В КС напомнили, что право собственности не может возникнуть на территории национального парка

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

. Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Абзац утратил силу с 10 января 2021 г. – Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 505-ФЗ

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий;

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории – в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

13 января 2020 г. Верховный Суд вынес Решение по делу № АКПИ19-837, в котором напомнил, что право собственности на земельный участок в границах национального парка не может появиться, но сохраняется у собственника, если оно возникло до создания национального парка.

В 2019 г. Администрация муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о признании права муниципальной собственности на земельные участки, занятые зданиями муниципальных образовательных организаций (дело № А10-1149/2019). Сами земельные участки при этом были расположены на территории государственного природного национального парка «Тункинский», созданного в мае 1991 г. в границах Тункинского административного района Бурятской ССР.

Как пояснил в суде представитель администрации, на спорных земельных участках находятся здания общеобразовательных учреждений, которые являются собственностью муниципального образования. По его мнению, на основании ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса и исходя из принципа единства судьбы земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости собственником земельных участков должно являться муниципальное образование «Тункинский район». Спорные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, а не к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, поэтому к ним не применяются ограничения, установленные законом для земель особо охраняемых природных территорий и объектов в части их отнесения исключительно к федеральной собственности и запрета на отчуждение из таковой.

7 июня 2019 г. в удовлетворении иска было отказано. Суд сослался на п. 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 769. Согласно данному пункту земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством РФ. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается. Суд указал, что все земли в границах Тункинского района являются разграниченными в пользу Российской Федерации, а потому в отношении земельных участков, занятых муниципальными объектами недвижимости, не может быть признано право муниципальной собственности. 6 августа 2019 г. апелляция оставила решение первой инстанции в силе.

Параллельно с обращением в кассацию (в ноябре 2019 г. суд Восточно-Сибирского округа оставил решения нижестоящих инстанций в силе – прим, ред.), администрация муниципального образования обратилась в Верховный Суд с административным исковым заявлением о признании п. 28 Положения о национальных природных парках РФ недействующим.

Росимущество:  «Процесс аутентификации документа с использованием отдельной подписи в КриптоПро Инструментах не одобрен Росимуществом»

Административный истец настаивал, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат п. 6 ст. 95 Земельного кодекса, абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях, поскольку в соответствии с действующими нормами федерального законодательства в границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников, и нарушают ее право на законное владение, пользование и распоряжение земельными участками, занятыми муниципальными объектами, исходя из основного принципа земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и находящейся на них недвижимости (ст. 1 Земельного кодекса).

Изучив материалы дела, Верховный Суд указал, что земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, согласно п. 2 ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Вместе с тем, отметил ВС, из содержания п. 2 данной статьи следует, что федеральный законодатель допускает наличие земельных участков иных пользователей и собственников в границах национальных парков.

Суд отметил, что, регулируя отношения по использованию и охране земель в РФ, Земельный кодекс в п. 6 ст. 95 предусматривает, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством РФ. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Верховный Суд указал, что особенности организации, охраны и использования национальных парков установлены разделом III Закона об особо охраняемых природных территориях, который определяет национальные парки как особо охраняемые природные территории федерального значения, в границах которых выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной данным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях (ст. 12).

Высшая инстанция заметила, что, допуская в отдельных случаях возможность нахождения в границах особо охраняемых природных территорий земельных участков иных пользователей и собственников, ни Закон об особо охраняемых природных территориях, ни Земельный кодекс не предусматривают изъятие земель национальных парков.

Верховный Суд разъяснит порядок оспаривания НПАПленум ВС отправил на доработку соответствующий проект постановления, но эксперты прокомментировали для «АГ» его основные положения
20 декабря 2018

Суд указал, что согласно разъяснению, данному в п. 35 Постановления Пленума ВС от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. «Оспариваемые положения нормативного правового акта относят земли национальных природных парков к федеральной собственности, запрещая их изъятие, являются ясными и определенными», – подчеркнул Суд.

Таким образом, ВС отказал в удовлетворении административного искового заявления Администрации муниципального образования «Тункинский район» Республики Бурятия о признании недействующим п. 28 Положения о национальных природных парках РФ. Уже после вынесения решения по административному иску судья Верховного Суда отказал в передаче кассационной жалобы администрации по арбитражному делу на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.

«Население, проживающее на территории парка, как и местные власти, озабочены вопросами владения, пользования и распоряжения земельными участками, занятыми муниципальными объектами недвижимости. Их вполне устраивают положения Закона об особо охраняемых природных территориях, где в ст. 12 указано о допустимости наличия в границах национальных парков земельных участков иных пользователей и собственников. Это позволяло до недавнего времени надеяться на надлежащее оформление прав собственности на земельные участки, занятые зданиями муниципальных школ и детских садов», – указала Надежда Крылова. Вместе с тем адвокат заметила, что названным положениям закона не в полной мере соответствуют нормы п. 28 Положения о национальных природных парках РФ.

По мнению Надежды Крыловой, в решении ВС не указывается на то, как разрешить правовую коллизию и помочь местному сообществу, а потому судебный акт представляется спорным.

Адвокат предположила, что разрешение проблемы имущественных отношений с учетом соблюдения баланса интересов всех сторон возможно путем нормативно-правового регулирования вопроса признания права собственности на земельные участки, занятые муниципальными зданиями на территории национальных природных парков, за органами местной власти, а также – урегулирования вопросов изъятия земель в подобных случаях.

Надежда Крылова считает, что нахождение земельных участков в муниципальной собственности важно и объясняется конституционными положениями о самостоятельном решении населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, установления местных налогов и сборов.

Старший юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы VEGAS LEX Марина Преображенская заметила, что законом национальный парк отнесен к особо охраняемых природным территориям. «Исторически так сложилось, что земельные участки, принадлежавшие на момент создания различных особо охраняемых природных территорий другим собственникам, не были изъяты, в связи с чем зачастую в пределах одной такой территории присутствуют различные формы собственности. То есть право собственности на земельный участок в границах национального парка сохраняется у лица, если оно возникло до создания национального парка», – пояснила юрист.

Марина Преображенская указала, что национальный парк «Тункинский» был создан в 1991 г. При этом администрация как собственник объектов недвижимости ссылалась на неприменимые положения Вводного закона к Земельному кодексу РФ 2001 г. в части положений о разграничении собственности на землю. Она отметила, что до вступления в силу названного закона действовало Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, определяющее порядок разграничения государственной собственности. Согласно документу земли национальных парков относятся исключительно к федеральной собственности. Аналогичное положение, подчеркнула Марина Преображенская, в дальнейшем было продублировано в Законе об особо охраняемых природных территориях.

«Таким образом, земельные участки, на которые претендует администрация, разграничены в силу закона и являются исключительно федеральной собственностью независимо от наличия соответствующей записи в ЕГРН», – резюмировала она.

  • Понятие и состав земель особо охраняемых территорий.
  • Земли
    особо охраняемых природных территорий
  • Земли
    лечебно-оздоровительных местностей
    и курортов.

К
землям особо охраняемых территорий
относятся земли, которые имеют особое
природоохранное, научное, историко-культурное,
эстетическое, рекреационное,
оздоровительное и иное ценное значение,
которые изъяты в соответствии с
постановлениями федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации или решениями
органов местного самоуправления
полностью или частично из хозяйственного
использования и оборота и для которых
установлен особый правовой режим.

Состав
земель особо охраняемых территорий –
земли:

  • особо
    охраняемых природных территорий, в
    том числе лечебно­оздоровительных
    местностей и курортов;
  • иные
    особо ценные земли в соответствии с
    настоящим Кодексом, федеральными
    законами.
Росимущество:  Умножьте сумму прописью онлайн на восемьсот семьдесят один рубль

Создание
сети особо охраняемых природных
территорий преследует следующие цели:

  • сохранение
    этих территорий как резерватов дикой
    природы;
  • обеспечение
    надежной охраны объектов природного
    и культурного наследия на этих
    территориях;
  • проведение
    научных исследований на особо охраняемых
    территориях как эталонных участках
    биосферы;

К
землям особо охраняемых природных
территорий относятся земли государственных
природных заповедников, в том числе
биосферных, государственных природных
заказников, памятников природы,
национальных парков, природных парков,
дендрологических парков, ботанических
садов, территорий традиционного
природопользования коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации, а также земли
лечебно-оздоровительных местностей и
курортов.

Земли
особо охраняемых природных территорий
относятся к объектам общенационального
достояния и могут находиться в федеральной
собственности, собственности субъектов
Российской Федерации и в муниципальной
собственности. В случаях, предусмотренных
федеральными законами, допускается
включение в земли особо охраняемых
природных территорий земельных участков,
принадлежащих гражданам и юридическим
лицам на праве собственности.

На
землях особо охраняемых природных
территорий федерального значения
запрещается:

  • предоставление
    садоводческих и дачных участков;
  • строительство
    федеральных автомобильных дорог,
    трубопроводов, линий электропередачи
    и других коммуникаций, а также
    строительство и эксплуатация промышленных,
    хозяйственных и жилых объектов, не
    связанных с функционированием особо
    охраняемых природных территорий;
  • движение
    и стоянка механических транспортных
    средств, не связанных с функционированием
    особо охраняемых природных территорий,
    прогон скота вне автомобильных дорог;
  • иные
    виды деятельности, запрещенные
    федеральными законами.

относятся
к особо охраняемым природным территориям
и предназначены для лечения и отдыха
граждан. В состав этих земель включаются
земли, обладающие природными лечебными
ресурсами (месторождениями минеральных
вод, лечебных грязей, рапой лиманов и
озер), благоприятным климатом и иными
природными факторами и условиями,
которые используются или могут
использоваться для профилактики и
лечения заболеваний человека.

Земли
природоохранного назначения. К землям
природоохранного назначения относятся
земли:

  • водоохранных
    зон рек и водоемов;
  • запретных
    и нерестоохранных полос;
  • лесов,
    выполняющих защитные функции;
  • противоэрозионных,
    пастбищезащитных и полезащитных
    насаждений;
  • иные
    земли, выполняющие природоохранные
    функции.

К
землям рекреационного назначения
относятся земли, предназначенные и
используемые для организации отдыха,
туризма, физкультурно-оздоровительной
и спортивной деятельности граждан.

В
состав земель рекреационного назначения
входят земельные участки, на которых
находятся дома отдыха, пансионаты,
кемпинги, объекты физической культуры
и спорта, туристические базы, стационарные
и палаточные туристско-оздоровительные
лагеря, дома рыболова и охотника, детские
туристические станции, туристские
парки, лесопарки, учебно-туристические
тропы, трассы, детские и спортивные
лагеря, другие аналогичные объекты.

К
землям рекреационного назначения
относятся также земли пригородных
зеленых зон.

На
землях рекреационного назначения
запрещается деятельность, не соответствующая
их целевому назначению.

К
землям историко-культурного назначения
относятся земли:

  • достопримечательных
    мест, в том числе мест бытования
    исторических промыслов, производств
    и ремесел;
  • военных
    и гражданских захоронений.

Земли
историко-культурного назначения
используются строго в соответствии с
их целевым назначением.

Изъятие
земель историко-культурного назначения
и не соответствующая их целевому
назначению деятельность не допускаются.

К
особо ценным землям относятся земли, в
пределах которых имеются природные
объекты и объекты культурного наследия,
представляющие особую научную,
историко-культурную ценность (типичные
или редкие ландшафты, культурные
ландшафты, сообщества растительных,
животных организмов, редкие геологические
образования, земельные участки,
предназначенные для осуществления
деятельности научно-исследовательских
организаций).

К
землям лесного фонда относятся лесные
земли (земли, покрытые лесной растительностью
и не покрытые ею, но предназначенные
для ее восстановления, – вырубки, гари,
редины, прогалины и другие) и предназначенные
для ведения лесного хозяйства, нелесные
земли (просеки, дороги, болота и другие).

К
лесным землям относятся земли, покрытые
лесной растительностью и не покрытые
ею, но предназначенные для ее восстановления
(вырубки, гари, погибшие древостои,
редины, пустыри, прогалины, площади,
занятые питомниками, и иные).

К
нелесным землям относятся земли,
предназначенные для нужд лесного
хозяйства (земли, занятые просеками,
дорогами, сельскохозяйственными
угодьями, и другие земли), а также иные
земли, расположенные в границах лесного
фонда (земли, занятые болотами, каменистыми
россыпями, и другие неудобные для
использования земли).

К
землям водного фонда относятся земли,
занятые водными

объектами,
земли водоохранных зон водных объектов,
а также земли, выделяемые для установления
полос отвода и зон охраны водозаборов,
гидротехнических сооружений и иных
водохозяйственных сооружений, объектов.

Земли
водного фонда могут использоваться для
строительства и эксплуатации сооружений,
обеспечивающих удовлетворение
потребностей населения в питьевой воде,
бытовых, оздоровительных и других
потребностей населения, а также для
водохозяйственных, сельскохозяйственных,
природоохранных, промышленных,
рыбохозяйственных, энергетических,
транспортных и иных государственных
или муниципальных нужд при соблюдении
установленных требований.

Для
охраны источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения
устанавливаются зоны охраны, в пределах
которых вводится особый правовой режим
использования земель.

К
землям запаса относятся земли, находящиеся
в государственной или муниципальной
собственности и не предоставленные
гражданам или юридическим лицам, за
исключением земель фонда перераспределения
земель, формируемого в соответствии со
статьей 80 настоящего Кодекса.

Использование
земель запаса допускается после перевода
их в другую категорию.

Правовой
режим земель запаса принципиально
отличается от правового режима земель
иных категорий. В отличие от земель
сельскохозяйственного назначения,
поселений, промышленности и иного
специального назначения и других есть
земли, которые никому не предоставлены
для использования. Это земли, целевое
назначение которых еще не определено.
Это один из критериев определения земель
данной категории. Такими землями являются
земли запаса, которые земельное
законодательство выделяет в качестве
отдельной категории земель.

ТЕМА
№ 13 ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ,
ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ,
ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ИНФОРМАТИКИ, ЗЕМЛИ ДЛЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ЗЕМЛИ ОБОРОНЫ, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗЕМЛИ
ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

  • Понятие
    и состав земель промышленности,
    энергетики, транспорта, связи,
    радиовещания, телевидения, информатики,
    земель для обеспечения космической
    деятельности, земель обороны, безопасности
    и земель иного специального назначения.
  • Земли
    связи, радиовещания, телевидения,
    информатики.
  • Земли
    для обеспечения космической деятельности.
  • Земли
    обороны и безопасности.

Землями
промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения,
информатики, землями для обеспечения
космической деятельности, землями
обороны, безопасности и землями иного
специального назначения признаются
земли, которые расположены за чертой
поселений и используются или предназначены
для обеспечения деятельности организаций
и (или) эксплуатации объектов промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, объектов для
обеспечения космической деятельности,
объектов обороны и безопасности,
осуществления иных специальных задач
и права на которые возникли у участников
земельных отношений по основаниям,
предусмотренным настоящим Кодексом,
федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации (далее
– земли промышленности и иного специального
назначения).

Земли
промышленности и иного специального
назначения

составляют
самостоятельную категорию земель
Российской Федерации.

Земли
промышленности и иного специального
назначения в зависимости от характера
специальных задач, для решения которых
они используются или предназначены,
подразделяются на:

  • земли
    связи, радиовещания, телевидения,
    информатики;
  • земли
    для обеспечения космической деятельности;
  • земли
    обороны и безопасности;
  • земли
    иного специального назначения.

В
состав земель промышленности и иного
специального назначения в целях
обеспечения безопасности населения и
создания необходимых условий для
эксплуатации объектов промышленности,
энергетики, особо радиационно опасных
и ядерно опасных объектов, пунктов
хранения ядерных материалов и радиоактивных
веществ, транспортных и иных объектов
могут включаться охранные, санитарно-защитные
и иные зоны с особыми условиями
использования земель.

Росимущество:  А сколько госкомпаний торгуется на Московской бирже

Порядок
использования отдельных видов земель
промышленности и иного специального
назначения, а также установления зон с
особыми условиями использования земель
данной категории определяется:

  • Правительством
    Российской Федерации в отношении
    указанных земель, находящихся в
    федеральной собственности;
  • органами
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации в отношении
    указанных земель, находящихся в
    собственности субъектов Российской
    Федерации;
  • органами
    местного самоуправления в отношении
    указанных земель, находящихся в
    муниципальной собственности.

Особенностью
правового режима данной категории
земель является установление различных
видов зон с особыми условиями использования
земель. Такие зоны устанавливаются в
целях обеспечения безопасности населения
и создания необходимых условий для
эксплуатации промышленных, транспортных
и иных объектов. Установление зон с
особыми условиями использования земель
дает возможность не изымать эти земли
и предоставлять

земельные
участки для несельскохозяйственных
специальных целей, имеющих минимальные
размеры.

Землями
промышленности признаются земли, которые
используются или предназначены для
обеспечения деятельности организаций
и (или) эксплуатации объектов промышленности
и права на которые возникли у участников
земельных отношений по основаниям,
предусмотренным ЗК РФ, федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации.

Земли
промышленности, как отдельный вид
рассматриваемой категории земель,
находятся только вне территорий
поселений.

Наиболее
важные признаки земель промышленности
состоят в том, что они расположены вне
территорий населенных пунктов и
обслуживают производственные,
административно-хозяйственные и
жилищно-строительные нужды промышленных
предприятий.

Землями
энергетики признаются земли, которые
используются или предназначены для
обеспечения деятельности организаций
и (или) эксплуатации объектов энергетики
и права на которые возникли у участников
земельных отношений по основаниям,
предусмотренным ЗК РФ, федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации.

В
целях обеспечения деятельности
организаций и объектов энергетики могут
предоставляться земельные участки для:

  • размещения
    гидроэлектростанций, атомных станций,
    ядерных установок, пунктов хранения
    ядерных материалов и радиоактивных
    веществ, хранилищ радиоактивных отходов,
    тепловых станций и других электростанций,
    обслуживающих их сооружения и объекты;
  • размещения
    воздушных линий электропередачи,
    наземных сооружений кабельных линий
    электропередачи, подстанций,
    распределительных пунктов, других
    сооружений и объектов энергетики.

Для
обеспечения деятельности организаций
и эксплуатации объектов энергетики
могут устанавливаться охранные зоны
электрических сетей.

Землями
транспорта признаются земли, которые
используются или предназначены для
обеспечения деятельности организаций
и (или) эксплуатации объектов автомобильного,
морского, внутреннего водного,
железнодорожного, воздушного и иных
видов транспорта и права на которые
возникли у участников земельных отношений
по основаниям, предусмотренным ЗК РФ,
федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.

В
целях обеспечения деятельности
организаций и эксплуатации объектов
железнодорожного транспорта могут
предоставляться земельные участки для:

  • размещения,
    эксплуатации, расширения и реконструкции
    строений, зданий, сооружений, в том
    числе железнодорожных вокзалов,
    железнодорожных станций, а также
    устройств и других объектов, необходимых
    для эксплуатации, содержания,
    строительства, реконструкции, ремонта,
    развития наземных и подземных зданий,
    строений, сооружений, устройств и других
    объектов железнодорожного транспорта;
  • установления
    полос отвода и охранных зон железных
    дорог.

Землями
связи, радиовещания, телевидения,
информатики признаются земли, которые
используются или предназначены для
обеспечения деятельности организаций
и (или) объектов связи, радиовещания,
телевидения, информатики и права на
которые возникли у участников земельных
отношений по основаниям, предусмотренным
ЗК РФ, федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.

В
целях обеспечения связи (кроме космической
связи), радиовещания, телевидения,
информатики могут предоставляться
земельные участки для размещения
объектов соответствующих инфраструктур,
включая:

  • эксплуатационные
    предприятия связи, на балансе которых
    находятся радиорелейные, воздушные,
    кабельные линии связи и соответствующие
    полосы отчуждения;
  • кабельные,
    радиорелейные и воздушные линии связи
    и линии

радиофикации
на трассах кабельных и воздушных линий
связи и радиофикации и соответствующие
охранные зоны линий связи;

  • подземные
    кабельные и воздушные линии связи и
    радиофикации и соответствующие охранные
    зоны линий связи;
  • наземные
    и подземные необслуживаемые усилительные
    пункты на кабельных линиях связи и
    соответствующие охранные зоны;
  • наземные
    сооружения и инфраструктура спутниковой
    связи.

Землями
для обеспечения космической деятельности
признаются земли, которые используются
или предназначены для обеспечения
деятельности организаций и (или) объектов
космической деятельности и права на
которые возникли у участников земельных
отношений по основаниям, предусмотренным
ЗК РФ, федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации.

В
целях обеспечения космической деятельности
могут предоставляться земельные участки
для размещения наземных объектов
космической инфраструктуры, включая
космодромы, стартовые комплексы и
пусковые установки, командно­измерительные
комплексы, центры и пункты управления
полетами космических объектов, пункты
приема, хранения и переработки информации,
базы хранения космической техники,
районы падения отделяющихся частей
ракет, полигоны приземления космических
объектов и взлетно-посадочные полосы,
объекты экспериментальной базы для
отработки космической техники, центры
и оборудование для подготовки космонавтов,
другие наземные сооружения и технику,
используемые при осуществлении
космической деятельности.

Земельные
участки, используемые под районы падения
отделяющихся частей ракет эпизодически,
у собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков не
изымаются.

Землями
обороны и безопасности признаются
земли, которые используются или
предназначены для обеспечения деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации,
войск Пограничной службы Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и

органов,
организаций, предприятий, учреждений,
осуществляющих функции по вооруженной
защите целостности и неприкосновенности
территории Российской Федерации, защите
и охране Государственной границы
Российской Федерации, информационной
безопасности, другим видам безопасности
в закрытых административно­территориальных
образованиях, и права на которые возникли
у участников земельных отношений по
основаниям, предусмотренным ЗК РФ,
федеральными законами.

В
целях обеспечения обороны могут
предоставляться земельные участки для:

  • строительства,
    подготовки и поддержания в необходимой
    готовности Вооруженных Сил Российской
    Федерации, других войск, воинских
    формирований и органов (размещение
    военных организаций, учреждений и
    других объектов, дислокация войск и
    сил флота, проведение учений и иных
    мероприятий);
  • разработки,
    производства и ремонта вооружения,
    военной, специальной, космической
    техники и боеприпасов (испытательных
    полигонов, мест уничтожения оружия и
    захоронения отходов);
  • создания
    запасов материальных ценностей в
    государственном и мобилизационном
    резервах (хранилища, склады и другие).

При
необходимости временного использования
земель (территорий) для проведения
учений и других мероприятий, связанных
с нуждами обороны, земельные участки у
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков не
изымаются.

  • Постановление
    Правительства Российской Федерации
    от 26 сентября 1997 года № 1223 «Об утверждении
    Положения об определении размеров и
    установлении»
  • Постановление
    Правительства Российской Федерации
    от 26 июня 1999 года № 694 «Об утверждении
    Федеральной целевой программы «Развитие
    земельной реформы в Российской Федерации
    на 1999-2002 годы»
  • Постановление
    Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября
    1998 года № 14 «О практике применения
    судами законодательства об ответственности
    за экологические правонарушения»

Главный
редактор А. Ю Лавриненко Компьютерная
верстка М. Г. Черепанов Корректор С. А.
Александрова

Подписано
в печать 28.08.06 Формат 60х90 1/16.

Гарнитура
Ттез Кете Котап.

Усл.
печ. л 5. 8 Уч.-изд. л. 4. 3 Тираж 500 экз.

Редакционно-издательский
отдел Московского института экономики,
менеджмента и права 115432, Москва, 2-й
Кожуховский проезд, д. 12, тел.: 783 68 25

СПИСОК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИЗДАТЕЛЬСТВА МИЭМП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *