Требования к участникам закупки по 44-ФЗ — это условия, установленные российским законодательством о контрактной системе и иными нормативно-правовыми актами и позволяющие подрядчикам участвовать в тендерах. Они установлены ст. 31 закона о закупках. В связи с изменением экономической ситуации, законодатель внес ряд поправок, связанных с такими требованиями. Последняя редакция ст. 31 44-ФЗ более детально регулирует порядок определения поставщика.
Новые обязательные требования по 44-ФЗ
Поставщиками, подрядчиками, исполнителями по 44-ФЗ являются любые физические лица, в том числе ИП или самозанятые, юридические лица, за исключением офшорных компаний и лиц, признанных иностранными агентами. Статья 31 закона устанавливает к ним такие единые требования:
Новацией является требование об отсутствии участника торгов в реестре иноагентов. Закон определяет иноагента как лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены федеральным законом. Такие физические и юридические лица не имеют права участвовать в закупках, поэтому заказчик обязан проверить участника на предмет его отсутствия в соответствующем реестре.
Соответствие единым требованиям подтверждается декларацией, которая предоставляется в составе заявки или в составе предварительного предложения для единственного поставщика в электронной форме с использованием электронной площадки. Закон о контрактной системе по-прежнему не устанавливает правил по оформлению документа, ключевое правило — подтвердить соответствие поставщика предписаниям закона № 44. Декларацию составляют в произвольной форме.
Если предметом контракта является выполнение работ, подлежащих лицензированию, заказчик устанавливает условие о наличии той или иной лицензии. Предоставление самой лицензии не требуется. Участник, при наличии соответствующего требования, предоставляет в составе документации сведения о действующей лицензии. В данном случае непредоставление сведений о наличии лицензии является поводом для отклонения заявки. Однако нельзя устанавливать требование к сроку действия лицензии (письмо Минфина России от 12.09.2017 № 24-03-06/58653). Наличие лицензии не обязательно, если лицензируемые работы не являются самостоятельным объектом закупки (Обзор судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, утв. президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Внимательно изучите тендерную документацию, чтобы понять, что прикладывать по п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ, к таким требованиям относят наличие аккредитации либо условие о членстве организации в СРО. Выписка СРО — это документ, который подтверждает, что компания или ИП являются членами СРО. Работы по капитальному ремонту, строительству, реконструкции, сносу объектов, проведению инженерных изысканий, проектированию вправе проводить подрядчики, которые включены в реестр членов саморегулируемых организаций. Об этом сказано в части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса.
Выписка СРО не потребуется при подписании государственного контракта на сумму менее 3 миллионов рублей, а при сносе объектов капстроительства — 1 миллиона рублей. В СРО не обязаны вступать МУП, ГУП, коммерческие компании, если более половины их собственности принадлежит муниципальным или государственным органам, публично-правовым образованиям.
Обратите внимание, что по новым правилам, участник процедуры не предоставляет выписку из реестра СРО, такую информацию заказчик запрашивает самостоятельно. Заказчики не вправе требовать от участников подтверждать членство в СРО документами при закупке работ по изысканиям и проектированию, строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства.
Информации из единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах достаточно, чтобы подтвердить, отвечает ли участник условиям закупки. Если данных о нем нет в реестре, заявку отклоняют за несоответствие требованиям извещения.
Новые правила для проверки поставщиков на соответствие дополнительным требованиям
В соответствии с внесенными изменениями, теперь госзаказчикам придется проверять, не привлекались ли поставщики к ответственности по антикоррупционным правонарушениям по 19.28 КоАП. Эти меры направлены на недопущение к торгам юрлиц, которые нарушили антикоррупционное законодательство в течение 2 лет до момента подачи заявки на участие в тендере. ЕИС автоматически формирует информацию о привлечении юрлиц к административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства. Чтобы ознакомиться с такой информацией, зайдите на сайте госзакупок в раздел «Документы».
Скачиваем актуальный перечень участников, привлеченных к административной ответственности.
Кроме того, заказчик вправе установить требование к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, имеется в виду условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков. Такой реестр размещен в ЕИС и содержит сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта.
Если закупочной документацией установлено требование об отсутствии сведений в РНП в отношении участников закупки, проверьте участника, следуя простой инструкции:
1. На сайте ЕИС зайдите во вкладку «Все разделы».
2. В разделе «Контроль и аудит» найдете интересующий вас реестр.
Если говорить о дополнительных условиях для участников тендера, то правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. К таким требованиям к участникам закупок, в соответствии с ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ, законодатель относит наличие:
Законодатель устанавливает еще одно дополнительное требование к участникам закупки по 44-ФЗ, оно связано с начальной (максимальной) ценой контракта. Если НМЦК составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик вправе запросить информацию об исполнении участником торгов в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с 223-ФЗ, при условии исполнения таким участником закупки условия об уплате неустоек (штрафов, пеней). Стоимость исполненных обязательств по таким контрактам, договорам должна составлять не менее 20% НМЦК. Такое условие установлено ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ и подтверждается участником посредством предоставления следующей информации или документов:
Условия по 223-ФЗ
Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юрлиц. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах узнают из положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Положение обязательно публикуется в ЕИС.
Несмотря на то, что законом о закупках отдельными видами юрлиц четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном положении и в документации тендера. Одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых условий к исполнителям.
Кроме этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.
Добровольная сертификация
Квалификация участников закупок — это четкий перечень критериев, по которым осуществляется оценка стабильности работы компании и подтверждается ее благонадежность. Действующее закупочное законодательство не предусматривает обязательного наличия у участника процедуры какого-либо сертификата соответствия. Однако, в случаях проведения масштабной закупки, заказчик вправе запросить допуск соответствия требованиям договорных нормативов, в таком случае наличие сертификата является обязательным условием для участия в торгах.
Сертификат о соответствии компании стандартам закупочных процедур — документ, оформляемый после проверки фирмы уполномоченным органом. Орган, осуществляющий такую сертификацию, обязан пройти аккредитацию в Росаккредитации. После прохождения проверки подтверждается, что предприятие соответствует запросам заказчика.
Документ, подтверждающий квалификацию участника закупки, оформляется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании». Его назначение — снижение потенциальных рисков безопасности и качества работ, товаров и услуг. Официальное подтверждение благонадежности гарантирует, что соискатель прошел необходимую аккредитацию, оформил нужные лицензии и внедрил в работу эффективную систему менеджмента качества. В ходе проверки производится оценка того, соответствует ли деятельность фирмы содержанию закона 44-ФЗ, соблюдает ли она установленные договором сроки и какова ее деловая репутация.
Участником закупки может стать любое юридическое лицо, ИП и самозанятый гражданин. К каждому из указанных лиц закон предъявляет определенные требования, которым он обязан соответствовать. Однако законом предусмотрены некоторые ограничения. Закупочная комиссия обязана проверить участников закупки на предмет соответствия требованиям единым и дополнительным.
Какие требования предъявляет 44-ФЗ
Их перечень и порядок применения регламентированы ст. 31 ФЗ № 44. Эти нормы касаются всех поставщиков без исключения. В этой же статье определено, кто проверяет соответствие участников закупки требованиям, которые установил заказчик, — закупочная комиссия. Законодательством предусмотрены единые (общие) и дополнительные требования. Единые устанавливаются при конкурентных закупках и в определенных ч. 1 ст. 31 44-ФЗ случаях, при закупке у единственного поставщика. По общему правилу дополнительные критерии предъявляются в закупках с НМЦК более 20 миллионов рублей и в случае закупки определенных видов ТРУ.
Заказчик по собственной инициативе вправе установить требование об отсутствии сведений в РНП. Это необязательно, но избавит заказчика от недобросовестных поставщиков. Если такой критерий установлен, то заказчиком самостоятельно проверяется как соответствие требованию отсутствие сведений в РНП по 44-ФЗ. Требовать представление каких-либо подтверждающих документов от исполнителя заказчик не вправе. Заявки от организаций, которые входят в РНП, возвращаются или отстраняются.
Проверка проходит в автоматическом режиме, если заказчик установил такое требование при размещении тендера. Сотрудники заказчика, которые рассматривают заявки, размещают протоколы рассмотрения заявок, производят проверку с помощью функционала единой информационной системы.
Если выяснится, что организация необходимым условиям не отвечает либо предоставила недостоверную информацию, то заказчик обязан отстранить ее от участия в процедуре или отказать в заключении контракта. Нормами действующего законодательства прямо предусмотрено, кто проверяет участника закупки на РНП: 44-ФЗ говорит о том, что это заказчик. Здесь его прямая обязанность.
Участвовать в закупке не вправе офшорные компании и компании, признанные иноагентами. Таким образом, в широком смысле проверка сведений, содержащихся в документах на их соответствие установленным требованиям, это процедура, проводимая комиссией в целях проверки достоверности информации в представленных поставщиком документах.
Рассмотрим подробнее каждое требование.
Соответствие требованиям, установленным законодательством, к поставщикам товаров, работ или услуг (п. 1 ч
Здесь речь идет о наличии у поставщика определенных документов, которые необходимы для выполнения тех или иных видов работ (услуг), являющихся предметом сделки, например:
Членство организации в СРО и действительность свидетельства о допуске к определенному виду работ проверяют несколькими путями:
Инструкция, как проверить участника закупки в СРО с помощью сервиса «НОСТРОЙ»:
Шаг 1. Зайти на главную страницу сайта НОРСТРОЙ.
Шаг 2. Перейти на вкладку «Единый реестр членов СРО».
Шаг 3. Вбить в строку поиска данные организации и нажать кнопку «Поиск».
Шаг 4. Выбрать в результатах поиска нужную компанию и открыть информацию об организации, нажав на ее название.
В том случае, если по условиям закупки участник обязан состоять в СРО, первое, что нужно проверить у поставщика по 44-ФЗ, это наличие его членства в саморегулируемой организации.
Непроведение ликвидации (п. 3 ч
Это касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также должно отсутствовать судебное решение о признании поставщика банкротом, об открытии конкурсного производства. Возможность проверить статус организации предоставлена бесплатно на портале «Вестник государственной регистрации». Выписки из этой базы имеют юридическую силу.
Неприостановление деятельности (п. 4 ч
У организации должны отсутствовать административные правонарушения, из-за которых суд приостановил ее работу на дату подачи заявки. Единого источника, где проверяют такую информацию, нет. Заказчик запрашивает данные:
Отсутствие задолженности по налогам и сборам (п. 5 ч
Недоимки должны отсутствовать за календарный год, предшествующий дате подачи заявки, и закупочная комиссия проверяет участников закупки на предмет соответствия таким критериям. Ее размер не превышает 25 % балансовой стоимости активов участника. Поставщик, который подал заявление об обжаловании этих сумм и не получил ответа, соответствует этому требованию. Для подтверждения комиссия запрашивает справку из ФНС, разрешено обратиться к реестру ФССП.
Отсутствие судимости за экономические преступления (п. 7 ч
Требование распространяется непосредственно на участника (физлицо) либо на его руководителей и главного бухгалтера (для организаций). Необходимо, чтобы эти лица не были дисквалифицированы, правомочны занимать должности и заниматься деятельностью, связанной с предметом контракта. А в течение двух лет до момента подачи заявки поставщик не привлекался бы к ответственности за взятки, незаконную предпринимательскую деятельность.
Процедура проверки регламентирована Приказом МВД № 660 от 27.09.2019 (получение справки об отсутствии судимости).
Следует отметить, что в настоящее время оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию на запрет участия в закупках по указанным основаниям. Операторы информируют заказчиков о фактах привлечения участников к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, размещен на официальном сайте ЕИС.
Таким образом, ответ на вопрос, обязана ли комиссия по закупкам проверять поставщика на незаконное вознаграждение, — да, должна. Это ее прямая обязанность.
Наличие прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 8 ч
Правило применимо, если в результате заключения контракта покупатель приобретает права на такие результаты. Сюда же относится создание произведения искусства (литературы), прокат национального фильма.
Комиссия проверяет подлинность патентов, представленных исполнителем в составе заявки. Подтверждают наличие прав бухгалтерские и технические документы, нотариальные копии бумаг (для литературы).
Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч
Между должностными лицами заказчика и поставщика не должно быть родственных связей. Минтрудом разработаны методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности, приводящей к конфликту интересов при проведении закупки. Методические рекомендации, кроме всего прочего, определяют:
Методика содержит рекомендуемый образец декларации о возможной личной заинтересованности, которую заполняют сотрудники, занимающиеся закупками.
Данные сотрудника, указанные в декларации, являются конфиденциальными и не подлежат раскрытию третьим лицам.
Для заказчиков, которые находятся на государственной (гражданской) службе, действуют специальные правила по конфликту интересов. Эксперты КонсультантПлюс подготовили готовое решение.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.
Участник не является офшорной компанией (п. 10 ч
Еще один единый критерий — то, что участник закупки не является офшорной компанией, которая зарегистрирована в государстве или на территории с льготным налоговым режимом. Список таких мест утвержден Приказом Минфина № 108н от 13.11.2007. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект № 301948-8, который уточнит единые требования к офшорным компаниям. Планируется, что запрет не коснется юрлиц, в состав которых входят офшорные компании. Допустимую долю участия таких компаний планируют увеличить с 10 до 25 %.
При расчете допустимой доли предложили не учитывать:
Законопроект вступит в силу с момента его официального опубликования.
Иностранные агенты (п. 1 ч
Иноагенты не вправе участвовать в закупках. Под иностранными агентами закон понимает признанное в установленном порядке юридическое или физическое лицо, общественные либо иные организации, получающие поддержку или находящиеся под иностранным влиянием. Статус приобретается со дня, следующего за днем размещения информации на сайте Минюста в реестре иностранных агентов. На сегодняшний день в реестре содержится 584 позиции. Поиск осуществляется по ФИО, ИНН организации, основанию внесения в реестр.
Следует отметить, что ПП № 851 от 11.05.2022 утвержден перечень юридических лиц и организаций, осуществляющих деятельность в области военно-технического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры. Постановление устанавливает запрет органам государственной власти различных уровней совершать в отношении организаций, внесенных в перечни, следующие юридически значимые действия:
Отсутствие ограничений для участия в тендере (п. 11 ч
В законе нет уточнения, о каких ограничениях идет речь. Предполагаем, что дело касается любых ограничений, которые накладываются на участников нормативными актами, Правительством РФ (санкции, национальный режим и т.п.).
Способ контроля — на усмотрение заказчика.
Еще по теме:
Часть 2
Кроме установленных ч.1 статьи 31 Закона о контрактной системе единых требований, в соответствии с частью 2.1 ст.31 Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.
Кроме этого, в соответствии с частью 2 статьи 31 Правительство РФ вправе установить дополнительные квалификационные требования в том случае, если закупаются товары, работы, услуги по результатам конкурсов открытых или закрытых, а также конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных и также конкурса аукциона.
Какие квалификационные требования могут быть установлены
По отношению требований части 2 статьи 31 во исполнение этой нормы принято Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99, в соответствии с которым устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с Постановлением №99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению №1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждаются документами, предусмотренными в этом приложении.
Кроме этих требований, в Постановлении №99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению №2 и документы, которыми такое соответствие необходимо подтверждать.
Рассмотрим в качестве примеров несколько случаев установления дополнительных требований по Постановлению № 99.
Реставрация музейных предметов
При закупке работ по проведению реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда РФ, дополнительными требованиями установлены:
Также установлены документы, которые будут подтверждать соответствие дополнительным требованиям:
Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Работы по строительству и реконструкции
При закупке работ по строительству, реконструкции, за исключением линейного объекта если начальная максимальная цена или цена лота для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей, для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд — 5 млн рублей.
Постановлением №99 устанавливается следующее требование.
Необходимо подтверждение опыта за последние 5 лет до даты подачи заявки. Достаточно одного контракта или договора на работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта.
Стоимость исполнительного контракта или договора составляет не менее:
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
Услуги по организованной перевозке групп детей
Если закупается такая услуга, заказчик будет устанавливать требование, в соответствии с которым необходимо подтвердить наличие права собственности или иного законного основания на автобус.
При этом с 1 июля 2021 года будут действовать ограничения — год выпуска такого автобуса должен быть не более чем 10 лет.
Такие автобусы должны соответствовать по конструкции и назначению техническим требованиям к осуществлению перевозок пассажиров. Также с мая 2021 года по оснащению должна применяться навигация Глонасс.
Определение кадастровой стоимости
Для кадастровой оценки, согласно Приложению к пункту 2 Постановления №99, установлены следующие требования:
Предоставление и проверка документов при закупке с дополнительными требованиями
Законом о контрактной системе предусмотрены особенности предоставления и проверки документов по ч.2-2.1 ст.31.
В соответствии с ч.12 статьи 24.2 с целью обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров и услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч.1 ч.2 и 2.1 статьи 31, участники закупки, аккредитованные на ЭП, направляют оператору этой ЭП в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные Постановлением №99.
При закупке с дополнительными требованиями участники, которые не загрузили документы по дополнительным требованиям на ЭП, подать свою заявку не смогут. Такое ограничение установлено в п.30 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 №656.
Такой порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участников закупки утвержден для обмена, предоставления документов и для подтверждения соответствия дополнительным требованиям.
Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки
Порядок взаимодействия оператора ЭП и участника закупки регулирует Постановление Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202.
Согласно документу, чтобы участвовать в закупке с дополнительными требованиями, участник закупки формирует на электронной площадке и подписывает электронной подписью следующие сведения:
Оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы на предмет соответствия трем требованиям:
В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения этих документов, оператор электронной площадки должен принять решение.
Решение об отказе будет принято только в том случае, если документы не соответствуют нормативам, которые установлены непосредственно в 31 статье в 99 Постановлении, либо был нарушен порядок предоставления таких документов.
Далее оператор ЭП направляет участнику уведомление о размещении или отказе в течение часа с момента, когда принял решение. Если участник закупки исправляет указанные нарушения, то он вправе заново отправить документы и пройти проверку.
Ответственность за недостоверность информации и документов, которые будет проверять оператор электронной площадки для внесения в реестр участников закупки, несет участник закупки.
Проверяет соответствие участников закупки дополнительным требованиям не только оператор электронной площадки, но и комиссия заказчика по осуществлению закупок, когда оператор ЭП выгрузит документы непосредственно заказчику.
Требования к участнику закупки по 223-ФЗ
Если участник работает в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то существуют отличия от 44-ФЗ в части того, какие требования устанавливаются к участнику закупки и каким образом они регламентируются.
Также отличия заключаются в том, что по Закону о контрактной системе участник закупки может являться юридическим лицом, ИП или физлицом, а по 223-ФЗ участниками закупки могут быть несколько юридических лиц, физлиц или ИП, выступающих на стороне одного участника (так называемые коллективные участники).
При этом сам закон 223-ФЗ декларирует принцип об отсутствии ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Непосредственно в Законе 223-ФЗ установлено только одно требование к участникам закупки, которое заказчик не обязан, а вправе указать. Это требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется по 223-ФЗ и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Иные требования к участникам закупки заказчик, в соответствии с ч.6 статьи 3 Закона №223-ФЗ, определяет самостоятельно в документации о конкурентной закупке, в частности, в Положении о закупке. При этом не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в документации.
Таким образом, у заказчиков, которые осуществляют закупки по 223-ФЗ присутствует свобода по установлению собственных требований к участнику закупки.
При этом есть сложившаяся административная практика относительно того, какие требования Антимонопольная федеральная служба считает неправомерными — это:
Антимонопольная служба считает неправомерным требование предоставить на стадии рассмотрения заявок документов, подтверждающих соответствие товара, которыми участник закупочной процедуры не может обладать, не приобретая соответствующий товар (паспорт качества, инструкция по эксплуатации и т.д.).
Также считается неправомерным требование об установлении в составе заявки перечня документов по субподрядчикам и порядок их привлечения.
Это только административная практика, в самом законе перечень требований не установлен.
Обратите внимание — с 1 апреля 2021 года при осуществлении закупок в рамках Закона 223-ФЗ, которые проводятся только для субъектов малого и среднего предпринимательства, участники в составе заявки должны предоставлять Декларацию о соответствии требованиям к участникам закупки, которые закреплены в 223-ФЗ и по своему содержанию аналогичны предусмотренным статьей 31 Закона о контрактной системе.
Часть 1
К участникам закупки по Закону о контрактной системе устанавливаются требования, которые выступают как средства защиты от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Рассмотрим, в чем заключаются эти требования и каким образом заказчик должен их исполнять и им соответствовать.
В соответствии ч.1 ст.31 заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки при осуществлении всех конкурентных закупок. Обратите внимание — нет конкретизации об установлении требований при осуществлении только конкурентной закупки, но, учитывается, что информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки, в документации.
В соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе установление единых требований к участникам закупки является для заказчика обязательным. Также обязательными к применению являются установленные Постановлением Правительства РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 дополнительных требований к участникам закупок.
Участникам закупки устанавливаются единые требования и дополнительные требования.
Единственное требование, которое заказчик может применять по своему усмотрению, это требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, установленное ч.1.1 ст.31.
С 1 июля 2021 года в ч.1.1 ст.31 «Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков» вступают в силу существенные изменения. В порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков внесено уточнение, касающееся информации об учредителях участника закупки — наряду с самим участником закупки вносится в РНП.
Теперь учредители вносятся в РНП только, если это учредитель унитарного юридического лица.
В отношении остальных участников закупки с 1 июля 2021 года будут вноситься сведения об управляющем, управляющей компании, в случае передачи полномочия единоличного исполнительного органа. Кроме этого, об участниках корпоративного юрлица, способных оказывать влияния на деятельность участника закупки или на деятельность контрагента по контракту.
Требования, установление которых является обязательным — это пункты 1-11 ч.1 ст.31 — можно условно разделить на две группы:
Рассмотрим, что из себя представляет требование, которое устанавливается к участникам исходя из специфики объекта закупки.
Если мы обратимся к нормам ГК РФ, то в ст.49 установлено:
Если в законодательстве РФ объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении закупки обязан установить требования к участникам о наличии соответствующей лицензии.
Также от специфики объекта закупки зависит и установление требования согласно п.8 части 1 статьи 31 — обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты. Исключением являются случаи заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Еще одним примером установления требований, связанных со спецификой объекта закупки, помимо лицензирования, является требование о членстве саморегулируемой организации.
К законам, предусматривающим обязательность членства в СРО по отдельным видам деятельности, относятся:
Рассмотрим требования, которые устанавливаются ко всем участникам закупки без привязки к объекту закупки:
В соответствии с п.7.1 части 1 статьи 31 участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (незаконное вознаграждение).
С 1 января 2021 года такая информация выгружается с сайта Генеральной прокуратуры в ЕИС, проверка на соответствие данного пункта осуществляется в автоматическом режиме.
Законом о контрактной системе установлено требование об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов (п.9 части 1 статьи 31).
Конфликт интересов
Кто такие выгодоприобретатели с точки зрения применения нормы по конфликту интересов
В Законе о контрактной системе также предусмотрены механизмы урегулирования конфликта интересов, включающие в себя определенные ограничения (запреты) в отношении и по взаимоотношениям следующих лиц.
Под запрет попадает личная заинтересованность в результатах закупки, получение выгоды прямо или косвенно, все родственные связи между заказчиком, участником закупки, экспертами и должностными лицами экспертных организаций, а также имущественные интересы, если таковые возникают.
Урегулирование конфликта интересов
Для урегулирования конфликта интересов Законом о контрактной системе предусмотрено время реагирования и определенные правовые последствия. Заказчик обязан осуществить замену в составе комиссии лиц, прямо или косвенно (через третье лицо) заинтересованных в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Аналогичное требование установлено и в отношении экспертов и экспертных организаций.
Как правило, в положении комиссии указывается обязанность членов комиссии сообщать своему руководителю, заказчику о том, что при закупке возникает конфликт интересов.
Судебная практика по конфликту интересов
В обзоре судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при возникновении конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (утв. Президентом Верховного Суда РФ 28.09.2016) сделаны следующие выводы:
Участник закупки может ознакомиться с Методическими рекомендациями по выявлению личной заинтересованности, которая разработана Минтрудом РФ и размещена на сайте ведомства для заказчика.
Еще одним обязательным единым требованием является запрет на участие в закупке оффшорных компаний.
Перечень государств и территорий утвержден Приказом Минфина от 13.11.2007 №108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)».
Исходя из установленного запрета, юридическое лицо, зарегистрированное в КНР, не может быть допущено к участию в закупках.
Следующее требование установлено пунктом 11 ч.1. В соответствии с ним у участника закупки должны отсутствовать ограничения для участия, установленные законодательством Российской Федерации.
Указанные в статье 31 требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок. Устанавливать иные требования к участникам закупок неправомочно.
Кто проверяет соответствие участников закупки единым требованиям
Полномочия по проверке соответствия участников закупок установленным требованиям возложены на комиссию по осуществлению закупок (за исключением п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, предусмотрен особый механизм реализации запрета на участие оффшорных компаний).
Законом установлена градация, в соответствии с которой комиссия обязана такие проверки осуществлять.
Когда комиссия проверяет участника закупки
Пункт 1 закрепляет специфику требований, связанных с объектом закупки, то есть это лицензии, членство в саморегулируемой организации; пункт 7.1 — это отсутствие привлечения к административной ответственности за незаконное вознаграждение; по пункту 10 — оффшоры, здесь работает механизм проверки, за исключением проведения электронных процедур и запроса котировок. Учитывая, что процедур на бумаге у нас практически не осталось, по пункту 10 комиссия обязана проверять, но на практике эти проверки крайне редки.
Если было установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, комиссия обязана осуществить проверку на соответствие данному требованию.
Если установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 ст.31, то также комиссия в обязательном порядке проводит проверку на соответствие таким требованиям. В отношении иных пунктов части 1 ст.31 комиссия вправе проверять соответствие участников закупки.
Если заказчик стремится к тому, чтобы получить исполнителя контракта, то комиссия проверяет на соответствие всем перечисленным требованиям в ст.31.
Комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключение случаев, если указанные требования установлены Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31.
Что происходит, если комиссия провела проверку и установлено, что участник закупки не соответствует одному или нескольким пунктам ч.1 ст.31? В соответствии с ч.9 ст.31 происходит отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует единым требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.
В этой статье мы объясним простыми словами, как происходит закупочная деятельность, и как к ней подготовиться.
Участники в закупках по 44-ФЗ
Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).
К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.
Требования к участникам госзакупок
К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:
Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.
Виды госзакупок
Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:
Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.
Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену. При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует. Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.
Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.
Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.
Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.
Место проведения госзакупок
Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.
Тендеры проходят на следующих площадках: «Сбербанк АСТ», «Государственная тендерная площадка Росэлторг», «Электронная площадка торгов РТС тендер», «Национальная электронная площадка НЭП», «Электронная торговая площадка Заказ РФ», «Всероссийская универсальная площадка ЭТП РАД Госзакупки», «ЭТП ГПБ Электронная торговая площадка Газпромбанка», «Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг», «ЭТП Гособоронзаказа АСТ ГОЗ».
Что потребуется для участия
Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.
Помочь с поиском подходящих заказов может «Астрал.Тендер». Сервис проанализирует рынок и поможет с выбором выгодных предложений.
Как проходят закупки
Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:
Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.
Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.
Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.
Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.
Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.
В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.
Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».
Особенности предъявления требований ко всем участникам закупок. Законы, регулирующие правила проведения торгов и закупок. Что такое конфликт интересов, кто такие выгодоприобретатели и как регулируются конфликты.
Участник закупки по Закону о контрактной системе (44-ФЗ) — это:
К участникам закупки по Закону о контрактной системе устанавливаются требования, которые выступают как средства защиты от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Рассмотрим, в чем заключаются эти требования и каким образом заказчик должен их исполнять и им соответствовать.