ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 22 сентября 1999 года
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В настоящем Федеральном законе термины “исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации” и “органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации” используются в одном значении.
УКАЗ
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и в целях обеспечения служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации постановляю: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 07.04.2017 № 158)
1. Утвердить прилагаемый Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Установить, что на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам (органам) или организациям, Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации распространяется с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей прохождения службы в указанных органах (организациях). (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2021 № 721)
3. Установить, что директор Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации пользуется правами, предоставленными Министру внутренних дел Российской Федерации, в части, касающейся применения Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, за исключением прав, касающихся применения мер поощрения в виде досрочного присвоения очередного специального звания или присвоения очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 656; от 07.04.2017 № 158)
4. Признать не действующими на территории Российской Федерации:
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1984 г. № 128-XI “О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 19, ст. 342);
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 мая 1984 г. № 129-XI “О Положении о товарищеских судах рядового и начальствующего состава органов внутренних дел” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, № 19, ст. 343).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 14 октября 2012 г. № 1377
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ органов внутренних дел Российской Федерации
1. Настоящий Устав обязателен для исполнения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники).
2. Настоящий Устав определяет:
а) сущность служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации (далее – органы внутренних дел);
б) обязанности сотрудников по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины;
в) обязанности и права руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины;
г) обязательность исполнения приказов и распоряжений руководителя (начальника);
д) порядок применения мер поощрения;
е) порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий;
ж) порядок учета мер поощрения и дисциплинарных взысканий;
з) порядок обжалования дисциплинарных взысканий.
3. Служебная дисциплина в органах внутренних дел – соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, настоящим Уставом, контрактом, а также приказами и распоряжениями Министра внутренних дел Российской Федерации, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных сотруднику прав.
4. Служебная дисциплина в органах внутренних дел обеспечивается:
а) личной ответственностью каждого сотрудника за выполнение своих служебных обязанностей;
б) соблюдением сотрудником порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав, правил внутреннего служебного распорядка органа внутренних дел (подразделения), условий заключенного с сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, правил ношения форменной одежды;
в) неукоснительным исполнением сотрудником приказов и распоряжений руководителя (начальника), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральным законам;
г) соблюдением требований к служебному поведению сотрудников;
д) поддержанием сотрудником уровня квалификации, необходимого для выполнения служебных обязанностей;
е) воспитанием сотрудников, формированием у них высоких личных и деловых качеств, сознательного отношения к выполнению служебных обязанностей;
ж) ответственностью руководителя (начальника) за состояние служебной дисциплины среди подчиненных;
з) осуществлением повседневного контроля со стороны прямых и непосредственных руководителей (начальников) за выполнением подчиненными служебных обязанностей;
и) обоснованным применением руководителями (начальниками) в отношении подчиненных мер поощрения и дисциплинарных взысканий;
к) уважением руководителем (начальником) чести и достоинства подчиненных.
Глава 2. Обязанности сотрудника по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины
а) знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав;
б) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральным законам;
в) соблюдать требования к служебному поведению;
д) проявлять уважение ко всем сотрудникам вне зависимости от их служебного положения и места службы;
е) содействовать руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины;
ж) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
з) соблюдать ограничения, обязанности и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами.
6. Сотрудники, старшие по подчиненности, во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими служебной дисциплины, требований, предъявляемых к служебному поведению, правил ношения форменной одежды.
Глава 3. Обязанности руководителя (начальника) по поддержанию служебной дисциплины
7. В целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан:
а) обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины;
б) четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения;
в) соблюдать установленные порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, протекционизма, преследования сотрудников по мотивам личного характера;
г) принимать меры по противодействию коррупции;
д) знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками;
е) всесторонне изучать личные и деловые качества подчиненных;
ж) создавать необходимые условия для службы, отдыха и повышения квалификации подчиненных, профессиональной служебной и физической подготовки;
з) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;
и) воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;
к) подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей;
л) принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.
8. Дисциплинарные права, предоставляемые руководителям (начальникам), определяются Министром внутренних дел Российской Федерации. Руководитель (начальник) при временном исполнении им обязанностей по должности пользуется дисциплинарными правами по этой должности.
9. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины во вверенном ему органе внутренних дел (подразделении).
Глава 4. Обязательность исполнения приказа руководителя (начальника)
10. Приказ руководителя (начальника) – служебное требование руководителя (начальника), обращенное к подчиненным сотрудникам, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.
11. Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих руководителей (начальников).
12. Приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа.
13. Приказ может быть отдан в письменной или устной форме, в том числе посредством использования технических средств связи, одному подчиненному или группе подчиненных. Приказ, отданный в письменной форме, является основным распорядительным служебным документом (правовым актом), издаваемым руководителем (начальником) на правах единоначалия.
14. Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником).
15. Отдавая приказ, руководитель (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.
16. Руководителю (начальнику) запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к выполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства Российской Федерации. Приказ формулируется ясно, четко и кратко, без употребления формулировок, допускающих различное толкование.
17. Руководитель (начальник), перед тем как отдать приказ, обязан всесторонне оценить обстановку и принять меры по обеспечению его исполнения.
18. Приказы отдаются в порядке подчиненности. При необходимости прямой руководитель (начальник) может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного руководителя (начальника). В таком случае прямой руководитель (начальник) сообщает об этом непосредственному руководителю (начальнику) подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному руководителю (начальнику).
19. Приказ руководителя (начальника), за исключением явно противоречащего закону, должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. При невозможности исполнения приказа сотрудник обязан незамедлительно уведомить об этом руководителя (начальника), отдавшего приказ.
20. Руководитель (начальник), чтобы убедиться в правильном понимании отданного им приказа, может потребовать его повторения, а подчиненный, получивший приказ, может обратиться к руководителю (начальнику) с просьбой повторить его.
21. Исполнив приказ, подчиненный, если он не согласен с приказом, может его обжаловать.
22. Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому руководителю (начальнику), отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному руководителю (начальнику).
23. Подчиненный, не исполнивший отданный в установленном порядке приказ руководителя (начальника), привлекается к ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
24. Руководитель (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие содержания приказа законодательству Российской Федерации и за непринятие мер по обеспечению его исполнения.
25. Отменить приказ имеет право только руководитель (начальник), его отдавший, или вышестоящий прямой руководитель (начальник).
26. Если подчиненный, исполняющий приказ, получит от вышестоящего прямого руководителя (начальника) новый приказ, который может воспрепятствовать исполнению ранее полученного приказа, он докладывает об этом вышестоящему прямому руководителю (начальнику), отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа исполняет его. Руководитель (начальник), отдавший новый приказ, сообщает об этом руководителю (начальнику), отдавшему первый приказ.
Глава 5. Меры поощрения и порядок их применения
27. За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности в отношении сотрудника применяются следующие меры поощрения:
б) выплата денежной премии;
в) награждение ценным подарком;
г) награждение почетной грамотой Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа либо подразделения;
д) занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа либо подразделения;
е) награждение ведомственными наградами;
ж) досрочное присвоение очередного специального звания;
з) присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;
и) награждение огнестрельным или холодным оружием.
28. В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.
29. В образовательных организациях высшего образования Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении курсанта, слушателя наряду с мерами поощрения, предусмотренными статьями 27 и 28 настоящего Устава, могут также применяться следующие меры поощрения: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 № 483)
а) предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательной организации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 № 483)
б) установление именной стипендии.
291. В отношении сотрудника, имеющего дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме приказом Министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя, в качестве меры поощрения применяется только досрочное снятие такого дисциплинарного взыскания. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 07.04.2017 № 158)
30. В случаях когда, по мнению руководителя (начальника), необходимо применить меры поощрения, применение которых выходит за пределы его дисциплинарных прав, он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем (начальником).
31. Меры поощрения объявляются приказами руководителя (начальника) и доводятся до сотрудника лично, перед строем или на совещании (собрании). (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.12.2021 № 721)
32. Меры поощрения, предусмотренные статьями 27 – 29 настоящего Устава, применяются в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации. Представление сотрудников к присвоению специальных званий досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел, к награждению государственными наградами Российской Федерации, к поощрению Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 6. Дисциплинарные взыскания, порядок их наложения и исполнения
33. На сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
г) предупреждение о неполном служебном соответствии;
д) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
е) увольнение со службы в органах внутренних дел.
34. В образовательных организациях высшего образования Министерства внутренних дел Российской Федерации на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными статьей 33 настоящего Устава, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 № 483)
а) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
б) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 № 483)
в) отчисление из образовательной организации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2014 № 483)
35. Не допускается наложение на сотрудников дисциплинарных взысканий, не предусмотренных статьями 33 и 34 настоящего Устава.
36. Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание и выговор могут быть объявлены публично в устной форме.
37. Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является нарушение им служебной дисциплины, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и другими федеральными законами. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.
38. При нарушении служебной дисциплины подчиненным руководитель (начальник) обязан предупредить его о недопустимости таких действий (бездействия), а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, наложить дисциплинарное взыскание.
39. Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.
40. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарног
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ “Об обороне” постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Внести в акты Президента Российской Федерации изменения по перечню согласно приложению.
3. Правительству Российской Федерации:
а) осуществить мероприятия, направленные на реализацию настоящего Указа;
б) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.
4. Министру обороны Российской Федерации:
б) представить в пределах установленной компетенции предложения по приведению актов Правительства Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;
в) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.
5. Признать утратившими силу:
абзацы четырнадцатый – семнадцатый подпункта “в” пункта 24 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 38 “Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 4, ст. 572);
абзацы четвертый и пятый пункта 3, абзацы четвертый и шестой пункта 4, пункты 53 – 56, 69, 70, 103 и 105 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. № 1039 “О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 и в уставы, утвержденные этим Указом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 31, ст. 4714).
6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 161
УСТАВвоенной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации
1. Настоящий Устав определяет основные направления деятельности, функции, полномочия и организацию службы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – военная полиция), применение военной полицией некоторых мер государственного принуждения, права и обязанности должностных лиц военной полиции, порядок участия органов военного управления, соединений, воинских частей (кораблей) в служебной деятельности военной полиции и порядок выполнения военной полицией ряда задач гарнизонной службы, а также случаи и порядок применения военнослужащими военной полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
2. Обязанности должностных лиц военной полиции, не указанных в настоящем Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями, инструкциями и руководствами.
3. Действие настоящего Устава распространяется на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – военнослужащие), и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или находящихся в расположении воинской части, соединения, учреждения, гарнизона (далее – лица гражданского персонала).
4. Действие настоящего Устава не распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, а также на граждан Российской Федерации и иностранных граждан, не проходящих военную службу, и лиц без гражданства (далее – иные лица, лица), за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено настоящим Уставом.
5. Настоящим Уставом руководствуются военнослужащие воинских частей (кораблей), военнослужащие военной полиции и лица гражданского персонала, замещающие в военной полиции воинские должности. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6. Военная полиция входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Вооруженные Силы).
7. Военная полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала, обеспечения в Вооруженных Силах законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил, а также в пределах своей компетенции для противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны.
8. Руководство военной полицией осуществляет Министр обороны Российской Федерации. Начальник центрального органа военной полиции осуществляет управление органами, воинскими частями и подразделениями военной полиции в соответствии с перечнем, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.10.2018 № 597)
9. Военная полиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
10. Деятельность военной полиции осуществляется на основе принципов законности, гласности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.10.2018 № 597)
11. Военная полиция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами и гражданами Российской Федерации в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации, указанными органами и настоящим Уставом.
12. Военнослужащие обязаны оказывать содействие военной полиции при выполнении возложенных на нее функций.
13. Для целей настоящего Устава и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся деятельности военной полиции, используются следующие понятия:
1) “военная автомобильная инспекция Вооруженных Сил Российской Федерации” (далее – ВАИ) – это органы и подразделения военной полиции, предназначенные для планирования, строительства, развития системы обеспечения безопасности дорожного движения и реализации государственной политики в этой области в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях и осуществляющие федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, организующие в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выполнение специальных разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения и осуществляющие их непосредственно, а также организующие и осуществляющие специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах;
11) “военная комендатура” – территориальный орган военной полиции, предназначенный для выполнения задач по обеспечению законности, правопорядка, воинской дисциплины, охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, охраны служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее – военные следственные органы), выполнения задач гарнизонной службы, отнесенных к компетенции военной полиции, а также иных задач на территории закрепленного района ответственности; (Дополнена – Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
2) “дорожно-патрульная служба” (далее – ДПС) – деятельность должностных лиц военной автомобильной инспекции, включающая в себя комплекс мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на контрольном посту ДПС ВАИ или маршруте патрулирования, а также обеспечению передвижения войск (сил) по дорогам общего пользования и территориям путем регулирования дорожного движения и (или) сопровождения транспортных средств Вооруженных Сил;
3) “инспектор ДПС ВАИ” – должностное лицо военной полиции, проходящее военную службу по контракту в подразделении ВАИ или назначенное для несения ДПС на контрольном посту ДПС ВАИ, осуществляющее патрулирование участка дороги, регулирование дорожного движения или сопровождение транспортных средств Вооруженных Сил;
4) “контрольный пост ДПС ВАИ” – определенное планом организации ДПС место на участке дороги, на котором инспекторы ДПС ВАИ выполняют возложенные на них обязанности;
5) “маршрут патрулирования наряда ДПС ВАИ” – определенное планом организации ДПС и согласованное с подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Госавтоинспекция) направление движения наряда ДПС;
6) “маршрут патрулирования патруля военной полиции” – определенный планом обеспечения правопорядка и воинской дисциплины в районе ответственности военной комендатуры и согласованный с органами внутренних дел Российской Федерации путь следования патруля на территории гарнизона, в районе ответственности военной комендатуры, на территориях центральных органов военного управления, управлений военных округов и Северного флота (оперативно-стратегических командований), управлений объединений, управлений соединений, воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных Сил (далее – воинские части) с прилегающей территорией в пределах видимости и слышимости; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210, от 21.12.2020 № 803 – вступает в силу с 1 января 2021 г.)
7) (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
71) “наряд военной комендатуры” – должностные лица военной комендатуры, назначенные в установленном порядке для выполнения обязанностей по обеспечению правопорядка, воинской дисциплины и противодействию преступности среди военнослужащих, по личной охране, охране жилища и имущества лиц, подлежащих государственной защите, а также для охраны военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, и охраны служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов; (Дополнена – Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
8) “наряд ДПС ВАИ” – два и более инспекторов ДПС, назначенные в установленном порядке для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения транспортных средств Вооруженных Сил на контрольном посту ДПС ВАИ или маршруте патрулирования, а также для обеспечения передвижения войск (сил) по дорогам общего пользования и территориям путем регулирования дорожного движения и (или) сопровождения транспортных средств Вооруженных Сил;
9) “наряд патрульной службы” – патрули военной полиции и воинских частей, назначенные в установленном порядке для выполнения обязанностей по обеспечению правопорядка, воинской дисциплины и противодействию преступности среди военнослужащих на территории района ответственности военной комендатуры и в воинских частях; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
10) “охрана объектов Вооруженных Сил” – осуществление комплекса организационно-правовых, режимных, инженерно-технических, охранных и иных мероприятий, направленных на защиту объектов от противоправных посягательств и на сохранение их устойчивого функционирования;
11) “патрулирование наряда ДПС ВАИ” – систематическое обследование определенных (назначенных) участков дорог и маршрутов движения транспортных средств Вооруженных Сил путем регулярного движения по ним наряда ДПС ВАИ на патрульных транспортных средствах ВАИ или в пешем порядке в целях наблюдения и осуществления контроля за соблюдением водителями транспортных средств Вооруженных Сил Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД) и выполнением нормативных правовых актов, регламентирующих порядок использования транспортных средств Вооруженных Сил;
12) “патрульная служба” – деятельность должностных лиц военной полиции и воинских частей, включающая в себя комплекс мероприятий по обеспечению правопорядка, воинской дисциплины и противодействию преступности среди военнослужащих, а в предусмотренных настоящим Уставом случаях – среди лиц гражданского персонала и иных лиц; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
13) “патрульное транспортное средство ВАИ” (далее – патрульное ТС ВАИ) – механическое транспортное средство с нанесенной на наружной поверхности специальной цветографической схемой в соответствии с требованиями ГОСТ, оснащенное специальными световыми и звуковыми сигналами, средствами связи и другим специальным оборудованием, для обеспечения безопасности дорожного движения (далее – БДД), выявления и фиксации нарушений ПДД водителями транспортных средств Вооруженных Сил;
14) “патрульное транспортное средство военной полиции” – механическое транспортное средство с нанесенной на наружной поверхности специальной цветографической схемой в соответствии с требованиями ГОСТ, оснащенное специальными световыми и звуковыми сигналами, средствами связи и другим специальным оборудованием, для обеспечения выполнения задач патрульной службы, перевозки задержанных военнослужащих;
15) “район ответственности территориального органа военной полиции” (далее – район ответственности) – территория в границах одного или нескольких объектов административно-территориального деления, в пределах которой дислоцируются воинские части и организации Вооруженных Сил. Район ответственности может включать в себя несколько гарнизонов, в которых территориальный орган военной полиции штатом не предусмотрен. При этом наличие в районе ответственности объектов административно-территориального деления, находящихся в разных военно-административных единицах Российской Федерации, не допускается. Границы районов ответственности утверждаются командующими войсками соответствующих военных округов (командующим Северным флотом) по согласованию с начальником центрального органа военной полиции; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2020 № 803 – вступает в силу с 1 января 2021 г.)
16) “стационарный пост ДПС ВАИ” – здание, сооружение, предназначенное для несения службы нарядами ДПС ВАИ, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное специальными средствами и принадлежностями для несения ДПС, оборудованное инженерными и иными сооружениями.
Глава 2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ
Организация военной полиции
14. К военной полиции относятся органы, воинские части и подразделения военной полиции, которые созданы для осуществления функций и реализации полномочий, возложенных на военную полицию. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2018 № 16)
15. К органам военной полиции относятся центральный орган военной полиции, региональные и территориальные органы военной полиции.
К воинским частям военной полиции относятся дисциплинарные воинские части и другие воинские части, созданные для осуществления функций и реализации полномочий, возложенных на военную полицию. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.10.2018 № 597)
Состав, организационная структура и штатная численность органов, воинских частей и подразделений военной полиции определяются Министром обороны Российской Федерации в пределах установленной штатной численности военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил с учетом условий дислокации, объема и характера выполняемых задач.
(Статья в редакции Указа Президента Российской Федерации от 22.01.2018 № 16)
16. Территориальные органы военной полиции дислоцируются, как правило, в непосредственной близости от мест дислокации воинских частей, которые имеют наибольшую численность, или на территории воинских частей, расположенных в районе ответственности территориальных органов военной полиции.
Численность территориальных органов военной полиции определяется в зависимости от численности дислоцирующихся в их районе ответственности войск (транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований), размера, количества войсковых полигонов и мест их дислокации, а также от протяженности дорожной сети.
В случае необходимости подразделения военной полиции создаются в составе соединений и воинских частей.
(Статья в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
161. В городах Москве и Санкт-Петербурге военные коменданты гарнизонов одновременно являются военными комендантами этих городов. При организации службы они руководствуются требованиями настоящего Устава, общевоинских уставов Вооруженных Сил и положениями о военных комендатурах городов, комендантами которых являются. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
17. Требования по размещению и оборудованию военной комендатуры и ВАИ (территориальной) изложены в приложении № 1 к настоящему Уставу. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
171. Размещение подразделения военной полиции, которое входит в состав соединения (воинской части), и оборудование мест для его размещения осуществляются в соответствии с требованиями, предусмотренными абзацами первым и вторым статьи 169 и статьей 170 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Комната подразделения военной полиции для задержанных военнослужащих должна быть оборудована в соответствии с приложением № 4 к настоящему Уставу.
(Дополнен статьей – Указ Президента Российской Федерации от 22.01.2018 № 16)
18. Типовые положения о региональном и территориальном органах военной полиции, а также положения о военных комендатурах городов Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются Министром обороны Российской Федерации. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)
Основные направления деятельности военной полиции
19. Основными направлениями деятельности военной полиции являются:
1) обеспечение правопорядка и воинской дисциплины, участие в обеспечении законности, а также осуществление в пределах своей компетенции противодействия преступности;
2) осуществление полномочий органа дознания в Вооруженных Силах;
3) производство в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях и проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам;
4) организация в Вооруженных Силах розыска и задержания военнослужащих, уклоняющихся от военной службы; содействие в пределах своих полномочий органам внутренних дел Российской Федерации в розыске военнослужащих и лиц гражданского персонала, совершивших преступление, а также военного имущества Вооруженных Сил;
5) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержание под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований;
6) охрана и конвоирование военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований;
7) обеспечение охраны объектов Вооруженных Сил, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации,