ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МШИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
01 октября 2021 г. № 261
Об утверждении Положения о порядке
передачи муниципального имущества
в оперативное управление муниципальным
Руководствуясь статьями 296, 298, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Мшинского сельского поселения, администрация Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
1. Утвердить Положение о порядке передачи муниципального имущества в оперативное управление муниципальным бюджетным учреждениям, согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Ленинградской области О.А. Медведева
Статья 1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок возникновения, осуществления и прекращения права в отношении муниципального имущества, переданного в оперативное управление Социально-культурному центру Мшинского сельского поселения
1.2. Муниципальное имущество может быть закреплено на праве оперативного управления за Социально-культурным центром Мшинского сельского поселения (далее — Учреждение), которое в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом в пределах, установленных действующим законодательством, настоящим Положением, уставом Учреждения и актом о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением.
1.3. Закрепление муниципального имущества в оперативное управление Учреждению от имени администрации Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области как собственника, осуществляется на основании постановления администрации Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области.
1.4. В оперативное управление могут передаваться здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, иное имущество, предназначенное для осуществления видов деятельности, указанных в уставе Учреждения.
1.5. Доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное Учреждением по договору или иным основаниям, являются муниципальной собственностью и поступают в оперативное управление Учреждения в порядке, установленном действующим законодательством для приобретения права собственности.
Статья 2. Основные требования к объектам, субъектам и процедурам при передаче муниципального имущества в оперативное управление
2.1. Имущество передается в оперативное управление:
— в соответствии с его функциональным назначением;
— для реализации уставных целей и задач Учреждения.
2.2. Имущество передается в оперативное управление на период деятельности Учреждения.
2.3. В случае передачи Учреждению в оперативное управление объекта недвижимости
Статья 3. Порядок передачи имущества в оперативное управление
3.1. Передача муниципального имущества в оперативное управление Учреждению осуществляется как при создании, так и в период его деятельности.
3.2. Основанием закрепления муниципального нежилого фонда и другого недвижимого имущества, а также движимого имущества на праве оперативного управления за Учреждением является постановление администрации Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области. Подготовку проекта распоряжения о создании или реорганизации Учреждения осуществляет администрация Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области. В постановлении указываются: решение о создании или реорганизации Учреждения, поручение утвердить устав и сроки его утверждения, сроки проведения государственной регистрации Учреждения, поручение передать Учреждению имущество на праве оперативного управления. К проекту постановления администрация готовит и представляет пояснительную записку о необходимости создания Учреждения, экономическое обоснование с расчетом штатной численности, расчет суммы ассигнований на финансирование, а также (в случае создания Учреждения) перечень объектов муниципального имущества, передаваемого Учреждению на праве оперативного управления. Акт о закреплении имущества на праве оперативного управления готовит администрация Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в двухнедельный срок с момента представления всех документов, указанных в п. 3.3 настоящего Положения.
3.3. Для закрепления муниципального имущества в оперативное управление Учреждение представляет в администрацию Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
3.3.1. При создании Учреждения:
— заявление о предоставлении имущества в оперативное управление, подписанное руководителем Учреждения и заверенное печатью Учреждения;
— копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава Учреждения, приказа о назначении руководителя;
— распоряжение о создании Учреждения;
— заполненные формы (приложения №№ 1 — 7 к акту о закреплении муниципального имущества в оперативное управление).
3.3.2. При создании Учреждения в порядке реорганизации (слияния, присоединения):
— копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава Учреждения, приказа о руководителе;
— распоряжение о реорганизации Учреждения;
— заполненные формы (приложения №№ 1 — 7 к акту о закреплении муниципального имущества в оперативное управление);
— копию передаточного акта.
3.4. Учреждению может дополнительно передаваться имущество из казны. Для этого Учреждение обращается с письменным заявлением к главе Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о предоставлении ему имущества и с предложением по использованию данного имущества. После принятия положительного решения администрация Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области готовит проект постановления администрации Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о передаче Учреждению имущества. На основании постановления готовит акт о закреплении имущества на праве оперативного управления.
3.5. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за муниципальным бюджетным учреждением, возникает у этого Учреждения с момента передачи имущества.
3.6. С момента фактической передачи муниципального имущества на праве оперативного управления Учреждению переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности закрепленного за ним имущества.
3.7. Дополнительное предоставление имущества в оперативное управление Учреждению в процессе его деятельности осуществляется на основании заявления руководителя Учреждения.
3.8. Руководитель Учреждения или уполномоченное им лицо на основании нотариально удостоверенной доверенности осуществляет сбор необходимых документов, а также обеспечивает проведение государственной регистрации права оперативного управления на закрепленное за Учреждением муниципальное имущество.
Статья 4. Учет муниципального имущества, закрепленного за муниципальным учреждением на праве оперативного управления
4.1. Имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью и числится в реестре муниципального имущества.
4.2. Закрепленное имущество учитывается на балансе Учреждения в соответствии с действующим законодательством и инструкцией по бюджетному учету.
4.3. Все изменения характеристик имущества, связанные с его использованием, вносятся в Реестр муниципальной собственности администрации Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области на основании данных, представленных Учреждениями и организациями, осуществляющими техническую инвентаризацию имущества.
Статья 5. Пользование и распоряжение закрепленным имуществом
5.1. Осуществляя право оперативного управления, Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством, настоящим Положением и актом о закреплении имущества на праве оперативного управления в пределах деятельности, предусмотренной уставом Учреждения.
5.2. Учреждение самостоятельно осуществляет платежи по налоговым и другим обязательствам в соответствии с действующим законодательством за имущество, переданное ему в оперативное управление, в том числе за земельные участки, на которых расположены соответствующие объекты недвижимости.
5.3. Учреждение обязано использовать закрепленное в оперативное управление имущество в соответствии с его функциональным назначением для реализации целей и задач, установленных уставом Учреждения.
5.4. Учреждение несет ответственность за сохранность и целевое использование закрепленного за ним имущества. Контроль деятельности Учреждения в этой части осуществляет администрация Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, которая производит документальные и фактические проверки.
5.5. Учреждение осуществляет капитальный и текущий ремонт находящегося в оперативном управлении имущества.
5.6. Перепланировка и реконструкция объектов недвижимости может осуществляться только при наличии разрешительной документации. В случае осуществления (выявления) самовольных перепланировок и реконструкций, самовольно возведенных объектов недвижимости Учреждения обязаны осуществить мероприятия по узакониванию произведенных перепланировок, реконструкций и самовольно возведенных объектов.
5.7. Учреждение не вправе продавать или иным способом отчуждать находящееся в оперативном управлении имущество.
5.8. Порядок списания имущества в связи с полным моральным или физическим износом устанавливается настоящим Положением.
5.9. Порядок сдачи в аренду временно не используемого Учреждением имущества устанавливается в соответствии с Положением о порядке предоставления в аренду муниципального имущества администрации Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
5.10. При реорганизации или ликвидации Учреждения его учредитель обязан в десятидневный срок известить администрацию Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о принятом решении для определения дальнейшей судьбы имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления.
Статья 6. Перераспределение имущества между муниципальными учреждениями
6.1. Имущество, приобретенное Учреждением за счет бюджетных средств и других источников финансирования, подлежит учету в порядке, установленном настоящим Положением, с включением его в реестр муниципального имущества.
6.2. Не используемое Учреждением имущество либо имущество, используемое не по целевому назначению, подлежит изъятию и перераспределению на основании решения органа местного самоуправления.
6.3. При реорганизации или ликвидации Учреждения неиспользуемое имущество, переданное ему в оперативное управление, подлежит возврату в казну с принятием администрацией Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области соответствующего решения о дальнейшем использовании данного имущества.
Статья 7. Прекращение права оперативного управления
7.1. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях:
а) ликвидации Учреждения;
б) списания физически изношенного или морально устаревшего имущества;
в) правомерного изъятия излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, по решению собственника.
7.2. Решение о списании физически изношенного или морально устаревшего имущества Учреждения принимается собственником при наличии следующих документов:
а) заявления Учреждения о списании имущества;
б) акта обследования Учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, с указанием причин списания;
в) экспертного заключения.
При необходимости собственник может создавать свою комиссию по обследованию имущества, подлежащего списанию.
7.3. Решение об изъятии излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества из оперативного управления Учреждения принимается собственником на основании одного из следующих документов:
а) заявления Учреждения об отказе от использования имущества;
б) акта проверки использования Учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, в результате которой были установлены факты неиспользования имущества либо его использования не по целевому назначению.
7.4. В случае изъятия у Учреждения объекта недвижимости как излишнего имущества одновременно с этим изымается земельный участок, расположенный под этим объектом. К предложениям об изъятии излишнего имущества прилагаются обоснование необходимости изъятия излишнего имущества, предложения о дальнейшем использовании этого имущества. При подготовке распоряжения об изъятии у Учреждения излишнего имущества одновременно может приниматься решение о закреплении этого имущества на праве оперативного управления за другим Учреждением.
7.5. Приемка имущества от Учреждения производится по акту приема-передачи имущества, утвержденному главой Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области. Кроме этого, в части передачи основных средств составляется акт приема-передачи по формам ОС-1 и ОС-1а.
Статья 8. Контроль за использованием имущества, закрепленного на праве оперативного управления
8.1. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением, осуществляет администрация Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области.
8.2. Учреждение 1 раз в год (до 1 февраля) представляет в администрацию Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области данные инвентаризации имущества, закрепленного за ним в оперативное управление, по состоянию на начало текущего года.
8.3. Проверка использования имущества, закрепленного за Учреждением в оперативное управление, производится администрацией Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области согласно графику, утвержденному главой Мшинского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
Статья 9. Ответственность
9.1. Ущерб, причиненный имуществу, закрепленному на праве оперативного управления, должностными лицами и работниками Учреждения, подлежит возмещению в порядке и размерах, определяемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
9.2. За ненадлежащее исполнение условий акта о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня его опубликования.
Ленинградской области О.А.Медведева
о закреплении имущества за
(полное наименование учреждения по уставу (положению))
от «_____» ___________ 20 __ г.
На основании статьи 296 Гражданского кодекса РФ:
(полное наименование учреждения)
на праве оперативного управления муниципальное имущество балансовой стоимостью __________________, остаточной стоимостью по состоянию на_____________________________________________________
(сумма цифрами и прописью)
обеспечить сохранность и эффективное использование муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством.
Приложение: 1. Акт оценки стоимости зданий и сооружений на ____ л.
2. Акт оценки стоимости машин и оборудования на ____ л.
3. Акт оценки общей стоимости основных средств на ____ л.
4. Акт оценки и наличия запасов, затрат, на ____ л.
5. Акт оценки и наличия долгосрочных финансовых на ____ л.
6. Акт оценки и наличия нематериальных активов на ____ л.
7. Акт оценки стоимости незавершенного на ____ л.
по состоянию на _____________ 20 __ г.
оценки стоимости машин, оборудования
и других основных средств по состоянию
на ___________________ 20 __ г.
на ______________________ 20 __ г.
оценки и наличия запасов, затрат, денежных средств
и других финансовых активов
оценки стоимости незавершенного капитального
строительства и неустановленного оборудования
по состоянию на _________________ 20 __ г.
1. В оперативное управление муниципальное имущество передается муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждениям, муниципальным казенным предприятиям (далее – Учреждения и казенные предприятия).
2. Основанием для передачи муниципального имущества в оперативное управление, изъятия имущества из оперативного управления Учреждений и казенных предприятий (приема имущества в муниципальную казну) является постановление Администрации города, за исключением случаев, установленных настоящим Положением. Передачу имущества, входящего в состав муниципальной казны, в оперативное управление и прием имущества в муниципальную казну осуществляет Управление.
3. Право оперативного управления в отношении муниципального имущества возникает у Учреждения и казенного предприятия с момента передачи имущества по акту приема-передачи, если иное не установлено действующим законодательством.
4. Учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия Собственника.
Согласие Собственника на распоряжение имуществом выносится в форме постановления Администрации города за исключением сделок, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласие на совершение муниципальным бюджетным учреждением крупной сделки выносится в форме постановления Администрации города.
Согласие собственника на распоряжение транспортными средствами, самоходными машинами и иными видами техники, прицепами к ним, подлежащими государственной регистрации, для муниципальных казенных учреждений и казенных предприятий выносится в форме постановления Администрации города независимо от их стоимости.
5. Передача движимого имущества первоначальной балансовой стоимостью до 50000 рублей от муниципального казенного учреждения или казенного предприятия другому казенному учреждению или казенному предприятию осуществляется на основании согласия Собственника в форме приказа Управления при наличии согласования соответствующего отраслевого (функционального) органа Администрации города, в ведении которого находится данное муниципальное казенное учреждение или казенное предприятие.
6. Порядок определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных автономных и бюджетных учреждений определяется Администрацией города.
7. Имущество, находящееся в оперативном управлении, отражается в бухгалтерском учете Учреждения и казенного предприятия в порядке, установленном законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
8. Списание муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждений и казенных предприятий, осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и статьей 12 настоящего Положения.
9. Учреждение и казенное предприятие, в оперативном управлении которого находится помещение в многоквартирном доме, несет бремя расходов по внесению платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; внесению взноса на капитальный ремонт.
10. Руководитель Учреждения и казенного предприятия несет ответственность за целевое использование и сохранность имущества, находящегося в оперативном управлении.
11. Контроль за целевым использованием и сохранностью имущества, переданного в оперативное управление, осуществляет Управление.
Право собственности — не единственный вариант владения, который предусматрвиает российское законодательство. Наряду с классическим «абсолютным» владением, существуют и другие правовые инструменты. Один из них — оперативное управление. Оно не слишком известно, так что многие не знают особенностей такого управления. Задача профессионального юриста — разъяснить и помочь в регулировании ограниченных вещных прав.
Законодательное регулирование оперативного управления
Право оперативного управления регулируется Гражданским кодексом РФ. Ст. 296 ГК РФ устанавливает базовые признаки оперативного управления:
- участники — предприятия и учреждения;
- использование и владение благами осуществляется в координации с целями деятельности организации и назначением имущества;
- распоряжение — только с согласия собственника имущества.
Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности — это триада, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление подразумевает ограниченные возможности субъекта.
Право называется оперативным по одной простой причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.
Управление доступно двум особым организациям: учреждениям и казенным предприятиям. Учреждения создаются в некоммерческих целях, казенные — в коммерческих, но со строго определенной задачей. Учреждения, по сравнению с казенными субъектами, обделены распоряжением — хозяин должен самостоятельно решать судьбу имущества.
Где применяется оперативное управление?
В юридической практике сложилось устойчивое мнение, что оперативное управление — это пережиток советского времени. В основе данной точки зрения лежат следующие доводы:
- оперативное право доступно только двум участникам: казенным предприятиям и учреждениям;
- ограниченность полномочий;
- необходимость согласовывать интересы с собственником.
Частные предприятия без государственной поддержки не получат данной привилегии. Само оперативное управление подразумевает подчиненность в отношениях — могучий собственник контролирует действия своей подотчетной организации.
На практике основным собственником является Российская Федерация, которая передает имущество на управление следующим субъектам:
- школам и вузам;
- больницам:
- библиотекам;
- заводам;
- сельскохозяйственным предприятиям.
Список можно продолжать. Перечень учреждений и возможных казенных предприятий огромен: он включает академии, научно-исследовательские центры, авиастроительные компании и фермы. Оперативное управление — это государственный инструмент по созданию подчиненных организаций.
Многие специалисты отмечают, что управление — это «недособственность», которая является пережитком прошлого. Советский Союз был построен на множестве государственных предприятий, которые целиком находились под управлением государства. В настоящий момент необходимости в такой схеме нет.
Между тем, оперативное управление продолжает использоваться в государственных учреждениях и казенных предприятиях. Чтобы отточить регулировку деятельности организации и не столкнуться с проблемами владения и распоряжения имуществом, заручитесь поддержкой профессионального юриста.
Ст. 296 ГК РФ. Право оперативного управления.
Ст. 123.21 ГК РФ. Основные положения об учреждениях.
Право оперативного управления имуществом. Основания возникновения и прекращения права. Учреждения и казенные предприятия
1. Общие положения
2. Основания возникновения права оперативного управления на имущество, передача имущества в оперативное управление
3. Основания прекращения права оперативного управления
4. Право собственника на изъятие имущества из оперативного управления казенного предприятия или учреждения
5. Признание права оперативного управления
6. Казенное предприятие как вид унитарного предприятия
6.1. Распоряжение имуществом казенного предприятия
6.2. Ответственность казенного предприятия
7. Учреждения. Виды и типы учреждений
7.1. Распоряжение имуществом учреждения
7.2. Ответственность государственного или муниципального учреждения
Общие положения
Право оперативного управления – ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями.
Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).
Субъектами права оперативного управления являются учреждения (частные, автономные, бюджетные) или казенное предприятие (как специальный вид унитарного предприятия), объектами – имущество, закрепленное собственником за казенными предприятиями и учреждениями, а также имущество, приобретенное в процессе их производственной деятельности.
Госрегистрация права. Поскольку право оперативного управления относится к вещным правам, то соответственно право оперативного управления недвижимостью возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 131 ГК РФ, п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 14, 15 и 18 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).
Ограничения в праве оперативного управления. Субъекты права оперативного управления имеют следующие ограничения:
- необходимость получения разрешения собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
- собственник имеет право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, переданное в оперативное управление (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ст. 35 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).
Таким образом, право оперативного управления ограничивает правомочия его обладателя возможностью владения и пользования имуществом в соответствии с его целевым назначением и направлениями деятельности учреждения или предприятия. У субъектов права оперативного управления практически отсутствует возможность самостоятельного распоряжения закрепленным за ними имуществом, собственник может изъять неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Правомочия распоряжения имуществом учреждения и казенного предприятия. Право оперативного управления имеет единую правовую природу с правом хозяйственного ведения, но по объему правомочий уже, чем право хозяйственного ведения. Так, свои правомочия казенные предприятия и учреждения осуществляют в пределах, установленных законом и собственником, в частности:
- казенные предприятия вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества, однако казенное предприятие по общему правилу вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию;
- учреждения не наделены правом отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных им по смете. Однако, если учреждению предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, оно вправе свободно распоряжаться полученными доходами, а также имуществом, приобретенным на эти доходы.
Бремя содержания имущества. Лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника. Обязанность по содержанию переданного имущества возникает с момента регистрации прав, а не с момента передачи имущества. До регистрации прав бремя содержания имущества несет собственник.
Право следования. Праву оперативного управления, как и праву хозяйственного ведения, присущ такой признак ограниченных вещных прав, как право следования. Таким образом, переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения права оперативного управления.
Основания возникновения права
оперативного управления на имущество,
передача имущества в оперативное управление
Имущество учреждения или казенного унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества, доходов учреждения или унитарного предприятия от его деятельности, а также иных не противоречащих законодательству источников (ст. ст. 113, 123.21 ГК РФ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”).
В 2010 году Пленумы ВС РФ и ВАС РФ в п. 5 совместного Постановления от 29 апреля 2010 г. N 10/22 указали на то, что в соответствии с п. 1, п. 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает двумя путями:
- 1) на основании акта собственника, которым имущество закрепляется за организацией, либо
- 2) в результате приобретения имущества.
Право на имущество, закрепляемое за учреждением или казенным предприятием, возникает с момента его передачи учреждению или казенному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).
Передача имущества в оперативное управление осуществляется по акту приема-передачи.
Поскольку указанные права являются вещными, право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
С заявлением о регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом обращается собственник либо учреждение. Для этого заинтересованное лицо готовит пакет документов, определяет способ их подачи и подает документы.
Перечень документов для регистрации права оперативного управления содержится в ст. ст. 18 и 21 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственной регистрации прав, установлены ст. 21 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Перечень лиц, по заявлению которых осуществляется государственная регистрация права оперативного управления, установлен в ст. 15 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Государственная регистрация перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (п. 1 ст. 28 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Переданное учреждению или казенному предприятию имущество отражается на самостоятельном балансе данных организаций.
Основания прекращения
права оперативного управления
Прекращение права оперативного управления производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности, то есть на эти отношения распространяются правила гл. 15 ГК РФ. Кроме того, предусматривается специальное основание прекращения права оперативного управления – правомерное изъятие имущества у учреждения по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).
Основаниями для прекращения права собственности являются отчуждение собственником своего имущества другим лицам, отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества и утрата права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом, включая принудительное изъятие имущества в соответствии с законом (п. п. 1 и 2 ст. 235 ГК РФ).
Данные основания являются также и основаниями для прекращения права оперативного управления.
Дополнительным основанием для прекращения права оперативного управления является отказ от права оперативного управления с согласия собственника имущества.
Помимо изложенного, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (п. 2 ст. 296 ГК РФ).
Право собственника на изъятие
имущества из оперативного управления
казенного предприятия или учреждения
Пункт 2 ст. 296 ГК РФ закрепляет право собственника на изъятие имущества у субъекта права оперативного управления. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Указанные правила не распространяются на доходы и имущество частных, автономных и бюджетных учреждений (абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ), а также имущество, приобретенное за их счет.
Доказать, что имущество является излишним, должен его собственник. При установлении оснований для признания имущества излишним учитываются цели, для достижения которых предоставлено имущество, а также используется ли это имущество фактически и каким образом. Не может служить основанием для изъятия имущества как излишнего передача этого имущества в пользование третьему лицу, к примеру, по договору аренды.
Еще одним ограничением изъятия, прямо не предусмотренным законом, следует признать ситуацию, когда изъятие собственником имущества приведет к невозможности осуществления уставной деятельности. В этом случае должно быть принято решение о ликвидации организации.
Признание права оперативного управления
Вещные права лица, не являющегося собственником имущества, могут защищаться от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ (п. 4 ст. 216 ГК РФ).
В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст. ст. 301 – 304 ГК РФ (истребование имущества из чужого незаконного владения и защита прав собственника), принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом, в том числе на праве оперативного управления. Это лицо имеет право на защиту своего владения также против собственника.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения.
Таким образом, закон предусматривает возможность защиты права оперативного управления, включая такой способ защиты, как признание права оперативного управления.
Казенное предприятие
как вид унитарного предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, переданное ей собственником (ст. 113 ГК РФ). Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности.
На праве оперативного управления имуществом владеют казенные предприятия, все остальные унитарные предприятия – на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 2 закона N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).
Казенное предприятие, как вид унитарного предприятия, которому имущество передано на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, и в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Видами казенных предприятий являются: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (ст. ст. 2, 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).
Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.
Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 297 ГК РФ).
Распоряжение имуществом казенного предприятия
Пункт 1 статьи 297 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что распоряжение переданным казенному предприятию имуществом осуществляется только с согласия собственника этого имущества.
Абзац 2 п. 1 ст. 297 ГК РФ устанавливает исключение из общего правила о распоряжении имуществом казенного предприятия только с согласия собственника. Это исключение относится к производимой предприятием продукции – она реализуется самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В противном случае реализация продукции была бы затруднена из-за необходимости получения согласия, что могло бы негативно повлиять на эффективность участия предприятия в гражданском обороте. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.
Согласно п. 2 ст. 297 ГК РФ порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается собственником его имущества. Более подробно отношения, связанные с распределением доходов казенного предприятия, регулируются подзаконными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Необходимо учитывать, что любое казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Доходы казенного предприятия от реализации производимой им продукции (работ, услуг) являются основой финансирования уставной деятельности предприятия. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.
Ответственность казенного предприятия
Особенности ответственности казенного предприятия по своим обязательствам на федеральном уровне определяются правилами п. 6 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, согласно которым собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
На такой особый вид субсидиарной ответственности общие нормы о субсидиарной ответственности, предусмотренные ст. 399 ГК РФ, распространяются с закрепленными ст. 113 ГК РФ особенностями.
Основанием для привлечения собственника имущества казенного предприятия к субсидиарной ответственности является не только факт неисполнения основным должником обязательства, но и недостаточность имущества казенного предприятия.
При этом для возложения такого рода субсидиарной ответственности наличие либо отсутствие вины собственника имущества казенного предприятия значения не имеет
Учреждения. Виды и типы учреждений
Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, науки, здравоохранения, культуры и спорта. Примерами таких организаций являются театр, школа, больница.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ (ст. 123.21 ГК РФ).
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В зависимости от формы собственности на имущество, закрепленное за учреждением, выделяются виды учреждений (государственное, муниципальное, частное) (ст. ст. 123.22, 123.23 ГК РФ).
У учреждения может быть только один учредитель, то есть при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В Российской Федерации существуют несколько видов учреждений, которым имущество может быть передано на праве оперативного управления. Такими учреждениями являются:
- автономное учреждение (ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”);
- общественное учреждение (ст. ст. 11, 35 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”);
- бюджетное учреждение (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (ред. от 02.06.2016)).
- частное учреждение (ст. 123.23 ГК РФ).
Выделяются три типа государственных и муниципальных учреждений (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ):
- казенные;
- бюджетные;
- автономные.
Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.
Распоряжение имуществом учреждения
Частное учреждение полностью лишено правомочия распоряжения имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником (п. 1 ст. 298 ГК РФ). Иной правовой режим имеют доходы, полученные частным учреждением от разрешенной учредительными документами хозяйственной деятельности – приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение частного учреждения. Однако это не означает возникновение отдельного вещного права на указанные доходы: они учитываются отдельно, но также являются объектами права оперативного управления частного учреждения.
Автономное учреждение вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, однако, насколько свободно учреждение в осуществлении данного правомочия, зависит от вида (категории) имущества. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом от 3 ноября 2006 г. “Об автономных учреждениях”.
Автономное учреждение также свободно в осуществлении правомочия распоряжения доходами от приносящей доход деятельности, если эта деятельность осуществляется в соответствии с уставом и не противоречит целям, для достижения которых создано учреждение. При этом возможность самостоятельного распоряжения распространяется как на любое движимое, так и на недвижимое имущество, приобретенное за счет указанных выше доходов.
Бюджетное учреждение имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Так же как и в случае с автономным учреждением, условия распоряжения зависят от вида (категории) имущества. Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (ст. 9.2 Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”).
Отличие от автономного учреждения в отношении правомочия распоряжения имуществом в том, что автономное учреждение не может распорядиться только недвижимым имуществом, переданным собственником или приобретенным за счет средств собственника, а бюджетное не вправе распоряжаться недвижимым имуществом, независимо от источника приобретения – средства учредителя или собственные средства.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Для признания движимого имущества особо ценным не требуется, чтобы уставная деятельность при отсутствии указанного имущества была абсолютно невозможной, достаточно наличия оснований предполагать, что она будет существенно затруднена. Недостаток данного критерия – в его оценочном характере, поскольку потребность учреждения в определенном имуществе не всегда очевидна. Однако вероятность возникновения споров минимальна, поскольку решение об отнесении движимого имущества к особо ценному принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным либо бюджетным учреждением или о выделении средств на приобретение такого имущества.
Установление порядка отнесения движимого имущества к особо ценному возложено на Правительство РФ. Он установлен Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества”. Например, для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер стоимости особо ценного движимого имущества устанавливается федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Еще один критерий отнесения движимого имущества к особо ценному – специальный порядок отчуждения, установленный законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Непосредственно законом к данной категории отнесены музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.
Поскольку суть ограничений на распоряжение имуществом автономного либо бюджетного учреждения – в сохранении возможности осуществления уставной деятельности, не может быть отнесено к особо ценному имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного (бюджетного) учреждения. Кроме того, режим особо ценного имущества не может быть распространен на имущество, приобретенное за счет собственных доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности.
Казенные учреждения имеют наименьший объем правомочий. Они не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Все операции такое учреждение осуществляет через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами, однако доходы, полученные от указанной деятельности, должны направляться в соответствующий бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ, ст. 161 БК).