До даты подведения итогов электронного аукциона исчисляется срок подписания договора заказчиком и какова ответственность в случае несоблюдения срока?

  • Проверяем протокол
  • Получаем контракт для подписи
  • Вносим обеспечение
  • Подписываем контракт

Вы проделали непростой путь к победе в своем первом электронном аукционе. Теперь важно соблюсти процедуру внесения обеспечения контракта и его подписания. Иначе вся работа пойдет насмарку, а вы рискуете попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Чтобы этого не случилось, рекомендуем познакомиться со статьей.

  • Обязательные условия контракта
  • Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта
  • Условия об оплате
  • Приемка результатов контракта
  • Прочие обязательные условия
  • Условие на усмотрение: односторонний отказ
  • Прочие необязательные условия
  • Неотъемлемые части контракта
  • Порядок заключения контракта
  • Если поставщик отказался подписывать контракт

Заключение государственного контракта регулируется законом о госзакупках и гражданским законодательством. Эти нормы требуют, чтобы определенные условия включались в госконтракт в обязательном порядке. Другие же условия заказчик может добавлять на свое усмотрение.

  • Какая закупка будет признана несостоявшейся?
  • Как заключить госконтракт по итогам несостоявшейся закупки?
  • В каких случаях требуется разрешение контролирующего органа?
  • Порядок согласования заказчиком закупки без торгов
  • Как поставщик может заключить госконтракт без торгов

С вступлением в силу с 1 января 2022 года нововведений осуществлять государственные закупки стало проще и доступнее, в частности, для субъектов малого и среднего предпринимательства: сократились сроки оплаты, усовершенствовался электронный документооборот, процедуры закупок претерпели изменения. Наряду с возросшим числом выставленных госзаказов, тем не менее, доля несостоявшихся закупок по-прежнему остается высокой. Так, по итогам второго квартала 2022 года несостоявшимися признаны 179 тысяч тендеров на сумму 394,2 млрд. рублей, причем, большая часть из них представляется электронные аукционы. Ранее такие тендеры необходимо было дублировать и искать поставщиков заново, теперь заключение контракта стало возможным провести напрямую.

  • Суть электронной процедуры
  • Понятие госзакупок по 44-ФЗ
  • Порядок действий для участия в электронном аукционе
  • Размер и способы обеспечения заявки и исполнения контракта
  • Документы для проведения электронного аукциона, подача заявки на участие
  • Процесс проведения аукциона
  • Особенности заключения контракта
  • Если аукцион признали несостоявшимся
  • Особенности электронного аукциона

Самой распространённой процедурой в 44-ФЗ является электронный аукцион – 80% всех закупок проходит именно в этом формате. И, хотя суть его довольна проста: выигрывает тот, кто дал самую низкую цену, – электронный аукцион имеет свои особенности.

Электронный аукцион можно проводить на любую сумму, но, когда участников много, они начинают торговаться. В такой ситуации важно детально рассчитать стоимость исполнения контракта и свои возможности, не поддаваться азарту. При подготовке к электронному аукциону нужно учитывать нижнюю цену.

В сегодняшней статье мы разберём пошаговую инструкцию для участия в открытом электронном аукционе.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

У нас окончание подачи заявок на участие в аукционе и всего одна заявка. Мы его допускаем.

Действительно ли, что с нового года бюджетные организации опять должны возить пакеты документов на согласование в случае, если подана только одна заявка?

Необходимо ли согласование заключения контракта? Если да, то какой пакет собрать и куда отвозить?

Если по итогам электронного аукциона по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, то согласование заключения контракта с контрольным органом не требуется. 

Если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана только одна заявка, то в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) электронный аукцион должен быть признан несостоявшимся.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 16 ст. 66 Закона N 44-ФЗ (по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка), контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.

При этом в данной ситуации в соответствии с действующими нормами законодательства согласование заключения контракта с контрольным органом не требуется.

В силу ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ только в некоторых случаях придется согласовывать возможность заключения контракта с единственным поставщиком, например, после признания несостоявшимися:

Если несостоявшимися признаны электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или любой вид конкурса, проведенные в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не нужно (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Порядок согласования установлен Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 N 189. Учреждению нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение. Для федеральных закупок и всех закрытых процедур таким органом выступает ФАС, для региональных и муниципальных – контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ муниципального образования.

У нас прошел аукцион, протокол подведения итогов – 11.04.2019. Проект контракта поставщику отправили 16.04.2019, он прислал подписанный контракт 17.04.19. Ст. 83.2 ч.7 обязывает подписать в течение 3-х дней (срок: 19.04.2019), ст. 83.2 ч. 9 – не ранее 10 дней (срок: 22.04.2019). Получается, какой срок не выбрать – нарушение. Что можно предпринять в такой ситуации?

Согласно закону, при размещении протокола по итогам электронного аукциона 11.04.2019 самая ранняя дата подписания контакта – 22.04.2019  (10 календарных дней заканчиваются 21.04.2019). Три рабочих дня, в течение которых должен быть подписан контракт заказчиком заканчиваются также 22.04.2019 года. Эта дата определяется следующим образом: 17.04.2019 был размещен подписанный победителем проект контракта, трехдневный срок начинает течь со следующего дня, то есть с 18.04.2019, а заканчивается 22.04.2019.

Соответственно, если Вы подпишете и разместите в ЕИС контракт 22.04.2019 года, нарушения сроков не произойдет.

Согласно части 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019), в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке, обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Согласно части 9 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.

Начало течения срока (периода времени) может определяться датой, событием, действием контрагента или иным обстоятельством, предусмотренным договором или законом (ст. 191, п. 1 ст. 314 ГК РФ). При расчете срока не учитывается день, указанный как начало срока (конкретная дата либо день, когда совершено действие или произошло событие). Считать нужно со следующего календарного дня (ст. 191 ГК РФ). Причем не имеет значения, рабочий это день или нет.

Если итоги по аукциону подведены были 11.12.19, а победитель подписал контракт 16.12.19, то в какие сроки я должен подписать контракт как заказчик? И прошу уточнить, какой штраф предусмотрен и по какой статье КоАП это попадает под нарушение?

Если итоги по электронному аукциону подведены были 11.12.19, а победитель подписал контракт 16.12.19, то заказчик должен подписать контракт не ранее 21.12.2019.

Несоблюдение данного срока влечет наступление административной ответственности по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.

В этом случае подписание контракта 20.12.2019 является нарушением ч. 9 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ.

Минимальный срок заключения контракта по результатам электронного аукциона – не ранее 10 календарных дней со дня публикации итогового протокола аукциона (ч. 9 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

Максимальный срок подписания контракта будет зависеть от действий сторон и исчисления рабочих и календарных дней:

Если в процессе заключения будут разногласия, то на их урегулирование выделяется пять календарных дней участнику для подготовки и размещения на электронной площадке протокола разногласий и три рабочих дня заказчику для его рассмотрения и размещения в ЕИС результатов такого рассмотрения. Участник после этого в течение трех рабочих дней размещает на электронной площадке подписанный проект контракта (ч. 4, 5, 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

Несоблюдение каждого из этих сроков влечет наступление административной ответственности по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.

При этом следует исходить из системной взаимосвязи частей 27 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.

Совокупное толкование  ч.ч. 27 и ч. 13 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что максимально возможный срок на заключение государственного контракта составляет 19 дней, а для урегулирования разногласий, связанных с содержанием контракта, и его подписание со стороны участника закупки – 16 дней (исчисляемых с даты опубликования итогового протокола электронного аукциона в ЕИС).

Указанный правовой подход в наибольшей степени отвечает балансу частных и публичных интересов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П) и принципу стабильности публичных правоотношений, поскольку направлен на защиту прав и законных интересов заказчиков закупочной процедуры как лиц с наибольшей публично-правовой ответственностью в рассматриваемых правоотношениях, а также направлен на недопустимость извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и недопустимость злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ).

При этом максимальный 19-дневный срок отведен именно на заключение контракта, процедура которого включает в себя его подписание не только участником, но и совершение заказчиком действий, предусмотренных  ч.ч. 79 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ для окончательного заключения государственного контракта (размещение такого контракта в ЕИС), а потому, по смыслу ч. ч. 27 упомянутой статьи закона, максимально отведенный для участника закупки срок на подписание контракта составляет именно 16 (шестнадцать) дней со дня размещения заказчиком в единой информационной системе итогового протокола аукциона (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019 N 09АП-24131/2019 по делу N А40-268182/18).

В исследуемой ситуации итоговый протокол по аукциону был размещен 11.12.2019. Исходя из сроков, установленных ч. 9 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, контракт по рассматриваемой закупке должен быть заключен не ранее 21.12.2019.

Обязательные условия контракта

К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:

  1. Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  2. Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
  3. Условия, которые касаются оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
  4. Условия о приемке результатов исполнения контракта — порядок и срок ее проведения.
  5. Условия об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.
Росимущество:  Угонщики конфисковали автомобили в Ставропольском крае

Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Процесс проведения аукциона

Участники, которые подали заявки, заходят на ЭТП в назначенное время и подают свои ценовые предложения – стоимость, по которой они готовы выполнить контракт. В ходе аукциона ценовые предложения снижаются.

Каждое снижение – шаг аукциона, который составляет 0,5% – 5% от НМЦК.

  1. Приём ценовых предложений длится 4 минуты. Общая продолжительность приёма предложений – не более 5 часов.
  2. Когда завершён основной этап, участники могут в течение 10 минут подать цену, чтобы занять 2 место. Такая цена не должна быть ниже минимального ценового предложения, которое поступило во время основного этапа.
  3. Если поставщик не подал ни 1 ценового предложения, его минимальным предложением будет считаться начальная цена контракта.
  4. Через час после завершения процедуры ЭТП присваивает номера заявкам в порядке возрастания цены контракта и формирует протокол подачи ценовых предложений. При этом, если несколько участников подали одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер получит поданная раньше других заявка.
  5. В течение 2 рабочих дней после окончания срока подачи заявок заказчик:
  • рассматривает заявки и ценовые предложения
  • присваивает заявкам порядковые номера
  • формирует протокол подведения итогов

В ходе аукциона участники могут снизить цену до 0,5% от НМЦК или ниже. В таком случае аукцион будет идти в обратном направлении: участники предлагают сумму, которую они готовы заплатить за заключение контракта заказчику. Увеличивать цену можно до 100 млн рублей.

Участник закупки вправе направить заказчику запрос на разъяснение. Всего разрешено подать:

  • для разъяснения документации – 3 запроса
  • для разъяснения подачи ценовых предложений – 1 запрос
  • для разъяснения протокола подведения итогов – 1 запрос

Подписываем контракт

Если в контракте нет ошибок либо все разногласия устранены, поставщик его подписывает и направляет заказчику в течение 5 дней. К документу прилагается банковская гарантия или платежка о переводе денежных средств в обеспечение исполнения контракта.

Теперь очередь за заказчиком. На подпись ему отводится 3 дня. Когда контракт подписан, можно приступать к его исполнению.

Условия об оплате

Каждый контракт обязан включать информацию о том, каким образом будет осуществляться его оплата. В контракте должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчетов. Гражданский кодекс предусматривает четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Что касается срока оплаты, то он должен быть четко прописан и не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Суть электронной процедуры

Под электронным аукционом понимают закупку, которая:

  • проводится в электронной форме и осуществляется на электронной торговой площадке (ЭТП)
  • проходит в формате открытых торгов в реальном времени, то есть участники видят заявки друг друга и могут улучшить их ценовые предложения

Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта.

Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:

  • точно описать объект закупки
  • оценить заявку исключительно по цене

Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.

Кроме того, заказчик может закупать посредством аукциона и другие товары, работы или услуги, если их можно четко описать и оценить лишь по цене.

Вносим обеспечение

Вопрос об обеспечении контракта нужно решить заранее, еще до того, как вы станете победителем. Начинающие поставщики зачастую совершают ошибку, не обдумав, как именно они будут это делать. Если не внести обеспечение, будет считаться, что победитель уклонился от подписания контракта.

Обеспечение вносится денежными средствами либо предоставлением банковской гарантии. На оформление последней понадобится некоторое время, что тоже нужно учитывать.

Если вы уже получили контракт на подпись, но вопрос с обеспечением еще не решен, можно оттянуть дату подписания, составляя протоколы разногласий.

Как поставщик может заключить госконтракт без торгов

Предусмотренное законодательством заключение госконтракта без участия в электронных торгах предоставляет поставщикам новые возможности для получения прибыли. Чаще всего несостоявшимися признаются закупки, требующие определённой квалификации при выполнении работ (оказании услуг) или реализации специфических товаров.

Поэтому ввиду ограниченного срока на направление обращения для получения одобрения сделки (5 рабочих дней), целесообразным будет оформление электронной подписи и заблаговременная регистрация в ЕИС.

В целях заключения контракта без проведения торгов поставщикам необходимо постоянно проводить мониторинг закупок на предмет наличия несостоявшихся закупок в интересующей сфере деятельности и оперативно предлагать свои услуги таким заказчикам, анализировать потребности поставщиков и рынок спроса-предложения в данной отрасли, проводить рассылку своего коммерческого предложения выявленным потенциальным заказчикам. Таким образом, поставщики смогут вовремя заполучить интересующий их тендер без снижения цены контракта или же, возможно, определить новую стратегию развития, заняв нишу с низким уровнем конкуренции и надёжными заказчиками.

Если аукцион признали несостоявшимся

Для всех конкурентных открытых закупок применяются единые случаи, при которых закупка будет признана несостоявшейся:

  • была подана 1 заявка
  • установленным требованиям соответствует 1 заявка
  • не были поданы заявки
  • все заявки комиссия отклонила
  • всех участников закупки признали уклонившимися
  • заказчик отказался заключать контракт с единственным участником.

Если аукцион признали несостоявшимся, возможны следующие варианты:

  • заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, если была подана или допущена 1 заявка
  • заказчик может провести новую закупку либо провести закупку у единственного поставщика, если не было подано либо не было допущено ни 1 заявки или все участники были признаны уклонившимися.

Порядок согласования заказчиком закупки без торгов

Получением одобрения на заключение сделки занимается заказчик самостоятельно. Причем разные уровни власти направляют свои заявки в соответствующие ведомства: федеральные органы власти направляют обращение в ФАС, региональные учреждения – региональным властям, муниципальные – на муниципальный уровень.

С даты размещения в ЕИС протокола о признании закупки несостоявшейся на направление обращения отводится 5 рабочих дней. По истечению срока заключение сделки без торгов станет невозможным. Одобрение по открытым торгам направляются заказчикам в электронном виде.

Порядок получения одобрения контролирующими органами сделки:

  1. Формирование заказчиком обращения в установленный законом срок в ЕИС и направление его контролеру.
  2. В течение 10 рабочих дней проведение контролирующим органом внеплановой проверки по поступившему обращению, вынесение решения по итогам рассмотрения
  3. Направление ведомством решения заказчику через ЕИС.
  4. При получении одобрения – снятие блокировки с контракта в личном кабинете заказчика.

Форма обращения для получения одобрения формируется системой автоматически, заказчик заполняет сведения о заказчике, поставщике, контракте, закупке и причинах, по которым закупка признана несостоявшейся. К обращению необходимо приложить пакет подтверждающих документов о закупке, копии составленных протоколов, поданных заявок и сведения о ценовых предложениях. иную информацию.

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени. Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Неотъемлемые части контракта

Зачастую возможность исполнить обязательство зависит от информации, которая содержится в иных документах: спецификациях, актах, инструкциях, технических заданиях, лицензиях, специальных перечнях, документах, подтверждающих характеристики объектов и так далее. В таком случае эти документы становятся неотъемлемой частью контракта, и в его тексте необходимо сделать на них соответствующее указание.

Документы для проведения электронного аукциона, подача заявки на участие

Чтобы провести электронный аукцион, заказчик размещает в ЕИС извещение (п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).

С 1 января 2022 г., чтобы участвовать в электронном аукционе, не требуется допуск. Подаётся единая заявка: подготовка 2 частей не нужна. Подавшие заявку участники вправе направить ценовые предложения (ч. 1 ст. 43, ч. 1, 2 ст. 49 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы участвовать в электронном аукционе, заявка должна содержать данные (ч. 1 ст. 49 Закона № 44-ФЗ):

  1. Об участнике закупки:
  • требуется решение о согласии на совершение крупной сделки или о её последующем одобрении, если для участника крупной сделкой считается заключение контракта, предоставление обеспечения заявки или исполнения контракта (подп. «м» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ)
  • документы, которые подтверждают соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ: выписки из реестров лицензий, из реестров СРО, лицензии на использование результатов интеллектуальной деятельности и т.д., – если они требуются законом и заказчик установил соответствующие требования
  • декларация о соответствии участника требованиям, которые установлены пп. 3–5, 7–11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (подп. «о» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ)
  • реквизиты счёта участника для оплаты контракта. Данные не предоставляются, если по закону такой счёт открывается после заключения контракта.
  1. О товаре (включая товар, поставляемый при выполнении работ, оказании услуг):
  • информацию и документы, предусмотренные правовыми актами, принятыми по ч. 3-4 ст. 14 44-ФЗ, если в извещении были установлены запреты, ограничения или условия допуска. Если такие документы не предоставить, заявку приравняют к заявке с предложением иностранных товаров (работ, услуг)
  • предложение участника закупки касательно товара, который в том числе поставляется при выполнении работ (оказании услуг), где указываются:

1) характеристики товара, которые соответствуют показателям из описания объекта закупки, и товарный знак, если есть. Сведения можно не указывать, если товарный знак указан в описании объекта закупки и к поставке предлагается товар с ним же; если в описании объекта закупки есть проектная документация либо смета на капремонт (ч. 2 ст. 43 44-ФЗ)

2) наименование страны происхождения товара по Общероссийскому классификатору стран мира

Обратите внимание: если в закупке с запретом на допуск товаров иностранного происхождения предложить иностранный товар, то оператор ЭТП обязан вернуть заявку (подп. «д» п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ).

3) документы, которые подтверждают соответствие товара, работы или услуги требованиям законодательства, требуются для отдельных товаров, если заказчик установил в извещении такое условие. Например, документ для подтверждения регистрации товара при закупке лекарств – копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письмо Минфина России от 12 октября 2020 г. № 24-02-06/88891).

Важно: в остальных случаях, если по закону документы передаются вместе с товаром (копия паспорта товара, сертификат качества и др.), требование предоставить их при подаче заявки неправомерно, так как участник не обязан в этот момент иметь товар в наличии.

Срок подачи заявки рассчитывается с момента публикации заказчиком извещения о закупке:

  • для закупок до 300 млн рублей – 7 дней
  • для строительных закупок до 2 млрд рублей – 7 дней
  • в остальных случаях – 15 дней
Росимущество:  17-я конференция и выставка «ЦОД» (16+)

Если в извещение внесли изменения, сроки подачи продлевают:

  • если изначально срок был 15 дней, на 7 дней
  • если изначально срок был 7 дней, на 3 дня

Наглядно о сроках аукциона

Наглядно о сроках аукциона

Какая закупка будет признана несостоявшейся?

Известно, что закупки могут быть признаны несостоявшимися, недействительными и отменёнными. Несостоявшимся признается тендер, в ходе которого не было произведено конкурентного состязания между участниками. Недействительным признается тендер, в ходе проведения которого были допущены нарушения норм Федерального закона и (или) Гражданского кодекса. Отменённым тендер становится либо по предписанию контролирующего органа, либо по каким-либо причинам по воле заказчика.

На основании части 1 статьи 52 Федерального закона 44-ФЗ закупка признается несостоявшейся по следующим причинам:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • ни одной заявки не было подано
  • подана только одна заявка
  • из числа поданных заявок признана соответствующей требованиям только одна заявка
  • все поданные заявки были отклонены комиссией
  • победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался от заключения контракта
  • заказчик отказался от заключения контракта с единственным участником по законным основаниям

Понятие госзакупок по 44-ФЗ

Сейчас все закупки проводятся на электронной площадке в электронной форме. Исключение – закупки не для всех. Закупку размещают на общем сайте госзакупок zakupki.gov.ru, который после регистрации доступен любому участнику.

Участники ищут интересную им закупку на сайте zakupki.gov.ru, после чего подают необходимую документацию через электронную площадку.

На электронной площадке заказчик:

  • проводит аукцион
  • знакомится с 1 и 2 частями электронного аукциона
  • подписывает госконтракт с победителем

Электронный аукцион – это способ закупки, при котором взаимодействие между заказчиком и поставщиком происходит в режиме онлайн. Победителем становится участник, который предложил наиболее низкую цену для заключения контракта. При этом заказчик и поставщик обмениваются не бумагами, а электронными документами. Электронная подпись и ноутбук позволяют участвовать в аукционе из любой точки мира.

Государство – надёжный крупный заказчик. В 2021 году общий объём муниципальных и государственных заказов (с учётом госкорпораций и естественных монополий) оценили примерно в 18,7 трлн рублей.

Проверяем протокол

Итоговый протокол аукциона должен быть размещен в ЕИС не позднее, чем через 3 дня после проведения торгов. Это может случиться и раньше, но на 4-й день после проведения аукциона вы в любом случае должны увидеть его в ЕИС. Если протокола нет, значит, заказчик нарушает процедуру.

Размер и способы обеспечения заявки и исполнения контракта

Заказчик обязан требовать обеспечения заявки на участие в аукционе (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ). Размер обеспечения заявки составляет 0,5% – 1% от начальной цены контракта.

Исключение: в закупках до 1 млн руб. заказчик может обойтись без обеспечения.

Внести обеспечение заявки можно:

  • заблокировав денежные средства на спецсчёте
  • предоставив независимую гарантию

Как упоминалось выше, спецсчёт открывается в одном из одобренных Правительством РФ банков.

Победившему в закупке поставщику нужно внести обеспечение исполнения контракта (ОИК), которое составляет 0,5% — 30% от НМЦК.

Для обеспечения также можно использовать независимую гарантию. Список банков и организаций, которые могут выдавать гарантии, утверждается Правительством РФ.

Особенности электронного аукциона

В извещении об электронном аукционе заказчик устанавливает 3 вида требований к участникам:

  • единые
  • дополнительные
  • факультативные

Участники должны подходить под все указанные требования. Соответствие единым требованиям участники декларируют на ЭТП самостоятельно, подтверждают, что закон не ограничивает их в участии в закупках.

Важно: если закупка проводится для СМП, необходимо подтвердить свою принадлежность к СМП, проставив «галочку» на ЭТП.

Запрос на разъяснение

Часто госзаказчики допускают ошибки в документации: не указывают место доставки, требуемое количество товара, не прикрепляют важный документ, применяют непонятные формулировки и т.д. Однако участник электронного аукциона вправе подать запрос на разъяснение через электронную площадку.

Обратите внимание: количество запросов ограничено — не более 3 раз, но в самом запросе разрешается задать необходимое количество вопросов.

После получения запроса заказчик должен в течение 2 дней ответить на него. Если действительно была допущена ошибка, в документацию нужно внести изменения. И, хотя сроки процедуры увеличатся, всё будет по правилам.

На всех 8 ЭТП установлены одинаковые шаги аукциона и время ожидания ценовых предложений:

  • диапазон шага 0,5 – 5% от НМЦК, но не менее, чем 100 рублей
  • время для подачи предложений – до 10 минут

Пример: проводится аукцион на 1 млн рублей, шаг аукциона составит 5 000 – 50 000 рублей. Разрешается «шагать» любой цифрой в указанном диапазоне.

Особенности проведения аукциона

Участвуя в электронном аукционе, следует обращать внимание на такие основные моменты, как:

  • время, оставшееся до окончания аукциона
  • шаг аукциона – он строго регламентирован законодательством: минимум 0,5% от начальной максимальной стоимости заказа. При этом частнику даётся на размышление 10 минут, выступать ли с предложением о понижении цены

Участник открытого аукциона не вправе подавать предложение о цене контракта:

  • равное или большее чем предложения, ранее поданные участниками аукциона, а также предложение о цене контракта, равное нулю
  • ниже текущего минимального предложения о цене контракта, который снижен на шаг аукциона.

Торги будут считаться завершёнными, если никто не внёс более выгодного предложения через 10 минут после предъявления самой низкой ставки.

За несколько минут система автоматически сформирует протокол с итогами торгов, где будут указаны лучшие ставки, а всех участников скроют под номерами.

Только после проведения аукциона заказчикам станут доступны 2-ые части заявок, где будет указано, какие компании скрыты под номерами. После рассмотрения 2-ых частей заявок будет выявлен победитель, которому направят госконтракт. Контракт необходимо подписать электронно в установленные сроки.

Также нужно предоставить обеспечение контракта, размер которого составляет до 30% от НМЦК. Эту сумму можно перевести на временный счёт заказчика или представить в виде банковской гарантии.

Контракт

Условие на усмотрение

Если заказчик желает включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, то его условия необходимо включить в документацию и проект контракта. В противном случае сделать это будет невозможно. Более подробно об условиях одностороннего расторжения читайте в этом материале.

Прочие необязательные условия

Контракт содержит и иные условия, как существенные, так и нет. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Кроме того, в контракт могут быть включены:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал. В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС. Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта. В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

Порядок действий для участия в электронном аукционе

Чтобы участвовать в электронном аукционе, нужно получить электронную подпись и доступ на электронные торговые площадки (ЭТП), а также подготовить спецсчёт. Рассмотрим этот процесс подробнее:

  1. Квалифицированная электронная подпись (КЭП) аналог собственноручной подписи. Без неё невозможно подать заявку, ценовое предложение, а также подписать контракт.
  2. Регистрация в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в ЕИС. Без регистрации не получится подать заявку.
  • зарегистрировать на портале госуслуг руководителя юрлица или ИП
  • создать профиль организации на портале госуслуг
  • зарегистрировать организацию в ЕИС
  • дождаться передачи информации с ЕИС на ЭТП (обычно это занимает 1 рабочий день)

С 2022 года регистрация в ЕИС бессрочная.

  1. Аккредитация на ЭТП. Регистрация в ЕИС позволяет автоматически получить аккредитацию на 8 федеральных ЭТП, где проводятся госзакупки.

Заказчикам по 44-ФЗ допускается размещать закупки только на площадках из указанного в распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р перечня:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «Российский аукционный дом».
  4. АО «ТЭК – Торг».
  5. АО «Электронные торговые системы».
  6. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов».
  7. ООО «РТС – тендер».
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

В рамках торговой площадки каждый аккредитованный поставщик имеет личный кабинет, который позволяет подавать заявки на участие в аукционах и участвовать в них, подавать запросы для разъяснения документации по аукциону и др.

  1. Открытие спецсчёта в одном из банков, перечисленных в перечне Правительства РФ.

Спецсчёт — расчётный счёт в банке, который предназначен только для работы с обеспечением заявок (имеет дополнительный функционал).

Спецсчёт можно открыть в одном из 25 банков, указанных в распоряжении Правительства РФ от 13 июля 2018 г. № 1451-р, которые вправе работать с обеспечением заявок по 44-ФЗ.

Он нужен, чтобы обеспечить заявку, – с него производится оплата за вход в закупку и списывается плата за победу в электронном аукционе.

Особенности работы со спецсчётом:

  1. Необходимо контролировать остаток средств на спецсчёте. Если вы часто принимаете участие в аукционах, это особенно важно. Теперь, чтобы подать заявку заново, нужно иметь достаточно средств на обеспечение. Деньги блокируются в день и час завершения подачи заявок, и если обеспечение отсутствует, то заявку отклонят. Поэтому, если деньги заканчиваются, счёт нужно своевременно пополнять на сумму, достаточную для обеспечения.
  2. Пополнение счёта доступно всем. Главное – чтобы хватало денег на обеспечение участия в закупке в момент списания средств, поэтому важно рассчитывать сроки.
  3. Риск блокировки счёта налоговой. Нужно внимательно следить за работой бухгалтерии, а также за финансовой дисциплиной. Если есть какие-либо задолженности либо несвоевременно сдана отчётность, налоговая служба заблокирует спецсчёт или же спишет с него деньги.
Росимущество:  Две тысячи девятьсот рублей 2900 рублей. в словах

Получаем контракт для подписи

Контракт направляется заказчиком в течение 5 дней после размещения итогового протокола. Ничто не мешает заказчику сделать это и на следующий день, поэтому важно заходить в ЕИС и проверять почту, чтобы не пропустить этот момент. Ведь срок, отведенный вам на подпись контракта, ограничен пятью днями. А за это время надо все проверить, подписать и успеть внести обеспечение.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Обратите внимание! Иногда бывает, что уведомление о направлении заказчиком контракта попадает в папку «Спам» почтового сервиса. Из-за этого поставщик может не уложиться в отведенные сроки. ФАС в таком случае может включить поставщика в РНП. Арбитры же более снисходительны — известны случаи, когда они отменяли решение антимонопольного органа. В любом случае не следует полностью уповать на электронную почту.

Получив контракт, следует очень внимательно с ним ознакомиться. Порой заказчики (по ошибке, а иногда и умышленно), прописывают в контракте немного иные условия, чем содержатся в проекте. Также следует уделить пристальное внимание информации о вас, которую заказчик внес в контракт.

Ошибки в контракте

Если замечены ошибки или неточности, следует составить протокол разногласий. Сформировать его можно в свободной форме и передать заказчику через ЭТП. В нем нужно указать, в каких именно данных или параметрах допущены ошибки.

Важно помнить, что вносить изменения в существенные условия контракта нельзя. А таковыми являются, в частности, срок исполнения, цена контракта и многое другое. Хотя существуют ситуации, когда цену контракта можно изменить — об этом читайте в отдельном материале.

Контракт, который заказчик прислал на подпись, должен полностью соответствовать проекту, за исключением сведений из заявки победителя.

Закон не ограничивает количество протоколов разногласий. То есть их может быть несколько. Однако нужно учитывать, в соответствии с пунктом 4 статьи 528 Гражданского кодекса, контракт должен быть заключен не позднее 20 дней с даты проведения торгов. То есть подача протоколов разногласий должна уложиться в эти сроки. При этом нужно иметь в виду, что 3 дня с момента подачи протокола заказчику дается на ответ, а еще 3 дня отводится поставщику на подписание. Таким образом, последний протокол разногласий поставщик может направить не позднее 13-го дня после проведения торгов.

Прочие обязательные условия

Также в контракт должны быть включены условия о сроках исполнения, о предоставлении обеспечения и его возврате. Последнее условие формируется на основании положений части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. Что касается сроков, то в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса, это может быть фиксированная дата, период (например, 1 год), интервал (например, 1–15 число каждого месяца) либо срок действия (например, в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Как заключить госконтракт по итогам несостоявшейся закупки?

В случае признания закупки несостоявшейся возможно выполнение следующих действий:

  1. Заключение госконтракта с единственным участником тендера.
  2. Размещение нового госзаказа при отсутствии хотя бы одной соответствующей требованиям заявки.
  3. Поиск поставщика и заключение госконтракта без проведения торгов при отсутствии хотя бы одной соответствующей требованиям заявки.

В случае поступления хотя бы одной заявки, которая отвечает требованиям тендера, дальнейшие действия разнятся от вида закупки:

  • При проведении конкурса – проверяют остальные части заявки. И по итогам заключается контракт с единственным участником
  • При проведении аукционов – сразу переходят к заключению контракта без проведения торгов
  • При запросе котировок – по итогам рассмотрения заявок заключают контракт

В случаях, когда не было подано ни одной заявки, либо от сделки отказался заказчик, либо все участники уклонились от подписания контракта, возможно:

  1. Проведение закупки повторно
  2. Заключение контракта без проведения торгов (ч. 8 ст. 52 44-ФЗ).

Если была подана только одна заявка

В случае поступления по заказу только одной соответствующей требованиям заявки, возможно подписание контракта с единственным участником тендера. В некоторых случаях придётся получать разрешение контролирующих органов.

Такую сделку оформляют только по тем условиям, которые были прописаны в извещении о проведении закупки. На этапе заключения контракта изменять условия сделки нельзя. При наличии разницы между ценой контракта и ценой предложения разрешено повысить объём закупки на соответствующую сумму (п. 2 ч. 2 ст. 51 №44-ФЗ). После подписания соглашения позволяется внесение изменений в контракт при наличии веских оснований.

В случаях, когда не требуется получение разрешения контролирующего органа на заключение госконтракта с единственным участником тендера, подписание контракта по итогам электронных торгов проходит в обычном режиме в течение 9 рабочих дней, из числа которых:

  • 2 дня отводится на оформление заказчиком проекта договора
  • 5 дней – на ознакомление и подписание контракта участником
  • 2 дня – на подписание контракта заказчиком

По итогам проведения запросов котировок подписание госконтракта проводится за 3 рабочих дня:

  • 1 день – на оформление заказчиком проекта договора
  • 1 день — на подписание контракта участником
  • 1 день — на подписание контракта заказчиком

В случаях, когда требуется получение разрешения контролирующего органа – добавляется ещё один этап между подписанием контракта поставщиком и заказчиком. В этом случае, заказчик подписывает контракт после получения одобрения и срок подписания контракта берет отсчёт со дня, следующего за днём получения этого одобрения.

Если ни одной заявки не было подано

На основании ч.8 ст. 52 №44-ФЗ в случаях, когда в тендерах не подано ни одной заявки, соответствующей требованиям закупки, заказчик вправе провести конкурс или аукцион ещё раз или заключить госконтракт напрямую, без проведения торгов. Причем, в этом случае производить увеличение объёма закупок, как в случае, рассмотренном выше, нельзя. Однако запрета на снижение цены контракта нормами законодательства не установлено.

Кроме того, при проведении закупки без конкурса необходимо учитывать те же требования к исполнителям, которые были установлены для проведения конкурса. Например, если закупка предназначалась для исполнения субъектами малого предпринимательства, то изменить это условие в дальнейшем уже невозможно (п. 1 ч. 5 ст. 93 44-ФЗ).

В ходе проведения котировок при не поступлении заявок законодательно не предусмотрено заключения контрактов напрямую, поэтому закупку придется продублировать ещё раз.

В остальных случаях (проведение аукционов или конкурсов) заключение контракта происходит в следующем порядке:

  1. Заказчику надлежит разместить в ЕИС протокол о несостоявшемся тендере с обязательным указанием о планируемом заключении контракта без проведения торгов, согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 №44-ФЗ.
  2. Заказчик своими силами проводит поиск поставщика, соответствующего требованиям несостоявшейся закупки.
  3. Поставщик вносит сведения о себе в реестр участников закупок (ЕРУЗ) при их отсутствии.
  4. Заказчик подготавливает проект контракта и направляет его поставщику на согласование с помощью ЕИС.
  5. Поставщик подписывает проект контракта.
  6. Госучреждение обращается за получением одобрения заключения контракта к контролирующему органу.
  7. При необходимости вносятся изменения в проект контракта на основании требований контролирующего органа. При отсутствии замечаний договор подписывается заказчиком.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия. Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями — наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта. Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника — электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус — цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей. Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

В каких случаях требуется разрешение контролирующего органа?

Требование на наличие одобрения контролирующего органа для заключения госконтракта по итогам несостоявшейся закупки зависит от следующих факторов:

  • причины признания закупки несостоявшейся
  • вида закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок)
  • типа заказчика (федеральные, региональные или муниципальные учреждения)
  • цены закупки

Вот список случаев, при которых потребуется получение одобрения:

  1. Есть только одна заявка, соответствующая требованиям закупки. Предельная НМЦК (Постановление Правительства РФ №961 от 30.06.2020) будет:
  • для федеральных аукционов и конкурсов 500 млн руб.
  • для региональных и муниципальных аукционов и конкурсов 250 млн руб
  1. Нет ни одной заявки, соответствующей требованиям. В этом случае предельная НМЦК для всех аукционов и конкурсов будет 1 тыс. руб.

Необходимо отметить, что при несостоявшемся проведении запроса котировок получения одобрения для заключения сделки не предусмотрено. В таких случаях либо заключают контракт с единственным участником, либо проводят закупку заново при отсутствии заявок (письмо Минфина № 24-01-09/10138 от 14.02.2022).

В остальных случаях, при получении одобрения контролирующего органа срок подписания контракта считают со дня, следующего за днём получения разрешения. До получения одобрения заказчику запрещено подписывать соглашение. Также заказчику запрещено подписывать контракт, если после публикации в ЕИС протокола о признании закупки несостоявшейся не прошло 10 дней или же после получения разрешения на сделку прошло более 20 дней.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг. При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания. Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Особенности заключения контракта

Когда в ЕИС размещён протокол подведения итогов, контракт заключается не ранее чем через 10 дней.

Последовательность действий участников:

  • заказчик размещает в ЕИС проект контракта в течение 2 рабочих дней после размещения итогового протокола
  • победитель подписывает контракт в течение 5 рабочих дней
  • заказчик подписывает контракт со своей стороны в течение 2 рабочих дней

Если участник направит заказчику протокол разногласий, сроки заключения продлят. Разрешается попросить исправить какие-либо ошибки или неточности, несоответствие контракта закупочной документации.

Документы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *