Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

Фильтр поиска

Показывать по: на странице

Специалисты учебного центра АО «Единая электронная торговая площадка» подготовили для вас подборку наиболее распространенных вопросов (и ответов на них), касающихся имущественных торгов по 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

1. Какие виды имущественных торгов проводятся на «Единой электронной торговой площадке» и в каких секциях?

На «Единой электронной торговой площадке» имущественные торги проходят в двух торговых секциях. В каждой из них осуществляются определённые виды закупочных процедур.

В секции имущественных торгов по 178-ФЗ:

– реализация государственного и муниципального имущества в рамках программ приватизации на основании 178-ФЗ;
– сдача в аренду государственного и муниципального имущества на основании Приказа ФАС 67.

В секции корпоративных торгов по 223-ФЗ:

– аренда и продажа имущества хозяйствующих субъектов (не государственная или муниципальная/не полностью государственная или муниципальная собственность) на основании Гражданского Кодекса РФ, а также собственных регламентов продавцов имущества;
– сдача в аренду нестационарных торговых объектов, мест для рекламы, торговых площадей и ярмарочных мест (на основании законодательства о торговле, рекламе, а также региональных и муниципальных нормативных актов о проведении такого типа торгов);
– продажа непрофильных активов госкомпаний (Ростелеком, ВТБ и т.д.) на основании ГК РФ, предписаний Росимущества и регламентов госкомпаний;
– продажа залогового имущества банками (например, ВТБ).

2. Какие действия должен совершить продавец имущества/арендодатель для начала проведения торгов в электронной форме?

Алгоритм действий по продаже имущества следующий:

a) В первую очередь необходимо получить электронную подпись, если таковой ранее не имелось;
b) затем продавец должен заключить соглашение с электронной площадкой по требованиям Постановления Правительства РФ от 27 августа 2012 г. №860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме»;
c) потом необходимо пройти аккредитацию на площадке в качестве продавца и настроить личный кабинет на площадке (распределить роли между специалистами организации, привязать электронные подписи).

3. Какую электронную подпись должен иметь продавец имущества для размещения документов и информации?

Как правило, требуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Но если у продавца имущества есть электронная подпись заказчика, действующего в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», то можно использовать ее. Если нет, то необходимо получить усиленную квалифицированную подпись, в т.ч. в территориальном органе Казначейства РФ или любом удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи России.

4. Как аккредитуются покупатели имущества по 178-ФЗ?

Покупатели имущества аккредитуются самостоятельно на каждой из площадок, отобранных в качестве операторов электронных торгов по 178-ФЗ. Регистрация через Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) для них не предусмотрена.

Если же участник уже зарегистрирован на «Единой электронной торговой площадке» в торговых секциях по 44-ФЗ, 223-ФЗ для малого бизнеса, а также в рамках торгов по капремонту (все эти доступы открываются после регистрации в ЕИС-ЕРУЗ), то ему сразу откроется доступ на секцию 178-ФЗ.

5. В какой последовательности публикуется информация на сайте http://torgi.gov.ru и на ЭТП? Возможны ли ситуации, когда информация есть на сайте torgi.gov.ru, но отсутствует на ЭТП и наоборот?

Информация о продаже имущества по 178-ФЗ  или сдаче его в аренду по Приказу ФАС №67 (а также сдаче в аренду недр, продаже лицензий на добычу полезных ископаемых) размещается одновременно на https://torgi.gov.ru и на сайте электронной площадки.

При этом в пункте 12 ПП РФ 860 указано «Для продажи имущества уведомление о проведении продажи имущества направляется оператору электронной площадки продавцом не позднее 3 календарных дней до дня размещения информационного сообщения о проведении продажи имущества на официальном сайте в сети “Интернет”».

Таким образом, сначала необходимо обратиться к оператору электронной площадки, и только потом размещаться на https://torgi.gov.ru/

Чтобы упростить этот процесс, лучше вначале опубликовать извещение на площадке, установив отложенный срок начала приема заявок (заложить не менее 3 календарных дней), и за это время, при необходимости, согласовав действия с оператором ЭТП, провести подготовительную работу на https://torgi.gov.ru/ по размещению там информационного сообщения. Таким образом, можно синхронизировать работу на ЭТП и https://torgi.gov.ru, избежав возможных технических и организационных проблем.

Дублировать все значимые действия и протоколы приходится https://torgi.gov.ru и на ЭТП, поскольку между ними не предусмотрена сквозная интеграция.

6. Торги по аренде и рекламе тоже должны проходить в электронной форме, или могут быть на бумаге?

Это зависит от объекта аренды. Согласно приказу ФАС №67 – торги могут осуществляться и на бумаге, и в электронной форме. По аренде рекламных мест и площадей, аренде торговых точек – аналогично, но в настоящее время приоритет отдается электронной форме.

Если речь идет о сдаче в аренду рекламных мест и площадей, а также торговых точек, то необходимо помнить, что порядок проведения торгов по таким объектам регионы и муниципалитеты готовят самостоятельно (по аналогии с Постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. №26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности»).

7. Есть ли информация от том, когда будет реализована интеграция электронных площадок с https://torgi.gov.ru?

В настоящее время интеграции нет, когда она будет – неизвестно, но в планах законодателей есть задача по доработке и развитию функционала https://torgi.gov.ru

8. Может ли продавец публиковать процедуру только на https://torgi.gov.ru/, не дублируя на площадку?

В рамках 178-ФЗ, а также при проведении торгов по Приказу ФАС №67 в электронной форме – не может. Но, как отмечалось ранее, если это отдельные специализированные виды торгов (недра, ресурсы, земля и т.д.), которые могут быть осуществлены на бумаге, то на ЭТП они не появятся.

9. Где взять реквизиты расчетного счета, куда перечислять задаток участникам?

В 178-ФЗ указано, что задатки при продаже федерального имущества и имущества Миноброны перечисляются в федеральное казначейство, для региональных и муниципальных продавцов имущества специального порядка не предусмотрено, поэтому для них допустимы два варианта:

– денежные средства могут перечисляться на их расчетные счета;
– денежные средства могут вноситься претендентами самим себе на собственные лицевые счета на ЭТП, которые открываются после аккредитации.

Есть особенности внесения средств в счет оплаты акций  по специализированным аукционам по продаже акций – средства вносятся при продаже федерального имущества- на счета, открытые специально для этих целей в территориальных органах Федерального Казначейства,  а вот при продаже имущества региональных или муниципальных собственников –  на счета продавца (п.55 ПП РФ 860), то есть формально продавец может задействовать и свой лицевой счет на электронной площадке, который ему открыли при аккредитации.

10. В чем особенность конкурса в электронной форме по 178-ФЗ?

Имущественные торги, как и многие другие виды торгов, проводятся на основании Гражданского Кодекса РФ и отдельных законов.

Основные способы торгов, на которых может быть продано имущество (государственное, муниципальное, корпоративное) – аукционы, специализированные аукционы (для продажи акций или долей в пакетах акций), конкурсы, продажа посредством публичного предложения («голландский аукцион»), продажа без объявления цены.

Логика аукционов и конкурсов аналогична 44-ФЗ, но техника – зеркально противоположная.

На аукционе устанавливается минимальная цена имущества (или минимальный размер арендной платы за использование имущества), которая определяется продавцом на основании оценки имущества. После окончания приема заявок, которые подаются без цены, и рассмотрения заявок проводится аукцион. С фиксированным шагом повышения (например, в 178-ФЗ это 5% от стоимости имущества) участники борются на торгах за право купить (арендовать) тот или иной объект, и, по аналогии с 44-ФЗ, торговая система ожидает подачи участниками ценовых предложений. Победителем признается тот участник, после ценового предложения которого в установленное время (10 минут) новых ценовых предложений не поступало.

Заявки на конкурс формируются из 2 элементов: документов, подтверждающих соответствие претендента  условиям конкурса  (в отличие от аукциона, претенденту необходимо сыграть не только на цене имущества, предложив самую выгодную, но и подтвердить, что он готов выполнить также условия, отраженные продавцами в информационных сообщениях), а также цены, предложенные претендентом.

При этом предложение о цене имущества претендент может подать одновременно с заявкой, то есть обе части – и заявка с указанием условий претендента и цена будут направлены вместе. Либо претендент может направить отдельно заявку с условиями, дождаться ее рассмотрения, оценить ситуацию по конкурентному окружению, и подать цену в день и время, указанное в информационном сообщении.

Фактически, на конкурсах итоги подводятся дважды: первый раз на основании поступивших заявок продавец подводит итоги приема заявок по предложенным условиям, но ему недоступны ценовые предложения. Второй раз подводятся итоги конкурса в целом, то есть обрабатываются и ценовые предложения. Участники, которые подали цену сразу, не смогут подать ее еще раз в день подведения итогов по конкурсу, а те, кто  не подавал – наоборот, смогут это сделать. Как раз перед вторым подведением итогов, претенденты, не подавшие цену вместе с заявкой, могут ее направить. А те, кто подал, ждут итогов.

Росимущество:  Два миллиона восемьсот семьдесят три числа на русском языке

При продаже имущества посредством публичного предложения предполагается, что имущество по каким-то причинам не смогли продать на аукционе или конкурсе (завышенная цена, неудачное местоположение и т.д.). В этом случае последовательность действий продавца и покупателя очень похожа на аукцион, но отличается сам механизм аукционных торгов.

Торги начинаются не сразу на повышение: система ждёт сначала 60 минут, чтобы участники подтвердили начальную цену, и, если этого не происходит, предоставляет скидку («шаг понижения» – устанавливается продавцом, обычно составляет не более 10% от стоимости имущества) и снова ждет, готовы ли участники приобрести имущество со скидкой. Если такого не происходит, то цена снова откатывается на сумму шага понижения, и так до тех пор, пока хотя бы один из участников не подтвердит, что готов купить по указанной цене, или цена после всех снижений не дойдет до «цены отсечения» – минимальной цены, ниже которой продавец не готов продавать имущество. Если два и более участников на каком-то из этапов подхватят цену и подтвердят, что готовы купить, система разворачивает от этой цены торги на повышение с «шагом аукциона», который, как правило, не более 50% «шага понижения».

Примеры проведения и технику торгов с разворотами можно посмотреть в видеороликах, записанных, например, для Банка ВТБ https://www.roseltorg.ru/knowledge_db/sale. Технически процедура публичного предложения одинакова в исполнении и для собственников коммерческого имущества, и для секции 178-ФЗ. Отличается лишь нормативная база.

Продажа без объявления цены – процедура, в которой продавец не указывает цену имущества, ее формируют сами покупатели. При направлении заявок они указывают, по какой цене готовы приобрести имущество, затем среди них выбирается предложение по наиболее выгодной стоимости. Как правило, проводится редко – если не удалось реализовать имущество предыдущими способами.

Специализированный аукцион проводится для реализации отдельных видов имущества (например, акций). Отличается особенностями внесения средств в счет оплаты акций задатков (см. вопрос 9), порядком подачи заявок и их рассмотрением. Сама техника торгов аналогична обычному аукциону.

11. Когда и каким документом утверждается электронная форма заявки на участие в продаже имущества, указанная в Соглашениях с ЭТП: «Утвердить электронную форму заявки на участие в продаже имущества (далее – заявка), разработанную Организатором»?

Электронную форму заявки разрабатывает Организатор (продавец). ЭТП автоматизирует только согласие участника на участие в процедуре, в том числе согласие с условиями договора купли-продажи. Сама заявка и сопровождающие документы в сканированном виде прикладываются участником в виде архивного пакета при подаче заявки.

Форма не установлена, поэтому продавец в свободной форме направляет письмо на адрес ЭТП с просьбой о перечислении задатков на его счет. В перспективе ожидается открытие функционала перевода средств задатка победителя на расчетный счет продавца имущества через электронное обращение в личном кабинете продавца на ЭТП.

13. Есть ли уже документ, который будет регулировать ответственность площадок за возможные нарушения с их стороны при торгах?

Основные требования к операторам площадок указаны в 178-ФЗ, также они представлены в единых и дополнительных требованиях к операторам, предусмотренных 44-ФЗ. Поэтому, фактически, документы уже есть.

14. Если торги пройдут некорректно со стороны площадки, площадка по аналогии с 44-ФЗ сама принимает решение о переносе даты торгов с рассылкой уведомлений?

Если торги пройдут некорректно по техническим причинам и в связи со сбоями в торговой системе, то на основании Соглашения, которое площадка заключает с продавцом имущества, а также по регламенту 178-ФЗ и ПП РФ №860, торги приостанавливаются, а всем участникам и продавцу направляется сообщение о возникшей ситуации. Далее торги возобновляются в указанное на ЭТП время и проводятся до полного завершения. Продавец имущества вносит в протоколы информацию о сбое и о том, что процедура проводилась с приостановкой.

15. Может ли продавец или покупатель отказаться от заключения договора?

Покупатель-победитель торгов отказаться может, но тогда ему не будет возвращен задаток. Что касается продавца, то здесь закон не регулирует этот вопрос, что, конечно, может вызывать определенные проблемы.

Если обратиться в ГК РФ, то по правилам ГК по итогам торгов договор должен быть заключен с победителем (победителями). Такие правила применяются и в 44-ФЗ, и в 223-ФЗ при проведении закупок у субъектов МСП. Но в этих же законах указаны случаи отказа заказчика, а в 178-ФЗ отказ продавца не прописан. Если такое все-таки произойдет, продавец должен подготовить обоснование отказа. Если отказ не будет обоснован, то покупатель в принципе может обжаловать действия продавца, взыскав с него неустойку или компенсацию расходов, понесенных при подготовке заявки.

16. Есть ли реестр недобросовестных участников процедур по 178-ФЗ и есть ли у площадок интеграция с ним?

Официальный единый реестр недобросовестных участников торгов по 178-ФЗ пока отсутствует, но есть локальные реестры недобросовестных покупателей по земельным торгам (проводятся не в рамках 178-ФЗ, а в рамках Земельного Кодекса), которые ведутся на сайте https://torgi.gov.ru/antimonopolyLawInfo.html

17. Кто может быть организатором торгов? Можно ли возложить функцию организатора на какое-либо учреждение регионального или муниципального уровня?

Как указано в пункте 3 статьи 6 178-ФЗ, «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют функции по продаже соответственно государственного и муниципального имущества, а также своими решениями поручают юридическим лицам, указанным в подпункте 8.1 пункта 1 настоящей статьи, организовывать от имени собственника в установленном порядке продажу приватизируемого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и (или) осуществлять функции продавца такого имущества».

В настоящее время в подпункте 8.1 пункта 1 статьи 3 указано, что  утвержден перечень организаций, которые могут организовывать продажу имущества от федеральных продавцов (Перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. N 1874-р). Пока что данный перечень и его редакция не позволяют применять его при продаже регионального и муниципального имущества. Поэтому, пока не будет уточнен перечень или порядок отбора лиц, которые могут быть продавцами на региональном и муниципальном уровне, передать полномочия нельзя. Также нельзя провести процедуру по отбору продавца. Таким образом, органы власти могут передать полномочия по продаже на иные органы власти в рамках региональных и местных администраций, но не на иные виды юридических лиц.

18. Можно ли перенести или отменить процедуру по 178-ФЗ? Что для этого необходимо сделать продавцу?

Законом перенос или отмена не запрещены. Также возможно внесение изменений в информационное сообщение о проведении торгов. Однако ни в 178-ФЗ, ни в подзаконных актах не указано, что нужно сделать продавцу. В этой связи, необходимо руководствоваться Гражданским Кодексом РФ (статья 448, часть 4): вносить изменения в информационное сообщение не позднее, чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, и продлевать сроки приема на 30 дней.

В том числе эту норму можно применить при отмене процедуры. Для этого, в частности, при проведении аукциона следует заложить не менее 3 дней между датой публикации протокола о рассмотрении заявок и признании претендентов участниками аукциона и датой проведения непосредственно торгов по аукциону. При необходимости, таким образом, продавец сможет отказаться от проведения процедуры, по которой уже прошел этап приема заявок.

Также продавцу целесообразно руководствоваться здравым смыслом и логикой антимонопольного законодательства: если в информационное сообщение внесены изменения, а уже есть заявки на торги, то участников, подавших заявки, продавец должен уведомить о том, что в документацию по процедуре внесены изменения. Так все участники будут в равных условиях. Далее заявители сами решают, отзывать им заявки или нет.

В случае отзыва заявок продавец обязан вернуть задатки. При размещении задатков на счетах продавцов они делают это самостоятельно, при размещении на лицевых счетах участников на ЭТП электронная площадка разблокирует средства автоматически по факту отзыва заявки.

19. Какова гарантия, что, в случае размещения обеспечения заявок на счетах претендентов на ЭТП, они действительно будут обеспечены? Как проверить, что претендент внес задаток на ЭТП?

В соответствии с п.14 ПП РФ 860: «Информационное сообщение о проведении аукциона, конкурса, продажи имущества посредством публичного предложения наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом о приватизации, должно содержать условия о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, порядке возвращения задатка, реквизиты счета, а также указание на то, что такие условия являются условиями публичной оферты в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке».

Таким образом, претендент, подавая заявку, должен ее также обеспечить задатком. Оба условия являются основанием для присоединения к публичной оферте. Электронная площадка проверяет (обязана проверять) выполнение этих условий, и, при отсутствии средств на лицевых счетах, не осуществляет допуск претендентов до процедуры.

Росимущество:  Petropavlovsk Kamchatsky Lugovaya 13 et

Также в ПП РФ №860 в п.4: «з) продавец заключает с претендентом договоры о задатке», что вызывает вопросы продавцов имущества «Какие реквизиты поступления задатка указывать в договоре?». Ответ также представлен в п.14: подача претендентом заявки и перечисление задатка на счет являются акцептом такой оферты, и договор о задатке считается заключенным в установленном порядке.

20. Нужно ли размещать договор купли-продажи в составе документации по процедуре в электронной форме?

Да, потому что претендент должен быть изначально ознакомлен с условиями договора купли-продажи, и, при подаче заявки, он должен подтвердить свое согласие с условиями договора купли-продажи.

Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

1. На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.

2. Аукцион является открытым по составу участников.

3. Предложения о цене государственного или муниципального имущества заявляются участниками аукциона открыто в ходе проведения торгов. По итогам торгов с победителем аукциона заключается договор.

В случае, если заявку на участие в аукционе подало только одно лицо, признанное единственным участником аукциона, договор заключается с таким лицом по начальной цене продажи государственного или муниципального имущества.

В случае отказа лица, признанного единственным участником аукциона, от заключения договора аукцион признается несостоявшимся.

4. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней. Признание претендентов участниками аукциона осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока приема указанных заявок. Аукцион проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками аукциона.

5. При проведении аукциона в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены (“шаг аукциона”).

6. Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере:

20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества и составляющей 100 миллионов рублей и более;

10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества и составляющей менее 100 миллионов рублей.

Информация об изменениях

Статья 18 дополнена пунктом 6.1 с 16 декабря 2022 г. – Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. N 512-ФЗ

6.1. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет, указанный в информационном сообщении, является выписка с этого счета.

8. Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

9. До признания претендента участником аукциона он имеет право отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

10. Одно лицо имеет право подать только одну заявку.

11. Уведомление о признании участника аукциона победителем либо лицом, признанным единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, направляется победителю либо лицу, признанному единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, в день подведения итогов аукциона.

12. При уклонении или отказе победителя аукциона либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

13. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя либо лица, признанного единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

14. В течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона либо лицом, признанным единственным участником аукциона, в случае, установленном в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи, заключается договор купли-продажи.

Статья 18 дополнена пунктом 14.1 с 1 июля 2021 г. – Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 273-ФЗ

14.1. Цена государственного или муниципального имущества, установленная по результатам проведения аукциона, не может быть оспорена отдельно от результатов аукциона.

15. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

16. Не урегулированные настоящей статьей и связанные с проведением аукциона отношения регулируются Правительством Российской Федерации.


Дата окончания приема заявок

Дата рассмотрения заявок

Дата начала аукциона

Дата подведения итогов торгов
10980 -1Администрация Урмарского района Чувашской Республики10979 -1Администрация Урмарского района Чувашской Республики10974 -1Администрация Грачевского района Оренбургской области10974 -2Администрация Грачевского района Оренбургской области10973 -1Администрация муниципального образования “Город Ленск” Ленского района РС (Я)10967 -1Администрация Урмарского района Чувашской Республики10966 -1Администрация муниципального образования “Город Ленск” Ленского района РС (Я)10953 -1Администрация Канашского района Чувашской Республики10953 -2Администрация Канашского района Чувашской Республики10950 -1Администрация Канашского района Чувашской Республики10949 -1Администрация Канашского района Чувашской Республики10933 -1Администрация городского округа город Нововоронеж10933 -2Администрация городского округа город Нововоронеж10933 -3Администрация городского округа город Нововоронеж10909 -1Администрация Урмарского района Чувашской Республики10908 -1Администрация Урмарского района Чувашской Республики10872 -1администрация Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области10872 -2администрация Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области10872 -3администрация Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области10869 -1Администрация рабочего поселка Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:На сегодняшний день обязанность проводить аукционы на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества в электронной форме нормативными актами не установлена.

Обоснование позиции:Договоры о передаче государственного или муниципального имущества, в том числе имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, во временное владение и (или) пользование должны заключаться с учетом требований ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ). Эта статья устанавливает общее правило о заключении таких договоров только по результатам проведения торгов – конкурса или аукциона на право заключения этих договоров, а также ряд исключений из этого правила.Порядок проведения торгов на право заключить договор аренды государственного или муниципального имущества установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила), утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67. По общему правилу торги проводятся в форме аукциона. Проведение их в форме конкурса возможно только в отношении видов имущества, перечень которых утверждает ФАС России (п. 3 Правил). Этот перечень определен приложением 2 к Правилам. В него включены, в частности, отвечающие определенным требованиям нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (п. 10 Приложения N 2 к вышеупомянутому приказу).Информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (п. 27 Правил, далее также – официальный сайт). Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 909 (далее – Постановление 909) в качестве такого сайта определен сайт по адресу: www.torgi.gov.ru. В силу абзаца десятого подп. “а” того же пункта указанный сайт предназначен, в частности, для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, эксплуатации, в том числе обслуживанию пользователей, официального сайта, определено Федеральное казначейство (п. 1.1 Постановления 909).Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 19 ноября 2020 г. N 1876 установлено, что создание, развитие и эксплуатация официального сайта, в том числе обслуживание пользователей, эксплуатация собственных программно-аппаратных средств, необходимых для функционирования официального сайта, и хранение информации, содержащейся на официальном сайте, обеспечиваются Федеральным казначейством поэтапно. При этом из содержания указанного пункта следует, что в части проведения торгов в электронной форме на право заключения договоров, предусмотренных ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, функционирование официального сайта должно быть обеспечено начиная с 1 января 2022 г. Официальных разъяснений по вопросу о том, каким образом следует проводить торги на право заключения таких договоров, мы не обнаружили. При этом нынешняя редакция Правил хотя и предполагает принципиальную возможность подачи заявок в форме электронного документа (смотрите, например, п. 51 Правил, п. 18 разъяснений ФАС от 5 июня 2012 г.), не предусматривает возможности проведения конкурса либо аукциона в электронной форме на официальном или ином специализированном сайте (электронной площадке), т.е. без личного присутствия представителей участников, подобно электронным процедурам, предусмотренным законодательством о контрактной системе (смотрите, в частности, пп. 137, 141, 143 Правил, которые указывают на то, что аукцион проводится “очно”, то есть в присутствии участников).Нормативных актов, которые бы устанавливали обязанность проводить торги на право заключения договоров, упомянутых в ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, мы не обнаружили. На сегодняшний день отсутствует и нормативная база, которая позволяла бы проводить торги на право заключения договоров, указанных в ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, в электронной форме. Одно лишь то обстоятельство, что Федеральное казначейство согласно вышеупомянутому постановлению Правительства обязано было обеспечить такую возможность к 01.01.2022, по нашему мнению, не свидетельствует об обязанности заказчиков размещать соответствующие извещения и документацию в той части официального сайта, которая обеспечивает возможность проведения торгов в электронной форме.Вместе с тем, как показывает анализ официального сайта, на сегодняшний день для заключения договоров аренды арендодатели используют реализованный на официальном сайте дополнительный сервис по проведению электронных торгов во взаимодействии с электронными площадками (смотрите, например, https://torgi.gov.ru/new/public/lots/lot/21000022850000000010_6/(lotInfo:info), https://torgi.gov.ru/new/public/lots/lot/21000021560000000004_1/(lotInfo:info) и т.п.). Правоприменительной практики и разъяснений по вопросу о допустимости либо необходимости проведения соответствующих конкурентных процедур исключительно в электронной форме мы не обнаружили.

Росимущество:  Продажа конфискованного имущества завершена. Источник

Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТАлександров Алексей

Ответ прошел контроль качества

11 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Размер обеспечения заявки

Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

Продажа нежилого здания, площадью 628,7 кв.м, земельного участка, площадью 12163 кв.м, земельного участка, площадью 2027 кв.м и объектов, не являющиеся объектами капитального строительства, расположенные по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 46, стр. 29

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА”

Окончание приема заявок:

13.06.2023 в 17:30

Аукцион на повышение

14.06.2023 в 23:59

Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

14.06.2023 в 12:00

Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

07.07.2023 в 12:00

Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

27.06.2023 в 12:00

Статья 32.1. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

28.06.2023 в 23:59

Лот №1:Нежилое здание-коровник, с кадастровым номером02:22:020301:63, общей площадью 696,6 кв.м; Нежилое здание-дом животноводов, с кадастровым номером 02:22:020301:62, общей площадью 79,40 кв.м, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с/с Такарликовский, 200 м на запад от д. Юнтиряк.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ “ЦЕНТРАЛЬНАЯ” РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аукцион в электронной форме

26.06.2023 в 15:00

02. Республика Башкортостан

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО “УЧАЛИНСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ”

Запрос предложений (попозиционный на повышение)

16.06.2023 в 15:00

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ОСИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Аукцион (аренда и продажа земельного участка)

29.06.2023 в 15:00

Федеральным законом от 31 мая 2010 г. N 106-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 32.1

Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме

1. Продажа государственного или муниципального имущества способами, установленными статьями 18 – 20, 23, 24 настоящего Федерального закона, осуществляется в электронной форме. Положения указанных статей в части проведения продажи государственного или муниципального имущества применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Сведения о проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме должны содержаться в решении об условиях приватизации такого имущества.

3. Проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее – продажа в электронной форме) осуществляется на электронной площадке оператором электронной площадки. Оператор электронной площадки, электронная площадка, порядок ее функционирования должны соответствовать единым требованиям к операторам электронных площадок, электронным площадкам и функционированию электронных площадок, установленным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. В случае, если юридическое лицо, действующее по договору с собственником имущества, включено в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, и соответствует дополнительным требованиям к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 8.2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, привлечение иного оператора электронной площадки не требуется.

4. При проведении продажи в электронной форме оператор электронной площадки обеспечивает:

1) свободный и бесплатный доступ к информации о проведении продажи в электронной форме;

2) возможность представления претендентами заявок и прилагаемых к ним документов в форме электронных документов;

3) хранение и обработку в электронной форме заявок и иных документов, представляемых претендентами, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств защиты информации;

4) защиту информации (заявок и иных документов), представляемой претендентами, в том числе сохранность указанной информации, предупреждение ее уничтожения, несанкционированных изменения и копирования;

5) создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе об итогах продажи в электронной форме;

6) бесперебойное функционирование электронной площадки и доступ к ней пользователей, в том числе участников продажи в электронной форме, в течение всего срока проведения такой продажи.

Статья 32.1 дополнена пунктом 4.1 с 25 июля 2022 г. – Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 320-ФЗ

4.1. Продавец и оператор электронной площадки обязаны обеспечивать конфиденциальность информации о претендентах и об участниках продажи, за исключением информации, размещаемой в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается взимать с участников продажи в электронной форме не предусмотренную настоящим Федеральным законом дополнительную плату.

6. Размещение информационного сообщения о проведении продажи в электронной форме осуществляется в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Абзац второй утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ.

В информационном сообщении о проведении продажи в электронной форме, размещаемом на сайте в сети “Интернет”, наряду со сведениями, предусмотренными статьей 15 настоящего Федерального закона, указываются электронная площадка, на которой будет проводиться продажа в электронной форме, порядок регистрации на электронной площадке, правила проведения продажи в электронной форме, дата и время ее проведения.

Абзац четвертый утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ.

Решение о признании претендентов участниками продажи в электронной форме или об отказе в допуске к участию в такой продаже принимается продавцом государственного или муниципального имущества.

8. Представление предложений о цене государственного или муниципального имущества осуществляется зарегистрированным участником продажи в электронной форме в течение одной процедуры проведения такой продажи.

9. С даты и со времени начала процедуры проведения продажи в электронной форме на электронной площадке, на которой проводится данная процедура, должны быть указаны:

1) наименование государственного или муниципального имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);

2) начальная цена, величина повышения начальной цены (“шаг аукциона”) – в случае проведения продажи на аукционе;

3) цена первоначального предложения, “шаг понижения”, период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения, минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество, величина повышения цены в случае, предусмотренном настоящим Федеральным законом (“шаг аукциона”), – в случае продажи посредством публичного предложения;

4) последнее предложение о цене государственного или муниципального имущества и время его поступления в режиме реального времени.

10. В случае проведения продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не указывается.

11. В течение одного часа с момента окончания процедуры проведения продажи в электронной форме на электронной площадке, на которой проводилась продажа в электронной форме, размещаются:

1) наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (спецификация лота);

2) цена сделки приватизации;

3) имя физического лица или наименование юридического лица – победителя торгов.

12. Результаты процедуры проведения продажи в электронной форме оформляются протоколом.

13. Дополнительные требования к операторам электронных площадок и функционированию электронных площадок предусматривают в том числе порядок использования государственной информационной системы, которая осуществляет фиксацию действий, бездействия, совершаемых на электронной площадке при проведении продажи в электронной форме.

14. Порядок организации и проведения продажи в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *