе, если решение об уменьшении является инициативой собственников;
  • регистрации юрлица, если необходимость уменьшения УК вызвана требованиями законодательства.

Обязательными предварительными условиями уменьшения УК являются информирование об этом ИФНС и двукратная (в течение месяца) публикация этой информации для оповещения кредиторов, у которых в такой ситуации возникает право досрочного требования оплаты долга. ПАО и АО должны зарегистрировать в ФСФР конвертацию акций или погашение части их количества.

Важным моментом при добровольном уменьшении УК является контроль за тем, чтобы в результате него ЧА не оказались меньше УК.

Уменьшение осуществляется следующими способами (с соответствующими бухгалтерскими проводками):

  • Выбытие участника и уменьшение УК на его долю (в ООО и ХТ): Дт 81 Кт 75 (в ООО, где фактически происходит выкуп доли) или Дт 80 Кт 75 (в ХТ, где просто уменьшается складочный капитал).
  • Уменьшение существующих долей с возвратом части их суммы участникам (в ООО, ГУП, МУП, ХТ): Дт 80 Кт 75.
  • Уменьшение существующих долей с увеличением суммы нераспределенной прибыли (в ООО, ГУП, МУП, ХТ): Дт 80 Кт 84.
  • Уменьшение УК на стоимость не проданных в течение года после выкупа обществом акций или долей (в ПАО, АО, ООО): Дт 80 Кт 81.
  • Сокращение количества находящихся в обращении акций за счет их выкупа (в ПАО и АО): Дт 81 Кт 50 (51, 52, 75). И последующая их ликвидация: Дт 80 Кт 81.
  • Уменьшение номинала акций с возвратом разницы акционерам (в ПАО и АО): Дт 80 Кт 75. При этом, так же как и при увеличении номинала, осуществляется замена акций.
  • Уменьшение номинала акций с увеличением суммы нераспределенной прибыли (в ПАО и АО): Дт 80 Кт 84. Акции также заменяют на аналогичные документы с другим номиналом.

Размер выплачиваемой участникам и акционерам разницы в величине вклада должен быть не больше той суммы, на которую уменьшают УК. Такую выплату нельзя сделать, когда:

  • УК не оплачен;
  • у юрлица имеются признаки банкротства;
  • не выплачены или выплачены не полностью дивиденды, уже объявленные обществом;
  • не выкуплены доли или акции, в отношении которых есть требование об их выкупе.

Принимая решение об уменьшении УК в добровольном порядке, участники (акционеры) могут одновременно решить, что сумма уменьшения им выплачена не будет. Тогда у юрлица, уменьшающего УК, возникнет доход, и в проводках по начислению задолженности перед участниками (Дт 80 Кт 75) счет 75 заменится на 91.

Возможен также вариант отказа участников (акционеров) от получения причитающихся им сумм уменьшения УК после того, как они им начислены. В этом случае после проводки Дт 80 Кт 75 будет сделана проводка Дт 75 Кт 91 в отношении лиц, отказавшихся от получения начисленных выплат. В части этих сумм у юрлица, уменьшающего УК, также появится доход.

Налоговые последствия уменьшения УК для разных налоговых режимов подробно описаны в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал.

Итоги

Учет уставного капитала с точки зрения бухгалтерских проводок не сложен. Проблему составляют скорее все сопутствующие ему обстоятельства, которые могут существенно повлиять на конечный результат, появившийся в бухучете.

Как увеличить уставной капитал

Муниципальное унитарное предприятие уставный капитал 83000. необходимо увеличить до 100000. можно ли увеличить уставный капитал за счет имущества в хоз ведении которое передано в 2020 г?

Ответы на вопрос

Здравствуйте. Да можно.

Увеличение уставного фонда унитарного предприятия.

Мы муниципальное унитарное предприятие. Обратились к учредителю об увеличении уставного капитала за счет имущества. Учредитель на балансовой комиссии принимает решение – увеличить уставной фонд нашего предприятия за счет имущества, находящегося у нас в хозяйственном ведении. Но ведь согласно статьи 14 161-ФЗ увеличение уставного фонда МУПа осуществляется за счет дополнительно переданного собственником имущества. А здесь имущество уже почти год находится в хозведение. Проект постановления об увеличении уставного фонда учредитель предложил нам подготовить самим. Как все таки правильно в данной ситуации оформить увеличение, какие документы подготовить, как в постановлении прописать такое увеличение?

Правомерно ли такое действие унитарного предприяти?

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения русская баня учредила другое унитарное предприятие хоз ведения путем передачи ему части своего имущества. Правомерно ли такое действие унитарного предприяти?

Необходимо ли вышеуказанному предприятию увеличивать свой уставный фонд до 500 000 рублей.

В 2000 году было зарегистрировано Государственное унитарное предприятие, имущество которого находится в хозяйственном ведении. На момент создания размер уставного фонда составлял 83 490 рублей (оплачен полностью), что соответствовало минимальному размеру, установленному на момент создания предприятия. Статья 37 ФЗ “О государственных и муниципальных предприятиях” обязывает унитарные предприятия приводить в соответствие с нормами данного закона до 01.07.2003 г. свои уставы.

В соответствии со ст. 12 ФЗ “О государственных и муниципальных предприятиях” размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 000 МРОТ.

Вопрос: Необходимо ли вышеуказанному предприятию увеличивать свой уставный фонд до 500 000 рублей.

Ответчик, возражая против иска, ссылается на ст.

Государственное унитарное предприятие «Факел» обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу «Кристалл», являющемуся правопреемником производственного объединения, о признании права хозяйственного ведения на имущество, включенное в уставный капитал акционерного общества, которое ранее находилось у государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, но было изъято собственником и передано производственному объединению, а впоследствии включено в состав приватизируемого имущества. Ответчик, возражая против иска, ссылается на ст. 294 и 299 ГК РФ, из которых следует, что передать государственное имущество предприятию на праве хозяйственного ведения может только собственник государственного имущества в лице уполномоченных органов. Ни производственное объединение, ни его правопреемник — акционерное общество в силу их статуса не являются и не могли являться собственниками государственного имущества и, следовательно, не могли наделить истца правом хозяйственного ведения или лишить его этого права. Решите спор.

Штатное расписание МУП

Может ли муниципальное унитарное предприятие (хоз. ведение, учредитель 100% администрация) не иметь в штате бухгалтера? А нанять бухгалтера по договору!?

Кто прав в возникшем споре?

Государственное унитарное предприятие «Факел» обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу «Кристалл», являющемуся правопреемником производственного объединения, о признании права хозяйственного ведения на имущество, включенное в уставный капитал акционерного общества, которое ранее находилось у государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения, но было изъято собственником и передано производственному объединению, а впоследствии включено в состав приватизируемого имущества. Ответчик, возражая против иска, ссылается на ст. 294 и 299 ГК РФ, из которых следует, что передать государственное имущество предприятию на праве хозяйственного ведения может только собственник государственного имущества в лице уполномоченных органов. Ни производственное объединение, ни его правопреемник – акционерное общество в силу их статуса не являются и не могли являться собственниками государственного имущества и, следовательно, не могли наделить истца правом хозяйственного ведения или лишить его этого права. Дайте правовую оценку ситуации. Кто прав в возникшем споре?

Публикации

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия. 1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия. 1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия

Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Юр. лица » Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

Главной особенностью УП является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности.

Государственные и муниципальные предприятия часто упоминаются в контексте деятельности публичных властей городов и регионов.

Главной особенностью таких организаций является закрепленное за ними имущество, в отношении которого не действует правовой режим собственности (действует право оперативного управления или хозяйственного ведения).

Как же создаются такие предприятия?

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Как оформляется решение о создании УП?

Общий порядок, согласно которому оформляется решение, изложен в ст. 50.1 ГК. Однако такие организации отличаются рядом особенностей.

При учреждении муниципального или государственного унитарного предприятия принимает участие единственный орган.

Возможно разное именование такого документа (постановление, решение и иные акты). Он должен содержать указание на нормативно-правовую основу деятельности учредителя (документ, дающий право создавать МУП или ГУП).

Остальные требования носят стандартный характер:

  • Решение вопроса об утверждении устава, либо использовании его типового варианта, утвержденного органом госвласти.
  • Сведения об уставном фонде, включая размер, срок, а также способ его формирования.
  • Информация о назначении руководителя.

Что должен содержать устав предприятия?

Требования к учредительному документу УП изложены в ст. 9 закона. Он должен включать следующие положения:

  • фирменное наименование в полном и сокращенном виде;
  • данные о месте нахождения (населенный пункт);
  • сведения о деятельности, включая предмет, виды и цели;
  • информацию об органе власти, который осуществляет права собственности в отношении передаваемого в уставный фонд имущества;
  • наименование управленческого органа УП, которым может быть директор, руководитель, либо генеральный директор, а также процедура заключения с ним трудового договора;
  • список формируемых внутри предприятия фондов, включающий размер и процедуру использования;
  • информацию о размере уставного фонда, его источниках и порядке передачи в него имущества;
  • о направлениях, по которым будет использоваться прибыль организации;
  • Другие, специально предусмотренные законом требования.

Регистрация государственного или муниципального унитарного предприятия происходит на общих основаниях в налоговой инспекции.

Уставный фонд унитарного предприятия

Вопросы формирования и использования уставного фонда УП урегулированы в ст. 114 ГК и в главе 3 закона.

Формирование уставного фонда УП

Согласно с. 12 закона, уставный фонд унитарного предприятия может быть создан путем передачи денежных средств, ценных бумаг, вещей, а также других объектов гражданских прав, обладающих денежной оценкой.

Минимальный размер этого фонда составляет 500 тыс. руб. Однако на дату регистрации в него может быть внесено от 100 тыс. руб. При этом, оставшаяся часть должна быть передана в 3-месячный срок после госрегистрации. К факту передачи приравнивается зачисление необходимой суммы на банковский счет организации.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Автор статьи

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия. 1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Законы и кодексы » Гражданский кодекс Российской Федерации — часть первая » Раздел I. Общие положения » Подраздел 2. Лица » Глава 4. Юридические лица » § 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия » Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

1. Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

5. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов.

Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Понятие и основы правового регулирования финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий

Финансы предприятий являются исходной основой для всей финансовой системы страны.

Финансы предприятий относятся к децентрализованным финансовым ресурсам, т.е. таким, которые образуются на конкретных предприятиях и используются на производственные и социальные цели этих предприятий.

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования на производственное и социальное развитие.

Для этого рода финансов характерны те же признаки, что и для финансов в целом. Иначе говоря, финансы предприятий – это всегда:

а) денежные отношения;
б) распределительные отношения;
в) безэквивалентные отношения;
г) их движение осуществляется в форме финансовых ресурсов через денежные фонды.

Все финансовые отношения, складывающиеся на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, могут быть подразделены на три группы:

  • денежные отношения, связанные с формированием и частично использованием целевых фондов внутрихозяйственного значения, т.е. уставного фонда, а также фондов, сформированных из прибыли предприятия. Одни из них используются не удовлетворение производственных потребностей, другие имеют потребительский характер;
  • денежные отношения между предприятием и государством, связанные с формированием бюджетных и внебюджетных фондов, а также использование этих фондов на нужды предприятий. Данные денежные отношения получают форму налогов, не налоговых платежей, а также в случае получения средств от государства – форму бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов;
  • некоторые денежные отношения между предприятиями, связанные с внесением средств в уставные фонды других предприятий, участием в распределении прибыли этих предприятий и т.д.

Специфика всех вышеназванных финансовых отношений предприятия заключается в их распределительном характере, ибо основная часть финансов предприятия возникает в результате распределения выручки от реализации продукции, работ, услуг, валового и чистого дохода предприятия. Так, в результате распределения выручки, а затем валового и чистого дохода (не включая прибыль) на предприятии возникают: финансовые отношения с бюджетом по уплате НДС, акцизов, других налогов и неналоговых платежей; финансовые отношения с государственными внебюджетными фондами по уплате страховых взносов и т.д.

В результате распределения прибыли как составной части чистого дохода предприятия возникают: финансовые отношения с бюджетом по уплате налога на прибыль; финансовые отношения по поводу формирования целевых фондов внутрихозяйственного назначения.

К числу финансовых следует отнести и некоторые отношения, возникающие в ходе использования денежных накоплений государственных и муниципальных предприятий. Эти отношения в своей сущности также являются распределительными. Среди них отношения по уплате в бюджет штрафов за нарушения налогового законодательства, перечисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий и др.

Центральное место в системе финансовых отношений предприятия отводится отношениям по формированию и использованию внутрихозяйственных фондов. Это обусловлено тем, что только они позволяют предприятию в полной мере вести процесс расширенного воспроизводства, удовлетворять свои разнообразные потребности, а в конечном итоге – создавать новую стоимость и распределять ее. Собственно, вся финансовая деятельность предприятия, которая представляет собой организуемый руководителем предприятия процесс формирования, распределения и использования денежных доходов и накоплений предприятия, направлена на формирование и использование целевых внутрихозяйственных фондов.

Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово- правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;
б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;
в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;
г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

Надо учитывать, что согласно ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия  подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который предусмотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.

Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;
б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;
в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования – в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;
б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);
в) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.

Уставный фонд государственного и муниципального унитарного предприятия

Уставный фонд формируется только на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения. На казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд на государственном унитарном предприятии представляет собой вклад собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размере, определенном Уставом этого предприятия.

Уставным фондом предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Правовой режим уставного фонда государственного и муниципального унитарного предприятия определен в Законе об унитарных предприятиях.

Уставный фонд предприятия может быть сформирован за счет денег, а также иного имущества. Этот фонд следует рассматривать как финансовый фонд постольку, поскольку он формируется в числе прочего за счет денежных средств. В связи с этим отношения между собственником средств; предприятия (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) и предприятием по поводу формирования уставного фонда относятся к отношениям финансовым.

Эти отношения являются финансово-правовыми, ибо данные фонды создаются в императивном порядке, по индивидуальному решению собственника имущества предприятия.

Конкретный размер уставного фонда предприятия, порядок и источники его формирования должны быть определены в уставе предприятия.

Закон об унитарных предприятиях (ст. 12) дифференцирует минимальный размер уставного фонда государственного предприятия и муниципального предприятия. На государственном предприятии этот размер должен быть не меньше чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда на дату государственной регистрации предприятия, а на муниципальном предприятии – не менее чем одна тысяча.

Уставный фонд предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд в его денежной части считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет.

В ходе деятельности предприятия уставный фонд может быть увеличен или уменьшен. Увеличение уставного фонда возможно только после его формирования в полном объеме.

Как фонд финансовый, уставный фонд может быть увеличен за счет доходов, полученных в результате деятельности предприятия. Решение об увеличении уставного фонда принимает собственник только после окончания финансового года на основании данных годовой бухгалтерской отчетности предприятия. Размер уставного фонда не может превышать стоимость чистых активов предприятия с учетом его резервного фонда.

Уменьшение уставного фонда осуществляется по решению собственника, однако в результате такого уменьшения он не должен быть меньше установленного законом его минимального размера.

Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия

В результате распределения прибыли на государственном и муниципальном унитарном предприятии образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на его производственное и социальное развитие.

Правовой режим распределения прибыли на казенном предприятии и предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, существенно различаются

В соответствии со ст. 16 Закона об унитарных предприятиях предприятия, работающие на праве хозяйственного ведения, после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли. Такое перечисление осуществляется ежегодно.

Федеральные государственные предприятия перечисляют часть прибыли в федеральный бюджет. Размер этой части прибыли определяется для каждого федерального предприятия федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственно это унитарное предприятие.

Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, находящееся в собственности субъекта РФ, перечисляет в бюджет субъекта РФ часть прибыли согласно, как правило, законам субъектов РФ о перечислении прибыли.

Из оставшейся части прибыли вышеназванные предприятия формируют резервный фонд. Порядок и размер формирования этого фонда предусматривается уставом унитарного предприятия. Согласно Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия размер резервного фонда для каждого предприятия определяется в пропорции к уставному фонду предприятия.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.

Из оставшейся части прибыли государственное и муниципальное унитарное предприятие, формирует иные фонды согласно уставу унитарного предприятия.

В Примерном уставе федерального государственного, унитарного предприятия предусматривается возможность создания следующих фондов:

  • социального фонда, средства которого должны использоваться на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;
  • жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • фонда материального поощрения работников.

Размер, порядок формирования и использования указанных фондов устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства РФ.

Государственные и муниципальные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Из прибыли федерального казенного предприятия формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Оглавление

На конкурентных рынках не допускается создание, в т.ч. путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, кроме , указанных в ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

1 статьи 114 ГК РФ

1. Унитарное предприятие от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2 статьи 114 ГК РФ

2. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3 статьи 114 ГК РФ

3. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4 статьи 114 ГК РФ

4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

5 статьи 114 ГК РФ

Общие положения об обязательствах: Учебное пособие (Хохлов В.А.) (“Статут”, 2015)

Путеводитель. Что нужно знать об обязательствах (КонсультантПлюс, 2020)

Путеводитель. Договоры и сделки (КонсультантПлюс, 2020)

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *