Мишустин утвердил методику расчета KPI для госкорпораций

29 декабря 2020, 14:11 /

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил методические рекомендации по ключевым показателям эффективности (КПЭ) для госкорпораций и институтов развития.

«Утвердить прилагаемые методические рекомендации по формированию и применению ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и отдельных некоммерческих организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава», — говорится в распоряжении правительства, опубликованном на сайте кабмина.

Теперь работу госкорпораций и институтов развития будут оценивать по КПЭ, от их достижения также будет зависеть уровень вознаграждения топ-менеджеров. Показатели разделят на две группы – финансовые, характеризующие прибыльность организации, и отраслевые, связанные с национальными целями развития. «Общее количество показателей ограничивается десятью, а удельный вес каждого должен составлять не менее 5% (10 показателей – 100%)», – объяснили в пресс-службе правительства.

Ранее, 23 ноября, Мишустин объявил о реформировании системы институтов развития. После реорганизации их деятельность должна быть синхронизирована с достижением национальных целей развития, которые определил президент, и с национальными проектами. Планируется, что процесс будет длиться с 1 января по 1 апреля следующего года и в ходе него штат сотрудников федеральных органов должен сократиться на 5%, территориальных органов — на 10%.

Популярное

СИСТЕМА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ИМУЩЕСТВОМ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ Петров Д.И.

Петров Дмитрий Игоревич – аспирант, кафедра корпоративного управления, экономический факультет, Департамент корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье описаны механизмы и принципы осуществления акционерного контроля Российской Федерации за госкомпаниями через механизм внедрения ключевых показателей эффективности. Выделены особенности взаимодействия менеджмента компании и государства в вопросах реализации стратегических задач и системы вознаграждения. Представленный анализ помогает понять механизм контроля и реализации прав собственности Российской Федерации посредством системы ключевых показателей эффективности. Результаты анализа могут быть использованы для понимания взаимодействия государства и госкомпаний и повышения открытости информации о вознаграждениях менеджмента компаний.

Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, государственная собственность, долгосрочная программа развития, система мотивации менеджмента, госкомпания.

В Российской Федерации государственная собственность играет значительную роль в экономике. Госкомпании во многом задают правила игры в различных отраслях экономики. Оттого очень важно обеспечить эффективное управление активами. Являясь ключевыми игроками на рынках, госкомпании должны иметь широкий горизонт планирования своей деятельности. Стабильного устойчивого развития госкомпаний можно добиться путем выстраивания системы акционерного контроля, позволяющего в долгосрочном периоде показать устойчивое развитие.

Для контроля государство как акционер проводит процедуру избрания совета директоров и независимых экспертов для контроля над компанией. Для эффективной работы совета директоров государство инициирует внедрение ключевых показателей эффективности, на которых базируется выплата вознаграждений членам совета директоров, ревизионной комиссии, а также менеджменту компании.

Для обеспечения стратегического планирования, формирования долгосрочных целей и задач, создания вектора развития внедряются системы ключевых показателей эффективности и долгосрочные программы развития.

Ключевые показатели эффективности используются компаниями по всему миру давно. Увязка ключевых показателей эффективности со стратегией компании и мотивацией менеджмента широко применяется в частных компаниях, но в российских госкомпаниях такой подход не носил системный характер. В крупнейших стратегических открытых акционерных обществах в различном виде применялись системы ключевых показателей эффективности еще до 2013 года, при этом в федеральных унитарных предприятиях ключевые показатели эффективности для расчета вознаграждения менеджмента применялись редко.

После одобрения данных методических указаний были направлены директивы для представителей представителям интересов Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ по вопросу обеспечения принятия

При этом в части определения отраслевых ключевых показателей эффективности важно учитывать отраслевую специфику деятельности госкомпании, политику государства в отношении ее развития и отрасли в целом, положений существующих госпрограмм, а также решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и курирующего федерального органа исполнительной власти в части развития госкомпаний, обеспечив увязку ключевых показателей эффективности с утвержденными стратегией и долгосрочной программой развития госкомпании.

Система ключевых показателей эффективности направлена на оценку эффективности работы менеджмента АО и приведению оплаты труда и вознаграждений менеджмента госкомпаний в соответствие с достигнутыми результатами деятельности АО.

Для повышения эффективности управления акционерными обществами рекомендуется определить общий вес финансово-экономических показателей в диапазоне от 50% до 70% от суммы весов всех показателей.

Также, для повышения эффективности деятельности госкомпаний и совершенствования системы управления ими со стороны акционера – Российской Федерации, Росимущество рекомендовало акционерным обществам сформировать вертикальную систему стратегического планирования акционерного общества, построенную на основе стратегии акционерного общества, долгосрочной программы развития акционерного общества, текущего (тактического) планирования, аудита реализации долгосрочной программы развития госкомпании и системы ключевых показателей эффективности.

Система ключевых показателей эффективности госкомпании должна иметь увязку со стратегией, долгосрочной программой развития и стратегическими целями госкомпании и предназначена для регулярного планирования и контроля исполнения и достижения определенных стратегией госкомпании целей, средств и реализации мероприятий, определенных долгосрочной программой развития. Система ключевых показателей госкомпании вносится в долгосрочную программу развития. Таким образом, система вознаграждения увязывается с выполнением стратегических задач. Долгосрочная программа развития разрабатывается преимущественно на срок в 5 лет и в нее вносятся в дальнейшем корректировки при изменении конъюнктуры рынка.

Отдельно стоит отметить, что государство может инициировать добавление новых ключевых показателей эффективности. Такая возможность позволяет реализовать

стратегические цели государства, а также директивно управлять госкомпанией. Директивным методом были закреплены для госкомпаний следующие ключевые показатели эффективности: «Снижение операционных расходов на 2-3% ежегодно», а также «Повышение производительности труда», кроме этого были выпущены ключевые показатели эффективности, связанные с отраслевой спецификой компанией.

Тем самым можно проследить, что государство может использовать как универсальные директивы для управления госкомпаниями, так и таргетированные, учитывающие специфику бизнеса и конъюнктуру рынка. Особенно такой подход используется в компаниях военно-промышленного комплекса, так как данные предприятия носят особое значение.

Таким образом, государство, реализуя права собственника, определяет с помощью инструмента ключевых показателей эффективности вектор развития компании как на долгосрочной, так и на краткосрочной перспективе. Для повышения эффективности управления имуществом госкомпаний, были выпущены Методические указания по применению ключевых показателей эффективности, установившие как стандарты для госкомпаний, так и рамки, что позволили выстроить систему, которая решила следующие задачи:

1. Повышение эффективности управления государственной собственностью.

2. Повышение прозрачности системы вознаграждения менеджмента.

3. Улучшение корпоративного управления госкомпаний.

4. Добавление механизма контроля и регулирования госкомпаниями.

Система согласования и утверждения системы ключевых показателей эффективности и долгосрочных программ развития позволяет усилить контроль над обществом и снизить возможность неправомерных действий менеджмента.

В целом на примере инструмента ключевых показателей эффективности видно, что государство нацелено на повышение уровня корпоративного управления в госкомпаниях и управления имущества в целом.

3. Радыгин А., Мальгинов Г. Государственная собственность в российских корпорациях: проблемы эффективности управления и государственного регулирования. Институт экономики переходного периода. М., 2001.

4. Финансовый менеджмент: теория и практика. Ковалев В.В. Учебник. Издательство: «Проспект», 2008. 1024 с.

А. Ю. Янченко, И. Е. Колобкова

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые показатели эффективности являются удобным инструментом для оценки и планирования деятельности предприятия. Они составляют основу системы стратегического управления предприятием. Определенная сложность состоит в разработке необходимого и достаточного перечня ключевых показателей, который должен отражать особенности деятельности предприятия и соотноситься с целями его развития. Российская практика применения аппарата ключевых показателей эффективности не содержит универсальной методики для определения перечня необходимых показателей. Все методики зависят от специфики предприятия и его нужд. Анализ современной нормативно-правовой базы показал слабую проработанность данного вопроса и отсутствие конкретных указаний по разработке и расчету ключевых показателей. Их перечень прописан только для компаний с государственным участием при строгом соблюдении условий формирования уставного капитала. Предлагаемая методика формирования перечня ключевых показателей эффективности основывается на выделении двух подходов к разработке и расчету показателей. Первый подход базируется на организационной структуре предприятия, при этом выделяются показатели, связанные с оценкой и мотивацией персонала на достижение целей предприятия. Второй подход основан на функциональном назначении показателей и используется для характеристики финансовой деятельности предприятия в целом. Не исключается возможность использования комбинированного подхода при разработке перечня ключевых показателей в зависимости от общей стратегии предприятия. Целью формирования ключевых показателей эффективности является возможность контроля, оценки и дальнейшего планирования деятельности на основе объективных данных о положении дел на предприятии.

Росимущество:  М ТА Росимущества Удмуртии и аналог МТУ РОСИМУ успокоили в УДМРТ И ВКИРОВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, стратегическое управление предприятием, бизнес-процессы, организационная структура, функциональное назначение, комбинированный подход.

Наиболее эффективной системой стратегического управления предприятием является система, которая переводит миссию и стратегию предприятия в интегрированный комплекс ключевых показателей эффективности (КПЭ).

Анализ нормативно-правовых актов по разработке и расчету КПЭ

Анализ нормативно-правовых документов федерального, регионального и отраслевого законодательства по регулированию процесса создания перечня КПЭ выявил недостаточную проработанность данного вопроса.

– рентабельность инвестированного капитала – ROIC (Return On Invested Capital);

– рентабельность акционерного капитала – ROE (Return On Equity);

– динамика размера – EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization);

– рентабельность по EBITDA (EBITDA margin);

– динамика удельной выручки;

– снижение затрат на приобретение товаров.

– рентабельность активов по чистой прибыли;

– стоимость чистых активов;

– доходы от неосновных видов деятельности.

Основные положения методических указаний по применению ключевых показателей эффективности государственными компаниями

Необходимо акцентировать внимание на том, что данные указания предназначены для государственных компаний, но, с другой стороны, нет препятствий для других компаний сформировать перечень КПЭ согласно предложенному порядку. Для расчета фактических значений КПЭ можно использовать следующие источники информации на предприятии:

– отчет о финансовых результатах;

– пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

– устав и данные бухгалтерских и налоговых регистров;

– сведения о среднесписочной численности работников;

– производственную программу предприятия;

– бюджет доходов и расходов.

Методические основы формирования перечня КПЭ

Основные сложности при внедрении КПЭ на российских предприятиях возникают в случае, если данная система показателей воспринимается только как система мотивации персонала, а не как интегрированная система управления по целям. Данная система является передовым методом управления бизнесом и персоналом одновременно. Метод предполагает активное во-

влечение сотрудников в процесс достижения стратегических корпоративных целей, что является одним из основных факторов, гарантирующих успешное развитие предприятия в динамичной рыночной среде.

Ключевые показатели эффективности в российской интерпретации – это показатели, по которым оценивается эффективность действий, процессов и функций управления по отношению к достижению поставленных целей. Поскольку стратегия для каждого предприятия уникальна, в каждом конкретном случае разрабатывается индивидуальный инструмент управления для последовательного направления действий персонала предприятия на достижение общей цели.

В настоящее время в литературе по экономике описывается множество видов КПЭ. У разных авторов можно встретить разные подходы к их определению. Тем не менее, можно выделить два основных подхода к формированию ключевых показателей, связанных со стратегическими целями предприятия. При первом подходе происходит формирование перечня КПЭ на основе организационной структуры предприятия, т. е. в соответствии с должностными обязанностями и зоной ответственности персонала в рамках организационной структуры. В этом случае КПЭ служат критерием оценки деятельности персонала и его вклада в достижение целей компании. В табл. 1 предложен перечень ключевых показателей, которые можно использовать для оценки и мотивации работников соответствующих подразделений предприятия.

Перечень КПЭ, сформированных на основе организационной структуры предприятия

Предлагаемый КПЭ Единицы измерения Должность Подразделение

Сумма экономической добавленной стоимости тыс. руб. Генеральный директор Руководство

Процент валовой прибыли % Руководители подразделений

Стоимость рабочего места руб. Руководитель административно-хозяйственного подразделения

Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов – Финансовый директор Финансовая дирекция

Коэффициент долга к собственному капиталу –

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов –

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности –

Эффективная процентная ставка налога на прибыль %

Доля оборотных активов –

Отношение оборотных активов к пассивам –

Период нахождения капитала в денежной наличности дни

Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала –

Коэффициент кредитной задолженности –

Количество ошибок в управленческой отчетности шт.

Операционный цикл основных средств дни

Прирост коммерческих расходов по отношению к приросту выручки от реализации продукции %

Выручка от реализации тыс. руб.

Эффективность предложений по оптимизации налогов тыс. руб.

Прибыльность на акцию -коэффициент цена/прибыль –

Рентабельность инвестированного капитала %

Рентабельность акционерного капитала %

Процент прибыли до уплаты налогов, расчетов по процентам и амортизационных отчислений в общем доходе %

Коммерческие расходы к выручке – Руководитель планово-экономического отдела

Административные расходы к выручке –

Объем реализованной продукции натур. ед. изм. Руководитель коммерческой службы

Затраты на ед. изм. продукции тыс. руб.

Затраты на одного клиента тыс. руб. Руководитель отдела продаж

Доля расходов на персонал в выручке (нетто) – Руководитель дирекции по персоналу Дирекция по персоналу

Продолжение табл. 1

Выручка на одного покупателя тыс. руб. Руководитель отдела продаж Отдел продаж

Процент выполнения плана по прибыли от экспедиционных услуг % Руководитель отдела логистики Отдел логистики

Прирост выручки (нетто) к приросту выручки за аналогичный период года, предшествующего текущему %

Средняя отпускная цена единицы продукции компании руб./за единицу продукции Коммерческий директор

Выполнение плана по валовой прибыли %

Доход от новых потребителей % Коммерческая служба

Отклонение средней цены от плановой %

Доля высокомаржинальных продуктов в общем объеме продаж –

Выполнение финансового плана по объему продаж групп продуктов % Менеджер по продажам

Отклонение фактической величины маржинального показателя от планового % Менеджер по закупкам

Выполнение плана по объему продаж % Руководитель отдела рекламы и маркетинга Отдел рекламы и маркетинга

Увеличение маржинальности групп продуктов к аналогичному периоду года, предшествующего текущему %

Второй подход предполагает формирование КПЭ в соответствии с функциональным назначением ключевого показателя в рамках стратегии предприятия (табл. 2). Такой подход позволяет понять смысл расчета КПЭ в связи с достижением финансовых целей, как наиболее важных для коммерческих организаций.

Перечень КПЭ, сформированных на основе функционального назначения

Предлагаемый КПЭ Единицы измерения Функциональное назначение Формула расчета

ROE – рентабельность собственного капитала % Определение отношения чистой прибыли (в годовом выражении) к среднегодовой величине собственного капитала (Чистая прибыль / Собственный капитал) х 100 %

TSR – совокупная акционерная доходность % Установление рентабельности инвестиций акционеров ((Цена акции в конце периода – Цена акции в начале периода + Дивиденды, выплаченные в течение периода) / Цена акции в начале периода) х 100 %

EBITDA тыс. руб. Нахождение прибыли до вычета расходов по процентам, по налогу на прибыль и амортизационных отчислений Прибыль (убыток) до налогообложения + Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов

EBITDAmargin % Подсчет рентабельности продаж по EBITDA (EBITDA / Выручка) х 100 %

CIR – соотношение затрат и доходов (Cost Income Ratio) – Измерение соотношения затрат и доходов Операционные расходы / Выручка

Выручка на одного основного производственного рабочего в год тыс. руб. Оценка производительности труда с точки зрения размера выручки на одного основного производственного рабочего Выручка / Среднесписочная численность производственного персонала

Рентабельность продаж по чистой прибыли % Определение относительной величины чистой прибыли на 1 руб. выручки (Чистая прибыль / Выручка) х 100 %

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей – Описание соотношения дебиторской и кредиторской задолженности Дебиторская задолженность / Кредиторская задолженность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение табл. 2

Уровень результативности по доходам % Дефиниция соответствия полученных доходов запланированным 100%-ным показателям (Выручка по факту / Выручка по плану) х 100 %

Доля доходов по договорам с основным заказчиком в общем доходе % Определение соотношения доходов по основному заказчику и общих доходов (Выручка по основному заказчику / Выручка) х 100 %

Доля доходов по договорам с прочими заказчиками в общем доходе % Определение соотношения доходов по прочим заказчикам и общих доходов (Выручка по прочим заказчикам / Выручка) х 100 %

Удельный показатель основных средств в активе баланса % Установление структуры имущества в % к валюте баланса (Основные средства / Валюта баланса) х 100 %

Рентабельность затрат % Нахождение доли чистой прибыли в себестоимости (Чистая прибыль / Себестоимость) х 100 %

При разработке перечня КПЭ также возможен комбинированный подход, в рамках которого объединяются в один перечень КПЭ, сформированные на основе организационного и функционального подходов.

Таким образом, можно выделить два основных подхода к формированию ключевых показателей, связанных со стратегическими целями предприятия. При первом подходе происходит формирование перечня КПЭ на основе организационной структуры предприятия. Второй подход предполагает формирование КПЭ в соответствии с функциональным назначением ключевого показателя.

При разработке перечня КПЭ также возможен комбинированный подход, в рамках которого объединяются в один перечень КПЭ, сформированные на основе организационного и функционального подходов, при этом разрабатываемые показатели должны отражать эффективность управления и соответствовать основным целевым ориентирам стратегического развития предприятия, таким как:

– снижение себестоимости продукции;

– экономия энергетических ресурсов;

– повышение экологичности производства;

– повышение производительности труда;

Использование КПЭ призвано конкретизировать разработанную в ходе стратегического планирования систему целей и сделать разработанные цели измеримыми. Следовательно, на следующем шаге должны определяться количественные значения показателей. Анализ значений выбранных КПЭ в динамике даст возможность контролировать их исполнение и оценивать эффективность деятельности предприятия с точки зрения достижения поставленных целей.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Клочков А. К. КР1 и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов / А. К. Клочков. М.: Эксмо, 2010. 103 с.

2. Окрепилов В. В. Перспективы развития стандартизации как инструмента инновационного развития / В. В. Окрепилов // Проблемы прогнозирования. 2013. № 1. С. 52-62.

Росимущество:  Склонение 563278 по падежам

3. Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов // URL: http://www.rosim.ru/documents/143749 (дата обращения: 15.05.2016).

4. Об утверждении Стандарта по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы: Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 03.02.2012 № 183-р // ШИ^ http://lawsrf.ru/region/documents/772939/ (дата обращения: 15.05.2016).

5. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 // URL: http://base.garant.ru/70254132/ (дата обращения: 15.05.2016).

6. Окрепилов В. В. Экономика качества как методологическая основа управления регионами / В. В. Окре-пилов // Экономика и управление. 2013. № 1 (87). С. 8-14.

7. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ // URL: http://base.garant.ru/135919/ (дата обращения: 15.05.2016).

8. О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями: Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1214 // URL: http://base.garant.ru/12181920/ (дата обращения: 15.05.2016).

9. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/20004 (дата обращения: 15.05.2016).

10. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 // URL: http://base.garant.ru/70170942/ (дата обращения: 15.05.2016).

11. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70542100/ (дата обращения: 15.05.2016).

12. Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерном обществе: Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от

21.11.2013 № 357 // URL: http://base.garant.ru/70853752/ (дата обращения: 15.05.2016).

13. Об утверждении Концепции региональной информатизации: Распоряжение Правительства РФ от

29.12.2014 № 2769-р // URL: http://www.ivcons.ru/upload/TK_pdf/2015/01_16jan_15.pdf (дата обращения: 15.05.2016).

14. Окрепилов В. В. Менеджмент качества: учебник / В. В. Окрепилов. СПб: Изд-во политехн. ун-та, 2013. 649 с.

Статья поступила в редакцию 19.05.2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

A. Yu. Yanchenko, I. E. Kolobkova

FORMATION OF THE LIST OF THE KEY PERFORMANCE INDICATORS IN ACCORDANCE WITH THE STRATEGIC GOALS OF THE ENTERPRISE

Abstract. The key performance indicators (KPI) are a useful tool for assessment and planning the activity of an enterprise. They form the basis of the strategic enterprise management system. Some complexity is to develop the necessary and sufficient list of the key indicators, which should reflect the characteristics of the enterprise activity and correlate with the goals of its development. The Russian practice of application of the KPI apparatus does not contain a universal methodology for determining the list of the necessary indicators. All the methods depend on the company specificity and its needs. The analysis of the current regulatory basis showed a weak developmental work with this question and the absence of specific guidelines for the development and calculation of the key indicators. The list of the key performance indicators is prescribed only for the companies with state participation in strict compliance with the conditions of formation of the authorized capital. The proposed method of formation of KPI list is based on the emphasis of two approaches to the development and calculation of the key performance indicators. The first approach is based on the organizational structure of the enterprise, there are KPI related to the evaluation and motiva-

tion of staff to achieve the goals of the company. The second approach is based on the functional purpose of the KPI and is used to describe the financial activities of the enterprise as a whole. The possibility of using a combined approach when developing a list of KPI depending on the overall strategy of the enterprise is not excluded. The goal of forming KPI is the ability of monitoring, evaluation and further planning of the activities on the basis of the objective data about the situation at the enterprise.

Key words: key performance indicators, strategic enterprise management, business processes, organizational structure, functional purpose, combined approach.

ISSN 2073-5537. BecTHUK ATTY. Cep.: 3KOHOMUKa. 2016. M 2

The article submitted to the editors 19.05.2016

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Наименование показателя

Совокупная акционерная доходность – обобщающий показатель для оценки годовых результатов, который представляет собой норму доходности акционеров в результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов. Указанный показатель рассчитывается:

_дивиденды, выплаченные в течение периода на акцию)_ х    100%.

2    Коэффициент рентабельности инвестированного капитала рассчитывается как отношение чистой операционной прибыли после вычета налогов к суммарному инвестированному капиталу.

3    Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается:

чистая прибыль среднегодовой    х    100%.

4    Органы управления – совет директоров (наблюдательный совет), а в случае его отсутствия общее собрание акционеров (участников) общества.

Прирост портфеля кредитов рассчитывается как разница кредитного портфеля на конец года, предшествующего отчетному, и кредитного портфеля на конец отчетного года.

6 Прирост денежных средств клиентов на счетах (включая депозиты) – показатель рассчитывается как разница денежных средств клиентов на счетах, включая депозиты, на начало отчетного года и денежных средств клиентов на счетах, включая депозиты, к концу отчетного года.

Обеспечение заданного уровня маржи рассчитывается:

(ставка по привлечению денежных средств в отчетном году – ставка для выдачи кредитов, денежных средств в отчетном году) – (ставка по привлечению денежных средств в году, предшествующему отчетному – ставка для выдачи кредитов, денежных средств в году, предшествующему отчетному).

8    Рост комиссионных доходов – показатель рассчитывается как разница комиссионных расходов на конец отчетного года и комиссионных расходов на конец года, предшествовавшего отчетному.

Доля непрофильных активов – устанавливаемый с учетом позиции уполномоченного органа исполнительной власти допустимый уровень непрофильных активов, который рассчитывается:

непрофильные активы на конец отчетного года все непрофильные аю-ивы на начало отчетного года

УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. № 1388-р

по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава

1.    Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания содействия при формировании и применении ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, а также их дочерних обществ (далее – общества) и показателей деятельности государственных унитарных предприятий (далее – предприятия) в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава.

2.    Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:

“ключевой показатель эффективности” – показатель, на основании которого оценивается эффективность деятельности общества в целях определения размера вознаграждения его руководящего состава;

“показатель деятельности” – показатель, на основании которого оценивается эффективность деятельности предприятия в целях определения размера вознаграждения его руководящего состава;

“отраслевые ключевые показатели эффективности (дополнительные показатели деятельности)” – показатели, характеризующие деятельность общества или предприятия в соответствующей отрасли;

“организации оборонно-промышленного комплекса” – общества или предприятия, включенные в сводный реестр оборонно-промышленного

комплекса, который формируется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96 “О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса”;

“руководящий состав” – единоличный исполнительный орган предприятия или общества, коллегиальный исполнительный орган общества, а также иные должностные лица предприятия или общества в соответствии с внутренними и (или) учредительными документами предприятия или общества;

“целевое значение ключевого показателя эффективности (показателя деятельности)” – количественная характеристика показателя, определенная стратегией развития общества или предприятия, долгосрочной программой развития общества, программой деятельности предприятия;

“финансовые организации” – общества, осуществляющие финансовую и (или) страховую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами;

“финансово-экономические ключевые показатели эффективности (показатели экономической эффективности деятельности)” – показатели, характеризующие финансовую деятельность общества или предприятия.

3. При формировании ключевых показателей эффективности обществ рекомендуется устанавливать финансово-экономические и отраслевые ключевые показатели эффективности, вес которых в совокупности составляет 100 процентов.

Перечень рекомендуемых финансово-экономических ключевых показателей эффективности обществ (за исключением финансовых организаций) приведен в приложении № 1.

Перечень рекомендуемых финансово-экономических ключевых показателей эффективности для финансовых организаций приведен в приложении № 2.

При формировании показателей деятельности предприятий рекомендуется устанавливать показатели экономической эффективности деятельности и дополнительные показатели деятельности предприятия, вес которых в совокупности составляет 100 процентов, в порядке, определенном собственником имущества предприятия.

Росимущество:  Новый порядок аккредитации ИТ-компаний в 2022 году — разбираемся с налоговым юристом

При этом формирование показателей экономической эффективности деятельности федеральных предприятий осуществляется в соответствии с Правилами разработки и утверждения программ деятельности и

определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №228 “О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий”.

4.    Наряду с ключевыми показателями эффективности обществ и показателями деятельности предприятий рекомендуется предусматривать показатели депремирования руководящего состава, которые могут снижать размер его вознаграждения, сформированного по результатам достижения обществами ключевых показателей эффективности и предприятиями показателей деятельности.

Показатели депремирования руководящего состава обществ или предприятий не должны влиять на общий вес показателей эффективности обществ и показателей деятельности предприятий, предусмотренный пунктом 3 настоящих методических рекомендаций.

5.    Ключевые показатели эффективности обществ рекомендуется устанавливать на краткосрочный (от I года до 3 лет), среднесрочный (от 3 лет до 5 лет) и долгосрочный (5 лет и более) периоды.

6.    Иные ключевые показатели эффективности обществ, показатели

деятельности предприятий и показатели депремирования их руководящего состава    устанавливаются    для обществ    советом    директоров

(наблюдательным советом), в случае его отсутствия – общим собранием акционеров (участников) общества (далее – органы управления общества), для предприятий – органом исполнительной власти, осуществляющим права собственника в отношении имущества предприятия (далее -уполномоченный орган исполнительной власти), в том числе на основании решения Правительства Российской Федерации.

7. В    основу расчета    фактических    значений    финансово-

экономических ключевых показателей эффективности обществ и показателей экономической эффективности деятельности предприятий рекомендуется закладывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, – консолидированную финансовую отчетность.

8.    Перечень ключевых показателей эффективности обществ, их целевые значения и вес для каждого общества определяются органами управления общества.

9.    Перечень показателей деятельности предприятий, включая дополнительные показатели деятельности, и показателей депремирования руководящего состава, их целевые значения и вес для каждого предприятия определяются в составе программы деятельности предприятия, утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти.

10.    При формировании ключевых показателей эффективности обществ следует предусмотреть невозможность корректировки их целевых значений за прошедший и текущий календарные годы.

11.    Целевые значения ключевых показателей эффективности обществ не рекомендуется указывать интервалом значений.

12.    Общее количество финансово-экономических ключевых показателей эффективности общества рекомендуется устанавливать в количестве не более 7 показателей.

При этом рекомендуется предусматривать не менее 2 финансово-экономических ключевых показателей эффективности, сумма веса которых должна составлять не менее 30 процентов общего веса всех финансово-экономических ключевых показателей эффективности общества.

13.    Общее количество отраслевых ключевых показателей эффективности общества или дополнительных показателей деятельности предприятия рекомендуется устанавливать в количестве не более 4 показателей.

При этом для организаций оборонно-промышленного комплекса количество отраслевых ключевых показателей эффективности для обществ и дополнительных показателей деятельности для предприятий рекомендуется определять исходя из:

специфики деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса, поставленных перед ними задач, направленных на повышение безопасности и обороноспособности Российской Федерации;

диверсификации производства организаций обороннопромышленного комплекса;

участия организаций оборонно-промышленного комплекса в реализации национальных и федеральных проектов согласно целям, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”.

14.    Рекомендуемыми показателями депремирования руководящего состава предприятий и обществ являются:

для всех предприятий и обществ:

“Наличие (отсутствие) задолженности по заработной плате перед работниками”;

“Отношение объема совокупного долга к прибыли до вычета налоговых и процентных платежей и амортизации”;

для всех обществ:

“Превышение установленного органами управления общества значения отношения “Суммы кредитов и займов” к “Прибыли до вычета”;

для организаций оборонно-промышленного комплекса:

“Выполнение государственного оборонного заказа и мероприятий по и м портозаме щен и ю”;

“Выполнение мероприятий по диверсификации производства оборонно-промышленного комплекса и выпуску высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения”;

“Рост реализации фажданской продукции собственного производства”;

для финансовых организаций – “Ухудшение динамики показателя “Доля просроченной задолженности” или превышение установленного органами управления общества показателя “Доля просроченной задолженности”.

Наличие, состав, вес показателей депремирования, их целевое значение, а также размер депрсмирования для обществ определяются органами управления обществ, для предприятий – уполномоченным органом исполнительной власти.

15.    В целях обеспечения достоверности расчетов ключевых показателей эффективности обществ органам управления обществ рекомендуется ежегодно обеспечивать проверку корректности расчетов целевого значения ключевых показателей эффективности, а также обоснованность размера вознаграждения руководящего состава общества (с учетом фактического достижения целевых значений ключевых показателей эффективности) с привлечением представителей внутреннего и (или) внешнего аудита.

16.    В отношении предприятий в целях обеспечения достоверности расчетов показателей деятельности предприятий уполномоченным органам исполнительной власти рекомендуется обеспечивать ежегодную проверку корректности расчетов целевых значений показателей деятельности, а также обоснованность размера вознаграждения руководящего состава

предприятий (с учетом фактического достижения целевых значений показателей деятельности).

17. При рассмотрении вопросов выплаты вознаграждения руководящему составу предприятия или общества учитываются:

фактически достигнутые в отчетном году значения ключевых показателей эффективности (показателей деятельности);

причины отклонений (невыполнение или перевыполнение) фактически достигнутых целевых значений ключевых показателей эффективности (показателей деятельности) от их установленных целевых значений;

показатели депремирования руководящего состава.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к методическим рекомендациям по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава

рекомендуемых финансово-экономических ключевых показателей эффективности обществ (за исключением финансовых организаций)

Наименование показателя    Вес    показателя

Показатели, которые вводятся по усмотрению органов управления (для всех обществ)

до вычета” к предыдущему году органов управления (рост показателя)

2    рентабельность    по    “Прибыли    на усмотрение

до вычета” (рост показателя в органов управления сравнении со средним показателем за 3 последних года)

динамика удельной выручки    на усмотрение

(за вычетом нерегулярных    органов управления

составляющих) за год из расчета на одного сотрудника (рост по отношению к предыдущему году)

снижение затрат на приобретение на усмотрение товаров (работ, услуг) на единицу органов управления продукции

соотношение объема капитальных на усмотрение вложений к чистому денежному органов управления потоку от операционной деятельности

соотношение объема капитальных на усмотрение вложений к амортизационным органов управления начислениям

доля закупок товаров, работ, услуг, на усмотрение осуществленных конкурентными органов управления способами

доля непрофильных активов6

на усмотрение органов управления

РАСПОРЯЖЕНИЕ

В целях повышения эффективности управления государственной собственностью:

1.    Утвердить прилагаемые методические рекомендации по применению ключевых показателей эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, и показателей деятельности государственных унитарных предприятий в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава (далее – методические рекомендации).

2.    Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий (далее -предприятия), обеспечить актуализацию программ их деятельности в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотрев применение актуализированных программ деятельности предприятий с 1 января 2020 г.

3.    Минэкономразвития России совместно с Росимуществом, а также с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование и (или) контроль и координацию в установленных законодательством Российской Федерации сферах деятельности, в соответствии с методическими рекомендациями в отношении хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, а также их дочерних обществ (далее – общества) обеспечить:

разработку (актуализацию) внутренних документов обществ, регламентирующих формирование ключевых показателей эффективности

их деятельности, предусмотрев применение разработанных (актуализированных) документов обществ с 1 января 2020 г.;

разработку (актуализацию) внутренних документов обществ, регламентирующих вознаграждение руководящего состава обществ, предусмотрев применение разработанных (актуализированных) документов обществ с 1 января 2020 г.

4.    Государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям рекомендовать руководствоваться методическими рекомендациями.

5.    Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечить в отношении хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля участия субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов, а также их дочерних обществ разработку (актуализацию) внутренних документов, регламентирующих формирование ключевых показателей эффективности деятельности указанных обществ, а в отношении государственных унитарных предприятий – документов, регламентирующих формирование показателей деятельности указанных предприятий, в целях формирования вознаграждения их руководящею состава с учетом методических рекомендаций.

Д. Медведе в

изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов. Указанный показатель рассчитывается:

_дивиденды,    выплаченные    в    течение    периода    на    акцию)_ * 100%.

2    Прибыль до вычета – показатель для определения конкурентоспособности и эффективности деятельности вне зависимости от размера задолженности по кредитам, налогового режима и способа расчета амортизационных отчислений (рассчитывается как сумма прибыли до налогообложения, процентов к уплате, амортизации основных средств и нематериальных активов).

3    Коэффициент рентабельности инвестированного капитала – показатель, рассчитываемый как отношение чистой операционной прибыли после вычета налогов к суммарному инвестированному капиталу.

4    Коэффициент рентабельности собственного капитала рассчитывается:

среднегодовой    * 100%.

5    Органы управления – совет директоров (наблюдательный совет), а в случае его отсутствия общее собрание акционеров (участников) общества.

6    Доля непрофильных активов – устанавливаемый с учетом позиции уполномоченного органа исполнительной власти допустимый уровень непрофильных активов, который рассчитывается:

_на конец отчетного года_ х

все непрофильные активы на начало отчетного года

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *