амоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 2611 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 2611 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления:
федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность;
уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Передача в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.
Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 27.12.2009 № 365-ФЗ)
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Особенности передачи автомобильных дорог федерального значения из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, а также особенности передачи автомобильных дорог регионального или межмуниципального либо местного значения из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 22.07.2008 № 141-ФЗ)
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Положения настоящей части не распространяются на отношения, возникающие при разграничении государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 года № 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”.
Установить, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Предусмотренный настоящей частью порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации применяется при передаче имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, в собственность субъектов Российской Федерации в связи с передачей полномочий, осуществляемых реорганизуемыми территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ)
Наделение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований правом собственности на объекты культурного наследия федерального значения, необходимые для обеспечения осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления установленных федеральными законами полномочий, производится с учетом положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ)
Наделение субъектов Российской Федерации правом собственности на передаваемые из федеральной собственности аэропорты и (или) аэродромы гражданской авиации производится с учетом положений Федерального закона от 8 января 1998 года № 10-ФЗ “О государственном регулировании развития авиации” в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ)
Порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность зданий, сооружений, жилых помещений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 08.12.2011 № 423-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 26.04.2016 № 108-ФЗ; от 03.08.2018 № 308-ФЗ)
(Часть в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ)
111. Установить, что в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится в следующем порядке. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 485-ФЗ)
Разграничение имущества осуществляется между:
вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;
вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;
вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;
муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;
муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;
муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 25.12.2008 № 281-ФЗ)
муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в случае изменения перечня вопросов местного значения сельского поселения; (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 485-ФЗ)
городским округом с внутригородским делением и внутригородскими районами в случаях изменения статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением, изменения перечня вопросов местного значения внутригородских районов, разграничения полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов по решению вопросов местного значения внутригородских районов. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 29.12.2014 № 485-ФЗ)
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. (В редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 485-ФЗ)
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
Изменения в учредительные документы соответствующих муниципальных предприятий и учреждений вносятся в двухмесячный срок.
Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.
Муниципальное образование, имущество которого передано в соответствии с настоящей частью, несет субсидиарную ответственность по обязательствам переданных им учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности.
Установить, что к правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям
По мнению одной из адвокатов, ВС затронул довольно специфическую тему и включил в обзор наиболее интересные за последнее время правовые позиции. Второй считает, что в обзоре представлена констатация положений, уже закрепленных в законе, и повторены правовые позиции, ранее озвученные КС. Третий обратил внимание на актуальность проблемы передачи имущества религиозного назначения прежним владельцам – религиозным организациям.
16 ноября Президиум Верховного Суда утвердил
Обзор судебной практики по спорам, связанным с передачей религиозным организациям недвижимого имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Во вступительной части документа отмечается, что в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях (Закон № 125-ФЗ) религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
ВС указал, что в силу п. 2 и 3 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное им в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству. Передача в собственность и пользование религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно, указано в обзоре.
Верховный Суд заметил, что суды при рассмотрении указанных споров в целом верно толкуют и применяют положения Закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности (Закон № 327-ФЗ).
В п. 1 обзора разъяснено, что под недвижимым имуществом религиозного назначения в целях применения положений п. 1 ст. 2 Закона № 327-ФЗ следует понимать помещения, здания, строения, сооружения, построенные для осуществления деятельности религиозных организаций, направленной на совместное исповедание и распространение веры.
В данном пункте рассказывается о религиозной организации, которая обратилась с заявлением о передаче нежилого здания в собственность в порядке, установленном Законом № 327-ФЗ. Уполномоченный орган, рассмотрев заявление и представленные с ним документы, отказал в передаче, сочтя, что спорный объект не отвечает критериям имущества религиозного назначения и в настоящее время используется как концертный зал. Религиозная организация не согласилась с решением и оспорила его в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, согласившись с мнением уполномоченного органа. Однако кассационная инстанция отменила судебные акты и направила дело на новое рассмотрение.
Кассационный суд указал, что для отнесения спорного недвижимого имущества к имуществу религиозного назначения необходимо учитывать цели, для которых осуществлялось его строительство, а не функциональное назначение и вид использования данного имущества в настоящее время. Изменение назначения имущества в процессе его эксплуатации нерелигиозной организацией и использование в иных целях не влияют на определение имущества как недвижимости религиозного назначения, если судом установлено, что объект построен для осуществления одного из видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных п. 1 ст. 2 Закона № 327-ФЗ.
Как разъяснил ВС, религиозная организация представила в материалы дела документы, в том числе архивную справку, содержащую сведения об истории строительства здания, из которых следовало, что оно построено как религиозное (часовня, храм) и первоначально использовалось для богослужений. При новом рассмотрении суд с учетом установленных по делу обстоятельств удовлетворил заявление религиозной организации.
Согласно п. 2 недвижимым имуществом, имеющим религиозное назначение, является имущество, построенное не только для осуществления основной деятельности религиозных организаций, направленной на совместное исповедание и распространение веры, но и для непосредственного обеспечения данной деятельности.
В рассматриваемом случае суд кассационной инстанции удовлетворил требование религиозной организации о передаче ей нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, построенных для непосредственного обеспечения религиозной деятельности – проживания священнослужителей и религиозного персонала на территории монастыря.
Как указал ВС, суды, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в том числе архивные справки, паспорт памятника истории и культуры, установили, что спорный объект (здание типографии) не отвечает признакам имущества религиозного назначения. Здание возведено в качестве самостоятельного объекта, с момента его постройки и по настоящее время использовалось по прямому назначению для печати (издания) литературы и не предназначалось для осуществления и обеспечения видов деятельности религиозных организаций, определенных в ст. 2 Закона № 327-ФЗ. Кроме того, было установлено, что здание типографии не входит в состав монастырского, храмового или иного культового комплекса. С учетом указанных обстоятельств суды не нашли оснований для применения положений названного закона к отношениям по передаче публичного имущества религиозной организации.
Адвокат добавил, что если говорить, например, о протестантских конфессиях, то еще с советского времени у них не было возможности строить молитвенные дома как здания религиозного назначения, поэтому в большинстве случаев они строились как жилые дома или иные сооружения. Подобный подход судов, по мнению Сергея Чугунова, перечеркивает любые возможности вернуть такие здания верующим.
Адвокат МГКА «Горбачёв и партнеры» Анастасия Иванова отметила, что согласно п. 1 и 2 обзора для решения вопроса о передаче недвижимого имущества религиозной организации важным фактором является установление цели, ради которой изначально строился объект недвижимости, а не назначение и вид использования постройки на дату решения вопроса о передаче прав.
По мнению адвоката, ВС сделал важный вывод о том, что для решения вопроса о передаче права религиозной организации на объект недвижимости в предмет доказывания «религиозного назначения» объекта, предполагаемого к передаче религиозной организации, входят архивные и исторические сведения. Фактически ВС упомянул конкретный перечень доказательств, что положительно отразится на аналогичных спорах в будущем, отметила Анастасия Иванова.
«Упомянутые Верховным Судом архивные справки в большинстве регионов являются одними из документов, на основании которых принимается решение о передаче религиозной организации прав на недвижимое имущество, однако, учитывая изобилие судебных споров в части решения вопроса об определении назначения объекта недвижимости, имеются основания полагать, что госорганы, рассматривающие заявления религиозных организаций, в некоторых случаях подходят к изучению документов формально», – прокомментировала адвокат.
В соответствии с п. 3 обзора передаче религиозной организации подлежит только имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности.
В п. 4 отмечается, что отсутствие сведений о постановке недвижимого имущества на кадастровый учет не препятствует рассмотрению заявления религиозной организации и принятию решения о его передаче.
В деле, включенном в данный пункт обзора, суд первой инстанции удовлетворил требование религиозной организации об оспаривании отказа уполномоченного органа рассмотреть вопрос о передаче объектов в безвозмездное пользование, поскольку нежилые помещения не поставлены на кадастровый учет как самостоятельные объекты недвижимости. Суд учел, что материалами дела подтверждено: сведения о нежилом здании, в котором расположены спорные помещения, содержатся в ЕГРН, спорные помещения не являются помещениями, предназначенными для обслуживания иных помещений (помещениями вспомогательного использования), и не являются общим имуществом в здании, поэтому они могут быть объектом гражданского оборота и переданы по договору безвозмездного пользования. С учетом изложенного, а также положений ч. 2 ст. 7 Закона № 327-ФЗ суд заключил, что отсутствие кадастрового учета спорных помещений не может служить основанием для отказа в рассмотрении заявления и принятия решения о передаче имущества религиозной организации.
В п. 5 ВС указал, что отсутствие в ЕГРН сведений о правообладателе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не препятствует его передаче религиозной организации, если в отношении данного имущества не имеется спор о праве.
Суд пояснил, что если право собственности субъекта РФ на спорные здания возникло до вступления в силу Закона о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то принятие уполномоченным органом решения о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения возможно и в отсутствие в реестре сведений о регистрации права собственности за этим публично-правовым образованием. Право публичной собственности и последующий его переход к религиозной организации могут быть впоследствии зарегистрированы в порядке, установленном законодательством о регистрации недвижимости, уточнено в документе.
Исходя из п. 6 обзора, в собственность религиозной организации может быть передано недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, которое на день вступления в силу Закона № 327-ФЗ находилось в безвозмездном пользовании религиозной организации и было перепрофилировано, реконструировано для осуществления и (или) непосредственного обеспечения видов деятельности религиозной организации.
Как подчеркивается в п. 7, недвижимое имущество религиозного назначения, находящееся в безвозмездном пользовании религиозной организации на основании договора, действие которого в установленном порядке не прекращено, не может быть передано в собственность иной организации.
Религиозная организация оспорила в суд отказ уполномоченного органа в передаче здания в ее собственность. Суд первой инстанции удовлетворил исковое заявление. Решение было поддержанно апелляционной и кассационной инстанциями. Суды сочли, что поскольку заявитель осуществлял фактическое пользование частью помещений, которые могут быть отнесены к имуществу религиозного назначения, он имеет право на предоставление всего здания в собственность безвозмездно. При этом суды отклонили довод уполномоченного органа о том, что заявителю не передавались помещения в здании на основании договора или ином праве.
Верховный Суд отменил принятые по делу судебные акты, отказав в удовлетворении заявления религиозной организации. Суд учел, что спорное здание в 1995 г. на основании договора безвозмездного пользования было передано уполномоченным органом другой религиозной организации. На момент обращения заявителя к уполномоченному органу за приобретением имущества другая организация по воле и решению собственника здания (публично-правового образования) осуществляла правомерное пользование и владение данным объектом.
У заявителя, напротив, право безвозмездного пользования как одного из возможных видов права, приобретенного по решению собственника имущества, отсутствовало в отношении как всего здания, так и отдельных помещений в нем, отметил ВС. Он подчеркнул, что в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона № 327-ФЗ имущество, ранее переданное в безвозмездное пользование религиозной организации, может быть передано другой религиозной организации только в случае прекращения в установленном порядке прав на данное имущество той религиозной организации, которой оно было передано ранее.
Таким образом, ВС пришел к выводу: поскольку спорное здание находилось на основании договора в пользовании одной религиозной организации, данный договор в установленном законом порядке не прекращен, а у другой организации право пользования этим же зданием не имелось, уполномоченный орган принял обоснованное решение об отказе в передаче в собственность спорного здания последней организации.
В заключительном пункте обзора ВС обратил внимание, что при передаче объекта недвижимости в собственность или пользование религиозной организации подлежит передаче на соответствующем праве и земельный участок, расположенный под объектом, если не имеется препятствий, установленных земельным законодательством.
ВС пояснил, что если участок не сформирован в границах и площади, необходимых для использования имущества религиозного назначения, то религиозная организация вправе осуществить кадастровый учет такого участка и обратиться за его предоставлением к собственнику. Отсутствие регистрации права собственности на недвижимое имущество религиозного назначения, которое находится во владении этой организации и передано ей в порядке Закона № 327-ФЗ, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Регистрация права (перехода права) как на объект недвижимости, так и на занятый этим объектом участок в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости, возможна одновременно, уточнил Суд.
Константин Ерофеев обратил внимание, что такая установка Верховного Суда является новой в практике. Анастасия Иванова считает, что ВС справедливо включил в обзор данный спор, поскольку зачастую суды указывают об обратном: согласно земельному законодательству применительно к Закону № 327-ФЗ условием реализации права религиозной организации на предоставление в собственность земельного участка в соответствии с п. 2 ст. 39.5 ЗК РФ является наличие права собственности на здание или сооружение религиозного назначения, расположенные на этом участке, что соответствует принципу единства судьбы участка и расположенного на нем здания. «Во всяком случае, момент возникновения права собственности на здание или сооружение хронологически опережает вопрос предоставления земельного участка, реализация которого является правом религиозной организации, а не императивным предписанием, однако п. 8 обзора совершил “поворот” в этом вопросе», – подчеркнула адвокат.
По мнению Анастасии Ивановой, ВС затронул довольно специфическую тему и включил в обзор наиболее интересные правовые позиции по спорам о передаче недвижимого имущества религиозным организациям.
ВС обобщил практику привлечения к ответственности за нарушения законодательства о свободе совестиПрезидиум Верховного Суда утвердил обзор по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 5.26 КоАП
04 июля 2019
Сергей Чугунов обратил внимание, что за последние несколько лет это второй обзор судебной практики по делам, связанным с деятельностью религиозных организаций. Адвокат напомнил, что 26 июня 2019 г. Президиумом ВС был утвержден
Обзор судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.26 КоАП РФ. «В обоих обзорах прослеживается одинаковый подход к составлению обзоров. Во-первых, констатация положений, уже закрепленных в законе. Во-вторых, повторение правовых позиций, ранее озвученных Конституционным Судом РФ, при этом без ссылки на такие решения. В этой части ВС ничего нового в разрешение подобных споров не добавил. В-третьих, поверхностный подход к проблемным и спорным вопросам, что с практической точки зрения могу оценить критически», – пояснил Сергей Чугунов.
Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Константин Ерофеев считает, что проблема передачи имущества религиозного назначения прежним владельцам –религиозным организациям – достаточно актуальна. «Хотя в России нет закона о реституции, законодательство о передаче имущества религиозного назначения де-факто является реституцией церковного имущества, национализированного после революции 1917 г. Теперь это имущество возвращается прежним владельцам, что не может не затрагивать интересы новых собственников имущества – государства или частных лиц. Только в Санкт-Петербурге в собственности религиозных организаций – преимущественно православных и католических – до революции находились несколько сотен зданий. Часть из них до сих пор не возвращены прежним владельцам», – резюмировал адвокат.
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Ограничение перевода государственной собственности в муниципальную
Перевод государственной собственности в муниципальную – это процедура передачи объектов, составляющих собственность Федерации или её субъектов, в собственность муниципальных образований.
Актами нормативно-правового регулирования отношений собственности публично-правовых образований на основе конституционных положений определены виды имущества, передача которых из государственной собственности в муниципальную ограничена ввиду их существенной значимости для государства. В состав таких объектов входят следующие виды имущества:
- те виды имущества, которые составляют основу богатства нации в том числе:
- ресурсы, которые находятся в экономической зоне, территориальных водах или на континентальном шельфе;
- объекты природы, которые ввиду своей значимости охраняются или используются специальным образом, например, курорты, заповедники и др.;
- объекты, которые характеризуются историко-культурной, художественной значимостью, или выступают объектами природного наследия, а также государственные учреждения, чье значение для общества крайне велико;
- те виды имущества, которые обеспечивает надлежащие организацию и деятельность органов публичного управления федерального уровня для решения управленческих задач государственного значения:
- имущество, составляющее федеральную казну, объединяющее ресурсы бюджета Федерации, ресурсы внебюджетных фондов и банк России, а также алмазный, валютный, золотой фонды;
- имущество, обеспечивающие деятельность вооруженных сил страны;
- те виды имущества, которые обеспечивают организацию образовательного и научного исследовательского характера и др.;
- те виды имущества, которые обеспечивают оборонное производство, в том числе производственные, оборонные предприятия, выпускающие различное вооружение, взрывчатые вещества и пр.;
- имущество, которое обслуживает промышленные отрасли имеющие важнейшее значение для хозяйства страны и его развития, в том числе энергетические предприятия, предприятия, реализующие деятельность по добыче и др.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Порядок перевода государственной собственности в муниципальную
Уполномоченный орган публичного управления федерального уровня принимает решение о переводе объекта, состоящего в государственной собственности, в собственность муниципальную на основе анализа представленных заинтересованной стороной документов:
- справки из реестра федеральной собственности, отражающей информацию относительно предлагаемого к переводу объекта имущества;
- справка из единого реестра регистрации прав на недвижимость в отношении предлагаемого к переводу объекта недвижимости. Такая справка должна быть выдана не ранее чем за месяц до ее представления в уполномоченный орган;
- копии документа, подтверждающего право хозяйственного ведения или оперативного управления унитарного предприятия федерального уровня, учреждения федерального уровня в отношении объекта, предлагаемого к переводу;
- правоустанавливающего документа, подтверждающего, что предлагаемый к переводу земельный участок состоит в собственности Федерации;
- согласия унитарного предприятия федерального уровня, федерального учреждения на перевод предлагаемого объекта, который находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении такого предприятия или учреждения. К такому согласию прилагается документ подтверждающий полномочия субъекта подписавшего согласия;
- копии устава унитарного предприятия федерального уровня, федерального учреждения, которые сами составляют объект перевода или которым на ограниченном вещном праве принадлежит объект перевода;
- справки из реестра юридических лиц в отношении унитарного предприятия федерального уровня, федерального учреждения, которые сами составляют объект перевода, либо, когда объект перевода составляет часть имущества, принадлежащего предприятию или учреждению на ограниченном вещном праве;
- выписки, выданной организацией, реализующей технические инвентаризацию и учет объектов градостроительства, в которой содержится информация относительно технических показателей, а также адреса объекта, который подлежит переводу в том случае, если передаются отдельные помещения в здании;
- кадастрового плана участка земли, когда такой участок составляет самостоятельный объект перевода;
- документов, в которых подтверждается наименование муниципалитета, в собственность которого поступит объект переводом;
- документов, которые подтверждают, что объектом перевода фактически пользуются органы публичного управления местного уровня для реализации своей компетенции;
- согласия органа публичного управления федерального уровня, в ведении которого находится унитарное предприятие федерального уровня, федеральное учреждение, которое выступает самостоятельным объектом перевода или которому на ограниченном вещном праве принадлежит имущество, составляющее объект перевода.
«Перевод государственной собственности в муниципальную» 👇
Порядок перевода государственной собственности регионов в муниципальную
Перевод государственного имущества, состоящего в собственности регионов, в муниципальную собственность производится:
- когда перевод обусловлен разграничением полномочий между органами публичного управления регионального и местного уровней, имущество переводится безвозмездно. Процедура в этом случае регламентируется федеральным законодательством;
- когда перевод не связан с вопросами разграничения полномочий между органами публичного управления регионального и местного уровней, имущество может быть переведено, как безвозмездно, так и за плату. Перевод в этом случае регламентируется региональным законодательством.
Полномочие о принятии решения о переводе входит в компетенцию высшего исполнительного органа региона. Решение принимается на основании поступившего от органа публичного управления местного уровня предложения о переводе.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме