-->

Организационно-правовой формы унитарного предприятия и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Принят Государственной Думой                               11 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации                                    30 октября 2002 года

(В редакции федеральных законов от 08. 2003 № 169-ФЗ, от 18. 2006 № 231-ФЗ, от 24. 2007 № 212-ФЗ, от 01. 2007 № 318-ФЗ, от 02. 2010 № 152-ФЗ, от 18. 2011 № 220-ФЗ, от 19. 2011 № 246-ФЗ, от 06. 2011 № 291-ФЗ, от 30. 2011 № 362-ФЗ, от 03. 2012 № 240-ФЗ, от 02. 2013 № 188-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 05. 2014 № 99-ФЗ, от 04. 2014 № 337-ФЗ, от 13. 2015 № 216-ФЗ, от 23. 2015 № 312-ФЗ, от 23. 2016 № 149-ФЗ, от 18. 2017 № 177-ФЗ, от 29. 2017 № 267-ФЗ, от 29. 2017 № 470-ФЗ, от 03. 2018 № 322-ФЗ, от 28. 2018 № 452-ФЗ, от 02. 2019 № 394-ФЗ, от 27. 2019 № 469-ФЗ, от 27. 2019 № 485-ФЗ, от 31. 2020 № 294-ФЗ, от 23. 2020 № 378-ФЗ, от 02. 2021 № 351-ФЗ, от 02. 2021 № 352-ФЗ, от 30. 2021 № 436-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также – унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Росимущество:  550 руб словами и снижением числа 550

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е.Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 318-ФЗ; от 06.11.2011 № 291-ФЗ; от 04.11.2014 № 337-ФЗ; от 13.07.2015 № 216-ФЗ; от 23.11.2015 № 312-ФЗ; от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(Дополнение пунктом – Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона.

Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами с учетом требований, установленных статьей 241 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 267-ФЗ)

Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.

3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения

1. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное государственное предприятие”, “государственное предприятие” или “муниципальное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова “федеральное казенное предприятие”, “казенное предприятие” или “муниципальное казенное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму унитарного предприятия. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

Иные требования к фирменному наименованию унитарного предприятия устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

2. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.

3. Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях

1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья 8. Учреждение унитарного предприятия

1. Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

11. Органы публичной власти федеральной территории осуществляют функции и полномочия учредителя государственных, муниципальных унитарных предприятий от имени Российской Федерации или от имени федеральной территории с учетом положений федерального закона о федеральной территории. (Дополнение пунктом – Федеральный закон от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти или органами публичной власти федеральной территории в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 23.05.2016 № 149-ФЗ)

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, с соблюдением требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации. (Дополнение абзацем – Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 240-ФЗ)

3. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

4. Унитарное предприятие может быть создано в случаях:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ)

41. При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи. Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и принимает по нему реше

Проще говоря, это госкомпания, которая распоряжается каким-то активом — заводом, НИИ, городской транспортной системой и так далее. Собственником имущества выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципалитет.

Имущество предоставляется компании:

  • для хозяйственного ведения (в этом случае образуются ФГУПы (федеральные государственные предприятия), ГУПы (региональные государственные унитарные предприятия) и МУПы (муниципальные унитарные предприятия);
  • оперативного управления (появляются казённые предприятия — федеральные, региональные и муниципальные).

Имущество унитарного предприятия неделимо и не может распределяться по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками этой организации. Поэтому такое предприятие и называется унитарным (от латинского unitas — «единство»).

ФГУП, ГУП или МУП может самостоятельно распоряжаться закреплёнными за ним активами, производимой продукцией и доходами от продажи товаров, выполнения работ или услуг. Казённые предприятия могут это делать только с согласия собственника (в силу ограничений оперативного управления имуществом).

Примеры ФГУПов — «Мосфильм», ВГТРК, «Охрана» Росгвардии; ГУПов — Мосгортранс, Московский метрополитен, Водоканал Санкт-Петербурга; МУПов — Единый расчётно-кассовый центр Уфы, Подольский троллейбус.

Федеральные казённые предприятия — Союзплодоимпорт, Российская государственная цирковая компания; региональные — Ленинградское областное лесное хозяйство», Московская энергетическая дирекция; муниципальные — Тулгорэлектротранс, Жилищно-коммунальное хозяйство Владимира.

Пример употребления на «Секрете»

«В 2016 году ФАС оценила долю государства в российском ВВП в 70% — в два раза больше, чем в 2005-м. С тех пор эта доля практически не снижалась. При этом утроилось количество государственных и муниципальных унитарных предприятий. Их присутствие на локальных рынках создаёт препятствия для честной конкуренции, предупреждала ФАС».

(О том, как в монополии госкомпаний усмотрели угрозу российской экономике.)

Нюансы

Унитарное предприятие несёт ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Помимо активов, переданных компании в управление или хозяйственное ведение, это доходы от деятельности юрлица и прочие не запрещённые законом источники.

Если имущества казённого предприятия недостаточно для покрытия задолженности, по оставшимся обязательствам платит учредитель компании. Само унитарное предприятие не отвечает по долгам собственника.

Предприятие не может без согласования с собственником предоставлять займы, выступать поручителем, получать банковские гарантии, совершать сделки с иными обременениями.

Невозможно создать унитарное предприятие путём объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Факт

Создавать федеральные унитарные предприятия может Правительство России, а региональные и муниципальные предприятия — те, кто уполномочен местными законами, например, мэр города с одобрения городской думы, правительство региона.

Статью проверила

Проще говоря, когда вы планируете открывать бизнес, вам нужно определиться, как он будет оформлен: как ООО, акционерное общество, товарищество, кооператив и т. д. Или, может быть, вы просто откроете ИП? Всё это разные ОПФ.

От выбранной формы зависит способ управления имуществом, права владельцев и состав участников.

Организационно-правовую форму иногда называют формой ведения бизнеса, но она касается и некоммерческих структур (НКО), организаций без прав юридического лица, международных организаций, действующих в России, а также некоторых физических лиц.

Пример употребления на «Секрете»

«Ретейлер “Лента” сменит юрисдикцию с Британских Виргинских островов на Кипр. Решение о “переезде” одобрило подавляющее большинство акционеров. Также меняется организационно-правовая форма компании — она была частной, а станет публичной. На смену названию Lenta Ltd приходит Lenta Plc».

(Из новости 2019 года.)

(Из статьи о том, как разделить бизнес при разводе, чтобы ни один супруг не пострадал.)

Помимо деления на коммерческие и некоммерческие организации (цель деятельности), юрлица в нём классифицируются следующим образом:

  • в зависимости от формы собственности:
  • государственные и частные (негосударственные);
  • по составу учредителей:
  • учредителями которых является государство (унитарные предприятия) / другие юрлица (союзы и ассоциации) и все остальные юрлица;
  • по характеру прав участников:
  • на имущество которых имеют право учредители (государственные и муниципальные предприятия и учреждения) / в отношении которых имеют обязательства участники (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы) / в отношении которых участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц);
  • в зависимости от объёма вещных прав:
  • обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения, казённые предприятия) / обладающие правом хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия, кроме казённых) / обладающие правом собственности на имущество (все другие юрлица).

Практика

В России самые распространённые организационно-правовые формы коммерческих юрлиц — ООО и АО.

ИП не является юридическим лицом, но это ещё одна популярная форма ведения бизнеса, она включена в ОКОПФ.

Оксана Васильева, к. ю. н, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, генеральный директор «Мариокс центра»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *