Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В 1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.
Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931 года были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, по которым все государственные, хозяйственные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.
В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража – государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 25 ноября 1935 года был организован государственный арбитраж при Московском городском совете.
В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991 года) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве.
В 1960 году Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931 года и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
До 1974 года нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а находились при исполнительных органах власти, то есть система была неподчиненной. Госарбитраж СССР 17 января 1974 года был преобразован в союзно-республиканский орган и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом “О Государственном арбитраже в СССР”, который был принят 30 ноября 1979 года.
В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.
В 1991 году система арбитражей была отменена Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР “Об арбитражном суде”, принятым 4 июля 1991 года. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.
После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.
В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.
Система арбитражных судов в России функционирует в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации, а также частью 3 статьи 4 Федерального Конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации”.
В соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, арбитражный суд г. Москвы:
– рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;- обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;- изучает и обобщает судебную практику;- подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;- анализирует судебную статистику.
Арбитражный суд города Москвы
Арбитражный суд города Москвы — судебный орган системы арбитражных судов Российской Федерации, к компетенции которого относится разрешение хозяйственных споров, относящихся к юрисдикции, в основном, города Москвы.
Арбитражный суд города Москвы был образован на основании закона РСФСР от 04.07.1991 № 1543-1 после упразднения системы Государственного арбитража, действовавшей с марта 1931 года.
Структура суда
В настоящее время (по состоянию на декабрь 2011 года) суд состоит из Председателя (Чуча, Сергей Юрьевич), его четырёх заместителей, Президиума и двух коллегий: коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, которая включает 15 судебных составов (121 судья), и коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, которая включает 5 судебных составов (36 судей). Некоторые судебные составы имеют свою специализацию: например, 2 из 5 составов коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, специализируются на налоговых правоотношениях, а два состава в рамках коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений занимаются рассмотрением дел, связанных с банкротством Всего в Арбитражном суде города Москвы 162 отделения (при штатной численности судей, включая руководство суда, 179 человек); аппарат суда имеет штатную численность 700 человек, однако, по сведениям, содержащимся на сайте суда, укомплектован не полностью.
Здание суда
12 мая 2009 года завершился переезд Арбитражного суда города Москвы в новое, специально для него построенное современное одиннадцатиэтажное здание на Большой Тульской улице, дом 17, а 25 мая 2009 года в новом здании начали проходить судебные заседания.
Здание расположено рядом с Третьим транспортным кольцом, недалеко от Москвы-реки (из его окон открывается вид на набережную), по соседству со зданием Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, которое находится в доме 15 по Большой Тульской улице.
Здание спроектировано таким образом, чтобы оно было разделено на открытую и служебную зоны. В открытой части суда располагаются канцелярии, залы судебных заседаний, комнаты для ознакомления с делами. В служебной зоне находятся рабочие кабинеты судей, помощников и специалистов, а также совещательные комнаты, имеющие выход в залы заседаний. Служебная часть здания полностью закрыта и недоступна для посетителей.
Такая планировка выбрана не случайно. Это необходимо для того, чтобы минимизировать или даже полностью исключить общение судей и работников аппарата суда с участниками процесса. Личный контакт между лицами, участвующими в деле, и судьями возможен только во время судебного заседания. Общение с работниками аппарата суда также сведено к минимуму и возможно в пределах суда лишь по телефону или в специально оборудованных комнатах для ознакомления с делами и выдачи документов.
Холл при входе, на первом этаже
Вид на лестницу, ведущую на второй этаж
Холл в открытой зоне суда
Холл перед залом заседаний
Маленький зал судебных заседаний
Старое здание
Арбитражный суд города Москвы до 12 мая 2009 года находился в семиэтажном здании на Новой Басманной улице, дом 10. Здание построено в 1913 году по проекту архитектора Зелигсона, и принадлежало Московскому басманному товариществу, используясь как доходный дом.
Ссылки
Верховные суды республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия • Краевые суды: Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский • Областные суды: Амурский • Архангельский • Астраханский • Белгородский • Брянский • Владимирский • Волгоградский • Вологодский • Воронежский • Ивановский • Иркутский • Калининградский • Калужский • Кемеровский • Кировский • Костромской • Курганский • Курский • Ленинградский • Липецкий • Магаданский • Московский • Мурманский • Нижегородский • Новгородский • Новосибирский • Новосибирский • Оренбургский • Орловский • Пензенский • Псковский • Псковский • Рязанский • Самарский • Саратовский • Сахалинский • Свердловский • Смоленский • Тамбовский • Тверской • Тверской • Тульский • Тюменский • Ульяновский • Челябинский • Ярославский • Городские суды: Москва • Санкт-Петербург • Суды автономных областей: Еврейская АО • Суды автономных округов: Ненецкий АО • Ханты-Мансийский АО • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО
Военные суды Окружной (флотский) суд • Гарнизонный суд Прочее Районный суд • Мировой суд Арбитражные суды Высший АС РФ Пленум • Президиум • Суд по интеллектуальным правам Волго-Вятского • Восточно-Сибирского • Дальневосточного • Западно-Сибирского • Московского • Поволжского • Северо-Западного • Северо-Кавказского • Уральского • Центрального
История возникновения и развития арбитражного суда города Москвы
В 1832 г. в России были учреждены коммерческие суды, которые рассматривали торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности. Данные суды действовали вплоть до 1917 г. и стали прототипом современных арбитражных судов.
В первые годы советской власти в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Декрет о суде N 2 1918 г. предусматривал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
Новые экономические отношения в период нэпа потребовали введения новых рычагов урегулирования хозяйственных споров. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях. После образования СССР арбитражные комиссии были образованы при совнаркомах автономных социалистических республик и при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.
Внедрение хозрасчетных отношений и оформление хозяйственных связей на договорной основе определило дальнейшее развитие арбитражной системы. В марте 1931 г. были приняты постановления ВЦИК и Совнаркома СССР, согласно которым все государственные, хозяйственные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.
В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж. Согласно Положению о государственном арбитраже, утвержденному ЦИК и СНК СССР 3 мая 1931 г., в порядке государственного арбитража разрешались все споры по заключенным договорам и сделкам и другие имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями.
Надзор за деятельностью государственного арбитража возлагался на Совет Труда и Обороны, экономические советы (совещания) союзных республик, советы народных комиссаров автономных республик, краевые и областные исполнительные комитеты по принадлежности. Указанные органы были вправе в порядке надзора отменить или изменить решение государственного арбитража или передать дело на новое рассмотрение.
25 ноября 1935 г. Постановлением ВЦИК и Совета Народных Комиссаров при Московском городском Совете был создан Государственный арбитраж. Именно с этой даты ведет свою историю Арбитражный суд г. Москвы.
В последующие годы предпринимались неоднократные попытки модернизировать структуру и деятельность государственного арбитража, приспособить его к новым экономическим условиям и повысить роль арбитража в народном хозяйстве.
В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
До 1974 г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а находились при исполнительных органах власти.
17 января 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
В 1977 г., с принятием новой Конституции СССР, Госарбитраж признается конституционным органом.
30 ноября 1979 г. был принят Закон «О государственном арбитраже в СССР». На основании данного Закона Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г. утверждено Положение об органах государственного арбитража в РСФСР, согласно которому в РСФСР действуют Государственный арбитраж РСФСР, государственные арбитражи автономных республик, краев, областей, г. Москвы и Ленинграда.
Последний этап развития системы государственных арбитражей связан с утверждением Советом Министров СССР в 1988 г. Положения о Государственном арбитраже СССР и Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. В этом же году Совет Министров РСФСР принял Положение об органах государственного арбитража в РСФСР.
К концу 80-х гг. прошлого века разрешение споров между равными хозяйствующими субъектами прежними методами, применявшимися в условиях командно-административной системы, стало невозможным. Назрела необходимость создания новых судебных органов взамен государственных и ведомственных арбитражей.
С 1 октября 1991 г. система арбитражей была упразднена Постановлением Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991 г. «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде». Арбитражи были заменены арбитражными судами, призванными осуществлять судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений и из правоотношений в сфере управления.
В систему арбитражных судов, созданную Законом РСФСР от 4 июля 1991 г., вошел и Арбитражный суд г. Москвы.
Развитие рыночных отношений, принятие Конституции РФ 1993 г., первой части нового Гражданского кодекса РФ, ряда других нормативных актов определили необходимость в изменении и совершенствовании системы арбитражных судов.
В 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», определивший систему, состав и структуру арбитражных судов, действующую и по настоящее время.
Арбитражный суд Москвы
Государственный арбитраж при Мосгорисполкоме
Государственный арбитраж города Москвы
Руководители Арбитража Москвы
В настоящее время (по состоянию на декабрь 2014 года) суд состоит из Председателя (Чуча, Сергей Юрьевич), его пятерых заместителей, Руководителя Аппарата Суда, Президиума и двух коллегий: коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, которая включает 15 судебных составов (121 судья), и коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, которая включает 5 судебных составов (36 судей). Некоторые судебные составы имеют свою специализацию: например, 2 из 5 составов коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, специализируются на налоговых правоотношениях, а два состава в рамках коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений занимаются рассмотрением дел, связанных с банкротством Всего в Арбитражном суде города Москвы 182 отделения (при штатной численности судей, включая руководство суда, 199 человек); аппарат суда имеет штатную численность 700 человек, однако, по сведениям, содержащимся на сайте суда, укомплектован не полностью.
[править] Здание суда
[править] Старое здание
Система федеральных арбитражных судов рассматривает и разрешает разнообразные споры экономического характера, возникающие между юридическими лицами в следствии административных, договорных и гражданских правоотношений. В общем случае, компетенция арбитражного суда – решение различных хозяйственных споров.
Каждый судебный орган имеет строго определенную юрисдикцию и подсудность. Так, например, арбитраж Москвы – разрешает споры, юридически возникшие на территории г. Москвы, либо в том случае, если договором между двумя юридическими лицами московский арбитражный суд определен как договорное место разрешения возможных разногласий, которые не удается урегулировать путем переговоров.
Создание Арбитражного суда Москвы
История АС Москвы начинается с 4 июля 91 года на основании закона РСФСР №1543/1. Таким образом, почти за четверть века арбитражем Москвы были разрешены тысячи различных споров. На сегодняшний день структура суда состоит из Председателя (Новиков Николай Алексеевич), пяти его заместителей, почти двух сотен судей, объединенных в судебные составы, и достаточно объемного судейского аппарата, который насчитывает более семисот человек. Различные судебные составы имеют свою узконаправленную специализацию, другие же занимаются решением споров, не требующих особо специализации. Так, например, два состава специализируются на налоговых правоотношениях, другие два рассматривают дела о банкротстве, и так далее.
Новое здание Арбитражного суда отличается не только удобной планировкой, разделяющий судейский и аппаратный состав от гражданских посетителей, но и хорошим транспортным сообщением. Добраться до арбитража в Москве на личном транспорте сегодня можно по Новоданиловской и Павелецкой набережным, Третьему транспортному кольцу, Варшавскому шоссе и улице Большая Тульская. Для тех посетителей суда, кто предпочитает пользоваться общественным транспортом, станет приятно новостью то, что южный вестибюль станции метро Тульская расположен в ста пятидесяти метрах от центрального входа в здание суда.
Как и во всех судебных учреждениях нашей страны, рабочий день Арбитражного суда Москвы начинается в 9 часов утра, заканчивается в 18 часов вечера. По пятницам суд работает в сокращенном режиме до 16 часов 45 минут. Кроме того, существуют специализированные дни для решения различных вопросов. Так, исковые заявления в арбитраж Москвы принимаются с 9 до 13 часов по будням, за исключением пятницы, когда прием заявлений заканчивается в 11 утра. Дополнительные документы, а также жалобы можно подать с начала рабочего дня и до 3 часов после полудня за исключением предпраздничных дней. В том же графике происходит и выдача исполнительных листов.
Немного статистики Московского арбитражного суда
Ежегодно арбитраж Москвы рассматривает около полумиллиона заявлений, подавляющее большинство которых основывается на спорах, вытекающих из гражданско-правовых взаимоотношений между юридическими лицами. Основными претензиями истцов, обращающихся в Арбитражный суд г. Москвы является неисполнение договорных обязательств, взятых на себя контрагентами, при этом средняя сумма иска лишь в трети случаев превышает сто тысяч рублей.Кроме того, в АС Москвы ежегодно поступает порядка трехсот тысяч различных жалоб, касающихся с экономических споров, банкротства, оспаривания решений третейских судов, признания решений иностранных судов и установление юридически значимых фактов. Таким образом, как мы видим, нагрузка на судебный орган просто колоссальна.
Адвокат – представитель ваших интересов в Арбитражном суде
Для того, чтобы при такой загрузке суда не потратить время в пустую, не получить отказ на исковое заявление и избежать лишних хлопот, большинство истцов предпочитают прибегать к услугам адвоката. Адвокат по арбитражным делам – это юрист, основное направление деятельности которого нацелено на оказание юридической помощи и поддержки в спорах, возникших в следствии деятельности юридических лиц.
Как и в арбитражном суде, при выборе адвоката для представления интересов в специализированных налоговых спорах, либо в делах о банкротстве, достаточно важно подобрать опытного юриста, который практикуется именно в нужной области. Правильно выбранный исполнитель – залог не только юридически безупречного представления ваших интересов, но и решения суда в вашу пользу в случае предъявления законных и справедливых требований к ответчику.
Арбитражный суд г. Москвы был образован на основании от 04.07. № 1543-1 после упразднения системы Государственного арбитража, действовавшей с марта .
В настоящее время Арбитражный суд г. Москвы имеет следующий состав: Председатель суда, его заместители, Президиум и две коллегии: коллегии по рассмотрению споров, возникающих из и иных правоотношений и коллегии по рассмотрению споров, возникающих из правоотношений (несмотря на своё название, коллегия рассматривает также дела, связанные с несостоятельностью (), хотя нормы права, регулирующие банкротство, относятся к отрасли гражданского права).
Каждая коллегия состоит из 9 составов (официально составов 19, при этом 8 состав фактически отсутствует), в каждом составе – от 7 до 9 отделений, на каждое из которых приходится один судья. Всего в Арбитражном суде г. Москвы 156 отделений (при штатной численности судей, включая руководство суда, 180 человек); аппарат суда имеет штатную численность 650 человек.
Арбитражные суды субъектов РФ, как основное звено системы арбитражных судов, создавались применительно к потребностям разрешения экономических споров, сфера их компетенции увеличивалась за счет включения иных категорий споров, однако не принимались во внимание место и роль указанных судов в единой судебной системе РФ, их взаимодействие и взаимосвязь с другими государственными и негосударственными органами. Пробелы федерального законодательства в этой части активно восполняются в законодательстве субъектов РФ. Так, в ряде субъектов РФ соответствующему арбитражному суду законодательно предоставлены права запроса в конституционный (уставной) суд субъекта РФ, законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти субъекта РФ и др.
Проблемы организации арбитражных судов субъектов РФ остаются по существу неисследованными, поскольку учебный характер имеющихся публикаций о них не может претендовать на достаточную полноту и глубину анализа. В силу этого требуют изучения вопросы о месте, роли арбитражных судов субъектов РФ в системе арбитражных судов, о задачах, функциях, полномочиях и принципах указанных судов, об их составе и структуре; должны подвергнуться анализу нормативные акты, образующие правовую основу организации данных судов для того, чтобы иметь целостное представление о состоянии правовой регламентации этого звена, выработать рекомендации по совершенствованию арбитражного законодательства для улучшения работы арбитражных судов субъектов РФ в единой системе арбитражных судов.
В соответствии с действующим законодательством арбитражный суд г. Москвы имеет следующие полномочия.- рассматривает по первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда, пересматривает при необходимости по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты., обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
– подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
Структура Арбитражного суда города Москвы:
Гражданская коллегия – 5,10,13,14, 15, 2, 3, 4, 6, 11
Административная коллегия – 1, 12, 7, 9, 16,17, 18,19
Руководитель аппарата – администратор суда
-Секретариат Председателя суда
-Организационно-аналитический и контрольный отдел
-Отдел бухгалтерского учета и отчетности
-Отдел кадров и государственной службы
-Отдел эксплуатации здания
В Арбитражном суде г. Москвы действует Президиум – в соответствии с Федеральным конституционным “Об арбитражных судах в Российской Федерации”.Президиум арбитражного суда возглавляет председатель суда. Организационное, документальное и информационное обеспечение работы президиума осуществляют: в арбитражных судах субъектов Российской Федерации – лица, назначаемые председателем суда (помощник председателя, другие работники аппарата). Президиум арбитражного суда созывается председателем суда по мере необходимости. О времени созыва президиума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, члены президиума и приглашенные лица уведомляются заблаговременно. Заседания президиума проводит председатель арбитражного суда, в его отсутствие – первый заместитель, в отсутствие первого заместителя – один из заместителей председателя. Заседания президиума арбитражного суда являются открытыми. С разрешения председательствующего во время заседания президиума может производиться кино- и фотосъемка, видеозапись. По поручению председательствующего осуществляется стенографирование заседания президиума. Контроль за выполнением поручений президиума по рассматриваемым вопросам осуществляется лицами, назначенными председателем арбитражного суда. О необходимости продления срока выполнения поручения, содержащегося в постановлении президиума, лицо, ответственное за его выполнение, письменно докладывает председателю арбитражного суда за три дня до истечения срока. В зале заседания президиума должны находиться символы судебной власти: изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.
Федеральным конституционным “Об арбитражных судах в Российской Федерации” к полномочиям президиума арбитражного суда отнесено рассмотрение вопросов судебной практики, а также вопросы организации работы суда. Материалы по вопросам судебной практики для рассмотрения президиумом передаются арбитражном суде г.Москвы – лицу, на которое возложено организационное, документальное и информационное обеспечение работы президиума арбитражного суда. Вопросы, предлагаемые к вынесению на рассмотрение президиума, оформляются докладными записками на имя председателя арбитражного суда и рассматриваются в порядке очередности их поступления в президиум. В докладных записках излагаются сущность и обоснование представленного на рассмотрение президиума арбитражного суда вопроса, сведения о согласовании проектов документов и об оставшихся по ним разногласиях. Очередность рассмотрения вопросов определяется повесткой. При необходимости президиум арбитражного суда вправе изменить эту очередность. Лица, приглашенные на заседание президиума арбитражного суда, могут принимать участие в обсуждении вопросов судебной практики. Решения, принимаемые президиумом, оформляются постановлением президиума и подписываются председателем арбитражного суда. На основании постановления президиума по вопросам организации работы арбитражного суда председатель суда может издавать приказы и распоряжения.
В структуре Арбитражного суда г. Москвы находятся судебные коллегии и судебные составы. Судебную коллегию возглавляет председатель коллегии – заместитель председателя арбитражного суда. Председатель судебной коллегии организует работу коллегии. Судебный состав возглавляет председатель судебного состава, утверждаемый президиумом арбитражного суда по представлению председателя суда. Председатель судебного состава организует работу судебного состава. Должностные обязанности председателей судебных коллегий и судебных составов определяются Положением о судебной коллегии. Распределение исковых заявлений, заявлений, жалоб и дел в арбитражном суде (далее – распределение) осуществляется председателями судебных коллегий и председателями судебных составов соответственно между судебными составами и судьями. Распределение производится с учетом специализации и нагрузки судебных составов, судей и должно обеспечивать объективное и беспристрастное рассмотрение каждого дела. Если дело подлежит рассмотрению коллегиальным составом судей, председательствующий и персональный состав суда назначаются председателем судебного состава. Председатель арбитражного суда с учетом нагрузки и специализации судебных составов и судей вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии, если отсутствует возможность сформировать коллегиальный состав судей для рассмотрения конкретного спора или нагрузка судей судебной коллегии не позволяет рассмотреть дело в установленные сроки. Как правило, председатель судебного состава, участвующий в рассмотрении дела, председательствует в судебном заседании. Распределение дел при наличии программного обеспечения может производиться в автоматизированном режиме. Порядок распределения дел должен соответствовать положениям Арбитражного процессуального Российской Федерации и Инструкции по делопроизводству.
Таким образом, мы видим, что структура арбитражного суда г.Москвы строится по принципу предметной специализации судей, исходя из этого состав суда формируется из судей, специализирующихся в определенной области права и относящихся к определенной коллегии и составу. Это позволяет более правильно распределить нагрузку между судьями и способствует более точному и правильному принятию решений по делу.
Правила внутреннего трудового распорядка отнесены к локальному нормативному акту, регулирующего вопросы трудовых отношений на уровне отдельно взятого предприятия, учреждения, организации. В основной части Правила регламентируют режимы рабочего времени и времени отдыха всех категорий занятых в организации сотрудников. Режим рабочего времени с пн.-чт. с 09.00 до 18.00. а пт. до 16.45
Инструкция по делопроизводству. Инструкция устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, письмами и обращениями граждан и носит обязательный характер при ведении делопроизводства в системе арбитражных судов Российской Федерации применительно к особенностям структуры с учетом штатной численности и технической оснащенности каждого конкретного арбитражного суда. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами, обращениями граждан в судебных составах и структурных подразделениях возлагается на их руководителей.
Руководитель подразделения назначает ответственного за ведение делопроизводства, который утверждается приказом по арбитражному суду. Работники арбитражного суда несут персональную ответственность за выполнение требований Инструкции. Поступающая в арбитражный суд корреспонденция принимается и регистрируется в канцелярии. Исковое заявление вместе с приложениями к нему принимает ответственный за делопроизводство в коллегии (судебном составе) от сотрудника канцелярии под расписку в регистрационно – контрольной карточке, которая остается в картотеке канцелярии. Вторая карточка передается в коллегию для учетной и справочно – контрольной работы. Делопроизводство по апелляционной жалобе ведется по правилам, предусмотренным для работы с исковыми заявлениями. Поступающая в адрес арбитражного суда корреспонденция, не относящаяся к конкретным судебным делам, регистрируется в канцелярии в отдельной картотеке (журнале, компьютере). Личный прием граждан по вопросам, входящим в компетенцию арбитражных судов, осуществляется председателем суда, его заместителями, руководителями структурных подразделений и судьями в соответствии с утвержденным графиком, который вывешивается в вестибюле суда или в приемной. В арбитражных судах, где созданы приемные, прием осуществляется также сотрудниками приемной. Справочно – информационная служба (там, где она создана) входит в состав канцелярии и подчиняется непосредственно начальнику канцелярии. Основными задачами справочно – информационной службы являются: предоставление информации и справок о движении судебных дел и заявлений в арбитражном суде с использованием данных автоматизированной системы делопроизводства, регистрационно – контрольной картотеки и информации, поступающей из судебных коллегий и структурных подразделений. Справочно – информационная служба руководствуется в своей деятельности приказами, распоряжениями председателя арбитражного суда. Канцелярия арбитражного суда периодически (не реже двух раз в год) осуществляет проверку состояния делопроизводства в структурных подразделениях аппарата. Для проверки состояния делопроизводства, наряду с работниками канцелярии и ответственными за делопроизводство в структурных подразделениях, могут привлекаться и другие специалисты. Итоги проверки отражаются в справке, которая представляется на рассмотрение руководству арбитражного суда.
Правовой основой по изучению и обобщению судебной практики является Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» ст. 33.3, 33.5, 33.7, Регламент арбитражных судов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.06.1996 N 7, Распоряжение Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.05.2006 № 35 «Об утверждении Порядка подготовки обзоров судебной практики арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами, федеральными арбитражными судами округов».
Под обобщением судебной практики понимается исследовательский труд в области правоприменения по систематизации и анализу судебных дел, выделению устойчивых различий применения судами законодательства, выявлению причин и условий, способствовавших этому, выработке предложений и рекомендаций.
Обобщение судебной практики имеет целью:
– анализ статистических показателей;
– изучение проблем судебной правоприменительной практики с выработкой предложений по формированию единообразного применения законодательства,
– выявление пробелов, не урегулированных правом и их анализ,
– обнаружение случаев принятия различных судебных актов по одним и тем же вопросам права, различного толкования норм законов, ошибок в применении норм материального и процессуального права, а также определения причин и условий их образования.
Изучение и обобщение судебной практики предполагает работу, как правило, в несколько этапов, состоящих из планирования, подготовки, непосредственного изучения материалов судебных дел и формирования отдельных пунктов, составления итогового документа и реализации результатов изучения
Основанием для проведения обобщения являются в первую очередь различия в применении законодательства судами, влекущие нарушение единства судебной практики, ошибки, допускаемые судами, статистические данные, свидетельствующие о проблемах применения материального и процессуального закона, отсутствие судебной практики по отдельным категориям дел, изменения в законодательстве, влияющие на судебную практику, результаты рассмотрения обращений в суд государственных органов и учреждений.
Инициаторами проведения обобщения выступают Председатель суда, Президиум суда, председатели судебных коллегий, председатели судебных составов, судьи, начальник отдела анализа и обобщения судебной практики.
Инициаторы проведения обобщения судебной практики по итогам изучения выбранной тематики представляют председателю Арбитражного суда г. Москвы обоснованные предложения о необходимости проведения обобщения судебной практики по обозначенным вопросам и включения данных мероприятий в проект плана работы суда на соответствующий период.
При получении задания на проведение обобщения ответственный исполнитель составляет организационный план подготовки и проведения анализа и обобщения судебной практики, в котором отражаются содержание и последовательность работы по изучению и обобщению судебной практики, сроки выполнения основных этапов обобщения (составление программы, изучение дел, подготовка итогового документа), указывается период времени, объем и количество конкретных дел, подлежащих изучению
Определив границы и методику исследования, исполнитель осуществляет сбор материала, статистических данных, судебных актов, материалов периодических изданий, научной и учебной литературы. Изучение материалов судебных дел должно не только вскрыть допускаемые ошибки и имеющиеся недостатки, но и выявить причины, незнание или непонимание отдельными судьями закона, небрежность и невнимательность в работе, неправильную организацию работы (возможно также судебного процесса), наличие неясных вопросов в судебной практике. Сделанные по результатам исследования выводы излагаются в итоговом документе – справке, обзоре, докладе, обобщении. Справка, как правило, должна содержать сведения о проделанной работе и излагать информацию по существу вопроса (например, справка по анализу причин отмены судебных актов судов первой инстанции).
Обзор судебной практики представляет собой констатацию фабул судебных дел, принятые по ним решения с кратким выводом о сущности и практической значимости решения. Обобщение судебной практики после его одобрения Президиумом суда доводится до сведения судей и работников аппарата суда. Поскольку изучение и обобщение судебной практики является одним из средств улучшения деятельности арбитражных судов, реализация полученных результатов имеет большое практическое значение. Учитывая, что в ходе обобщения могут быть получены сведения о нарушении судами (судьями) законности либо различного применения законодательства при рассмотрении дел, обсуждение таких обобщений в суде является целесообразным.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том что, обобщение судебной практики позволяет наиболее полно оценить работу судебных инстанций, выявить негативные и положительные ее стороны, обозначить новые вопросы, возникающие в судебной практике, изучать и распространять положительный опыт работы отдельных судов и судей. Изучение судебной практики должно не только вскрыть допускаемые ошибки и имеющиеся недостатки, но и выявить их причины, наличие неясных вопросов в судебной практике, т.е. установить, насколько эффективно и качественно достигаются цели и задачи арбитражного судопроизводства.
Подготовка дела к судебному разбирательству проводится судьей единолично. В целях оказания помощи судье в совершении им процессуальных действий, предусмотренных АПК, при проведении со сторонами или их представителями собеседования, а также в предварительном судебном заседании может присутствовать помощник судьи. Стадия подготовки начинается вынесением определения о принятии искового заявления к производству и продолжается непосредственно до начала судебного заседания. Поэтому судья не вправе приступать к подготовке дела к судебному разбирательству, если имеются основания к отказу в принятии искового заявления, предусмотренные ст. 107 АПК РФ, либо к его возвращению в соответствии со ст. 108 АПК РФ. В этих случаях судья обязан вынести определение об отказе либо о возвращении искового заявления. В соответствии со ст. 113 АПК РФ судья арбитражного суда обязан вынести определение о подготовке дела к судебному разбирательству с указанием всех конкретных процессуальных действий, которые необходимо провести в этой стадии процесса.
В определении о подготовке дела к судебному разбирательству судья обязан указать о назначении дела к разбирательству в заседании арбитражного суда, время и место его проведения, а также круг лиц, которым должны быть направлены копии данного определения. В стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья вправе совершать различные процессуальные действия. Они подробно перечислены в ст. 112 АПК РФ, однако приведенный в этой статье перечень не является исчерпывающим. Судья вправе совершать и другие действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного разрешения спора.
При подготовке дела к судебному разбирательству судья производит следующие действия:
1) рассматривает вопрос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица;
2) извещает заинтересованных лиц о производстве по делу;
3) предлагает лицам, участвующим в деле, другим организациям, их должностным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора;
4) проверяет относимость и допустимость доказательств;
5) вызывает свидетелей;
6) рассматривает вопрос о назначении экспертизы;
7) направляет другим арбитражным судам судебные поручения;
8) вызывает лиц, участвующих в деле;
9) принимает меры к примирению сторон;
10) решает вопрос о вызове руководителей организаций, участвующих в деле для дачи объяснений;
11) принимает меры по обеспечению иска.
Подготовка дела к судебному разбирательству завершается вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству.
Судьи арбитражного суда осуществляют правосудие в мантиях. В арбитражных судах дела рассматриваются единолично судьей или коллегиально в зависимости от категории спора и инстанции. Коллегиальное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей осуществляется в порядке, установленном АПК. Председателем арбитражного суда должно быть обеспечено наличие полного списка арбитражных заседателей и организован беспрепятственный доступ к нему сторон по делу. Ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранных кандидатур арбитражных заседателей должны разрешаться арбитражным судом в сроки, обеспечивающие возможность их извещения о месте и времени судебного разбирательства, а также ознакомления с материалами дела до судебного разбирательства. Ходатайство о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть заявлено до начала судебного разбирательства. Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или коллегиальным составом судей, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом судей. Замена судьи производится с соблюдением требований Кодекса и установленного в суде порядка распределения дел. Вопрос о замене судьи или одного из судей, рассматривающих дело, другим судьей того же судебного состава решается председателем этого судебного состава. При невозможности замены судьи или одного из судей в пределах одного судебного состава вопрос о замене судьи или передаче дела в другой судебный состав той же судебной коллегии решается председателем коллегии, в его отсутствие – председателем арбитражного суда. При невозможности замены судьи в пределах одной судебной коллегии вопрос о замене его судьей другой судебной коллегии решается председателем арбитражного суда. После замены судьи рассмотрение дела начинается сначала. Вопрос об отводе судьи, рассматривающего дело единолично, а также нескольких судей или всего состава суда разрешается председателем арбитражного суда, заместителем председателя арбитражного суда либо председателем судебного состава в день проведения судебного разбирательства. По результатам выносится определение в виде отдельного судебного акта независимо от того, заявлен отвод в письменной форме или заявление было сделано устно и внесено в протокол судебного заседания. При рассмотрении дел в первой и апелляционной инстанциях в ходе каждого судебного заседания ведется протокол по правилам, предусмотренным Кодекса. При рассмотрении дел в первой инстанции проводятся судебные прения в порядке, установленным законом. Судья, а при коллегиальном рассмотрении дела председательствующий в судебном заседании, руководит судебным заседанием и принимает меры по обеспечению в судебном заседании надлежащего порядка. В ходе судебного заседания председательствующий не вправе: ограничивать судей в возможности задавать вопросы лицам, участвующим в деле; снимать вопросы, поставленные судьями перед лицами, участвующими в деле; комментировать вопросы судей. Судьи при коллегиальном рассмотрении дела задают вопросы лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса с разрешения председательствующего.
Арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых АПК к его форме и содержанию. О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу. В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения. Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.
Оставление искового заявления без движения – Арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения. В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения. Копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения. В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда.
Согласно статье 166 АПК РФ после исследования доказательств по делу и судебных прений председательствующий в судебном заседании объявляет рассмотрение дела по существу законченным, и арбитражный суд удаляется для принятия решения, о чем объявляется присутствующим в зале судебного заседания. При отсутствии совещательной комнаты арбитражный суд для обсуждения и принятия решения остается в помещении, в котором рассматривается дело. На время совещания судей лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в заседании суда, удаляются из помещения. Решение объявляется председательствующим стоя. Все находящиеся в зале заседания выслушивают решение арбитражного суда стоя. В исключительных случаях (в силу болезни или иных уважительных причин) с разрешения председательствующего лицо, участвующее в деле, может выслушивать решение сидя. Судья, не согласный с мнением большинства, обязан подписать судебный акт и вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщается к делу, но не оглашается. В соответствии со Кодекса копии решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта в целях информации направляются в арбитражные суды Российской Федерации. Поступающие в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации копии решений (постановлений) арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов подлежат регистрации и хранению в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Копии решений (постановлений) арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поступающие в федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, подлежат учету и хранению в порядке, определяемом Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов подлежат опубликованию в порядке, установленном Кодекса. Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов могут публиковаться в издаваемых федеральными арбитражными судами округов периодических изданиях. В случае отмены (изменения) решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта соответствующее постановление подлежит опубликованию в тех же указанных изданиях, в которых было опубликовано решение.