При покупке снегохода нельзя смотреть только на пластик и пробег. Важнее оценить состояние гусеницы, тоннеля, двигателя, склизов, полоза, катков и других элементов. Как это сделать даже с минимальным опытом в технике и чем отличаются снегоходы разных классов – расскажем в статье.
ВТОРИЧНЫЙ рынок снегоходов подпитывается из двух источников. Первый – постепенно уменьшающийся – это импорт подержанных аппаратов из Нового Света и Финляндии. Там они, как правило, использовались в прокате. Второй – снегоходы, ранее купленные новыми в российских мотосалонах. Таких машин предлагается больше.
В любом случае не рекомендую (особенно начинающим снегоходчикам) приобретать спортивные модели. По крайней мере при их выборе требуется особая дотошность и желательно помощь специалиста. Ведь владельцы, которые хотят получить от своего снегохода побольше адреналина, редко задумываются о таких прозаических вещах, как, например, ресурс двигателя. Тем более это относится к машинам, сдававшимся в аренду. Ко всему прочему, спортивные аппараты более сложны в эксплуатации и управлении.
Утилитарная техника из Канады или Финляндии вряд ли принесет очень неприятные сюрпризы. Она в “первой жизни” ездила на хорошем бензине, хорошем масле, а если какие-то детали успели чрезмерно износиться, то их наверняка заменили перед продажей. Однако не забывайте: у бывших прокатных снегоходов, как правило, очень большой пробег, поэтому самое пристальное внимание следует уделить состоянию двигателя.
“Российские” экземпляры успели намотать на гусеницы поменьше километров, зато качественным топливом обычно не избалованы. В общем, как говорится, возможны варианты. И при осмотре надо проявлять одинаковые претензии к технике – независимо от того, у нас она ходила, или за рубежом. Важно не нарваться на кота в мешке.
Денег мало, а погонять на снегоходе хочется. Выход — в приобретении подержанной техники. Она дешевле, но высок риск купить хлам. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает о том, как правильно выбирать «бэушный» снегоход.
Прежде всего, следует обращать внимание на внешний вид аппарата. Например, продольные царапины на пластике говорят, что машина много ездила по всяким дебрям и бездорожью. Изобилующие вмятинами от встречных пней и бревен подножки подтвердят такое предположение. Это значит, что ходовая часть снегохода может оказаться в плачевном состоянии. Отсутствие явных повреждений и трещин на обвесе позволяет надеяться, что машина не попадала в серьезные передряги.
Но если на снегоходе с приличным пробегом пластик выглядит так, словно только что из магазина, это тоже подозрительно. Возможно, его заменили или клеили после серьезной аварии. Склейку можно легко обнаружить, заглянув на внутреннюю поверхность обтекателя. Осмотр буксирного бугеля в передней части обтекателя может дать полезную информацию. Наличие на нем явных следов деформации докажет, что на снегоходе во что-то сильно врезались.
От таких ударов может пострадать и рама. Имейте в виду, что пробег у снегохода с одометром, имеющим тросовый привод, скручивается иной раз также легко, как и на советских «Жигулях». Показания электронных одометров корректируются специалистами тоже «на раз-два». Так что иные экземпляры с 5000−15 000 км на одометре могут иметь гораздо больший пробег.
Об истинном же пробеге расскажут косвенные признаки. Посмотрите на алюминиевые подножки снегохода. Если рифление на их поверхности стерто, не сомневайтесь — машина пробежала изрядно. «Повылезшие» из швов нитки седла снегохода сообщат, что его реальный пробег составляет не менее 15 000 километров.
Обязательно попросите продавца продемонстрировать вам «брюхо» машины — завалив ее на бок. Первый взгляд — на гусеницу. Если на ней окажутся глубокие порезы, сточенные снегозацепы, либо участки с вырванными кусками резины, от покупки этого экземпляра следует отказаться сразу же. Владелец пытается продать хлам, которому самое место на свалке. Убедившись же, что гусеница в порядке, смотрим на пластиковые ролики, по которым она двигается. Когда края передних роликов (ведущих) оплавлены, знайте: этот «снежик» часто буксовал. При этом мог перегреваться и вариатор, и двигатель. Лучше такого бедолагу не пбрать.
Если у снегохода мотор с жидкостным охлаждением, обратите внимание на его радиатор — от тоже виден только снизу, поскольку эта штуковина располагается или вдоль гусеницы, или в корме снегохода. Ее охлаждает снег, летящий из-под гусеницы. Вместе с ним в ее соты летят еще и палки, камни и прочее. Из-за них радиатор начинает течь. Дырки запаивают, но они могут прохудиться вновь в любой момент. Это обстоятельство — аргумент снижения цены как минимум на стоимость установки нового радиатора.
Не стоит обходить вниманием лыжи. По центру каждой из них имеется стальной «конек». В случае, если он сточен до основания, доверять свою жизнь этому снегоходу не стоит ни при каких обстоятельствах. Поскольку без «конька» машина практически неуправляема. Продавцу такого транспортного средства придется либо самому установить новые лыжи, либо сделать скидку на стоимость такой замены.
Вмятины на нижней части лыжи — последствия сильных ударов и повод с пристрастием изучить состояние подвески и рулевого управления. Все тяги тут должны быть прямыми. Если присутствует видимая кривизна — тяга требует замены. Иногда владельцы их не меняют, а просто рихтуют перед продажей кувалдой. На рулевых тягах, имеющих, как правило, круглое сечение, следы такого «ремонта» обычно прекрасно видны. Это — повод для торга.
В подвеске снегохода есть еще один вид тяг — продольные. Они обычно имеют прямоугольное сечение и страдают, когда машина на полном ходу врезается в большой камень или какую-нибудь массивную железяку, не замеченную водителем под снегом. Ремонт продольной тяги чаще всего заключается в наваривании стального «уголка», соединяющего две половинки сломанной детали. Следы «реставрации» — еще один аргумент для снижения цены.
У некоторых сноумобилей конструкция подвески основана на применении вертикальных стоек амортизаторов, как в автомобиле. В этом случае нужно внимательно изучить состояние «чашек» подвески. На них не должно быть явных вмятин. А еще «амморты» не должны демонстрировать наличие потеков масла. При наличии этих повреждений, снегоход лучше не покупать — чтобы избежать «головной боли» с их устранением.
Двигатель снегохода, как и в случае машины — его «сердце». Оценить здоровье агрегата можно, запустив его. Если двухтактный мотор легко завелся, значит он, в первом приближении, в порядке. Но когда продавец в процессе запуска, например, манипулирует курком газа, либо движок глохнет (неустойчиво работает) при переводе «подсоса» в положение «наполовину» — это признаки проблем.
Причин тому может быть много. От плохих свечей и неотрегулированных карбюраторов до изношенной цилиндро-поршневой группы. После запуска дайте двухтактному мотору поработать — хотя бы минут десять. Если сизый «масляный» дым из выхлопной трубы по мере прогрева не исчез, с этим аппаратом лучше не связываться.
При знакомстве с четырехтактным движком снегохода нужно обратить внимание на звуки, сопровождающие его работу сразу после пуска. Даже если цокот, позвякивание и прочие посторонние шумы исчезли после прогрева, знайте: мотор проблемный. Выхлопные газы не имеют права быть сизыми. Малейшие следы масла на выхлопной трубе — повод отказаться от покупки. Как и обильный слой сажи на ее внутренней поверхности.
И только если подержанный «снежик» смог без претензий выдержать все вышеизложенные этапы осмотра, можно рискнуть и приобрести этот экземпляр. С большой долей вероятности, он не доставит вам лишних проблем и хлопот.
Признаки утопленного снегохода
- эмульсия в масле – выглядит как бело-серая или молочно-кофейная жидкость;
- сиденье «дубеет» на морозе;
- следы воды в фарах.
Электрика
Надо проверить, работают ли световые приборы, звуковой сигнал и обогрев. При запуске двигателя все индикаторы ошибок должны гаснуть.
Рама
Первое, на что стоит смотреть – тоннель. Это несущий элемент, который проходит от отделения для двигателя до конца снегохода. Под ним находится подвеска и гусеница. Восстановление элемента часто стоит дороже, чем ремонт двигателя.
На тоннеле не должно быть следов сварки, складок, трещин, вмятин и других повреждений. То же касается и остальной части рамы. При осмотре важно снять пластик, чтобы оценить состояние подрамника.
Также надо обратить внимание на:
- «лодку» под двигателем;
- площадку под вариатором;
- теплообменники.
Передняя часть рамы
Не поленитесь нагнуться
БОЛЬШИНСТВО покупателей подержанных снегоходов не затрудняют себя тем, чтобы осмотреть их снизу. И напрасно – это могло бы сэкономить им немалые деньги. Вся биография “снежной” машины подробно расписана на ее “брюхе”. Не стесняйтесь – требуйте от продавца завалить снегоход набок. Это легко сделать вдвоем или даже в одиночку, например, уложив аппарат на пару старых покрышек. На крайний случай, пока вы изучаете облюбованный экземпляр, продавец вполне может несколько минут подержать его в наклоне, оперев на собственную коленку, – это совсем не трудно.
Осмотр начнем с гусеницы, или трака, на языке снегоходчиков. Это главное. При нормальных условиях эксплуатации трак, изготовленный из высокопрочной армированной резины, рассчитан на весь срок службы снежной машины. Если увидите глубокие порезы, затертые до округлости снегозацепы или, пуще того, места, где из гусеницы вырваны клочья резины, – ищите другой снегоход. У этого была трудная судьба, и лучше не тревожить его покой.
Трак в порядке? Это хорошо. Тогда осмотрим ролики, по которым бежит гусеница. Они изготавливаются из специальной пластмассы. Если края ведущих роликов (они расположены спереди, возле мотора) оплавлены, значит, снегоход эксплуатировался в очень тяжелых условиях, ему часто приходилось буксовать. Я бы не рекомендовал покупать такой аппарат..
Заодно, пока снегоход лежит на боку, поинтересуйтесь состоянием алюминиевых радиаторов двигателя (разумеется, это относится к моторам с жидкостным, а не воздушным охлаждением). Снизу их хорошо видно – они расположены вдоль подножек либо в туннеле, где проходит трак, либо в хвосте снегохода. Охлаждаются радиаторы летящим из-под гусеницы снегом. Вмятины на них, тем более запаянные пробоины могут послужить поводом для серьезного торга. Поврежденные и залатанные радиаторы могут потечь после первой же поездки. А стоят они отнюдь не семь копеек.
Лыжи
Наружный профиль должен быть ровный, а стальной конек, который находится снизу по центру, – не стесанным.
Какой снегоход выбрать
Утилитарные. Отличаются широкой колеей лыж в среднем от 960 мм, крупной гусеницей длиной от 3923 мм и шириной от 380 мм. Это обеспечивает устойчивость на глубоком снегу. Трансмиссия «утилитарников» имеет понижающую передачу. В комплектацию, как правило, включены фаркоп и высокое ветровое стекло. Для перевозки грузов есть широкая багажная площадка. Пример утилитарного снегохода – Arctic Cat Bearcat XT.
Спортивные. Снегоходы для быстрой езды по укатанным трассам. Имеют резвый двухтактный двигатель. Колея лыж для максимальной устойчивости в поворотах может достигать 1120 мм. Гусеница для улучшения маневренности короткая и узкая – ее длина в среднем до 3270 мм, ширина – до 381 мм, высота грунтозацепов – до 38 мм.
Горные. Как и спортивные, горные модели имеют двухтактный двигатель, который в динамике выигрывает у «четырехтактника». Но гусеница у «горников» для проходимости в глубоком снегу значительно крупнее – обычно ее длина от 3900 мм, а ширина для сохранения маневренности – от 380 мм. Грунтозацепы высокие – от 60 мм. Сиденье таких снегоходов узкое и низкое, руль также небольшой – для облегчения управления в глубоком снегу. Пример горного снегохода – Arctic Cat M8000 HARDCORE ALPHA ONE.
Туристические. Как правило, это модели с четырехтактным двигателем. В отличие от «двухтактника», он отличается тягой на «низах» и экономичностью, его выхлоп тише и не такой токсичный. Для комфорта передвижения предусмотрены обогрев рукояток, курка газа и сидений, удобное пассажирское кресло с высокой спинкой и ручками. Гусеница у «туристов», как и у утилитарных моделей, крупная. Пример туристического снегохода – Arctic Cat Pantera 7000 XT LTD.
Для повседневной эксплуатации подходят утилитарные и туристические модели. Желательно, чтобы охлаждение двигателя было жидкостное – оно лучше справляется с поддержанием рабочей температуры в теплую погоду и при нагрузках. Система подачи топлива предпочтительнее инжекторная – она не требует регулировок, моторы с ней отличаются большей мощностью и экономичностью, легко запускаются вне зависимости от температуры воздуха.
Все на лице написано
ПО ВНЕШНЕМУ виду снегохода зачастую сразу можно судить, насколько аккуратен был прежний хозяин. Так, продольные царапины на пластике (перед продажей их далеко не всегда закрашивают) дают знать, что машину нещадно гоняли по дебрям, не разбирая дороги. О том же говорят подножки: если их края изобилуют вмятинами, то можно не сомневаться: снегоход либо “собирал пеньки” в лесу, либо участвовал в состязаниях, пусть даже любительских – тогда с особым тщанием следует отнестись к осмотру ходовой части.
А вот если явных повреждений и трещин на обтекателе нет, это значит, что снегоход, по крайней мере, не побывал в тяжелой аварии. С другой стороны, чрезмерно лощеный облик подержанного аппарата дает повод насторожиться – не замаскировал ли продавец следы какой-то серьезной передряги. Поэтому не забудьте на всякий случай проверить, склеивали обтекатель или нет. Сверху капот может выглядеть идеально, но стоит его открыть и внимательно посмотреть на пластик изнутри, как тайное станет явным. Швы, оставшиеся после ремонта, увидит даже близорукий.
Еще хорошенько осмотрите бугель и место его крепления. Этот маленький алюминиевый или пластиковый бампер, как правило, находится в передней части обтекателя (за него вытаскивают из сугроба застрявший снегоход). Если есть повреждения, можно сделать вывод, что ему довелось испытать сильный фронтальный удар, от которого, кстати, могла пострадать и рама.
Заодно проинспектируйте на предмет удара задний бугель или багажник, если он есть. Такие аварии особенно часто случаются с прокатными машинами при езде в пелотоне. Неопытные водители, не успев затормозить, наезжают на впередиидущий снегоход.
Внешнее состояние снегохода поможет ответить и на вопрос о его истинном пробеге. Вообще от 5.000 до 15.000 км на одометре – это нормально, если цифры честные. Можно проехать еще столько же, тратясь только на текущее обслуживание. Беда в том, что показаниям счетчиков не всегда можно доверять. Если вы не знали, то любой такой прибор с тросовым приводом отсоединяется за 30 секунд и легко “скручивается”. Да и насчет электронных одометров не обольщайтесь – всяческие умельцы давно научились корректировать их показания.
Как же приподнять завесу над прежней жизнью снегохода? Во-первых, посмотрите на те же подножки. Их обычно делают из рифленого алюминия. Металл мягкий, и если он стерт до явных проплешин, можно не сомневаться – аппарату редко приходилось скучать в гараже. Подтверждением послужит седло снегохода. Нитки, которыми оно прошито, что называется, лезут наружу? Гарантирую – пробег аппарата намного больше 10.000 километров.
Трансмиссия
На ведущем шкиве вариатора, где ходит ремень, недопустимо наличие бугорков и ребристости. Ролики не должны люфтить или клинить.
Масло в КПП исправного снегохода без металлической стружки и других инородных частиц.
Двигатель
Плохой признак – масляные подтеки. Их причиной может быть повреждение сальников из-за перегрева двигателя.
Также нужно проверить целостность патрубков – если герметичность нарушена и в цилиндры поступала обедненная смесь, вероятен износ поршневой.
Разные болты двигателя говорят о том, что узел разбирали. То же самое касается вариатора.
Охлаждающая жидкость в норме прозрачная, без масляных пятен. Осадок или грязные «хлопья» под крышкой радиатора – признак перегрева.
Масло в двигателе не должно быть черное, цвета кофе с молоком или бело-серое (эмульсия). Уровень масла на щупе в норме – между отметками «Max» и «Min».
Если двигатель четырехтактный, при исправном состоянии выхлоп почти прозрачный.
Желательно измерить компрессию – для этого потребуется компрессометр и данные о нормальном значении компрессии в цилиндрах конкретной модели снегохода.
Пример осмотра б/у снегохода на видео
У продавца должны быть следующие документы:
- ПСМ;
- договор купли-продажи;
- акт приема-передачи.
Важно, чтобы номера рамы и двигателя на самом снегоходе и в ПСМ совпадали. Также надо сверить данные владельца по его паспорту или водительскому удостоверению.
О лыжах и не только
ЛЫЖИ на снегоходах бывают цельнометаллические, пластиковые или комбинированные. Прежде всего обратите внимание на стальной конек, проходящий снизу по центру лыжи. Он сделан из очень твердого сплава и выполняет три важные функции. Первая – конек играет направляющую роль, помогая снегоходу держать прямолинейное движение. Вторая – выручает в поворотах, особенно когда снега мало или под лыжами сплошной лед. Третья – защищает лыжи от повреждений, когда снега нет вовсе (например, вам надо пересечь асфальтовую дорогу или въехать в гараж с бетонным полом).
Если конек успел стесаться до основания, такой снегоход просто опасен. По управляемости он недалеко ушел от детских санок. Вдобавок это свидетельство того, что на нем много поездили по асфальту (есть любители прокатиться на снегоходе по обычным шоссе, высекая из них искры). Однако сточенный конек – вовсе не повод отказываться от покупки. Если все остальное в порядке, берите снегоход, но требуйте сначала заменить коньки или сделать скидку на их стоимость – это примерно сотня долларов.
Потертостями на самих лыжах можно пренебречь. Иное дело – вмятины на их нижней поверхности. Они могли остаться после сильных ударов, а это повод для более пристального изучения подвески и рулевых тяг. В отличие от автомобиля у снегохода эти механизмы как будто специально выставлены наружу. Проинспектировать их не составит труда. Достаточно, словно прицеливаясь, взглянуть на каждую тягу отдельно. Думаю, любой отличит прямую от погнутой. Если тяга прямая, посмотрите еще раз – нет ли следов рихтовки. Они хорошо видны, поскольку рулевые тяги круглого сечения, и скрыть факт ремонта очень трудно.
Есть еще длинные, четырехугольные в сечении продольные тяги – они проходят вдоль бортов от ног водителя до передней подвески. Когда снегоход на приличной скорости встречает в чистом поле прикрытую снегом сельхозтехнику, этим длинным тягам конец приходит в первую очередь. Если такую тягу ремонтируют, то, как правило, на сломанное место наваривают уголок и закрашивают. Это видно невооруженным глазом. А вот если первый владелец заменил длинные тяги после аварии, найти следы ремонта на глазок крайне трудно.
Бывает передняя подвеска иной конструкции, похожая на автомобильную типа McPherson: лыжи держат вертикальные амортизаторные стойки. Тут надо обратить внимание на стаканы подвески – на них не должно быть явных вмятин. Если внешне подвеска цела и нет подтеков масла, значит, она еще послужит. В противном случае советую искать другой вариант.
Как оценить состояние снегохода
Перед осмотром изучите в интернете максимум информации об интересующей модели. Посмотрите фото. Запомните, как выглядит исправная техника. Так будет проще оценить состояние.
Как купить б/у снегоход без риска
Обслуженный б/у снегоход в хорошем техническом состоянии, прошедший диагностику и предпродажную подготовку, можно купить у нас в «Квадропарке». С доступными моделями можно ознакомиться по ссылке.
Также «Квадропарк» – официальный дилер Arctic Cat. Цена на «взрослые» модели начинается от 739 000 рублей.
Пусть повезет с мотором
СЕЙЧАС век четырехтактных моторов, однако среди подержанных снегоходов, даже современных, очень много двухтактников. Два, три, четыре цилиндра. Охлаждение водяное или воздушное. Выбор за вами.
“Воздушник” словно укутан в металлический кожух с вентилятором, который гонит воздух, охлаждая таким образом цилиндры с богатым оребрением. Такие моторы проще в эксплуатации, дешевле в обслуживании, чем двигатели жидкостного охлаждения, но уступают им в мощности.
“Жидкостники” сильнее, но и сложнее. Моторами этого типа оснащаются спортивные модели. Купив такой снегоход, готовьтесь к расходам на бензин высокого качества и дорогое фирменное масло, рекомендованное производителем. У двухтактников особая система смазки – масло специальным насосом подается и смешивается с топливом непосредственно перед попаданием в цилиндр. А поскольку этот процесс происходит при низких температурах, требования к маслу очень высоки.
Теперь читайте внимательно. Двухтактный двигатель с карбюраторами заводится в три этапа.
Первый – вытаскиваем полностью подсос (рычажок имеет два положения – “наполовину” и “на полную”).
Второй – запускаем мотор электростартером или, если его нет, пусковым шнуром.
Третий – как только двигатель заработал, через несколько секунд переводим рычажок подсоса в положение “открыт наполовину”.
Это все. Если мотор спокойно завелся, он в полном порядке. Но если простой алгоритм чем-то нарушен – например, в процессе запуска продавец играет курком газа или после переключения подсоса в “половинчатое” положение снегоход глохнет либо работает неустойчиво, – это явный признак того, что в двигателе существует проблема. Может быть, рассогласованы карбюраторы. Может, паршивые свечи. А может, пора кольца менять. Их, кстати, в изношенном двухтактном двигателе можно услышать – они характерно шуршат по окнам цилиндров.
А вот дым при запуске холодного карбюраторного двухтактника – явление нормальное (моторы с впрыском дымят значительно реже). Этим грешат даже новые двигатели. По мере прогрева дымность уменьшается, а затем должна пропасть вовсе – как только вы или продавец проедете на снегоходе метров 500, благо территориальное расположение многих мотосалонов это позволяет. Ну а если прокатиться невозможно – требуйте полностью прогреть мотор, выкатив снегоход на улицу. Пусть он поработает минут десять. Если и теперь двигатель продолжает извергать синий масляный дым, от покупки лучше отказаться.
Четырехтактные моторы конструктивно более сложны, чем двухтактники, зато они экологичнее и удобнее в эксплуатации – не надо возиться с постоянным доливом масла.
На что следует обратить внимание при покупке подержанного четырехтактника?
Не слушайте продавца – слушайте мотор. Вас будут уверять, что посторонние звуки пропадут по мере прогрева двигателя, а заодно исчезнет и тот сизый дым, что завивается из выхлопной трубы.. Не верьте! Четырехтактник не должен греметь – ни холодный, ни горячий. И выхлоп его не должен быть виден (за исключением белого пара в сырую погоду) ни с первых тактов, ни когда вы глушите мотор после дальней поездки. Выхлоп должен быть абсолютно сухим, без малейших признаков выброса частиц масла. Не побрезгуйте провести чистым пальцем по внутренней поверхности выхлопной трубы – он может в крайнем случае чуть-чуть испачкаться сухой сажей. Но лишь чуть-чуть.
И только теперь, если все в порядке, можно доставать деньги и расплачиваться за выбранный снегоход.
Гусеница
Нежелательно, чтобы гусеница была порванной или с порезами. Все грунтозацепы должны быть на месте.
Гусеница в отличном состоянии
Подвеска
Передняя подвеска. Рычаги и рулевые тяги должны быть ровные и без следов сварки. Также нужно убедиться, что нет повреждений в районе нижних и верхних кронштейнов креплений амортизаторов.
Задняя подвеска. Стоит проверить ровность рычагов и амортизаторы на наличие люфта. На полозе не должно быть повреждений и следов сварки. Если большинство роликов при прокручивании рукой сильно шумят – внутри нет смазки и могла образоваться ржавчина. Скорее всего, за состоянием снегохода не следили.
Важно обратить внимание на тавотницы – места шприцевания. Если они сухие, это также говорит о небрежном отношении хозяина к снегоходу.
Итог
Универсальные снегоходы на каждый день – утилитарные и туристические. У них крупная гусеница и широкая колея лыж для устойчивости на глубоком снегу, вместительная багажная площадка и, как правило, экономичный и тяговитый четырехтактный двигатель. Желательно, чтобы система охлаждения была жидкостной, а система подачи топлива – инжекторной.
При осмотре б/у снегохода надо проверить документы, состояние рамы, двигателя, трансмиссии, электрики, гусеницы, подвески и лыж. Желательно пригласить для осмотра более опытного человека.