Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333″О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия”
С изменениями и дополнениями от
23 марта, 13 августа 2006 г., 29 декабря 2008 г., 1 апреля 2009 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия (далее – предприятие) в отношении закрепленного за ним в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (далее – имущество), определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стоимость которого превышает 150 млн. рублей, кроме сделок, связанных с передачей указанного имущества в аренду, осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
Согласование сделок предприятия, связанных с передачей указанного в настоящем пункте имущества в аренду, осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом с учетом мнения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.
Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации или Управлению делами Президента Российской Федерации, в отношении закрепленного за ним в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стоимость которого превышает 150 млн. рублей, кроме сделок, связанных с передачей указанного имущества в аренду, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или Управлением делами Президента Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Министерству обороны Российской Федерации или Управлению делами Президента Российской Федерации, связанных с передачей закрепленного за ним в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества в аренду, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или Управлением делами Президента Российской Федерации.
3. Предприятие вносит предложение о совершении сделок, предусмотренных настоящим постановлением, вместе с их обоснованием и необходимыми документами в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится это предприятие.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в течение месяца принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) сделки либо в случаях, предусмотренных настоящим постановлением, представляет в установленном порядке соответствующие предложения и документы в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, о чем извещает в 5-дневный срок предприятие и федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится это предприятие.
Предприятие, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации или Управления делами Президента Российской Федерации, вносит предложение о совершении сделок, предусмотренных настоящим постановлением, вместе с их обоснованием и необходимыми документами в Министерство обороны Российской Федерации или Управление делами Президента Российской Федерации, которое в течение месяца принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) сделки либо представляет в установленном порядке соответствующие предложения и документы в Правительство Российской Федерации.
4. Установить, что сделки по продаже имущества осуществляются путем продажи имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.
В случае если сделка по продаже имущества осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, организатором аукциона выступает Российский фонд федерального имущества, а в отношении имущества, закрепленного за предприятием, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации или Управления делами Президента Российской Федерации, – Министерство обороны Российской Федерации или Управление делами Президента Российской Федерации.
Аукцион проводится в соответствии с положениями законодательства о приватизации, регулирующими продажу на аукционе государственного имущества и находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ.
Начальная цена продажи имущества на аукционе определяется предприятием на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Публикация информационного сообщения о проведении аукциона осуществляется организатором аукциона не менее чем за 30 дней до даты его проведения. Информационное сообщение о проведении аукциона должно содержать в обязательном порядке сведения о дате, времени, месте проведения и форме аукциона, его предмете и порядке проведения, в том числе о порядке оформления участия в аукционе, ознакомления с предметом аукциона, определения лица, выигравшего аукцион, а также форму заявки на участие в аукционе, сведения о начальной цене продажи имущества на аукционе и сроке заключения договора купли-продажи.
Публикация информационного сообщения об итогах аукциона осуществляется организатором аукциона в месячный срок с даты совершения сделки.
Информационные сообщения о проведении аукциона и его итогах публикуются в печатных средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования правовых актов субъектов Российской Федерации и иной официальной информации, в информационных системах общего пользования, в том числе на официальных сайтах Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и Российского фонда федерального имущества в сети Интернет, а также в бюллетене Российского фонда федерального имущества “Реформа” (если организатором аукциона по продаже имущества выступает Российский фонд федерального имущества).
5. Средства, полученные от продажи имущества, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3 процентов цены продажи имущества, и его балансовой стоимости подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.
6. Министерству имущественных отношений Российской Федерации утвердить в течение месяца перечень документов, представляемых предприятием для получения согласия на совершение сделок, предусмотренных настоящим постановлением.
Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 “О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия”
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 17 июня 2003 г. N 115 (специальный выпуск), в Собрании законодательства Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 24 ст. 2327
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2017 г. N 528 настоящее постановление признано утратившим силу
1. Утвердить прилагаемый устав специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества”.
2. Признать утратившими силу:
распоряжение Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 2297-р (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст.5172);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1438 “О специализированном учреждении по продаже федерального имущества” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст.5416);
постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 1998 г. N 6 “О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.267);
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. N 753 “Вопросы Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст.3561).
25 декабря 2002 г.
Уставспециализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества”(утв. постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925)
I. Общие положения
1. Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества” (далее именуется – Фонд) является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации продажу приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Фонд руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим уставом.
3. Фонд является юридическим лицом, созданным в форме учреждения, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.
4. Фонд может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
5. Фонд имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие печати, штампы и бланки, необходимые для его деятельности.
6. Фонд вправе создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке свои отделения, имеющие статус филиалов Фонда, а также свои представительства.
7. Фонд отвечает по своим обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Полное наименование Фонда – специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества”, сокращенное наименование – Российский фонд федерального имущества.
9. Место нахождения Фонда – г. Москва.
II. Задачи и функции Фонда
10. Основными задачами Фонда являются:
1) создание эффективной системы продажи федерального имущества;
2) обеспечение интересов Российской Федерации на рынке корпоративных ценных бумаг;
3) создание условий для эффективного функционирования системы принудительного обращения взыскания на имущество должников, в том числе при истребовании задолженности по обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
11. Фонд в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1) владеет от имени Российской Федерации федеральным имуществом, переданным ему федеральным органом исполнительной власти, наделенным Правительством Российской Федерации полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества, до его продажи, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации в установленном порядке права акционера (участника) хозяйственных обществ;
2) осуществляет от имени Правительства Российской Федерации в установленном порядке продажу федерального имущества, переданного ему федеральным органом исполнительной власти, наделенным Правительством Российской Федерации полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества, на основании решений Правительства Российской Федерации – продажу иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, и по договорам с федеральными государственными унитарными предприятиями – продажу федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения;
3) осуществляет продажу земельных участков в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков;
4) осуществляет от имени Российской Федерации продажу за пределами территории Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории Российской Федерации, посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами;
5) заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального имущества;
6) ведет в установленном порядке статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных Фондом от продажи федерального имущества;
7) ведет в установленном порядке учет подлежащих продаже Фондом акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, принадлежащих Российской Федерации, акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, учредителем (участником, акционером) которых Фонд выступает по поручению Правительства Российской Федерации, а также учет обязательств покупателей по договорам купли-продажи федерального имущества, заключенным Фондом;
8) обеспечивает в установленном порядке контроль за соблюдением покупателями договоров купли-продажи федерального имущества, заключенных Фондом;
9) получает и перечисляет в установленном порядке средства, полученные Фондом от продажи федерального имущества;
10) обеспечивает оценку объектов федерального имущества в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;
11) на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, определяет начальную цену приватизируемого федерального имущества, продаваемого Фондом;
12) издает официальный информационный бюллетень;
13) выступает по поручению Правительства Российской Федерации учредителем (участником, акционером) хозяйственных обществ;
14) осуществляет меры по обеспечению перечисления в федеральный бюджет дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых Фонд от имени Российской Федерации осуществляет права акционера (участника);
15) приобретает в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации акции (доли в уставном капитале) хозяйственных обществ;
16) осуществляет в установленном порядке реализацию имущества, в том числе имущественных прав, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
17) привлекает на конкурсной основе физических и юридических лиц для оценки и реализации в установленном порядке имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
18) получает и перечисляет в установленном порядке денежные средства, полученные в результате реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
III. Организация деятельности Фонда
12. Фонд в целях осуществления своих функций:
1) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными органами и организациями, получает от них информацию, необходимую для выполнения им своих функций;
2) выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве истца и ответчика по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) публикует в установленном порядке в средствах массовой информации информационные сообщения о продаже и об итогах продажи федерального имущества;
4) участвует в разработке прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и прогноза поступления средств от продажи приватизируемого федерального имущества на соответствующий год;
5) осуществляет подготовку федерального имущества к продаже;
6) заключает в установленном порядке с юридическими и физическими лицами, в том числе экспертами, аудиторскими, консультационными, оценочными и иными организациями, договоры на осуществление работ (услуг), необходимых для выполнения Фондом его функций;
7) приобретает или арендует имущество, необходимое для осуществления своей деятельности, за счет средств, получаемых в установленном порядке;
8) открывает в установленном порядке счета в банках для осуществления своих функций в соответствии с настоящим уставом;
9) планирует по согласованию с Правительством Российской Федерации свою деятельность;
10) обеспечивает работникам Фонда надлежащие материальные и социально-бытовые условия, включая медицинское обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников Фонда.
1) представлять ежегодно в Правительство Российской Федерации отчет о своей деятельности, а в Министерство финансов Российской Федерации – бухгалтерский отчет в установленном порядке;
2) представлять ежемесячно в федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества, отчет о продаже федерального имущества;
3) в установленном порядке вести бухгалтерский учет и представлять государственную статистическую отчетность о своей деятельности;
4) обеспечивать сохранность, эффективное и целевое использование имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
14. Фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, соответствующую его уставным целям, в том числе размещать временно свободные внебюджетные средства на депозитных счетах.
15. Проверка и ревизия финансово-хозяйственной деятельности Фонда осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Управление Фондом
16. Деятельностью Фонда руководит председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
17. Председатель Фонда имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению председателя Фонда. Количество заместителей председателя Фонда устанавливается Правительством Российской Федерации.
18. Председатель Фонда несет персональную ответственность за выполнение Фондом обязанностей, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.
1) действует от имени Фонда без доверенности, представляя его интересы в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, а также во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами;
2) распоряжается имуществом Фонда в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим уставом, заключает от имени Фонда договоры, выдает доверенности;
3) организует взаимодействие Фонда с органами принудительного исполнения и другими органами, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество;
4) открывает счета Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) руководит работой правления Фонда;
6) утверждает структуру, штатное расписание и сметы расходов Фонда и его отделений;
7) распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда;
8) назначает на должность и освобождает от должности руководителей отделений и работников Фонда;
9) обеспечивает координацию деятельности отделений Фонда;
10) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения работниками Фонда и его отделений.
20. В Фонде образуется правление, которое является постоянно действующим совещательным коллегиальным органом.
В правление Фонда входят председатель Фонда (председатель правления) и заместители председателя Фонда, входящие в него по должности, а также руководители структурных подразделений и отделений Фонда, представители органов государственной власти (по согласованию).
Состав правления Фонда, кроме лиц, входящих в него по должности, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению председателя Фонда.
V. Имущество Фонда
21. Имущество, закрепленное за Фондом на праве оперативного управления, является федеральной собственностью и отражается на балансе Фонда.
Права Фонда на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
22. Имущество, приобретенное за счет доходов от деятельности, осуществляемой в соответствии с пунктом 14 настоящего Устава, поступает в самостоятельное распоряжение Фонда и учитывается на отдельном балансе.
VI. Финансирование Фонда
23. Финансирование Фонда осуществляется за счет:
1) средств, получаемых Фондом на организацию и проведение приватизации федерального имущества в размере и по видам затрат, устанавливаемым Правительством Российской Федерации;
2) отчислений от стоимости реализованного имущества, арестованного на основании судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также средств, полученных от реализации имущества, конфискованного по вступившим в законную силу приговорам судов (решениям судей) либо по решениям таможенных органов Российской Федерации, признанного в установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией по нормам и перечню затрат, устанавливаемым Правительством Российской Федерации;
3) доходов, получаемых Фондом от деятельности, осуществляемой в соответствии с пунктом 14 настоящего устава;
4) иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24. Фонд осуществляет в установленном порядке учет своих финансовых средств.
Доходы, полученные Фондом от деятельности, осуществляемой в соответствии с пунктом 14 настоящего устава, поступают в самостоятельное распоряжение Фонда и учитываются на отдельном балансе.
VII. Реорганизация и ликвидация Фонда
25. Реорганизация и ликвидация Фонда осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 “О Российском фонде федерального имущества”
Текст постановления опубликован в “Российской бизнес-газете” от 14 января 2003 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (Часть II) ст. 5229
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2009 г. N 657 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2006 г. N 782
- Продукты и услуги
- Информационно-правовое обеспечение
- ПРАЙМ
- Документы ленты ПРАЙМ
23 августа 2022
В соответствии с частями 7 и 26 статьи 23 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”:
1. Реорганизовать публично-правовую компанию “Фонд развития территорий” (далее – фонд) и государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – корпорация) путем присоединения корпорации к фонду с одновременным ее преобразованием.
2. Фонду совместно с корпорацией осуществить в 4-месячный срок в установленном порядке мероприятия, связанные с реорганизацией, предусмотренной пунктом 1 настоящего распоряжения.
3. Определить, что генеральный директор фонда представляет заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности корпорации и предусмотренные законодательством Российской Федерации документы в территориальный орган ФНС России.
Обзор документа
Решено реорганизовать Фонд развития территорий и госкорпорацию – Фонд содействия реформированию ЖКХ путем присоединения корпорации к фонду с одновременным ее преобразованием.
Заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности корпорации и необходимые документы в территориальный орган ФНС представляет гендиректор фонда.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Спустя полгода после получения полномочий в сфере управления госимуществом Минфин публично обозначил стратегию этой деятельности. Решать накопившиеся проблемы неэффективного и непрозрачного управления госимуществом Минфин и Росимущество намерены цифровизацией учета и консолидацией в руках агентства управленческих полномочий по всем госАО и ФГУПам. Одновременно планируется ужесточить контроль над отслеживанием показателей эффективности управления в госкомпаниях, в том числе — путем замены директивного управления полностью государственными госкомпаниями на нормативное.
По словам участников заседания, ключевые проблемы в сфере управления федеральным имуществом — это сложности с реализацией неликвидных активов и неэффективность управления ликвидными. Решать эти проблемы Минфин и Росимущество намерены цифровизацией процессов учета федерального имущества и имущества со специальным режимом обращения, формированием оптимального состава федеральной недвижимости и обеспечением устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления госкомпаниями.
Для повышения эффективности управления госАО и ФГУПами помимо централизации полномочий в Росимуществе Минфин намерен ужесточить контроль над выполнением топ-менеджментом госАО критериев эффективности KPI.
Предполагается, что среди них будут показатели долговой нагрузки, рентабельности инвестированного и собственного капитала, бесперебойности и безопасности услуг. Одновременно Минфин намерен отказаться от директивного управления госкомпаниями со 100-процентным участием государства в пользу нормативного. До конца года ведомство ожидает решения правительства по унификации дивидендной политики — речь идет о выплатах с учетом прибыли дочерних и зависимых обществ и ее расчете по МСФО.
Почему Счетная палата раскритиковала управление и учет госактивов
В части учетной политики идут работы по развитию Единой системы управления государственным имуществом и интеграции ее данных с системами бюджетного учета (в частности — для обмена сведениями с Федеральным казначейством при передаче ему сайта торгов госимуществом). Меры должны обеспечить учет имущества с момента его выявления до реализации на торгах и поступления средств от приватизации в бюджет.
Пока же у государства нет полной и достоверной информации о принадлежащем ему имуществе.
Присутствовавший вчера на заседании аудитор Счетной палаты (СП) Андрей Батуркин отметил, что по итогам 2019 года госаудиторы после проведенной Росимуществом инвентаризации выявили 18 тыс. объектов, которые не состоят в реестре ведомства. «Учет — это базис для построения эффективной системы управления госимуществом»,— констатировал господин Батуркин. Он предложил по итогам инвентаризации передать ряд объектов в регионы для вовлечения в оборот и эффективного управления. Впрочем, в Росимуществе отмечают, что прибыльные активы и сейчас вовлечены в оборот, принимать же неликвидные регионы не заинтересованы.
До наведения порядка в учете Росимущество не планирует расширения приватизации, однако после инвентаризации объектов ведомству, вероятно, предстоит кратно увеличить объемы списания неликвидных активов по аналогии с объектами незавершенного строительства. Пока же число неликвидных объектов продолжает расти, свидетельствуют данные агентства.
Чековые фонды станут вершителями приватизации
За время рождественских каникул произошло множество событий в сфере приватизации. Наиболее важным из них является принятие программы приватизации на 1994 год. В ней содержится ряд весьма важных изменений по сравнению с предыдущей программой — в частности, чековые фонды получили немыслимые льготы, а банки практически полностью исключены из приватизационного процесса. По мнению наблюдателей Ъ, в данном случае Госкомимущество явно отдало приоритет интересам социальной политики в ущерб экономическому развитию.
Что касается грядущих событий, то 17 января начнется чековый аукцион акций АвтоВАЗа — событие, с нетерпением ожидавшееся с начала ваучерной приватизации.
Новая госпрограмма приватизации: чековым фондам — вершки, а банкам — корешки
С 1 января этого года вступила в действие новая госпрограмма приватизации государственных и муниципальных предприятий. Программа содержит ряд принципиальных изменений по сравнению с действовавшей в прошлом году. К ним мы будем возвращаться еще неоднократно, а сегодня напишем о самых, на наш взгляд, любопытных.
Читая текст программы, легко понять, кто проводил лоббирование. Наиболее активными оказались местные фонды имущества, жалующиеся на свое незавидное материальное положение, и чековые фонды. Что же касается банков, то они просто-таки получили удар ниже пояса.
Итак, фонды имущества теперь получили право продавать за рубли не 5, а 10% от числа продаваемых на чековом аукционе акций. При этом 30% выручки пойдет комитетам имущества на финансирование услуг по хранению и уничтожению погашенных приватизационных чеков, а 70% получит фонд имущества. Таким образом, премии фондам имущества за проведение чековых аукционов увеличатся почти в полтора раза. Наиболее важные изменения коснулись чековых фондов, что и понятно. Представители чековых фондов довольно глубоко проникли в структуры Госкомимущества. В программе приватизации они очень неплохо отстояли свои интересы. Согласно программе, чековый фонд теперь может владеть не 10, как это было раньше, а 25 процентами акций приватизированного предприятия. Судя по всему, не будет установлено ограничений на долю чистых активов чекового фонда при инвестициях в акции одного эмитента. Кроме того, чековые фонды получили массу льгот при налогообложении. Они освобождены от уплаты авансовых налогов на прибыль (довольно забавная льгота, поскольку чековые фонды до сих пор почти никогда не показывали прибыль), от налога на дивиденды, выплаченные по портфельным акциям (это устранение тройного налогообложения, хотя при этом практически никто из эмитентов, акции которых находятся в портфелях чековых фондов, не будет выплачивать дивиденды).
Что же касается банков, то они практически лишены возможности участия в процессе приватизации. Кроме того, они не могут выступать покупателями акций чековых фондов (хотя большинство фондов имеют среди своих учредителей коммерческие банки). Кроме того, банки не могут иметь в своих активах более 10% акций одного эмитента и инвестировать более 5% активов в акции акционерных обществ.
Видимо, составители программы приватизации были сильно напуганы участием в приватизации финансового капитала и созданием промышленно-финансовых групп. Между тем, по мнению экспертов Ъ, владение банком крупным пакетом акций приватизированного предприятия — явление положительное. В большинстве случаев банк ставит предприятия, акциями которых он владеет, на расчетное обслуживание. Понятно, что банку невыгодно банкротство своих клиентов.
Фонды имущества получат возможность бесплатной публикации информационных сообщений
17 января должен выйти первый номер нового бюллетеня Российского фонда федерального имущества. Это будет действительно официальный бюллетень Российского фонда федерального имущества: дело в том, что, по утверждению некоторых сотрудников Госкомимущества, газета “Реформа” не носила статус официального бюллетеня РФФИ. Новый бюллетень будет издаваться и финансироваться совместными усилиями Госкомимущества и РФФИ. Его главным отличием от газеты “Реформа” будет то, что фонды имущества получат право бесплатной публикации своих информационных сообщений. По мнению Ъ, это значительно повысит степень информированности инвесторов о продаже приватизированных предприятий. Публикация информационных сообщений в “Реформе” была очень дорогостоящим занятием, и многие фонды имущества просто физически не могли опубликовать свои информационные сообщения.
В Москве разгорелся крупный приватизационный скандал
На этой неделе разгорелся достаточно крупный скандал в Москве. 31 декабря истек срок агентских соглашений посредников Фонда имущества Москвы. Когда же встал вопрос о продлении этих соглашений, то Фонд имущества в лице его председателя Владимира Бушева занял достаточно жесткую позицию, отказавшись продлевать агентские соглашения с наиболее сильными посредниками. Г-н Бушев категорически отказался продлевать агентские соглашения с такими известными фирмами, как “Грант”, “Олма”, “Посредник”, “Аналайз”. Между тем за время проведения чековых аукционов в Москве всего было собрано около 3 млн чеков, причем на долю перечисленных четырех фирм приходится более 55% всех собранных чеков.
Продлены агентские соглашения с менее известными фирмами — “Ваши ценные бумаги”, “Статус”, “Власар”, с Российской биржей финансовых и товарных ресурсов (она известна тем, что почти всегда принимает заявки единолично, в основном на акции строительных предприятий, и собирает небольшое количество приватизационных чеков) и некоторыми другими. Организатором денежных аукционов теперь будет выступать не “Грант”, а “Объединенный фонд ‘Ценные бумаги'”, наличие у которого соответствующего опыта вызывает у экспертов Ъ сомнения.
Фирмы-неудачницы узнали о своих проблемах только 10 января. Однако они принимали заявки на чековый аукцион, который проводился с 4 по 31 января. Теперь этим фирмам придется возвращать принятые ваучеры.
Самым забавным оказалось то, что в число фирм-неудачников чуть было не попал Московский межрегиональный аукционный центр. Несмотря на его широкую известность среди “чубайсовых бабушек”, ситуация с ММА до сих пор не ясна. Он продолжает принимать заявки на основании не продленного агентского соглашения, а по временной доверенности фонда имущества.
Ситуация оказалась особо пикантной еще и потому, что благодаря активной деятельности господина Бушева в Москве чуть было не сорвался чековый аукцион акций АвтоВАЗА (см. ниже). Этот аукцион начинается 17 января. Поскольку аукцион имеет статус всероссийского, то заявки должны приниматься в Москве в обязательном порядке. Однако АвтоВАЗу удалось добиться права на особую форму агентских соглашений, согласно которым каждый пункт приема заявок может действовать только на основании доверенности местного фонда имущества. Так как в Москве ни один пункт такой доверенности не имел, чековый аукцион АвтоВАЗа в Москве мог сорваться. Тем самым его проведение стало бы противоречить положению о проведении межрегиональных чековых аукционов. Самое забавное заключается в том, что г-н Бушев с 12 января ушел в отпуск, и многие посредники фонда имущества могли бы остаться в подвешенном состоянии, так же, как и Госкомимущество, которое не знало бы, что делать с проведением Всероссийского аукциона акций АвтоВАЗа. Лишь в последний момент стало известно, что доверенность на прием заявок на всероссийский аукцион получил Московский межрегиональный аукционный центр.
С чем же связано такое нежелание г-на Бушева продлевать агентские соглашения с наиболее сильными посредниками фонда имущества? Одной из версий является то, что наиболее сильные посредники фонда — “Грант”, “Олма”, а также межрегиональный аукционный центр тесно связаны с Госкомимуществом. Госкомимущество же конфликтует с правительством Москвы по поводу готовящегося указа об особом порядке приватизации в Москве. Кстати, нам удалось выяснить некоторые подробности проекта этого указа. Один из вариантов проекта предусматривает то, что в Москве не будут приватизироваться здания и земельные участки. Кроме того, практически все варианты проекта этого указа предусматривают распределение большинства акций между работниками трудовых коллективов и смежниками предприятий.
“Саха-Инвест” раздает якутские алмазы
В конце декабря прошлого года один из крупнейших региональных чековых фондов — фонд “Саха-Инвест” — завершил размещение пятимиллиардной эмиссии акций. На следующей неделе чековый фонд приступает к размещению двухмиллиардной эмиссии акций. Для обеспечения успешного размещения новой эмиссии фонд в рекламных целях решил наградить наиболее крупных акционеров. Необычен только способ награждения — три наиболее крупных акционера получат по одному бриллианту. Самый крупный акционер фонда — некто г-н Ротин, владеющий 309 акциями фонда, получит бриллиант весом 0,7 карата, два более мелких акционера получат камни поменьше.
Чудеса приватизации: коммерческий банк скупил ломбард
На этой неделе Фонд имущества Санкт-Петербурга объявил результаты чековых аукционов, прием заявок на которые закончился перед самым Новым годом.
С большим нетерпением ожидали эксперты Ъ результатов чекового аукциона акций Петербургского ломбарда. На памяти наблюдателей Ъ это первый случай продажи акций ломбардов на чековом аукционе. Поскольку ломбард по своим функциям близок к кредитно-финансовому учреждению, его приватизация представляла большой интерес как некий возможный аналог планируемой в будущем приватизации банков.
Курс чекового аукциона акций Петербургского ломбарда оказался довольно-таки высоким и составил 12 сорокарублевых акций на один ваучер. Наиболее активным участником аукциона оказался коммерческий банк, название которого не разглашается. По имеющейся у Ъ информации, этот банк приобрел порядка 27% уставного капитала предприятия.
По мнению экспертов Ъ, при приобретении столь крупного предприятия банк мог руководствоваться двумя соображениями. Ломбард обладает неплохими помещениями в центре города, но, по-видимому, это не главное. Скорее всего, приобретение такого крупного пакета акций предприятия позволит банку значительно расширить число клиентов — частных лиц, которых банк будет кредитовать под залог (по-видимому, исключительно под залог драгоценных металлов и камней, поскольку другие предметы, сдаваемые в ломбард, вряд ли заинтересуют банкиров).
Помимо ломбарда, достаточно интересным для инвесторов было предприятие “Лентелефонстрой” — единственное предприятие, выполняющее строительно-монтажные и технические работы для Петербургской городской и междугородной телефонных сетей. А интерес инвесторов к акциям телефонных сетей трудно преувеличить — в сентябре прошлого года мы уже писали об ажиотажном спросе инвесторов на акции Петербургской городской телефонной сети, которые продавались на чековых аукционах. Кроме того, в ходе прошедшего чекового аукциона по акциям “Лентелефонстроя” продавался остаток акций предприятия, а их основная часть была продана летом. Наиболее крупным покупателем оказался некий чековый фонд.
Интересной особенностью прошедших в Петербурге чековых аукционов является то, что на них сохраняются довольно-таки высокие курсы акций. В то же время даже при проведении всероссийских аукционов акции крупных и перспективных предприятий, особенно в последнее время, зачастую “уходят” по цене ниже номинала. Не в последнюю очередь высокие аукционные курсы акций петербургских предприятий обусловлены активным участием петербургских банков в приватизации.
АвтоВАЗ все-таки добился льгот
17 января начинается прием заявок на чековый аукцион акций АвтоВАЗа. Аукцион проводится не через систему Всероссийского координационного центра, его организатором выступает само предприятие. Примечательно, что АвтоВАЗ добился весьма значительных льгот при подписании агентских соглашений. В частности, все приемные пункты должны иметь доверенность от соответствующего фонда имущества, что обычным агентским соглашением не предусматривается. Кроме того, согласно п. 2.2.7 соглашения, агенты АвтоВАЗа по сбору заявок на чековый аукцион обязаны информировать АвтоВАЗ о ходе аукциона. Наиболее забавны вопросы распределения прибыли, полученной от продажи акций АвтоВАЗа на денежном аукционе, между агентами и организаторами чекового аукциона. По стандартной форме агентского соглашения, 20% выручки получает продавец предприятия, 2% — организатор аукциона, 78% распределяется между агентами по сбору заявок пропорционально количеству приватизационных чеков. В данном случае Российский фонд федерального имущества — продавец предприятия — действительно получает свои 20%, однако между приемными пунктами распределяется уже не 78, а только 60 процентов выручки. Остальные 18% забирает себе АвтоВАЗ за формирование реестра акционеров. Кроме того, как стало известно корреспонденту Ъ, АвтоВАЗ, помимо 18% выручки от продажи своих акций на денежном аукционе, требует еще $700 тыс. от ГКИ на те же цели.
АЛЕКСАНДР Ъ-КОВАЛЕВ, СЕРГЕЙ Ъ-ЧИККЕР
Деприватизация
Вчера специальному корреспонденту Ъ ДМИТРИЮ Ъ-БУТРИНУ в качестве потенциального инвестора удалось ознакомиться с условиями аукциона Российского фонда федерального имущества (РФФИ) по продаже дочернего НК ЮКОС АО “Юганскнефтегаз”. Его предварительная заявка была одной из первых, зарегистрированных РФФИ, и это неудивительно. Выяснилось, что условия аукциона таковы, что либо его организаторы уже предусмотрели возможность отмены торгов, либо каждая заинтересованная сторона сможет оспорить его итоги в суде.
Открытый конкурс по продаже АО “Юганскнефтегаз” формально был объявлен РФФИ в прошлую пятницу через объявление в “Российской газете”, хотя и не без некоторых трудностей. По одной версии, из-за поздней сдачи номера, по другой — из-за внесения изменений в объявление тираж попал части подписчиков в выходные, а части — лишь в понедельник. С понедельника же в здании РФФИ, в комнате #811, начался прием граждан и представителей организаций, претендующих на основной добывающий актив ЮКОСа.
В понедельник, впрочем, подать предварительную заявку мне не удалось. Сотрудница РФФИ Елена Чудакова сразу спросила:
На тот момент я еще не представлял никакой организации и представился физическим лицом. В принципе это не должно было испугать РФФИ: в “Российской газете” четко указывалась возможность участия в торгах физлиц. Впрочем, практика оказалась сложнее теории.
— Для ознакомления с условиями конкурса вам как физическому лицу требуется только паспорт и справка из банка.
— Сорок девять миллиардов триста пятьдесят миллионов рублей. Вы сможете предоставить такую справку?
Я имею представление о размере состояний богатейших людей страны — Михаила Ходорковского (формально — еще владельца “Юганскнефтегаза”) или Романа Абрамовича, его бывшего партнера. И я уверен, что ни один из них не хранит на счете в каком-либо банке $1,7 млрд на свое имя.
Пришлось искать обходной путь на аукцион: оказалось, что, будь я представителем юридического лица, для ознакомления с условиями конкурса таковой справки с меня бы не потребовали.
Стать представителем корпоративного мира, а точнее — ООО К, мне удалось вчера. Вчера же вышел в свет бюллетень РФФИ “Реформа”, в котором детально описывались условия ознакомления с торгами.
Впрочем, попасть в комнату 811 оказалось не так просто: гардеробщица наотрез отказалась принимать пальто, поскольку я не был сотрудником РФФИ. Спустя некоторое время мне на помощь из комнаты 811 были командированы два сотрудника охраны. Один из них, показав в гардеробе некое удостоверение, убедил женщину принять верхнюю одежду. Прочитав с любопытством текст доверенности, охрана пригласила меня в лифт.
Встретившая меня Елена Чудакова была самой любезностью. Она удовлетворилась доверенностью, с которой сняла копию, паспортом и моим автографом в журнале приема посетителей. Выяснилось, что 23 ноября я был первым, кто обратился в РФФИ по поводу “Юганскнефтегаза”.
Я ожидал было предъявления мне нескольких папок и десятка анкет, однако госпожа Чудакова выдала мне лишь три отпечатанных на принтере листа бумаги. Один — бланк заявки на участие в аукционе по продаже акций АО “Юганскнефтегаз”, два других — бланк договора с РФФИ об участии в торгах.
Рассказать о торгах со стартовой ценой более, чем об этом написано в “Реформе”, госпожа Чудакова не могла. Ничего свыше того, что до 18.00 18 декабря я должен буду предоставить в РФФИ заполненные заявку и договор (можно на принтере), с десяток документов о регистрации ООО, которое я представлял, а также платежное поручение о перечислении на счет РФФИ в ОПЕРУ-1 ЦБ РФ 49,356 млрд руб. РФФИ, похоже, придется отменить выходные: 18 декабря — суббота, а сам аукцион пройдет в воскресенье, чего никогда еще не было.
Отметим, что, судя по объявлению в “Реформе” и “Российской газете”, РФФИ помимо текста заявки и договора должен был меня ознакомить с результатами оценки “Юганскнефтегаза”, а также предупредить о необходимости получить разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение контрольного пакета акций “Юганскнефтегаза”. Всего этого сделано не было.
В ЮКОСе вчера не стали комментировать условия аукциона РФФИ, поскольку считают его абсолютно незаконным и собираются оспаривать. По словам руководителя пресс-службы ЮКОСА Александра Шадрина, “можно найти 150 причин оспаривать технические детали аукциона, но мы считаем незаконным сам факт его проведения”. Впрочем, новость о дискриминации физлиц в ЮКОСе выслушали с интересом. Госпожа Чудакова называет сверхжесткие условия для физлиц “необходимостью”: иначе РФФИ не смог бы справиться с потоком любопытствующих. Стоит ли считать это нарушением закона или нет, юристы ЮКОСа пока не знают.
По итогам визита в РФФИ можно сделать вывод, что это ведомство мало рассчитывает на реальную активность инвесторов.
Так, минимальный срок получения разрешения в ФАС (если ФАС не затребует дополнительной информации) — месяц, а до аукциона осталось 26 дней. При этом протокол о подведении аукциона, имеющего, согласно тексту заявки, силу договора с РФФИ о покупке, победитель торгов должен подписать сразу же, в воскресенье 19 декабря, но по закону его нельзя подписать без разрешения ФАС.
Кроме того, учитывая, что “Юганскнефтегазу” вполне могут предъявить налоговые претензии не только за 2001-2002 годы (97,5 млрд руб.), но и, как и ЮКОСу, за 2003 год. При такой высокой стартовой цене и с такими рисками инвестор, претендующий на покупку “Юганскнефтегаза”, должен иметь абсолютно твердые гарантии того, что неожиданностей с этим активом не произойдет. Формальных поводов оспорить итоги аукциона достаточно — и риск того, что задаток в $1,7 млрд “зависнет” в ЦБ до окончания судов минимум на несколько недель, велик.
В то же время объявление аукциона несостоявшимся позволит службе судебных приставов снизить стартовую цену аукциона до $3,5-4 млрд. Это даст реальную возможность участвовать в торгах нескольким российским игрокам. Стартовая цена в $8,7 млрд позволяет участвовать в аукционе в основном иностранным крупным участникам — в этом со мной согласен, кстати, и глава Минэкономразвития Герман Греф. Среди них потенциальными игроками называют Shell и китайскую CNPC, однако официальных подтверждений об интересе к “Юганскнефтегазу” пока нет. В любом случае эти гарантии от правительства и администрации президента они должны получить в самое ближайшее время и рискуют они минимум $1,7 млрд — в случае отказа от оплаты своей победы на аукционе задаток РФФИ не возвращает.
“Таким образом, скорее всего, открытый аукцион по акциям ‘Юганскнефтегаза’ или не состоится, или победитель на нем уже известен” — к такому банальному выводу пришел я, покидая кабинет #811. Впрочем, сотрудники РФФИ, с которыми я беседовал, вряд ли в этом виноваты.
Провожать меня из комнаты #811 был командирован лишь один охранник. У подъезда почему-то пожал мне руку.