-->

Как провести закупку у единственного поставщика по 223-ФЗ

Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение закупки у единственного поставщика по 223-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статья: Надзор за исполнением законодательства при осуществлении закупок юридических услуг у единственного поставщика отдельными видами юридических лиц(Махмудов З.Ш., Бурчак К.А.)(“Законность”, 2022, N 1)- установить обоснованность заключения договора на юридические услуги с единственным поставщиком с учетом того, что применение предусмотренных положением о закупке оснований для закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно быть реализовано с учетом принципов, установленных в ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Так, в Постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2015 г. N 15АП-19385/2014 по делу N А32-25338/2014, Арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2015 г. N Ф09-5430/15 по делу N А60-47219/2014 указано, что применение заказчиками любого из предусмотренных положением о закупках способа должно быть реализовано с учетом принципов Закона N 223-ФЗ. В связи с этим применение такого способа закупки, как размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), возможно только в той мере, в которой применение конкурентных способов закупки является невозможным либо экономически нецелесообразным;

Нормативные акты

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ(ред. от 05.12.2022)”О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2023)5. При осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее – информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Росимущество:  DDOS-GUARD

Приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика (ЕП) – распространенная операция для заказчиков, работающих по 44-ФЗ или по 223-ФЗ. К примеру, за 2015 год по 223-ФЗ доля подобных закупок составила 46,90%. При этом иногда составляется приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика.

Что собой представляет закупка у ЕП

Закупка у ЕП представляет собой неконкурентный метод определения поставщика. Контракт заключается с определенным ЮЛ или ФЛ. Выбор поставщика не осуществляется.

Закупка у ЕП – это право, а не обязанность. Процедуру отличает ряд преимуществ. Это простота оформления, скорость. Подобная форма закупок будет выгодна при небольшой сумме контракта с отсутствием дополнительных ограничений. Процедура регламентируется ст. 93 ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года.

Когда может проводиться закупка у ЕП

Когда можно проводить закупку у ЕП? Перечень таких случаев содержится в части 1 статьи 93 ФЗ №44. В нем содержится 45 случаев, когда возможна закупка у ЕП:

Закупка у ЕП не осуществляется, если случай не указан в рассматриваемом перечне.

Приказ о закупке у ЕП

Распоряжение о закупке у ЕП создавать необязательно. Соответствующих указаний ФЗ №44 не содержит. Поэтому и требований к оформлению документа нет. Однако распоряжение все-таки рекомендуется издать. Документ поможет закрепить решения касательно организации закупки, ее сроках.

Образец

Приказ №88
О закупке у единственного поставщика обоев для проведения косметического ремонта

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года

1. Закупить обои для мелкого ремонта офисного помещения.
2. Руководителю службы эксплуатации здания Горькому О.Д.
— в срок до 1.08.2020 года подать управленцу контрактной службы спецификацию на обои с указанием необходимых характеристик;
— провести экспертизу поставленных обоев на предмет соответствия контракту;
— осуществить приемку товара.
3. Управленцу контрактной службы Иванову О.Л.:
— проверить соответствие лимиту годовых закупок у единственного поставщика;
— в срок до 1.09.2020 года выбрать единственного поставщика и заключить с ним контракт.
4. Контроль за выполнением положений настоящего распоряжения оставляю за собой.

Гендиректор Зайцев Е.Е. (подпись)

С приказом ознакомлены:

Горький О.Д. (подпись)
Иванов О.Л. (подпись)

Ваш вопрос – наш ответ

Когда готовитесь к договору с единственным поставщиком, учитывайте изменения, которые уже действуют, и новые правила, которые вступят в силу 1 июля 2022 года. Их нужно предусмотреть, чтобы без ошибок провести закупку и заключить сделку с поставщиком. Смотрите в таблице, на какие изменения следует обратить внимание при подготовке к прямой закупке.

Изменения в закупках у едпоставщика – 2022

Как закупить у едпоставщика через электронный магазин

C 1 июля 2022 года все заказчики могут проводить неконкурентные закупки по правилам электронного магазина. Закупать можно товары, работы и услуги. Заказчики должны учитывать новый механизм, не превышать лимиты и изменить положение о закупке. Схему нового способа описали в пункте 20.1 постановления от 11.12.2014 № 1352.

► Кто и как проводит

Неконкурентную закупку через электронный магазин могут использовать все заказчики по 223-ФЗ. Новый способ закупки – это право, а не обязанность. Если нет необходимости применять такой механизм, можно продолжить закупать у МСП и самозанятых привычными конкурентными и неконкурентными способами, которые уже есть в положении о закупке (п. 4 постановления № 1352, письмо Минфина от 22.11.2021 № 24-04-09/94110).

Чтобы закупать продукцию в электронном магазине, заказчику нужно дополнить свое положение о закупке новым неконкурентным способом. В положении пропишите порядок подготовки и проведения закупки новым способом, а также условия его применения (ч. 2 ст. 2, ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, п. 20.1 постановления № 1352). Например, раздел положения о закупке через электронный магазин может выглядеть так.

Раздел положения о закупке с правилами электронного магазина

Если заказчик применяет типовое положение о закупке, то внести поправки в свое положение можно только после корректировки типового (ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Подробнее о том, как внести изменения в положение о закупке, читайте в рекомендации. Как применять типовое положение о закупке – в отдельном материале.

В какой срок в положение о закупке внести неконкурентный способ через электронный магазин

Закупка в электронном магазине – это право заказчика, а не обязанность. Поэтому внести такой способ закупки в положение можно в любое время. Если хотите начать пользоваться новой неконкурентной электронной закупкой с 1 июля 2022 года, до этой даты внесите поправки и опубликуйте положение о закупке в ЕИС (постановление от 16.12.2021 № 2323).

Когда выбрать неконкурентный способ закупки

Проводите неконкурентную закупку по основаниям, которые предусмотрены положением, в случаях, когда проведение конкурентной процедуры невозможно. Это могут быть ситуации, когда предмет договора специфичен, конкуренцию обеспечить не получится, либо если заказчик вынужден докупать комплектующие или запчасти у производителя, либо если потенциальный поставщик – монополист.

Заказчик в своем положении вправе предусмотреть, что закупка проводится у ограниченного круга лиц. У заказчика может возникнуть потребность в услугах, оказание которых относится к исключительным полномочиям конкретных лиц. По этому основанию можно закупить продукцию, которая входит в сферу деятельности субъектов естественных монополий.

Исчерпывающий перечень случаев, когда можно провести закупку у едпоставщика, и порядок проведения заказчик определяет самостоятельно в своем положении, в Законе № 223-ФЗ эти вопросы не регламентированы (ст. 3.6 Закона № 223-ФЗ).

В электронном магазине можно купить любые товары, работы, услуги. Пункт 20.1 постановления № 1352 не предусматривает никаких ограничений по виду или наименованию продукции. Но имейте в виду, что к новому способу закупки применяют общее правило: заказчики могут закупать у МСП только продукцию из специального перечня, который формируют сами (п. 8, 9 постановления № 1352).

Если заказчик утвердил перечень, но в нем нет, к примеру, бумаги для печати (код по ОКПД2 – 17.12.14.110), не получится закупить этот товар через электронный магазин.  Поэтому пересмотрите перечень товаров, работ, услуг, закупки которых проводите у МСП. При необходимости добавьте нужные позиции.

В электронном магазине действуют ограничения по стоимости закупки. Цена одного договора, который заключите через электронный магазин, не должна превышать 20 млн руб. (п. 20.1 постановления № 1352).

В электронном магазине проходят закупки с участием только субъектов МСП и самозанятых. За год нужно закупить у них на сумму не меньше 25 процентов от стоимости всех договоров. При этом доля сделок по результатам закупок только для этих субъектов не может быть ниже 20 процентов. В расчет этой доли войдут и закупки через электронный магазин (подп. «б» п. 4, п. 5, п. 5.1 постановления № 1352).

Позиции, которые запланировали приобрести во втором полугодии 2022 года и стоимость которых не превышает 20 млн руб., можно закупить упрощенно – через электронный магазин. Для этого нужно внести в план 2022 года поправки и поменять способ закупки (ч. 5.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Смотрите на примере, как запланированные на 2022 год закупки провести в электронном магазине.

Как в плане 2022 года поменять способ закупки на электронный магазин

На 2022 год план закупки уже сформирован. Заказчик намерен купить у МСП товар на общую сумму 3 млн руб. электронным запросом котировок. В план закупки внес отдельную позицию.

План закупки 2022 года

Чтобы услуги по ремонту машин и оборудования закупить неконкурентным способом через электронный магазин, заказчик изменил способ закупки. После корректировки план закупки на 2022 год выглядит так.

План закупки 2022 года

Чтобы в 2023 году покупать продукцию у МСП и самозанятых в электронном магазине, сразу запланируйте такие закупки. Смотрите пример, как в плане на 2023 год написать  неконкурентную закупку через электронный магазин.

Как показать закупку в электронном магазине в плане закупки 2023 года

В 2023 году заказчик запланировал неконкурентные закупки у МСП через электронный магазин на общую сумму 2,5 млн руб. В плане закупки выделил две отдельные строки.

План закупки 2023 года

Можно ли указать в плане закупку через электронный магазин, если этого способа еще нет в положении

Нет, нельзя. Указывайте в плане только те способы закупок, которые предусмотрели в положении (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Когда разместить извещение о закупке в электронном магазине после изменения плана

Разместите извещение после того, как опубликуете изменения плана закупки в ЕИС. Конкретный срок закон не содержит, применяйте по аналогии пункт 9 постановления № 932 и правила закупок, которые прописаны в вашем положении о закупке. Главное, чтобы закупка была в плане до размещения извещения (ч. 5.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Закупку в электронном магазине заказчики проводят на электронной площадке из перечня, который утвердили распоряжением  от 12.07.2018 № 1447-р. Всего площадок восемь, на них проводят все электронные закупки у малого и среднего бизнеса. Электронный магазин – это отдельный сервис площадки, который может использовать заказчик.

Процедура неконкурентная, однако победителя придется выбирать из тех претендентов, заявки которых заказчик получит от оператора. Найти контрагента самостоятельно уже не получится. Закупку проводят по схеме, которая описана на слайдах.

Листайте вправо, чтобы проследить все этапы процедуры.

Как проводить закупку в электронном магазине

Правила закупки через электронный магазин во многом схожи с конкурентной электронной закупкой для МСП. Есть и отличия. Разницу смотрите в таблице.

Разница между конкурентной закупкой у МСП и электронным магазином

Как закупить у единственного поставщика без электронного магазина

Заключить договор напрямую, без торгов, можно в случаях, которые предусмотрели в положении о закупке. С 25 июля 2022 года действует специальное основание для прямой закупки – договор нужен для выполнения гособоронзаказа или для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий по пунктам 3–3.2 статьи 7.1 Закона № 275-ФЗ. Для такой закупки Правительство принимает решение о введении специальных мер в сфере экономики.

Чтобы провести закупку у единственного поставщика, пройдите пять этапов: от внесения позиции в план закупки до заключения договора. Читайте о каждом этапе в отдельности.

Шаг 1. Внесите закупку в план закупки

Закупку у единственного поставщика вносят в план закупки отдельной строкой. Объединять строки с прямыми закупками нельзя. Но есть исключения, когда можно закупить у единственного поставщика вне плана (ч. 5.1 ст. 3, ч. 15, 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Смотрите в таблице, какие закупки можно провести без плана закупки.

Закупки, которые не включают в план закупки

Если закупка у единственного поставщика не попадает в таблицу, включите позицию в план закупки. Смотрите пример, как запланировать неконкурентную закупку.

Как показать закупки у едпоставщика в плане закупки

В 2022 году заказчик запланировал закупки у единственного поставщика на общую сумму 1 млн руб. В плане закупки выделил две отдельные строки.

Если проведете закупку, которой нет в плане, должностное лицо или заказчика могут оштрафовать по части 5 статьи 7.32.3 КоАП.

Это то значение, которое заказчик пропишет в извещении и документации о закупке.

Когда работаете по типовому положению, руководствуйтесь им при расчете и обосновании цены договора. Например, типовое положение для бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий, подведомственных Минобрнауки (утв. приказом от 30.03.2022 № 275), содержит условие, что в малых закупках у едпоставщика не выше 100 тыс. руб. не нужно обосновывать цену договора (письмо Минобрнауки от 27.05.2022 № МН-17/1883).

Расчет включите в документ – обоснование цены договора с единственным поставщиком. Можно оформить обоснование приложением к договору. Воспользуйтесь шаблоном.

Образец документа – обоснования цены договора с едпоставщиком

Подробнее о том, как обосновать цену договора с едпоставщиком, читайте в рекомендации. Какие методы использовать для расчета НМЦД – в отдельном материале.

Шаг 3. Опубликуйте документы о закупке в ЕИС

Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчика готовить документацию или извещение о закупке у единственного поставщика и размещать их в ЕИС. Составляйте документы в том случае, когда в положении о закупке предусмотрели такие правила (ст. 3.6, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, п. 22 постановления от 10.09.2012 № 908).

Не публикуйте сведения в ЕИС, когда проводите закрытую закупку. А в ряде случаев заказчик сам решает, размещать документы о неконкурентной закупке или нет (ч. 15, 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Смотрите в таблице, когда закупку у единственного поставщика не публиковать в ЕИС.

Закупки, которые не размещают в ЕИС

Извещение о закупке у единственного поставщика разместите с использованием функционала ЕИС. Последовательно заполните поля формы. При необходимости составьте извещение в виде отдельного документа и подгрузите его вместе с проектом договора. Используйте шаблон извещения.

Образец извещения о закупке у едпоставщика

Срок для размещения извещения о закупке у едпоставщика не установлен, поэтому определите срок по положению о закупке. Главное – разместите извещение до заключения договора с едпоставщиком. Это позволит не нарушить принцип информационной открытости (ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

При необходимости можно внести правки в извещение о закупке у единственного поставщика. Для этого подготовьте новую редакцию извещения и составьте документ с перечнем изменений. Оба документа загрузите в ЕИС. Сроки внесения изменений Законом № 223-ФЗ не установлены, поэтому предусмотрите для этого любые сроки в положении о закупке (п. 5 постановления от 10.09.2012 № 908).

Составляйте протокол закупки у единственного поставщика, если по условиям положения результат неконкурентной закупки оформляете протоколом. Разместите в ЕИС документ не позднее чем через три дня после подписания (ч. 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, п. 34 постановления от 10.09.2012 № 908). Смотрите шаблон протокола для закупки у едпоставщика.

Образец протокола закупки у едпоставщика

Можно ли в положении написать, что в ряде случаев закупка у едпоставщика размещается в ЕИС, а в других нет

Нет, нельзя. В положении о закупке нельзя установить, что в одних случаях информация о закупке у едпоставщика размещается в ЕИС, а в других нет. Например, в зависимости от предмета закупки (письмо Минфина от 23.01.2019 № 24-04-05/3393).

Вправе ли заказчик не размещать в ЕИС закупку стоимостью ровно 100 тыс. руб.

Да, вправе. Если стоимость закупки ровно 100 тыс. руб., сведения о такой закупке не размещаются. Если стоимость закупки более 100 тыс. руб. с учетом НДС, то размещаются (п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Шаг 4. Заключите договор

По результатам закупки у единственного поставщика заключите договор в любой форме, которую предусмотрели в положении о закупке (ст. 160, 434 ГК):

Указывать ли в договоре с едпоставщиком по 223-ФЗ страну происхождения товара

В договоре с едпоставщиком укажите страну происхождения товара. Сведения включите в договор независимо от предмета закупки, если по условиям сделки принимаете товар и составляете первичный учетный документ (ч. 5.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, письмо Минфина от 03.11.2020 № 24-04-07/95720).

Возможна ли пролонгация договора с едпоставщиком по 223-ФЗ

Пролонгация договора с едпоставщиком по Закону № 223-ФЗ не запрещена, если такое право предусмотрено в положении о закупке и в договоре.

Если размещали сведения о закупке у единственного поставщика, сведения о пролонгации также нужно опубликовать в ЕИС не позднее чем в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в договор (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Если не размещали в ЕИС сведения о договоре с едпоставщиком в связи с его малым объемом, а в результате пролонгации стоимость договора превысила 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков), то необходимо направить сведения в реестр договоров  (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Можно ли заключить договор с едпоставщиком – МСП, самозанятым

При закупке, участниками которой могут быть только МСП и самозанятые, допустимы как конкурентные, так и неконкурентные процедуры (п. 1 письма Минфина от 06.12.2018 № 24-05-09/88660).

Неконкурентную закупку, участниками которой могут быть только МСП и самозанятые, нужно проводить по правилам, которые прописали в положении о закупке. В извещении или документации укажите, что участниками закупки могут быть только МСП и самозанятые.

Вправе ли заказчик требовать обеспечение исполнения договора у едпоставщика по 223-ФЗ

У едпоставщика можно требовать обеспечение исполнения договора, если положение о закупке предусматривает такое условие (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Закон № 223-ФЗ содержит правила обеспечения договора только для МСП и самозанятых. Поэтому требования к обеспечению сделок, которые заключили неконкурентным способом, заказчики сами прописывают в положении о закупке (ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ).

Какую ответственность установить в договоре с едпоставщиком по 223-ФЗ

Установите виды и размер ответственности, которые прописали в положении о закупке. Санкции для едпоставщика не отличаются от мер ответственности иных исполнителей договора: юрлиц, предпринимателей или граждан. Эти условия не обязательно включать в договор, но лучше все-таки их предусмотреть, потому что при возникновении спора могут взыскать более крупную сумму, чем стороны могли согласовать в договоре. Укажите оба вида санкций: как штрафы, так и пени, поскольку они не исключают друг друга.

Вправе ли заказчик заключить рамочный договор с едпоставщиком по 223-ФЗ

Да, вправе, если такой порядок установили в положении о закупке (ст. 3.6 Закона № 223-ФЗ).

В положении о закупке нужно прописать исчерпывающий перечень случаев для заключения рамочных договоров, подробный порядок и предельную стоимость прямых закупок у единственного поставщика (ст. 3.6 Закона № 223-ФЗ).

Шаг 5. Внесите договор в реестр

После заключения договора с единственным поставщиком внесите в реестр сведения о сделке в течение трех рабочих дней с даты заключения (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ, п. 2, подп. «а» п. 10 постановления № 1132). Все правила работы с реестром договоров читайте в рекомендации.

Если цена договора с единственным поставщиком не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков), правила направления сведений в реестр договоров смотрите в положении о закупке. Не направляйте в реестр договоры с гостайной и договоры с объектом закупки из специальных перечней (ч. 16 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ, п. 3 постановления № 1132). Полный список сделок, которые не вносят в реестр, смотрите в отдельном материале.

Журнал “Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях” № 1/2020

Закупка у единственного поставщика унитарными предприятиями.

Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Поэтому «вольница» для заказчиков здесь сохраняется. В полной степени воспользоваться ей не могут только государственные и муниципальные автономные и бюджетные учреждения, а также ГУП и МУП, но только в том случае, когда их учредитель (орган государственной власти или местного самоуправления), пользуясь появившимся у него не так давно правом (ч. 2.1 – 2.7 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), устанавливает типовое положение о закупке, обязательное для применения этими заказчиками, и в нем сам четко обозначает, что, как и в каких случаях эти заказчики будут закупать у единственного поставщика.

Среди случаев закупки у единственного поставщика также можно встретить случаи, которые полностью скопированы из Закона № 44-ФЗ, – закупки услуг естественных монополий, преподавательских услуг у физических лиц и т. д. Но есть и интересные «послабления», в отличие от Закона № 44-ФЗ. Например, у ЕП допустимо закупать:

Если же вышеуказанные ограничения отсутствуют (иными словами, если заказчик не обязан применять «спущенное свыше» типовое положение о закупке), то заказчик самостоятельно устанавливает случаи закупки у единственного поставщика в своем положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 27.02.2019 № 17/15158/19).

О закупках в электронной форме.

Напомним, что в Перечне таких ТРУ несколько десятков и они далеко не экзотичны, к ним относятся, например, услуги по чистке и уборке, мебель, канцелярские товары. Поэтому следование вышеприведенной позиции может серьезно усложнить закупочную деятельность заказчика. Вместе с тем эта позиция далеко не бесспорна, ведь в соответствующем правительственном постановлении прямо говорится о том, что закупка ТРУ, включенных в «электронный» перечень, не проводится в электронной форме, если осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно положению о закупке заказчика (п. 2 Постановления № 616).

Отметим, что в принципе возможна даже такая ситуация: через закупку у единственного поставщика заказчик пытается вообще избежать электронных закупок, установив в своем положении о закупке норму о том, что такие закупки в числе прочего могут осуществляться в случае, когда закупаются ТРУ, определенные в соответствующем правительственном постановлении для электронных закупок.

Примеры закупок у единственного поставщика.

Так или иначе, существующие правовые возможности устанавливать случаи закупки у единственного поставщика, имеющиеся либо у самих заказчиков, либо у их учредителей, ведут к тому, что наблюдается великое разнообразие этих закупок. Их можно разделить на следующие группы:

Чтобы не вызвать нареканий у ФАС, при проведении закупок у единственного поставщика заказчику необходимо, прежде всего, соблюдать свои же собственные правила в отношении таких закупок.

Например, на практике один из случаев закупки у ЕП – ситуация, когда поставщик закупаемых ТРУ является единственным поставщиком в данном регионе, а расходы заказчика, связанные с привлечением поставщиков из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным. Причины понятны, но если ФАС установит, что заказчик на основании этого пункта своего положения о закупке произвел закупку ТРУ, поставщики которых все-таки существуют в данном регионе во множественном числе, претензия к заказчику может иметь место на том основании, что он нарушает порядок осуществления закупок, установленный в его же собственном положении о закупке10.

О жесткой позиции контролирующих органов.

Нельзя не отметить, что на практике позиция отдельных контрольных органов по отношению к закупкам у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ может быть и «огульно жесткой». Такие контрольные органы считают, что установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции не нарушается только в трех случаях:

Соответственно, во всех остальных ситуациях, с точки зрения сторонников такого подхода, заказчик просто злоупотребляет своей свободой.

Такие выводы очень опасны для большинства заказчиков, которые достаточно вольно устанавливают в своих положениях о закупке различные случаи закупки у единственного поставщика. Но точку в этой спорной ситуации, вероятно, сможет поставить только ВС РФ, если дело дойдет до него. Ведь такой глобальный вывод одновременно может значить и то, что в своих положениях о закупке заказчики должны ориентироваться на нормы Закона № 44-ФЗ не только в отношении закупок у единственного поставщика, а вообще в отношении любых ситуаций, которые не регулируются нормами самого Закона № 223-ФЗ. А это, нужно признать, уже не что иное, как полный пересмотр подходов, сложившихся в практике.

Дробление закупок.

Еще один важный вопрос, имеющий отношение к закупкам у единственного поставщика, касается темы дробления закупок. Не секрет, что закупки одних и тех же ТРУ посредством заключения нескольких договоров с одним и единственным поставщиком вместо проведения конкурентной закупки и заключения одного крупного договора не так уж редки. Как правило, в ситуации, когда заказчик ограничен стоимостным порогом однократной закупки у единственного поставщика, установленным в его положении о закупке (см. выше).

Следует помнить, что в самом Законе № 223-ФЗ не содержится норм, которые запрещали бы такое дробление, но одним из принципов закупок является отсутствие необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3). При рассматриваемом дроблении конкуренция однозначно отсутствует: заключая несколько «мелких» договоров с одним поставщиком, заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке. Поэтому ключевое значение здесь имеет вопрос о том, обоснованно ограничивается конкуренция или нет.

В ряде случаев ФАС и суды не считают дробление закупок нарушением Закона № 223-ФЗ.

Дробление закупки у единственного поставщика.

Конечно, стоит учитывать, что случаи дробления закупки у единственного поставщика реже попадают в поле зрения контрольных органов, поскольку здесь меньше вероятности подачи жалобы со стороны недовольных поставщиков, чем при конкурентной закупке. Вместе с тем во избежание претензий контрольных органов заказчикам рекомендуется следующее.

Нередко и сам заказчик устанавливает в своем положении о закупке запрет на дробление закупки. Например, в положении о закупке МУП «Водоканал» (г. Подольск) имеется целая статья «Запрет на дробление закупок», в которой устанавливается, что под дроблением понимается умышленное уменьшение объема отдельной закупки (НМЦД) при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции на плановый период и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для закупки всего объема требуемых ТРУ. Рассматриваемое положение запрещает дробить объем закупки на части с целью снижения НМЦД для получения возможности осуществления закупок путем запроса предложений, запроса котировок, у единственного поставщика, применения каких-либо процедур закупки с установленными ценовыми порогами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *