-->

Межведомственный портал по управлению государственными активами

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном (муниципальном) секторе экономики.

Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:

1. Стратегические цели:

– Защита интересов общества и безопасности государства

– Обеспечения сохранности, рационального использования, капитализации государственного (муниципального) имущества;

– Повышение доходности от использования государственного и муниципального имущества (рост национального богатства);

– Сокращение расходов на содержание государственного и муниципального имущества (оптимизация платежного баланса).

– Решение социальных задач связанных с использованием имущества (повышение благосостояния населения; увеличение занятости; снижение темпов инфляции).

2. Тактические цели:

– увеличение доходов соответствующих бюджетов на основе эффективного управления государственной и муниципальной собственностью;

– оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

– вовлечение максимального количества объектов государственной (муниципальной) собственности в процесс совершенствования управления;

– использование государственных (муниципальных) активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

– повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей государственные (муниципальные) органам исполнительной власти решают следующие задачи:

– полная инвентаризация объектов государственной (муниципальной) собственности,

– разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

– повышение эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

– классификация объектов государственной (муниципальной) собственности по признакам, определяющим специфику управления;

– оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

– определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

– обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

– обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного (муниципального) имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

– обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Указанные задачи являются приоритетными для всех государственных (муниципальных) органов исполнительной власти.

В основу деятельности органов власти положены следующие принципы управления государственным (муниципальным) имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

– Единство управления на всех уровнях.

– Разграничения полномочий между субъектами управления.

– Подотчетности, подконтрольности, самостоятельности, эффективности, достоверности, платности, конкурентности.

Кроме общих принципов существуют принципы управления:

– Определение цели управления.

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект. Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

– Выбор способа достижения цели.

Государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, в большинстве случаев не может и не должно определять способы достижения цели, то есть детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.

Способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным (муниципальным) органом. Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.

– Построение системы управления.

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

– Обеспечение эффективности управления.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.

– Обеспечение профессионализма управления.

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.

Управление государственной и муниципальной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, как владеть, пользовать и распоряжаться этими объектами.

Управление государственной собственностью определяется как совокупность различных отношений между этими субъектами (работниками и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов имеющейся собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

При управлении государственной собственностью, как и любым сложным объектом, должен быть задействован комплексный подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.

Причины управления государственной собственностью включают:

· целеполагание. Оно предполагает разработку целей государственного управления на всех ее уровнях и направлениях. Это должна быть система взаимосвязанных целей, различающихся во времени и постоянно корректируемых согласно с меняющимися условиями;

· научность управления;

· ответственность субъектов управления государственной собственности за результаты ее функционирования;

· комплексное управление, обеспечивающее единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур;

· постоянное совершенствование управления;

· профессионализм управления;

· эффективность управления.

Способы управления государственной собственностью:

а) на базе объектов управления:

– посредством имеющегося законодательства;

– через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;

– через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации;

б) по управленческим действиям:

– учетно-регистрационная деятельность государства;

– порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);

– управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;

– решения о приватизации и национализации;

– порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

в) в зависимости от временной направленности:

– оперативное, или текущее, управление;

– перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.

В процессе управления государственной собственностью осуществляется пять главных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль.

Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).

Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.

Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне.

Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач.

Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям.

Согласно Конституции государственная власть в РФ организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета.

При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти – отправление правосудия.

Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

В целях обеспечения управления государственной собственностью правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

Целями управления государственной собственностью является достижение конкретных целей, поставленных перед государственным аппаратом управления. Если, например, эта цель заключается в создании частной собственности, то управление государственной собственностью сводится к ее приватизации в установленные сроки и по установленным правилам. Если эта цель состоит в увеличении доходов государственного бюджета, то управление государственной собственностью должно быть направлено на увеличение ее прибыльности или, наоборот, распродажу по наиболее высоким ценам. Если цель – увеличение регулирования рынка, то управление государственной собственностью сосредотачивается на воздействии на рынок в заданном направлении и т.д.

В условиях рынка стратегический подход к управлению собственностью приобретает исключительно важное значение. Стратегический подход охватывает не только такие сферы деятельности предприятия, как финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению имуществом.

Управление имуществом – это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.

Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и функционированию этой операционной деятельности.

Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказала теория и практика оценок стоимости имущества. Понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки – получить значение конкретного вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она нужна для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако, неверно думать, что для управления имуществом нужна только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, – важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.

С развитием рыночных отношений расширился набор методов управления имуществом. Наряду с традиционными методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.

Межведомственный портал по управлению государственной собственностью

Подборка наиболее важных документов по запросу Межведомственный портал по управлению государственной собственностью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Росимущество:  В Камчатском крае и ТУ Росимущества зарегистрированы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *