-->

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Условия формирования индивидуального стиля деятельности

Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) (англ. individual style of performance) – характерная для данного человека система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Формирование индивидуального стиля деятельности объясняется тем, что комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается индивидуальный стиль деятельности – неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.

В отечественной психологии преобладают исследования индивидуального стиля в зависимости от основных свойств нервной системы человека (Е.А. Климов, В.С. Мерлин, К.М. Гуревич).

С точки зрения видного отечественного психолога Е.А. Климова, под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности. Но наиболее пристально ученый рассматривает индивидуальный стиль деятельности в узком смысле слова как обусловленную типологическими особенностями устойчивую систему способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению определенной деятельности.

Иначе говоря, индивидуальный стиль – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Е.А. Климовым предложена общая структура индивидуального стиля, в которой выделяется «ядро» и «пристройка» к нему. Ядро индивидуального стиля составляют такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности обусловливают первый приспособительный эффект и, таким образом, существенно определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля. Например, на основе инертности (которая является ядром индивидуального стиля) сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы. Такая особенность деятельности может быть осмыслена как своеобразный способ эффективного уравновешивания со средой, как доведение действий до конца. На основе инертности легко осуществляются медленные и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Аналогичным образом и на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты деятельности.

Росимущество:  В этой статье мы ввели сумму, которую можно рассчитать прописью онлайн

Среди особенностей, составляющих ядро индивидуального стиля выделяются две категории:

· особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке («А»);

· особенности, противодействующие успеху («Б»).

Особенности, противодействующие успешному осуществлению деятельности рано или поздно, стихийно или сознательно «обрастают» компенсаторными механизмами. Так, обусловленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности. Обусловленная подвижностью снижения сопротивляемость действию монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность и т. д.

Благодаря наличию у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих ее успешному выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля. К ним относятся поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности. Так, например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются здесь наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе. Подвижные максимально используют свои скоростные ресурсы и способность часто переключаться с одной ситуации на другую и именно на этом пути «находят себя». Таким образом, среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две категории:

· особенности, имеющие компенсаторное значение («В»);

· особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей («Г»).

Таким образом, индивидуальный стиль тем в большей степени сформирован и выражен, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к категориям «А», «В», «Г», и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей категории «Б».

Е.А. Климов отмечает, если бы индивидуальный стиль деятельности в труде, учении, спорте однозначно определялся комплексом природных особенностей человека, то задача описания его детальной структуры, классификации и даже предсказания его особенностей была бы относительно простой и актуальной. Однако такого индивидуального стиля просто не существует. Если же под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то более насущной представляется несколько иная задача. Необходимо в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль. Для этого важно:

· определить конкретную систему «субъект – объект» и определить то желательное состояние, к которому она должна прийти (иначе говоря, указать цель управления);

· выделить как можно больше существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (т.е. указать определенную группу входных воздействий, как управляющих, так и возмущающих);

· выделить такие управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором;

· выделить такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором.

После того как все это проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру.

Изучению индивидуального стиля деятельности большое внимание уделяется в пермской научной психологической школе В.С. Мерлина, который показал, что индивидуальный стиль деятельности играет системообразующую функцию в развитии интегральной индивидуальности человека. Развивая эту идею, М.Р. Щукин сформулировал представление об индивидуальном стиле как о целостном образовании, характеризующемся индивидуальными особенностями в следующих сторонах деятельности:

· в системе внутренних условий;

· в отражении субъектом внешних условий и требований деятельности;

· процессуальной и результативной сторонах.

При этом взаимодействие внутренних условий рассматривается как определяющая сторона стиля, характеризующая саморегуляцию деятельности и обеспечивающая индивидуальное своеобразие в процессуальной и результативной сторонах деятельности и отражении субъектом внешних условий и тре­бований деятельности.

В качестве важнейших внутренних условий как реализации благоприятных индивидуальных возможностей субъекта, так и преодоления негативных тенденций в его деятельности выступают:

· особенности отношения человека к деятельности;

· особенности самосознания, самооценки;

· особенности интеллектуальной деятельности;

· компоненты опыта;

· эмоциональный фактор.

На формирование индивидуального стиля деятельности оказывает влияние также возрастной фактор. Исследования показали, что по мере перехода на последующие возрастные ступени уменьшается влияние на деятельность и поведение нейродинамических свойств и возрастает влияние свойств личности.

В работах пермской научной школы изучен вопрос о механизмах приспособления индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности. Выделяются механизмы:

· компенсации (позволяют замещать недостаточно выраженные качества и особенности деятельности более выраженными);

· адаптации (позволяют наиболее полно использовать благоприятные индивидуальные возможности человека);

· коррекции (позволяют ограничивать негативные проявления деятельности и подтягивать те или иные ее характеристики до требуемого уровня).

Взаимодействие внутренних условий в характеристике индивидуального стиля должно рассматриваться в единстве с объективными условиями и требованиями деятельности. Последние могут способствовать реализации одних качеств субъекта и ограничению проявлений других его качеств. Вместе с тем, одни и те же внешние условия и требования деятельности приобретают для разных лиц разные характеристики, так как система внутренних условий обеспечивает избирательное отражение этих условий и требований.

Многочисленные исследования процессуальной стороны индивидуального стиля деятельности показывают, что эта сторона стиля включает в себя широкий спектр особенностей деятельности. Существуют индивидуальные различия в особенностях:

· исполнительных возможностей;

· контрольных действий;

· соотношения ориентировочного и исполнительного компонентов деятельности;

· выбора ситуаций и заданий;

· подготовки к работе;

· вхождения в работу;

· организации рабочего места;

· отвлечений от работы;

· негативных проявлений индивидуальных различий в деятельности.

В качестве существенной особенности индивидуального стиля выступает соотношение ориентировочных (в том числе контрольных) и исполнительных действий. Показано, что у одних людей ориентировочная деятельность более развернута и более обособлена от исполнительных действий (у лиц с инертной и слабой нервной системой), а у других эта деятельность менее развернута и в большей степени осуществляется в связи с исполнительными действиями (у лиц с подвижной и сильной нервной системой).

Связь результативной и процессуальной сторон деятельности в индивидуальном стиле не является однозначной. В одних случаях ряд особенностей в процессуальной стороне (высокая скорость выполнения действий, тщательный самоконтроль и т. д.) может проявиться в высоких достижениях в производительной или качественной сторонах деятельности. В других случаях некоторые особенности деятельности (торопливость, частые отвлечения и т. д.) могут привести к тому, что некоторые благоприятные возможности (в частности, скоростные) окажутся нереализованными в результатах деятельности.

Формирование индивидуального стиля деятельности предполагает учет, с одной стороны, его внутренних условий и их взаимодействия, а с другой – внешних условий и требований деятельности.

Первые исследования по формированию индивидуального стиля осуществлялись в рамках учета его зависимости от свойств нервной системы. В этих исследованиях обеспечивалась возможность выбора заданий и приемов выполнения действий, осуществлялась индивидуализация указаний, проводилась работа по ограничению негативных особенностей деятельности.

В отношении внутренних предпосылок формирования индивидуального стиля показана роль следующих условий:

· обеспечение активной мотивации;

· учет самооценок;

· активизация мышления;

· активизация самоанализа;

· учет эмоциональных реакций;

· психологическое просвещение.

Назначение психологического просвещения заключается в обеспечении осознания достоинств и недостатков в деятельности, создании установок на активное овладение рациональными приемами работы. Оно связано с ознакомлением человека с закономерностями овладения навыками и умениями, ходом становления и значением привычек, причинами индивидуальных различий в деятельности и т. д.

Перечисленные условия формирования индивидуального стиля активизируют саморегуляцию человека, что ставит его в активную позицию в отношении использования своих возможностей.

Один из аспектов формирования и совершенствования индивидуального стиля заключается в коррекции негативных особенностей деятельности. Это связано с необходимостью создания внутренних предпосылок для принятия и реализации субъектом предъявляемых ему рекомендаций. При этом в качестве существенного условия коррекции деятельности выступает формирование автоматизмов, противодействующих негативным тенденциям.

В целом, исследования индивидуального стиля деятельности позволили сформировать следующие основные положения:

· существуют стойкие личные качества, существенные для успеха деятельности, обусловленные типологическими свойствами нервной системы;

· существуют разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления деятельности;

· имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей;

· формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними.

Таким образом, индивидуальный стиль деятельности – это достаточно устойчиво используемый способ достижения человеком типичных задач, обусловленный типологическими свойствами нервной системы, отличающийся от других возможных способов процессом, но не результативностью. Формирование индивидуального стиля зависит от личностных и социально-психологиче­ских условий жизнедеятельности.

Не забудь поделиться страницей с друзьями:

Индивидуальные особенности человека

Я напомню о том, что когда мы начинаем заниматься способностями и
далее темпераментом, характером, мы входим скорее не в общую, а в
дифференциальную психологию. Точнее, мы не покидаем общую психологию, но, по
традиции, понятие способностей относим к психологии дифференциальной.

Затем: он движется в определенном темпе. То, как быстро он движется
– темперамент – динамическая сторона любой деятельности.
Индивидуальность – ширина шага, расположение тела в момент ходьбы, размах рук –
все это некоторый индивидуальный портрет, который, разумеется, будет называться
характером. Способности, темперамент, характер.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Мы убедимся, что между этими подходами есть масса промежуточных
форм.

Определение способностей

И сразу назовем одно имя, оно будет нам попадаться не один раз:
Борис Михайлович Теплов.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

И тогда, вы знаете, в одно слово, немножко осовременивая Теплова –
он так не говорил. Первое свойство способностей мы назовем: переменное,
индивидуальное качество, которое варьирует, изменяется, разное у разных людей.

2. Затем – второе. Но не всякое качество,– говорит Теплов,–
может быть названо способностью. Способностью мы назовем такое качество,
которое связано с успешностью освоения или осуществления к.-л.
деятельности. (Теплов в 50-х – начале 60-х гг. находится на рубеже двух эпох.)

Этих двух свойств хватит основателям тестологии, чтобы диагностировать
способности.

3. Третье положение. Способности,– говорит Теплов,– не тождественны
знаниям, умениям, навыкам.

Способности и задатки

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Способности отличаются, как мы сказали, от своего результата, т.е.
знаний, умений, навыков. Но способности также будут отличаться от того, что
обычно называют возможностью ими овладеть, их создать, сформировать. Появляется
словечко задаток. Задатки – это
анатомо-физиологические особенности, которые определяют развитие (ну, скажем
так – обычно говорят) того или иного органа при оптимальных условиях.

Задатки врождены. И тогда теперь уже можем абстрагироваться даже от
самого Теплова, но пометим: способности – это некий момент развития, который
находится на пути от задатков к знаниям, умениям, навыкам.

Способности есть проявление задатков. Но почему-то Теплов
отказывается от этого, казалось бы, житейски понятного определения. Есть,
возможно – задатки, способности развиваются. Вот их проявление в деятельности.

Теплов: способности формируются в деятельности и, следовательно, они
в деятельности впервые создаются.

Смысл второго тепловского определения способностей: пока ты не начал
действовать, ты не можешь определить процесс формирования своих способностей.
Способности формируются в деятельности. Ну и, пожалуй, тогда можно и сказать,
что вообще-то говоря, в идеале способности и представляют собой процесс, процесс
перехода от задатков к результатам – знаниям, умениям и навыкам.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Ключевое имя – превратил интеллект в массу отдельных способностей – Гилфорд.

Но тогда получается, что нужно задать следующий вопрос: а если
такому субъекту поставить новую задачу, которую он может быть будет хотеть или
не хотеть решать. И тогда обнаруживается странная ситуация: способности второго
уровня (действий) – у человека есть.

Я не могу назвать определенное имя, имена будут по ходу рассказа.

Развитие и изучение способностей – от операций к действиям

Тесты на общий интеллект – это начало развития способностей.
Дифференциальную психологию справедливо считают англоязычной наукой. Вообще,
дифференциальные психологи – это англичане (по национальному стереотипу),
которые любят считать. Мы упомянем одного крупного психолога – основал дифференциальную
психологию – Фрэнсис Гальтон (был даже сэр, аристократ).

Задача Альфреда Бине: измерить уровень знаний и установить их уровень.

Первый тест на общий интеллект – это тест начала
века – тест Бине-Симона.

Давайте возьмем такую формулировку – тест на общий интеллект,
и разберем ее точно и буквально по каждому слову.

Тест – есть короткое испытание для установления наличия и степени
выраженности определенного свойства.

Самое главное – пометить слово в серединке. Слово «общий». Слово
«общий» есть синоним слова глобальный, недифференцированный. Вот когда А.Бине
начинает соображать: простите, а какие задания (способности) должны включаться
в интеллект? Сначала приходит на ум:

1. Вербальные способности – то, чем наполнял свою корзинку: беглость
речи, полнота лексикона.

2. Логические способности – это, например, возможности сде­лать
выбор из данных положений.

Почему интеллект называется общим? Хороший показатель можно набрать
за счет вербальных, логических и конструктивных способностей. Общий, значит –
единый показатель способностей, где сами способности не дифференцируются. И в
начале века это считалось вполне нормальным.

Что же сделал Бине? Бине взял для начала порядка тридцати заданий,
правда, 30 – было явно маловато, пришлось увеличивать. Но какую работу
проделал? Установил понятие умственный возраст.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Умственный – психический.
Психический (умст­вен­ный) возраст в тестологии, особенно в начальном – многое
идет против нашей интуиции – годы, месяцы, а вот что под ними подразумевается:
умственный возраст – это количество (или, лучше сказать, набор) заданий,
типовой набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного
возраста.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Проблема очень простая – тест не есть одномоментное событие –
измерил и ушел. Это – довольно богатая методическая процедура.

Вербальные способности: буквы перепутали – нужно найти слово. Но
рядом поставьте другой! Если два теста будут коррелировать, то взаимно
повышается их надежность. И между прочим, мы отмечаем: тестологи вынуждены
увеличивать количество тестов.

Рано или поздно возникнет проблема – придется различать отдельные
способности. Классики отдельные способности не различали, т.к. способностей
было мало – все валили в одну кучу и давали общий показатель. А теперь, когда
тестов (деталей) стало много – возникает проблема выделения отдельных способностей
внутри интеллекта. Или, по-другому, – выделение структуры интеллекта. Эту
проблему в свое время будут решать.

А другое словечко – близко нам – валидность (по-русски –
полноценность). Валидность почему-то не переводит как полноценность теста.
Валидность – это степень соответствия результатов теста измеряемой способности,
или шире – изучаемой деятельности.

Вы знаете, валидность – такая хитрая штука. Не вполне опытный
тестолог радуется: результаты идут одни и те же на разных популяциях. Бывает
высокая надежность, но отсутствие валидности. Валидность надо проверять
регулярно. Для того, чтобы проверять валидность, надо устраивать постоянные
проверки соответствия, проверки корреляции – выполнения теста и развития
соответствующей деятельности.

Для того, чтобы проверить, валиден ли этот тест – сравнить
показатели экзамена по математике с дальнейшими профессиональными успехами.

Итак – надежность и валидность теста.

Структура интеллекта

Опишем только одно измерение структуры. Назову все три, но опишу
только одно.

1 измерение – это выполняемое действие, 2 – это материал, 3 –
результат, а точнее, форма его представления.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Опишем только действие. Пять параметров мы указываем здесь.

1. Восприятие и понимание материала. Гилфорд действует с
помощью факторного анализа. Восприятие и понимание материала – первый фактор на
оси действий.

2. Сбережение материала или память.

4. Раз есть анализ, значит, четвертым пунктом должен идти синтез. Но
здесь он называется конвергентность. Это – восхождение, опознание
объекта по его качественно разным свойствам. Дают 3 свойства, их трудно
объединить, и тем не менее они означают один и тот же объект.

Простите: «длинный, зеленый и пахнет колбасой» – пример теста на
конвергентность.

5. И, наконец, пятый, последний параметр называется оценкой,
оценкой результата выполненного действия.

Мы видим, по этому параметру – действие – есть целый ряд способностей:
1, 2, 3, 4 и 5.

Почему мы подошли к вопросу об этой структуре?

Для повышения надежности и валидности теста теперь говорят не об
отдельных тестах на общий интеллект, а наоборот – об отдельных тестах на
отдельные способности. Их научились обобщать путем факторного анализа.

Первое измерение – это действие, совершаемое действие;
способность изучается на уровне действий, т.е. понимается (про­яв­ля­ет­ся) как
процесс решения задач. На измерение действия пять параметров:

2. Его сохранение или память.

3. Дивергентность как возможность анализа материала.

4. Обобщение, опознание объекта по разным его признакам.

5. Оценка, оценивание.

Теперь давайте остановимся на второстепенных для нас втором и
третьем измерениях.

1. Изобразительный материал, рисуночный, зрительный.

3. Семантический, смысловой материал – слова, фразы,
предложения, рассказы.

4. Поведенческий – означает, что в тесте нам предлагают бытовые
ситуации из нашего опыта.

Это – 4 фактора по материалу.

Шесть – по третьему параметру. Третий параметр назовем результат
или форма его представления. В данном случае эти измерения будут для нас
скучноватыми. Точное различие между ними будет понятно, пожалуй, лишь логику.
Но и мы даже без примеров поймем некую последовательность.

3. Классы вступают в отношения.

4. Когда начинаем анализировать отношения между классами, тогда мы
можем придти уже не к классам, а системам.

5. Преобразование систем.

6. Заключение или вывод.

Возникает еще одна проблема. Сначала поясним, потом назовем.
Существует ряд тестов на отдельные способности, за которыми стоят отдельные
способности. Мы начинаем их обобщать, мы начинаем выделять факторы все более
высокого порядка. Нетрудно предположить, куда мы при этом результате должны придти.
Мы должны придти к одному из понятий, которое будет исследовать диагност по
фамилии Спирмен. Это – диагностика базового (основного) фактора способности. (-фактор.

Начало века, французские социологи: «Растение, пересаженное в чужую
почву, становится в ней сорняком». Мы все сделали, чтобы здесь в Европе
адаптировать тест – пересадили в другой регион и получили
культурно-детерминированную ошибку -фактор – требование контроля любых дополнительных переменных.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Действительно матрица, заполненная каким-то материалом на 8 клеток,
а девятая является пустой. И испытуемому дается возможность заполнить эту
девятую клетку одним из обычно шести вариантов.

Интеллект и креативность

В прошлый раз – способности начали изучать на уровне операций (Бине,
Симон) как уже сложившиеся умения. Потом способности стали изучать как процесс
решения задач (на уровне действий) – Гилфорд.

Но тогда нам нельзя не упомянуть о самом последнем, высшем уровне.
Это – уровень деятельности, который связан с мотивацией.

Не так – больной шизофренией. Он выделит все свойства, и при этом не
будет различать их по значимости.

Больной шизофренией не может поставить себе цель, его деятельность
ненаправлена. И поэтому проигрывает.

1. Самое простое. Мы помним, что тест на интеллект – это короткое
испытание. Тест дает временной лимит. Методика на креативность не содержит
ограничений во времени.

Почему? А потому, что любое ограничение и прежде всего во времени
провоцирует шаблонные способы решения – на прошлом опыте, что когда-то уже
делали, и то, что возможно приносит какие-то результаты сейчас.

Чтобы выявить новый подход к ситуации нельзя ограничивать
испытуемого на времени. Поэтому говорю: не тест, а методика.

2. Тест на интеллект имеет простое строение. Он недвусмысленен.
Методика на креативность имеет сложное строение. Сложное – значит, материал
состоит по крайней мере из двух уровней. (Я пока говорю в общем виде.) Суть
такова: испытуемый, как ему кажется в начале, имеет дело с вполне ясным, определенным
материалом, но на самом деле этот же материал содержит в себе возможности иного
способа действия с ним.

3. Связано с 2. В тесте на интеллект прямая инструкция, прямо
говорят – найди как можно больше способов применения объекта. В методике на
креативность инструкция косвенная, т.е. какой-то способ действия с материалом
испытуемому конечно дают, сообщают – вóт как решать задачу, осваивая это
решение. Но на самом деле задачу можно решить иначе, и на это иное решение
испытуемому не указывают. Испытуемого никак не мотивируют к поиску новых
способов решения.

Это были 3 отличия теста на интеллект от методики на креативноть.

Методика Богоявленской – метод креативного поля. И тогда пошли
дальше. Суть: методика креативного поля имеет ряд реализаций. Я имею в виду
сейчас первую из них. Первая реализация – цилиндрические шахматы.

Интеллект – изучение способностей на уровне действий; креативность –
на уровне деятельности, как способности связаны с мотивацией.

Способность есть, а готовности к ее реализации нет.

То что я сейчас излагаю – разные уровни интеллектуальной активности
испытуемого – интеллект активности, инициативы.

Испытуемый первого уровня проводит диагонали быстрее и быстрее, не
задумываясь над тем, что его цель может быть достигнута другими средствами.

2. Второй уровень (от архимедовского: «Эврика! Нашел!») называется
уровнем эвристическим. Эвристический уровень означает переход к новым
средствам решения задачи. Заметим: какой? Спонтанный, ничем не мотивированный
(никакой инструкции на поиск нового испытуемому не давали). Если бы дали, он бы
выявил – вот почему здесь речь о мотивации.

Бине-Симон – на уровне действий, Гилфорд – на уровне действий.
Креативность – словечко на уровне действий.

Завершая третий вопрос – маленький фонарик.

Общее представление о развитии способностей

Таково – здесь мы вспоминаем о том.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Эта линия является условным разделением диагностического и
личностного подхода.

Более традиционно – на бытовом уровне более приемлемо –
диагностическое представление.

Но вдруг в какой-то момент на способностях музыкальных делаем
остановку, и вспоминаем то, с чего начинался этот вопрос – с определения
Б.М.Теплова. Он изучал как раз музыкальные способности.

Порассуждаем вместе с ним. Так случилось, что я не раз встречался в
аудитории с педагогами-музыкантами, которые, сами того не зная, повторяют в
своей практике открытия Теплова, сделанные им в начале 60-х гг. Музыкант
(ситуация того времени) – человек с абсолютным музыкальным слухом – врожденный
задаток, анатомо-физиологическая способность. Родился с данным слухом – поступай
в музыканты!

Что делает Б.М.Теплов? Та конструкция, которая появится сейчас
справа, покажется привычной.

Темперамент и примеры его исследования

Темперамент – это формально динамическая сторона любой деятельности
субъекта. Т.е. способность всегда специфична. Это способности к чему-то, к
определенной области нашей жизни. Темперамент – напротив – свойство
неспецифическое, касается любой деятельности субъекта. Гиппократ определяет
темперамент по сочетанию жидкостей в теле человека (гуморально – жидкостно).

Второе врожденное основание, которое мы обязательно посмотрим, но в
следующей, девятой теме (где будем говорить о типологиях индивидуальности), это
– соотнесение темперамента, причем рядом поставим термин и характер. Основанием
для темперамента или характера считают телесную конституцию, телосложение. Это
еще одна возможность изучать врожденные основания для темперамента.

Шаг 1. Выделение основных свойств нервной системы. (Ша­гов
всего будет 3).

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Павлов работал на рубеже веков – во многом сегодня его аргументация,
методы аргументации обновлены.

2. Свойство 2. Тоже будет иметь 2 полюса. На одном – уравновешенность
(баланс), на другом – неуравновешенность.

Уравновешенность нервной системы – это ее способность к
переходу от возбуждения к торможению в критической ситуации.

Меняем постепенно частоту. Какие последствия? Их два. Одно состоит в
том, что наш субъект плавно переходит от одной реакции к другой, иными словами,
его поведение не нарушается. Эта критическая ситуация не приводит к разрушению
поведения.

Тогда говорим: имеет место уравновешенность. Иначе – сшибка,
сшибка двух реакций. И две реакции приходится переживать как бы одновременно –
нет дифференциации между частотами, и возникает разрушение поведения. Тогда мы
имеем дело с отсутствием баланса нервной системы. Неуравновешенность.

3. И последнее, третье свойство. Если в одно слово – его надо
назвать подвижность. Если в два: подвижность-инертность. Подвижность
– это чисто темповая характеристика – скорость образования новых условных
связей или скорость перехода от возбуждения к торможению.

Это был первый шаг.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Тогда он обращается к третьему свойству: стоит ли прим третье
свойство к неуравновешенным, где нет самой возможности перехода от возбуждения
к торможению? Стоит ли говорить о скорости перехода там, где нет самой
возможности перехода? И поэтому только к уравновешенным Павлов применяет третье
различение – подвижность-инертность.

Второй этап закончен И для Павлова он сразу же превращается в третий.

Сколько типов мы здесь находим?

Сильный – Уравновешенный – Подвижный. Первый тип. Он сразу получает
название – сангвиник.

С – У – Инертный – флегматик.

С – НУ – холерик.

Сл – меланхолик.

Как только возникли типы нервных систем, они были соотнесены с
типами темперамента. Темперамент – это и некоторая поведенческая память.

Возникает проблема (в инженерной, индустриальной психологии)
соотнесения типов нервных систем и типов поведения.

Рассмотрим обе эти проблемы.

Об этой проблеме мы беседуем коротко, потому что это – соседняя область
– дифференциальная психология.

Что делал Теплов? Даже вот эти эмпирически выявленные типы нервных
систем тепловских исследований не получили достаточной верификации. Он стал
сомневаться и имел на это право – надо выделять как отдельное свойство уравновешенность.
У него качественную разницу получило такое свойство как подвижность.
Наряду с подвижностью – лабильность – гибкость нервной системы при
выполнении тек задачи. Грубо: методик стало больше – типы утратили чистоту. Это
есть, и тогда какое-то понятие должно придти на смену типа. Он заменяет понятие
тип понятием синдром свойств нервной системы. Синдром. Тоже словечко
многозначное. Синдром – это совокупность свойств нервной системы, коррелирующих
между собой.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

У Павлова слова сильнаяслабая нагружены
дополнительным смыслом (лучше иметь сильную нервную систему, чем слабую).

Небылицын: не следует выделять типы с одной стороны, но и не следует
выделять отдельные частные свойства. В анализе темперамента нужно идти от
некоторых глобальных, фундаментальных его характеристик.

60-е гг. А это годы в разных странах – годы исследования нервной
системы: анатомии, функциональных структур.

Небылицын: следует выделять основные характеристики темперамента как
функции анатомических структур. И он выделяет – в одних описаниях две, в других
– три. Пусть у нас будет 1а, 1б и 2.

1б) Общая двигательная активность организма. Именно в эти
годы психогенетики установили кто выигрывает на КИ. Выигрывает тот, у кого
большая энергетика, кто может совершить большее количество движений в единицу
времени.

Таково решение первой проблемы, решение проблемы перехода от свойств
к типам.

Хотелось бы показать то, как человек, который начинает с физиологии
и психофизиологии, переходит к психологическим понятиям.

Переход о типов нервной системы к типам поведения.

Если этой проблемой интересуется индустриальная психология –
психология труда, она говорит не просто о поведении, а о профессиональной
деятельности человека.

Ядро и расширение и условия формирования индивидуального стиля деятельности

Лет 10 назад вызывало улыбку второе слово. То, что является оболочкой
ядра называется пристройка.

Что имеется в виду конкретно? Ядром является тип нервной системы,
который по Павлову и есть определенный темперамент. Пристройка определяется
характером той деятельности, которую осваивает субъект. Пристройка определяется
характером деятельности. Здесь как бы новые веяния, которые нам уже знакомы по
тепловскому представлению способности.

И возникает второй вариант отношений.

По всем ожиданиям, конечно, сильные должны победить. Результат
такой: никто по общей продуктивности не выиграл. Несколько выше по общей
продуктивности – люди со слабым типом нервной системы. К получасу, 35 минутам –
резко снижали продуктивность. Но в целом – продуктивность более высокая, чем у
людей с сильным типом нервной системы.

Пусть у нас третий вопрос первой темы будет очень коротким, потому
что девятая тема также будет посвящена характеру.

Общее представление о характере и его
формировании

Прелюдия к следующей, девятой теме.

Характер – это совокупность устойчивых психических свойств и
привычных, стереотипных способов поведения.

И тогда – вот идея формирования характера. Она проста. Характер есть
устойчивая система отношений. Фактически ленинградская школа находится в
рамках типового для нее дифференциального подхода, назовем его кратко так:
темперамент врожден, характер сформирован, но при этом темперамент является основой
характера.

Посеешь характер – пожнешь судьбу. И опять вспомним Берна.
Сначала игры, в которые играют люди, т.е. типы характеров, а потом, люди,
которые играют в игры – игровые способы поведения начинают определять целевые
структуры субъекта, целеполагание. Как играем (каков сценарий моей жизни),
каков характер – такова судьба.

Яркое выражение диагностического подхода к характеру. Характер
связан со врожденной основой и прижизненным развитием. Если нам где-то и
попадалось в этом изложении слово личность, то это слово личность попадалось бы
в самом широком смысле – индивидуальность, совокупность индивидуальных черт.

Посмотрим, как подходит к формированию характера исследователь личности
в точном смысле слова.

Характер и личность

Самый яркий исследователь темперамента и характера – это не
психолог, это философ – Кант.

Суть кантовской концепции характера состоит в том, что есть
дифференциальный подход. Вы можете считать, что характер есть у каждого
(поскольку у каждого есть темперамент, а характер – это видоизмененный
темперамент). Кант: характер – есть достоинство человека. Характера может и не
быть. Темперамент есть, а характера нет.

Надо пояснить, а пояснение довольно простое. Если в первом случае
характер – производная от темперамента, то во втором – характер – производная
от развития, от личности. Характер рождается и формируется вместе с личностью.

А можно сказать и по-другому. И мы даем определение: характер
– это форма поведения, которая необходима для сохранения имеющейся структуры
мотивов.

Псевдоскупость требует преобразования природных условий,
преобразования своих природных нужд. Характер выполняет защитные функции. Характер
– это форма поведения.

То, что Адлер характером называет индивидуальный жизненный стиль –
говорили.

В качестве забавного, но поучительного заключения. Что такое
характер по Райху? Продолжаем оставаться в теме «характер и личность», но
говорим об организме.

В.В.: Что ты изучаешь?

И.В.: Я сейчас изучаю крикотерапию.

В.В.: И какие там теоретические положения?

И.В.: Какие там теоретические положения! Что такое крик? Это распускание
защитного панциря по Райху в области рта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *