Фотосъемка в суде
Методики и методы оценки
Квитанция на оплату
Форма обратной связи
Федеральные стандарты оценкиФедеральный стандарт оценки 1 (ФСО 1)структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценкиФедеральный стандарт оценки 2 (ФСО 2) виды стоимостиФедеральный стандарт оценки 3 (ФСО 3) процесс оценкиФедеральный стандарт оценки 4 (ФСО 4)задание на оценкуФедеральный стандарт оценки 5 (ФСО 5) подходы и методы оценкиФедеральный стандарт оценки 6 (ФСО 6) отчет об оценкеФедеральный стандарт оценки 7 (ФСО 7)оценка недвижимости Федеральный стандарт оценки 8 (ФСО 8) оценка бизнесаФедеральный стандарт оценки 9 (ФСО 9) оценка для целей залогаФедеральный стандарт оценки 10 (ФСО 10 ) оценка стоимости машин и оборудованияФедеральный стандарт оценки 11 (ФСО 11) оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности
еще ничего не заказано
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2006, № 31, ст. 3456, 2014, № 30, ст. 4226) приказываю:
Внести в Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, изменения согласно приложению.
Приложениек приказу Министерстваэкономического развития РФот 22 июня 2015 г. № 388
Изменения,которые вносятся в Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508
1. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.».
2. Пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта недвижимости, за исключением ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах в отношении объекта недвижимости, связанных с регулированием использования (в том числе, зонированием) территорий, государственной охраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации.».
3. Пункт 24 исключить.
11.05.2022 г. опубликован Приказ Министерства экономического развития РФ от 14.04.2022 № 200 «Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки». Новые Федеральные стандарты оценки подлежат применению с «07» ноября 2022 года.
В данном разделе будут публиковаться нормативные документы, методические рекомендации, позиции Министерства экономического развития Российской Федерации и иные материалы, связанные с применением новых ФСО в оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 14.04.2022 № 200, ФСО №№ 1-4, 12,13 признаются утратившими силу. Взамен вводятся новые ФСО I-VI:
29.12.2022 г. опубликован Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.11.2022 № 659 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО ХI)». Новый ФСО ХI подлежит применению с «29» марта 2023 года.
Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 30.11.2022 № 659, признаются утратившими силу:
– приказ Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. № 385 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО № 11)»;
– пункт 6 изменений, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200
Нормативные документы
Союз саморегулируемых организаций оценщиков зарегистрирован в едином государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков в качестве национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков (регистрационный #0008 от 23.03.2009). Главные направления работы Союза – сохранение и развитие института независимой оценки в Российской Федерации. Ознакомиться подробнее с деятельностью Союза Вы можете на официальном сайте.
Рабочая группа Комитета по стандартам создана в соответствии с решением Совета Союза от 14.07.2022 г. Рабочая группа создана с целью подготовки оценочного сообщества к переходу на новые ФСО, вступающие в силу 07.11.2022.
Материалы Рабочей группы Комитета по стандартам Национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО»
Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 апреля 2022 г. N 200″Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки”
В соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2016, N 23, ст. 3296), подпунктом 5.2.2 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; 2020, N 7, ст. 855), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
федеральный стандарт оценки “Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)” (приложение N 1);
федеральный стандарт оценки “Виды стоимости (ФСО II)” (приложение N 2);
федеральный стандарт оценки “Процесс оценки (ФСО III)” (приложение N 3);
федеральный стандарт оценки “Задание на оценку (ФСО IV)” (приложение N 4);
федеральный стандарт оценки “Подходы и методы оценки (ФСО V)” (приложение N 5);
федеральный стандарт оценки “Отчет об оценке (ФСО VI)” (приложение N 6);
изменения, которые вносятся в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки (приложение N 7).
2. Признать утратившими силу:
приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508 “Об утверждении Федерального стандарта оценки “Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)”;
приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 297 “Об утверждении Федерального стандарта оценки “Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)”;
приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298 “Об утверждении Федерального стандарта оценки “Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)”;
приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299 “Об утверждении Федерального стандарта оценки “Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)”;
приказ Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 388 “О внесении изменений в Федеральный стандарт оценки “Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)”, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508″;
приказ Минэкономразвития России от 17 ноября 2016 г. N 721 “Об утверждении Федерального стандарта оценки “Определение ликвидационной стоимости (ФСО N 12)”;
приказ Минэкономразвития России от 17 ноября 2016 г. N 722 “Об утверждении Федерального стандарта оценки “Определение инвестиционной стоимости (ФСО N 13)”;
приказ Минэкономразвития России от 6 декабря 2016 г. N 785 “О внесении изменений в Федеральный стандарт оценки “Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)”, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299″.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минэкономразвития разработало новые федеральные стандарты оценки:
– Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I);
– Виды стоимости (ФСО II);
– Процесс оценки (ФСО III);
– Задание на оценку (ФСО IV);
– Подходы и методы оценки (ФСО V);
– Отчет об оценке (ФСО VI).
Данные ФСО содержат требования к порядку проведения оценки всех видов объектов и заменяют некоторые ранее утвержденные стандарты, в т. ч. по определению кадастровой, инвестиционной, ликвидационной стоимости, по составлению отчета об оценке. Ряд иных стандартов скорректирован.
В частности, ФСО II предусматривает новый вид стоимости – равновесную, которая отражает условия совершения сделки для каждой из сторон, включая преимущества и недостатки, которые каждая из сторон получит в результате сделки. В ФСО IV закреплена необходимость согласования задания на оценку между заказчиком и оценщиком.
Приказ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 14 апреля 2022 г. N 200 “Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки”
Вступает в силу с 7 ноября 2022 г.
Текст приказа опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 11 мая 2022 г. N 0001202205110011
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 ноября 2022 г. N 659
Изменения вступают в силу с 29 марта 2023 г.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2006, N 31, ст. 3456; 2010, N 30, ст. 3998) приказываю:
Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки “Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)”.
Федеральный стандарт оценки”Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)”(утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 22 октября 2010 г. N 508)
I. Общие положения
1. Федеральный стандарт оценки “Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)” (далее – Федеральный стандарт оценки) разработан с учетом международных стандартов оценки и федеральных стандартов оценки “Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)”, “Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)”, “Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)” и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.
2. Настоящий Федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости.
При определении кадастровой стоимости объектов недвижимости оценщик должен руководствоваться дополнительными требованиями и (или) процедурами к проведению оценки, установленными настоящим Федеральным стандартом оценки, по отношению к требованиям и (или) процедурам, установленным федеральными стандартами оценки.
3. Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
4. Кадастровая стоимость определяется как для объектов недвижимости, присутствующих на открытом рынке, так и для объектов недвижимости, рынок которых ограничен или отсутствует.
5. При определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.
6. Для целей настоящего Федерального стандарта оценки под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
7. Определение кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки включает в себя следующие этапы:
заключение договора на проведение кадастровой оценки, включающего задание на оценку с приведенным в нем перечнем объектов недвижимости, подлежащих оценке;
сбор и анализ информации о рынке объектов оценки и обоснование выбора вида модели оценки кадастровой стоимости;
определение ценообразующих факторов объектов оценки;
сбор сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки;
группировка объектов оценки;
сбор рыночной информации;
построение модели оценки;
анализ качества модели оценки;
расчет кадастровой стоимости;
составление отчета об определении кадастровой стоимости объектов оценки.
II. Общие требования к определению кадастровой стоимости
8. Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
9. Выбор подходов, методов и моделей для определения кадастровой стоимости осуществляется оценщиком и должен быть обоснован. Определение кадастровой стоимости объектов оценки выполняется с использованием компьютерного моделирования (моделей) и (или) без него.
10. При применении методов массовой оценки не учитываются виды прав и ограничения (обременения) на объекты оценки, за исключением сервитутов, установленных законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления (в случае отсутствия у оценщика такой информации).
III. Сбор сведений о значениях ценообразующих факторов и рыночной информации
11. Для построения модели оценки оценщик осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости.
При построении модели оценки оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен.
12. В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости.
13. Сбор сведений о значениях ценообразующих факторов, определяющих стоимость объектов оценки, осуществляется оценщиком.
14. При определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения.
15. Для незастроенного земельного участка при отсутствии установленного вида разрешенного использования принимается тот вид разрешенного использования, который обеспечивает такому земельному участку максимальную рыночную стоимость с учетом территориального планирования и градостроительного зонирования.
Для застроенного земельного участка при отсутствии установленного вида разрешенного использования принимается вид разрешенного использования, исходя из назначения объектов недвижимости (зданий, сооружений), расположенных в пределах данного земельного участка.
IV. Группировка объектов оценки
16. При определении кадастровой стоимости с использованием методов массовой оценки все объекты оценки, содержащиеся в перечне для целей проведения государственной кадастровой оценки, разбиваются на группы объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования модели оценки кадастровой стоимости, состава ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов оценки для каждого исследуемого вида объектов оценки. В набор ценообразующих факторов должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены.
Для проведения группировки обосновывается выбор показателей, значений или диапазона значений данных показателей для отнесения объектов оценки в соответствующие группы.
Объекты недвижимости, строительство которых не завершено, не могут быть отнесены в одну группу с объектами недвижимости, строительство которых завершено.
17. Для каждой группы объектов оценки оценщиком должна быть выбрана модель оценки, позволяющая на основе информации о ценообразующих факторах рассчитать кадастровую стоимость любого объекта оценки, входящего в данную группу.
V. Построение моделей оценки
18. Для построения модели оценки может быть использована методология любого из подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется оценщиком, исходя из особенностей вида разрешенного использования или назначения, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации.
19. Выбор модели оценки состоит из следующих этапов:
выбор структуры моделей оценки (формы связи кадастровой стоимости и ценообразующих факторов);
выбор окончательного вида модели оценки, в том числе на основе анализа достоверности использованной информации и точности моделей оценки.
20. При наличии достаточной и достоверной информации о ценах сделок и предложений по купле-продаже объектов оценки расчет кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется преимущественно на основании сравнительного подхода.
VI. Порядок расчета кадастровой стоимости объектов оценки
21. При применении методов массовой оценки кадастровая стоимость объекта оценки определяется путем подстановки значений ценообразующих факторов, соответствующих данному объекту оценки, в модель оценки, выбранной оценщиком.
22. Если оценщиком использовано более одного подхода к оценке, результаты применения подходов должны быть согласованы с целью определения итоговой величины стоимости объекта оценки.
В случае существенного расхождения результатов расчета кадастровой стоимости объекта оценки, полученных с применением различных подходов, оценщик должен провести анализ причин полученного расхождения.
Выбранный оценщиком способ согласования, а также все сделанные оценщиком при осуществлении согласования результатов суждения, допущения и использованная информация должны быть обоснованы. В случае применения для согласования процедуры взвешивания оценщик должен обосновать выбор использованных весов.
23. По результатам определения кадастровой стоимости объектов оценки оформляется отчет об определении кадастровой стоимости.
24. Отчет об определении кадастровой стоимости должен быть составлен не позднее семи месяцев с даты заключения договора на проведение кадастровой оценки.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 22 октября 2010 г. N 508 “Об утверждении Федерального стандарта оценки “Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)”
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. N 200 настоящий документ признан утратившим силу с 7 ноября 2022 г.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА ОЦЕНКИ
“ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ (ФСО VI)”
В соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2016, № 23, ст. 3296), подпунктом 5.2.2 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2867; 2020, № 7, ст. 855), приказываю:
Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки “Отчет об оценке (ФСО VI)”.
Приложение № 6 к приказу Минэкономразвития России от «14» апреля 2022 г. № 200
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ
“ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ (ФСО VI)”
I. Составление отчета об оценке объекта оценки
1. Отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет об оценке) представляет собой документ, содержащий профессиональное суждение оценщика относительно итоговой стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации, проведенного анализа и расчетов в соответствии с заданием на оценку.
2. При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов (требований):
1) в отчете об оценке должна быть изложена вся существенная информация, использованная оценщиком при определении стоимости объекта оценки;
2) существенная информация, приведенная в отчете об оценке, должна быть подтверждена путем раскрытия ее источников;
3) отчет должен содержать достаточное количество сведений, позволяющее квалифицированному специалисту, не участвовавшему в процессе оценки объекта оценки, понять логику и объем проведенного оценщиком исследования, убедиться в его соответствии заданию на оценку и достаточности для цели оценки.
3. Отчет об оценке составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с частью второй статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2021, № 27, ст. 5179) (далее – Федеральный закон).
4. Отчет об оценке на бумажном носителе должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор в соответствии с частью седьмой статьи 11 Федерального закона.
5. Отчет об оценке в форме электронного документа должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации оценщика или оценщиков, которые провели оценку, а также подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор, или уполномоченным им лицом.
6. Отчет об оценке может состоять из нескольких частей, в одной или в разной форме – как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа (характерно, например, для приложений). В таком случае оценщик должен обеспечить идентификацию отчета об оценке как совокупности всех частей, оформленных в соответствии с требованиями, установленными в пунктах 4 и 5 настоящего федерального стандарта оценки.
Приложения к отчету об оценке являются его неотъемлемой частью.
II. Содержание отчета об оценке
7. В соответствии со статьей 11 Федерального закона и настоящим федеральным стандартом оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие сведения:
1) дата составления и порядковый номер отчета;
2) основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
3) информация, содержащаяся в задании на оценку;
4) сведения об оценщике (оценщиках), проводившем (проводивших) оценку, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии), номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков (регистрационный номер в саморегулируемой организации оценщиков, а также наименование и адрес саморегулируемой организации оценщиков);
5) сведения о заказчике оценки: фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, если заказчиком является физическое лицо; реквизиты юридического лица, которые включают в себя полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения, если заказчиком является юридическое лицо;
6) сведения о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор (реквизиты юридического лица, которые включают в себя полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения);
7) сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона;
8) информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке внешних организациях и квалифицированных отраслевых специалистах с указанием их квалификации, опыта и степени их участия в проведении оценки объекта оценки;
9) указание на стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, методические рекомендации по оценке, разработанные в целях развития положений утвержденных федеральных стандартов оценки и одобренные советом по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, или обоснование неиспользования указанных методических рекомендаций;
10) точное описание объекта оценки с указанием количественных и качественных характеристик объекта оценки, включая права на объект оценки,перечень документов, устанавливающих такие характеристики, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу – реквизиты юридического лица (полное и (или) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер или иной регистрационный номер юридического лица, место нахождения) и (при наличии) балансовая стоимость данного объекта оценки;
11) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения и ограничения оценки в соответствии с пунктами 6 и 8 федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200, в том числе не отраженные в задании на оценку;
12) анализ рынка объекта оценки, внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки;
13) описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке, включая:
последовательность определения стоимости объекта оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов;
отказ от использования подхода к оценке следует прокомментировать;
процесс определения стоимости объекта оценки каждым из примененных методов оценки и соответствующие им расчеты;
согласование результатов при применении различных подходов и методов оценки;
14) итоговая стоимость объекта оценки, ограничения и пределы применения полученного результата. Если в задании на оценку в соответствии с пунктом 4 федерального стандарта оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200, не указана форма представления итоговой стоимости, то результат оценки должен быть представлен в виде числа;
15) перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
8. Подтверждение полученной из внешних источников информации, указанной в подпункте 2 пункта 2 настоящего федерального стандарта оценки, должно быть выполнено следующим образом:
в виде материалов и копий документов, информационных источников, которые с высокой вероятностью недоступны или могут быть в будущем недоступны, в частности, по причине изменения этой информации или адреса страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отсутствия информации в открытом доступе (например, информация, предоставленная заказчиком оценки) либо доступ к которым происходит на платной основе; такое раскрытие информации делается с учетом ограничений, связанных с конфиденциальностью информации. К раскрытию источников информации применимы положения пунктов 9 и 10 настоящего федерального стандарта оценки.
9. Детализация раскрытия информации в отчете, состав и объем приводимых в нем документов и материалов зависят от целей оценки, специфики объекта оценки и проведенного исследования, а также могут устанавливаться заданием на оценку.
10. В случае если это предусмотрено заданием на оценку, в отчет об оценке должны быть включены расчетные величины и выводы по результатам дополнительных исследований, которые не являются результатами оценки в соответствии с федеральными стандартами оценки.
11. В отчет об оценке могут быть включены иные сведения, необходимые, по мнению оценщика, для полного и достаточного представления результата оценки. К таким сведениям может относиться в том числе описание факторов неопределенности, которые существенно влияют на результаты оценки, в частности связанных с ограничениями оценки, если они имели место в процессе оценки.
12. Оценщик должен хранить копии отчетов, документов и материалов, на основании которых проводилась оценка, в течение срока, установленного Федеральным законом.
Федеральный стандарт оценки 1 (ФСО 1) структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки
Федеральный стандарт оценки 2 (ФСО 2) виды стоимости
Федеральный стандарт оценки 4 (ФСО 4) задание на оценку
Федеральный стандарт оценки 5 (ФСО 5) подходы и методы оценки
Федеральный стандарт оценки 7 (ФСО 7) оценка недвижимости
Федеральный стандарт оценки 8 (ФСО 8) оценка бизнеса
Федеральный стандарт оценки 9 (ФСО 9) оценка для целей залога
Федеральный стандарт оценки 10 (ФСО 10 ) оценка стоимости машин и оборудования
Федеральный стандарт оценки 11 (ФСО 11) оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА ОЦЕНКИ
“ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ (ФСО IV)”
Утвердить прилагаемый Федеральный стандарт оценки “Задание на оценку (ФСО IV)”.
Приложение № 4 к приказу Минэкономразвития России от «14» апреля 2022 г. № 200
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОЦЕНКИ
“ЗАДАНИЕ НА ОЦЕНКУ (ФСО IV)”
1. Оценка объекта оценки выполняется оценщиком на основе задания на оценку, которое является неотъемлемой частью договора на оценку объекта оценки (далее – договор на оценку) или представлено в иной письменной форме в случае проведения оценки на основаниях, отличающихся от договора на оценку, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3813; 2021, № 27, ст. 5179) (далее – Федеральный закон).
2. Задание на оценку согласовывается заказчиком оценки и оценщиком или юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор, путем подписания в составе договора на оценку или в иной письменной форме в случае проведения оценки на основаниях, отличающихся от договора на оценку. Уточнение задания на оценку может продолжаться в течение процесса оценки до составления отчета об оценке.
3. Задание на оценку должно содержать следующую информацию:
1) объект оценки, включая права на объект оценки. Идентификация объекта оценки проводится на основе присущих ему количественных и качественных характеристик с учетом описания прав на объект оценки, учитываемых при определении стоимости, и связанных с ними ограничений и обременений. Требования к идентификации объекта оценки по отдельным видам объектов оценки устанавливаются соответствующими специальными федеральными стандартами оценки;
2) цель оценки, которая должна быть установлена однозначно для определения предпосылок стоимости, в частности цель оценки должна сопровождаться указанием ссылок на конкретные положения нормативных правовых актов Российской Федерации, в связи с которыми возникла необходимость проведения оценки (если применимо);
3) указание на то, что оценка проводится в соответствии с Федеральным законом;
4) вид стоимости и предпосылки стоимости, если это необходимо в соответствии с пунктами 17 и 22 федерального стандарта оценки «Виды стоимости (ФСО II)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200;
5) дата оценки;
6) специальные допущения, иные существенные допущения в соответствии с разделом II федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200, если они известны на момент составления задания на оценку;
7) ограничения оценки в соответствии с разделом III федерального стандарта оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200, если они известны на момент составления задания на оценку;
8) ограничения на использование, распространение и публикацию отчета об оценке объекта оценки (далее – отчет об оценке), за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
9) указание на форму составления отчета об оценке1 ;
10) иная информация, предусмотренная федеральными стандартами оценки для отражения в задании на оценку.
4. Задание на оценку может включать следующую информацию:
1) состав и объем документов и материалов, представляемых заказчиком оценки;
2) необходимость привлечения внешних организаций и квалифицированных отраслевых специалистов;
3) сведения о предполагаемых пользователях результата оценки и отчета об оценке (помимо заказчика оценки);
4) формы представления итоговой стоимости (например, в виде интервала значений, в валюте, в которой должна быть представлена стоимость в соответствии с пунктом 14 федерального стандарта оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200);
5) специфические требования к отчету об оценке (например, в отношении формы и объема раскрытия в отчете информации), не противоречащие федеральному стандарту оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200;
6) указание на необходимость проведения дополнительных исследований и определения иных расчетных величин, которые не являются результатами оценки в соответствии с федеральными стандартами оценки.
Федеральный стандарт оценки 6 (ФСО 6) отчет об оценке
Обзор документа
Федеральный стандарт оценки, касающийся определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4), приведен в соответствие с законодательством.
Уточнено, что кадастровая стоимость недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством России, в том числе для налогообложения. Она устанавливается на основе рыночной информации и других данных, связанных с экономическими характеристиками использования объекта, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта, кроме тех, что установлены в публично-правовых интересах и связаны с регулированием использования (в том числе зонированием) территорий, госохраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации.
Исключена не соответствующая законодательству норма о сроке составления отчета об определении кадастровой стоимости.