-->

Об интересе россиян к частным инвестициям и бизнес-литературе

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Главный редактор столичного модного издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов рассказал корреспонденту ТНВ о том, как оставаться интересными в эпоху интернета, зачем книге нужна обложка покруче и самом крупном контентном рынке.

«Интернет есть и бороться с ним бессмысленно, его лишь нужно вовлекать»
– Рамиль, расскажите в каком сейчас положении в эпоху коронавируса находится рынок издательства, книжный рынок?

– Рынок находится в тяжелом положении, потому что ключевые каналы распространения – книжные магазины сейчас закрыты. Торговые центры, где также находилось много книжных магазинов они также закрыты и соответственно нам негде продавать ту часть продукции, которую мы имеем. Определенный канал продаж в интернете у нас существует, но он не перекрывает те потери, которые мы понесли из-за закрытия магазинов. Мы не можем остановиться и отменить все что было. Многие наши заказы на книги были отправлены еще в феврале, в начале марта, когда мы не ожидали такого развития событий. Книги приходят, но девать их некуда, деньги за них нужно будет отдавать в ближайшее время, а денег получить, к сожалению, неоткуда.

Росимущество:  Лучшие программы электронного документооборота. ТОП-10

Наше издательство «Бомбора» входит в крупный холдинг «Эксмо-АСТ», а маленькие издательства в еще более тяжелом положении, чем мы.

С открытием торговых центров и книжных магазинов проблема не решиться, ведь мы понимаем, что после пандемии измениться поведение людей. Возможно, люди будут бояться идти в места большого скопления и все это приведет к тому, что продажи упадут. Из нее вытекает вторая проблема – это кассовые разрывы. Старые книги приходят, и вы уже не можете их отменить и уже сейчас их тяжело продать.

Мы практически весь список путеводителей отменили еще в начале марта, но при этом оставили путеводители по Москве и Петербургу, но даже они сейчас не востребованы. Все люди на майские праздники останутся дома и не факт, что смогут куда-то поехать летом.

– Многие издатели обратились к властям, чтобы внести издателей в перечень предприятий для господдержки, вы также обращались?

– Мы обращались и более того, вчера (интервью было взято 22 апреля) был опубликован список, куда вошел весь холдинг «Эксмо-АСТ». Но пока целенаправленной поддержки нет. Я общаюсь со своими друзьями, в том числе и из Татарстана, которые попали еще в первый список в начале марта и им пока государство ничего не предложило.

– Насколько дистрибуция влияет на обложку книги?

– Безусловно влияет! Но надо понимать, что сейчас дистрибуция сильно изменилась. То, что было хорошо до эпохи коронавируса и то, что сейчас – это две разные вещи. Раньше вы продавали в оффлайне и могли добавить какие-то специальные материалы, которые добавляли эффект, когда вы берете книгу в руки и можете ее полистать, потому что вас привлекла обложка. А в интернете это все, к сожалению, выхолащивается. Люди, которые покупают книги в онлайне – они уже приходят за конкретным продуктом.

– Бывают ли столкновения между коммерческими и редакционными интересами? Как они решаются?

– Мы – издатели, очень зависим от тех людей с кем работаем и кому продаем книги. Рынок не очень большой и каждый человек обладает определенными интересами и, если вы, хоть раз сделаете что-то не так, за вами останется шлейф.

Могу привести пример наших коллег и конкурентов, однажды они выпустили книгу про прививки и то, что они наносят вред. Врачи начали высказывать о том, как можно выпускать такую книгу, которая может быть вредна людям в будущем. Кто-то прочитает книгу и откажется от прививок, подвергнет опасности себя и своих окружающих. После этого часть авторов в дальнейшем отказалась сотрудничать с этим издательством.

Поэтому, если мы понимаем, что тема коммерчески успешная, но она пойдет в разрез с будущим и редакционными интересами, то мы скорее всего от нее откажемся.

– Ваш прогноз, сколько действующих издательств останется после кризиса и кто? Какой у них запас прочности?

– Никто из нас не знает, когда закончится карантин. Даже если он закончится, не начнется ли он через 3 месяца заново?

Я бы сказал так, что свято место пусто не бывает. Даже если какие-то маленькие издательства не смогут пережить коронавирус, кто-то придет на их место.

Крупнейшие издатели такие как «Эксмо-АСТ», «МИФ» (Манн, Иванов и Фербер), «Альпина», «Азбука – Аттикус» и другие – останутся.

Скорее мы все сейчас заложники ситуации с книжными магазинами, если с ними ситуация не разрешится, я боюсь, что даже крупные издательства могут не выжить.

– Почему «Бомбора», откуда появилось название?

– Наша редакция выпускает не художественную литературу, но мы, как я уже отметил, находимся в составе холдинга «Эксмо-АСТ». Мы уже больше 5 лет назад задумались о том, что нашу редакцию нужно назвать по-другому. Для большинства людей «Эксмо» – это издательство художественной литературы. А о том, что мы являемся лидерами не в художественном сегменте для большинства людей, было неожиданностью. Поэтому мы решили придумать нейминг и заимствовали слово «бомбора» – оно из австралийского языка и означает «большая волна». Когда в 70- годах Австралия стала Меккой для серфингистов, то у них появилась мистическая большая волна, которую нужно поймать в своей жизни хотя бы один раз. И мы подумали, что любой читатель приходит в книжном магазин, где перед ним океан книг и он всегда пытается найти ту самую книгу, которая максимально его поднимет и поможет вырасти.

– Как вообще издательствам оставаться интересными в эпоху интернета?

Большинство российских авторов, которых мы издаем – блогеры, имеют свою аудиторию, и в любом случае та интернетная аудитория вовлекается.

Интернет есть и бороться с ним бессмысленно, его лишь нужно вовлекать.

– Сотрудничаете ли с Татарстаном?

– Безусловно мы работаем с Татарстаном и со странами СНГ и даже поставляем книги в дальнее зарубежье. В Татарстане есть две крупные сети «Аист-пресс» и «Дом книги», и большинство наших книг можно найти в этих магазинах.

«Сложность работы издателем – это ловить тренды и понимать что нужно людям»

– Как складывалась ваша карьера издателя? Когда вы стали издателем?

– Я из города Вятские Поляны Кировской области, что находится в 3, 5 часах езды на электричке от Казани. Закончил я КНИТУ им. А.Н. Туполева на маркетолога, в 2006-м году переехал в Москву, а в 2007- попал в издательство «Эксмо», и вот уже 13 лет я в нем работаю. Начинал я с должности аналитика, а в дальнейшем занимался продажами книг. К моменту, когда формировалась наша редакция «Бомбора» я смог ее возглавить, потому что у меня был большой опыт как в продажах книг, так и в ощущении что нужно продавать.

А в школьное время в 6-7 классах, я был самым читающим учеником во всей параллели, но я не думаю, что это настолько сильно сказалось. А вообще на то, что я оказался в книжной отрасли, оказало влияние наличие книг дома и любовь к ним.

– В чем успешность профессии издатель?

– В нашей стране быть издателем достаточно тяжело. Есть издатели газетные и у них задача отображать события, которые происходят здесь и сейчас, а есть издатели книжные, которые работают в более широком диапазоне. У них нет актуальной продукции, которую нужно предлагать на злобу дня, у нас задача предлагать книги, которые будут актуальны как сегодня, так и завтра.

Сложность работы издателем, это как раз в том, чтобы ловить тренды и понимать что нужно людям. А с появлением интернета, появилась возможность больше изучать потребности людей. Нужно уметь правильно интерпретировать события, которые произошли и быть открытым к разным источникам информации.

– Поддерживаете ли отношения с татарами, живущими в Москве?

– У меня есть друзья, которые переехали в Москву, и я поддерживаю с ними отношения.

«Когда люди не могут планировать, они не понимают, что им читать»

Вячеслав Суриков

редактор отдела культура журнала «Эксперт»

5 сентября 2022, 00:00

Главный редактор издательства «Бомбора» — о том, в какую сторону качнулся маятник читательских интересов, и о работе с отечественными авторами

Главный редактор издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов

В первой половине этого года российскому книжному рынку пришлось столкнуться с повышением цен на печать и с отказом от сотрудничества иностранных правообладателей. Изменились предпочтения читателей. Если раньше нон-фикшен был одним из драйверов роста рынка, то сейчас издатели отмечают спад интереса к литературе, опирающейся на реальные события, факты и истории. О том, что в этих условиях предпринимают издатели, «Эксперт» поговорил с главным редактором издательства «Бомбора» Рамилем Фасхутдиновым.

— Что происходит на книжном рынке?

— Все, что происходит сейчас в экономике России, мало чем отличается от того, что происходит в мире. Где-то те или иные процессы протекают чуть дольше, где-то быстрее, но в целом тренды одинаковы. Прошлый год во всем мире и в России был для книжного рынка очень позитивным. Продажи росли так, как не росли последние пять-шесть лет. Итоги первой половины этого года, я думаю, многих удивят. Книжная палата отчиталась о росте тиражей. Большинство издателей отмечают рост продаж до тридцати процентов.

— Как ведут себя читатели?

— Маятник интересов читателей качнулся в сторону художественной литературы. Рынок нон-фикшен в Британии, в Германии, в США и в России снижался весь прошлый год. Возможно, это усталость. Возможно, это связано со сменой поколений. Еще один фактор — в России произошел второй «двадцатый год». Несмотря на то что магазины не закрыты, есть ощущение неопределенности будущего. Особенно это чувствовалось в марте‒апреле. Когда люди не могут планировать, они не понимают, что им читать. Весной было ощущение, что наш покупатель просто поставил жизнь на паузу. Он сказал себе: «Я не знаю, что делать». И вышел покурить. Вернулся ли он? Это вопрос. Я знаю многих людей, которые читали книги по саморазвитию, по психологии, по бизнесу и еженедельно выкладывали по ним обзоры в соцсетях. В конце февраля они написали: «Ничего не хотим читать». И только сейчас они возвращаются к книгам. Кто-то переключается на художественную литературу, потому что она заставляет мозги работать в другом направлении.

Полная версия этого материала доступна только подписчикам

Читать материалы из печатного выпуска журнала в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *