Права УП
Имущество предоставляется на праве оперативного управления, что требует особой внимательности и строгой отчетности за каждое действие. В уставе унитарок закреплены положения, обязывающее предприятие беспрекословно подчиняться решениям учредителя.
Единственное право, которым ГУП обладает — осуществление деятельности, направленное на извлечение прибыли в пользу единственного собственника. Как правило, единственный собственник — ФГУП, т.е. государство.
Интересно, что положения законов о ведении бухгалтерского учета не распространяются на федеральные унитарные предприятия в России.
Достоинства и недостатки
Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.
Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.
Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.
Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения
При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.
Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.
Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.
Имущество унитарного предприятия
Способы использования имущества унитарного предприятия:
- хозяйственное ведение;
- оперативное управление.
Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.
Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.
В казенном предприятии уставный фонд не образуется.
Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.
Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
- имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
- иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
- прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
- заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
- амортизационные отчисления;
- капитальные вложения и дотации из бюджета;
- дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
- добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.
Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.
Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.
Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.
Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный бюджет в течение 25 дней с даты оплаты имущества.
Гражданское
право
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК, п. 1 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Эти две основные черты, включенные в легальное определение унитарного предприятия, отличают названную организационно-правовую форму от всех иных форм коммерческих организаций.
В форме унитарных могут быть созданы только государственные (федеральные или субъектов РФ) и муниципальные предприятия. Соответственно, имущество, на основе которого создано унитарное предприятие, находится в государственной или муниципальной собственности. Это имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарное предприятие создается по решению собственника имущества в лице соответствующего государственного или муниципального органа, уполномоченного на принятие такого решения в соответствии с актами, определяющими компетенцию этого органа.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав, утверждаемый органом, принявшим решение о создании предприятия. В силу прямого указания п. 2 ст. 52 ГК в учредительном документе унитарного предприятия должны быть определены предмет и цели его деятельности. Правоспособность унитарных предприятий является специальной. Они вправе заниматься только теми видами предпринимательской деятельности, право на занятие которыми предусмотрено уставом, и совершать сделки, необходимые для достижения уставных целей.
Единственным исполнительным органом унитарного предприятия является единоличный орган — директор (генеральный директор). Он назначается на должность и освобождается от должности собственником либо лицом, уполномоченным собственником, и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК). Порядок назначения руководителя на должность, порядок изменения и прекращения трудового договора с ним определяются в уставе унитарного предприятия.
Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения.
Как и для хозяйственных обществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что при уменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фонда собственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставного фонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда, установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. При уменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этом кредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах и обществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков.
ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), является коммерческой организацией, которая осуществляет предпринимательскую деятельность на основе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и закрепленного за предприятием на праве оперативного управления, а также выделяемых ему средств из соответствующего бюджета или внебюджетных фондов. Денежные средства и иное имущество, полученные от реализации продукции (работ, услуг) такого предприятия, также используются им в его предпринимательской деятельности.
Федеральное казенное предприятие создается на основании решения Правительства РФ. Казенные предприятия субъектов РФ и казенные предприятия муниципальных образований создаются на основании решений, соответственно, органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, которые уполномочены на принятие таких решений нормативными актами, определяющими статус этих органов.
В уставе казенного предприятия определяется порядок распределения и использования доходов предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества. Собственнику принадлежит также право изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, доводить до предприятия обязательные заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, определять порядок распределения доходов казенного предприятия.
Как следует из правомочия оперативного управления, распоряжаться закрепленным за предприятием имуществом (и недвижимым, и движимым) оно может только с согласия собственника этого имущества и в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществления его уставной деятельности. Производимую им продукцию предприятие реализует самостоятельно.
При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несет собственник его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), поэтому уставный фонд в казенном предприятии не формируется.
Реорганизация или ликвидация унитарного предприятия производятся по решению собственника. Возможна и принудительная ликвидация по установленным законом основаниям, в том числе (для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения) по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия (т.е. смена статуса казенного предприятия на статус предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и наоборот), как и переход права собственности на закрепленное за ним имущество к другому собственнику. Организационно-правовая форма унитарного предприятия в этих случаях сохраняется.
Что значит унитарное предприятие
Унитарным предприятием называется коммерческая организация, имущество которой полностью неделимо. Форма собственности предусмотрена для различных госструктур и муниципальных образований. Официальное название всегда должно содержать отсылку к учредителю.
Главной и явной отличительной особенностью является указание в уставе лица, которое полностью владеет всем имуществом (государственные структуры или муниципальные управления). Следовательно, само предприятие не владеет своим имуществом как собственник частного бизнеса. Вверенное имущество такому юридическому лицу находится в доверительном управлении.
Собственниками имущества УП может быть: Российская Федерация, субъект РФ, конкретный орган местного самоуправления.
Цель организации
Исходя из того, что подобные фирмы являются государственными коммерческими структурами, их деятельность регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации. Следовательно, каждая унитарная организация существует с единственной целью — извлекать прибыль из своей деятельности.
Прибыль направляется в бюджет, из которого обеспечивается деятельность органов управления государством, бюджетные сферы, социальное обслуживание населения и другие расходы на нужды страны.
Исходя из целей, выделяют два основных вида унитарных организаций:
- с правом хозяйственного владения;
- с правом управления имуществом.
Унитарные предприятия создаются для извлечения прибыли и для обеспечения деятельности государства и его органов
Способы использования имущества
УП имеет право использовать, вверенное в управление или ведение имущество, только для деятельности связанной с извлечением прибыли из его оборота в пользу собственника. За имущество, находящееся под отчетом несет полную материальную ответственность. Может использовать его иными законными способами по указанию собственника.
Классификация унитарных предприятий
Классификация УП, в основном, вытекает из его видов. Ограниченный набор видов позволяет лучше сосредоточиться на регулировании их деятельности, разработать соответствующие регламенты, описывающие все аспекты деятельности и точно организовать работу.
Виды унитарок, со способами оперативного управления описаны выше. Некоторые допускают ошибку, классифицируя УП по имуществу и формам контроля. Однако, такой подход ошибочный. УП может иметь только одного собственника — государство (федеральное унитарное предприятие).
Классификацию УП можно произвести по многим основаниям: собственнику, виду деятельности, целях и т.д.
По принятым в 2020 году нововведениям, у унитарок значительно сократился список возможной деятельности. Поэтому актуально будет осуществить классификацию УП по установленным законом видам деятельности:
- УП в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
- УП для осуществления деятельности за пределами РФ;
- Предприятия в сфере естественных монополий
Естественная монополия представляет собой ситуацию, когда удовлетворение спроса потребителей лучше всего осуществляется без наличия конкуренции на товарном рынке. Примерами естественных монополий в Российской Федерации могут стать ОАО «Газпром», ФГУП «Почта России», ОАО «РЖД».
- Унитарки в области обращения с радиоактивными отходами;
- Предприятия для обеспечения жизнедеятельности населения районом Крайнего Севера и приравненных местностях;
- В отдельных случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами или подзаконными актами.
Если вы работаете с такими субъектами — являетесь исполнителями закупок для государственных нужд или по другим основаниям, ознакомьтесь с изменениями в деятельности УП. В Федеральном законе содержатся основные изменения, которые коснулись унитарных предприятий в России.
Этапы создания МУП
Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:
1. Принятие решения о создании.
Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.
2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП.
Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.
В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:
— цель и предмет деятельности;
— права и обязанности;
— управление деятельностью;
— реорганизация и ликвидация
Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.
Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.
МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.
Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традициионными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.
Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.
3. Назначение руководителя МУП.
Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО. Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы).
Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.
Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.
4. Формирование уставного фонда.
Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.
Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.
5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП. Размер пошлины равен 2000 руб.
6. Оформление заявления на регистрацию.
Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.
7. Представление документов на государственную регистрацию.
Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП. В число предоставляемых документов входит:
— решение о создании;
— акт передачи имущества.
8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.
9. Получение идентификационных или статистических кодов.
Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и др.факторов.
10. Постановка на налоговый учет
Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН
11. Открытие расчетного счета в банке
Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.
12. Изготовление печати и углового штампа.
13. Получение лицензии
Лицензия — это официальный документ дающий право предприятию заниматься определенным видом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.
Количество участников
Количество участников строго ограничено — единственный участник учредитель. Учредитель владеет всем имуществом, определяет направление деятельности и внутреннюю форму работы, утверждает бухгалтерские отчеты и корректирует оперативное управление, в случае необходимости. Количество сотрудников неограниченно. По этому признаку УП схоже с частными коммерческими фирмами.
Включение организации в состав различных обществ производится только на основании решения единственного учредителя, вышестоящей организации.
Уставной фонд
Уставный фонд — отличительная особенность любого предприятия. Сумма всех денежных активов и имущества, которым организация отвечает за свою деятельность. Размер уставного капитала формируется при создании УП, а также указывается в Уставе. В последующем, размер может изменяться по решению учредителя, что обязательно должно быть отражено в новой версии устава и иных документах.
Размер уставного капитала УП не может быть менее 500 000 руб. Муниципальные образования имеют поблажку, их уставный капитал должен быть не менее 100 000 руб.
Законами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия.
Как распределяется полученная прибыль
Разные виды УП отличаются основаниями, на которых осуществляется финансовая деятельность. Распределять прибыль такая организация может только после полной оплаты налогов и других обязательных платежей.
После обязательных платежей и налогов средства собираются в специальных стимулирующих фондах. Откуда могут направляться в уставный капитал или направляются в следующие направления:
- Модернизация оборудования и производства;
- Изучение новейших разработок;
- Развитие текущего штата и привлечение высококлассных специалистов;
- Обеспечение (поддержка) различных государственных программ.
Распределение прибыли УП осуществляется только в рамках закона
Частые вопросы
На самом деле, со стороны частного сегмента популярные следующие вопросы.
Можно ли преобразовать унитарное предприятие в ООО или другую форму собственности?
В ФЗ «Об государственных и муниципальных унитарных предприятиях» указано, что УП может быть реорганизовано также путем преобразования в иное юридическое лицо, другой организационно-правовой формы. Однако эти случаи четко поименовано в иных федеральных законах.
Поэтому УП можно преобразовать в ООО, а также в любую иную организационно-правовую форму юридического лица. То есть фактически при такой реорганизации происходит приватизация имущества унитарок.
Может ли унитарное предприятие оказывать благотворительную помощь?
Да. С разрешения вышестоящей структуры могут оказывать и поддерживать другие хозяйства. Более того, распространена практика закрепления более слабых хозяйств и бюджетных организаций за сильными предприятиями, заводами и иными структурами.
Однако, оказание помощи со стороны УП строго контролируется вышестоящими структурами, чтобы она шла строго по назначению.
Унитарные предприятия могут быть реорганизованы и ликвидированы как иные юридические лица
Имущество муниципальных унитарных предприятий
Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.
Характерные черты муниципальных унитарных предприятий
Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:
- образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
- юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
- управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;
- членство не предусмотрено.
Признаки унитарных предприятий
УП, как самостоятельная форма собственности, имеет ряд отличительных признаков, по которые ее можно распознать и классифицировать:
- Уникальный логотип, который зарегистрирован согласно действующему законодательству (фирменные бланки, штампы и другие отличительные визуальные приемы);
- Отвечает всем имуществом, которое находится в распоряжении перед вышестоящими структурами (при этом, когда владелец (вышестоящая структуру) обременена долгом, нижестоящее УП ни каким образом не связано обязательствами погашения.);
- Если муниципальное или государственное предприятие выступает учредителем УП — активы данного предприятия полностью принадлежат учредителю;
- Имеет уникальную печать с оригинальным официальным логотипом и обязательно включает в себя название данной компании;
- УП обязано вести деятельность, на которую указывает учредитель;
- Документооборот, а также учет и перенос первичных документов в учетные реестры обязано осуществлять непосредственно унитарное предприятие.
Унитарные предприятия имеют особую организационную форму, которая отличает их от иных юридических лиц
Учредительные документы унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
- решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
- решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Устав унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.
Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.
Уставный фонд государственного унитарного предприятия
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.
Виды унитарных предприятий
Разделение на виды необходимо для классификации подобных предприятий по назначению и построению государственной структуры среди частных коммерческих организаций. Разные виды отнесены к разным формам контроля. Следовательно, правительство получает гибкую и управляемую структуру в частном секторе. После ответа на вопрос: «Что такое унитарное предприятие?» — самое время разобраться с его видами.
Если вам интересно ознакомиться со списком унитарок в России, вы можете обратиться к официальным данным по зарегистрированным юридическим лицам различной организационно-правовой формы — РОСЕГРЮЛ.
МУП — Муниципальные унитарные предприятия
Муниципальные унитарные предприятия — это коммерческое юридическое лицо, которое владеет собственностью, но не имеет права ею распоряжаться, а также распоряжаться доходами, полученными при осуществлении деятельности МУПа.
В целом, такие предприятия могут существовать как на федеральном уровне, так и на муниципальном. Однако чаще всего на практике МУПы создаются органами местного управления муниципальных образований.
ГУП — Государственное унитарное предприятие
Государственное унитарное предприятия по своему определению аналогично термину МУП. Однако основное отличие заключается в том, кому принадлежат права собственности на имущество и права на распоряжение им. В данном случае такие полномочия возникают у государства в лице его государственных органов.
ГУП — это самая распространенная форма управления государственными организациями. Заводы, фабрики, добывающая промышленность, перерабатывающая, сфера образования и все, что оказывает какие-либо услуги населению образовано в этой форме собственности.
Среди государственных структур ГУП получил широкое распространение благодаря тому, что не имеет права владеть имуществом, обязано отчислять не менее 50% прибыли ежегодно в пользу государственной казны, управляет и отвечает за вверенное имущество, которое полностью неделимо и может принадлежать только одному собственнику.
ФГУП — Государственное унитарное предприятия федерального значения
Государственное унитарное предприятие федерального значения. Организация государственного типа, владеющая имуществом в пользу государства. Обычно, ФГУП передает управление государственным имуществом под руководство ГУП, где ФГУП выступает единственным собственником, имеющим право единолично распоряжаться имуществом и прибылью, полученной в ходе его использования.
Виды предприятий в Российской Федерации
Как учреждается унитарное предприятие
Документооборот в таких организациях сильно похож на документооборот частных коммерческих форм собственностей. Главными документами являются:
- Решение от Правительства РФ или иных федеральных органов об учреждении организации;
- Устав.
В исключительных случаях, решение могут принимать муниципальные организации. Следовательно, органы местного самоуправления будут единственным участником (учредителем) образуемого госпредприятия. МУП может инициировать создание УП только для целей обслуживания населения вверенной ему территории, а также в рамках собственных полномочий.
Образуемое государственное предприятие осуществляет свои действия только на основании устава. Данный документ является основным сводом положений и правил работы учрежденной организации.
Краткий процесс создания унитарных предприятий в РФ
Утверждать Устав УП могут только различные ведомства, министерства и иные правительственные структуры. Обязательно содержит полную информацию об уставном капитале (фонде), целях, имуществе вверенном в управлении, собственнике уимущества.
Устав должен содержать в себе следующую информацию:
- полное и сокращенное наименование;
- место нахождения УП;
- цели, предмет и виды деятельности;
- информация о собственнике УП;
- наименование главного органа унитарного предприятия;
- порядок назначения на должность руководителя УП, а также порядок заключения с ним трудового договора и иные данные, установленные отдельными актами законодательства.
Устав унитарного предприятия содержит основные сведения об организации
Нюансы
Унитарное предприятие несёт ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Помимо активов, переданных компании в управление или хозяйственное ведение, это доходы от деятельности юрлица и прочие не запрещённые законом источники.
Если имущества казённого предприятия недостаточно для покрытия задолженности, по оставшимся обязательствам платит учредитель компании. Само унитарное предприятие не отвечает по долгам собственника.
Предприятие не может без согласования с собственником предоставлять займы, выступать поручителем, получать банковские гарантии, совершать сделки с иными обременениями.
Невозможно создать унитарное предприятие путём объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Создание, реорганизация и ликвидация
Как создается предприятие унитарного типа? Создание УП производится на основании учредительных документов, государственной структуры, которая стоит выше создаваемого предприятия. Такая государственная структура признается собственника для нового УП. Список учредительных документов описан выше.
После создания, у предприятия формируется уставный капитал, размеры которого описаны выше, в соответствующем разделе. Затем, предприятию назначается руководитель, который будет осуществлять руководство данной организацией.
Реорганизация унитарок осуществляется на основании положений закона. УП может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, который установлен отраслевым законодательством. Важно отметить, что реорганизацией не будет признаваться изменение самого собственника имущества УП. Это связано с тем, что реорганизация предполагает именно структурное изменение юридического лица.
Реорганизация возможна в следующих формах:
- Слияние двух или нескольких унитарных предприятий;
- Присоединение к унитарному предприятию;
- Разделение унитарного предприятия;
- Выделение из УП одного или нескольких УП;
- Преобразование в иное юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
Ликвидация унитарок инициируется собственником, учредителем, а также может быть инициировано по решению суда. Сначала издается решение. Затем, уплачиваются все налоги и пошлины, увольняются сотрудники, кроме руководителя. Предприятию назначается ликвидатор, организация проходит проверки и получает соответствующие акты. УП ликвидируется, документы о всей деятельности организации передаются в архив.
Ликвидация влечет за собой прекращение всех существовавших прав и обязанностей юридического лица, в том числе обязательств перед третьими лицами.
Корпоративный бухгалтер, практикующий экономист
Мы уже говорили в статье о том, что в законодательстве произошли определенные изменения в отношении унитарок. Это связано с тем, что государство стремится увеличить конкуренцию на товарных рынках. Это не касается естественных монополий, так как это является наиболее эффективным способом управления конкретными секторами экономики (например, транспорт).
До 2025 года унитарные предприятия, которые нарушают положения антимонопольного законодательства, должны быть реорганизованы или ликвидированы.
Пример употребления на «Секрете»
«В 2016 году ФАС оценила долю государства в российском ВВП в 70% — в два раза больше, чем в 2005-м. С тех пор эта доля практически не снижалась. При этом утроилось количество государственных и муниципальных унитарных предприятий. Их присутствие на локальных рынках создаёт препятствия для честной конкуренции, предупреждала ФАС».
(О том, как в монополии госкомпаний усмотрели угрозу российской экономике.)
Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.
Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:
- на праве хозяйственного ведения;
- на оперативном управлении.
Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.
В законе это четко прописано.
Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.
При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:
- решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
- определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
- занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
- контролирует сохранность имущества.
Органы управления акционерного общества
1. Общее собрание акционеров.
Общее собрание является высшим органом управления общества. К компетенции общего собрания относится внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация и ликвидация общества, избрание членов совета директоров и досрочное прекращение полномочий, увеличение и уменьшение уставного капитала и пр.
2. Совет директоров.
Компетенция совета директоров – созыв годового и внеочередных общих собраний, определение приоритетных направлений деятельности АО, рекомендации по размерам дивидендов, создание филиалов.
3. Исполнительный орган общества.
Исполнительный орган может быть единоличным (директор, гендиректор) или коллегиальным (правление, дирекция). Уставом предусматривается наличие одного или и того и другого.
Компетенция исполнительного органа – вопросы руководства текущей деятельностью, организация выполнения решений общего собрания и совета директоров.
4. Контроль финансовой деятельности может осуществлять аудитор и ревизионная комиссия.
Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном ГК. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
В случае добровольной ликвидации общества, совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
Правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ст. 113-115 ГК и ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.
Унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.
Государственное или муниципальное предприятие (создано органами местного самоуправления) может быть создано в случаях:
· необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
· необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач;
· необходимости обеспечения научно-технической деятельности;
· необходимости производства продукции, изъятой из оборота и прочее.
Основная особенность правового положения государственных и муниципальных предприятий – это то, что они являются унитарными. Унитарные предприятия означают, что имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на ограниченном вещном праве – праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Учредительным документом унитарного предприятия является устав, подписываемый собственником имущества. Устав помимо сведений в соответствии со ст. 52 ГК, должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества.
Учредителем предприятия может выступать РФ (правительство РФ), субъект РФ или муниципальное образование. Создание предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований не допускается.
Управление унитарных предприятий является самым простым. Органом унитарного предприятия является единоначальный руководитель, который назначается собственником.
Имущество формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления собственником, доходов предприятия от его деятельности и иных источников. Имущество является неделимым, не может быть распределено по кладам (долям, паям). Предприятие создает за счет чистой прибыли резервный фонд для покрытия убытков и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом.
Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник(РФ, субъекты РФ или муниципальные образования) не несет ответственности по обязательствам государственных и муниципальных предприятий (кроме случаев банкротства по их вине), созданных на праве хозяйственного ведения и несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества, созданного на праве оперативного управления.
Право оперативного управлениявведено в российское законодательство Основами гражданского законодательства СССР и республик в 1961 г., чему предшествовала разработка модели права оперативного управления академиком А.В. Венедиктовым, в частности, в его труде «Государственная социалистическая собственность». В Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. правовая модель оперативного управления была внесена в 1987 г.
Право хозяйственного ведения под наименованием «право полного хозяйственного ведения» было законодательно внедрено, как самостоятельная правовая модель, Законом СССР «О собственности в СССР».
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения – это федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие.
Такое унитарное предприятие является владельцем имущества (фактическим обладателем), пользователем (возможность извлечения из имущества прибыли и полезных свойств), распорядителем (продажа, аренда, залог), но только с согласия собственника. Распоряжение с согласия собственника означает, что руководитель унитарного предприятия не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований.
Уставный фонд формируется собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку, и должен составлять для государственного предприятия – не менее 5000 размеров МРОТ, для муниципального предприятия – не менее 1000 размеров МРОТ.
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления –федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.
Права казенного предприятия определены ст. 296, 297 ГК.
Казенное предприятие может быть создано в случаях, что и унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, но по решению Правительства РФ.
Казенное предприятие может:
– распоряжаться и отчуждать имущество только с согласия собственника;
– осуществлять деятельность (пользуется имуществом) в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником;
– распределять доходы в соответствии с порядком, утвержденным собственником;
– самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами.
Таким образом, казенное предприятие, владеет, пользуется и распоряжается имуществом с согласия собственника, в соответствии с целями деятельности и заданиями собственника.
Устав казенного предприятия является типовым и утверждается Правительством РФ. Фирменное название должно содержать слово » казенное».
Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника имущества (добровольная ликвидация) и по решению суда (принудительная ликвидация) по основаниям, обозначенным в Гражданском кодексе и законодательстве. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Собственник имущества унитарного предприятия (то есть, государство) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Исходя из данного положения, государственное или муниципальное унитарное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Факт
Создавать федеральные унитарные предприятия может Правительство России, а региональные и муниципальные предприятия — те, кто уполномочен местными законами, например, мэр города с одобрения городской думы, правительство региона.
Статью проверила
Организация осуществляет коммерческую деятельность согласно уставу унитарного предприятия. Ответственность вытекает из главной особенности — зарабатывать прибыль в пользу государственной казны, используя госимущество.
Так как капитал формируется из бюджетных активов, за каждое свое действие компания отвечает перед бюджетом. В остальном, УП осуществляет деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации, а также Гражданскому Кодексу, независимо от разновидностей госпредприятий.
Если речь идет о гражданско-правовой или иной ответственности не перед бюджетом, а перед юридическими или физическими лицами, то в данном случае применяются основные положения закона для конкретного вида обязательства. Например, если будут нарушены положения о закупках, то УП будет нести ответственность в рамках заключенного контракта.
Ответственность УП перед физическими и юридическими лицами определяется общими нормами закона
Примеры унитарных предприятий в России
ГУП осуществляют свою деятельность в совершенно различных отраслях. Перед их созданием правительство проверяет право от той или иной структуры на создание УП. Например в транспортной сфере: дорожные организации, которые занимаются укладкой и обслуживанием дорог, придорожных зон.
В сфере муниципальных организаций — жилищно-коммунальные хозяйства и иные обслуживающие предприятия.
Заводы и фабрики — отдельная сфера применения указанной формы собственности. Здесь весь ее потенциал проявляется максимально. Так как, данные предприятия перерабатывают сырье, производят различные товары, в том числе товары стратегического назначения, а также обслуживают население.
Наиболее известными унитарными предприятиями в России являются ФГУП «Почта России», ФГУП «Мосфильм», ФГУП «Гознак»
Преимущества и недостатки
На самом деле, сложно выделить плюсы и минусы унитарного предприятия в силу того, что данные предприятия может учреждать только государство со своими структурами. Частному сегменту данная форма собственности недоступна. Итак, можно выделить следующие плюсы и минусы.
К плюсам можно отнести:
- Самостоятельное предприятие, которое осуществляет хозяйственную деятельность под надзором и защитой вышестоящих структур;
- Может претендовать на различные дотации и поддержки от государства;
- За счет находящегося в управлении имущества, генерирует прибыль;
- Процедура банкротства практически невозможна, так как собственник (государство) будет осуществлять финансовое оздоровление предприятия;
- Привилегированное положение в рамках закупочных процедур (при закупках для государственных и муниципальных нужд контракты содержат достаточно жесткие рамки для победителей закупок или иных исполнителей).
К минусам относятся:
- Жесткий контроль со стороны вышестоящих организаций, которые полностью регламентируют и регулируют всю деятельность УП;
- Вопросы реорганизации согласовываются с собственником имущества;
- Нет возможности ведения свободной коммерческой деятельности;
- Большая часть прибыли отчисляется в бюджет государства.
Унитарные предприятия имеют существенные преимущества и недостатки
Зачем нужно унитарное предприятие
Мы можем выделить следующие 3 основные причины:
- Использование гос. имущества. Унитарное предприятие может использовать только то имущество, на которое наложен запрет приватизации, то есть это либо государственное, либо муниципальное имущество. Соответственно, через унитарное предприятие государство или муниципалитет может извлекать прибыль из имущества, которое мало используется;
- Решение важных социальных вопросов. Основные направления деятельности направлены на решение социальных вопросов населения: от реализации товаров необходимого потребления до обязательных услуг населению;
- Спасение бизнеса и городов. Государство может переводить убыточные градообразующие предприятия в унитарные, чем оно в свою очередь спасает производительность городов и рабочие места. Важно упомянуть, что, как правило, первое время такое унитарное предприятие живет за счет дотаций.
Как уже выше было написано: основная цель для таких организаций — извлечение прибыли в процессе своей деятельности. Таким способом, государство зарабатывает средства для обеспечения бюджета. Свою деятельность такие субъекты хозяйствования могут вести внутри страны и за ее пределами. Однако, где бы они ни находились, их цель — зарабатывать деньги в пользу государственной казны.
Муниципальные УП создаются для организации управления территорией. Они не зарабатывают деньги, а обслуживают население через решение социальных и жизненно необходимых задач. За подобные услуги взимается плата, однако основные дотации для своей работы МУП получают из госбюджета.
С помощью деятельности УП осуществляется пополнение бюджета государства. Однако, если взглянуть на план бюджета на 2020-2022 гг. видно, что доля таких поступлений крайне мала по сравнению с нефтегазовыми или налоговыми доходами государства.
Расшифровка аббревиатуры “МУП”
Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».
Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:
- «Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.
- «Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.
- «Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.