-->

Земельные участки государственного заказника национальных парков находятся в собственности и могут быть переданы в пользование по решению суда. Порядок предоставления в собственность, (бессрочную) аренду или безвозмездное пользование земельных участков на территории государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона

Земельные участки государственного заказника национальных парков находятся в собственности и могут быть переданы в пользование по решению суда. Порядок предоставления в собственность, (бессрочную) аренду или безвозмездное пользование земельных участков на территории государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона

. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

1. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 – 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

5. В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

7. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 – 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

СТ 95 ЗК РФ

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Абзац утратил силу с 10 января 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 505-ФЗ

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий;

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории – в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”. В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.

5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.

7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:

1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;

2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;

3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;

4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;

5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для комплексного развития территории, с победителем торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, иным лицом, имеющим право на заключение данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо юридическим лицом, созданным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;

6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”) осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.

9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.

10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании “Российские автомобильные дороги” осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ “О Государственной компании “Российские автомобильные дороги” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Когда могут отказать в предварительном согласовании?

Отказать в предоставлении земельного участка уполномоченный орган может в нескольких случаях:

  • Если допущены нарушения в составлении схемы расположения земельного участка;
  • Если предоставлены не все документы;
  • Если у заявителя нет права на предоставление участка без торгов.

В любом случае причина должна быть указана в решении об отказе. Такое решение не лишает гражданина возможности обратиться с заявлением о предварительном согласовании после исправления недочётов.

Земельные участки государственного заказника национальных парков находятся в собственности и могут быть переданы в пользование по решению суда. Порядок предоставления в собственность, (бессрочную) аренду или безвозмездное пользование земельных участков на территории государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона

Кто имеет право на предоставление земельного участка без проведения торгов?

Без проведения торгов земельный участок может быть предоставлен отдельным категориям граждан, в частности:

  • Члену садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (СНТ или ОНТ);
  • Собственнику здания или сооружения, которое расположено на этом участке;
  • Собственнику объекта незавершенного строительства;
  • Арендатору участка для сельскохозяйственного производства;
  • Арендатору участка для ИЖС или ЛПХ на срок до 6 лет;
  • Гражданину, желающих получить участок для ИЖС или ЛПХ;
  • Гражданину, имеющий трех и более детей;
  • Другим гражданам и организациям.

Также правом на предоставление земельного участка без торгов обладают некоторые организации. Например, крестьянские-фермерские хозяйства, казачьи общества, религиозные организации и другие.

Граждане и юридические лица, которые могут получить земельные участки на основании предварительного согласования, перечислены в Земельном кодексе РФ, а в Приказе Росреестра – документы, которые нужно предоставить, чтобы подтвердить свое право на приобретение земельного участка в таком порядке.

Земельные участки государственного заказника национальных парков находятся в собственности и могут быть переданы в пользование по решению суда. Порядок предоставления в собственность, (бессрочную) аренду или безвозмездное пользование земельных участков на территории государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона

Как получить предварительное согласование?

Для того чтобы получить предварительное согласование предоставления земельного участка в аренду, собственность необходимо придерживаться следующего порядка действий:

Земельные участки государственного заказника национальных парков находятся в собственности и могут быть переданы в пользование по решению суда. Порядок предоставления в собственность, (бессрочную) аренду или безвозмездное пользование земельных участков на территории государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона

Шаг 1. Собрать необходимые документы

Для получения предварительного согласования заявителю обязательно понадобятся?В соответствии с п. 2 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации:

  • паспорт для граждан или выписка из ЕГРЮЛ для юридических лиц;
  • документы, подтверждающие право на предоставление земельного участка без торгов (согласно перечню).

Кроме того, могут понадобиться схема расположения земельного участка; реестр членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

Земельные участки государственного заказника национальных парков находятся в собственности и могут быть переданы в пользование по решению суда. Порядок предоставления в собственность, (бессрочную) аренду или безвозмездное пользование земельных участков на территории государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона

Шаг 2. Подать заявление

Заявление о предварительном согласовании необходимо подать в местную администрацию, это можно сделать лично или через МФЦ, или онлайн через портал Госуслуг.

Заявление должно содержать следующие сведения?В соответствии с п. 1 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации:

  • ФИО, место жительства и паспортные данные заявителя;
  • кадастровый номер земельного участка – если границы участка установлены или их необходимо уточнить;
  • кадастровый номер земельного участка (или нескольких) из которого будет образован или выделен предоставляемый земельный участок – если границы участка не установлены;
  • реквизиты решения об утверждении проекта межевания территорий (если есть);
  • основание предоставления земельного участка без торгов (из перечня);
  • вид права, которое заявитель хочет получить в отношении участка (например, собственность, аренда или безвозмездное пользование);
  • цель использования земельного участка;
  • реквизиты документа или схемы территориального планирования (утверждается в каждом муниципальном образовании);
  • почтовый адрес и адрес электронной почты заявителя.

При подаче заявления необходимо указать вид разрешённого использования (ВРИ). Например, если вы собираетесь строить дом, то стоит указать в качестве ВРИ индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

Шаг 3. Дождаться рассмотрения заявления

Заявление будет рассмотрено местной администрацией в течение 20 дней (в 2023 году не более 14 дней). Срок в некоторых случаях может быть продлён до 35 дней (в 2023 году до 20 дней).

Шаг 4. Получить решение

После получения решения в течение 2 лет (срок действия решения) можно будет провести межевание участка, обратиться в местную администрацию и заключить соответствующий договор (аренды, приобретения за плату, бесплатно или безвозмездного пользования).

Земельные участки государственного заказника национальных парков находятся в собственности и могут быть переданы в пользование по решению суда. Порядок предоставления в собственность, (бессрочную) аренду или безвозмездное пользование земельных участков на территории государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона

Как государство предоставляет участки?

Государство или местные власти могут передать гражданину или организации земельный участок в аренду или в собственность. По общему правилу это происходит в результате проведения аукциона. Участок получает тот, кто предложит за него большую цену или больший размер арендной платы.

Земельные участки государственного заказника национальных парков находятся в собственности и могут быть переданы в пользование по решению суда. Порядок предоставления в собственность, (бессрочную) аренду или безвозмездное пользование земельных участков на территории государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона

Однако в некоторых случаях участок может быть предоставлен и без торгов. Если границы земельного участка не установлены, или их необходимо изменить, то перед этим необходимо пройти процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка.

Комментарий к Статье 95 Земельного кодекса РФ

Отношения в области охраны и использования земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ), объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов ФЗ об особо охраняемых природных территориях (далее – ФЗ от 14 марта 1995 г.), в ст. 2 которого перечисляются категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития на федеральном, региональном и местном уровнях, порядок образования их охранных зон, основные функции федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных научных и образовательных (высшего образования) организаций.

Перед государственными природными заповедниками ставятся цели сохранять и изучать естественный ход природных процессов и явлений, генетический фонд растительного и животного мира, отдельные виды и сообщества растений и животных, типичные и уникальные экологические системы. На них возлагаются задачи сохранения биологического разнообразия, поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организации и проведения научных исследований, осуществления экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды, экологического просвещения.

Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

В государственных природных заповедниках могут выделяться земельные участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. В ст. ст. 6 и 11 ФЗ от 14 марта 1995 г. рассматриваются порядок пребывания на землях заповедника, платность его посещения, основы управления заповедниками федеральными государственными бюджетными учреждениями, передача им земельных участков в постоянное бессрочное пользование.

В ст. ст. 12, 14, 16 и др. того же Федерального закона предусматриваются изъятие из гражданского оборота земель, иных природных ресурсов и недвижимого имущества, расположенных в границах национальных парков и находящихся в федеральной собственности; порядок создания национального парка, пребывания в нем, платность посещения; основы управления, в основном аналогичные управлению землями заповедников.

В ст. ст. 19 и 20 ФЗ от 14 марта 1995 г. регулируются режим, порядок создания природных парков и управление землями, переданными им в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством РФ, запрещение изъятия или иного прекращения прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством (такой порядок пользования, запрещения изъятия и (или) прекращения устанавливается и для большинства других ООПТ). Природные парки относятся к ООПТ регионального значения.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль землепользования, в том числе быть:

– комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

– биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

– палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

– геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы;

– гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем.

Задачи и особенности режима особой охраны земель конкретного государственного природного заказника определяются органами исполнительной власти, принявшими решение о создании такого государственного природного заказника. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников и имеющих обременения, могут предоставляться льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В ст. ст. 22 и 23 ФЗ от 14 марта 1995 г. предусматриваются порядок создания государственных природных заказников и управление государственными природными заказниками федерального значения государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками, а регионального значения – организациями, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

– эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

– места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

– природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

– уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);

– геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

– геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

– местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

– природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

– береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

– отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, проявления карста, пещеры, гроты).

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, – территориями памятников природы допускается с изъятием либо без изъятия занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы РФ в области охраны окружающей среды и их территориальные подразделения принимают решение о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть ООПТ федерального или регионального значения.

Дендрологические парки и ботанические сады в соответствии со ст. 28 ФЗ от 14 марта 1995 г. создаются для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия. Земельные и лесные участки в их границах предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим их управление, в постоянное (бессрочное) пользование. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, регионального значения – высшим исполнительным органом субъекта РФ, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

Использование земель ООПТ нуждается в судебной защите. Так, рассматривался иск территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю к индивидуальному предпринимателю Т., Сочинскому национальному парку о признании недействительными договора аренды земельного участка и зарегистрированного права аренды земельного участка.

К участию в деле привлечены департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Суд признал, что договор аренды земельного участка был заключен с нарушением законодательства; руководствуясь ст. ст. 3, 22 и 95 ЗК РФ, ст. 17 ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, ст. 168 ГК РФ, суд удовлетворил иск.

По другому делу некоммерческая организация “Национальный парк “Лосиный Остров” предъявила иск к администрации Мытищинского района о признании недействительными Постановлений главы Мытищинского района “Об отводе земельного участка АОЗТ “Юниос” под строительство автозаправочной станции по Ярославскому шоссе в г. Мытищи” и “Об утверждении границ отвода земельного участка ЗАО “Юниос-М” на том основании, что принятие названных Постановлений произведено с нарушением законодательства, устанавливающего правовой охранный режим для территорий национальных парков.

Решением арбитражного суда Московской области в удовлетворении иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение, которым иск некоммерческой организации “Национальный парк “Лосиный Остров” удовлетворен в полном объеме, поскольку истец указывал, что Постановлениями главы администрации Мытищинского района приняты хозяйственные решения в отношении земельного участка, входящего в границы особо охраняемой природной территории – национального парка “Лосиный Остров”, с целью, не отвечающей назначению земель парка, что распоряжение землями национального парка, относящимися к федеральной собственности, осуществлено главой районной администрации с превышением его компетенции.

Суд, отказывая в удовлетворении иска, сослался на заключение государственной экологической экспертизы, пришедшей к выводу на основании исследования проектной и иной документации, что строительство автозаправочной станции на земельном участке, отведенном Постановлением главы администрации Мытищинского района для ЗАО “Юниос-М”, не приведет к отрицательным экологическим последствиям при осуществлении надлежащего контроля на всех этапах работ. Признавая иск необоснованным, суд также исходил из того, что выделенный ЗАО “Юниос-М” земельный участок не выведен из хозяйственного оборота, находился в пользовании транспортного предприятия ЗАО “Трансвал”.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции как не отвечающее требованиям действующего законодательства, указал, что отвод земельного участка для строительства АЗС на территории национального парка “Лосиный Остров” противоречит положениям ст. 15 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”, исключающим новое строительство, не связанное с функциональным назначением национального парка, вне зависимости от отсутствия вредных последствий такого строительства. В постановлении суда дана также оценка обстоятельствам по доводам ответчика и третьих лиц по вопросам о неподтверждении ответчиком права пользования землями национального парка, утверждению об отсутствии четко обозначенных границ парка, а также доводам о том, что Постановления главы администрации не содержат разрешения на строительство автозаправочной станции.

1. Комментируемая статья содержит перечень земель, относящихся к объектам общенационального достояния и в силу этого нуждающихся в защите от неблагоприятных воздействий в результате хозяйственного использования прилегающих земель. Поэтому такие земли включены в особо охраняемые природные территории. Правила определения таких земель, режим их использования зависят от конкретной цели, как и лица, к компетенции которых относится такое определение. Земельные участки, подлежащие в соответствии со схемами развития территории субъекта РФ к отнесению в данную категорию, резервируются органами государственной власти субъектов Федерации. Хозяйственная деятельность на них ограничивается.

2. Особенности каждой особо охраняемой территории, имеющей уникальное, историческое, культурное, научное и иное особое природоохранное значение, режим использования и охраны определяются ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, содержание которого в обобщенных чертах передано в ст. 95 ЗК.

Так, земли государственных природных заповедников и заказников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов изымаются как особо охраняемые природные объекты из хозяйственного использования. Земли, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на указанных территориях, предоставляются в пользование (владение) специализированным учреждениям на правах, предусмотренных федеральными законами. К таковым можно отнести природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, нацеленные на длительное наблюдение и изучение, поддержание в естественном состоянии природных комплексов и объектов, уникальных ландшафтов, разработки научных основ охраны природы и рационального использования ее ресурсов, проведение экологического мониторинга, сохранение в природе генетического фонда растительного и животного мира.

На территориях государственных природных заповедников возможна лишь деятельность, направленная на сохранение природных комплексов в естественном состоянии, предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам либо восстановление после антропогенного воздействия. Деятельность, не ориентированная на перечисленные цели, не допускается, за исключением строительства зданий и сооружений, сельскохозяйственных объектов, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций в пределах, необходимых для обеспечения деятельности заповедников.

Статус конкретного государственного природного заповедника утверждается органом, уполномоченным Правительством РФ, а научно-исследовательская деятельность в них регулируется Положением о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 (СП РСФСР. 1992. N 4. Ст. 25), Примерным положением о государственных природных заказниках в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минприроды России от 16.01.1996 N 20.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и относящиеся к землям особо охраняемой территории, в определенных случаях могут быть переданы в собственность субъектам РФ или муниципальным образованиям (подробнее см. ФЗ от 03.12.2008 N 244-ФЗ “О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” (РГ. 2008. N 251). Это земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ; предоставленные органам государственной власти субъектов РФ или созданным ими казенным предприятиям, ГУПам, некоммерческим организациям; предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ. Однако такая передача возможна при условии, что право федеральной собственности было зарегистрировано в ЕГРП до вступления этого Закона в силу.

Росимущество:  Ревизионная комиссия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *