Росимущество заказывает разработку «Системы межведомственного взаимодействия»
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом объявило о проведении открытого конкурса, в рамках которого разыгрывает право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию подсистемы «Система межведомственного взаимодействия» информационно-аналитической системы «Единая система управления государственным имуществом» (ИАС ЕСУГИ).
В соответствии с документацией конкурса, в рамках госконтракта предполагается создание системы межведомственного взаимодействия для нужд Росимущества с целью обеспечения электронного взаимодействия между федеральным агентством по управлению госимуществом, органами госвласти, физическими и юридическими лицам по вопросам управления государственной собственностью, отнесенным к компетенции Росимущества. Создаваемая система должна состоять из двух основных подсистем: «Межведомственный портал по управлению государственной собственностью» и «Система электронного взаимодействия».
В целом исполнителю госконтракта потребуется выполнить следующие работы: в части «Межведомственного портала по управлению государственной собственностью» — организация личных кабинетов профессиональных директоров, федеральных органов исполнительной власти, федеральных унитарных государственных предприятий и акционерных обществ с государственным участием, вертикально-интегрированных структур, а также дочерних и зависимых обществ, организация доступа к реестру федерального имущества РФ, организация личного кабинета заявителя; в части «Системы электронного взаимодействия» — организация системы веб-сервисов, обеспечивающих регламентированный обмен информацией с органами госвласти (по следующим вопросам: обмен сведениями с подсистемами ИАС ЕСУГИ, электронный документооборот (прием, отправка документов, отражение информации о ходе рассмотрения документов), взаимодействие с порталом госпродаж torgi.gov.ru по обмену сведениями о проводимых процедурах торгов на право публичной аренды федерального имущества, взаимодействие с порталом zakupki.gov.ru в части размещения информации о госзаказе из ИАС ЕСУГИ, оказание госуслуг с использованием единого портала госуслуг gosuslugi.ru), организация системы веб-сервисов, обеспечивающих регламентированный обмен информацией с физическими и юридическими лицами (по следующим вопросам: оказание госуслуг с использованием единого портала госуслуг gosuslugi.ru, электронный документооборот (прием, отправка документов, отражение информации о ходе рассмотрения документов), предоставление сведений в подсистеме ИАС ЕСУГИ в случае, когда юридические и физические лица являются контрагентами Росимущества по основной деятельности).
Андрей Балякин, HubEx: Автоматизация в 2 раза повышает эффективность и сокращает затраты сервисной компании
Начальная стоимость госконтракта, указанная заказчиком в документации, составляет 30 млн руб. Источником финансирования выступает федеральный бюджет. Прием заявок на участие в торгах продолжается по 16 августа, их рассмотрение состоится 18 числа, а подведение итогов запланировано на 20 августа. Более детально ознакомиться с конкурсной информацией можно на официальном сайте для размещения госзаказа РФ.
Росимущество получит 2 млрд руб. на автоматизацию и ведение цифрового реестра объектов имущества. Реализация инициативы избавит правообладателей от необходимости двойного ручного ведения данных в различных госинформсистемах. Также будут реализованы проекты «Единого профиля объекта» и «Федеральное имущество онлайн» и проведен реинжениринг. Межведомственного портала по управлению государственной собственностью.
Затраты на автоматизацию ведения цифрового реестра объектов имущества
Федеральный бюджет в 2021-2024 гг. потратит 2 млрд руб. на организацию процессов автоматизации и ведения цифрового реестра объектов имущества, а также реализации услуг. в электронном виде и обмен сведения в сфере имущественных отношений. Это следует из федерального проекта «Цифровое государственное управление» (ФГУ) национальной программы «Цифровая экономика» (документ имеется в распоряжении CNews).
За достижение данной цели отвечает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Цель подразумевает доработку федеральной государственной информационно-аналитической системы «Единая система управления государственным имуществом» (ФГИАС ЕСУГИ).
Также в рамках достижения цели, заложенной в ФГУ, запланировано: модернизация информационно-технологической инфраструктуры Росимущества; оснащение рабочими местами сотрудников центрального аппарата и территориальных органов Росимущества средствами вычислительной и копировально-множительной техники; обучение работе с программным обеспечением и автоматизированными рабочими местами российского производства сотрудников центрального аппарата и территориальных органов ведомства.
Задачи ФГИАС ЕСУГИ
ФГИАС ЕСУГИ предназначена для обеспечения процессов управления государственным имуществом с использованием современных информационно-коммуникационных технологий на основе целостности и единства информации о государственном имуществе. Система решает учета и предоставления информационно-аналитической отчетности о государственном имуществе России.
Данная система начала создаваться в 2012 г. В 2015 г. Росимущество осуществило переход на ведение Реестра федерального имущества в электронном виде с полным отказом от ведения учета на бумаге. При этом территориальным органам предоставлена возможность внесения в систему учета документов правообладателя, предоставленных в бумажном виде, в случае невозможности направления таких документов в электронном виде.
Направления доработки ФГИАС ЕСУГИ
Как рассказали CNews в пресс-службе Росимущества, доработка ФГИАС ЕСУГИ осуществляется по двум основным направлениям: приведение реестра федерального имущества в эталонное состояние и повышение прозрачности управления федеральным имуществом. Первое направление предполагает организацию процессов автоматизации и ведения цифрового реестра объектов федерального имущества, а также реализацию услуг. в электронном виде и обмен сведения в сфере имущественных отношений.
«Прежде всего, речь идет об интеграции сведений реестра федерального имуществе с данными других государственных информационных систем, содержащих сведения о федеральном имуществе, – рассказали в Росимуществе. – Информационное взаимодействие позволит исключить двойной ручной ввод информации правообладателями, а также обеспечит совпадение сведений информационных систем. Также предусмотрено использование сведений реестра как правообладателями, так и в процессах управления федеральным имуществом».
В 2021 г. был выполнен первый этап интеграции с государственной информационной системой (ГИС) «Электронный бюджет» (за работу данной системы отвечает Федеральное казначейство), предусматривающий передачу сведений реестра для ведения бухгалтерского учета имущества государственной казны. На втором этапе перечень сведений будет расширен и позволит осуществлять бухгалтерские операции в отношении имущества правообладателей и имущества со специальными режимами обращения.
Параллельно Росимущество реализует доработку автоматизированной системы учета федерального имущества в соответствии с новыми требованиями, утвержденными в 2021 г. постановлением Правительства, согласно которым федеральные органы и организации обязаны предоставлять запрошенные ведомством документы бесплатно в форме электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью и переданных с помощью Системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ).
«Соответствующие изменения направлены на расширение состава сведений, а также порядка учета в реестре – мы станем наполнять реестр информацией об имуществе из информационных систем органов власти, снижая нагрузку на правообладателей федерального имущества, – пояснили в Росимуществе. – Кроме того, в автоматический режим переводится и процесс формирования выписок. Также предусмотрен проактивный режим предоставления сведений как результата принятия к учету в реестре».
Foresight Day’2023: импортозамещение продолжается
В части реализации проекта Единого профиля объекта в Росимуществе сообщили, что информацию реестра федерального имущества для принятия управленческих решений дополнят данными из открытых источников, а в долгосрочной перспективе – данными от интернета вещей.
«Федеральное имущество онлайн»
Вторым направлением развития ФГИАС ЕСУГИ является цифровизация процессов распоряжения федеральным имуществом, реализация услуг. в электронном виде, обеспечение доступности информации об имуществе и создание инструментов контроля за процессами распоряжения имущества. В рамках решения данной задачи Росимущество в 2021 г. приступило к реализации проекта «Федеральное имущество онлайн», предполагающим разработку новой системы распоряжения федеральным имуществом. Благодаря новой системе сведения об объектах казны России, готовых к вовлечению в хозяйственный оборот, станут доступны в одном месте – маркетплейсе.
«Граждане и организации смогут найти подходящий им объект, заключить договор покупки или аренды земельного участка в электронном виде и в дальнейшем реализовывать отношения с Росимуществом также в режиме онлайн, – пояснили в ведомстве. – Разработка и внедрение будут проводится в рамках эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе «Гостех».
Межведомственный портал по управлению госсобственностью
Кроме того, в 2022 г. запланирован реинжиниринг. Межведомственного портала по управлению государственной собственностью. Предполагается оптимизировать процесс согласования сделок по аренде федерального имущества, переведя его в электронной вид. Также планируется модернизировать упомянутый портал в части взаимодействия с госкомпаниями и представителями интересов России. Для сокращения сроков и повышения качества анализа собираемой информации предполагается провести цифровизацию данного процесса, а для удобства пользования новые сервисы будут разрабатываться с учетом принципа бесшовности.
Для поддержки процессов цифровизации Росимущества в агентстве предусмотрено обучение работников. В 2021 г. 39 государственных служащих прошли обучение по программам цифровой трансформации, а еще около тысячи человек прошли обучение по новым программам РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте) по работе с российскими операционными системами и офисным программным обеспечением. В Росимуществе надеются, что это должно повысить эффективность использования новых программных продуктов, приобретаемых агентством в рамках импортозамещения.
Подрядчики по информатизации Росимущества
Согласно данным ЕИС «Закупки», в 2017-2021 гг. компания «Тектус.ИТ» выиграла пять тендеров Росимущества, связанных с развитием и оказанием услуг. по сопровождению эксплуатации прикладного ПО ФГИАС ЕГУСИ на общую сумму 850 млн руб. Еще один схожий тендер – на сумму 180 млн руб. в 2021 г. выиграла компания «Философия.ИТ».
Обе компании создавалась выходцами из AT Consulting. В 2018 г. владельцем обеих компаний стал бизнесмен Евгений Жуланов, также владеющий группой компаний – разработчиков цифрового контента InMedia. В 2021 г., согласно данным базы «Контур.Фокус», и «Текстус.Ит», и «Философия.ИТ» стали принадлежать AT Consulting.
«Ланит» в 2016 г. выиграл тендер, связанный с ФГИАС ЕГУСИ, на сумму 224 млн руб. А в 2017 г. московское ООО «Технопром» выиграло тендер Росимущества на сумму 108 млн руб.
С целью усиления контроля за деятельностью акционерных обществ с участием Российской Федерации и федеральных государственных унитарных предприятий, а также организации регулярного мониторинга качества отчетности акционерных обществ с участием Российской Федерации и федеральных государственных унитарных предприятий, приказываю:
1. Утвердить Положение об организации мониторинга отчетности акционерных обществ с участием Российской Федерации и федеральных государственных унитарных предприятий согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Положениеоб организации мониторинга отчетности акционерных обществ с участием Российской Федерации и федеральных государственных унитарных предприятий(утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 8 декабря 2014 г. N 489)
I. Общие положения
I.1. Настоящее Положение регламентирует порядок осуществления в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) мониторинга отчетности:
– акционерных обществ с участием Российской Федерации (далее – АО), акции в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности и в отношении которых Росимущество осуществляет от имени Российской Федерации права акционера;
– федеральных государственных унитарных предприятий (далее – ФГУП), для которых Росимущество выступает в качестве собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и устанавливает цели, задачи и порядок проведения мониторинга.
I.2. Для целей настоящего Положения считать, что:
– комплекс мер по предупреждению нарушений и выявлению зон риска в ходе деятельности объектов мониторинга на основе регулярной отчетности с минимальным объемом дополнительно запрашиваемой информации;
– акционерные общества (далее – АО), акции в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности и в отношении которых Росимущество выступает в качестве акционера, или федеральные государственные унитарные предприятия (далее – ФГУП), для которых Росимущество выступает в качестве собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий;
– информационно-аналитическая система “Единая система управления государственным имуществом”;
личные кабинеты юридических лиц – личные кабинеты АО или ФГУП на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью;
отчетность юридических лиц – вносимые на регулярной основе в ИАС ЕСУГИ сведения о финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц;
– отчетность юридических лиц, в отношении которых Росимущество осуществляет полномочия акционера или собственника имущества;
– отраслевые структурные подразделения Росимущества, за которыми закреплены юридические лица в соответствии с приказом Росимущества о закреплении ФГУП и АО за структурными подразделениями;
– Управление внутреннего контроля Росимущества;
– Управление корпоративных технологий Росимущества;
индикаторы повышенного риска (“красные флажки”) – величина/изменения показателей отчетности юридического лица, указывающие на возможность наличия повышенных рисков в его финансово-хозяйственной деятельности. По результатам наличия повышенных факторов риска в процессе мониторинга формируется целевая группа мониторинга, которая корректируется в процессе дальнейшего рассмотрения и анализа.
I.3. Мониторинг осуществляется ОСП совместно с УВК в отношении объектов мониторинга в порядке, определяемым настоящим Положением.
I.4. В целях повышения качества мониторинга УВК на регулярной основе осуществляет контроль процесса мониторинга и разрабатывает предложения по улучшению процесса мониторинга в рамках полномочий, определенных Положением об УВК, утвержденным приказом Росимущества от 1 марта 2013 года N 45.
II. Цели, задачи мониторинга
II.1. Целями проведения мониторинга в рамках настоящего Положения являются:
2.1.1. непосредственное информационно-аналитическое содействие руководству Росимущества в части обеспечения эффективной работы Росимущества по осуществлению полномочий акционера или собственника имущества юридических лиц;
2.1.2. предоставление рекомендаций по совершенствованию деятельности Росимущества в части осуществления полномочий акционера или собственника имущества юридических лиц и мерах по сокращению рисков, связанных с данным направлением деятельности.
II.2. Задачами проведения мониторинга в рамках настоящего Положения являются:
2.2.1. оценка эффективности системы внутреннего контроля и системы управления рисками, возникающими в процессе осуществления ОСП своих функций, в том числе в части осуществления полномочий акционера или собственника имущества юридических лиц;
2.2.2. оценка качества формирования и предоставления в Росимущество отчетности юридических лиц;
2.2.3. поддержка системы автоматического мониторинга отчетности, выявление в рамках работы данной системы существенных изменений в трендах отчетности отдельных юридических лиц (автоматическая расстановка индикаторов повышенного риска, далее – “красных флажков”).
2.2.4. оказание методологической помощи путём предоставления независимых рекомендаций и предложений по совершенствованию отдельных направлений деятельности и мерам по сокращению рисков, связанных с оцениваемыми направлениями деятельности.
III. Порядок осуществления мониторинга
III.1. Общая схема порядка осуществления мониторинга с указанием участников процесса, сроков и результатов на промежуточных этапах приведена в следующей таблице.
* Одним из наиболее распространенных типов индикаторов повышенного риска (“красных флажков”) является существенное изменение в трендах отчетности (относительные изменения показателей к соответствующим показателям за соответствующий квартал предыдущего года). В целевую группу мониторинга попадают АО с максимальными по абсолютной величине изменениями соответствующих показателей. Критические значения изменений и веса показателей устанавливаются УВК исходя из необходимости регулировать объем целевой группы мониторинга. Возможно применение УВК других видов “красных флажков” при формировании целевой группы мониторинга.
III.2. В ходе коммуникации ОСП с курируемыми юридическими лицами могут быть выявлены ситуации, требующие немедленного реагирования Росимущества (как правило, связанные с сохранностью активов юридического лица). ОСП в обязательном порядке уведомляет УВК о сложившейся ситуации, после чего работа с соответствующим юридическим лицом ведется в индивидуальном порядке, вне графика мониторинга, регламентируемого положениями настоящего раздела.
IV. Порядок оформления результатов мониторинга
IV.1. Один раз в год (в срок до 01 июня каждого года) УВК формирует сводный отчет о результатах мониторинга и направляет его в адрес УКТ и ОСП. Отчет о результатах мониторинга содержит:
данные о нарушениях и недостатках, выявленных в процессе мониторинга деятельности;
данные о существенных рисках (далее – риск-факторы), выявленных в процессе мониторинга деятельности (в т.ч. если пояснения и документальные обоснования отдельного юридического лица по фактам, выявленным в ходе предварительного мониторинга, недостаточны, или имеется информация о возможной недостаточности предоставленных данных);
актуальную информацию о юридических лицах, работа с которыми ведется в индивидуальном порядке, и о проводимых в рамках указанной работы мероприятиях;
анализ деятельности ОСП по обеспечению своевременного и качественного процесса мониторинга;
предложения по улучшению процесса мониторинга.
IV.2. В сводный отчет могут быть также включены риск-факторы, выявленные в ходе мониторинга отчетности юридических лиц, предоставивших свою отчетность с запозданием, что не позволило провести цикл анализа выявленных риск-факторов, регламентируемый положениями раздела III настоящего документа.
IV.3. В сводный отчет может быть включен перечень наиболее часто выявляемых нарушений/рисков, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью юридических лиц.
IV.4. На основании сводного отчета УВК осуществляет последующий контроль и корректировку индикаторов повышенного риска (“красных флажков”), применяемых в процессе формирования целевой группы мониторинга.
Приложение 1к Положению об организации мониторинга отчетностиакционерных обществ с участием Российской Федерациии федеральных государственных унитарных предприятий
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 8 декабря 2014 г. N 489 “Об организации мониторинга отчетности акционерных обществ с участием Российской Федерации и федеральных государственных унитарных предприятий”
Текст приказа официально опубликован не был
В соответствии с решением рабочей группы по вопросам повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий и переводу Федеральной государственной информационно-аналитической системы “Единая система управления государственным имуществом” на отечественные программно-аппаратные средства, свободное программное обеспечение приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Федерального агентства по управлению государственным имуществом на период до 2020 года.
2. Признать утратившей силу Концепцию информатизации Федерального агентства по управлению государственным имуществом на период до 2018 года, утвержденную протоколом от 14.04.2016 N ИТ-2/2016 заседания Совета по информационным технологиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Солодовникова Д.А.
Приложениек приказу Федерального агентствапо управлению государственным имуществомот 26.04.2017 N 128
Концепция информатизацииФедерального агентства по управлению государственным имуществом на период до 2020 года
Концепция информатизации (далее – Концепция) Федерального агентства по управлению государственным имуществом на период до 2020 года определяет основные цели и приоритеты в сфере информационно-телекоммуникационного обеспечения деятельности Росимущества. Концепция разработана с учетом основных положений документов, определяющих приоритеты и задачи развития и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Концепция является методической основой и инструментом целевого планирования мероприятий в сфере автоматизации деятельности Росимущества.
Обзор текущего состояния
В соответствии с положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, основные функции и задачи Агентства направлены на реализацию процессов управления федеральным имуществом, организацию продажи приватизируемого федерального имущества, реализацию имущества в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, а также оказание государственных услуг. При этом полномочия и функции Агентства реализуются преимущественно территориальными органами с общей координацией и контролем со стороны центрального аппарата Росимущества.
Информатизация Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) основывается на:
управленческой идеологии, объединяющей стратегию управления государственным имуществом и передовые информационные технологии;
использовании передовых информационных технологий и технологических решений при автоматизации процессов основной деятельности;
инфраструктуре Росимущества, задействованной в процессе управления всеми информационно-документальными потоками.
В целях обеспечения процессов управления государственным имуществом с использованием современных информационно-коммуникационных технологий на основе целостности и единства информации о государственном имуществе, а также для решения задач учета и предоставления информационно-аналитической отчетности о государственном имуществе Российской Федерации в Росимуществе создана и эксплуатируется Федеральная государственная информационно-аналитическая система “Единая система управления государственным имуществом” (далее – ФГИАС ЕСУГИ).
На информационную систему возлагается решение комплекса управленческих, прикладных и административно-хозяйственных задач Росимущества, связанных с управлением административно-управленческой, административно-хозяйственной деятельностью (включая инженерную) и управлением специальной и типовой деятельностью Росимущества.
При этом для автоматизации комплексов задач разработаны и внедрены (используются) следующие средства автоматизации:
информационные ресурсы, обеспечивающие осуществление специальной деятельности, направленной на реализацию полномочий Росимущества, автоматизирующие процессы предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;
информационные ресурсы, обеспечивающие осуществление типовой деятельности, используемые для автоматизации вспомогательной (обеспечивающей) деятельности, непосредственно не связанной с реализацией полномочий Росимущества;
служебные и инфраструктурные системы и сегменты.
Подсистемы ФГИАС ЕСУГИ разработаны в целях автоматизации процесса учета соответствующих сведений о федеральном имуществе и организациях с участием государства. В 2015 году осуществлен переход на ведение Реестра федерального имущества в электронном виде с полным отказом от ведения учёта на бумаге. При этом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации территориальным органам предоставлена возможность внесения в систему учета документов правообладателя, предоставленных в бумажном виде, в случае невозможности направления таких документов в электронном виде.
В части выстраивания межведомственного взаимодействия ИТ-решения Росимущества позволяют обмениваться юридически значимыми электронными документами с другими органами власти с использованием следующих систем:
система межведомственного электронного документооборота (постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2009 N 754 “Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота”);
единая система межведомственного электронного взаимодействия (постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 “О единой системе межведомственного электронного взаимодействия”);
межведомственный портал по управлению государственной собственностью в сети Интернет (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1214 “О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями”).
В предыдущие периоды развития в 2008-2016 гг. инфраструктура Росимущества выстраивалась на базе проприетарного общесистемного программного обеспечения, разработанного иностранными производителями, что, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 “Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, приводит к затруднениям обоснования приобретения неисключительных прав на использование программного обеспечения для поддержания функционирования соответствующих комплексов программных приложений и подсистем ФГИАС ЕСУГИ. Кроме того, в 2016 году постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2016 N 392 утвержден перечень приоритетных направлений использования и развития информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами. Согласно указанному перечню, одним из приоритетных направлений является использование российских информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения.
Также в 2016 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2016 N 1588-р утвержден план перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения. В соответствии с указанным распоряжением Федеральным органам исполнительной власти предписано осуществлять переход на использование отечественного офисного программного обеспечения с использованием программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Сформированная в 2015-2016 гг. нормативная правовая база в сфере использования и развития информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти предъявляет новые требования к развитию средств автоматизации Росимущества с приоритетом на использование отечественных программно-аппаратных средств и свободного программного обеспечения с учетом Методических рекомендаций по использованию свободного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти, включая критерии определения государственных информационных систем, при создании которых необходимо использовать свободное программное обеспечение, в том числе государственных информационных систем, предназначенных для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 19.08.2015 N 305.
В 2014 году введены в эксплуатацию электронные сервисы Росимущества в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ), соответствующие методическим рекомендациям версии 2.5.x:
сервис по приему Росимуществом заявлений, поступивших с Единого портала государственных услуг (SID0003888);
сервис предоставления информации из реестра федерального имущества (SID0003907);
сервис предоставления сведений о принадлежности имущества к собственности Российской Федерации в структурированном виде (SID0003956).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1222 “О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия” с 01 января 2015 года введен запрет на разработку федеральными органами исполнительной власти электронных сервисов, соответствующих методическим рекомендациям СМЭВ 2.x, а электронное взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами необходимо осуществлять с использованием единого электронного сервиса и (или) электронных сервисов, разработанных в соответствии с методическими рекомендациями СМЭВ 3.0 и выше.
В 2015 году Росимущество, в соответствии с методическими рекомендациями СМЭВ 3.0, зарегистрировало вид сведений: “Сведения по приему Росимуществом заявлений, поступивших от МФЦ на оказание государственной услуги Осуществление в установленном порядке выдачи выписок из реестра федерального имущества”.
В декабре 2016 года Росимущество, в соответствии с методическими рекомендациями СМЭВ 3.0, зарегистрировало вид сведений “Сведения по приему Росимуществом заявлений, поступивших от МФЦ на оказание государственной услуги по предоставлению земельных участков без проведения торгов”.
В 2016 году в Росимуществе начат процесс реорганизации, в соответствии с которым к окончанию 2017 года территориальная структура Агентства должна быть преобразована в соответствии со схемой размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 29.08.2016 N 548. Процесс перехода на новую схему размещения требует соответствующих преобразований в ИТ-ландшафте: модернизации ряда информационных ресурсов и оптимизации инфраструктуры.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости. В связи с тем, что объекты недвижимости составляют существенную часть объектов, подлежащих учёту в реестре федерального имущества, Росимуществу необходимо предусмотреть мероприятия по переходу на новый порядок взаимодействия с органом регистрации прав в части постановки объектов на кадастровый учет и регистрации прав на объекты недвижимого имущества, а также получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
Цель реализации концепции
Целями реализации концепции на период до 2020 года являются:
повышение уровня автоматизации процессов учета имущества и автоматизация процессов эффективного управления имуществом Российской Федерации и, как следствие, рост доходов от управления имуществом;
совершенствование учета и мониторинга использования федерального имущества путем модернизации единой системы учета и управления федеральным имуществом для обеспечения эффективных механизмов сбора и консолидации, представления информации для принятия и анализа эффективности управленческих решений в отношении объектов федерального имущества;
повышение прозрачности процессов управления имуществом за счет автоматизации сбора отчетности;
автоматизация процессов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций;
автоматизация информационного взаимодействия с иными органами власти и организациями с целью повышения качества, полноты и достоверности информации в информационной системе Росимущества.
Направления реализации концепции
Выполнение мероприятий в рамках приоритетных направлений и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития позволит повысить эффективность исполнения Росимуществом своих функций и полномочий за счет оптимизации и реинжиниринга автоматизированных процессов, обеспечивающих эффективность функционирования центрального аппарата и территориальных органов Росимущества.
Совершенствование учета и мониторинга за использованием федерального имущества осуществляется за счет:
повышения эффективности учета федерального имущества;
формирования автоматизированной системы статистического и оперативного наблюдения за сферой управления федеральным имуществом в целях получения информации о структурных изменениях, а также для оценки эффективности управления федеральным имуществом в режиме постоянного мониторинга;
автоматизации сквозного процесса прогнозирования и администрирования доходов федерального бюджета и расходов по всем кодам бюджетной классификации, закрепленным за Росимуществом, а также обеспечения контроля процесса администрирования.
Управление рисками в сфере реализации процессов управления федеральным имуществом осуществляется за счет:
внедрения средств автоматизации процессов оценки эффективности деятельности Росимущества;
автоматизации процессов мониторинга и расширения форм контроля за управлением и использованием федерального имущества, достижением установленных показателей деятельности.
Совершенствование автоматизированных процессов управления федеральным имуществом, в том числе в рамках информационного взаимодействия с иными органами власти и организациями, с целью повышения качества, полноты и достоверности информации в информационной системе Росимущества осуществляется за счет:
интеграции ФГИАС ЕСУГИ с федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ФГИС ЕГРН);
интеграции с информационными ресурсами, в которых формируется первичная информация об объектах учета в реестре федерального имущества;
организации электронного взаимодействия Росимущества с ФССП России и электронными площадками при организации реализации арестованного имущества;
организации электронного взаимодействия Росимущества с уполномоченными органами и электронными площадками при реализации полномочий по распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства.
Основные принципы
Основные принципы реализации мероприятий по информатизации:
1) обязательность соблюдения правовых и нормативно-методических норм, отраслевых правил, инструкций, рекомендаций;
2) установление, разграничение и соблюдение прав, полномочий, компетенции и ответственности должностных лиц – пользователей системы, установленных внутренними инструкциями;
3) централизованное управление процессами создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ИТ-систем на основании единой технологической политики с учетом отраслевых, национальных и международных стандартов в области ИТ;
4) создание и развитие информационных подсистем ФГИАС ЕСУГИ преимущественно на базе ПО отечественной разработки или свободно распространяемого ПО;
5) принцип однократного хранения информации. Использование в качестве первичной информации Базовых государственных информационных ресурсов (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН и т.п.);
6) принцип комплексности подразумевает автоматизацию процедур преобразования данных на всех стадиях управления основной деятельностью;
7) принцип унификации (стандартизации) технологических процессов и решений подразумевает приведение к единообразию (использованию единых стандартов) технических характеристик используемого оборудования, программного обеспечения и документации с целью исключения многообразия и повышения эффективности управленческих процедур;
8) принцип технологичности предполагает реализацию оптимальной автоматизации процессов управления документацией для обеспечения ритмичности, прямоточности, параллельности, дублирования, оперативности и других подобных параметров движения документации (документооборота);
9) принцип развития и масштабируемости означает возможность поэтапной реализации и наращивания составляющих элементов ФГИАС ЕСУГИ:
новыми модулями, предназначенными для автоматизации отдельных процессов и процедур деятельности архива;
дополнительными автоматизированными рабочими местами;
10) принцип надежности – обеспечение условий для выполнения ФГИАС ЕСУГИ заданных функций с сохранением во времени значений установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям функционирования, включая обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе с использованием электронной цифровой подписи и электронных средств идентификации.
Механизмы реализации концепции
В целях обеспечения эффективной реализации Концепции управление выполнением ее мероприятий осуществляется в соответствии с проектным подходом, который предполагает реализацию мероприятий в соответствии с разрабатываемой и утверждаемой методикой проектного управления информатизацией Росимущества.
Для эффективной реализации Концепции должны быть учтены положения следующих нормативно-правовых документов:
постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 “О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации”;
распоряжение Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.04.2014 N 26Р-АУ “Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти”;
национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54869-2011 “Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом” (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2011 N 1582-ст).
В целях успешной реализации концепции необходимо выполнить комплекс организационных и методических мероприятий:
формирование рабочей группы (совета) по координации информатизации (орган выработки и принятия стратегических решений);
формирование целевых показателей, контроль их достижения;
отслеживание эффективности расходов на информатизацию.
Этапы реализации
Реализация концепции предполагает следующие этапы:
Ожидаемые результаты
Выполнение мероприятий в рамках приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий, используемых при предоставлении государственных услуг и выполнении государственных функций, предполагает достижение следующих результатов:
обеспечение перехода к использованию единого документированного способа взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений (СМЭВ 3.x);
сокращение сроков и обеспечение всей необходимой информацией при принятии решений по распоряжению и управлению федеральным имуществом за счет обеспечения Росимущества и заинтересованных органов власти актуальными и достоверными сведениями об объектах движимого и недвижимого имущества;
усиление контроля над управлением и распоряжением федеральной собственностью за счет автоматизации процесса отслеживания Росимуществом регистрации прав на недвижимое федеральное имущество и сделок с ним;
сокращение трудозатрат на регистрацию сведений о вновь образуемых объектах недвижимого имущества за счет перевода межведомственного взаимодействия в электронный вид;
сокращение трудозатрат на ведение реестра федерального имущества за счет автоматизации проверки регистрационных сведений об объектах недвижимого имущества, о правах и сделках с ним в едином государственном реестре недвижимости;
повышение актуальности и достоверности сведений реестра федерального имущества;
усовершенствование системы поддержки принятия решений в рамках реализации административных и управленческих процессов Росимущества;
снижение трудозатрат на ручную подготовку отчетов за счет увеличения доли отчетов, получаемых из учетных систем;
обеспечение хранения и накопления сведений проводимых мониторингов предоставления Росимуществом государственных услуг, включая данные мониторинга, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1284 “Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей”, иных мониторингов качества государственных услуг;
совершенствование информационно-технологического обеспечения основных и поддерживающих процессов, обеспечения полноты и качества информации на основе современных промышленных и инфраструктурных решений;
упорядочивание использования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и технологий, в том числе за счет сокращения количества подсистем/модулей, выполняющих схожие функции;
рост доходов от управления имуществом за счет перехода от автоматизации процессов учета имущества к автоматизации процессов эффективного управления имуществом Российской Федерации.
Росимущество утвердило концепцию информатизации Агентства на период до 2020 г.
Цель – повышение уровня автоматизации процессов учета имущества и автоматизация процессов эффективного управления имуществом; совершенствование учета и мониторинга путем модернизации единой системы учета и управления федеральным имуществом, повышение прозрачности процессов управления имуществом за счет автоматизации сбора отчетности; автоматизация процессов оказания госуслуг; автоматизация информационного взаимодействия с иными госорганами.
В рамках указанных целей прописаны мероприятия. Закреплены механизмы реализации концепции, этапы ее реализации, ожидаемые результаты.