Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил новое положение о распоряжении конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами.
Конфискат будет передавать Федеральному агентству по управлению государственным имуществом. Исключение составят недвижимость, морские суда и самолеты, акции; имущество, ограниченное в оборотоспособности; культурные и религиозные ценности; государственные ценные бумаги Российской Федерации и драгоценные металлы; денежные средства, в том числе на банковских счетах и вкладах.
У агентства будет три варианта дальнейшего обращения с имуществом. Основным способом распоряжения установлена переработка. В этом случае имущество оценивается как вторичное сырье и передается на утилизацию стороннему предприятию, которое должно документально подтвердить проведенную переработку. Средства, вырученные от такого вторсырья, Росимущество будет переводить в федеральный бюджет.
В установленных законодательством случаях, а также при наличии прямого судебного решения, обращенное в собственность государства имущество может быть направлено на уничтожение. В таком случае федеральное агентство проводить его оценку не будет.
Положение предусматривает и реализацию конфиската. Под нее попадают транспортные средства; нефтяные, газовые продукты, продукция горнодобывающей отрасли; черные и цветные металлы, продукты их переработки, включая лом; строительные материалы, техника и оборудование; промышленное и технологическое оборудование; предметы роскоши, полудрагоценные камни и изделия из них; древесное сырье и лесоматериалы.
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года № 1238
1. Настоящее Положение определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее – имущество, обращенное в собственность государства).
2. Настоящее Положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
3. Для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением:
а) недвижимого имущества, включая земельные участки, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, акций (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ, выморочного имущества, перешедшего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, которое передается Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) движимого имущества, представляющего культурную ценность, включая движимое имущество религиозного назначения, которое передается Министерству культуры Российской Федерации в установленном порядке;
г) государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Российской Федерации, драгоценных металлов, а также сырья, сплавов, полуфабрикатов, изделий (продукции), химических соединений, лома и отходов производства и потребления, содержащих в своем составе не менее 10 процентов драгоценных металлов, и драгоценных камней, в том числе в ювелирных и других изделиях из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, которые передаются Министерству финансов Российской Федерации в установленном им порядке;
д) денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.
4. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.
Для оказания услуг по экспертизе, оценке, транспортировке (перевозке), хранению, а также услуг по распоряжению способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вправе привлекать юридических и физических лиц (далее – исполнитель) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. Для передачи имущества, обращенного в собственность государства, государственный орган (его территориальный орган), владеющий таким имуществом (далее – уполномоченный орган), не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих факт обращения имущества в собственность государства, направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомление о готовности к передаче имущества, обращенного в собственность государства (далее – уведомление), с обязательным приложением оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий документов), устанавливающих возникновение права собственности Российской Федерации на передаваемое имущество, обращенное в собственность государства, либо подтверждающих такое право.
Для передачи имущества, обращенного в собственность государства, судебный пристав-исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения имущества, обращенного в собственность государства, направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомление с приложением оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий документов), устанавливающих возникновение права собственности Российской Федерации на передаваемое имущество, обращенное в собственность государства, либо подтверждающих такое право (при их наличии).
Ненадлежащее заверение указанных копий документов влечет отказ уполномоченного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом от подписания акта приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства.
Уведомление должно содержать сведения о наименовании, количестве и месте нахождения имущества, обращенного в собственность государства, его описание, включающее индивидуальные признаки и параметры, с приложением фотоматериалов, которые позволяют отличить данное имущество от иных, в том числе подобных, предметов.
К индивидуальным признакам относятся сведения о размере, объеме, модели, материале, цвете, упаковке, артикуле, маркировке, товарном знаке, индивидуальных идентификационных номерах и иных характеристиках товара. Указанные признаки не являются исчерпывающими и применяются с учетом специфики имущества, обращенного в собственность государства.
К уведомлению могут прилагаться иные документы, характеризующие имущество, обращенное в собственность государства, в том числе имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа либо судебного пристава-исполнителя сертификаты соответствия, декларации о соответствии, данные экспертиз.
Уведомление и приложенные документы могут быть направлены в электронном виде, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, с последующей передачей оригиналов документов или их заверенных копий уполномоченному лицу Федерального агентства по управлению государственным имуществом при передаче имущества по акту приема-передачи в установленном пунктами 6 – 9 настоящего Положения порядке.
6. Передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется на основании акта приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, подписанного уполномоченным лицом уполномоченного органа либо судебным приставом-исполнителем и уполномоченным лицом Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
7. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает имущество, обращенное в собственность государства, в фактическом количестве (объеме).
При выявлении количественных расхождений и (или) видимых дефектов (недостатков качества) имущества, обращенного в собственность государства, в акте приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, делается соответствующая отметка.
8. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет прием имущества, обращенного в собственность государства, в срок не более 30 рабочих дней со дня поступления уведомления.
9. До подписания акта приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, ответственность за сохранность, учет и оплату расходов, связанных с хранением имущества, обращенного в собственность государства, несет уполномоченный орган.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает сохранность имущества, обращенного в собственность государства, со дня подписания акта приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, и до завершения распоряжения таким имуществом способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.
10. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет учет переданного ему имущества, обращенного в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете по стоимости, указанной в акте приема-передачи, а в случае отсутствия информации о стоимости в акте приема-передачи – в условной оценке: 1 объект имущества, обращенного в собственность государства, стоит 1 рубль (далее – учетная стоимость).
11. Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит распоряжению следующими способами:
а) переработка (утилизация);
12. Решение о направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию, оформленное протоколом, принимается комиссией Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориальных органов) по принятию решения о направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию (далее – комиссия).
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым положением о комиссии и формируется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами по месту нахождения имущества, обращенного в собственность государства.
13. Реализация имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется для использования его по прямому назначению или в качестве годных остатков отдельных узлов, деталей, агрегатов, материалов (в том числе в сборном виде), а также в качестве вторичного сырья, лома, утиля (далее – годные остатки).
14. Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства.
При направлении имущества, обращенного в собственность государства, на уничтожение оценка имущества не проводится.
При привлечении исполнителя для оказания услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства, договор на оказание услуг по уничтожению имущества, обращенного в собственность государства, должен содержать существенное условие о переходе права собственности на отходы (имущество), полученные в результате уничтожения, к лицу, осуществившему уничтожение, а также об ответственности исполнителя, предусмотренной пунктом 16 настоящего Положения.
15. При направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует проведение оценки имущества как вторичного сырья в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации с последующим соответствующим отражением корректировки учетной стоимости.
При привлечении исполнителя для оказания услуг по переработке (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства, договор об оказании услуг по переработке (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства, должен содержать существенное условие о переходе права собственности на новую вещь, полученную в результате переработки (утилизации), к лицу, осуществившему переработку (утилизацию), с компенсацией Федеральному агентству по управлению государственным имуществом стоимости имущества как вторичного сырья, определенной в соответствии с настоящим пунктом, а также об ответственности исполнителя, предусмотренной пунктом 16 настоящего Положения.
Денежные средства, полученные в качестве компенсации стоимости имущества как вторичного сырья, подлежат перечислению на счета органов Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, с отражением на лицевых счетах, открытых Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в органах Федерального казначейства.
Денежные средства, зачисленные на счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение в соответствии с настоящим пунктом, подлежат перечислению в доход федерального бюджета Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
16. Исполнитель, оказывающий услуги по переработке (утилизации) или уничтожению имущества, обращенного в собственность государства:
несет ответственность за достоверность документов, подтверждающих переработку (утилизацию) или уничтожение имущества, обращенного в собственность государства;
направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом акт переработки (утилизации) или уничтожения имущества, обращенного в собственность государства, который должен содержать следующую информацию:
наименование и идентификационный номер налогоплательщика лица, осуществившего переработку (утилизацию) или уничтожение имущества, обращенного в собственность государства;
место и способ переработки (утилизации) или уничтожения;
реквизиты протокола решения комиссии о направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию) или уничтожение;
наименование, количество, учетная стоимость и иные характеристики (описание) имущества, обращенного в собственность государства, позволяющие его идентифицировать в соответствии с уведомлением;
фото- и видеоотчет о переработке (утилизации) или уничтожении имущества, обращенного в собственность государства. При формировании видеоотчета видеозапись процесса переработки (утилизации) или уничтожения должна быть осуществлена в непрерывном режиме в целях фиксации всего процесса переработки (утилизации) или уничтожения.
Акт переработки (утилизации) или уничтожения имущества, обращенного в собственность государства, подписывается исполнителем либо его уполномоченным лицом и заверяется печатью исполнителя (при ее наличии).
Акт переработки (утилизации) или уничтожения имущества, обращенного в собственность государства, является результатом распоряжения данным имуществом и основанием для его списания в бухгалтерском учете.
17. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организовывает реализацию следующего имущества, обращенного в собственность государства:
нефтяные, газовые продукты, а также иные продукты горнодобывающих производств;
черные и цветные металлы, а также продукты их переработки (в том числе лом);
Комиссией может быть принято решение о направлении на реализацию и иного имущества, обращенного в собственность государства.
18. В случае если из правоустанавливающих документов не следует, что указанное в пункте 17 настоящего Положения имущество, обращенное в собственность государства, ранее было в употреблении, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует проведение экспертизы на предмет проверки его соответствия требованиям технических регламентов, документам по стандартизации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее – экспертиза соответствия).
При признании имущества, обращенного в собственность государства, соответствующим требованиям технических регламентов, документам по стандартизации Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует оценку его рыночной стоимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации с последующим соответствующим отражением (корректировкой) учетной стоимости.
В случае если из правоустанавливающих документов следует, что указанное в пункте 17 настоящего Положения имущество, обращенное в собственность государства, ранее было в употреблении, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует проведение экспертизы в целях подтверждения его безопасности для жизни и здоровья человека и возможности использования по прямому назначению (далее – экспертиза безопасности).
При признании имущества, обращенного в собственность государства, безопасным для жизни и здоровья человека и возможности его использования по прямому назначению Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует оценку его рыночной стоимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации (с последующим соответствующим отражением (корректировкой) учетной стоимости имущества).
19. В случае если в соответствии с заключением экспертизы безопасности имущество, обращенное в собственность государства, признано непригодным для использования по прямому назначению либо в соответствии с заключением экспертизы соответствия указанное имущество не соответствует требованиям технических регламентов, документам по стандартизации, такое имущество может решением комиссии направляться на реализацию в качестве годных остатков. В данном случае Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует оценку рыночной стоимости годных остатков в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации (с последующим соответствующим отражением (корректировкой) учетной стоимости имущества).
20. Реализация имущества, обращенного в собственность государства, в том числе в качестве годных остатков в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. № 1041 «О порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, и о внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909».
В случае если имущество, обращенное в собственность государства, не было реализовано, оно подлежит направлению на уничтожение в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения.
21. Отобранные экспертом (экспертной организацией) образцы (пробы) имущества, обращенного в собственность государства, для проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения, передаются по акту приема-передачи, подписываемому экспертом и представителем Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Образцы (пробы) имущества, обращенного в собственность государства, отобранные экспертом (экспертной организацией) для проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения, израсходованные или приведенные в непригодное для дальнейшей реализации состояние, подлежат списанию Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
Образцы (пробы) имущества, обращенного в собственность государства, отобранные экспертом (экспертной организацией) для проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения, но неизрасходованные или не приведенные в непригодное для дальнейшей реализации состояние при проведении исследований (испытаний), подлежат возврату в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Израсходование, а также возврат образцов (проб) должны быть подтверждены документально.
22. Имущество, обращенное в собственность государства, указанное в пункте 17 настоящего Положения, не подлежит реализации, если:
имущество, обращенное в собственность государства, в соответствии с заключением экспертизы безопасности признано небезопасным для жизни и здоровья человека;
срок годности (хранения, использования) имущества, обращенного в собственность государства, истек.
Переработка (утилизация) или уничтожение указанного имущества осуществляется в соответствии с пунктами 14 – 16 настоящего Положения.
23. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ежегодно составляет и не позднее 1 апреля представляет в Правительство Российской Федерации отчет об итогах распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по форме, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации.
Теория
Где посмотреть ассортимент?
На сайте Росимущества или на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов в разделе «Реализация имущества должников».
Можно выбрать между арестованным, бесхозяйным, изъятым, конфискованным имуществом, вещественным доказательством, задержанным товаром и вещами с другим правовым статусом – разницы между их покупкой почти нет.
Стоит обратить внимание на разные статусы реализации: на реализации, на переработке, переоценка. Статус «на реализации» означает, что имущество доступно для покупки. Статус «переоценка» имеет арестованное имущество, которое не было реализовано в течение месяца либо после проведения первых торгов и на которое пристав еще не снизил цену на 15%. После вынесения приставом соответствующего постановления публикуется новое информационное сообщение с указанием сниженной стоимости и статуса «на реализации». А вот статус «на переработке» имеют вещи, фактически непригодные для использования по прямому назначению – они продаются как годные остатки.
Как узнать состояние имущества?
Чтобы узнать состояние, комплектацию и другие характеристики, надо позвонить или написать реализатору – телефон и электронная почта должны быть указаны в заявке. Если контактов нет, но названо юрлицо-реализатор, можно найти способы связи на его сайте или на сайте территориального органа Росимущества в разделе «Продажа арестованного, конфискованного и иного имущества». Там есть подраздел, позволяющий получить дополнительную информацию о реализаторах арестованного имущества. Однако если реализатор отказывается провести осмотр и предоставить фото, то никакой ответственности за это не установлено.
Часто само имущество находится на хранении у должника, взыскателя либо иного лица, а реализатор только занимается его продажей. В этом случае до покупки вам, скорее всего, никто ничего не покажет.
Информация о находящемся на реализации арестованном имуществе размещается на сайте Росимущества (его территориального органа) автоматически путем выгрузки определенных полей из внутренней учетной системы и не предусматривает опубликование дополнительных сведений.
На сайте Росимущества слева есть вкладки «Информация о публикациях», «Дополнительная информация» и «Фото», но они не открываются. С чем это связано?
Вкладки «Дополнительная информация» и «Фото» созданы для имущества, обращенного в собственность государства. В случае продажи арестованного имущества заполнение этих вкладок не предусмотрено.
Почему на сайте Росимущества цена указана в рублях, а на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов – та же сумма в долларах?
Как нам ответили в пресс-службе Росимущества, основным источником информации об имуществе, реализуемом на торгах, выступает официальный сайт РФ для размещения информации о проведении торгов. Сейчас на сайте Росимущества технически возможно отображать стоимость только в рублях, в дальнейшем планируется предусмотреть и иную валюту, в которой имущество передано на реализацию.
Если продажа осуществляется без проведения торгов (на комиссионных началах), нужно подать реализатору заявку. Адрес и время приема заявок должны быть размещены на сайте реализатора. Договор купли-продажи заключается с тем, кто первым подал заявку.
При продаже на торгах нужно не только подать заявку с приложением необходимого пакета документов, но и внести задаток. Порядок принятия участия в торгах, размер задатка, срок приема заявок, время и место проведения торгов указывается в информационных сообщениях о торгах. Победителем признается лицо, предложившее наибольшую цену.
Что происходит с имуществом, которое не продается в течение двух месяцев?
Его реализация прекращается, затем имущество (или документы на него) возвращаются судебному приставу-исполнителю. Дальше пристав направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой или возвращает его должнику.
Кто несет расходы по оформлению и доставке имущества?
Практика
«Право.ru» решило приобрести что-нибудь недорогое на комиссионных началах. Оказалось, Центральный аппарат Росимущества, а также ТУ Росимущества в Москве и Московской области не продают без торгов ничего дешевле 37 477 руб. Мы начали искать в регионах. У некоторых товаров вообще не был указан реализатор, а значит, приобрести их невозможно. При звонке другим реализаторам никто не брал трубку, а также отвечали, что номер некорректный. Когда нам все-таки удавалось дозвониться и задать вопрос о характеристиках и состоянии товара (о фото и просмотре речь даже не шла), выяснялось, что информация о публикации давно устарела. Да и сайт Росимущества не радовал: на нем не отображается ни одной продажи на комиссионных началах за последние два года. Тогда мы решили не тратить время на звонки и сразу направлять заявки о покупке арестованного имущества по электронной почте – не важно, в каком оно состоянии и что из себя представляет.
Сначала мы действовали как частное лицо. Заявки были написаны в свободной форме и содержали лишь просьбу продать указанное имущество. На восемь заявок пришло только два ответа: ООО «СК Алсер Строй» ответило, что понравившийся нам электрический чайник был отозван приставами, а ИП Богданов по телефону сообщил, что мобильный еще не получен от пристава.
Затем мы приняли решение направлять заявки за подписью главного редактора «Право.ru». На пять заявок получили три ответа. Из МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях устно сообщили, что реализуемая тенниска находится у должника в Рязанской области и приехать за ней нужно лично. При этом договор на ее приобретение мы должны заключить в городе Орле – тоже лично. Впрочем, чуть позже нам прислали официальный письменный ответ, что тенниска еще в июле этого года возвращена МОСП по ОИП УФССП по Орловской области в связи с окончанием срока реализации. Представитель ООО «СК Алсер Строй» тоже уведомил нас по электронной почте, что сотовый телефон марки «БИЛАЙН» был возвращен приставам по причине его нереализации еще в апреле, хотя на сайте Росимущества он до сих пор имеет статус «на реализации». И только ИП Богданов прислал нам положительный ответ – на этот раз мобильный телефон уже не был у приставов. Продавец письменно запросил данные покупателя, а затем направил проект договора купли-продажи. Мы подписали его, заплатили через банк 1000 руб. за арестованный сотовый телефон «Самсунг GT-C3222» черного цвета с потертостями по корпусу и отправили по электронной почте скан договора и квитанции об оплате. Спустя три дня телефон был у нас. За его доставку из Владимира пришлось отдать еще 528 руб. Вместе с телефоном в конверте лежал подписанный реализатором договор купли-продажи, поручение на реализацию и документы от судебных приставов. В ответ мы отправили «Почтой России» подписанный покупателем договор купли-продажи и акт приема-передачи. Купленный нами смартфон пришел без зарядного устройства, но главное – оказался рабочим. Нам он обошелся в 1528 руб., хотя в ломбардах и «с рук» можно купить такой же за 500 руб. Кстати, даже спустя несколько дней после покупки статус этого телефона все еще был «на реализации».
Примеры с сайта Росимущества, в которых не указан реализатор и его контакты, а также нет описания товара.
В 2003 году конфискация имущества перестала быть наказанием по уголовным делам и стала принудительной мерой уголовно-правового характера. Согласно действующей редакции Уголовного кодекса, конфискация имущества “есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства”. Алексей Карлин, зампред Алтайского краевого суда, отметил, что судебная практика по вопросам конфискации складывалась “не всегда однозначно”. “Проект имеет большое значение как для правоприменителей, так и для всего общества в целом”, – заявил он. С актуальностью проблемы согласились и другие выступавшие, в том числе и Леонид Коржинек, заместитель генерального прокурора.
Что подлежит конфискации?
Пленум Верховного суда разъяснил, что орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, могут быть конфискованы судом по делам о преступлениях, перечень которых законом не ограничен. При этом суды при разрешении вопроса о конфискации имущества обязательно должны установить его собственника. Имущество, находящееся на территории иностранного государства, может быть конфисковано судом при рассмотрении уголовного дела на основании международного договора.
При этом такое имущество подлежит конфискации и не может быть возвращено владельцу, если он участвовал в совершении преступления. Например, его нельзя вернуть владельцу предметов контрабанды, который участвовал в их незаконном перемещении. А если речь идет о взятке, то она не может быть возвращена взяткодателю или лицу, совершившему коммерческий подкуп, даже если он способствовал раскрытию преступления и был освобожден от уголовной ответственности.
Вместе с тем, если передача взятки происходила с ведома и под контролем правоохранительных органов, имущество “взяткодателя” должно быть возвращено ему. Это указание, по мнению Андрея Гривцова из Адвокатского бюро “ЗКС”, является наиболее значимым из всех данных Пленумом разъяснений, поскольку “периодически у судов возникали вопросы, связанные с попыткой обратить данные деньги в доход государства”.
Один из пунктов постановления напоминает о “дифференцированном подходе” в отношении конфискации, рассказал судья Верховного суда Юрий Ситников. Так, деньги можно конфисковать только по преступлениям террористической или экстремистской направленности. А конфискация орудий, оборудования или иных средств совершения преступлений, напротив, применяется по всем преступлениям без ограничений.
Пленум Верховного суда подчеркивает, что основной задачей конфискации имущества является возмещение вреда потерпевшему от преступления. В связи с этим, если конфисковать определенный предмет не представляется возможным в связи с его использованием, продажей или по каким-либо иным причинам, то в целях выполнения требований ст. 104.2 УК может быть назначена судебная экспертиза для определения стоимости такого предмета.
Арест с последующей конфискацией
В целях обеспечения возможной конфискации суд может наложить арест на имущество, находящееся не только у подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, но и у неопределенного круга лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий либо предназначалось для экстремистской или террористической деятельности.
По мнению Дмитрия Данилова из “Забейда и партнеры”, это положение является “очень спорным”. По его словам, Конституционный суд в двух своих постановлениях особо отмечал, что наложение ареста на имущество не может быть произвольным и должно быть обусловлено предполагаемой причастностью конкретного лица к преступной деятельности. “С моей точки зрения, такую причастность владельца арестованного имущества установить достаточно сложно, если личность подозреваемого или обвиняемого не установлена, за исключением, конечно, случаев, когда по передвижению похищенных безналичных денежных средств можно обнаружить их получателя – например, какую-нибудь техническую организацию”, – поясняет юрист.
Подобное предложение Пленума ВС создает определенную почву для злоупотреблений стороны обвинения, учитывая как формально она чаще всего подходит к мотивировке необходимости наложения ареста на имущество третьих лиц, не обладающих статусом подозреваемого или обвиняемого.
Арест на имущество неопределенного круга лиц может быть наложен и в тех случаях, когда по возбужденному уголовному делу личность подозреваемого или обвиняемого не установлена. Арест может быть наложен также на имущество, находящееся на территории иностранного государства.
Отражение на бумаге
Резолютивная часть решения об аресте имущества в целях возможной конфискации должна содержать указание на конкретные ограничения прав собственности, а также срок действия ареста на имущество, определяемый с учетом установленного по уголовному делу срока предварительного расследования и времени, необходимого для передачи уголовного дела в суд. Этот срок может быть впоследствии продлен. Мотивировочная же часть постановления должна объяснять, почему суд избрал конкретное ограничение либо ограничение права собственности.
Решение о конфискации может быть принято судом как при постановлении обвинительного приговора, так и в случае прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
В этом сюжетеДепутаты предложили вернуть конфискацию в Уголовный кодекс21 февраля, 18:25Сенаторы предложили изменить практику конфискации имущества27 апреля, 18:40
В мотивировочной части обвинительного приговора суды должны приводить доказательства того, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия, оборудования для террористического или экстремистского преступления.
В апелляции обвинительный приговор, определение или постановление суда первой инстанции в части конфискации имущества могут быть отменены или изменены в сторону ухудшения положения осужденного не иначе как по представлению прокурора или по жалобам иных участников процесса со стороны обвинения. Отмена или изменение судебных решений в части конфискации имущества с поворотом к худшему в суде кассационной инстанции производится в течение года с момента вступления решения в законную силу.
Ожидания от проекта
По мнению Гривцова, предлагаемые рекомендации Пленума ВС не вносят каких-либо глобальных новшеств в институт конфискации – они лишь чуть более подробно разъясняют существующие в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве нормы. “К сожалению, не нашел я в постановлении разъяснений по вопросам непосредственного доказывания принадлежности имущества, подлежащего конфискации, осужденному или иным лицам, у которых оно может быть конфисковано в силу закона”, – поделился он впечатлениями от разъяснений ВС.
Именно объем доказательств, базовые принципы их оценки по моим наблюдениям у судей-правоприменителей вызывает наибольшие затруднения, влекущие за собой судебные ошибки. Полагаю, Верховному Суду давно пора обратить внимание на этот вопрос не только применительно к проблеме конфискации, но и при рассмотрении уголовных дел в целом.
В остальном же постановление Пленума не вызывает у меня серьезных нареканий. Как правило, ВС вообще в своих разъяснительных документах использует взвешенную и разумную риторику.
Андрей Гривцов, партнер Адвокатского бюро “ЗКС”
По мнению Данилова, конфискация как мера уголовно-правового характера имеет ряд препятствий для использования на практике – например, конфискация имущества в соответствии с Уголовным кодексом возможна только на основании обвинительного приговора. Поэтому он не уверен, что предложенные Пленумом разъяснения изменят существующую практику применения этого института.
Противоположную точку зрения высказал Карлин. Он считает, что принятие постановления Пленума “послужит основанием для единообразного применения и понимания конфискации и создаст надежные гарантии для граждан, чье имущество может быть конфисковано”. Замгенпрокурора Коржинек отметил, что “предложенный проект достоин одобрения”, а замминистра юстиции Юрий Любимов подчеркнул: у его ведомства не возникло “концепутальных вопросов” по тексту документа.