Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Журнал “Руководитель автономного учреждения” № 6/2019

Управление имуществом предполагает не только его эксплуатацию, но и реализацию при невозможности получить от его использования хотя бы нулевой финансовый результат. Не используемое для выполнения госзадания имущество автономные учреждения содержат за свой счет. Для многих из них избавление от таких объектов – вопрос не только повышения эффективности, но и выживания. Но может ли АУ инициировать возврат неиспользуемого имущества его собственнику? Наделены ли учреждения таким правом? Какие обстоятельства могут затруднить процедуру возврата имущества в казну? Обо всем этом – далее в статье.

Право оперативного управления.

Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То есть АУ владеют, пользуются имуществом, а также распоряжаются им с согласия его собственника (учредителя учреждения).

Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за АУ либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение. Имуществом, изъятым у АУ, собственник распоряжается по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Отказ от права оперативного управления.

В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.

Норма ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Учреждение вправе вернуть неиспользуемый объект в казну.

Неоднократно участвуя в судебных процессах, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом трактовало ст. 296 и 299 ГК РФ как наделяющие собственника исключительно правом изъятия имущества, а не обязанностью принять его. То есть, по мнению Росимущества, у учреждений отсутствуют полномочия по возврату имущества в казну. В отношении судебных органов ведомство придерживалось позиции, что они не вправе вмешиваться в полномочия собственника и принимать судебный акт, обязывающий собственника вынести ненормативный акт об изъятии имущества из оперативного управления (постановления АС ВВО от 26.02.2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018, от 18.12.2017 № Ф01-5582/2017 по делу № А43-8239/2017, АС УО от 25.04.2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016). Однако подобное толкование гражданского законодательства основано на неправильном понимании сути правоотношений собственности.

Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.

Возврат имущества в казну по инициативе учреждения фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться в собственности, то есть утраты каких-либо прав собственника не происходит.

Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.

Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).

Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).

Необоснованные причины для непринятия имущества в казну.

Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.

Причины отказа органов власти от изъятия имущества в казну.

Ни одна из названных причин не была расценена судом как барьер для возврата имущества в казну.

Дополнительные основания для передачи в казну.

В то время как в отношении собственника дополнительные издержки по содержанию имущества суды не принимают во внимание как препятствующие исполнению обязанностей собственника, несение расходов со стороны балансодержателей выступает дополнительным доводом для изъятия имущества в казну. В частности, суды признавали основанием для возврата имущества в казну его неиспользование по назначению в соответствии с целями деятельности учреждения при одновременном возложении имущественного обременения в виде обязанности по содержанию имущества и уплате налога (постановления АС УО от 25.10.2018 по делу № А76-40390/2017, от 29.11.2017 по делу № А76-30632/2016, от 25.09.2017 по делу № А76-30634/2016, от 14.09.2017 по делу № А76-30631/2016, от 14.09.2017 № Ф09-4722/17 по делу № А76-30629/2016, от 22.05.2017 № Ф09-2479/17 по делу № А76-20257/2016, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу № А13-12753/2016).

Если распоряжение имуществом противоречит целям деятельности учреждения, имущество подлежит изъятию в казну. Это подтверждено на высшем уровне (Определение ВС РФ от 28.04.2017 № 306-КГ17-4810 по делу № А12-22041/2016) – на примере библиотеки, владеющей частью жилого дома.

Заключение.

Как показывает судебная практика, проблема с возвратом имущества в казну существует: государственные органы препятствуют этому процессу. Обычно судебным тяжбам предшествуют неоднократные попытки учреждений передать неиспользуемое имущество иным структурам в оперативное управление или пользование. И лишь длительное непринятие имущества в казну служит основанием для подачи иска в арбитражный суд (постановления АС УО от 25.09.2017 по делу № А76-30634/2016, от 14.09.2017 по делу № А76-30631/2016).

Причины судебных споров имеют чисто экономический характер: неиспользуемое имущество, как правило, ничего, кроме расходов, не приносит. Этим объясняется стремление и собственника, и балансодержателя переложить бремя расходов на другое лицо. Но в отличие от собственника учреждение, имеющее имущество в оперативном управлении, вправе отказаться от вещных прав без поиска нового лица, готового принять это имущество на свой баланс.

В нашей стране законодательство предусматривает передачу имущества на праве оперативного управления. Право оперативного управления обычно применяют в отношении государственного или муниципального имущества. Эксперт «Что делать Консалт» рассказывает обо всех особенностях этой процедуры.

Оперативное управление как вещевое право

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

В СПС КонсультантПлюс есть Путеводители по любым видам договоров, а также полная база сопутствующих документов.

Передача имущества

Основные пути приобретения права на имущество — это передача активов от собственника. Для передачи имущества в оперативное управление собственником должен быть издан распорядительный документ об этом.  Форма решения правообладателя о передаче имущества законом не установлена, поэтому она может иметь разные варианты. Передача имущества представляет собой сделку, а так как субъектами исследуемого права могут быть только юридические лица, проводиться такие сделки должны в простой письменной форме.

Росимущество:  List-Org

Примерные условия, которые могут содержаться в решении:

  • вид передаваемого объекта собственности;
  • классификационные (идентификационные) номера, адрес расположения;
  • назначение имущества;
  • номер и дата регистрации в реестре;
  • имеющиеся обременения.

Для движимого имущества это может быть:

  • идентификационный номер;
  • номер кузова;
  • государственный регистрационный знак;
  • марка, модель имущества.

Этот перечень неполный и может быть доработан по конкретному объекту. Главное — детализировать все характеристики имущества как можно подробнее.

По итогу передачи имущества может заключаться договор. Заключить его необходимо в том случае, если данное действие закреплено на нормативном уровне у учредителя. Некоторыми субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями утверждены типовые формы договоров.

Следует учесть, что на праве оперативного управления нельзя передать земельный участок, так как такой вид права при владении землёй не предусмотрен гражданским законодательством. В таких случаях оформляют право постоянного бессрочного пользования землей либо аренду.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Регистрация права оперативного управления

При передаче недвижимости требуется регистрация права оперативного управления.

Уникальные аналитические материалы СПС КонсультантПлюс помогут вам при возникновении сложных ситуаций.

  • документы, подтверждающие право собственности на недвижимость;
  • паспорт представителя;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя органа.
  • распорядительный акт о передаче имущества в оперативное управление;
  • акт приёма-передачи имущества;
  • паспорт представителя;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя органа.

С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Приобретение имущества учреждением самостоятельно

Таким образом, использование учреждением своего имущества независимо от источника его появления будет считаться неправомерным, если это использование не будет осуществляться ради реализации того или иного установленного полномочия учредителя.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Может ли бюджетное учреждение получить от своего учредителя — субъекта РФ имущество? Как это оформить и зарегистрировать?

Может, имущество передаётся на праве оперативного управления. Учредитель — субъект РФ вправе передать учреждению любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, как движимое, так и недвижимое. Для передачи издаётся решение о передаче имущества, подписывается акт приёма-передачи, в случае передачи недвижимости регистрируется право оперативного управления.

Статья
276. Право хозяйственного ведения

1.
Унитарное предприятие или государственное
объединение, а в случаях, определяемых
Президентом Республики Беларусь, иное
юридическое лицо, которым имущество
принадлежит на праве хозяйственного
ведения, владеют, пользуются и распоряжаются
этим имуществом в пределах, определяемых
в соответствии с законодательством.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

2.
Собственник имущества в соответствии
с законодательством решает вопросы
создания унитарного предприятия,
определения предмета и целей его
деятельности, его реорганизации и
ликвидации, назначает руководителя
унитарного предприятия, осуществляет
контроль за использованием по назначению
и сохранностью принадлежащего унитарному
предприятию имущества.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Собственник
имущества, находящегося в хозяйственном
ведении, осуществляет контроль за
использованием по назначению и
сохранностью этого имущества, а также
имеет право на получение части прибыли
от его использования.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

3.
Юридические лица не вправе продавать
принадлежащее им на праве хозяйственного
ведения недвижимое имущество, сдавать
его в аренду, в залог, вносить в качестве
вклада в уставный фонд хозяйственных
обществ и товариществ или иным способом
распоряжаться этим имуществом без
согласия собственника.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Остальным
имуществом, принадлежащим юридическим
лицам на праве хозяйственного ведения,
они распоряжаются самостоятельно, за
исключением случаев, установленных
законодательством и собственником
имущества.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Статья
277. Право оперативного управления

1.
Казенное предприятие, учреждение или
государственное объединение, за которыми
имущество закреплено на праве оперативного
управления, в отношении закрепленного
за ними имущества осуществляют в
пределах, установленных законодательством,
в соответствии с целями своей деятельности,
заданиями собственника и назначением
имущества права владения, пользования
и распоряжения им.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

2.
Собственник имущества, закрепленного
за казенным предприятием, учреждением
или государственным объединением на
праве оперативного управления, вправе
изъять излишнее, неиспользуемое либо
используемое не по назначению имущество
и распорядиться им по своему усмотрению.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

3.
Имущество республиканского
государственно-общественного объединения,
закрепленное за его организационными
структурами в виде юридического лица,
принадлежит им на праве оперативного
управления, если иное не предусмотрено
уставом республиканского
государственно-общественного объединения.

На
организационные структуры республиканского
государственно-общественного объединения
в виде юридического лица, за которыми
имущество закреплено на праве оперативного
управления, распространяются правила,
предусмотренные настоящей статьей,
статьями 279,
280
и пунктом
2
статьи 281 настоящего Кодекса.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Статья
278. Распоряжение имуществом казенного
предприятия и государственного
объединения, за которым имущество
закреплено на праве оперативного
управления

1.
Казенное предприятие вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом лишь с
согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие вправе передавать
в залог имущество, находящееся в
государственной собственности, в
порядке, установленном законодательными
актами о распоряжении государственным
имуществом, если иное не предусмотрено
Президентом Республики Беларусь.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Казенное
предприятие самостоятельно реализует
товары (работы, услуги), если иное не
установлено законодательством.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

2.
Порядок распределения доходов казенного
предприятия определяется собственником
его имущества.

3.
Правила, предусмотренные пунктами 1 и
2 настоящей статьи, применяются к
государственному объединению, за которым
имущество закреплено на праве оперативного
управления, если иное не определено
актами Президента Республики Беларусь.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Статья
279. Распоряжение имуществом учреждения

1.
Учреждение не вправе без согласия
собственника отчуждать или иным способом
распоряжаться закрепленным за ним
имуществом и имуществом, приобретенным
за счет выделенных ему средств, если
иное не установлено настоящим Кодексом
или иными законодательными актами.
Учреждение вправе передавать в залог
имущество, находящееся в государственной
собственности, в порядке, установленном
законодательными актами о распоряжении
государственным имуществом, если иное
не предусмотрено Президентом Республики
Беларусь, а имущество, находящееся в
частной собственности, – с согласия
собственника этого имущества либо
уполномоченного им лица.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

2.
Если в соответствии с учредительными
документами учреждению предоставлено
право осуществлять приносящую доходы
деятельность, то полученные от такой
деятельности доходы и приобретенное
за счет их имущество поступают в
самостоятельное распоряжение учреждения
и учитываются на отдельном балансе
(отдельно в книге учета доходов и расходов
организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную
систему налогообложения), если иное не
предусмотрено законодательством.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Статья
280. Приобретение и прекращение права
хозяйственного ведения и права
оперативного управления

1.
Право хозяйственного ведения или право
оперативного управления имуществом, в
отношении которого собственником
принято решение о закреплении за
унитарным предприятием, учреждением
или государственным объединением,
возникает у этого предприятия, учреждения
или государственного объединения с
момента передачи имущества, если иное
не установлено законодательством.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

2.
Плоды, продукция и доходы от использования
имущества, находящегося в хозяйственном
ведении или оперативном управлении, а
также имущество, приобретенное унитарным
предприятием, учреждением или
государственным объединением по
договорам или иным основаниям, поступают
в хозяйственное ведение или оперативное
управление предприятия, учреждения или
государственного объединения в порядке,
установленном законодательством для
приобретения права собственности. Право
собственности на эти плоды, продукцию,
доходы и имущество приобретает собственник
имущества указанных юридических лиц.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

3.
Право хозяйственного ведения и право
оперативного управления имуществом
прекращаются по основаниям и в порядке,
предусмотренным законодательными
актами для прекращения права собственности,
а также в случаях правомерного изъятия
имущества у предприятия, учреждения
или государственного объединения по
решению собственника.

Росимущество:  Что Такое создать- Значение Слова создать

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

Статья
281. Сохранение права на имущество при
переходе предприятия или имущества
учреждения к другому собственнику

1.
При переходе права собственности на
предприятие как имущественный комплекс
к другому собственнику юридическое
лицо, которому это предприятие принадлежит
на праве хозяйственного ведения, если
иное не установлено Президентом
Республики Беларусь или договором,
сохраняет право хозяйственного ведения
на принадлежащее ему предприятие.

Право хозяйственного ведения и право оперативного ведения. Государственная регистрация имущества, принадлежащего государству или муниципалитету

2.
При переходе права собственности на
имущество учреждения к другому лицу
это учреждение сохраняет право
оперативного управления на закрепленное
за ним имущество.


ред. Законов Республики Беларусь от
20.07.2006 N
160-З, от 20.06.2008N
347-З)

(см.
текст в предыдущей редакции)


ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.06.2008 N 347-З)

(часть
вторая п. 2 статьи 276 в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.06.2008 N 347-З)


ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З)

На
организационные структуры республиканского
государственно-общественного объединения
в виде юридического лица, за которыми
имущество закреплено на праве оперативного
управления, распространяются правила,
предусмотренные настоящей статьей,
статьями
279,280ипунктом
2 статьи 281настоящего Кодекса.

(п.
3 статьи 277 введен ЗакономРеспублики Беларусь от 19.07.2006 N 150-З)


ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 28.12.2009 N 97-З)

3.
Правила, предусмотренные пунктами
1и2настоящей статьи, применяются к
государственному объединению, за которым
имущество закреплено на праве оперативного
управления, если иное не определено
актами Президента Республики Беларусь.

(п.
3 статьи 278 введен ЗакономРеспублики Беларусь от 20.07.2006 N 160-З)

1.
Учреждение не вправе без согласия
собственника отчуждать или иным способом
распоряжаться закрепленным за ним
имуществом и имуществом, приобретенным
за счет средств, выделенных ему, если
иное не установлено законодательными
актами.


ред. Законов Республики Беларусь от
20.07.2006 N
160-З, от 28.12.2009N
97-З)


ред. Законов Республики Беларусь от
20.06.2008 N
347-З, от 28.12.2009N
97-З)

Ст. 277 ГК РБ 218-З от 7.12.1998 г.

1. Казенное предприятие, учреждение или государственное объединение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

2. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, учреждением или государственным объединением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

3. Имущество республиканского государственно-общественного объединения, закрепленное за его организационными структурами в виде юридического лица, принадлежит им на праве оперативного управления, если иное не предусмотрено уставом республиканского государственно-общественного объединения.

На организационные структуры республиканского государственно-общественного объединения в виде юридического лица, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, распространяются правила, предусмотренные настоящей статьей, статьями 279, 280 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

Право собственности — не единственный вариант владения, который предусматрвиает российское законодательство. Наряду с классическим «абсолютным» владением, существуют и другие правовые инструменты. Один из них — оперативное управление. Оно не слишком известно, так что многие не знают особенностей такого управления. Задача профессионального юриста — разъяснить и помочь в регулировании ограниченных вещных прав.

Законодательное регулирование оперативного управления

Право оперативного управления регулируется Гражданским кодексом РФ. Ст. 296 ГК РФ устанавливает базовые признаки оперативного управления:

  • участники — предприятия и учреждения;
  • использование и владение благами осуществляется в координации с целями деятельности организации и назначением имущества;
  • распоряжение — только с согласия собственника имущества.

Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности — это триада, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление подразумевает ограниченные возможности субъекта.

Право называется оперативным по одной простой причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.

Управление доступно двум особым организациям: учреждениям и казенным предприятиям. Учреждения создаются в некоммерческих целях, казенные — в коммерческих, но со строго определенной задачей. Учреждения, по сравнению с казенными субъектами, обделены распоряжением — хозяин должен самостоятельно решать судьбу имущества.

Где применяется оперативное управление?

В юридической практике сложилось устойчивое мнение, что оперативное управление — это пережиток советского времени. В основе данной точки зрения лежат следующие доводы:

  • оперативное право доступно только двум участникам: казенным предприятиям и учреждениям;
  • ограниченность полномочий;
  • необходимость согласовывать интересы с собственником.

Частные предприятия без государственной поддержки не получат данной привилегии. Само оперативное управление подразумевает подчиненность в отношениях — могучий собственник контролирует действия своей подотчетной организации.

На практике основным собственником является Российская Федерация, которая передает имущество на управление следующим субъектам:

  • школам и вузам;
  • больницам:
  • библиотекам;
  • заводам;
  • сельскохозяйственным предприятиям.

Список можно продолжать. Перечень учреждений и возможных казенных предприятий огромен: он включает академии, научно-исследовательские центры, авиастроительные компании и фермы. Оперативное управление — это государственный инструмент по созданию подчиненных организаций.

Многие специалисты отмечают, что управление — это «недособственность», которая является пережитком прошлого. Советский Союз был построен на множестве государственных предприятий, которые целиком находились под управлением государства. В настоящий момент необходимости в такой схеме нет.

Между тем, оперативное управление продолжает использоваться в государственных учреждениях и казенных предприятиях. Чтобы отточить регулировку деятельности организации и не столкнуться с проблемами владения и распоряжения имуществом, заручитесь поддержкой профессионального юриста.

Ст. 296 ГК РФ. Право оперативного управления.

Ст. 123.21 ГК РФ. Основные положения об учреждениях.

Кликните на текст документа чтобы развернуть его целиком.

Договор №

о закреплении имущества на праве оперативного управления

«» 2023 г.

в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Собственник», с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Пользователь», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

Предмет Договора

1.1. Собственник передает, а Пользователь принимает по настоящему Договору на праве оперативного управления следующее государственное/муниципальное имущество (далее – Имущество): .

1.2. Имущество передается на основании от г. № “О закреплении государственного/муниципального имущества на праве оперативного управления”.

1.3. Имущество принадлежит на праве собственности Собственнику на основании .

Срок действия Договора

2.1. Настоящий Договор заключен на неопределенный срок.

Порядок передачи Имущества

3.1. Передача Имущества в оперативное управление производится по акту приема-передачи, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора (Приложение № ).

3.2. Имущество учитывается на балансе Пользователя.

Права и обязанности Сторон

4.1. Права и обязанности Собственника.

4.1.1. Собственник имеет право контролировать использование по назначению и сохранность переданного в оперативное управление Пользователю Имущества.

4.1.2. Собственник вправе изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению Имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

4.1.3. Собственник не вмешивается в уставную деятельность Пользователя.

4.2. Права и обязанности Пользователя.

4.2.1. Пользователь имеет право владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему Имуществом в пределах, предусмотренных требованиями законодательства Российской Федерации, целями своей деятельности, заданиями Собственника и назначением Имущества.

4.2.2. Обязанности Пользователя:

4.2.2.1. Использовать Имущество исключительно по прямому назначению.

4.2.2.2. Содержать Имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации.

Росимущество:  Часто задаваемые вопросы о приватизации государственного и муниципального имущества. Где в списке наиболее часто задаваемые вопросы об аукционах недвижимости

4.2.2.3. Производить капитальный и текущий ремонт Имущества, связанный с деятельностью Пользователя, за свой счет в сроки, установленные Собственником, в соответствии с документацией, разработанной в специализированной проектной организации.

4.2.2.4. Не производить никаких перепланировок и переоборудования Имущества, связанных с деятельностью Пользователя, без письменного разрешения Собственника.

4.2.2.5. Обеспечить беспрепятственный доступ к Имуществу представителей органов исполнительной власти и административных органов с целью проверки документации и контроля за его использованием.

4.2.2.6. Не совершать действий, препятствующих инвентаризации Имущества, переданного по настоящему Договору.

4.2.3. Пользователь не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним Имуществом:

– производить продажу, безвозмездную передачу другому лицу, передачу в аренду;

– вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ;

– отдавать в залог;

– производить другие действия, которые могут повлечь за собой отчуждение государственной/муниципальной собственности.

4.2.4. Пользователь не вправе передавать права оперативного управления другим юридическим и (или) физическим лицам.

Досрочное расторжение Договора

5.1. Настоящий Договор может быть расторгнут:

– по соглашению Сторон;

– при ликвидации или реорганизации Сторон/одной из Сторон в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Имущество может быть изъято у Пользователя в случае нарушений условий эксплуатации и использования, несвоевременно проводимого ремонта и несвоевременного освоения средств, выделенных на эти цели.

Заключительные положения

6.1. Настоящий Договор составлен и подписан в двух экземплярах: один для Собственника, второй – для Пользователя.

6.2. При изменении реквизитов Стороны обязаны уведомить друг друга в письменном виде заказными отправлениями в срок .

6.3. При разрешении вопросов, которые не урегулированы настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

6.4. Споры, возникающие по Договору, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6.5. Изменения в настоящий Договор вносятся только дополнительным соглашением, подписанным уполномоченными представителями Сторон.

Адреса и реквизиты Сторон

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации прав) государственная регистрация носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченных ими лиц, при наличии нотариально удостоверенной доверенности.

Если полномочия представителя государственной власти или органа местного самоуправления подтверждается доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности не требуется.

Пунктом 2 ст. 16 Закона о регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Согласно ст. 18 Закона о регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию должны соответствовать требованиям действующего законодательства и отражать информацию, необходимую для проведения государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В этой связи погашение в ЕГРП записи о регистрации права оперативного управления ликвидированного лица осуществляется на основании заявления собственника недвижимого имущества либо лица, уполномоченного собственником.

Согласно ст. 59 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица права и обязанности реорганизованного юридического лица переходят к вновь возникшему юридическому лицу на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Учитывая изложенное, в случае реорганизации юридического лица, запись в ЕГРП о праве оперативного управления реорганизованного юридического лица погашается одновременно с государственной регистрацией прав вновь возникшего юридического лица на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Начальник Кусинского отдела

По Челябинской области В.П. Палецких

Государственная регистрация права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объект недвижимого имущества, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Получатель – юридическое лицо

1) заявление о государственной регистрации права (оригинал);

2) документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица (оригинал);

3) документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица  действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия);

4) учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов;

5) документы, подтверждающие возникновение права хозяйственного ведения (права оперативного управления) на имущество:

закрепление имущества за государственным или муниципальным предприятием (казенным предприятием, государственным или муниципальным учреждением) (решение собственника о закреплении имущества с указанием пообъектного перечня передаваемого имущества)

приобретение имущества иным способом, предусмотренным гражданским законодательством (вступивший в законную силу судебный акт ; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления; договор, совершенный в простой письменной форме, нотариально удостоверенный договор;

6) документы, подтверждающие передачу имущества собственником государственному или муниципальному предприятию (казенному предприятию, государственному или муниципальному учреждению) на праве хозяйственного ведения (на праве оперативного управления) (при закреплении имущества)

7) документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (в случае, если объект недвижимости не поставлен на Государственный кадастровый учет (оригинал и копия);

8) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления) (оригинал и копия);

9) иные документы, которые в установленных законодательством случаях   необходимы для государственной регистрации.

Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе могут быть представлены:

документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц) (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия);

Заявителем – юридическим лицом по собственной инициативе может быть представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления).

В случае если заявителем такие документы не представлены по собственной инициативе – сведения запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке межведомственного взаимодействия.

При проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений, в том числе подтверждающие, что право соответствующего публичного образования на закрепленный объект недвижимости возникло (если данное право ранее не было зарегистрировано).

Срок предоставления услуги:

7 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

9 рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

10 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

22 000 рублей (государственная пошлина за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не взимается.)

Результат услуги: Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *