-->

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Коллегия экономии синодального правления (1726—1786) — правительственное учреждение в Российской империи для управления земельными владениями духовных лиц и учреждений и сбора с них казенных доходов. Была образована в 1726 году на базе 2-го департамента синодального правления в ходе проводимой секуляризации церковных земель. Коллегия экономии ограничила значение синода, но с воцарением Анна Иоанновны последнему удалось вновь подчинить Коллегию себе.

В 1736 году коллегия экономии вместе с Раскольнической конторой переданы в заведование главного директора генерал-лейтенанта Волкова

В 1738 году Коллегия переходит в ведение сената. В 1739 году Коллегия по предложению графа Мусина-Пушкина переводится из Санкт-Петербурга в Москву, с сохранением в Санкт-Петербурге отделения, переименованного в 1740 году в контору.

В 1744 году Коллегия экономии и её контора были закрыты и вместо них заведование доходами с архиерейских и монастырских имуществ предоставлено канцелярии синодального экономического правления.

В марте 1762 года канцелярия синодального экономического правления была упразднена, а Коллегия экономии кратковременно возобновлена вместе с конторой с наказом:

Коллегии в 1764 году была придана счётная экспедиция, ранее состоявшая при комиссии, учрежденной Екатериной II в 1762 году для выработки монастырских штатов. При восстановлении Коллегии для управления церковными имуществами и сбора податей было назначено сначала 60 человек казначеев. Ввиду того, что «постановленные казначеи во многом по своей должности не успевали» и потому «многие крестьяне из отдаленных мест приходили прямо в Коллегию с просьбами о удовольствии их землей и о защищении от обид и притеснений», образовано было в 1767 году особое присутствие из двух членов, на которое, кроме дел таких челобитчиков, возложены были и дела следственные о «казначейских неисправностях». В 1770 году число казначеев увеличено до 93, и учреждены четыре экономических правления в Ярославле, Казани, Вологде и Ельце. Правлениям поручалось распределять и собирать все окладные и неокладные доходы с крестьянских земель духовного ведомства, устраивать запасы хлеба на случай неурожаев, надзирать за крестьянами и разбирать между ними споры.

Росимущество:  Как записать в список почета? ) Правильное ударение для доски почета

В этом виде Коллегия просуществовала до 1786 года, когда заведование церковными имуществами, отошедшими в казну, поступило в ведомство казенных палат. В изменчивых судьбах Коллегии экономии выразились колебания правительства по вопросу о секуляризации церковных имуществ. Архив Коллегии был передан в московский архив министерства юстиции.

Коллегия экономии синодального правления (1726—1786) — правительственное учреждение в Российской империи для управления земельными владениями духовных лиц и учреждений и сбора с них казенных доходов. Была образована в 1726 году на базе 2-го департамента синодального правления в ходе проводимой секуляризации церковных земель. Коллегия экономии ограничила значение Синода, но с воцарением Анны Иоанновны последнему удалось вновь подчинить Коллегию себе.

В 1736 году коллегия экономии вместе с Раскольнической конторой переданы в заведование главного директора генерал-лейтенанта Волкова.

Значение слова “КОЛЛЕГИЯ ЭКОНОМИИ” найдено в 5 источниках

КОЛЛЕГИЯ ЭКОНОМИИ

под этим наименованием преобразован был в 1726 г. в особое учреждение один из департаментов синодального правления. К. экономии поручено было управлять земельными владениями духовных лиц и учреждений и собирать с них казенные доходы. К. экономии ограничила значение синода, но с воцарением Анны Ивановны последнему удалось подчинить себе К.; однако, в 1738 г. К. велено быть под ведением сената. В 1739 г. при переводе К. из СПб. в Москву, в месте прежнего ее пребывания, было открыто отделение, переименованное в 1740 г. в контору. В 1744 г. К. экономии и ее контора были закрыты и вместо них заведование доходами с архиерейских и монастырских имуществ предоставлено канцелярии синодального экономического правления. Однако, в 1763 г. К. экономии была вновь открыта вместе с конторой с правами всех других К.При ней же в 1764 г. была установлена счетная экспедиция, которая раньше состояла при известной комиссии, учрежденной Екатериной II в 1762 г, для выработки монастырских штатов. При восстановлении К. для управления церковными имуществами и сбора податей, было назначено сначала 60 человек казначеев. Ввиду того, что “постановленные казначеи во многом по своей должности не успевали” и потому “многие крестьяне из отдаленных мест приходили прямо в К. с просьбами о удовольствии их землей и о защищении от обид и притеснений”, образовано было в 1767 г. при К. особое присутствие из двух членов, на которое, кроме дел таких челобитчиков, возложены были и дела следственные о “казначейских неисправностях”. В 1770 г. число казначеев увеличено до 93, и учреждены четыре экономические правления в Ярославле, Казани, Вологде и Ельце. Правлениям поручалось распределять и собирать все окладные и неокладные доходы с крестьянских земель духовного ведомства, устраивать магазины для склада запасного хлеба на случай неурожаев, иметь надзор за крестьянами и разбирать между ними споры. В этом виде коллегия экономии существовала до 1786 г., когда заведование церковными имуществами, отошедшими в казну, поступило в ведомство казенных палат. В изменчивых судьбах К. экономии выразились колебания правительства по вопросу о секуляризации церковных имуществ. Обширный архив К. передан в московский архив министерства юстиции.

Коллегия экономии синодального правления, в 18 в. центральное государственное учреждение России, ведавшее делами по управлению архиерейскими, монастырскими и синодальными имениями и сбором с них казённых доходов. Учреждена в 1726 в связи с разделением Синода на 2 департамента, ведавших духовными и хозяйственными делами. Департамент по хозяйственным делам был преобразован в К. э., что отражало стремление подчинить церковь государству. Находилась в ведении Сената. В 1744 ликвидирована в связи с тем, что церковь добилась возвращения духовных вотчин в ведение Синода. После секуляризации (См. Секуляризация) церковных имений в 1763 К. э. была восстановлена для управления экономическими имениями. Упразднена в 1786.

Коллегия экономии синодального прав- ления, – центр. гос. учреждение России, ведавшее делами по управлению архиерейскими, монастырскими и синодальными имениями и сбором с них казенных доходов. Возникла в 1726 в связи с разделением Синода на 2 департамента, ведающих духовными и хоз. делами. Последний и был преобразован в К. э. Учреждение К. э. свидетельствовало о желании абсолютистского гос-ва еще больше подчинить рус. православную церковь своему влиянию. К. э. подчинялась Сенату. В 1744 была ликвидирована в связи с попыткой Синода вернуть господств. положение. После секуляризации церк. имений К. э. в 1763 была восстановлена для управления экономич. имениями. Ликвидирована в 1786 после введения новых губ. учреждений. При проведении секуляризации в К. э. поступило ок. 15 тыс. жалованных грамот, купчих, духовных и др. док-тов, составивших ценнейшее собрание источников по социально-экономической истории России 14-18 вв., т. н. коллекцию грамот Коллегии экономии (хранится в ЦГАДА).

Лит.: Верховский П. В., Населенные недвижимые имения св. Синода, архиерейских домов и монастырей при ближайших преемниках Петра Вел., СПБ, 1909.

центральное государственное учреждение, ведавшее сбором доходов с церковных и монастырских земель, перешедших в ходе секуляризации церковных имуществ в 1764 г., и управлявшее этими землями и бывшими монастырскими (теперь экономическими) крестьянами. Коллегия экономии отвечала также за содержание штатов церковных учреждений, строительство и содержание церковных зданий и богаделен. Упразднена в 1786 г.

(1762–1784), орган управления бывшими церковными и монастырскими имуществами. Создана в феврале 1762 г. в ходе секуляризаицонной реформы для управления монастырскими вотчинами и обложения бывших монастырских крестьян по примеру государственных и дворцовых однорублевым окладом. К.э. также занималась описанием монастырских имений.

высшие центральные исполнительные госорганы управления, созданные Петром вместо приказов в1718-1720гг.

центральные учреждения по руководству отраслями управления, введенные Петром I в 1717 – 1721 гг. вместо приказов, возглавлялись президентами коллегий. Заменены министерствами в 1802 г.

лат.) – центральные государственные учреждения, созданные Петром I в ходе реформ государственного управления. В основу работы новых государственных учреждений, образованных в процессе перестройки приказной системы, был положен коллегиальный принцип управления.

С 1715 г. центральные учреждения в России, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В своей деятельности подчинялись императору и Сенату. Коллегии (См. в словаре статью «Реформа государственного управления») отличались от приказов более четким разделением функций. Введение коллегий явилось важным этапом в оформлении дворянско-чиновничьей абсолютной монархии в России.

центральные государственные учреждения, возникшие в результате перестройки приказной системы в ходе реформ государственного управления, проведенных Петром I. На протяжении 1719-1721 гг. были образованы 12 коллегий, порядок их работы и круг дел для каждой из них был установлен Генеральным регламентом 1720 г. Возглавлялись президентами, назначаемыми монархом, и вице-президентами, утверждавшимися монархом по представлению Сената; члены коллегий подбирались президентами и утверждались Сенатом. Работа коллегий характеризовалась наличием протоколов, регистрацией входящих и исходящих бумаг, регулярной отчетностью. В начале XIX в. были преобразованы в министерства.

отраслевые органы управления, созданные в 1718 г. Возглавлялись президентами. Решения принимались большинством голосов, при равенстве голосов голос президента считался за два голоса. «Первейшие» Военная, Адмиралтейская, Иностранная коллегии отвечали за армию, флот и дипломатические сношения с иностранными государствами. Берг – и Мануфактур-коллегии отвечали за горно-добывающую и легкую промышленность, Коммерц-коллегия – за торговлю. Камер -, Штатс – и Ревизион-коллегии осуществляли сбор доходов, производство расходов и контроль за финансами. Юстиц-коллегия разрабатывала законы и контролировала суды, Вотчинная ведала вопросами землевладения, Главный магистрат управлял городами.

центральные органы отраслевого управления, созданные Петром I вместо приказов в ходе реформ государственного управления. Были введены в 1717 г. и состояли из президентов, советников и асессоров. В работе коллегий также принимали участие секретарь, нотариус, актуариус с регистратором, за ходом дел следил прокурор. В своей деятельности подчинялись императору и Сенату. Коллегии отличались от приказов более четким разделением функций. Введение коллегий явилось важным этапом в оформлении абсолютной монархии в России. В 1780-х гг. коллегии были частью закрыты, частью реорганизованы. Павел I восстановил некоторые из упраздненных коллегий. В начале XIX в. заменены министерствами с единоличным управлением министра.

в Древнем Риме корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа, во главе с магистром (К. жреческие, ветеранские, ремесленников и др.). В России в XVIII—XIX вв. так назывались центральные учреждения, ведавшие отдельными отраслями государственного управления, прообраз нынешних министерств. Учреждены Петром I в 1717—1721 гг. вместо приказов. Упразднены с образованием министерств. Еще одно значение термина — группа лиц, образующих совещательный, руководящий или распорядительный орган, например, К. министерства, судейские К., добровольные объединения лиц одной профессии, например К. адвокатов. И, наконец, такое же название носили некоторые учебные заведения России XVIII-начала XX вв., например Харьковский коллегиум.

(лат. товарищества, совместная государств, служба), общности равных по положению людей, основанные на их тесном сотрудничестве (например, К. жрецов), объединения отдельных профессиональных групп. Согласно античной традиции, первые К. ремесленников возникли в Риме еще в царский период. Эти данные можно подвергнуть сомнению, однако упоминание о К. есть в Законах 12 таблиц (Leges XII tabularum, 449). В 1 в. до н. э. К. участвовали в социальной борьбе городского плебса и потому подвергались преследованиям со стороны сената и Цезаря; частично они были распущены. В императорскую эпоху К. находились под строгим контролем государства как в Риме, так и в пров.; часто они выполняли культовые функции (совместное поклонение общим богам-покровителям, совершение погребальных обрядов). В 3 — 4 вв. К. ремесленников преобразовывались в государств, корпорации принудительного типа, что имело целью обеспечение армии и гарантировало равномерное поступление налогов (существовал запрет на смену места работы).

collegium)   союзы в Риме, объединяющие людей по общности профессий, обязанностей или культов. Существовали к. жреческие, ремесленные, похоронные и т.д. Особенный вес приобрели в I в. до н.э. к. ремесленные. К. были распущены Ю. Цезарем, восстановлены Октавианом Августом. В IV – V вв. н.э. большинство ремесленных к. стали принудительными. Они имели общую кассу, помещения; члены к., к которым принадлежали свободные, вольноотпущенники, рабы и женщины, осуществляли общие религиозные обряды. Списки членов к. пересматривались через 5 лет. К. обычно имели патрона, как правило сенатора или всадника; на собраниях к. избирали магистраты.   Колосовская Ю.К. Коллегия императорского культа в дунайских провинциях // Культура античного мира. М., 1966; Сергеенко М.Е. Из жизни италийских коллегий // ВДИ. 1972. № 4.   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. – 3-е изд. – Мн: Беларусь, 2001)

центральные государственные учреждения, образованные Петром I взамен приказов в ходе реформы государственного управления. В основу реформы был положен коллегиальный принцип руководства. Решения принимались большинством голосов. Голосовали президент, вице-президент, советники разных рангов и их помощники. Первыми голосовали нижние чины. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления: Иностранных дел (внешние сношения), Воинская (сухопутные силы), Адмиралтейство (флот), Камер- (сбор доходов государства), Штате- (расходы государства), Вотчинная (дворянское землевладение), Юстиц- (судопроизводство), Мануфактур- (промышленность, кроме металлургии), Берг- (металлургия), Ревизион- (контроль), Коммерц- (торговля) коллегии, Главный магистрат (город), Правительствующий Синод (церковь). Документом, определявшим деятельность коллегий, был Генеральный регламент (1720). У коллегий не было, как правило, подчиненных местных учреждений, но их указы были обязательны для выполнения на всей территории страны. В Петербурге было построено здание 12 коллегий (сейчас — Петербургский университет). С некоторыми изменениями коллегиальная система существовала до начала XIX в.

collegium — товарищество, содружество).1) Благотворительные учреждения, основанные в Париже в конце XII в. при госпиталях как общежития для бедных клириков, обучавшихся в парижских школах; т.е. они были местом проживания школяров из той или иной области. Эти к. создавались на благотворительные средства состоятельных людей, королей, городов и т.д.2) Учебные заведения и общежития для студентов. Первая такая коллегия (Сорбонна) была создана в 1257—1258 гг. капелланом фр. короля Людовика IX Робером де Сорбоном для 16 бедных студентов богословского фак. Парижского ун-та (по 4 из каждой «нации»). Эта коллегия давала студентам стол, квартиру, а также была местом их занятий (магистры изучали здесь богословие), причем преподаватели приходили прямо в коллегию. Со временем эта коллегия была расширена, в нее стали принимать и более состоятельных студентов на платный пансион. Чаще всего коллегия носила имя своего создателя (основателя) (напр., Сорбонна; в дальнейшем весь фр. ун-т в Париже получил имя де Сорбона), название области (см. Наваррский коллеж), реже — имя святого покровителя. К. создавались и монашескими орденами. Вначале к. дублировали университетские курсы, но затем создали свои курсы и в сер. XV в. получили такую популярность, что во многом затмили и заменили образование в ун-тах. Преимущественное развитие (начиная с XIII в.) система к. получила в англ. ун-тах. Этот исторически сложившийся тип к. сохранился в Оксфордском и Кембриджском ун-тах в традиционном виде до сих пор.

учреждения, заменившие допетровские органы центрального управления России (так называемые «Приказы») и созданные в соответствии с реформой 1719-1720 гг.для руководства различными отраслями государственной деятельности. К 1721 г. было создано 12 К., из которых важнейшими были: Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская. Камор-, Штатс-контори Ревизион-К. ведали финансовой системой государства, а Берг-, Мануфактури Коммерц-К. промышленностью и торговлей. Судебной системой заведовала Юстиц-К., Вотчинная делами дворянского сословия, Главный магистрат делами городов и купечества. К. не охватывали всех отраслей управления, частично сохранились Приказы (Дворцовый, Ямской) и были созданы Медицинская канцелярия, Соляная и др. конторы. Все К. подчинялись царю и Сенату, каждая из них имела при себе Канцелярию и в Москве Контору. Во главе К. стоял президент, а за ее деятельностью наблюдал обер-прокурор. Все обер-прокуроры подчинялись генерал-прокурору Сената. В ломоносовское время Елизавета воссоздала существовавший при Петре Великом Кабинет ее величества личную канцелярию императрицы. Кроме того в 1756 г. была создана Конференция при высочайшем дворе, которая ведала вопросами ведения войны. Л. по долгу службы приходилось контактировать с Военной коллегией и коллегией Иностранных дел. В конце 1748 г. эта коллегия направила в Академию наук русско-латинско-французскоитальянский лексикон (то есть словарь), составленный переводчиком коллегии Г. Дандоло. Л. вместе с другими профессорами дал на него отрицательный отзыв, за что позже подвергался нападкам автора. В июле 1763 г. Л. заявил в Сенат о том, что у А. Л. Шлецера имеются документы, которые не подлежат вывозу заграницу. По этому заявлению Сенат приказал коллегии не выпускать последнего за пределы России. С 1753 г. после пожалования Л. земель и крестьян для строительства фабрики цветного стекла он был вынужден иметь дело с Мануфактур-коллегией, которая контролировала деятельность промышленных предприятий. Он, а после его смерти вдова вплоть до в 1766 г., когда фабрика прекратила свое существование, подавали в Мануфактур-коллегию отчеты о ее деятельности. Из Штатс-коллегии, которая ведала государственными расходами, в марте 1763 г.Л. получил ссуду на мозаичные работы в Петропавловском соборе. В том же году Л. получил из Коммерц-коллегии для своей фабрики 300 пудов поташу, а из Монетной канцелярии 15 пудов медной окалины. Возглавив Географический департамент, Л. приступил к исправлению вновь Российского большого атласа и с этой целью организовал через Сенат географические запросы ряда сведений почти от всех К.. Особенно тесно Л. сотрудничал с Адмиралтейств-коллегией когда было принято решение об организации по его проекту Северной экспедиции для отыскания возможности плавания Северным Ледовитым океаном из Европы в Индийский океан. Адмиралтейств(или Адмиралтейская) коллегия ведала предприятиями по строительству и оснащению военно-морского флота (верфями, полотняными и канатными фабриками), а также корабельными делами: подготовкой и обучением матросов, а через Морскую академию офицеров., вооружением и снабжением кораблей. Проект Северной экспедиции рассматривался вначале в Комиссии российских флотов и адмиралтейского правления, созданной в ноябре 1763 г. для оживления флота и приведения его к обороне государства в настоящий постоянный добрый порядок. Лит.: Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М. 1983. Шепелев Л. Е. Чиновный мир России XVIII – начало ХХ века. СПб. 1999.

1. (лат., ед. ч. collegium) в Др. Риме – коллективы или союзы лиц, объединенных общей профессией, обязанностью или культом. Различались К. жреческие (понтифики, авгуры, весталки и т. д.), ремесленные, похоронные, религиозные. В 1 в. до н. э. получили особое значение ремесл. К. и К. жителей кварталов, принимавшие активное участие в политич. борьбе. К. были распущены Цезарем, но восстановлены Августом. При империи К. могли создаваться лишь с дозволения пр-ва. Недозволенные К. жестоко преследовались. Наряду с увеличением числа традиц. К. появляются новые: августалы, отправлявшие культ императора и пользовавшиеся его покровительством, домашние коллегии внутри рабской фамилии, где почитался гений господина, К. ветеранов и др. В 4-5 вв. членство в большинстве ремесл. К. становится принудительным. У каждой К. был свой патрон (иногда несколько), обычно сенатор или всадник. Общее собрание избирало магистратов К. Список членов пересматривался каждые 5 лет. К. имела общую кассу, свое помещение, алтари, особые религиозные обряды, ее члены считались столь же близкими, как и родственники; членами К. могли быть свободные, вольноотпущенники, рабы, женщины.

Лит.: Воскресенский Н. A., Законодат. акты Петра I, т, 1, М.-Л., 1945; Гос. учреждения России в XVIII в. Подг. к печати А. В. Чернов, М., 1960; Берендтс Э. Н., Барон А. X. фон Люберас и его записка об устройстве коллегий в России, СПБ, 1891; его же, Неск. слов о “коллегиях” Петра Вел., Я., 1896; Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия перв. четв. XVIII в., М., 1954.

С. М. Троицкий. Москва.

центральные государственные учреждения, образованные Петром I в ходе реформ государственного управления. В России^ К. создавались по шведскому образцу. В указе от 12 декабря 1718 г. Петр I установил функции К. К. иностранных дел предстояло ведать «всякие иностранные и посольские дела»; Камер-коллегии «всякое расположение и ведение доходов всего государства»; Юстиц-коллегии – «расправу гражданских дел, судные и розыскные дела»; Ревизион-коллегии – вести «счет всех государственных приходов и расходов»; Воинской – «армии и гарнизоны и все воинские дела»; Адмиралтейств-коллегий – «флот со всеми морскими воинскими служители»; Коммерц-коллегии надлежало «смотреть над всеми торгами и торговыми действиями»; Штатс-контор-коллегия должна была ведать государственными расходами; Берг – , и Мануфактур-коллегиям были подведомственны «рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия». Позднее были образованы Вотчинная, Духовная (Священный Правительствующий Синод), Малороссийская К. «Порядок производства дел в коллегиях был следующий: все пакеты, адресованные на имя коллегии, приносились в коллегию и сдавались дежурному чиновнику. Он расписывался в получении их и, не распечатывая, представлял в присутствие. Все указы государя и Сената распечатывал президент, прочие бумаги старший по нем член. Секретарь в то же время отмечал на бумаге нумер и время поступления ее и сдавал актуариусу для записи во входящий журнал, назначая с тем вместе, и стол, в котором бумага должна производиться. По изготовлении дел в канцелярии секретарь докладывал их присутствию; сначала докладывал дела государственные, потом частные. По прочтении дела члены подавали голоса и большинством их решалось дело. Но если голоса были равны, то перевес брала та сторона, на которой был председатель. Произнесенное таким образом решение нотариус вкратце вносил в протокол, означая в нем месяц и число заседания; протокол в тот же день подписывался всеми членами. По состоявшимся решениям в канцелярии составлялись исполнительные бумаги и отсылались по принадлежности. Все решенные дела, по истечении известного времени, сдавались в архив» (8). Предполагалось, что коллегиальное решение дел позволит найти наилучшие решения, а принятие самих решений ускорится, и они будут авторитетнее и независимее. К. состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие К. образовывали президент, вице-президент, 4–5 советников, 4 асессора (помощника). В 1722 г. для надзора за деятельностью К. в них были назначены прокуроры, подчиненные генеральному прокурору Сената. До 1722 г. раз в неделю президенты К. принимали участие в заседаниях Сената. Канцелярия К. возглавлялась секретарем, в ведении которого находился ее штат: нотариус или протоколист, ведущий протоколы заседаний; регистратор, составлявший списки входящих и исходящих документов; актуариус – хранитель документов; переводчик, писцы, копиисты. Секретарь докладывал дела присутствию, его члены заявляли свое мнение по очереди, начиная с младших; дела решались «по множайшему числу голосов», при их равенстве перевес давало мнение президента; протокол и решения подписывались всеми членами присутствия. Внедрение коллегиального управления проводилось на протяжении нескольких лет и до 1720 г., до введения Генерального регламента, каждая К. имела свой регламент. К. отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства, четкой регламентацией обязанностей чиновников, специализацией канцелярского труда, устойчивыми штатами служащих, получавших денежное жалованье в определенном размере. К. специализировались на какой-либо одной сфере государственного хозяйства; подчинялись царю и Сенату. Основной формой деятельности К. являлись заседания ее общего присутствия. Согласно указу 1726 г. было проведено сокращение штатов: предписывалось оставить в каждой К. лишь по президенту, 1 вице-президенту, 2 советника и 2 асессора, да и тем велено в К. присутствовать не одновременно, «а только в половине из них, сменяясь ежегодно». Введение К. предполагало кардинальное перераспределение полномочий между органами власти в центре и на местах, а также в значительной мере изъятие определенной части занятий населения из сферы госконтроля. Однако вскоре в К. принцип коллегиальности перестал действовать. На протяжении всего XVIII в. реальная практика была далека от идеалов царя-преобразователя, хотя бы уже потому, что для работы в К. не хватало людей, достаточно компетентных. В результате коллегиальность замедляла процесс управления, происходила его профанация. Поскольку политика предшественников Екатерины II носила менее системный, продуманный и последовательный характер, отдельные центральные ведомства в течение нескольких десятилетий то исчезали, когда вставала проблема экономии средств на содержание аппарата или начиналась приватизация промышленности, то возникали, когда нужно было продемонстрировать верность петровским идеалам. Большинство К. было упразднено в ходе губернской реформы 1775 г., а вопросы, которыми они занимались, перешли в сферу компетенции сенатских структур. С введением в начале XIX в. министерств К. вошли в их состав, и к 1811 г. завершился переход к министерской системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *