Может ли учреждение вернуть имущество в казну по собственной инициативе?

В повседневной работе бухгалтеры учреждений государственного сектора не так часто сталкиваются с отражением операций по учету имущества казны, в связи с этим часто появляются вопросы по отражению тех или иных хозяйственных операций. Рассмотрим более подробно особенности ведения учета имущества казны и познакомимся с новым стандартом, который вступит в силу в 2023 г.

Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27. 2006 № 152-ФЗ “Закон о персональных данных”).

Необоснованные причины для непринятия имущества в казну.

Как мы уже отмечали, суды не признают правовую позицию органов власти об отсутствии у учреждений права возврата в казну неиспользуемого имущества. То есть норма п. 2 ст. 296 ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Чтобы препятствовать возврату имущества в казну, органы по управлению имуществом приводят разнообразные частные причины, которые суды оценивают как не имеющие правового значения. Приведем эти доводы, поскольку с ними учреждения могут столкнуться в ходе процедуры возврата имущества в казну.

Журнал “Руководитель автономного учреждения” № 6/2019

Управление имуществом предполагает не только его эксплуатацию, но и реализацию при невозможности получить от его использования хотя бы нулевой финансовый результат. Не используемое для выполнения госзадания имущество автономные учреждения содержат за свой счет. Для многих из них избавление от таких объектов – вопрос не только повышения эффективности, но и выживания. Но может ли АУ инициировать возврат неиспользуемого имущества его собственнику? Наделены ли учреждения таким правом? Какие обстоятельства могут затруднить процедуру возврата имущества в казну? Обо всем этом – далее в статье.

Что такое имущество казны

Если в учреждении имеется имущество, которое фактически не принадлежит ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а является собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета, то такое имущество относится к имуществу казны. По данному имуществу все решения принимаются субъектами РФ или муниципалитетами.

В 2008 г. в послании президента Российской Федерации от 23 июня «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» были определены требования о необходимости обеспечить учет имущества казны в полном объеме. В этом же году, Приказом Минфина России от 30. 2008 г. №148н для учета имущества казны был разработан отдельно специализированный счет 108. 00 «Нефинансовые активы имущества казны», учет на котором ведется в разрезе материальных и нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.

Общая характеристика Росимущества

Росимущество находится в структуре Министерства экономического развития. Именно этот орган занимается непосредственным управлением государственной собственностью. Структура работает в области земельных правоотношений. Она реализует свои полномочия по предоставлению государственных услуг.

Росимущество призвано управлять государственной собственностью, осуществлять анализ приватизационных процессов, исследовать маркетинговые, научно-технические и социологические аспекты. На основе полученных данных должны вноситься предложения по модернизации существующих экономических механизмов и методов.

Росимущество обязано рассматривать проблему модернизации государственных акционерных обществ. Должны разрабатываться программы по проведению земельных реформ. Необходимо также составлять нормативные акты, связанные с вопросами владения, распоряжения, учета, приватизации и контроля над федеральной собственностью.

Дополнительные основания для передачи в казну.

В то время как в отношении собственника дополнительные издержки по содержанию имущества суды не принимают во внимание как препятствующие исполнению обязанностей собственника, несение расходов со стороны балансодержателей выступает дополнительным доводом для изъятия имущества в казну. В частности, суды признавали основанием для возврата имущества в казну его неиспользование по назначению в соответствии с целями деятельности учреждения при одновременном возложении имущественного обременения в виде обязанности по содержанию имущества и уплате налога (постановления АС УО от 25. 2018 по делу № А76-40390/2017, от 29. 2017 по делу № А76-30632/2016, от 25. 2017 по делу № А76-30634/2016, от 14. 2017 по делу № А76-30631/2016, от 14. 2017 № Ф09-4722/17 по делу № А76-30629/2016, от 22. 2017 № Ф09-2479/17 по делу № А76-20257/2016, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03. 2017 по делу № А13-12753/2016).

Если распоряжение имуществом противоречит целям деятельности учреждения, имущество подлежит изъятию в казну. Это подтверждено на высшем уровне (Определение ВС РФ от 28. 2017 № 306-КГ17-4810 по делу № А12-22041/2016) – на примере библиотеки, владеющей частью жилого дома.

Почему Счетная палата раскритиковала управление и учет госактивов

В части учетной политики идут работы по развитию Единой системы управления государственным имуществом и интеграции ее данных с системами бюджетного учета (в частности — для обмена сведениями с Федеральным казначейством при передаче ему сайта торгов госимуществом). Меры должны обеспечить учет имущества с момента его выявления до реализации на торгах и поступления средств от приватизации в бюджет.

Пока же у государства нет полной и достоверной информации о принадлежащем ему имуществе.

Присутствовавший вчера на заседании аудитор Счетной палаты (СП) Андрей Батуркин отметил, что по итогам 2019 года госаудиторы после проведенной Росимуществом инвентаризации выявили 18 тыс. объектов, которые не состоят в реестре ведомства. «Учет — это базис для построения эффективной системы управления госимуществом»,— констатировал господин Батуркин. Он предложил по итогам инвентаризации передать ряд объектов в регионы для вовлечения в оборот и эффективного управления. Впрочем, в Росимуществе отмечают, что прибыльные активы и сейчас вовлечены в оборот, принимать же неликвидные регионы не заинтересованы.

До наведения порядка в учете Росимущество не планирует расширения приватизации, однако после инвентаризации объектов ведомству, вероятно, предстоит кратно увеличить объемы списания неликвидных активов по аналогии с объектами незавершенного строительства. Пока же число неликвидных объектов продолжает расти, свидетельствуют данные агентства.

Причины отказа органов власти от изъятия имущества в казну.

Причина отказа Судебные акты Нет потребности в имуществе со стороны других потенциальных балансодержателей Постановление АС ВВО от 26. 2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018; Определение ВС РФ от 14. 2015 № 307-КГ15-15650 по делу № А42-8275/2014 Неудовлетворительное состояние имущества Постановления АС ПО: – от 25. 2017 № Ф06-22449/2017 по делу № А49-5902/2016; – от 07. 2017 № Ф06-21273/2017 по делу № А49-10935/2016 Передача имущества в казну может лишить учреждение возможности осуществлять свою деятельность Постановления АС УО: – от 25. 2019 № Ф09-8767/18 по делу № А60-17625/2018; – от 25. 2018 № Ф09-6735/18 по делу № А76-40390/2017; – от 29. 2017 № Ф09-6719/17 по делу № А76-30632/2016; – от 25. 2017 № Ф09-4838/17 по делу № А76-30634/2016; – от 14. 2017 № Ф09-4721/17 по делу № А76-30631/2016 Безусловным основанием для обязания собственника осуществить принятие излишнего имущества в казну являются лишь негативные последствия для учреждения при сохранении имущества в оперативном управлении Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27. 2017 по делу № А43-8239/2017 Отсутствие перераспределения остатка бюджетных средств, выделенных учреждению на содержание объекта недвижимости Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26. 2016 по делу № А13-10931/2016 Отсутствие согласования с собственником имущества отказа учреждения от права оперативного управления на спорный объект Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05. 2015 по делу № А13-15096/2014 Отсутствие зарегистрированного права оперативного управления Постановление АС УО от 25. 2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016 Предложение альтернативы изъятию имущества: списание или передача в аренду (безвозмездное пользование) Постановление АС ВВО от 13. 2017 № Ф01-4748/2017 по делу № А29-778/2017 Признание нецелесообразным несения затрат по содержанию и надлежащей эксплуатации имущества со стороны органа, осуществляющего полномочия собственника имущества Постановление АС ПО от 25. 2017 № Ф06-22449/2017 по делу № А49-5902/2016

Ни одна из названных причин не была расценена судом как барьер для возврата имущества в казну.

Право оперативного управления.

Подавляющая часть имущества автономных учреждений принадлежит им на праве оперативного управления. То есть АУ владеют, пользуются имуществом, а также распоряжаются им с согласия его собственника (учредителя учреждения).

Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за АУ либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на такое приобретение. Имуществом, изъятым у АУ, собственник распоряжается по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).

Отказ от права оперативного управления.

В силу п. 3 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника. Порядок отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен ст. 53 ЗК РФ.

Норма ГК РФ, наделяющая собственника правом изъятия имущества, одновременно создает для него обязанность принять имущество. Учреждение вправе вернуть неиспользуемый объект в казну.

Неоднократно участвуя в судебных процессах, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом трактовало ст. 296 и 299 ГК РФ как наделяющие собственника исключительно правом изъятия имущества, а не обязанностью принять его. То есть, по мнению Росимущества, у учреждений отсутствуют полномочия по возврату имущества в казну. В отношении судебных органов ведомство придерживалось позиции, что они не вправе вмешиваться в полномочия собственника и принимать судебный акт, обязывающий собственника вынести ненормативный акт об изъятии имущества из оперативного управления (постановления АС ВВО от 26. 2019 № Ф01-7204/2018 по делу № А43-12391/2018, от 18. 2017 № Ф01-5582/2017 по делу № А43-8239/2017, АС УО от 25. 2017 № Ф09-1744/17 по делу № А50-17801/2016). Однако подобное толкование гражданского законодательства основано на неправильном понимании сути правоотношений собственности.

Согласно ст. 296 ГК РФ за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями деятельности и назначением этого имущества. Как уже отмечалось, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением, может быть изъято собственником на основании п. 2 ст. 296. При этом процедура и сроки изъятия имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, действующим федеральным законодательством не регламентированы.

Возврат имущества в казну по инициативе учреждения фактически означает отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, в отношении которого имеется решение собственника о его закреплении за учреждением. При прекращении права оперативного управления на имущество последнее продолжает находиться в собственности, то есть утраты каких-либо прав собственника не происходит.

Роль органов по управлению имуществом в процедуре возврата.

Такими органами выступают Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, уполномоченный орган по управлению государственным имуществом субъекта РФ (например, департамент по управлению имуществом области), орган местного самоуправления, наделенный полномочиями в сфере управления муниципальным имуществом (например, комитет по управлению имуществом городского округа).

Исходя из переданных им полномочий Росимущество и иные органы по управлению имуществом обладают специальной правоспособностью, их деятельность направлена на реализацию целей и задач, установленных законодательством, в частности на обеспечение эффективного управления государственным имуществом. В связи с этим предоставленное законом право изъятия не используемого учреждением имущества является одновременно обязанностью органа по управлению имуществом (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03. 2017 по делу № А13-12753/2016).

Понятие федеральной собственности

Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы органов управления государственной собственностью. Органы государственной (муниципальной) власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое находится в их собственности.

Для начала следует рассмотреть само понятие федеральной государственной собственности. Это имущество, а также совокупность продуктов и средств производства, которые полностью или частично принадлежат государству. Подобное право закреплено в статье 214 российского Гражданского кодекса.

Вот что относится к имуществу федерального характера: оборонное производство и его объекты; автомобильные дороги и организации, их обслуживающие; объекты народного хозяйства; вооруженные силы и войсковое имущество; природные ресурсы и богатства страны, объекты культурного наследия. К ведению муниципальной собственности относится имущество регионов. Имущество регионального характера не входит в состав федерального.

Государственная собственность в стране выступает в двух формах: федеральная и муниципальная собственность. Федеральная собственность – это то, чем владеет непосредственно страна в лице уполномоченных органов, экономические ресурсы, без которых немыслимо существование страны как объекта макроэкономики.

Федеральными ресурсами нужно эффективно управлять, они также, как и другие виды ресурсов, могут быть изъяты при наличии веских законных оснований.

Федеральная собственность принадлежит государственным органам власти, региональная – органам субъектов, муниципальная – местным властям. Принадлежность в данном случае означает лишь процесс управления. Фактически же государственная собственность, будь то федеральная или муниципальная, принадлежит народу, проживающему в тех или иных областях или населенном пункте.

Росимущество в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

– анализирует процессы, связанные с приватизацией, управлением и распоряжением государственной собственностью, проводит в этих целях научно-технические, маркетинговые, социологические и иные исследования и на основе полученных данных разрабатывает предложения по совершенствованию механизмов и экономических методов реформирования земельных и имущественных отношений;

– рассматривает вопросы оптимизации количества находящихся в федеральной собственности акции акционерных обществ в целях обеспечения проведения государственной политики и сохранения механизмов управления в соответствующих отраслях экономики;

– анализирует показатели эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики в целях оптимизации количества таких предприятий и повышения их конкурентоспособности;

– обобщает предложения по вопросам совершенствования процессов управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью;

– разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ предложения по управлению земельными ресурсами и проведению земельной реформы;

– осуществляет от имени РФ в установленном порядке управление и распоряжение федеральным имуществом, включая земельные ресурсы, кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других органов, в том числе управление и распоряжение находящимися в федеральной собственности акциями (долями) акционерных обществ (хозяйственных обществ), осуществляющих банковскую, инвестиционную, страховую и иную деятельность;

– разрабатывает проекты федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием государственного имущества;

Управление федеральной собственностью

Кто управляет федеральной собственностью в РФ? Работа с государственным имуществом относится к ведению властных структур. Российское законодательство закрепляет целую систему институтов и органов власти, которые обязаны распоряжаться и владеть государственным имуществом.

На федеральном уровне существует несколько государственных органов, распределенных по трем властным группам: законодательной, судебной и исполнительной. Между всеми органами существуют тесные юридические связи. Над всеми органами власти находится глава государства – президент РФ. Именно президенту отводится главная роль в управлении государственной собственностью. Он издает распоряжения и указы, на основании которых и работают все остальные органы власти.

Правительство, как основной исполнительный орган власти, осуществляет управление федеральной собственностью при помощи своих министерств. Законодательный орган, Парламент, издает лишь нормативные акты, касающиеся управления государственным имуществом. Судебные инстанции контролируют имущество, а в случае нарушений – судят виновных лиц. Далее будет рассказано про исполнительные министерства.

Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. Законодательство РФ определяет уполномоченные институты, порядок и условия распоряжения владения имуществом. Далее детально рассмотрим, кто осуществляет управление собственностью на федеральном уровне.

На федеральном уровне действуют разные органы власти, между которыми установлены тесные взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия всех институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.

Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Высший орган власти – правительство, которое наделено необходимыми полномочиями Конституцией и ФЗ. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.

В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Особым статусом наделено Министерство экономического развития, а также Федеральное агентство по управлению собственностью. Этот институт решает множество задач, таких как поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, оценка регулирующего действия, развитие экономики регионов и т.

Субъекты управления федеральной собственностью

Управление федеральной собственностью осуществляют самостоятельные субъекты гражданских правоотношений – государственные предприятия (ст. 113, 114, 115 ГК РФ) и государственные учреждения (ст. 120 ГК РФ). Они владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними государственным имуществом в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с правом оперативного управления и правом хозяйственного ведения (гл. 19 ГК РФ).

Субъектами управления распределенного государственного имущества будут те юридические лица, за кᴏᴛᴏᴩыми закреплено данное имущество. При этом, поскольку право хозяйственного ведения и право оперативного управления ϶ᴛᴏ ограниченные вещные права, собственник (в лице государства) сохраняет за собой достаточно широкие права в отношении управления имуществом, закрепленным на данных вещных правах за юридическими лицами. В частности, для отчуждения, сдачи в аренду, залога имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, а также для внесения его в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ предприятие должно получить согласие собственника ϶ᴛᴏго имущества – т. государства (ст. 295 ГК РФ).

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с действующим российским законодательством от имени собственника согласие на отчуждение, сдачу в аренду, залог, внесение в уставный капитал иного юридического лица федерального имущества, закрепленного за федеральными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения, дает Министерство государственного имущества Российской Федерации

Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). По϶ᴛᴏму именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-правовыми образованиями (для участия в гражданских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внутренних займов или предоставлении кредитов, а также ври предъявлении к государственным или муниципальным образованиям имущественных требований (исков), в т. в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений (ст. 107 ГК).

Что касается иного находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы. Так, создание, реорганизация и ликвидация государственных унитарных предприятий, в т. наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляется министерствами и ведомствами либо комитетами по управлению государственным имуществом. Последние принимают решения об отчуждении недвижимого государственного имущества в виде имущественных комплексов, зданий и сооружений в порядке приватизации, а также об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенными предприятиями либо за государственными учреждениями, и распоряжаются им от имени учредителя-собственника (п. 2 ст. 296 ГК).

Объекты федеральной собственности

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ. К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся:

  • недра,
  • лесной фонд,
  • водные ресурсы,
  • ресурсы континентального шельфа,
  • территориальных вод и морской экономической зоны,
  • движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения,
  • предприятия по изготовлению государственных знаков,
  • железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов,
  • ядерного оружия и другое имущество.

Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота

Структура Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

Основные полномочия в Росимуществе играет Центральный аппарат. В его состав входят начальники и заместители министерства – так называемое руководство. У каждого руководителя должны быть помощники, входящие в совещательную группу. Сам Центральный аппарат занимается управлением структурными подразделениями.

На какие управления делятся структурные подразделения? Это земельные фонды, в ведении которых находится управление и контроль за федеральной земельной собственностью, это правовое управление, правоохранительные и финансовые ведомства, информационные структуры, материально-технические инстанции и т.

Таким образом, ответ на вопрос о том, кто управляет федеральной собственностью в РФ, довольно прост: это все государственные властные органы, особую роль среди которых играет ЦК Росимущества.

Компетенция Росимущества

Рассматриваемое федеральное агентство имеет ряд региональных подразделений. Все они сформированы Росимуществом для удобства управления любым муниципальным образованием. При этом функции как у федеральной инстанции, так и у территориальных подразделений, одинаковые.

Вот, что здесь следует выделить: формирование, ведение и модернизация реестра материальных ценностей, которые находятся в конкретных регионах; организация и контроль приватизационной программы; оформление акционерных сертификатов и передача их Росимуществу; изъятие госимущества, переданного в оперативное управление; учет арендных договоров; предоставление согласия на пользование объектами, которые находятся в хозяйственном ведении; назначение и проведение ревизионных и инвентаризационных проверок; проведение экспертных работ по оцениванию федеральной собственности.

Таким образом, Росимущество обладает громадным количеством полномочий в отношении общегосударственного имущества.

К функциям территориальных агентств по управлению федеральной собственности относятся следующее:

Территориальные подразделения

Данная структура сформирована Росимуществом согласно действующему закону. Территориальные подразделения входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Она создается в конкретном муниципальном образовании по утвержденной схеме, приказом Росимущества. Все территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение в период осуществления своих функций контролирует:

Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.

Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.

Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.

Учет арендных договоров федеральной собственности.

Согласование сдачи в пользование объектов, которые находятся в хозяйственном ведении.

Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Данная структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.

Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.

Полномочия Росимущества в области работы с собственностью

В 2008 году правительством было принято специальное постановление, в котором закреплялись основные обязанности и полномочия органов управления государственной федеральной собственностью. Росимущество занимается закупкой товаров, услуг и работ для обеспечения федеральных и региональных нужд. Действует орган в строгом соответствии с нормами закона. Рассматриваемое министерство обладает статусом собственника в отношении имущества федерального уровня. Подобный статус необходим для исполнения функций федеральных органов. Работа с имуществом, связанным с государственными акциями, долями, хозяйственными объектами, уставными капиталами и многим другим, также относится к ведению Министерства по управлению общегосударственной собственностью. Стоит также отметить, что рассматриваемый орган может выступать и в качестве продавца. Необходимо это, как правило, для приватизации государственного имущества. Собственность, готовая к приватизации, может быть получена разными способами. Закон, например, говорит об ее изъятии в ходе судопроизводства. Спиртосодержащая продукция и табак подлежат отдельному государственному регулированию – по акцизной политике и в соответствии с отдельным федеральным законом.

Право федеральной собственности

Дабы понять, что именно представляет собой право на федеральную собственность, следует обратиться к статье 214 Гражданского российского кодекса. Именно в этой норме закона сообщается, что в федеральной собственности находятся земли, природные ресурсы, а также отдельные виды имущества, расположенные в регионах Российской Федерации. Речь идет о краях, автономных округах и областях, республиках и городах федерального значения.

Имущество, которое находится в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями и предприятиями во владение, распоряжение и пользование. Средства от федерального имущества составляют государственную казну России.

Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ и в процессе реализации поставленных задач взаимодействует с другими структурами по двум направлениям. В первом случае инициатива исходит от правительства, а во втором – от исполнительной власти на местах.

Как видно, управление федеральной собственностью представляет собой сложную структуру взаимодействия разных государственных инстанций. Каждая из них должна выполнять свои задачи. Если Президент и Правительство осуществляют управление федеральной собственностью путем координирования функционирования нижестоящих органов, то эти структуры решают конкретные задачи в рамках возложенных на них полномочий.

Как казначейство сверит бухгалтерию заказчиков и поставщиков

Напомним, что ранее в казначействе планировали сократить численность чиновников, в том числе за счет консолидации в ведомстве бухгалтерских функций министерств и ведомств (см. “Ъ” от 20 марта и 25 октября 2019 года). Хотя пилотные проекты в 14 министерствах выявили сопротивление оптимизации — некоторые ведомства продолжили дублировать казначейский учет,— эксперимент позволил добиться финансовой дисциплины ведомств и повысить прозрачность их деятельности. Отметим, что на те же цели направлены инициативы Минфина по созданию системы казначейских платежей — переводу на сторону казначейства всех бюджетных трансакций, совершаемых между ведомствами (см. “Ъ” от 5 июля 2019 года), а также интеграция Единой информационной системы в сфере госзакупок с централизованной бухгалтерией казначейства и бухгалтериями заказчиков и поставщиков при работе с госзаказом (см. “Ъ” от 20 декабря 2019 года).

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом(Росимущество)
с 27. 2021 по 15. 2022 года Росимущество является участником эксперимента по по апробации инструментов, обеспечивающих внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении

с 02. 2021 Росимущество является продавцом вещественных доказательств, изъятых вещей

с 01. 2021 по 31. 2021 Росимущество является участником эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости

с 01. 2020 по 31. 2022 Росимущество является участником эксперимента по по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе Российской Федерации “ГосТех”

с 21. 2020 руководство деятельностью Росимущества осуществляет Минфин России

с 30. 2019 Росимущество является участником эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, ЦИК России и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу, а также по обеспечению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов автоматизированными рабочими местами и программным обеспечением

с 13. 2017 Росимущество организует уничтожение предметов, являющихся вещественными доказательствами, уничтожение которых предусмотрено пунктами 6 и 8 части второй статьи 82 УПК РФ

с 18. 2015 Росимущество осуществляет учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества в отношении находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени РФ осуществляет Росимущество или иной федеральный орган исполнительной власти либо государственная корпорация. Росимущество (его территориальные органы) осуществляет учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, в отношении:имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах;имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну РФ, расположенного за рубежом;федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах РФ, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов)

с 13. 2015 Росимущество выступает продавцом имущества, обращенного в собственность государства, задержанных таможенными органами товаров

с 21. 2015 Росимущество осуществляет полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 33 Федерального закона “О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предназначенных для размещения объектов инфраструктуры федерального значения

с 30. 2014 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений об установлении сервитутов в отношении земельных участков, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для размещения и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры, финансирование строительства и (или) реконструкции которых в целях подготовки и проведения в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. , Кубка конфедераций FIFA 2017 г. предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц

с 18. 2014 Росимущество осуществляет функции и полномочия собственника имущества организаций, находившихся в ведении Российской академии художеств

с 01. 2014 Росимущество осуществляет функции и полномочия собственника имущества организаций, находившихся в ведении Российской академии архитектуры и строительных наук

с 08. 2014 Росимущество осуществляет функции и полномочия собственника имущества организаций, находившихся в ведении Российской академии образования

с 31. 2013 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже

с 06. 2012 Росимущество (его территориальные органы):осуществляет реализацию предметов, являющихся вещественными доказательствами, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться до окончания уголовного дела или при уголовном деле, в том числе больших партий товаров, имущества, подвергающегося быстрому моральному старению, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, а также скоропортящихся товаров и продукции;организует уничтожение предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено, а именно скоропортящихся товаров и продукции, если такие товары и продукция пришли в негодность, предметов, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды

с 10. 2012 Росимущество, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, осуществляет передачу в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Минфином России, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами, находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений

с 10. 2011 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о передаче религиозным организациям федерального имущества религиозного назначения, а также федерального имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30. 2010 N 327-ФЗ “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”

с 04. 2010 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять:формирование, утверждение, ведение (в том числе ежегодное дополнение) и обязательное опубликование перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предусмотренного частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24. 2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, в целях предоставления федерального имущества во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;предоставление в установленном порядке движимого и недвижимого федерального имущества (за исключением земельных участков), включенного в перечень, во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. с 31. 2010 Росимущество, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, осуществляет передачу во владение и (или) в пользование в установленном порядке находящихся в федеральной собственности административных зданий, сооружений и нежилых помещений

с 25. 2010 Росимущество в случае конвертации РФ принадлежащих ей привилегированных акций банка, размещенных в рамках процедуры повышения капитализации, в обыкновенные акции банка осуществляет права акционера по этим обыкновенным акциям

13. 2008 образовано Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) из преобразованного Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество). На Росимущество возложены функции ликвидированного специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ “Российский фонд федерального имущества”:- по организации продажи приватизируемого федерального имущества;- реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество;- функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ

Новый стандарт

Новый стандарт, вступающий в силу в 2023 г. , полностью раскрывает понятие учета имущества казны и определяем корректность отражения хозяйственных операций в учете.

Основная цель нового стандарта заключается в том, чтобы обеспечить своевременность и оперативное отражение хозяйственных операций, проведение анализа использования имущества, а также возможность контролировать сохранность и использование имущества по целевому назначению.

Стандарт «Государственная (муниципальная) казна» четко выделяет группы объектов имущества, которые следует относить к казне. Согласно п. 6, определены следующие группы:

  • недвижимое имущество, составляющее казну;
  • движимое имущество, составляющее казну;
  • ценности государственных фондов России;
  • нематериальные активы, составляющие казну;
  • непроизведенные активы, составляющие казну;
  • материальные запасы, составляющие казну;
  • прочие активы имущества казны;
  • нефинансовые активы, составляющие казну в концессии.

Также, для облегчения понимания что относится к имуществу казны, а что нет, в стандарте выделен перечень объектов, на которые правила Стандарта не распространяются. К ним относятся: биологические активы, объекты библиотечного фонда, финансовые инструменты, объекты незавершенного производства и активы культурного наследия.

Новым Стандартом утверждено, что учет имущества казны должен вестись в стоимостном выражении с указанием реестрового номера в реестре государственного (муниципального) имущества. Учет по соответствующему счету ведется в разрезе объектов имущества казны, идентификационных номеров объектов (реестровых номеров).

Порядок ведения аналитического учета имущества казны должен быть установлен документом учетной политики органа государственной (муниципальной) власти, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении публичного имущества:

  • в части федерального имущества – документом учетной политики Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимуществом);
  • в части имущества субъектов Российской Федерации, имущества муниципалитетов – документом учетной политики соответствующих комитетов, департаментов, отделов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации или администрациями муниципалитетов.

Как и прежде, финансовым органом устанавливает отчетная дата, на которую должны быть отражены в учете все операции с объектами имущества казны, только новым стандартом определено, что на каждую такую отчетную дату, все объекты имущества казны должны быть отражены по своей балансовой стоимости в отношении вышеописанных групп.

Признание и оценка имущества казны

Все объекты имущества казны должны быть отражены в учете по первоначальной стоимости. При условии отражения объектов имущества казны, которые были вновь выстроенные (созданные или приобретенные), первоначальная стоимость равна сумме фактических затрат на их приобретение, создание, изготовление. Земельные участки должны быть отражены в составе имущества казны по их кадастровой стоимости.

Объекты, которые предназначены для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, признают по справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен (п. 16 Стандарта). Результат уценки (дооценки) до справедливой стоимости отражают в учете и раскрывают в бюджетной отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.

Обратите внимание: согласно переходным положениям Стандарта, имущество, подлежащее отражению на соответствующих балансовых счетах и ранее не признававшимся таким, а также имущество казны, отраженное на забалансовых счетах, должно быть с 2023 года признано в учете на соответствующих счетах по его первоначальной стоимости. При необходимости может быть проведена реклассификация, т. перевод объекта из одной группы в другую, без изменения стоимости, или переоценка имущества.

Амортизация объектов имущества казны

Начисление амортизации на объекты имущества казны зависит от того, было ли данное обязательство закреплено нормативно-правовым актом финансового органа. При отсутствии данного обязательства, начисление амортизации не осуществляется.

Расчет и единовременное начисление амортизации на объекты имущества казны за период нахождения их в составе нефинансовых активов при вовлечении их в хозяйственный оборот (передача объектов казны в аренду, безвозмездное пользование, постоянное пользование или оперативное управление).

По объектам, которые были включены в состав имущества казны после прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения, сумма амортизации, начисленная последним правообладателем, должна быть принята к учету в общей сумме.

Начисления амортизации, в случаях, когда имущество казны находится в концессии, осуществляется уполномоченным субъектом в соответствии с положениями федерального стандарта «Концессионные соглашения».

Прекращение признания активов имущества казны

Признание нефинансовых активов в составе имущества казны может быть прекращено по нескольким объективным причинам, которые нам всем знакомы, а именно, принятие решения о списании данного объекта с учета, передача на договорных условиях объекта, передача в другое учреждение на основании безвозмездного пользования, передача в результате реализации (приватизация, продажа или обмен), а также в случаях хищения, порчи, потерь или уничтожения имущества.

Балансовая стоимость имущества казны при реализации, относится на уменьшение доходов того периода, в котором данная хозяйственная операция была проведена. Доходы и расходы от таких операций отражаются в учете развернуто.

Выбытие нефинансовых активов оформляется в составе расходов текущего года в случаях естественной убыли актива, как чрезвычайный расход текущего года – в результате стихийных бедствий или катаклизм, а вот в случаях кражи, потерь или уничтожение – из балансовая стоимость относится на уменьшение доходов от операции с активами. При обнаружении виновного лица, возмещение ущерба учитывается по справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен.

Согласно п. 30 Стандарта при выбытии нефинансовых активов имущества казны в части драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, или нефинансовых активов имущества казны, которые не имеют аналогов, их стоимость оценивается по стоимости каждой единицы на дату совершения операции с активом.

Отражение в бюджетной отчетности

При раскрытии информации об имуществе казны в бюджетной отчетности во внимании берутся следующие пункты:

  • Методы определения сроков полезного использования;
  • Балансовая стоимость и накопленная амортизация;
  • Методы начисления амортизации;
  • Сверка остаточной стоимости на начало и конец периода.

Данную информацию отражает учредитель управления государственным (муниципальным) имуществом на основании пердоставленных данных от доверительного управляющего.

Список литературы

Основы корпоративного управления:учебник/ М. Шуклина. – М. :Университет «Университет», 2019. -314с. (Университетская серия).

Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса / Под ред. Косоруковой. – М. : Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2016. – 904 с. (Университетская серия).

Федеральный закон от 05. 2013 N 41-ФЗ (ред. от 29. 2019) “О Счетной палате Российской Федерации”. Статья 22. Контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления федеральной собственностью.

Постановление Правительства РФ от 05. 2008 N 432 (ред. от 12. 2020) “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом”.

  • Риски и мотивация членов Общества.
  • Виды рисков и способы оценки риска
  • Как настроиться на рабочий лад. Обзор эффективных техник самомотивации (Основная часть)
  • Государственное регулирование финансов предприятий.
  • Историческая последовательность становления проектного управления (Суть проектного менеджмента и его основные цели.)
  • Характеристика основных фондов предприятия.
  • Оформление печатной дизайнерской продукции с учетом соблюдения СИБИДов и технических показателей к используемым полиграфическим материалам (Общие положения национальной системы стандартов )
  • Полиграфическая база и «Новые технологические возможности» в исполнении дизайнерской продукции (Общие положения национальной системы стандартов )
  • Общественные блага в современной экономике России (Понятие, сущность, классификация общественных благ)
  • Эмпирические исследования свойств внимания (Что такое внимание)
  • Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности (Понятие налоговой обязанности)
  • Что такое “ местное самоуправление”?

Заключение.

Как показывает судебная практика, проблема с возвратом имущества в казну существует: государственные органы препятствуют этому процессу. Обычно судебным тяжбам предшествуют неоднократные попытки учреждений передать неиспользуемое имущество иным структурам в оперативное управление или пользование. И лишь длительное непринятие имущества в казну служит основанием для подачи иска в арбитражный суд (постановления АС УО от 25. 2017 по делу № А76-30634/2016, от 14. 2017 по делу № А76-30631/2016).

Причины судебных споров имеют чисто экономический характер: неиспользуемое имущество, как правило, ничего, кроме расходов, не приносит. Этим объясняется стремление и собственника, и балансодержателя переложить бремя расходов на другое лицо. Но в отличие от собственника учреждение, имеющее имущество в оперативном управлении, вправе отказаться от вещных прав без поиска нового лица, готового принять это имущество на свой баланс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.