-->

Протоиерей геннадий зверев и Игра церковных престолов

Что связывает патриарха Кирилла с осужденным священником Глебом Грозовским

Суд над священником с суровым обвинительным приговором — довольно редкое явление. Для людей, не погруженных во внутреннюю жизнь РПЦ, все сводится к моральным аспектам. На самом деле — это игра влиятельных церковных фигур с непредсказуемым пока финалом.

В 2000 году, оставив из-за травмы, большой спорт, 21-летний Глеб Грозовский стал иподиаконом у петербургского митрополита Владимира (Котлярова). Иподиакон – это служитель, помогающий во время службы епископу. Что-то вроде оруженосца у Ричарда Львиное сердце.

Таким хорошим стартом Грозовский был обязан, видимо, своей презентабельной внешности (красивые иподиаконы, как и богато шитый золотом наряд – гордость любого архиерея) и папе. Папа отца Глеба, Виктор Грозовский, был священником по второму образованию и режиссером по первому. В Духовной семинарии он учился в те времена, когда ею руководил епископ Выборгский Кирилл (Гундяев), был с ним хорошо знаком и, как говорят, именно нынешний патриарх крестил младенца Глеба. Впрочем, и без Кирилла у Грозовского-старшего было достаточно друзей.

Потом Глеб Грозовский вместе с отцом служил в богатом Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне, а с 2005 года – в Софийском соборе Царского села. Бессменным настоятелем которого является протоиерей Геннадий Зверев.

Отец Геннадий – легендарная личность, про него говорят, что он является духовником то ли главы МИДа Сергея Лаврова, то ли главы Следственного комитета Александра Бастрыкина, то ли обоих сразу. И вообще очень влиятельный и уважаемый батюшка.

Одновременно Глеб Грозовский занимался массой разных дел. Руководил или участвовал во всяких молодежно-православных проектах, вел передачи на радио и в телевизоре, преподавал в гимназии и трудился на посту советника гендиректора ФК “Зенит” по духовно-нравственным вопросам.

Росимущество:  Утверждение состава коллегиального исполнительного органа. ) (Смеется над преемниками

По словам знающих его, Грозовский – человек очень яркий. В вип-ложе стадиона “Петровский” Грозовский познакомился с массой полезных людей, плюс – сохранившиеся с юношеских времен контакты с игроками “Зенита”. Все это обеспечивало деньги, влиятельность и повышало самомнение.

Потом в карьере что-то сломалось – в 2011 году он оставил все посты в богатом Царском селе и поехал в деревню Малое Верево под Гатчиной, где на пустом месте с помощью своих состоятельных друзей построил церковь Иоанна Воина и стал ее настоятелем. Некоторые источники утверждают, что между Грозовским и Геннадием Зверевым произошел личный конфликт. А в сентябре 2013 года против священника возбуждено уголовное дело.

В церковной среде существует несколько версий, объясняющих уголовное преследование отца Глеба. И дело даже не в том, совершал ли он на самом деле преступления, или нет (хотя большинство собеседников “Города” сильно сомневаются в его виновности). А в том, что такое последовательное преследование при таких незначительных уликах должно иметь какое-то объяснение.

Есть конспирологическая версия. Первой жертвой дела Грозовского был даже не он сам, а митрополит Владимир. Который оставил кафедру в марте 2014 года. Сторонники этой версии говорят, что Владимир поплатился, во-первых, из-за того, что на вверенной ему территории возник скандал, а во-вторых – из-за того, что он не смог проблему решить. Более того – вполне возможно, что патриарх хорошо знал не только Грозовского-старшего, но и его сына. Поэтому лично переживал по этому поводу. Однако и сам Кирилл, считают источники, подключив к делу свой московский аппарат, тоже не смог замять скандал.

Дальше – выводы. Возможно, история изначально была затеяна для того, чтобы сбросить с кафедры Владимира. Тогда за ней можно усмотреть темные силы из его собственного окружения. Если развивать эту мысль, то потом к истории могли подключиться антицерковные силы на федеральном уровне. Годом ранее патриарх Кирилл оказался героем целого ряда конфузов  – с нанопылью, повредившей его квартиру, отретушированными наручными часами и так далее. Масштабность информационной кампании против патриарха Кирилла далеко превосходила потенциал оппозиционных СМИ и, как считают некоторые, могла быть инициирована Кремлем. Чтобы указать предстоятелю РПЦ, что его место в иерархии российского общества несколько ниже, чем он думает. Если так, то эти же силы могли в воспитательных целях помешать Кириллу спасти Грозовского.

Более приземленная версия основывается на заявления самого отца Глеба. Который неоднократно более или менее предметно обвинял в своих бедах внутрицерковные круги. Одни считают, что подразумевается под этим отец Геннадий Зверев и объясняют все продолжавшимся личным конфликтом. Другие полагают, что речь идет о конкуренции за бюджетные деньги.

Дело в том, что ряд молодежных проектов, в которых участвовал Глеб Грозовский, были связаны с реабилитацией наркоманов и алкозависимых. Их финансирование шло через бюджетные гранты. Деньги там большие, желающих освоить их в церковной среде — более чем достаточно. И отец Глеб оказался в этой цепочке слабым звеном.

Подробности — в ближайшем номере журнала «Город 812»

В 2019 году жизнь топ-менеджмента Петербургской епархии не была ни тихой, ни патриархальной. 26 февраля 2019 года на заседании Синода митрополит Варсонофий подал прошение об освобождении его по собственному желанию от должности управляющего делами Московской патриархии, сохранив за собой кафедру в Петербурге. Накануне этого события в церковных кругах активно обсуждали, откуда патриарх выгонит митрополита – из управделами, из Петербурга или отовсюду сразу. То есть о сгущающихся над головой Варсонофия тучах было известно, хотя видимого повода для неудовольствия он не подавал. Эксперты объясняли произошедшее просто возникшей у патриарха охоте к перемене мест. Одновременно с Варсонофием своего поста лишился, например, глава финансово-хозяйственного управления рязанский митрополит Марк.

Кроме того, окончательно треснули монолитные до того ряды петербургского епископата, первый раз потрясенные в 2018 году уходом ректора Петербургской духовной академии архиепископа Амвросия, который отправился на аналогичную должность в Москву. Там ему было не скучно: уже в нынешнем году руками Амвросия Кирилл попытался (неудачно) захватить Сретенскую семинарию, детище митрополита Тихона, считающегося в силу своих чекистских связей главным конкурентом патриарха. Эта история тоже напрямую отразилась на Петербурге.

Епископ Серафим, сменивший Амвросия летом прошлого года, был летом этого заменен на епископа Силуана. А весной умер епископ Царскосельский Маркелл. Таким образом, из трех бывалых петербургских викариев остался только один игумен Лавры Назарий.

Кто влиятелен в Петербургской епархии

1.  Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1)*

2.  Назарий, епископ Кронштадтский (2)

3.  Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский (-)

4.  Геннадий Зверев, протоиерей  (3)

5.  Сергий Куксевич, протоиерей (5)

6.  Силуан, епископ Петергофский (-)

7.  Игумения София (Силина) (9)

8.  Петр Мухин, протоиерей (-)

9.  Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский (-)

10. Александр Пелин, протоиерей (-)

Митрополит Варсонофий остается главным, но его позиции серьезно поколеблены. Во-первых, потерей поста фактически второго человека в Патриархии. Но еще более – той скоростью и внезапностью, с которой это произошло. Потому что возникает вопрос: если так быстро можно выпасть из кресла управделами, не так же ли быстро и неожиданно можно вылететь и из Петербурга? Кроме того, место епископа Маркелла остается вакантным. Кем и когда его занять, решает формально Синод, а по факту – патриарх. Отправит ли он в Петербург просто кого-нибудь, или здесь появится человек с амбициями? А если второе – где будут границы этих амбиций?

Епископ Кронштадтский Назарий – последний столп стабильности. В этом году он отпраздновал 10-летие своего архиепископского служения, а Александро-Невской лаврой владыка руководит дольше, чем Путин Россией, – с 1997 года. Сама же Лавра – не только духовный, но еще и крупный хозяйственный центр. В общем, со всех сторон владыка Назарий – уважаемый человек, особенно на фоне отсутствия конкурентов.

Формально епископ Игнатий не имеет отношения к петербургской епархии, так как руководит соседней – Выборгской. Она, конечно, входит в Петербургскую митрополию, но митрополия – это что-то типа СНГ: не более чем вывеска на дверях ее руководителя владыки Варсонофия. Игнатий – полноправный правящий архиерей, чье имя упоминалось в феврале среди потенциальных претендентов на петербургскую кафедру. У него хорошая биография: владыка духовно рос практически на руках патриарха. Карьеру начал в Смоленской епархии, которой руководил тогда Кирилл. Он постригал его в монахи, рукополагал в иеромонаха, а потом и епископа. С тех пор Игнатий все время следовал за своим начальником, пока в 2013 году не был назначен самостоятельно править Выборгской епархией, выделенной из Санкт-Петербургской. Поскольку нет уверенности, что вопрос с отставкой митрополита Варсонофия снят, а не отложен, на Игнатия многие обращают внимание.

В этом году протоиерей Геннадий Зверев, контролирующий Пушкинский район и считающийся человеком, имеющим выходы на уважаемых людей в Москве, добавил себе еще один актив. Он стал настоятелем Федоровского государева собора, после того как умер его предыдущий настоятель, епископ Царскосельский Маркелл. В богатом Царском Селе, таким образом, остался только один хозяин.

Секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, как и владыка Назарий, – один из столпов церковного Петербурга. Он руководит всем бюрократическим аппаратом епархии с 2013 года и не только владеет формальными рычагами управления. Куксевич многих знает и многое помнит, а многие помнят его.

Новый (назначен 9 июля 2019 года) ректор СПб духовной академии епископ Силуан получил должность вместе с генеральским званием: одновременно был из иеромонаха рукоположен во епископа. Прежнее место работы – и.о. ректора Сретенской духовной семинарии, после того как с этого поста сняли митрополита Тихона (Шевкунова), отправив руководить Псковской епархией. Силуан, однако, считается человеком Тихона. Именно убрав Тихона и назначив и.о. ректора Сретенской семинарии архиепископа  Амвросия с оставлением за ним и руководства Московской духовной академией, Синод начал операцию по поглощению Сретенки Московской академией и окончательному изгнанию оттуда духа Тихона. Но Тихон, говорят, успел добежать и пожаловаться кому следует, после чего операцию пришлось свернуть. В промежуточном итоге – епископ Силуан со статусом человека, близкого к опальному, но перспективному митрополиту Тихону, работает в Петербурге.

Игумения Новодевичьего монастыря София руководит уважаемым заведением на Московском проспекте, в котором выставляется большинство заезжающих в наш город на гастроли святынь. В этом году она взялась восстанавливать колокольню, уничтоженную богоборческой властью. Можно не сомневаться, что, хотя дело это и дорогое, средства найдутся.

Протоиерей Петр Мухин – настоятель домовой церкви Мариинского дворца, Смольного собора и еще 7 храмов, в том числе двух проектируемых (один из них храм в Малиновке). Его часто можно увидеть в компании спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, который бился за Малиновку даже когда Смольный уже выступал против нее. В этом году Мухин пополнил свои активы храмом царицы Елены на Кирочной (при СЗГМУ им. Мечникова).

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий не имеет к петербургской епархии ровно никакого отношения. Зато имеет отношение к Петербургу – так как считается, что он дружит с Александром Бегловым. Поэтому эксперты с интересом следят за этим дуэтом.

Протоиерей Александр Пелин хоть и попадал в разные скандальные истории, но держится на плаву, участвует в  разных публичных мероприятиях и потому упоминается экспертами. В этом году он, правда, лишился маленького, но все же расположенного в Адмиралтействе храма Спиридона Тримифунтского.

Протоиерей геннадий зверев и Игра церковных престолов

Что  изменилось. Сравнение рейтингов 2019 и 2018 года

Журнал «Город 812» представляет рейтинг самых влиятельных людей в петербургской епархии по итогам 2017 года, составленный на основе экспертного опроса.

1. Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1)*

2. Амвросий, архиепископ Петергофский (3)

3. Назарий, епископ Кронштадтский (2)

4. Протоиерей Сергий Куксевич (4)

5. Архимандрит Серафим (Шкредь) (-)

6. Протоиерей Геннадий Зверев (5)

7. Маркелл, епископ Царскосельский (7)

8. Протоиерей Павел Красноцветов (-)

9. Иеромонах Валентин (Соломаха) (-)

10. Протоиерей Иоанн Миронов (-)

* В скобках – место в списке по итогам 2016 года.

Благодаря суровой внутренней дисциплине, основанной на полном бесправии священника перед лицом правящего епископа, информация о церковной жизни очень скупо просачивается наружу. И церковь (в данном случае – петербургская) кажется вполне монолитной структурой. Многотысячные крестные ходы с топ-чиновниками во главе должны символизировать эту монолитность и нерушимость симфонии светской и духовной властей.

Однако внутри (настолько, насколько это возможно в условиях такой дисциплины) идет брожение, которое иногда оформляется в открытые письма или даже принимает более радикальные формы. В Преображенском соборе часть прихожан восстали против настоятеля Николая Брындина и писали письмо патриарху, монахини Покрово-Тервенического монастыря открыто жаловались, что у них отбирают подворье. А священник из Павловска, как говорят, прыснул в митрополита Варсонофия из газового баллончика.

Не только последний (что очевидно), но и первые два примера – следствие недовольства митрополитом Варсонофием и его командой. Представителем этой команды является и Николай Брындин. Именно по инициативе Варсонофия отбирается подворье.

Сама епархия не сильно беспокоится о своем имидже, полагая, вероятно, что верные чада церкви будут любить ее в любом виде, а неверные – все равно из тех, кто ритуально царскую семью убили. Однако это не совсем верно. Можно вспомнить, например, как передавали церкви Музей религии и атеизма (Казанский собор). На волне православного ренессанса и симпатий общества к церкви в начале 90-х музей сначала задвинули в угол храма, а потом выселили без особенных моральных терзаний. Теперь значительная часть интеллигенции и культурного сообщества относятся к нынешним иерархам РПЦ, мягко говоря, со скептицизмом, результат – даже после вмешательства патриарха и президента церковь не смогла получить Исаакий.

2. Архиепископ Петергофский Амвросий – самый молодой из петербургских викариев (то есть епископов, не управляющих епархиями) и занимает самую почетную должность. Он ректор Петербургской духовной академии, которая, к тому же, находится в прямом подчинении у патриархии. Считается, что ему удается поддерживать со всеми хорошие отношения.

3. Епископ Кронштадтский Назарий традиционно соперничает с Амвросием в рейтинге за второе после митрополита место. Он является наместником Лавры – это более денежно, чем Духовная академия, но чуть менее статусно, считают эксперты. К тому же мордовская команда митрополита, говорят некоторые, ревниво смотрит на его доходы.

5. Архимандрит Серафим (Шкредь) формально не очень успешен. Сначала был ключерем (т.е. фактическим настоятелем) Исаакиевского собора, откуда его убрали после публичного возмущения тогда еще директора Исаакия Николая Бурова. Потом возглавил Сампсониевский собор – и вот теперь по наводке депутата Максима Резника УФАС опротестовала договор о передаче собора в пользование церкви. Однако эксперты говорят, что это все не важно. А важно – что отец Серафим является охранником митрополичьих покоев. На светский язык эту должность можно перевести примерно как начальник аппарата. В этом контексте они упоминают и еще одну фамилию – секретаря митрополита иеромонаха Никиту (Миниха).

6. Настоятель царскосельского Вознесенского собора протоиерей Геннадий Зверев хотя и лишился в этом году должности благочинного Пушкинского округа (что-то сопоставимое с главой района в светской иерархии), остается очень влиятельным благодаря своим связям в Москве. Эксперты говорят, что он является духовным отцом ряду столичных небожителей.

7. Епископ Царскосельский Маркелл – еще один викарий, и по статусу должен стоять в верхней части рейтинга. Но он министр без портфеля, с одним только статусом.

8. Протоиерей Павел Красноцветов уже более 20 лет руководит Казанским собором, который пока еще является кафедральным собором епархии. Эксперты говорят, что он обладает большим авторитетом среди священников.

9. Иеромонах Валентин (Соломаха) известен как блогер kalakazo. Он не является клириком епархии и вообще находится в конфликте с РПЦ. Но его блог, в котором он собирает все сплетни о церковной жизни, читают все, включая высшее руководство епархии и патриархию. Таким образом, отец Валентин становится главным властителем местных священнических дум.

10. ПротоиерейИоанн Миронов – настоятель маленькой церкви иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе АТИ, в промзоне за Московскими воротами. Однако его знает весь воцерковленный Петербург: отец Иоанн имеет репутацию старца. Хотя его влияние на руководство епархии невелико, он очень популярен среди рядовых верующих.

Его Высокопреосвященству, Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру;
копии: Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, правящим архиереям, наместникам ставропигиальных монастырей, редакциям “Русского Вестника”, “Православного Санкт-Петербурга” и др.

Мы, прихожане Царскосельских храмов, вынуждены обратиться к Вам с Открытым письмом, так как наши обращения к Вам через благочинного о.Александра Кудряшева не достигают цели, ответа мы не получили, а письма от мирян через канцелярию или по почте не принимаются.

На наших глазах в наших храмах происходит явное отступление от Православия в сторону незаконной и не раз соборно осужденной унии с римокатоликами. Как нам стало известно, в Пасху, 14 апреля сего года во время Божественной Литургии наши священники молились и причащались в алтаре Софийского Собора с еретиками-римокатоликами. Инициатором этого грубейшего нарушения Соборных Правил нашей Церкви является настоятель Софийского собора протоиерей Геннадий Зверев. Он, сам не впервые участвовавший в подобных действиях, склонил и других священников участвовать в униатском богослужении, а с ними и всех прихожан храма, не объявив об этом никому. С тех пор римокатоликам неоднократно разрешалось участвовать в богослужении, молиться и общаться с народом с солеи Софийского Собора.

В день престольного праздника Феодоровской иконы Божией Матери в алтаре Феодоровского Собора находился, молился, а возможно и причащался римокатолик. Известно, что диакон о.Алексий Новиков спросил у него, будет ли он причащаться. Мы вынуждены узнавать, что творится в алтарях наших храмов у посторонних людей. Нас, прихожан Феодоровского Государева Собора, настоятель о.Маркелл Ветров категорически отказался допускать в алтарь, а действия свои объяснил давлением со стороны о. Геннадия. Сам же он чаще общается не с итальянскими католиками, а с американскими миссионерами, задумав вместе с ними лечить от алкоголизма наших сограждан.

29 сентября на литургии в Софийском Соборе молился целый хор еретиков, который после службы о.Геннадий представил народу, а в проповеди пытался объяснить пастве, что между Православием и римокатоличеством разницы почти нет, а наоборот, мы должны быть им, римокатоликам, благодарны за моральную (видимо молитвенную?) и материальную помощь. Такие проповеди слышат неокрепшие в вере молодые люди. В храмы идут, надеясь найти там чистоту и благочестие, а видят продажного священника. Ведь когда о.Геннадий объявляет прихожан Софийского Собора побратимами римокатолического прихода итальянского города Клод, всем понятно, что это происходит из-за денег.

Сам образ действий о.Геннадия и о.Маркелла их обличает. Так о.Маркелл при объяснении с прихожанами по поводу совместной молитвы с римокатоликами лгал и изворачивался, пытался оправдать свои действия, ссылаясь на Патриарха, хотя все мы были свидетелями, как в заботе о пастве, Святейший Патриарх Алексий II не то что с еретиками-римокатоликами, а даже и с православным Константинопольским Патриархом не убоялся прервать Евхаристическое единство, когда тот нарушил незыблемые правила Святых Апостол и Святых Отец. А протоиерей Геннадий Зверев заявил в ответ на увещевания одной прихожанки, что причащался, причащается и будет причащаться с римокатоликами. У нас уже действует уния? И Флорентийская и Брест-Литовская унии уже принесли и еще принесут немало жертв и несчастий. Мы видим, что творится на Западной Украине униатами и римокатоликами.

Мы возмущены распространением униатской заразы и не желаем видеть ее в своих храмах. Произошло грубое нарушение 45 Апостольского Правила, гласящего: “Епископ, или пресвитер, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен.”
Так как соблазн от их действия был для многих, мы ТРЕБУЕМ от согрешивших священников ПУБЛИЧНОГО покаяния. Пока же, до принесения ими публичного покаяния, мы не можем считать их своими пастырями и принимать от них благословение и Святые Таинства.

Мы опасаемся, что подобные поступки, оставшиеся без внимания и наказания, получат дальнейшее развитие. Молим Вас, Высокопреосвященный Владыко, защитите свою паству от расхищения волков, Вас к этому обязывает Ваше звание — блюсти и назидать.

Православные христиане Царского Села
(подписи).
Октябрь 1996г.

Письмо это было напечатано в “Русском Вестнике” (N43-45, ноябрь 1996), газете православного общества “Радонеж” (N29-32, ноябрь 1996), и в “Руси Православной” (вып. 42, приложение к “Советской России” от 05.12.1996). Последняя публикация получила особенно широкий резонанс.

Архиерейскому Собору
Русской Православной Церкви

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Мы, прихожане храмов Царского Села Санкт-Петербургской епархии, вынуждены обратиться к Собору архипастырей, с просьбой рассудить нас с нашими священниками протоиереем Геннадием Зверевым и игуменом Маркеллом Ветровым, вступившими в евхаристическое и молитвенное общение с римокатоликами. Мы неоднократно обращались в течение длительного времени к своему правящему архиерею — митрополиту Владимиру, прося его епископского суда, но он не стал нас судить. Мы поняли так, что судить справедливо, по канонам Церкви, он не хочет, так как разделяет взгляды этих священников на папистов, а судить несправедливо не может — боится Бога, и потому решил уклониться от своего права и своей обязанности — судить.

А что делать нам? Нас не допускают до приходской жизни, оскорбляют в проповедях, называя раскольниками, под давлением настоятеля другие священники отказывают в помазании елеем на воскресной всенощной. Требуют от нас покаяния, не объясняя, в чем вина, не открывая, в чем грех. То есть, вершат над нами суд. Но ведь Церковь наша не пресвитерская, а епископская, а суда епископа нет.

Мы остаемся верными чадами Русской Православной Церкви и должны быть судимы ее епископами. Смиренно просим Вас, Всечестные Отцы, Владыки, дать ход нашему делу, рассмотрению его и тем привнести мир в наши приходы. Тем более мы наслышаны, что Вы будете рассматривать вопрос о прославлении в Лике Святых Царя Николая II, царицы Александры Федоровны, царевича Алексия, царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, а ведь наш Федоровский собор был их приходским храмом в течение многих лет, и в дни царствования, и во время заточения после отречения Царя.

И тогда на свет появилась новая версия: один католический священник, из числа регулярно посещающих Царскосельские храмы итальянских религиозных деятелей, якобы принял Православие. Речь идет о некоем Доне Сильвио, как раз о том человеке, что причащался в Пасху в алтаре Софийского Собора. Газета “Софийский Собор” (N2, август 1994) характеризует этого Дона, “большого друга Софийского собора”, как “видного деятеля римской католической Церкви, уполномоченного Трентинского епископа по связям с зарубежными странами”.

Какое такое “православие” принял Дон Сильвио, неизвестно, но из папизма он не вышел — это известно точно. В Италии Дон Сильвио — католик, в России — православный. Кто же он на самом деле? Коммерсант, не чуждый приобрести при случае и веру, если найдутся продающие ее. В Италии он собирает деньги для содержания столовой для бедных в Царском Селе, но где находится эта столовая, нам узнать так и не удалось. Скорее всего, это трапезная Софийского Собора, а “бедняки”, которые там кормятся — это о.Геннадий со своей “братией”.

Как-то после молебна у Креста на Соборной площади одна пожилая женщина посоветовала тем, кто противостоит униатам, бороться лучше со Свидетелями Иеговы. Свидетели Иеговы, конечно опасная секта, но не опаснее ли те, кто внутри Русской Православной Церкви насаждает ересь. Для священников, подобных о.Маркеллу и о.Геннадию, Святоотеческое Предание “устарело”. Так выразился однажды о.Маркелл при упоминании апостольских правил: “Ведь это все было давно, а сейчас все изменилось”.

Тем временем начался Архиерейский Собор. Как нам стало известно, в числе других вопросов на Соборе рассматривали и наше обращение. Решение было, по слухам, положительное, но ответа на руки мы не получили. А у наших противников каким-то образом оказался подписной лист “Открытого письма”. И о.Геннадий начал действовать.

В “лучших” советских традициях, вместо того, чтобы ответить по сути, он занялся расследованием: кто и почему посмел поставить свою подпись под письмом. Оказалось, что кто-то из подписавших причащался затем у о.Маркелла. Это очень воодушевило расследователя. Он решил, что, если все или большинство подписавших откажутся от своих подписей, то может и дело удастся замять. Как бы и факта его вероотступничества не было.

Начал он со священника, возмущенного случившимся и поставившего свою подпись под письмом. О.Геннадий позвонил ему (номер телефона был в подписном листе) и бесцеремонно потребовал, “снять” свою подпись. В ответ на это отец Алексий (так зовут батюшку, подписавшего наше письмо) резонно заметил, что дело можно закончить очень просто. Надо только в ближайшей воскресной проповеди сказать народу, что на меня, мол, клевещут, никакого совместного причащения не было, я, как и вся Православная Церковь, считаю папистов еретиками и никогда не допускал и не допущу их в алтарь. Но сказать так о.Геннадий не мог, потому что лучше других знает: все, описанное в письме — правда. И о совместном причастии с католиками известно из первых рук: от тех священников Софийского и Федоровского Соборов, которые присутствовали в алтаре при этом безобразии, но не могли его остановить.

Пользуясь таким высоким заступничеством, священники-вероотступники чувствуют себя в полной безопасности. Так, в конце апреля 1997 года в местной “Царскосельской газете” появилось интервью о.Геннадия, в котором он открыто лгал, будто его “упрекают в том, что в Софийском Соборе на Божественной литургии присутствовали католики”. Это, конечно, неправда. Никто его в “присутствии католиков на литургии” не упрекает. Обвиняют о.Геннадия в совместном, скрытно от народа совершенном, причастии с еретиками.

Но оправдываться и опровергать все же придётся. Однако сделать это очень трудно, ибо о совместном причастии с еретиками свидетельствуют два священника, сослужившие на той литургии, о.Олег Скоморох и о.Дионисий Астахов. По их словам дело было так.

Дон Сильвио всю пасхальную службу пробыл в алтаре. Когда причастились священники, неожиданно для всех о.Геннадий предложил Дону Сильвио облачиться в епитрахиль, как священнику при богослужении. Видимо, все было заранее обговорено, так как у Дона Сильвио с собой оказалась под рукой католическая епитрахиль, он надел ее, и о.Геннадий причастил католического священника в католическом облачении в алтаре Софийского собора при закрытых Царских вратах.

И все пошло по-прежнему. Вскоре был случай, когда отец Геннадий вывел уже не Дона Сильвио, а другого латинского священника после литургии из Царских Врат в полном католическом облачении. Как объяснили затем удивленным православным, этот католик много денег пожертвовал на Софийский собор.

По поводу происшедшего в Федоровском Соборе, о.Александр Ноздрачев рассказал, что наши священники сами предложили Дону Сильвио причаститься с ними, но тот почему-то отказался. И подобных случаев было много. Дело здесь не в письмах “склочных” мирян, а в действиях продающих Православие священников.

А что же наше священноначалие? Увы, по-прежнему не слышно о каких либо действиях с его стороны. Архиерейский Собор был в феврале, но судя по всему, его решения остались пустой бумажкой. Мы решили в очередной раз напомнить Высокопреосвященному Митрополиту Владимиру о нашем деле.

Его Высокопреосвященству Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру

Вместо мира и доверия наши священнослужители продолжают с нами настоящую войну. В газете “Софийский Собор” о.Геннадий (Зверев) поместил явно провокационную статью, в которой бездоказательно обвиняет нас в клевете, невежестве и в том, что мы, якобы, судим его, тогда как мы как раз и ищем законного епископского суда, обличая перед этим судом преступивших Апостольские Правила священнослужителей.

Более того, о.Геннадий сам присвоил себе права судьи, приказав подчиненным ему священникам не помазать елеем одного нашего прихожанина С.М. Григорьева, причем вина его опять не указывается. Просим Вас, владыка Владимир, ускорить исполнение поручения Архиерейского Собора 1997г по нашему делу. Благословите.

По поручению прихожан: Н.Синица, В.Барунин, Л.Плишин, Григорьев.
20 июня 1997. Царское Село.

Ждем ответа. Надеемся, что в Русской Православной Церкви еще все же можно найти управу на священников-вероотступников. Надеемся, что законный и нелицеприятный церковный суд все же состоится. Ведь Бог не в силе, а в правде. Аминь”.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Зверев.

Генна́дий Леони́дович Зве́рев (16 марта 1955, Рязань) — священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей; член Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии. Настоятель Софийского собора в Царском Селе.

Родился 16 марта 1955 года в Рязани в семье рабочих, Леонида Анатольевича и Елизаветы Прохоровны Зверевых. Женат на Марии Васильевне (урожденной Царевой), филологе, преподавателе русского языка и литературы. Дети: Никита (родился в 1983 году) — протоиерей, настоятель Екатерининского собора в Пушкине, благочинный Царскосельского благочиния; Ульяна (родилась в 1985 году).

Окончил в 1979 году Ленинградскую духовную семинарию; в 1981 году — Ленинградскую духовную академию.

В 1973—1975 годах служил в ВМФ СССР, звание: старшина 1-й статьи. После увольнения стал иподиаконом митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), а с 1981 года — иподиаконом митрополита Ленинградского и Новгородского Антония и экономом Ленинградского епархиального управления. 13 февраля 1982 года в новгородской церкви святого апостола Филиппа митрополитом Антонием (Мельниковым) был рукоположен во диакона, а через два дня (15 февраля) в ленинградском Троицком соборе — во священника.

Протоиерей Геннадий Зверев (слева) во время открытия Духовно-просветительского центра в Царском Селе

18 октября 1994 года одновременно стал управляющим (с 18 июня 2013 года — настоятелем) Патриаршим подворьем «Фёдоровский городок». С 1 июня 1998 года по 30 апреля 2017 года — благочинный Царскосельского округа.

Награды Русской православной церкви

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени — 1997
  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени — 2012
  • Орден преподобного Серафима Саровского I степени — 2015
  • Орден святого благоверного великого князя Александра Невского II степени — 2022

Время на чтение 9

минут

— Батюшка, до того, как вы стали настоятелем Софийского собора, вы ведь служили в храме св.прав.Иова Многострадального на Волковом кладбище. В храме обустроенном и вполне благополучном. А в Царское Село с хорошего места сами попросились, когда собор был ещё в разрушенном состоянии. Почему?

Факты — вещь упрямая

Приехал в Царское Село, обошёл вокруг поруганного храма, заглянул внутрь. Было от чего расстроиться: мало того, что не было окон, дверей, потолка; мало того, что были раскурочены стены и полы, а в затопленных подвалах валялись снаряды, патроны, даже мины, — внутри храма громоздились горы обугленного мусора. В Доме Божием сжигали отходы фабрики игрушек. Территория вокруг превратилась в городскую свалку, заросла камышом.

— С чего начали? У вас не было ни спонсоров, ни помощников.

Стоит добавить, что собор признан памятником архитектуры федерального значения и отныне охраняется государством.

Над Коневцом небо синее

— Батюшка, из чего складываются будни благочинного?

— Батюшка, это всё — заботы настоятеля. А ваши обязанности как благочинного? Вы ведь несёте духовную ответственность за каждого священника в Вашем благочинии.

— Езжу, смотрю, как продвигается строительство новых церквей в Колпине, в Павловске, как идёт реставрация в прочих храмах. Встречаюсь с настоятелями, вместе решаем назревшие вопросы, если надо, то через местную администрацию.

И что людей стало меньше, не согласен. Когда мы открывали Софийский собор, в нём от силы собиралось 100 человек, а теперь в Царском Селе пять храмов, и в каждом в воскресенье собирается много верующих. Вот в Феодоровском соборе сегодня побывал: там человек 450 молились, и в Софийском соборе столько же. Знаменская церковь была заполнена, народ даже на улицу выливался. Нет, верующих людей становится больше, и что особо радует, меняется состав паствы: появляется больше молодёжи, появляется больше мужчин. Нет, нет, люди тянутся к церкви. Всё зависит от священника. Впрочем, тот батюшка тоже прав. Это ужасно, когда священник возносится над паствой, но ещё страшнее, когда прихожане начинают возносить своего батюшку, а он увлекается этой игрой. Но так всегда было: человек слаб. Я не вижу в этом повода для тревоги. Во взаимоотношениях «паства—батюшка» есть проблема посерьёзнее. Люди заранее в своём воображении рисуют некий образ священника, каким он, по их мнению, должен быть. И вот когда этот «нарисованный», надуманный образ не соответствует тому, что они видят в действительности, — происходит горькое разочарование. Ну, так не надо очаровываться, тогда и разочаровываться не придётся.

— Батюшка, как благочинный может влиять на таких священников? Известно: в Церкви, с одной стороны, дисциплина жёстче, чем в армии, с другой — каждый священник — хозяин на своём приходе.

— Хозяин у нас — Господь, потом Святейший Патриарх, потом митрополит, потом благочинный — и только потом настоятель.

Если есть сведения о каком-то нерадении священника — вопрос выносится на обсуждение с правящим архиереем, принимается решение, вплоть до перемещения этого священника на другой приход, а если был настоятелем — на положение рядового священника.

— То есть благочинный — как бы духовный «полицмейстер»?

«Прииди и виждь»

— Один батюшка сказал: «Беда Церкви ещё и в том, что многие священники ведут паству не к Богу, а к самому себе, дробя Церковь на кланы, разрушая её единство». Что вы, как благочинный, можете предпринять в таком случае?

— Такое тоже всегда было. Если появляется сильный священник, сильный лидер — вокруг него вольно или невольно собираются люди. А священник, который оказывается в тени, считает себя немножко обделённым. Но Господь сказал: «Прииди и виждь» (Ин.1:46) и ещё: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16), то есть по делам. Вот и надо пойти и посмотреть. Если священник объединяет вокруг себя верующих и вместе с ними строит храмы, школы, богадельни, детские приюты — да в ноги надо кланяться такому священнику. А если по вине батюшки происходит разрушение, распад общины — что же в этом хорошего? Если священник объединяет вокруг себя людей для возвеличивания себя любимого, для решения каких-то своих личных проблем, так не надо было такому человеку в священники идти. Кстати, то, о чём мы сейчас говорим, касается не только духовенства, но каждого человека. Каждый должен решить, для чего он живёт — созидать или потреблять.

— Да я и сам бывший военный — служил на флоте, старшина. Правда, срочной службы. У нас среди прихожан есть курсанты, есть солдаты, и когда я вижу среди молящихся офицеров, а рядом с ними курсантов, вижу, что они едины в вере — все исповедуются, причащаются, — я благодарю Господа, что не напрасно живу, не напрасно служу. Военные любят свой собор — посадили на его территории маленькие ёлочки. Военные моряки помогали строить часовню Свт.Николая Чудотворца на Казанском кладбище в Царском Селе — часовня находится на том участке кладбища, где и хоронят военных моряков. Недавно собор отметил своё 220-летие, так военные подогнали целых четыре полевые кухни — кормили всех вкуснейшей солдатской кашей. Мы не остаёмся в долгу: наши священники присутствуют на выпусках молодых курсантов из воинских училищ, окормляют их, освящают кортики, когда выпускают моряков. Со временем мы восстановим все полковые храмы

Я хожу в училища, беседую, отвечаю на вопросы. Сегодня, когда ликвидирован институт замполитов, молодёжи нужен человек, который разъяснит, как нужно жить, для чего, во имя чего. И если возродится институт капелланства и серьёзно начнёт работать военное духовенство — это будет здорово.

— Какие планы по благоустройству благочиния впереди?

— Вот Екатерининский храм достраивается, в Шушарах церковь строится. Да в каждом районе благочиния идёт строительство. А в самом Царском Селе есть храмы, которые нужно восстанавливать, — Кирасирская церковь, например. Кстати, мыобнаружили ещё 30 фундаментов бывших церквей — все отстроим. Зачем? — До революции в Царском Селе проживало около 30 тысяч человек, а было больше 30 храмов. Сейчас царскосёлов около 200 тысяч!

Также разработана и действует социальная программа. У нас, как и везде по стране, серьёзные проблемы с качественным образованием, с детской безнадзорностью, с одиночеством пожилых людей. Уже есть Царскосельская гимназия, её задача — дать детям среднее образование с основами православных знаний, т.е. все предметы преподаются с точки зрения Православия. Издаём детский православный журнал «Солнечный заяц». Летом организуем для детей православный лагерь на о.Коневец, под крылом монастыря. Для одиноких стариков построена богадельня. Здесь создано приусадебное хозяйство, где прихожане Софийского собора учатся работать так, чтобы не наносить вреда земле и получать экологически чистые продукты. Школьники и студенты перенимают опыт сыроварения, сбора мёда, ухода за животными. Создаём музей, позволяющий проследить историю развития сельского хозяйства России.

Какие ещё планы? Служить Богу. А служба Богу включает в себя всё, что я рассказал, и ещё многое сверх того.

Записала Ирина РУБЦОВА

Экс-священник Глеб Грозовский приговорен к 14 годам колонии строгого режима

Пособник
сектантов-неопятидесятников харьковского “Царства Бога”, пришедших
переформатировать Россию и готовить к украинскому “майдановскому”
сценарию под личиной фондов “Центр здоровой молодёжи” и “Во имя
архангела Гавриила”, теперь – Национального антинаркотического союза, и
по совместительству растлитель малолетних получил по заслугам.

Впереди ещё суд небесный, но это потом. А
сейчас, несмотря на оголтелые крики похожих на одержимых, никого не
слышащих и не слушающих, яростно ищущих здесь борцов со “Вселенским
Злом”, обрушившихся на “несчастного батюшку Глеба”, защитников “без вины
виноватого”, приговор оглашён. Деяния этой группировки с каждым годом
всё больше напоминали сектантские, о чем один внимательный наблюдатель
выпустил даже отдельную статью. Мы публиковали её несколько раньше. См.
по ссылке.

Все детали этого разыгрываемого на наших
глазах который год при участии сектантов Н. Лушникова, А. Долгих и Р.
Русаненко “маскарада”, вернее сказать, трагикомического фарса, см. в
аналитической статье “Пусть говорят правду, или О чём молчит Андрей
Малахов” по ссылке.
Дошло до того, что некоторые в прошлом активные защитники навязчивой
идеи-фикс о подставном характере этого дела в итоге отказались от неё и
увидели в господине Грозовском и его сестре Любови признаки двуличия и
откровенной лживости. См. пост в приложении.

И вот закономерный финал. Приозерский
городской суд Ленинградской области в среду, 17 января 2018 года,
признал отстраненного от служения священника РПЦ МП Глеба Грозовского
виновным в педофилии (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ) и приговорил его к 14
годам лишения свободы.

Подробности в материале “Русской народной линии” и ИТАР “ТАСС” ниже.

“Приговор мне понятен, он будет обжалован. Это еще не конец, вы станете свидетелями другой картины”, – сказал Грозовский.

При этом о. Глебу Грозовскому зачли
нахождение под арестом с сентября 2014 года. Также судья постановила,
что он должен выплатить по 400 тыс. рублей каждой из семей трех
потерпевших. Оглашались только вводная и резолютивная части приговора,
так как дело слушалось в закрытом режиме.

Выступая 10 января с последним словом,
о. Глеб Грозовский заявил, что, по его мнению, “самого события
преступления нет как такового” и что он рассчитывает на “человеческое
понимание и справедливое решение”. Текст последнего слова распространила
защита священника.

Прокурор в ходе прений сторон просил
приговорить о. Глеба Грозовского к 15 годам колонии строгого режима с
лишением права заниматься деятельностью, связанной с воспитанием детей,
на 12 лет. На время проведения следствия он был запрещен в
священнослужении.

По материалам Русской народной линии и ТАСС.

Что тут добавить? Что посеешь, то
пожнешь. Поделом покусившемуся на самое святое – невинные детские души,
да еще и в чине православного священника. Заигрывать с тёмными силами,
будь то сектанты или погружение в омут страстей никто запретить не
может. Но рано или поздно приходит ответственность за содеянное. И пусть
она вершится всегда уже здесь, на земле, блокируя возможность
совершения нового зла подобными персонажами.

Предварительное резюме по “делу Грозовского” с краткой историей развития событий здесь.

Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. РПЦ. Новосибирская митрополия

15 февраля 2012 года исполняется 30 лет пастырского служения благочинного Царскосельского округа, настоятеля Софийского собора в городе Пушкине, протоиерея Геннадия Зверева. За эти годы служения отцом Геннадием вместе с духовенством благочиния и приходом отстроено и отреставрировано более 17 храмов и церквей.

Когда в 1998 году отца Геннадия назначили Царскосельским благочинным, в Пушкине не было ни одного действующего храма. Еще при Екатерине II Софийский собор был центром благочиния – восстановительные работы решено было начать именно с него.

«Приехал в Царское Село, обошёл вокруг поруганного храма, заглянул внутрь, – вспоминает отец Геннадий. – Было от чего расстроиться: мало того что не было окон, дверей, потолка; мало того что были раскурочены стены и полы, а в затопленных подвалах валялись снаряды, патроны, даже мины, – внутри храма громоздились горы обугленного мусора. В Доме Божием сжигали отходы фабрики игрушек. Территория вокруг превратилась в городскую свалку, заросла камышом. Мы отслужили молебен и принялись за работу».

По воспоминаниям отца Геннадия, мусор с территории собора вывозили машинами целый год! Сколько его было вывезено – никто не считал, но счет шел на тысячи грузовиков! Возродить сам собор – было еще полдела. Ведь приход нуждался в подсобных помещениях: для трапезной, воскресной школы и других. Пока их не отстроили, ютились в маленьких вагончиках. Однажды отец Геннадий пришёл утром, а мыши нагло подгрызли некоторые документы. Пришлось принести кота!

«Софийский собор был самый большой и самый тяжёлый (в смысле разрухи) храм на тот момент во всей епархии, – вспоминает отец Геннадий. – Имея некое представление о восстановлении церквей, я знал, что если возьму другой храм, поменьше, то этот ещё на долгие годы останется в руинах».

Это было тридцать лет назад. Зато сегодня на месте полуразрушенного и обветшавшего когда-то храма стоит настоящий красавец! Недаром сейчас собор признан памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

За 30 лет служения отцом Геннадием вместе с духовенством благочиния и приходом отстроен и отреставрирован не только Софийский собор, но и также: Знаменская церковь – в народе именуемая Лицейской, часовня Святого Благоверного князя Игоря Черниговского Чудотворца, церковь Святого великомученика и целителя Пантелеимона при больнице им. Семашко, церкви Святой Марии Магдалины и Николая Чудотворца в Павловске, часовня Благовещения Пресвятой Богородицы на Кузьминском кладбище, на Южном кладбище построена часовня Святого Тихона, церковь Иконы Божией Матери «Казанская» в пос. Александровское, церковь Иконы Божией Матери «Скоропослушница» в пос. Шушары.

Одной из самой своих больших побед отец Геннадий считает храм Святой Великомученицы Екатерины. Сложно поверить, что немногим более пяти лет назад на его месте стоял памятник Ленину. Отец Геннадий вспоминает, что, когда памятник убрали, первым делом на площади отслужили молебен. Местным жителям старой закалки это не понравилось. Но храм вновь стал главным украшением и духовным центром Пушкина.

Ныне благочиние насчитывает 50 храмов и часовен. Тридцатилетний юбилей своей службы отец Геннадий встретит за работой. Ведь в Царском Селе обнаружили 30 фундаментов бывших церквей. Так что впереди еще много полезных дел!

Анна Слобожан, сайт Пушкин.спб.ру, при поддержке Екатерины Ульяновой и Ирины Рубцовой из пресс-службы Софийского собора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *