-->

Президент России. Акцизный фонд муниципального унитарного предприятия от 21.12.2001 № 178-ФЗ

Без минимально установленного уставного капитала невозможно зарегистрировать юридическое лицо. Законодательство предъявляет строгие требования к его размеру. Нарушение правил грозит ликвидацией фирмы. В статье рассмотрим, из чего складывается уставный капитал, его ключевые функции и особенности, а также разберемся, какие операции допустимы с денежными средствами общего фонда. Перед регистрацией юридического лица рекомендуем обратиться за консультацией к квалифицированному специалисту.

Общие сведения об уставном капитале

Уставный капитал — обязательная составляющая любой организации, начинающей свою деятельность. Это не только живые денежные средства, но и различное имущество, акции и иные бумаги, имеющие ценность. Уставный капитал — это минимальная сумма финансов юридического лица, которая служит гарантом, что предприятие выполнит свои обязательства перед кредиторами.

Три составляющих уставного капитала:

  • Реальные «живые» денежные средства.
  • Имущество — компьютерная техника, производственные станки и оборудование, мебель, земельные участки, недвижимость, автомобили и другие транспортные средства.
  • Ценные документы — векселя, акции.

Настоящими деньгами необходимо внести минимум 10 тысяч рублей. Остальную долю допустимо набрать с помощью ценных бумаг, интеллектуальных прав и имущества.

Уставный капитал складывается из размеров долей всех учредителей. Он влияет на объем прибыли для каждого участника процесса. Если Петренко П. Е. вложил в организацию 30 тысяч рублей, а уставный капитал составляет 120 тысяч рублей, то вкладчик сможет рассчитывать по умолчанию на ¼ прибыли компании. В учредительных документах возможно прописать иные условия выплаты дивидендов.

До недавнего времени минимальная сумма уставного капитала для любой формы юридического лица составляла всего 10 тысяч рублей. Сегодня действуют иные нормы. Законодательство устанавливает разные минимальные размеры уставного капитала для следующих форм организаций:

  • ООО (общество с ограниченной ответственностью) — 10 000 рублей;
  • публичное/непубличное акционерное общество — 100 000/10 000 рублей;
  • государственная организация — 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
  • муниципальная унитарная организация — 1000 МРОТ;
  • банк с универсальной/базовой лицензией — 1 миллиард/300 миллионов рублей;
  • предприятия по производству алкогольной продукции/водки — 10 миллионов рублей/80 миллионов рублей;
  • страховые фирмы — минимум 120 миллионов рублей. Размер определяется объектом страхования.
Росимущество:  List-Org

Имущество, ценные документы и финансовые средства передаются в общий фонд по акту приема-передачи. Предварительно они проходят оценку у независимого эксперта для определения денежного эквивалента стоимости. Затем результаты утверждаются на собрании членов фирмы.

Зачем нужен уставный капитал?

Уставный капитал — обязательное условие для начала деятельности предприятия. Его должны иметь даже «виртуальные» компании для аренды помещения, организации мест для сотрудников, покупки техники, мебели и других минимальных предметов, необходимых для работы. Обозначить суть уставного капитала в двух словах можно так — это сумма, которую учредители вложили в создание нового бизнеса.

Функции уставного капитала:

  • Ограничивать предприятие в приобретении первоначальных предметов и элементов, необходимых для начала работы.
  • Гарантировать минимальный размер выплат для кредиторов.
  • Фиксировать долю каждого учредителя для последующего распределения прибыли.

Обязательный стартовый капитал необходимо отразить в бухгалтерских документах организации. Это один из элементов, указывающих на положительную репутацию и повышающих доверие к фирме со стороны партнеров и клиентов..

Когда и как вносится уставный капитал?

Перед государственной регистрацией юридического лица все учредители на собрании определяют общий размер уставного капитала, а также вклад каждого члена. Решение должно быть отражено в уставе и в договоре о создании фирмы. Капитал после регистрации общества разрешено уменьшать, увеличивать и перепродавать другим лицам.

Каждый учредитель вносит долю в срок, который определен соглашением о создании ООО. Законодательство устанавливает максимальный временной отрезок для данного мероприятия — 4 месяца. В договоре и уставе компании участники могут прописать штрафные санкции за нарушение условий. До 2014 года действовало правило, согласно которому до регистрации компании необходимо было внести половину уставного капитала.

Каждый учредитель перечисляет свою часть в кассу ООО или на расчетный банковский счет с указанием по операции «Взнос участника за уставный капитал». Если один из членов фирмы отказался от обязательств по внесению доли, то она распределяется между остальными участниками или передается третьему лицу, которое одновременно приобретает права учредителя. Альтернативный вариант — уменьшить капитал на размер доли выбывшего участника. О подобных изменениях следует уведомить налоговую инспекцию в течение 30 дней.

Можно ли пустить денежные средства уставного капитала на нужды предприятия?

Один из главных вопросов, волнующих начинающих бизнесменов: «Можно ли расходовать денежные средства стартового капитала?». Законодательство не предъявляет требования, чтобы финансы в нужном размере всегда были на счету. Их можно смело использовать на покупку производственного оборудования, организацию рабочего места, приобретение компьютерной техники и мебели, расширение бизнеса.

Продажа имущества также не отразится негативным образом на размере общего уставного капитала. Но важно контролировать объем чистых активов на балансе. Он не может быть меньше минимального стартового капитала. Операции, совершаемые с денежными средствами из общего фонда, подлежат обязательной регистрации во внутреннем документообороте.

Распоряжение долей в уставном капитале

Учредитель может дарить, продавать, менять и передавать по наследству свою долю в ООО. Нюансы перечисленных операций прописывают члены фирмы в уставе. В любой момент участник вправе покинуть компанию и получить действительную стоимость доли. Полученные доходы облагаются налогом.

Действительная стоимость доли не идентична номинальной. Учредитель получит не тот объем денежных средств, который вложил, а часть от чистых активов, которая соответствует его доле. Если фирма не приносит прибыли, а чистые активы ушли в минус, участник при выходе из компании не получит денежной компенсации.

Увеличение и уменьшение уставного капитала

В процессе бизнес-деятельности учредители могут принять решение об увеличении уставного капитала. Подобная необходимость может возникнуть в следующих случаях:

  • Для развития предприятия необходимы дополнительные финансовые вложения. Учредители или третье лицо может внести денежные средства за долю в ООО.
  • Перепрофилирование фирмы в направление, для которого законодательством установлен больший минимальный размер стартового капитала.
  • Получение большого кредита или средств от инвесторов. Маленький объем общего фонда часто служит причиной отказа, свидетельствует о финансовой нестабильности компании.
  • Повышение имиджа предприятия и конкурентоспособности для участия в тендерах и сотрудничества с крупными партнерами.

Увеличить капитал могут новые или прежние учредители предприятия за счет внесения денежных средств или имущества. Максимальный размер суммы рассчитывается по формуле: объем чистых активов организации – (стартовый капитал + резервный фонд). Все данные определяют по последним годовым отчетным документам.

Необходимость в уменьшении уставного капитала возникает, если компания работает в убыток или один из членов решает покинуть команду. Если в течение 24 месяцев общий фонд больше, чем объем чистых активов, ООО могут ликвидировать.

Уставной капитал общества

Уставной капитал публичного и непубличного акционерного общества

Уставной капитал государственного и муниципального унитарного предприятия

Сущность и виды УК

Сформировать уставный капитал (УК) – обязанность коммерческих организаций (п. 1 ст. 66 ГК РФ, ст. 12 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ), в том числе:

  • публичных и непубличных акционерных обществ (ПАО и АО);
  • обществ с ограниченной ответственностью (ООО);
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП);
  • хозяйственных товариществ (ХТ).

Называется он в этих организациях по-разному:

  • в хозяйственных обществах (ПАО, АО, ООО) – уставный капитал;
  • в унитарных предприятиях (ГУП и МУП) – уставный фонд;
  • в ХТ – складочный капитал.

УК – это начальная сумма средств, вносимая учредителями (юридическими или физлицами, в т.ч. иностранными, или субъектами РФ), с которой в организации начинается деятельность. Решение о его величине принимает первое (учредительное) собрание собственников, и эта величина фиксируется в уставе. Учредители, внося свои средства, получают право на часть имущества юрлица, выраженную в акциях (ПАО, АО) или долях (ООО, ХТ). Собственником всего имущества унитарных предприятий является государство, его субъект или муниципальное образование, а предприятие распоряжается им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Минимально допустимый размер УК законодательно ограничен:

  • для ПАО – 100 000 руб. (ст. 26 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
  • АО и ООО – 10 000 руб. (ст. 26 закона № 208-ФЗ и п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
  • ГУП – 500 000 руб. (п. 3 ст. 12 закона № 161-ФЗ).
  • МУП – 100 000 руб (п. 3 ст. 12 закона № 161-ФЗ).

Ограничений по величине складочного капитала в ХТ закон не предусматривает.

Особенности УК

УК – часть общего капитала юрлица, с которым связано достаточно большое количество требований, закрепленных на законодательном уровне:

  • Для ГУП и МУП ограничен срок фактического формирования УК (не более 3 месяцев с даты регистрации предприятия).
  • Неполная оплата УК в ПАО, АО и ООО препятствует выплате дивидендов и выпуску облигаций. Одним из вариантов ограничения общей номинальной стоимости всех выпущенных хозобществом облигаций служит размер его УК.
  • В случае распределения между собственниками прибыли, полученной ПАО, АО или ООО, это делают в пропорции к долям их участия в УК. Иной порядок может быть установлен в ХТ.
  • Сформированный и оплаченный УК затем может быть увеличен или уменьшен в установленном порядке. Уменьшение станет возможным только после извещения об этом всех кредиторов.
  • В хозобществах и ХТ существует возможность выхода из состава участников. В том числе с возвратом стоимости внесенного вклада.
  • Собственники вкладов в ПАО, АО и ООО ответственны за убытки от хоздеятельности только в пределах сумм своих вкладов (даже если эти вклады оплачены ими не полностью) и не отвечают по иным обязательствам хозобществ. В ХТ предусмотрена дополнительная ответственность собственников по обязательствам товарищества.
  • Критичным для УК может быть его сравнение с величиной чистых активов (ЧА). Если стоимость ЧА ПАО, АО или ООО в течение 2 лет подряд не превышает УК, то УК должен быть уменьшен до величины ЧА. Если при этом ЧА станут меньше минимального размера УК, установленного законодательно, то хозобщество должно быть ликвидировано. Для ГУП и МУП это соотношение проверяется по итогам каждого прошедшего года и сразу же (при необходимости) корректируется величина УК. Если ЧА ГУП или МУП окажутся меньше минимально допустимого УК и эта ситуация не будет исправлена в течение 3 месяцев после окончания года, то предприятие подлежит ликвидации или реорганизации.

О том, как рассчитать величину ЧА, читайте в статье «Порядок расчета чистых активов по балансу – формула 2022».

Счет по учету УК и отражение в отчетности

Бухгалтерский учет уставного капитала ведется на счете 80 с аналитикой:

  • по учредителям (участникам);
  • стадиям формирования (в ПАО, АО и ХТ);
  • видам акций (в ПАО и АО).

Кредитовое сальдо по счету 80 должно быть равно размеру УК, отраженному в уставе, независимо от факта его оплаты. Первую запись по учету уставного капитала делают на дату регистрации юрлица. Последующие корректировки в учет уставного капитала попадают согласно дате регистрации изменений, вносимых в устав, в отношении размера УК.

Сальдо счета 80 отражается в разделе «Капитал и резервы» бухбаланса по строке 1310.

Первый вклад в УК

Формирование вклада в УК вновь созданного юрлица будет первой проводкой, сделанной в нем. И отразит она начисление УК в корреспонденции с задолженностью учредителей по его оплате: Дт 75 Кт 80.

Вклад может быть сделан как деньгами, так и любым другим имуществом. Конкретная форма вклада и его стоимость оговариваются в учредительном договоре. На дату фактического внесения денег или имущества погашается задолженность учредителей по вкладу в УК, что фиксируется проводками: Дт 07 (08, 10, 11, 21, 41, 50, 51, 52, 58) Кт 75. Остаток по дебету счета 75 покажет сумму неоплаченного УК. На счете 80 в учете уставного капитала его неоплаченная часть отдельно обычно не отражается.

Поступления, являющиеся вкладом в УК, не учитываются в базе по прибыли у получателя (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Оценка вклада имуществом

Самый простой вариант оплаты вклада – деньгами, в том числе валютой (для иностранных учредителей). Это связано с тем, что оценка имущественного вклада в бухгалтерском и налоговом учетах сильно различается.

В бухучете имущество, вносимое в УК, принимается по его согласованной в учредительном договоре стоимости. На это указано в текстах ПБУ:

  • по ОС – в п. 9 ПБУ 6/ 01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н;
  • по НМА – в п. 11 ПБУ 14/2007, утвержденного приказом Минфина России 27.12.2007 № 153н;
  • по финвложениям – в п. 12 ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н.

Важно! Порядок оценки МПЗ при взносе в УК с 2021 года изменился. Теперь он основывается на ФСБУ 5/2019. Подробно о новых правилах учета читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

В налоговом учете получаемое как вклад в УК имущество отражается по его налоговой стоимости (в т.ч. остаточной налоговой стоимости для амортизируемого имущества), определенной по учетным сведениям стороны, передающей это имущество (подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ). Также в стоимость можно включить допрасходы, если они указаны в учредительном договоре как вклад в УК. При отсутствии документального подтверждения этой стоимости ее считают равной 0. Имущество, вносимое во вклад физлицом или иностранной организацией, должно иметь стоимость не выше рыночной, что необходимо подтвердить путем независимой оценки (подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ).

Эти различия, как правило, влекут за собой разницу в бухгалтерской и налоговой стоимости имущества, внесенного в УК, и, как следствие, величине амортизации по амортизируемому имуществу.

Увеличение УК

УК можно увеличить в случае:

  • изменения организационно-правовой формы юрлица или вида деятельности до требующих большей величины УК;
  • принятия решения собственников об этом.

Увеличение становится возможным только при полной оплате первоначально сформированного УК и регистрации изменений по величине УК в уставе. ПАО и АО, уже разместившим все объявленные в УК акции, после осуществления регистрации изменений, внесенных в устав, придется в течение 3 месяцев со дня принятия решения об увеличении УК зарегистрировать допэмиссию или конвертацию акций в ФСФР, а затем в ФНС.

Увеличение возможно следующими путями (с соответствующими бухгалтерскими проводками):

  • Прием нового участника и увеличение УК на его долю (в ООО и ХТ): Дт 75 Кт 80.
  • Внесение допвкладов прежними участниками (в ООО, ГУП, МУП, ХТ): Дт 75 Кт 80.
  • Увеличение доли за счет нераспределенной прибыли или добавочного капитала (в ООО, ГУП, МУП, ХТ): Дт 83, 84 Кт 80.
  • Допэмиссия акций того же номинала за счет допвкладов акционеров или иных лиц (в ПАО и АО): Дт 50 (51, 52, 70, 75) Кт 80.
  • Увеличение номинала акций за счет нераспределенной прибыли или добавочного капитала (в ПАО и АО): Дт 83 (84) Кт 80. В этом случае происходит замена акций одного номинала на акции другой номинальной стоимости.

С суммы увеличения доли физлица за счет прибыли надлежит удержать НДФЛ (письмо Минфина России от 21.02.2013 № 03-04-05/4-117). Если УК возрастает за счет переоценки УК или в результате реорганизации юрлица, то такой доход у физлиц облагаться налогом не будет (п. 19 ст. 217 НК РФ).

У участников (акционеров) – юридических лиц при увеличении их вклада в УК дохода, подпадающего под налог на прибыль, не образуется (подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, постановление ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 № А65-11409/2006).

Уменьшение УК

Уменьшение УК может понадобиться:

  • При изменении организационно-правовой формы юрлица на ту, при которой допустима меньшая величина УК.
  • Принятии решения собственников об этом.
  • Наличии непроданных в течение года акций или долей, выкупленных ПАО, АО или ООО. Учет таких акций (долей) ведется на счете 81. При выкупе их обществом возникает проводка Дт 81 Кт 50, 51, 52, 75.
  • Ситуации, когда величина ЧА 2 года подряд (для ПАО, АО или ООО) или по итогам прошедшего года (для ГУП и МУП) оказывается меньше величины УК.
  • Невозможности выплаты выбывающему участнику ООО реальной стоимости его доли из-за недостаточности для этого разницы между ЧА и УК.

Нельзя уменьшить УК, если в результате этого он окажется меньше его минимально возможной величины на день:

  • представления документов на регистрацию изменений по величине УК в уставе, если решение об уменьшении является инициативой собственников;
  • регистрации юрлица, если необходимость уменьшения УК вызвана требованиями законодательства.

Обязательными предварительными условиями уменьшения УК являются информирование об этом ИФНС и двукратная (в течение месяца) публикация этой информации для оповещения кредиторов, у которых в такой ситуации возникает право досрочного требования оплаты долга. ПАО и АО должны зарегистрировать в ФСФР конвертацию акций или погашение части их количества.

Важным моментом при добровольном уменьшении УК является контроль за тем, чтобы в результате него ЧА не оказались меньше УК.

Уменьшение осуществляется следующими способами (с соответствующими бухгалтерскими проводками):

  • Выбытие участника и уменьшение УК на его долю (в ООО и ХТ): Дт 81 Кт 75 (в ООО, где фактически происходит выкуп доли) или Дт 80 Кт 75 (в ХТ, где просто уменьшается складочный капитал).
  • Уменьшение существующих долей с возвратом части их суммы участникам (в ООО, ГУП, МУП, ХТ): Дт 80 Кт 75.
  • Уменьшение существующих долей с увеличением суммы нераспределенной прибыли (в ООО, ГУП, МУП, ХТ): Дт 80 Кт 84.
  • Уменьшение УК на стоимость не проданных в течение года после выкупа обществом акций или долей (в ПАО, АО, ООО): Дт 80 Кт 81.
  • Сокращение количества находящихся в обращении акций за счет их выкупа (в ПАО и АО): Дт 81 Кт 50 (51, 52, 75). И последующая их ликвидация: Дт 80 Кт 81.
  • Уменьшение номинала акций с возвратом разницы акционерам (в ПАО и АО): Дт 80 Кт 75. При этом, так же как и при увеличении номинала, осуществляется замена акций.
  • Уменьшение номинала акций с увеличением суммы нераспределенной прибыли (в ПАО и АО): Дт 80 Кт 84. Акции также заменяют на аналогичные документы с другим номиналом.

Размер выплачиваемой участникам и акционерам разницы в величине вклада должен быть не больше той суммы, на которую уменьшают УК. Такую выплату нельзя сделать, когда:

  • УК не оплачен;
  • у юрлица имеются признаки банкротства;
  • не выплачены или выплачены не полностью дивиденды, уже объявленные обществом;
  • не выкуплены доли или акции, в отношении которых есть требование об их выкупе.

Принимая решение об уменьшении УК в добровольном порядке, участники (акционеры) могут одновременно решить, что сумма уменьшения им выплачена не будет. Тогда у юрлица, уменьшающего УК, возникнет доход, и в проводках по начислению задолженности перед участниками (Дт 80 Кт 75) счет 75 заменится на 91.

Возможен также вариант отказа участников (акционеров) от получения причитающихся им сумм уменьшения УК после того, как они им начислены. В этом случае после проводки Дт 80 Кт 75 будет сделана проводка Дт 75 Кт 91 в отношении лиц, отказавшихся от получения начисленных выплат. В части этих сумм у юрлица, уменьшающего УК, также появится доход.

Налоговые последствия уменьшения УК для разных налоговых режимов подробно описаны в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал.

Итоги

Учет уставного капитала с точки зрения бухгалтерских проводок не сложен. Проблему составляют скорее все сопутствующие ему обстоятельства, которые могут существенно повлиять на конечный результат, появившийся в бухучете.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               11 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации                                    30 октября 2002 года

(В редакции федеральных законов от 08. 2003 № 169-ФЗ, от 18. 2006 № 231-ФЗ, от 24. 2007 № 212-ФЗ, от 01. 2007 № 318-ФЗ, от 02. 2010 № 152-ФЗ, от 18. 2011 № 220-ФЗ, от 19. 2011 № 246-ФЗ, от 06. 2011 № 291-ФЗ, от 30. 2011 № 362-ФЗ, от 03. 2012 № 240-ФЗ, от 02. 2013 № 188-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 05. 2014 № 99-ФЗ, от 04. 2014 № 337-ФЗ, от 13. 2015 № 216-ФЗ, от 23. 2015 № 312-ФЗ, от 23. 2016 № 149-ФЗ, от 18. 2017 № 177-ФЗ, от 29. 2017 № 267-ФЗ, от 29. 2017 № 470-ФЗ, от 03. 2018 № 322-ФЗ, от 28. 2018 № 452-ФЗ, от 02. 2019 № 394-ФЗ, от 27. 2019 № 469-ФЗ, от 27. 2019 № 485-ФЗ, от 31. 2020 № 294-ФЗ, от 23. 2020 № 378-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 02. 2021 № 352-ФЗ, от 30. 2021 № 436-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также – унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е.Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 241 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения

1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное государственное предприятие”, “государственное предприятие” или “муниципальное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное казенное предприятие”, “казенное предприятие” или “муниципальное казенное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.

3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях

1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья 8. Учреждение унитарного предприятия

1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

11. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или органами публичной власти федеральной территории в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 240-ФЗ)

3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему реше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *