Унитарные предприятия на конкурентных рынках, созданные до 08.01.2020, подлежат ликвидации или реорганизации до 01.01.2025 (ст. 3 ФЗ от 27.12.2019 N 485-ФЗ).
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е. Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е. Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”.
(см. текст в предыдущей редакции)
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;
унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).
3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:
1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;
2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;
3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ)
1. Целью предпринимательской деятельности по российскому законодательству является:
1) удовлетворение общественных потребностей;
2) получение прибыли;
3) производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.
2. Предпринимательская деятельность возможна на базе собственности:
4) государственной, муниципальной и частной.
3. Предшествующей учебной дисциплиной по отношению к предпринимательскому праву является:
1) коммерческое право;
2) гражданское право;
3) хозяйственное право.
4. Предметом правового регулирования предпринимательского права являются:
1) имущественные отношения между субъектами предпринимательской деятельности;
2) имущественные отношения между субъектами предпринимательской деятельности, некоммерческие отношения, связанные с предпринимательскими, отношения по контролю за предпринимательской деятельностью, внутрихозяйственные отношения;
3) имущественные отношения между субъектами предпринимательской деятельности и отношения по контролю за предпринимательской деятельностью.
5. Квалифицирующими признаками предпринимательского права являются:
1) предмет правового регулирования;
2) методы правового регулирования;
3) особый субъектный состав;
4) предмет и методы правового регулирования, особый субъектный состав.
6. Методом правового регулирования предпринимательского права является:
3) гражданско-правовой, административно-правовой и рекомендаций.
7. К числу источников предпринимательского законодательства не относятся:
1) акты бывшего Союза ССР;
2) нормы и принципы международного права, международные договоры СССР и РФ;
3) Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
4) локальные акты.
8. К числу субъектов предпринимательского права не относятся:
1) предприниматели без образования юридического лица;
2) хозяйственные общества;
3) физические лица;
4) финансово-промышленные группы.
9. К числу субъектов предпринимательского права не относятся:
1) коммерческие организации;
2) некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность для достижения уставных задач;
3) союзы и ассоциации коммерческих организаций.
10. Некоммерческая организация:
1) может осуществлять предпринимательскую деятельность;
2) может осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения уставных задач;
3) не может осуществлять предпринимательскую деятельность.
11. Обязательным признаком каждого субъекта предпринимательского права является:
1) наличие имущества в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении;
2) государственная регистрация;
3) наличие лицензии на осуществление предпринимательской деятельности.
12. Порядок государственной регистрации для субъектов предпринимательской деятельности предусмотрен:
2) различный в зависимости от наличия или отсутствия статуса юридического лица;
3) различный в зависимости от наличия или отсутствия статуса юридического лица, а так же особенностей вида осуществляемой предпринимательской деятельности.
13. Государственная регистрация коммерческой организации -юридического лица осуществляется:
1) органами местного самоуправления;
2) органами министерства юстиции;
3) органами Министерства по налогам и сборам РФ.
14. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется:
15. Для коммерческой организации – юридического лица характерно наличие следующего типа хозяйственной компетенции:
16. Государственное и муниципальное предприятие вправе осуществлять следующие виды деятельности:
1) только прямо предусмотренные в их Уставах;
2) любые, не запрещенные действующим законодательством;
3) соответствующие предмету деятельности предприятия, предусмотренному его Уставом.
17. Хозяйственное общество вправе осуществлять следующие виды деятельности:
1) только прямо предусмотренные в его Уставе;
3) соответствующие предмету деятельности, предусмотренному его Уставом.
18. Учредительных документов коммерческой организации является:
1) учредительный договор;
2) договор о создании юридического лица;
4) учредительный договор, либо устав, либо тот и другой вместе.
19. Учредительным договором хозяйственного товарищества как юридического лица является:
2) учредительный договор;
3) учредительный договор и устав.
20. Учредительным договором общества с ограниченной ответственностью как юридического лица является:
21. Учредительным договором акционерного общества как юридического лица является:
22. Учредительным договором предприятия как юридического лица является:
23. Учредительным договором производственного кооператива как юридического лица является:
24. Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации:
1) с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом;
2) основанные на личном трудовом и ином участии членов (участников) и объединении их имущественных паевых взносов;
3) не наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
25. Производственные кооперативы – это коммерческие организации:
26. Предприятия – это коммерческие организации:
27. Филиалы и представительства как структурные подразделения юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность:
1) могут иметь статус юридического лица;
2) не могут иметь статус юридического лица;
3) могут иметь статус юридического лица, если это предусмотрено в положении о них.
28. Товарные, фондовые и валютные биржи:
2) некоммерческие организации;
3) статус определяется в учредительных документах.
29. Критериями отнесения к субъектам малого предпринимательства по российскому законодательству является:
1) численность работающих;
2) численность работающих и состав учредителей;
3) численность работающих, состав учредителей, форма собственности.
30. Финансово-промышленная группа – это совокупность юридических лиц, действующих как:
1) основное и дочерние общества;
2) полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы;
3) основное и дочерние общества, а так же полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора.
31. Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования:
1) являются субъектами предпринимательской деятельности;
2) не являются субъектами предпринимательской деятельности;
3) являются субъектами предпринимательской деятельности при наличии специальной регистрации и лицензий.
32.Правовые формы имущественного обособления основаны:
1) на обязательственных правах;
2) на вещных правах;
3) на всеобщем признании принадлежности имущества конкретному лицу.
33. Уровни имущественного обособления:
1) органов управления, товаропроизводителей, структурных подразделений;
2) юридического лица, структурных подразделений юридического лица;
3) администрация юридического лица, структурные подразделения юридического лица.
34. Имущество как материально-техническая база предпринимательской деятельности и объект имущественного обособления – это:
1) вещи и наличные деньги;
2) вещи, наличные и безналичные денежные средства;
3) вещи, наличные и безналичные денежные средства, нематериальные активы в виде прав требования.
35.Состав имущественных фондов коммерческой организации:
1) производственные фонды, фонды обращения, специальные денежные фонды, уставный капитал, резервный фонд;
2) производственное оборудование, денежные средства на р.с. и в кассе, готовая продукция, товарные запасы;
3) фонд накопления, фонд потребления, резерв сомнительных долгов.
36.Правовой режим имущества формируется на основе норм законодательства:
1) административного, налогового, уголовного;
2) гражданского (предпринимательского), налогового, о бухгалтерском учете;
3) гражданского, административного, о бухгалтерском учете.
37. Правовой формой существования хозяйственных связей служат:
1) предпринимательские договоры;
3) правовые нормы.
38.Родовые признаки договоров, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности:
1) сделка, имеют имущественное содержание;
2) реальный, имеет имущественное или неимущественное содержание;
3) консенсуальный, имеет имущественное или неимущественное содержание;
4) сделка, имеют имущественное содержание или подкреплен имущественной санкцией;
39.Содержание предпринимательских договоров – это:
1) права и обязанности сторон договора;
2) совокупность условий договора;
3) предмет договора, срок действия договора, обязательства сторон и т.п.
40. Предпринимательский договор не считается заключенным без достижения сторонами соглашения по:
1) всем его условия;
2) по существенным условиям;
3) по иным условиям.
41.Порядок заключения предпринимательских договоров установлен:
1) в правовых нормах;
2) в предварительном договоре;
3) в правовых нормах или в предварительном договоре.
42. Принудительное заключение предпринимательского договора возможно:
1) по требованию одной из сторон;
2) в случаях, предусмотренных нормативными актами;
3) при наличии предварительного договора, в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом, иными нормативными актами.
43.Предпринимательский договор должен быть заключен в:
1) в письменной форме, а в случаях предусмотренных законодательством в нотариальной форме и (или) подлежать государственной регистрации;
2) письменной форме;
3) устной форме.
44.Несостоятельности (банкротство) субъекта предпринимательской деятельности – это:
1) признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
2) неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
45.Процедуры несостоятельности (банкротства) реорганизационного характера – это:
1) досудебной санации, внешнее управление и мирового соглашения;
2) конкурсное производство и добровольное объявление о банкротстве В) наблюдение и мировое соглашение.
46.Процедуры несостоятельности (банкротства) ликвидационного характера – это:
47.Центральной фигурой процесса несостоятельности (банкротства) является:
1) арбитражный суд;
4) арбитражные управляющие.
48. К тарифным способам регулирования внешнеэкономической деятельности относится:
1) квотирование и лицензирование;
2) установление таможенных пошлин;
3) валютный контроль.
49. К нетарифным способам регулирования внешнеэкономической деятельности относится:
50.Уровни государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации в условиях рынка:
1) Федерация и субъекты Федерации;
2) Федерация, субъекты федерации, муниципальные образования;
51. Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность – это:
2) плановые задания;
52. К числу правовых форм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность относятся:
1) акты планирования, акты регулирования, акта контроля;
2) нормы и нормативы;
3) акты государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
53. Правовые инструменты государственного нормирования предпринимательской деятельности – это только:
1) нормы и нормативы;
2) нормы, нормативы, лимиты, квоты и т.п.;
3) лимиты и квоты;
54.В отношении каких коммерческих организаций допускается директивное планирования их деятельности:
1) хозяйственных товариществ и обществ;
2) государственных и муниципальных предприятий;
3) государственных предприятий на праве оперативного управления;
4) государственных учреждений.
55. Государственный порядок лицензирования предпринимательской деятельности предусматривает получение лицензий:
1) всеми субъектами предпринимательской деятельности;
2) прямо названными в законе субъектами предпринимательской деятельности;
3) субъектами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности.
56.Организации, занимающей доминирующее положение на рынке, должна обладать долей на рынке определенного товара:
1) свыше 65%;
2) свыше 50%;
3) свыше 35%.
57.Организации, не может занимать доминирующее положение на рынке, обладая долей на рынке определенного товара:
1) менее 65%;
2) менее 50%;
3) менее 35%
58.Правовые формы управления качеством товаров (работ, услуг) являются:
1) стандартизация, обеспечение единства измерений, сертификация;
2) обязательная сертификация;
59. Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги) осуществляется в отношении:
1) субъектов, занимающих особое положение на рынке, например, естественные монополии, и в отношении отдельных видов товаров;
2) субъектов, занимающих особое положение на рынке, например, естественные монополии;
3) в отношении отдельных видов товаров.
60.Приватизации – это:
1) возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
2) безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
3) возмездное или безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
61.К способам приватизации не относиться:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) дарение в собственность физических и (или) юридических лиц.
62. Ответственность коммерческой организации за нарушения условий ведения предпринимательской деятельности имеет место в сфере:
1) управления, за нарушения договорных обязательств, перед собственником имущества (учредителями(участниками), товарищами, акционерами), за нарушения прав работников.
2) уголовной, административной, гражданской.
3) моральной, имущественной.
63.Споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, рассматриваются:
1) арбитражном суде;
2) в административных органах;
3) судах общей юрисдикции.
64. Для защиты своих нарушенных прав предприниматель вправе использовать следующие порядки защиты прав и законных интересов:
1) арбитражный, судебный, третейский, нотариальный, административный;
2) арбитражный и третейский;