Ст. 39.15 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.15. ЗК РФ
1. В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее – испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 206-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 206-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
(пп. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
4. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
5. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
Взимание платы с уполномоченного органа в случае подготовки в соответствии с настоящим пунктом схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” не осуществляется.
6. В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
В 2023 году процедура, предусмотренная п. 7 ст. 39.15, осуществляется в срок не более 14 календарных дней (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).
7. В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
(в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 509-ФЗ)
В 2023 году процедура, предусмотренная п. 7.1 ст. 39.15, осуществляется в срок не более 20 календарных дней (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).
7.1. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 509-ФЗ)
До 01.01.2025 допускается отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка или его предоставлении без проведения торгов по основаниям, установленным нормативными правовыми актами г. Москвы и ЗК РФ (ФЗ от 27.12.2019 N 455-ФЗ).
8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 – 13, 14.1 – 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 – 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
9. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
11.1) сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
(пп. 11.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ)
12) право заявителя или кадастрового инженера обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).
10. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:
1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;
2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;
3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:
1) с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки;
2) с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
3) с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
4) с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
11. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
12. При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
13. В случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер и площадь испрашиваемого земельного участка;
4) в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ;
5) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка.
14. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
15. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
16. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
17. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Ст. 39.14 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.14. ЗК РФ
1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”. В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
2. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
4. В случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 5 статьи 39.5 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность должно быть подано до дня прекращения права безвозмездного пользования таким земельным участком и одновременно с заявлением о прекращении этого права.
5. В случаях, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3, подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса, заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду должно быть подано одновременно с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком.
6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
7. Положения настоящей статьи не применяются в случае:
1) предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса;
2) заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, заявителем, признанным единственным участником аукциона, или единственным принявшим участие в аукционе его участником;
3) заключения договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в соответствии со статьей 39.21 настоящего Кодекса;
4) предоставления земельных участков в безвозмездное пользование в виде служебных наделов по решению организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;
5) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для комплексного развития территории, с победителем торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, иным лицом, имеющим право на заключение данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо юридическим лицом, обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 07.10.2022 N 385-ФЗ)
6) заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предназначенного для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, с победителем аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования либо с иным лицом, имеющим право на заключение данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. В этом случае договор аренды такого земельного участка заключается одновременно с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договором об освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;
(пп. 6 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
7) предоставления земельных участков гражданам в безвозмездное пользование, аренду, собственность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 226-ФЗ)
8. Предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”) осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ, от 14.07.2022 N 316-ФЗ)
9. При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов. Предоставление земельных участков осуществляется с учетом результатов данных сходов или референдумов.
10. Предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Государственной компании “Российские автомобильные дороги” осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ “О Государственной компании “Российские автомобильные дороги” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
До 01.01.2026 аукционы в соответствии со ст. 39.18 в электронной форме могут не проводится по причине технической невозможности участия в них в связи с ограничением либо отсутствием доступа к сети “Интернет” (ст. 3 ФЗ от 07.10.2022 N 385-ФЗ).
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 39.18 ЗК РФ
В 2023 году процедура, предусмотренная п. 1 ст. 39.18, осуществляется в срок не более 14 календарных дней (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).
1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ, от 05.12.2022 N 509-ФЗ)
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
2. В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способы подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.
4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
В 2023 году процедура, предусмотренная пп. 2 п. 5 ст. 39.18, осуществляется в срок не более 20 календарных дней (Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629).
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 05.12.2022 N 509-ФЗ)
6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Административный регламент Московской области о предварительном согласовании земельного участка таит в себе не мало сюрпризов.
Познакомимся с ним поближе, чтобы понимать , чего ждать от властей.
Но сначала, напомню, что такое предварительное согласование предоставления земельного участка. И чем оно полезно.
Многие стремятся получить земельный участок через предварительное согласование. Причина в том, что данный способ дает шанс приобрести участок без торгов.
Облегчить гражданам данную процедуру был
Призван Административный регламент Московской области.
Предварительное согласование позволяет получать любое количество земельных участков.
Участки можно получать под ИЖС, ЛПХ, садоводство и КФХ.
При этом землю можно получать без торгов практически во всех населенных пунктах страны. Данная возможность закреплена в статье 39.18 ЗК РФ.
Эта процедура достаточно простая и не требует от граждан серьезных затрат, кроме знаний.
Для предварительного согласования, которое само по себе бесплатно, нужно:
Схему можно составить самостоятельно, в бесплатной программе, не нанимая кадастрового инженера.
Преимущество данного способа получения земли состоит в следующем.
Если в ходе процедуры не объявятся желающие, то заявитель получает участок без торгов.
При наличии желающих, на стадии торгов есть шансы получить землю по начальной цене. То есть фактически также как и без торгов.
Если не повезло, и на аукционе объявились желающие, то возможны 2 сценария. Либо участвуем в торгах, либо подаем заявление на другой участок. Количество заявлений и получаемых участков никто не ограничивает.
Казалось бы все просто:
Однако российские чиновники нашли способ как простую и доступную процедуру предварительного согласования сделать непроходимыми дебрями для народа, частью которого сами являются.
Этот способ называется:
Административный регламент Московской области, чтобы «легко» получать земельные участки.
По своей сути, административные регламенты это документы, которые устанавливают порядок предоставления государственной или муниципальной услуги.
Предварительное согласование предоставления земельного участка это фактически услуга, которую нам оказывают органы власти.
Идея регламентов в целом разумна, потому что с их помощью можно устанавливать рамки для чиновников.
Однако, когда изучаешь административные регламенты, начинаешь понимать, что это полоса препятствий, по которой погонят желающих получить земельный участок через предварительное согласование.
При этом, не каждому суждено добраться до финиша.
Чтобы не быть голословным, проанализируем
Административный регламент Московской области от 21. 2017 N 13ВР-1906.
В Московской области принят Административный регламент предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Через весь регламент, объемом 162 листа, красной нитью прослеживается главная мысль:
Подать заявление на предварительное согласование земельного участка можно только через МФЦ, РПГУ или почтовую связь.
МФЦ – Многофункциональные центры на территории Московской области.
РПГУ – Региональный портал государственных услуг (https://uslugi.mosreg.ru)
Почтовая связь – ФГУП «Почта России».
Иными словами, прийти в администрацию и напрямую лично подать заявление о предварительном согласовании оказывается нельзя.
Если вы подадите заявление напрямую в администрацию, через отдел приема входящей корреспонденции, то через 30 дней ваше заявление вернут без рассмотрения.
Решение о предварительном согласовании принимает администрация. Ни МФЦ, ни РПГУ, ни почта, а именно администрация.
Таким образом, административный регламент Московской области создает посредников между гражданами и властью.
При этом, в регламенте нет альтернативы обойти эти прокладки, которыми себя отгородила администрация.
У меня возникает 3 вопроса к г-ну А.В. Аверкиеву, который как министр имущественных отношений Московской области, подписывал регламент:
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления.
Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, по выбору заявителя.
Один из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг — возможность получения по выбору заявителя государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе и путем личного обращения заявителя в орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Может показаться, что ограничение возможности личного обращения в администрацию не существенно. Тем более, что подача документов через близлежащий МФЦ или онлайн через РПГУ, либо по почте, экономит время.
Однако подобные рассуждения иллюзорны, потому что при такой схеме добиться предварительного согласования становиться сложнее.
Объясню более детально на примерах.
Подача документов через МФЦ.
В случае прямой подачи заявления в администрацию, вам не могут отказать в приеме документов.
Клерк администрации должен принять документы и поставить входящий штамп с датой на вашем экземпляре заявления.
Штамп подтверждает, что документы у вас приняты для рассмотрения.
После приема документов начинается отсчет времени, в течение которого администрация должна принять обоснованное решение.
Если подаете документы через МФЦ, то могут отказать уже на стадии приема документов.
В административном регламенте Московской области есть забавное приложение № 12, которое содержит форму Решения МФЦ об отказе в приеме документов.
Иными словами, МФЦ может футболить неограниченный период времени еще на стадии приема документов.
Таким образом, административный регламент создает дополнительный барьер, которым могут пользоваться чиновники, чтобы динамить нас еще до рассмотрения документов.
При этом, сами чиновники остаются чистенькими, потому что отказ в приеме документов принимает не администрации, а МФЦ, который не является органом власти.
Подача заявления на предварительное согласование через Региональный портал государственных услуг.
РПГУ – это сайт https://uslugi.mosreg.ru, через который дистанционно можно подать документы на предварительное согласование предоставления земельного участка в Московской области.
Процедура в целом не сложная.
Для подачи документов на предварительное согласование достаточно пройти 6 шагов.
На 1-ом шаге подтверждаем согласие с условиями использования системы:
На 2-ом шаге выбираем статус заявителя.
Если вы подаете документы на предварительное согласование от своего имени, то нужно выбрать опцию: «НЕТ».
На 3-ем шаге выбираем тип заявителя.
Если вы подаете документы как физическое лицо или ИП, то нужно будет заполнить паспортные и контактные данные.
Если заявление на предварительное согласование подается от юридического лица, то заполняются регистрационные сведения организации.
В разделе контактные данные вам нужно будет выбрать вариант выдачи результата предоставления услуги.
На самом деле
Вариант получения результата оказания государственной услуги всего 1 один.
Результат выдают только в МФЦ, расположенном на территории Московской области.
Единственный вариант получения результата только через МФЦ ограничивает возможности людей, которые проживают далеко от Московской области.
Ехать с Камчатки в МФЦ Московской области с единственной целью получить оригинал постановления о предварительном согласовании, занятие для настоящих фанатиков.
На мой взгляд, властям ничего не стоило добавить опцию – получение результата по почте.
Но, по всей видимости, принцип: Москва для москвичей, а Московская область для подмосквичей, никуда не делся.
На 4-ом шаге заполняем сведения, которые будут использованы в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Данный этап является наиболее сложным, потому что содержит ограничения, которые, на мой взгляд, власти Московской области умышленно добавили с систему.
Разберем более детально.
Если вы ранее не обращались в центр содействия строительству, то выбирайте опцию: «НЕТ».
Затем нужно поставить чек-бокс в отношении условий, если они имеют место в вашей ситуации:
Во многих случаях чек-бокс не нужно ставить, потому что если вы нашли свободную землю, допустим под ИЖС, то эти условия, как правило, к вам не относятся. Пропускайте их.
В поле «Испрашиваемый вид права» выберите 1 из 4-х возможных вариантов.
Я обычно получаю землю под индивидуальное жилищное строительство, поэтому выбираю аренду.
В ряде случаев арендовать землю под ИЖС выгоднее, чем сразу брать в собственность.
Следующая опция – Категория заявителя, вызывает у меня больше вопросов, чем ответов.
На момент написания данной статьи, выпадающий список предоставляет только 8 вариантов для выбора.
При этом, в этих 8-ми вариантах нет самого востребованного – индивидуального жилищного строительства.
Если вы изучите эти варианты, то увидите, что в них есть возможность получения земли под сенокошение, выпас с/х животных и даже под размещение гидротехнических сооружений.
Но возможность получения участка под ИЖС, в том числе в аренду, отсутствует.
Причины такого пробела мне неизвестны.
Наверное, чиновники считают, что в Московской области получение земли под сенокошение, выпас скота и размещение гидросооружений более востребовано, чем получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
Административный регламент Московской области на примере РПГУ
В видео я показал 1 способ, который конечно не претендует на звание «Мистер 100-процентный результат», но позволяет подать документы не на выпас коров, а под ИЖС.
На следующих опциях:
Основание предоставления земельного участка зависит от выбранной Категории заявителя.
Кадастровый номер у земельного участка отсутствует, если вы готовили Схему на свободной территории. В этом случае его не указываем.
Адрес достаточно указать вплоть до населенного пункта. Улица и номера могут отсутствовать.
Если участок получаете под ИЖС, то цель использования указывайте – индивидуальное жилищное строительство.
На завершающем этапе 4-го шага необходимо:
Вид разрешенного использования добавляется из выпадающего списка.
Если вы получаете участок под ИЖС, то выбирайте вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Важно, чтобы цель использования участка, которую вы указали ранее, соответствовала виду разрешенного использования.
Так же важно, чтобы земельный участок, схему которого вы составили, находился в территориальной зоне, допускающей выбранный вами вид разрешенного использования.
Категория земель также выбирается из выпадающего списка.
При получении участка под ИЖС выбираем категорию земель – Земли населенных пунктов.
При этом важно, чтобы участок, который вы отобразили на Схеме, располагался в границах населенного пункта.
Площадь земельного участка указывайте ту, которая получилась у вас на схеме.
Последний чек-бокс оставляйте пустым, если на участке нет объектов недвижимости.
Копия паспорта должна содержать 2 и 3 страницы, а также все страницы с прописками.
Заявление и Схему загружайте отдельными документами.
Относительно сообщения с перечнем зданий и сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Ссылку на бесплатное скачивание сообщения запрашивайте в комментариях.
Обратите внимание, что в большинстве случаев на испрашиваемом участке не будет зданий и сооружений, поэтому, заполняя сообщение, ставьте прочерки.
На 6-ом шаге просмотрите подготовленный комплект и отправляйте на рассмотрение.
В личном кабинете портала можно отслеживать процесс прохождения этапов рассмотрения.
Получить предварительное согласование предоставления земельного участка в Московской области достаточно трудно, потому что:
По этой причине, «прикипать» душой к выбранному клочку земли не стоит.
Оптимально подыскивать несколько вариантов участков и запускать по ним процедуру предварительного согласования.
При этом любые отказы, которые содержат малейшие признаки незаконности, целесообразно прогонять через прокуратуру и суд. Правоохранительная и судебная системы у нас не самые справедливые, но апатия и бездействие не помогут получить земельный участок.
Подача документов на предварительное согласование через почту.
С точки зрения техники исполнения данный способ подачи документов не составляет трудностей.
Достаточно комплект документов запечатать в конверт и отправить ценным письмом с описью вложения.
Но есть 2 нюанса, которые вызывают недоумение.
Административный регламент устанавливает, что отправлять нужно нотариально заверенные копии документов (в первую очередь это касается копии паспорта).
Земельный кодекс (пункт 2 статьи 39.15) содержит перечень документов, которые подаются на предварительное согласование. И в этом перечне нет требования к обязательной нотариальной форме документов.
Иными словами, административный регламент устанавливает избыточные требования к форме документов, подаваемых на предварительное согласование земельного участка.
Результат получения государственной услуги можно получить только в МФЦ Московской области.
Другими словами, даже если вы направляете документы по почте, получить результат рассмотрения можно только в МФЦ.
В общем, чиновники постарались сделать регламент максимально псевдо удобным для жителей из не Московской области, которых в стране большинство.
И в заключение.
В августе 2018 года я направил в Прокуратуру Московской области Заявление о нарушении закона.
В данном заявлении детально обосновал, что
Административный регламент Московской области от 21. 2017 N 13ВР-1906 нарушает Конституцию и федеральные законы.
Ответа из прокуратуры МО пока не последовало. Особых иллюзий относительно принципиальной позиции правоохранителей на одно обращение я не питаю.
Надеюсь вы последуете этому примеру и тоже станете обжаловать незаконные регламенты.
Потому что осознавать, что нас открыто держат за дураков и молчать не самый лучший вариант.
Уверен, что некоторые Административные регламенты, принятые в других регионах, тоже не идеальны. И также создают дополнительные барьеры при получении земли.
Используйте мое Заявление о нарушении закона, как шаблон.
Запускайте прокурорские и судебные проверки Административных регламентов, которые чиновники пишут под свои номенклатурные потребности.
Желаю достойной жизни и успехов в получении земли.