-->

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Деревянная архитектура – такая “живая”, теплая, настоящая, знакомая каждому из нас с раннего детства. Первые ассоциации связывают ее с уютом загородной жизни: бабушкиными домиками, красивыми дачами, вечерами на летних верандах и особой атмосферой, царящей в домах из дерева. Однако, деревянная архитектура – это не только современные дома и маленькие, уютные дачки. Из дерева строились настоящие дворцы и роскошные павильоны, огромные усадебные дома и небольшие “дворянские гнезда”. Ей отдавали предпочтение представители самых известных дворянских фамилий России, деятели культуры и великие учёные. И, несмотря на миф о “непрочности” построек из дерева, многие памятники архитектуры, построенные из дерева более 100-200 лет назад, сохранились и радуют нас по сей день.

Рад сообщить, что мы с партнёром блога – строительной компанией “Starkwood”, запускаем серию публикаций, посвящённых деревянной усадебной архитектуре. В рамках социальной миссии сотрудники компании хотят обратить внимание общественности на состояние старинных шедевров деревянного зодчества, а также – способствовать популяризации и спасению этих памятников в регионах.

И начнем мы с Московской области. В столичном регионе и самой Москве сохранилось много деревянных усадеб и городских домов, поэтому мы разбили материал на несколько постов. В первой части вы увидите настоящие дворцы, большие дома и уютные “литературные гнезда”.

А какую деревянную усадьбу Подмосковья больше всего любите вы?

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Уникальный по своей красоте и сохранности усадебный комплекс! Это скорее не усадьба, а настоящий дворец с парком, множеством садовых павильонов, парковых построек и прудов. Кусково принадлежало представителям старинного дворянского рода Шереметевых. Именно здесь здесь разворачивались события самой известной и драматической истории любви – отношения между графом Шереметевым и крепостной певицей Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Вопреки социальным предубеждениям граф вступил с красавицей в официальный брак, что стало прецедентом в тогдашнем консервативном обществе.

Росимущество:  Код подразделения 7440 002 УФМС России по Ленинскому району г. Новосибирска, код уезда 460

Главный дом усадьбы Кусково выполнен из дерева – в это трудно поверить, но это действительно так! Фактура материала отчетливо видна на дворцовых фасадах. И это ни в коем случае не делает облик дворца “проще” – напротив, придает ему особый, русский дух. Высокий классицизм в дереве выглядит безупречно! А усадьба Кусково по своей красоте может запросто сравниться с роскошными императорскими резиденциями под Петербургом.

Останкинский дворец служит лучшим доказательством того, что дерево – это на века. Изначально он строился в качестве дворца-театра. Планировалось, что это здание будет играть роль некого каприза графа Шереметева. И уж точно его проект не предполагал очень долгий срок эксплуатации. Однако, дворец стоит и восхищает жителей Москвы вот уже более двух веков. Сейчас дворец, которое долгое время был музеем, временно закрыт для посещения. В нем ведутся масштабные реставрационные работы, главной целью которых является сохранение интерьеров, уникальных деревянных стен и перекрытий дворца.

Эта усадьба по своим масштабам и удивительной степени сохранности находится на третьем месте в моем личном рейтинге значимости после Кусково и Останкино. Имение Лазаревых во Фрянове – пример идеально сохранившейся деревянной усадьбы, построенной в начале XIX века. В качестве материала для строительства главного дома с флигелями послужили дубовые и сосновые бревна, фундамент был выполнен из камня. Усадебный комплекс выполнен в стиле классицизма. Сейчас в здании бывшей усадьбы расположен краеведческий музей, атмосфера которого будто бы переносит гостя в позапрошлый век. Этот уют достигается, в том числе, из-за того, что дом построен из дерева и он будто бы живой! Обязательно посетите музей – его постоянные экспозиции и интерактивные программы.

Усадьбу Захарово по праву называют “имением детства Пушкина”. Здесь будущий поэт гостил у бабушки, писал свои первые стихи и знакомился с миром литературы, посещая библиотеку Голицыных в соседнем имении Большие Вяземы. “Сердцем” усадьбы был деревянный главный дом: относительно небольшой, уютный, с колонным портиком и бельведером. Усадьба, простоявшая в целости и сохранности около двух веков, сгорела при невыясненных обстоятельствах в 1993 году. А спустя шесть лет главный дом имения был воссоздан и музеефицирован. Сейчас его внешний вид максимально приближен к оригиналу, а из-за того, что дом построен из дерева, создается ощущение, будто бы он и не пострадал вовсе.

В усадьбе Шахматово по сей витает гений самого известного ее владельца – поэта Александра Блока. В уютном деревянном доме Блок гостил каждое лето, с 1881 по 1916 годы. Здесь поэт написал множество известных произведений и провел множество светлых дней. Главный дом в Шахматово представляет собой некий синтез между усадебной и дачной архитектурой. Традиционные классические формы усадьбы: мезонин, скромный портик и балкон с баллюсттрадой здесь сочетаются с небольшими “дачными” масштабами, простотой стиля и отсутствием излишнего размаха. Иными словами: просто, атмосферно и со вкусом. Главный дом в своем первозданном виде не сохранился лишь благодаря действиям вандалов – его сожгли в 1921 году. В 2001 году усадьба Блока была восстановлена по старинным планам и эскизам, сейчас здесь находятся литературный музей. А деревянный дом по-прежнему очаровывает гостей своей милой, но весьма благородной простотой.

Подмосковная усадьба Васино уникальна по многим критериям. Во-первых, она построена в стиле ампир. Во-вторых, дом выполнен из дерева. В-третьих, усадьба сохранилась до наших дней. А сочетание всех трех факторов, статус сохранившейся деревянной усадьбы в стиле ампир делает ее настоящей жемчужиной Подмосковья. В наши дни усадьбу хотели восстановить. Однако, в связи с финансовыми трудностями на сегодняшний день инвестору не удалось провести работы в полном объеме. Будем следить за новостями и надеяться, что усадьба обязательно обретёт вторую жизнь, а реставрационные работы не нанесут ущерб ее необычному внешнему облику.

Русское деревянное зодчество: путь от срубов до дворцов

Русское деревянное зодчество: древняя архитектура России, музеи, памятники

Радио Sputnik, 18.02.2023

подкасты – радио sputnik

всероссийское общество охраны памятников истории и культуры

“Мы все немного урбанисты”: как меняются Москва и ее архитектура

Почему все вокруг стали увлекаться урбанистикой? Как изменились города, и что их ждет в будущем? Как шеринговая экономика меняет рынок недвижимости? Об этом беседуем в эфире радио Sputnik с искусствоведом, директором Музея архитектуры им. А. В. Щусева Елизаветой Лихачевой.
Елизавета Лихачева: урбанистика существовала всегда, и проблемами города занимались всегда. Просто в последнее время тема города стала актуальна для людей, которые в этом городе живут. Например, десять лет назад вопросы урбанистики интересовали людей, поскольку это касалось их личной жизни. А сейчас что-то произошло, вдруг всех резко стала эта тема интересовать, и появилось огромное количество людей, которые стали называть себя урбанистами. Большинство из них, на мой взгляд, это люди, не очень хорошо понимающие, о чем они говорят. Как к ним относиться – нет универсального ответа. Надо общаться с отдельным человеком, чтобы понять, стоит ли его считать урбанистом в широком смысле слова. Плюс, это модная тема, потому что мы живем в эпоху гипергородов, и они будут расти и дальше. Преобладающее население на Земле – городское. Жизнь деревни все менее и менее популярная тема.
Елизавета Лихачева: город не заканчивается порогом дома. Мы живем в городе. Если тебя не волнует то, что происходит за порогом твоей квартиры – не выходи за этот порог. Ты так или иначе большую часть своей жизни проводишь за пределами квартиры. Соответственно, среда, в которой человек проводит большую часть своей жизни, должна быть комфортной для человека. Если среда агрессивна, это влечет за собой целую кучу проблем. Очевидно, что агрессивную среду человек пытается покинуть как можно скорее, что постепенно ведет к маргинализации тех или иных районов. Или вымирают целые города, как например Детройт – ушел бизнес, вслед за бизнесом ушла качественная среда, вслед за этим ушли люди, и город превратился в огромную трущобу.

Россия славится на весь мир своими памятниками и музеями деревянной архитектуры. О деревянном зодчестве и о том огромном пути, который прошли мастера от примитивного сруба до искусных дворцов и храмов, читайте в материале радио Sputnik.Деревянное зодчество Деревянная архитектура в России – удивительное, не имеющее аналогов в мире явление. Его прародителями были древние славяне. Их плотники, или “древоделы”, строили избы и амбары, сооружали капища, рубили колодцы. К сожалению, ни одна деревянная постройка, возведенная до ХIV века на территории, которую ныне занимает Россия, не сохранилась. Одни сгорели, другие просто сгнили. Но традиции удалось сберечь, так как опыт и навыки передавались из поколения в поколение.ИсторияДо ПетраРасцвет русского деревянного зодчества пришелся на XVII век. Многие постройки тех времен имели индивидуальный облик. Даже если здания на первый взгляд были очень похожи, в деталях они все равно отличались, например, благодаря оригинальным узорам. Так что двух совершенно одинаковых построек не найти. На эту особенность русской деревянной архитектуры обратил внимание философ Павел Флоренский, который описал ее фразой “неповторяемость повторяемого”.К дереву мастера относились рачительно. В зависимости от цели брали разный материал, который сортировали по породе и возрасту. Были и специальные технологии обработки. Так, в старину использовали мореный дуб, веками лежавший в болотах и озерах без доступа воздуха, что делало древесину необычайно прочной. По преданию, из нее князь Рюрик в IX веке повелел срубить крепость на берегу озера Ильмень, которую историки считают одной из первых на Руси. Многие памятники уцелели до наших дней именно благодаря секретам отбора дерева и его тщательной обработке.Некоторые постройки, находящиеся в современных музеях, строились из стволов, возраст которых превышал треста лет. Особенно много таких было на русском Севере, богатом лесами. Неудивительно, что этот регион стал центром зарождения и развития деревянного зодчества, которое сегодня славится на весь мир.Больше всего шедевров собрано в Карелии. Всю республику можно считать одним большим заповедником деревянного зодчества. Там, на острове в Онежском озере, расположен уникальный музей под открытым небом – “Кижи”. Одно из самых знаменитых зданий там – церковь Преображения Господня 1714 года постройки. Совсем недавно она открылась после реставрации, которая длилась больше 40 лет.Петровские реформыXVIII век стал переломным для развития деревянного зодчества. Такие постройки еще возводились, но их становилось все меньше, особенно на западе и в центре России. Указами Петра I коренным образом менялся уклад жизни, что не могло не сказаться и на архитектуре, в которой насаждалась западноевропейская эстетика.В центральных районах деревянные здания сносили или переделывали: стены из бревен перекрашивали под кирпич, дощечки для покрытия глав шатров заменяли на железные, а вместо самих шатров сооружали шпили. Менялись и интерьеры. Внутри храмов появилась обшивка, стены начали покрывать краской. Навыки обработки дерева терялись, деревянное зодчество стало приходить в упадок.Хотя в крестьянской среде дерево по-прежнему было единственным строительным материалом, приемы его использования упрощались, и ремесло деградировало. В городах же все больше в ход шел камень, что еще больше способствовало забвению древних строительных традиций.Правда, перемены не затронули отдаленные уголки. Там продолжали строить по старинке, сохраняя древние традиции. Как заметил академик Дмитрий Лихачев, русская деревянная архитектура была спасена именно на Севере. Как раз в этот период там были построены такие шедевры, как архитектурный ансамбль в Кижах, Успенский собор в Кеми и красивейшие храмы Поонежья и Подвинья.Еще от той эпохи до наших времен чудом сохранился знаменитый домик Петра I, срубленный из бруса в 1703 году. Это единственная деревянная постройка, оставшаяся с момента основания Санкт-Петербурга. Для защиты от непредсказуемого климата здание поместили в кирпичный “футляр”, поэтому со стороны дом выглядит каменным. В нем представлены подлинные вещи самого императора: мебель, посуда и предметы личного обихода. Одним из самых ценных экспонатов считается кресло, которое царь сделал своими руками.Также по сей день стоит Путевой дворец Петра I в Стрельне – единственный сохранившийся деревянный дворец из прошлых веков. К середине XVIII столетия здание, которое много раз переделывали, обветшало, и перестраивать его доверили самому Растрелли.XIX век В это время ветер перемен все-таки достиг и отдаленных мест. Храмы повсеместно стали строить из кирпича, либо из дерева, но уже по новому стилю, который был далек от вековых традиций. Во второй половине столетия под влиянием зарождающегося интереса к древней народной культуре архитекторы обращаются к традициям русского деревянного зодчества, а в начале XX века на Севере даже делаются попытки реставрации старинных храмов. Однако революция 1917 года помешала возрождению этого искусства.Советский периодБольшевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Многие храмы были заброшены, а иные разрушены. Без присмотра шедевры приходили в негодность и до конца XX века большинство из них не уцелело.Но в 50-60-е годы многие сооружения деревянной архитектуры начали активно спасать. Древние постройки разбирали, реставрировали и перевозили в музеи под открытым небом, для этого создавались специальные мастерские и институты.Современная РоссияНовые сложности начались в 90-е годы прошлого века после распада Советского Союза. Финансирование реставрационных работ резко упало, что не могло не сказаться на их качестве. Так, построенные, как утверждается в письменных источниках, “без единого гвоздя” памятники ансамбля Кижского погоста – Преображенская и Покровская церкви – ремонтировали с использованием металлического крепежа.Неконтролируемое строительство жилья, антропогенные нагрузки, природное воздействие – все это влияет на состояние древних сооружений. По данным Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в целом за последние 10 лет в стране было утрачено более 2,5 тысячи объектов, в том числе образцов деревянного зодчества.Основные характеристики зодчестваПамятники деревянного зодчества строились таким образом, чтобы их можно было разобрать и перевезти. Благодаря этому были спасены многие уникальные здания. Работали “на века”: сооружения должны были выполнять свои функции в течение долгого времени. Плотники стремились сочетать практичность и красоту, эффективно и изобретательно использовать свойства и возможности древесины.Основные формы деревянной постройки – путь от срубов до дворцов В основе любого деревянного строения лежал сруб – скрепленные между собой бревна, уложенные на основание из камня. Если сруб в плане был четырехугольником, то его называли четвериком, шесть углов образовывали шестерик, восемь – восьмерик. “Квадратное” строение любой высоты – это клеть. Она могла быть хозяйственной, как правило, это нижнее, неотапливаемое помещение, или жилой – тогда в ней ставили печь и называли избою или “истопкою”. А помещение над нижней клетью именовали горницей. Из нескольких соединенных между собой клетей получалась “хоромина”.Обычно наши предки довольствовались одною клетью. Но если зодчий ставил друг на друга четверики и восьмерики, то получалось пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.Как создавались шедевры деревянного зодчестваНаши искусные предки возводили деревянные здания, используя только топоры. Пилы, которые как бы рвут древесину и делают ее уязвимой к влаге, применяли только при внутренних работах. Вместо гвоздей в ходу были деревянные крепежные элементы – шканты.При выборе материала для строительства учитывались не только порода дерева, его возраст и толщина ствола, но даже время, когда оно было срублено, и его мифологическое значение. Например, ели в дохристианскую эпоху приписывались свойства некоего портала в потустороннее. Из этого материала делали крышу, полагая, что так можно сохранить связь с умершими родичами.Роль оберегов и своеобразных посредников между мирами играли и элементы декора: узоры (особенно на наличниках) и фигурки, которыми украшались дома. С особой тщательностью отделывались карнизы и крыльцо.Различные символы должны были защищать от темных сил. Самым распространенным был солярный знак: круглая розетка олицетворяла бога солнца, способного прогнать злых духов. Петух был призван спасать от молний, утки и гуси якобы приносили благополучие. А изображение конской головы считалось символом бессмертия.Деревянные христианские храмы Древней Руси и РоссииПосле крещения Руси в 988 году начали возводить первые христианские храмы. Сначала строили простые “безглавые” клетские церкви, которые представляли собой один или несколько соединенных друг с другом прямоугольных срубов, покрытых двускатными кровлями. Над самой высокой ставили главку. Пример: церковь Воскрешения Лазаря в Кижах, построенная в XIV веке. Такие сооружения ставили вплоть до XVII столетия.К XII веку относятся первые упоминания о шатровых храмах, которые, однако, были запрещены в ходе реформы патриарха Никона. В этом стиле построена, например, церковь Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге Мурманской области. В плане храм имеет форму креста, архитектор использовал принцип золотого сечения (гармоничное соотношение частей и целого, при котором большее значение относится к меньшему так же, как сумма этих чисел к большему).После преобразований Никона в России начинают возводить более сложные, ярусные конструкции; получают большое распространение так называемые церкви кораблем, хотя первые такие храмы появляются еще в XIV веке. Чтобы соорудить подобное здание, нужно было поставить друг на друга минимум три сруба. Большие купола украшались маковками в форме луковиц, покрытых мелкими дощечками из осины (осиновый лемех), напоминавшими рыбью чешую.Одна из характерных черт русского храмового зодчества – многоглавие. У деревянного предшественника собора Святой Софии в Новгороде было 13 куполов, а в музее-заповеднике “Кижи” стоит известная на весь мир 22-главая церковь Преображения Господня. Главное украшение архитектурного ансамбля было срублено “без единого гвоздя” плотником Нестором. По преданию, закончив строительство, он бросил свой топор в Онежское озеро и сказал: “Не было, нет и не будет такой”.Вышгороды и оборонительные постройкиЗащитные сооружения Древней Руси, которая постоянно подвергалась нападениям, занимали особое место в архитектуре. Города обносили стенами с башнями, укрепления ставили, как правило, на возвышенностях, в местах слияния рек, на насыпных валах. Такие постройки в славянских землях называли вышгородами.Большинство деревянных крепостей дали жизнь целым городам. На возвышенностях возводились укрепления и городища в Пскове, Владимире-на-Клязьме, Полоцке, Киеве, Чернигове. Среди известных примеров деревянного оборонительного зодчества – сибирские остроги, куда ссылали каторжников, а также проездная башня Николо-Корельского монастыря.Памятники и музеи деревянного зодчестваЧтобы сохранить древние памятники, в советские времена стали создавать музеи под открытым небом, куда свозили в разобранном виде и заново возводили церкви, избы, кузницы, амбары и мельницы. Концентрация в одном месте позволяла лучше следить за состоянием построек, вовремя их реставрировать и беречь от разрушения.Сейчас в России не один десяток таких объектов. Первый был создан в Коломенском. Экспонаты XVII – XVIII веков начали свозить туда еще в 20-е годы из окрестностей Москвы, из Сибири и с Севера.Самый большой музей находится в Архангельской области. Это “Малые Корелы”, занимающие 140 гектаров. Там находится 120 различных строений XVII – XX столетий. Постройки собирали с 1968 года, а открыт музей был в 1974-м. Среди экспонатов – крестьянские усадьбы, часовни и колокольни. Жемчужина коллекции – Вознесенская церковь 1669 года постройки.Там же, в Архангельской области, на берегу Онеги, стоит древний город Каргополь, в окрестностях которого сохранились деревянные памятники XVII – XVIII веков. Это классические шатровые церкви – Богоявления в Ошевенске и Иоанна Златоуста в Кипрове.Другой уникальный музей под открытым небом, о котором уже упоминалось, расположен на острове Кижи в Онежском озере. Архитектурный ансамбль Кижского погоста стал одним из первых объектов в России, внесенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО – вслед за Московским Кремлем и историческим центром Санкт-Петербурга.В Костромском музее под открытым небом можно увидеть один из древнейших храмовых памятников России – церковь Собора Пресвятой Богородицы, построенную в 1552 году.Деревянное зодчество в Суздале Недалеко от столицы находится небольшой, но очень интересный Суздальский музей деревянного зодчества. Туда свозили избы, церкви, амбары и колодцы из разных уголков Владимирской области. Музей был основан на месте Дмитриевского Печерского монастыря в 1960-70 годах и насчитывает 18 экспонатов, главным из которых является многоярусная Преображенская церковь. Ее построили в 1756 году.Другой примечательный экспонат – Воскресенская церковь, построенная в 1776 году. Это кладбищенский храм в стиле “корабельной” архитектуры. Если смотреть на церковь сбоку, она своими очертаниями напоминает судно.Недалеко от суздальского кремля расположена Никольская церковь, похожая на простую избу. На ее истинное предназначение указывает только купол с крестом.Деревянное зодчество в НовгородеВ нескольких километрах от Великого Новгорода, на берегу озера Мячино, расположен музей под открытым небом “Витославлицы”. Так называлась деревня, находившаяся неподалеку. Из окрестностей открывается захватывающий вид на реку Волхов, Рюриково городище и Юрьев монастырь. Среди экспонатов – один из древнейших деревянных храмов России – церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1531 года постройки. Также есть две Успенские церкви – 1595 и 1599 годов. Всего на территории музея находится более 80 объектов.Интересные факты Вместо оконных стекол в деревенских избах на Руси до XIXвека использовали бычий пузырь. Крестьяне позажиточнее вставляли слюду. Стекло могли позволить себе только богатые люди, поскольку оно было импортным и стоило дорого.При строительстве крыш зодчие прошлого применяли курицу, то есть ствол ели с корнем в виде крюка, который не позволял кровле скатываться.В северных церквях существовал такой архитектурный элемент, как прируб. Это была пристройка к основному срубу, которая расширяла внутреннее пространство и позволяла ставить дополнительные лавки.Автор Ольга Гаврилова, радио SputnikТакого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

подкасты – радио sputnik, россия, архитектура, всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, юнеско, кижи, онежское озеро

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Загадки монумента “Покорителям космоса”

Деревянное зодчество

В нашей подборке вы найдете сокровища деревянного модерна из Кимр и Гороховца, сказочные теремки Костромской и Смоленской областях, дачу Бенуа в Петергофе, самобытную архитектуру Карелии и русского Севера, деревянные памятники Вологодчины. Планируйте свои маршруты, не откладывая на потом знакомства с деревянными шедеврами, ведь с каждым годом их становится все меньше.

Идея статьи про русскую деревянную архитектуру возникла у нас спонтанно. Хотелось в одной подборке собрать места из разных уголков России, где можно увидеть лучшие образцы деревянного зодчества. Вот что нам удалось найти.

Владимирская область

Первое место, куда стоит отправиться во Владимирской области — это древний Гороховец, в котором сохранились домики, выстроенные в стиле русского деревянного модерна. Из Владимира отправляйтесь в Суздаль (30 мин по трассе) и посетите там Музей деревянного зодчества под открытым небом. Интересные образцы деревянной архитектуры можно увидеть и просто прогуливаясь по суздальским улицам.

Деревянное зодчество Гороховца

Архитектуру Гороховца не спутать с деревянными домиками из других городов России. Местные мастера строили в самобытном стиле, более близкому к модерну, чем к традиционной русской архитектуре. Из колоритных черт — закругленные углы наличников, асимметрия, крупный декор с фольклорными мотивами и характерные для классицизма формы. Такие дома выглядели скорее замками, чем избами.

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Дом Шорина в Гороховце

Особняк фабриканта Шорина предположительно проектировал Юлий Бруни — сын Федора Бруни, автора росписей  Исаакиевского собора Петербурга и храма Христа Спасителя в Москве.

Даже на фоне причудливых построек города, которых в 1902 году было больше, чем теперь, дом очень выделялся. Объемные мезонины, две деревянные башни по бокам фасада и тонкая пропильная резьба — в постройке считывается сплав модерна и русского стиля. Визуально особняк выглядит двухэтажным, однако это оптическая иллюзия: на месте второго этажа размещена стропильная система.

Попасть в дом Шорина можно свободно — в нем открыт Дом народного творчества и ремесел. Старинный интерьер был утрачен при советской власти, поэтому кроме подлинной изразцовой печи вы увидите реконструкцию старорусского быта.

Дом председателя земской управы Федора Пришлецова появился на центральной улице города в 1915 году.

В его декоре много фольклорных мотивов. На наличниках выпилены рыбы, русалки и растительные узоры, а черепица на крыше и над входной группой напоминает чешую. Крыльцо украшает шпиль, а объемный мезонин выполнен в форме купола. Выделяется дом и благодаря башне, квадратной у основания.

В народе особняк называют «Домом с русалками».

Музей деревянного зодчества в Суздале

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Мельницы в Музее деревянного зодчества в Суздале / фото Сергея Махлова

В музее под открытым небом воссоздано типовое село Владимирской губернии. Сюда с разных уголков области свезли 18 памятников деревянного зодчества XVIII-XIX веков. Это два храма, стоящие на возвышенности, и часовня, от которых тянется улица с крестьянскими избами, ветряная мельница и другие хозяйственные постройки.

Интересно посмотреть на ступальный колодец. Принцип его работы заключается в том, что внутрь колеса заходит человек, переступает с доски на доску, колесо начинает двигаться, а две емкости опускаются ниже уровня воды и поднимаются.

Ивановская область

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Деревянный особняк в стиле модерн в Кинешме сложно не заметить  — он стоит на вершине Спасской горы.

В 1909-1914 годах его построил архитектор Николай Нагорский для своего отца — известного ученого, ветеринара Валентина Нагорского.

Из-за обилия декора, свойственного русскому деревянному зодчеству, дом кажется традиционным. Вместе с цоколем и чердаком он имеет почти четыре этажа и выстроен на кирпичном фундаменте. Крышу венчает башня-обсерватория, декор дымоходов выполнен в готическом стиле, а легкая асимметрия отсылает к модерну. Прежде восьмигранная башня могла поворачиваться, а купол открываться, чтобы владелец мог любоваться на звезды.

От внутреннего убранства терема сохранились только изразцовые печи, винтовая чердачная лестница и оконные рамы.

После революции в здании работала радиостанция, потом —  художественная школа и реставрационная мастерская. С 1997 года деревянный особняк арендует православный приход храма Александра Невского. После реставрации здесь хотят сделать резиденцию православного епископа, отчего попасть внутрь станет совсем невозможным.

Костромская область

Главное, что стоит увидеть в Костромской области — это музей деревянного зодчества и два сказочных терема в Чухломском районе, в селе Погорелово и Асташово.

Музей деревянного зодчества в Костроме

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Почти «левитановские» пейзажи в музее под открытым небом «Костромская слобода» / фото Алены Патрикеевой

Костромская слобода — этнографическая деревня с крестьянскими избами, амбарами, мельницей, банями на сваях (от этого они напоминают избушки на курьих ножках) и тремя церквями XVI-XIX веков. Постройки находили в деревнях, оказавшихся под угрозой затопления из-за строительства плотины Горьковской ГЭС.

Один из интересных экспонатов — церковь Илии Пророка. Внутри на втором этаже сохранился свод из домотканого холста с изображением сцен из страстей Христовых, а деревянный иконостас выполнен в стиле провинциального барокко.

Другой храм в честь Всемилостивого Спаса примечателен тем, что внутри него сохранилась оригинальная резьба.

Интерьер многих крестьянских изб воссоздан в точности, внутрь можно зайти и увидеть аутентичный быт.

Костромская слобода находится неподалеку от стен Ипатьевского монастыря. Она входит в архитектурно-этнографический отдел Костромского музея-заповедника.

Терем в Асташово

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Терем в Асташово / фото Olga Golovicher

Находится в Чухломском районе Костромской области. Это историческая усадьба, гостиница и музей одновременно.

История его появления похожа на сказку. Деревянный особняк в 1897 году построил местный крестьянин Мартьян Сазонов, чтобы подарить его возлюбленной, на которой он позже женился.

Сейчас в тереме живой музей. Это означает, что экспонаты в его помещениях не просто часть интерьера. Ими можно пользоваться: исследовать содержимое буфетов и сундуков, зажигать старинные лампы, листать старые книги, слушать пластинки на граммофоне.

Переночевать в тереме может любой желающий, совместив отдых с экскурсией.

Терем в Погорелово

Этот терем также находится в Чухломском районе.

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Терем в Погорелово — красивый, но труднодоступный. Хорошо, что у дома есть хозяин и его потихоньку реставрируют

По легенде его создатель Иван Поляшов соперничал с Мартьяном Сазоновым и хотел возвести особняк ничуть не хуже. Ему удалось это сделать в 1903 году.

После революции в тереме размещался военкомат и интернат для детей, из-за чего интерьер сильно пострадал.

В наше время дому присвоили статус объекта культурного наследия, однако сохраняется тот силами поэта и переводчика Анатолия Жигалова, который выкупил его у сельсовета.

В тереме уцелела парадная лестница, витражи, эркер, наличники, резные ставни и частично цветные окна.

Вологодская область

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Дома на улице Маяковского в Вологде

За деревянной архитектурой отправляйтесь в Вологду. Там сохранилось много старинных деревянных домов. Вот лишь некоторые из них:

Еще один интересный дом в стиле классической русской усадьбы XIX века находится в Череповце.

Усадьба Гальских в Череповце

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Усадьба Гальских / фото со страницы усадьбы Вконтакте

Голубоватое здание сегодня выглядит так же величественно, как и во времена дворян Гальских, заложивших усадьбу на берегу реки Шексны.

Деревянному особняку уже более 200 лет. В его планировке заметно влияние классицизма. Это строгая центричная композиция, пропорциональность декора, колонны на парадном фасаде, анфиладное расположение комнат.

Для того, чтобы воссоздать интерьер барского дома, аутентичные предметы искали по всей России. С 1989 года тут работает историко-этнографический музей.

Вокруг усадьбы сохранились все хозяйственные постройки, включая уникальный двухэтажный амбар на фигурных столбах и конюшню, где можно заказать конную прогулку по окрестностям.

Нижегородская область

Рядом с Нижним Новгородом есть старинные городки с интересными образцами деревянной архитектуры — Семенов и Городец. Немного расскажем про них.

Город Семенов известен не только «семеновской» матрешкой, но и и своим искусством резьбы по дереву. Один из самых красивых — дом на ул. Ванеева, 14 — с резными наличниками и изящным орнаментом.

В Городце открыт музейный комплекс «Город мастеров», где можно познакомиться с историей деревянного зодчества Нижегородской области XVI-XIX веков, а на улицах старинного городка увидеть сохранившиеся домики с кружевными наличниками и другими эффектными атрибутами деревянной архитектуры (ищите их на улицах Набережная Революции и Андрея Рублева). На ул. Андрея Рублева стоит редкий образец деревянного ампира — усадьба Паниных. Таких домов России сохранилось очень мало.

Ниже еще два интересных объекта от Dorogi-ne-dorogi.ru.

Музей «Щелковский хутор» в Нижнем Новгороде

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Щелковский хутор / фото со страницы музея в ВК

Это лесопарк, на территории которого разбросаны 16 деревянных построек, повторяющие облик уединенной нижегородской деревни.

Вдоль дороги стоят крестьянские дома, чуть поодаль виднеются крылья мельницы, церковь, овины и другие хозяйственные постройки. Объекты в музее подлинные, их собирали по всей Нижегородской области.

Интересный объект хутора — дом Павловой. Этот деревянный особняк с мезонином конца XIX века объединяет под одной крышей не только жилые помещения, но и кладовые, мастерские и молельни.

Обратите внимание на мельницу толчею-столбовку. От ветра вращаются не только крылья, но и весь мельничный сруб вокруг центрального столба.

Летняя дача Бугрова в Володарске

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Дача Бугрова / фото Википедии CC BY-SA 4.0

Узорчатый терем-пряник до революции был дачей местного купца-мукомола Бугрова. Особняк в окружении лип появился в 1892 году. Его характерная особенность — лубочный стиль, сочетающий пышное узорочье боярских палат и форму крестьянского жилища.

Существует предположение, что изначально дом был выставочным объектом и Бугров купил его на ярмарке. На это указывает обильный декор фасада, тонкая резьба, покрывающая даже мелкие детали, одинаковый диаметр всех бревен с точностью до миллиметра. Высота балконов и террас только 60 см, а к первому этажу террасы южного фасада нет выхода из дома.

Сегодня внутри здания находится Володарский районный музейный центр. В нем размещены экспонаты с археологических раскопок в окрестностях Володарска, предметы и документы мельничного производства, а также выставка о старообрядчестве в Володарском районе.

Тверская область

Главное, что стоит увидеть всем искателям деревянной старины в Тверской области — это Кимры — город, который называют столицей деревянного модерна. Еще один интересный объект находится в окрестностях Торжка.

Архитектурно-этнографический музей-заповедник Василёво в Торжке

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Музей Василёво / фото Тверского Государственного объединенного музея

Включить Василёво в план своего путешествия стоит, как минимум, из-за двух вещей.

Во-первых, это кольцевой маршрут из двух десятков деревянных построек XVIII –XIX веков. Вам встретятся крестьянские избы, часовни, амбары и пожарное депо. Несмотря на древность, здания впечатляют мало. Большинство из них сложены просто, без причудливой резьбы и декора. Летом рассмотреть их подробно мешает растительность вокруг.

Вторая достопримечательность — каменный Чертов мост на территории усадьбы, который послужил локацией для съемки фильма Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор». Сложенный из валунов, мост впечатляет и без кинематографических спецэффектов.

Дом купцов Лужиных в Кимрах

Кимры — небольшой городок в Тверской области, который до 1924 года считался селом. Резные дома здесь выстраиваются в целые улицы, встретить такое в другом городе России почти невозможно.

24 места в России, где можно увидеть деревянное зодчество

Дом купцов Лужиных / фото Сергея Махлова

Почти все памятники деревянного зодчества в Кимрах — жилые дома. Удивляет, как ярко отразился в архитектуре города модерн. Это характерные башни на кровле, асимметрия и обязательно — очень крупный декор на небольших зданиях.

Дом купцов Лужиных даже на фоне оригинальной застройки города держится самобытно. Теремок, как его называют местные жители, выделяется циклопическим окном на парадном фасаде в круглом деревянном наличнике. Такой же мотив повторяется на северном и дворовом фасаде. Башня украшена солярным символом —  схематичным изображением солнца.

Построили одноэтажный дом около 1910 года. По легенде, архитектор совместил в проекте элементы от нескольких зданий, понравившихся Лужину.

Терем считается неофициальным символом города. Сейчас внутри него находится магазин, попасть внутрь можно свободно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *