Акционерное общество – это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на определённое число акций. Акционерное общество несет ответственность по всем своим обязательствам. Владельцы (акционеры) не отвечают по обязательствам предприятия. Они могут лишь понести убытки от падения стоимости их акций. То есть, участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Результат ведения финансово-хозяйственной деятельности компании напрямую зависит от эффективности ее управления. Как организована система управления в акционерных обществах? Какими правами обладают органы управления акционерных обществ?
Выбранная оптимальная схема управления АО позволит ее акционерам рационально использовать ресурсы компании, предотвратить возможный конфликт интересов между ее акционерами, наиболее полно реализовать цели компании.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (официальное сокращённое наименование — Росимущество) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (руководитель: Ольга Константиновна Дергунова)
Официальной аббревиатурой Федерального агентства по управлению государственным имуществом является «ФАУГИ».
Росимущество находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
1. осуществляет полномочия собственника в отношении фед. имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций фед. органов гос. власти
2. организует продажу, выступая продавцом, приватизируемого фед. имущества; имущества, принадлежащего РФ, включая обеспечение сохранности и подготовку его к продаже
3. организует реализацию, выступая продавцом имущества (имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений
4. заключает в установленном порядке договоры купли-продажи фед. и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество
5. осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в фед. собственности
6. приобретает в установленном порядке имущество в фед. собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в фед. собственности
7. подготавливает и предоставляет в Мин-во эк. развития РФ: проект прогнозного плана приватизации фед. имущества на соответствующий год; отчет о результатах приватизации фед. имущества за прошедший год; отчет об обороте имущества, обращенного в собственность государства
8. согласовывают сделки с недвижимым имуществом
9. принимает решение о реализации высвобождаемого военного недвижимого имущества
10. разрабатывает в установленном порядке и утверждает условия конкурса при продаже приватизируемого федерального имущества
11.обеспечивает поступления в фед. бюджет дивидендов по находящимся в фед. собственности акциям акционерных обществ
ФА имеет право:
1. давать ЮЛ и ФЛ разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства
2. привлекать для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов
3. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности
4. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Агентства вопросам
5. созывать совещания по вопросам, входящим в компетенцию Агентства, с привлечением руководителей и специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций;
6. привлекать на конкурсной основе ЮЛ для продажи приватизируемого фед. имущества
7. организовывать и проводить проверки использования и сохранности федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными п/п
8. создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства
9. обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ
10. отменять решения территориальных органов Агентства, принятые ими с нарушением законодательства Российской Федерации;
«ФАУГИ» не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Финансирование расходов на содержание центрального аппарата «ФАУГИ» и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
«ФАУГИ» является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как сдать в аренду недвижимость, принадлежащую государственному или муниципальному учреждению на праве оперативного управления
Как получить согласие собственника
Бюджетные и казенные учреждения распоряжаются недвижимым имуществом только с согласия собственника. Автономному учреждению согласие собственника требуется только в случае, если имущество было закреплено за этим учреждением собственником либо учреждение приобрело имущество на средства, которые собственник выделил на его приобретение.
Договор аренды, заключенный без согласования с собственником, может быть признан недействительным. Кроме того, стороны, заключившие договоры аренды федерального имущества без согласования, могут быть оштрафованы. Административная ответственность за заключение без согласования договора аренды объектов, которые находятся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, устанавливается законами субъектов РФ.
Пример нормы, устанавливающей ответственность за нарушение порядка согласования распоряжения объектами нежилого фонда, которые находятся в собственности субъекта РФ.
Порядок согласования сдачи в аренду недвижимости зависит от того, какое именно учреждение хочет передать имущество в аренду.
Федеральные учреждения согласовывают передачу имущества в аренду с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия учредителя. Он, в свою очередь, обращается за согласованием проекта решения в Росимущество.
Срок принятия решения органом, осуществляющим полномочия учредителя, не установлен. Росимущество должно согласовать проект решения о передаче имущества в аренду в течение 15 рабочих дней.
Перечень документов, необходимых для согласования Росимуществом проектов решений, может устанавливаться актом органа, осуществляющего полномочия учредителя. Если такой акт не принят, для подготовки пакета документов следует руководствоваться Письмом Росимущества от 12.10.2015 N ВГ-02/42355.
Пример правового акта об утверждении перечня документов, представляемых учреждениями в орган, осуществляющий полномочия учредителя, для согласования передачи имущества в аренду.
В особом порядке согласовывают передачу имущества в аренду федеральные учреждения, находящиеся в ведении Росморречфлота (за которыми закреплено имущество, находящееся в границах морских портов), Минобороны РФ, Управления делами Президента РФ. Передача в аренду имущества учреждений, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, также имеет особенности.
Госучреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения согласовывают передачу в аренду имущества с соответствующими органами.
Пример правового акта, устанавливающего порядок согласования передачи в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями субъекта РФ.
Как провести торги на право аренды
Имущество государственного или муниципального учреждения передается в аренду по результатам торгов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Если торги не проведены, договор может быть признан недействительным, а должностное лицо, принявшее решение о сдаче имущества в аренду, понесет административную ответственность.
Для организации торгов необходимо:
Перечень видов имущества, в отношении которого может проводиться конкурс, определен ФАС. При этом в отношении такого имущества также возможно провести торги в форме аукциона. В прочих случаях проводится аукцион (п. 18 Разъяснений ФАС РФ от 01.11.2011).
В отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения или водоотведения торги проводятся только в форме конкурса.
Им может быть само учреждение или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования имуществом. Организатор торгов вправе привлечь специализированную организацию, которая будет выступать от его имени (п. 5 Правил проведения торгов на право аренды).
Организатор торгов (даже если привлечена специализированная организация) создает комиссию по проведению конкурсов или аукционов, определяет начальную (минимальную) цену договора, предмет и существенные условия договора, утверждает проект договора, конкурсную документацию, документацию об аукционе, определяет условия торгов и их изменение, подписывает договор.
Ее состав и порядок работы указываются в решении организатора торгов.
- Разработать конкурсную или аукционную документацию.
- Разместить извещение о проведении аукциона или конкурса и документацию.
Извещение и документацию о проведении торгов организатор размещает на сайте torgi.gov.ru не позднее чем за 30 дней (для конкурса) или 20 дней (для аукциона) до дня окончания приема заявок на участие.
Заявка на участие в аукционе, поданная после окончания срока приема, не рассматривается и возвращается заявителю. В течение пяти рабочих дней с даты подписания протокола аукциона возвращается задаток (если он был).
Конверты с заявками на участие в конкурсе, полученные после окончания срока подачи, могут быть вскрыты для выяснения обратного адреса заявителя. Если заявка подана в электронной форме, к ней открывают доступ. В тот же день все заявки возвращаются. Задаток (если он был) возвращается в течение пяти рабочих дней с даты, когда подписан протокол вскрытия конвертов и открыт доступ к электронным заявкам.
В случае когда на участие в конкурсе или аукционе не подано ни одной заявки, торги признаются несостоявшимися и организатор вправе провести их повторно. Если подана одна заявка, организатор торгов обязан заключить договор с подавшим ее лицом при условии, что она соответствует требованиям документации о торгах. Когда участником торгов признан один заявитель, последствия аналогичны.
Для конкурса предусмотрен особый порядок вскрытия конвертов.
Это необходимо сделать не позднее 20 дней с момента вскрытия конвертов (для конкурса) и не позднее 10 дней с момента окончания приема заявок (для аукциона). При этом ведутся протоколы. По результатам рассмотрения заявок организатор торгов допускает заявителя к участию в конкурсе (аукционе) и признает заявителя участником конкурса (аукциона) или отказывает в допуске.
Победитель конкурса определяется посредством оценки и сопоставления заявок. Срок проведения этой процедуры составляет не более 10 дней с даты, когда подписан протокол рассмотрения заявок. Победителем аукциона считается лицо, предложившее наибольшую цену.
Как заключить договор аренды
Договор аренды, как правило, заключается с победителем торгов. Организатор торгов должен отказаться от заключения договора, если установлен хотя бы один из следующих фактов:
- проводится ликвидация юридического лица — победителя торгов;
- победитель торгов признан банкротом;
- деятельность победителя торгов приостановлена из-за административного правонарушения;
- победитель торгов предоставил заведомо ложные сведения при подаче заявки на участие в торгах.
В этом случае договор заключается с участником, заявке которого присвоен второй номер.
Типовые условия договора, который заключается при передаче в аренду имущества федерального бюджетного или казенного учреждения, утверждаются Минэкономразвития России. Вместе с тем соответствующий акт на данный момент не принят. Некоторые федеральные органы исполнительной власти установили примерные формы договоров аренды для подведомственных им учреждений. Подобные формы могут разрабатываться также органами власти субъектов РФ и муниципальных образований.
По итогам торгов в договор включаются условия, предложенные победителем конкурса (в случае проведения аукциона — конечная цена).
Организатор торгов передает победителю один экземпляр протокола оценки и сопоставления заявок или протокола аукциона и проект договора в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола.
Что делать, если победитель торгов уклоняется от подписания договора
Если победитель не вернул подписанный договор в срок, предусмотренный документацией, он считается уклонившимся от заключения договора. В этом случае организатор торгов вправе либо заключить договор с участником торгов, заявке которого присвоен второй номер, либо в судебном порядке понудить победителя заключить договор, а также возместить причиненные убытки.
Как зарегистрировать договор аренды
Договор аренды здания или сооружения регистрируется, если он заключен на год или более.
С заявлением о регистрации может обратиться одна из сторон. За проведение государственной регистрации взимается пошлина. Если заявление подает учреждение, являющееся органом государственной власти или органом местного самоуправления, пошлина не взимается.
К заявлению прилагаются:
Если заявление подает руководитель учреждения, то ему необходимо предъявить документ, подтверждающий его полномочия без доверенности действовать от имени учреждения (например, решение учредителя о назначении на должность).
Если действует представитель по доверенности, то она должна быть нотариально удостоверена. Исключение — если заявление подается от имени органа государственной власти или местного самоуправления и доверенность представляется на бланке данного органа с печатью и подписью руководителя;
В любом случае лицо, которое подает документы, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Если заявление о регистрации направляется по почте, прилагается копия этого документа. Следует учесть, что к направляемым по почте документам предъявляются особые требования.
Заявитель по своей инициативе может представить:
- решение собственника о согласовании сделки;
- документ об уплате государственной пошлины;
- учредительные документы либо их копии, удостоверенные нотариусом или заверенные подписью руководителя и печатью учреждения.
Если данные документы не представлены заявителем, государственный регистратор получает содержащиеся в них сведения в порядке межведомственного взаимодействия.
Срок регистрации договора аренды зависит от способа подачи документов. Он составляет, считая с даты приема документов:
Регистрация приостанавливается в определенных случаях, в частности, если комплект документов неполный или они не соответствуют установленным требованиям. Если замечания не будут устранены в течение срока приостановления, регистрирующий орган откажет в регистрации.
Исполнительный орган акционерного общества
Исполнительный орган акционерного общества может быть создан в двух вариантах: в виде коллегиального исполнительного органа (правление) и единоличного исполнительного органа (генеральный директор).
Единоличным исполнительным органом может быть физическое или юридическое лицо. В последнем случае такое юридическое лицо называется управляющей компанией и полномочия единоличного исполнительного органа управляющая организация получает по договору. Единоличный исполнительный орган создается всегда, а коллегиальный исполнительный орган создается не всегда. Здесь все зависит от решения акционеров.
Юридические признаки акционерного общества
Как следует из нормативных актов, которые регулируют деятельность акционерного общества, к юридическим признакам акционерного общества можно отнести следующие характеристики:
- У акционерного общества есть уставный капитал, который разделен на акции.
- Акционерное общество является коммерческим юридическим лицом. Цель акционерного общества заключается в получении прибыли.
- Акционерное общество имеет имущество, обособленное от акционеров.
- Акционерное общество заключает договоры и осуществляет другие действия от своего имени.
- Акционеры по общему правилу не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков от деятельности общества только в пределах стоимости принадлежащих им акций. То есть, если акционерное обществ убыточно и становится банкротом, то по общему правилу акционер потеряет только денежные средства, которые он потратил на покупку акций общества.
Устав акционерного общества
Учредительным документом акционерного общества является устав.
Устав – это документ, который позволяет предприятию осуществлять профессиональную деятельность.
Устав акционерного общества содержит следующую обязательную информацию:
- Фирменные названия акционерного общества (полное и сокращенное названия);
- Местоположение (адрес) акционерного общества;
- Тип акционерного общества (открытое или закрытое акционерное общество);
- Данные об акциях компании и правах акционеров;
- Размер уставного капитала акционерного общества;
- Структура органов управления акционерного общества и порядок принятия ими решений;
- Информация по общему собранию акционеров акционерного общества;
- Другие положения, которые предусмотрены действующим законодательством.
Органы управление акционерного общества
Акционерным обществом управляют не акционеры, а специально создаваемые органы. В акционерном обществе в обязательном порядке формируются два таких органа: общее собрание акционеров и исполнительный орган акционерного общества.
Наряду с этими органами в непубличном акционерном обществе по решению акционеров может создаваться совет директоров акционерного общества, а в публичном акционерном обществе совет директоров акционерного общества обязателен. Отметим, что каждый орган управления акционерного общества обладает своей компетенцией и принимает решения по определенным вопросам. Таким образом, к органам управления акционерного общества относятся:
- Общее собрание акционеров. Одна акция дает 1 голос. Контрольным пакетом считается 50% + 1 акция;
- Совет директоров (наблюдательный совет);
- Генеральный директор и дирекция (правление).
Акционерное общество выпускает ценные бумаги в строго регламентированном порядке. Общий порядок эмиссии подразумевает пять этапов.
На первом этапе принимается решение о размещении эмиссионных ценных бумаг. Например, это может быть решение об увеличении уставного капитала через размещение дополнительных акций. Такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.
На втором этапе утверждается решение о выпуске ценных бумаг. Аналогично первому этапу такое решение может принимать общее собрание акционеров или совет директоров — в зависимости от положений устава.
На третьем этапе осуществляется государственная регистрация выпуска ценных бумаг. После первых двух этапов документы направляются в соответствующее подразделение Банка России, которое регистрирует выпуск ценных бумаг. Выпуску присваивается государственный регистрационный номер.
На четвертом этапе проводится размещение ценных бумаг. Этот этап подразумевает непосредственное совершение сделок с ценными бумагами. Это может быть, например, договор купли-продажи, который заключается между акционерным обществом и его акционером.
На пятом этапе происходит государственная регистрация отчета об итогах выпуска. Это финальный этап, на котором в подразделение Банка России предоставляется отчет о размещении ценных бумаг. В таком отчете содержится информация, например, о сроках и способах размещения, количестве размещенных акций.
- Карта бизнеса. Бытовая техника и электроника в России // РБК. — 2012. — август 2012. — С. 28-32. ISSN 1818—2356
- (4 декабря 2006). Дата обращения: 6 октября 2018. Архивировано 2 октября 2018 года.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Госкомимущество России), 14 июля 1990 — 23 сентября 1997 Архивная копия от 30 сентября 2007 на Wayback Machine // Правительство России и федеральные органы исполнительной власти. — Структурный справочник. — М., ИЭГ «Панорама», 1995. Электронная версия, 1997—1998
- ↑ 1 2 3 Газизуллин Фарит Рафикович — досье Архивная копия от 20 февраля 2015 на Wayback Machine // Архив журналиста — grankin.ru
- Татьяна Зыкова: Имущество под контролем Архивная копия от 20 февраля 2015 на Wayback Machine // Российская газета — Столичный выпуск № 4670 от 28 мая 2008 г.: «Новым руководителем недавно созданного Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) назначен руководитель упраздненного Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Юрий Петров.»
- Юрий Петров: Биография Архивная копия от 20 февраля 2015 на Wayback Machine // Ведомости
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 2368-р временно исполнение обязанностей руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом возложено на заместителя руководителя Росимущества Глеба Сергеевича Никитина Архивная копия от 20 февраля 2015 на Wayback Machine // ca.rosim.ru
- В соответствии с распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1127-р и приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2012 г. № 1607-л Ольга Константиновна Дергунова назначена заместителем Министра экономического развития Российской Федерации — руководителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // rosim.ru
- Медведев освободил Дергунову от должности главы Росимущества Архивная копия от 22 апреля 2016 на Wayback Machine // Новости Mail.Ru
- Председателя Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. № 732-р Дмитрий Владимирович Пристансков назначен заместителем Министра экономического развития Российской Федерации — руководителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом Архивная копия от 9 августа 2016 на Wayback Machine // ca.rosim.ru
- Медведев сменил главу Росимущества. Interfax.ru. Дата обращения: 8 марта 2020. Архивировано 24 марта 2020 года.
- Биография Вадима Яковенко. Рамблер/новости. Дата обращения: 8 марта 2020. Архивировано 8 марта 2021 года.
- Вадим Яковенко сменил Дмитрия Пристанскова на посту главы Росимущества. Коммерсантъ (21 декабря 2018). Дата обращения: 8 марта 2020. Архивировано 4 июля 2019 года.
РуководителиПравить
В настоящее время существует публичное акционерное общество (ПАО) и непубличное акционерное общество (НАО).
Публичное акционерное общество (ПАО)
В публичном акционерном обществе акции могут приобретать любые желающие. Крупные компании котируются на фондовых рынках в открытом доступе. Любой инвестор может приобрести пакет акций на бирже без каких-либо дополнительных вопросов и требований. Они обязаны быть полностью прозрачными и выкладывать в открытый доступ ежегодные отчёты о финансовых результатах.
Уставный капитал должен быть не менее 1000 МРОТ. При этом его формирование можно осуществить при регистрации ПАО. Количество акционеров не ограничено.
Непубличное акционерное общество (НАО)
Непубличное акционерное общество (НАО) – хозяйственное сообщество, акционеры которого строго определены еще на этапе создания организации и формирования уставного капитала.
Число собственников, обладающих акциями НАО, ограничено уставными документами. Ценные бумаги такой компании не поступают в свободное обращение, не могут продаваться вне круга акционеров, например, выставляться на биржу.
В названии таких предприятий нет указания на публичность.
Непубличная форма акционерного общества предполагает больше возможностей и свободы в сфере управления предприятием. Но при этом риски выше из-за строго ограниченного числа собственников и сложного механизма продажи акций.
К основным характеристикам непубличного акционерного общества относятся:
- Уставной капитал – не менее 100 минимальных зарплат, официально установленных на момент создания. Размер капитала фиксируется в уставных документах.Увеличение уставного капитала НАО возможно в том случае, когда за это проголосовало не менее 2/3 участников.
- Имущество НАО, приобретенное в процессе хозяйственной деятельности, может быть внесено в уставной капитал после независимой оценки.
- Акции принадлежат ограниченному кругу лиц, при продаже ценных бумаг НАО участники имеют преимущественное право на покупку. Возможность реализации акций сторонним лицам определяется уставом – среди ограниченного круга лиц, или по результатам общего голосования участников.
- Продажа акций среди участников непубличного акционерного общества может проводиться путем обычной сделки.
- Стоимость ценных бумаг может быть изменена в сторону увеличения или уменьшения по решению общего собрания акционеров.
- В учредительных документах отсутствует обязательная для ПАО приставка «публичное». То есть, при регистрации компания будет иметь правовую форму Акционерное общество АО.
- Управление НАО может иметь любую форму, установленную уставом. Это означает, что управляющим органом может быть и совет директоров, и избранный единоличный исполнительный орган (президент, директор).
- Участники НАО имеют право наделять отдельных акционеров особыми полномочиями и дополнительными правами.
- Непубличные акционерные общества не обязаны размещать результаты своей деятельности, финансовую отчетность, годовые отчеты, перечень аффилированных лиц и иную коммерческую информацию в открытых источниках. Только НАО с числом акционеров более 50 человек обязаны обнародовать годовой отчет и итоги финансовой и бухгалтерской деятельности.
- В ЕГРЮЛ вносится сокращенная информация о непубличных АО – стоимость активов, сведения о лицензии, оповещение о введении арбитражного суда, гарантии кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК РФ) и сведения о ликвидации (ст. 63 ГК РФ).
Общее собрание акционеров
Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров (ст.47 Закона №208-ФЗ, п.1 ст.103 ГК РФ). АО обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки, установленные ее уставом, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания отчетного года.
Годовое собрание акционеров: процедурные вопросы
К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:
- изменение устава АО (это касается и изменения его размера);
- избрание членов совета директоров и ревизионной комиссии АО, а также досрочное прекращение их полномочий;
- образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий (если уставом АО эти вопросов не отнесены к компетенции совета директоров);
- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;
- решение о реорганизации или ликвидации АО (п.1 ст.103 ГК РФ).
Отчетность акционерных обществ
Наблюдательный совет (совет директоров)
Совет директоров осуществляет руководство текущей деятельностью АО (за исключением вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров) и создается с числом акционеров более 50 человек.
Порядок избрания совета директоров предусмотрен ст. 66 Закона №208-ФЗ. Членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо. При этом член совета директоров может и не быть акционером общества (п.2 ст.66 Закона №208-ФЗ).
Лица, избранные в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, могут переизбираться неограниченное число раз.
По решению общего собрания акционеров полномочия всех членов совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно (п.1 ст.66 Закона №208-ФЗ).
Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п.3 ст.66 Закона №208-ФЗ).
Законодательство и акционерное общество
Деятельность акционерных обществ регулируется:
- федеральным законом «Об акционерных Обществах» от 26.12.1995 г. N 208;
- статьями с 96 по 104 Гражданского кодекса РФ.
Совет директоров акционерного общества
Совет директоров акционерного общества проводит общее руководство деятельностью и избирается общим собранием акционеров с помощью кумулятивного голосования. При такой форме голосования голоса акционеров умножаются на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров. При этом акционер общества имеет право отдать голоса, полученные таким образом, полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами.
К компетенции совета директоров акционерного общества относятся, например, такие вопросы, как:
- Определение приоритетных направлений деятельности акционерного общества;
- Созыв годового и внеочередного общего собрания акционеров;
- Утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
- Выработка рекомендаций по размеру дивидендов по акциям и в отношении порядка выплаты дивидендов.
Учредители акционерного общества
Учредителями акционерного общества могут быть физические и юридические лица.
Не могут быть учредителями акционерного общества государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2022 года; проверки требуют 2 правки.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.
Росимущество находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
СтруктураПравить
Росимущество имеет следующую структуру агентства:
Управление АО может включать в себя следующие органы управления (ст. 103 ГК РФ)
- общее собрание акционеров (высший орган) – присутствует в любой схеме управления АО;
- наблюдательный совет (совет директоров) – присутствует не во всех схемах управления АО;
- исполнительный орган (может быть коллегиальным и (или) единоличным) – присутствует в любой схеме управления АО;
- ревизионная комиссия – выполняет контрольные функции во всех АО.
В небольших АО управление может осуществляться только через два органа управления – общее собрание акционеров и единоличного исполнительного органа (генерального директора). Например, генеральный директор является и акционером АО.
Для усиления контрольных функций за деятельностью высшего топ-менеджмента в АО создается совет директоров (независимо от числа акционеров).
Члены правления (топ-менеджеры компании) не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров, а лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (генеральный директор компании), не может быть одновременно председателем совета директоров (п.2 ст.66 Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту – Закон №208-ФЗ).
Как зарегистрировать АО?
Спорные вопросы, связанные с выплатой вознаграждений членам совета директоров
По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение, а также компенсироваться расходы, связанные с исполнением данных функций (п.2 ст.64 Закона №208-ФЗ). Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
При этом п.2 ст.64 Закона №208-ФЗ не определяет источник выплаты вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества и не указывает на наличие прибыли общества как на обязательное основание для принятия решения о выплате вознаграждения (постановление АС Центрального округа от 22.03.2016 г. №А35-11525/2014).
Выплачивая вознаграждение членам совета директоров, возникает вопрос о необходимости исчисления страховых взносов. Несмотря на многочисленные разъяснения Минтруда РФ в части отсутствия объекта обложения страховыми взносами (письма от 07.05.2015 г. №17-3/В-234, от 02.04.2015 г. №17-4/В-163 и от 02.09.2014 г. №17-3/В-415), арбитражная практика складывается не в пользу АО (решение АС Пермского края от 29.02.2016 г. №А50-883/2016, постановление АС Дальневосточного округа от 13.08.2015 г. №Ф03-3163/2015).
Исполнительный орган создается по решению общего собрания акционеров или совета директоров.
Исполнительный орган может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Его функции – это осуществление текущего руководства деятельностью АО. Исполнительный орган подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров (п.3 ст.103 ГК РФ, ст.69 Закона №208-ФЗ).
К его компетенции относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления АО, определенную законом или уставом (п.2 ст.69 Закона №208-ФЗ). В крупных АО исполнительный орган (правление), как правило, состоит из генерального директора, его заместителей, главного бухгалтера.
Статья актуальна на 13.04.2016
СсылкиПравить
Уставный капитал акционерного общества представляет собой условную сумму, выраженную в рублях. Одна из главных функций уставного капитала акционерного общества заключается в распределении размера долей акционеров в акционерном обществе.
Уставный капитал акционерного общества разделен на определенное количество акций, имеющих номинальную стоимость. Сумма всех номинальных стоимостей акций равна сумме уставного капитала акционерного общества. Решение о том, сколько акций и какая у этих акций будет номинальная стоимость, принимают акционеры в момент учреждения акционерного общества либо позже.
Акции бывают двух видов: обыкновенные акции и привилегированные акции.
Обыкновенные акции дают право голоса на общем собрании акционеров.
Привилегированные акции права голоса не предоставляют, но такие акции дают право акционерам получать фиксированный доход при соблюдении определенных условий.
ИсторияПравить
Государственный комитет РСФСР по управлению имуществом (ГКИ РСФСР, Госкомимущество) был образован в июле 1990 года. Он осуществлял полномочия собственника в отношении предприятий, принадлежавших РСФСР. С ноября 1991 г. по ноябрь 1994 г. это ведомство возглавлял А. Б. Чубайс. С 21 января 1991 года, после утверждения постановления Совета Министров РСФСР «Вопросы государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом», определявшего задачи и функции ГКИ РСФСР, комитет начал организовывать работу по разграничению федеральной собственности, собственности республик, входящих в состав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краёв, а также муниципальной собственности.
26 декабря 1991 года вышел указ Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», утверждавший первую программу приватизации. Госкомимущество стало главным органом, осуществлявшим эту программу, а также последующие программы приватизации.
В 1997 году Государственный комитет Российской федерации по управлению имуществом был преобразован в Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России).
В мае 2000 года Мингосимущество России было преобразовано в Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России).
В мае 2004 года Минимущество России было преобразовано в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
В мае 2008 года было принято решение о ликвидации Российского фонда федерального имущества и возложении его полномочий на Росимущество. Именно тогда полное наименование ведомства стало нынешним.
КомпетенцияПравить
Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:
- проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
- осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определённых федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казённых предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
- разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
- осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
- защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
- осуществление учёта федерального имущества и ведение реестра федерального имущества;
- является владельцем 100 % акций специализированного сельскохозяйственного банка «Россельхозбанк», Российского Национального Коммерческого Банка (РНКБ), а также основным акционером банковской группы «ВТБ» и нефтяной компании «Роснефть»;
Особенности акционерного общества
К особенностям акционерного общества относится следующее:
- эффективный способ в организации управления;
- участие акционеров в управлении общества;
- право акционеров на получение дивидендов.
Общее собрание акционеров является высшим органом акционерного общества, состоящим из объединившихся акционеров. Все другие органы акционерного общества прямо или косвенно создаются общим собранием акционеров. К функциям общего собрания акционеров относится:
- Утверждение и изменение устава акционерного общества;
- Принятие решения о реорганизации и ликвидации акционерного общества;
- Избрание ревизионной комиссии и назначение аудитора;
- Распределение прибыли акционерного общества по результатам отчетного года.
Общее собрание акционеров бывает годовым собранием акционеров и внеочередным собранием акционеров. Годовое собрание акционеров проводится в сроки, которые устанавливаются уставом собрание акционеров и связаны с финансовым годом. Так, годовое собрание акционеров проводится не ранее, чем через два месяца, и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года. На таком собрании, например, решаются вопросы об утверждении аудитора общества, избрании совета директоров, ревизионной комиссии.
Внеочередное общее собрание акционеров проводится в любое другое время кроме годового собрания акционеров по инициативе совета директоров, акционеров, которые владеют не менее чем 10% голосующих акций, ревизионной комиссии или аудитора акционерного общества.
Плюсы и минусы акционерных обществ
К плюсам акционерных обществ можно отнести следующие факторы:
- Удобный механизм привлечения новых средств;
- Возможность покупать нужное количество акций;
- Свободная продажа акций;
- Возможность объединения капитала;
- Владельцы (акционеры) несут риски только в рамках потери своей части инвестиции;
- Возможность получения прибыли в виде дивидендов.
К минусам акционерных обществ можно отнести следующие обстоятельства:
- Регистрация. Помимо общих процедур по регистрации необходимо также зарегистрировать выпуск акций;
- Доминирование одного акционера. Если кто-то владеет 50% и 1 акцией, то фактически он может полностью определять вектор развития, не взирая на остальное общество;
- Решения в обществе принимаются в результате длительных процедур, которые могут длиться месяцами;
Полная публичность несет в себе риски и иногда может препятствовать развитию.