-->

В каком случае можно быть участником аукциона? (часть 4, статья 4)

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

Вопрос о том, кто может участвовать в тендере, обычно поступает от компаний, которые не имеют подобного опыта. Однако такой интерес вовсе не праздный, ведь участие в госзакупках выгодно обоим участникам подобных мероприятий. Заказчик получает добросовестного поставщика, который, в свою очередь, заинтересован в успешном завершении сотрудничества с целью последующего участия в тендерах.

Тем не менее, к участникам тендеров предъявляются особые требования. О том, каковы правила участия и кто может претендовать на перспективное сотрудничество в сфере госзакупок, расскажем в этой статье.

Условия, выдвигаемые к тем, кто может участвовать в тендере по закону

В каком случае можно быть участником аукциона? (часть 4, статья 4)

Подать заявку и участвовать в тендере может только физическое или юридическое лицо, у которого для этого есть немалые основания. Дело в том, что к претендентам обычно выдвигаются очень строгие требования.

Итак, кто может участвовать в тендере? По закону на участие в конкурсе может заявиться как гражданин России, так и юридическая компания, и лица из других стран. Требования при этом остаются неизменными, главная задача каждого участника состоит в том, чтобы предельно точно их выполнять. Все претенденты должны подать документы, список которых устанавливает заказчик. Отметим, что язык оформления бумаг также выбирает заказчик. Обычно это русский и язык страны, которую представляет компания-конкурсант.

Сама подача заявки предполагает предоставление пакета документов, требуемого заказчиком. Для этого каждый желающий участвовать должен подготовить бумаги в форме, указанной в условиях тендера. Когда заказчик получил документы для дальнейшего рассмотрения, участник лишается права выйти из конкурса. Иными словами, подав заявку, он соглашается выполнять все обязательства и поручения заказчика.

Росимущество:  Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15 ноября 2017 г. N 373 "Об утверждении плана-графика перехода на период 2017-2018 годов и на плановый период до 2020 года Федерального агентства по управлению государственным имуществом на использование отечественного офисного программного обеспечения"

Сроки и объемы работ (поставок, услуг) устанавливаются заранее. Поэтому все участники должны предварительно ознакомиться с правилами и особенностями конкурса.

В процессе подготовки тендера заказчик и созданная им комиссия устанавливает срок подачи заявок. После его завершения заказчик не может вносить изменения или поправки в условия тендера, а участники – в поданные заявки. Далее тендерная комиссия подводит итоги, внимательно отслеживая, чтобы соблюдались правила участия в аукционе. Именно комиссия отвечает за проведение конкурса и может продлевать сроки подачи основных документов. После внесения подобных изменений комиссия обязана уведомить всех участников аукциона.

Любые изменения являются действительными лишь при условии, что они приняты до окончания срока рассмотрения документов. При их подготовке комиссия должна учитывать все заранее установленные правила участия в тендере, после чего пересчитать конкурсантов.

Преимущества и недостатки участия в тендерах

В каком случае можно быть участником аукциона? (часть 4, статья 4)

Главные достоинства возможности участвовать в тендерах:

Немаловажно, что развитию бизнеса может послужить не только победа в тендере, но и сам факт участия.

Если говорить о минусах тендеров, то можно назвать такие:

Однако достоинств у тендеров больше, чем недостатков. Поэтому проведение и участие в подобных аукционах становится все более популярным в последнее время среди субъектов экономической сферы. Многих интересует, кто может участвовать в тендере как заказчик? Это легко узнать, ведь сегодня растет и количество доступных сведений о проведении данной процедуры. Нужно понимать, что некоторая информация остается неверной, так как желающие участвовать в тендерах невольно создают о подобных конкурсах мифы. Причем последние часто получают широкое распространение, вот некоторые из них:

Кто может участвовать в тендере на госзакупках

В каком случае можно быть участником аукциона? (часть 4, статья 4)

Многие потенциальные поставщики и подрядчики интересуются, кто может участвовать в тендерах госзакупок. По Закону 44-ФЗ, стать участником конкурса может любое физическое лицо (в том числе предприниматель) или любая компания, если она:

Кто еще может участвовать в тендерах, например, по строительству и ремонту? Заказчик может поставить дополнительное условие, по которому участник не должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. За актуальность данных этого реестра отвечает ФАС.

Не все могут участвовать в тендере, если:

Кто может участвовать в тендере и какие требования предъявляются к потенциальным исполнителям?

Претендент, относящийся к этой группе, может пройти регистрацию на любых электронных площадках и подавать заявки вместе с желающими участвовать других категорий. Чаще всего физические лица претендуют на победу в закупках, для которых не требуется открытия ИП или ООО. Это могут быть аукционы по покупке квартир, на оказание услуг переводчиков, гидов, репетиторов, пр. Проще всего им участвовать в запросе котировок, для которого на данный момент не требуется электронная подпись.

Чтобы участвовать в тендере, необходима регистрация в ЕИС.

О чем должны помнить физические лица:

Как показывает практика, в небольших закупках заказчики нередко устанавливают ограничения по СМП, несмотря на то, что в таком аукционе могли бы участвовать и физические лица. Если вы хотите периодически принимать участие в тендерах, лучше пройти регистрацию в качестве ИП либо открыть ООО.

Любые жалобы на заказчика и электронную площадку, направленные в ФАС, рассматриваются в соответствии с Законом 44-ФЗ. То есть участник должен отвечать всем установленным на конкурсе требованиям, и его права не должны быть нарушены положениями документации. Допустим, вы недовольны тем, что площадка не работала, однако у вас нет требуемых лицензий. В таком случае жалоба будет рассматриваться в течение 30 дней. Если же вы соответствуете всем требованиям, но заказчик отклонил ваше предложение, рассмотрение длится 5 дней.

Индивидуальные предприниматели (ИП).

Для этой группы поставщиков не существует особых требований. Однако чтобы участвовать, им не требуется сложное оформление документов для аккредитации на площадках. Весь перечень бумаг ограничивается копией всех страниц паспорта и выпиской из ЕГРИП. Индивидуальный предприниматель может не предоставлять решение о сумме сделки или учредительные документы.

В каком случае можно быть участником аукциона? (часть 4, статья 4)

О чем нужно помнить ИП?

Если ИП внесен в реестр недобросовестных поставщиков, он не может участвовать в тендерах в течение следующих двух лет. Чтоб продолжить подобную деятельность, предприниматель может оформить новое ИП на другого человека.

В соответствии с Законом 44-ФЗ, организатор тендера объявляет закупку с НДС и не всегда прописывает в контракте, что в цене не учитывается НДС, если победитель находится на «упрощенке». Заказчик может снизить цену такого победителя на 20 %. Такие действия возможны, несмотря на запрет Закона 44-ФЗ менять сумму контракта и на разъяснения Минэкономразвития и Минфина. Если в вашем случае в проекте контракта не прописаны действия заказчика при победе поставщика на УСН, лучше уточнить этот вопрос.

Субъекты малого бизнеса и организации инвалидов могут участвовать в тендерах и при этом пользоваться некоторыми преимуществами. Для них действуют правила подачи жалобы, предусмотренные для физических лиц.

Речь идет о наиболее распространенной категории бизнеса, которая чаще всего участвует в аукционах и интересуется тем, кто может участвовать в тендере на строительство.

Юридические лица должны помнить о следующем:

Крупным компаниям, которые собираются участвовать в большом количестве аукционов, рекомендуется открыть отдельную организацию для «мелких» торгов. Таким образом вы защитите себя от попадания в реестр недобросовестных поставщиков после мелкой ошибки. Так, могут возникнуть серьезные проблемы, если сотрудник не успел вовремя подписать договор. Тогда поставщик признается уклонившимся от заключения контракта, а компания и ее учредители рискуют оказаться в РНП.

Избежать подобных ситуаций можно, для этого необходимо открыть ООО с одним учредителем. Такой формат значительно упрощает работу, так как позволяет не собирать общее собрание участников для принятия решений, облегчает подготовку документации.

Отметим, что и в этом случае для СМП и организаций инвалидов предполагаются особые преимущества.

Если подобные организации хотят участвовать в конкурсе, им нужно придерживаться ряда правил:

Иностранные компании и физические лица.

Относящийся к этой группе поставщик может участвовать в тендере с учетом ограничений по национальному режиму. При аккредитации на электронной площадке необходимо подать заверенный перевод документов.

Иностранный гражданин или компания не могут участвовать в электронных закупках, поскольку для них невозможно оформить квалифицированную электронную подпись. Чтобы обойти эту проблему, крупные иностранные компании открывают в нашей стране юридические лица с российскими учредителями.

В каком случае можно быть участником аукциона? (часть 4, статья 4)

Таким образом, практически любой может участвовать в тендере. При выполнении всех условий и удачного сотрудничества с заказчиком такой опыт может привести к успешному участию в других госзакупках.

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.

4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:

1) по основаниям, установленным законом;

2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);

3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

Закрытый аукцион по 44-ФЗ: особенности проведения и кто может участвовать
2020-12-21T09:36:00Z
2020-12-21T09:36:00Z

Некоторые торги проводят закрытым способом для ограниченного круга поставщиков, которые подходят под условия контракта. В статье расскажем о закрытом аукционе: как его проводят и как в нем участвовать.

Что такое закрытый аукцион по 44-ФЗ

Это такой способ закупки, когда заказчик приглашает участвовать в ней определенный круг поставщиков и выдает документацию по их запросам. В аукционе побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену.

По статистике Минфина за три квартала 2020 года провели 10 330 закупок в форме закрытого аукциона. Это 1 % от всех закупок за этот период и 97 % — от закупок, которые провели закрытым способом. 3 % из них составляют закрытые конкурсы.

Закрытым способом проводят:

Все закрытые закупки, кроме последнего пункта, согласовывают с ФАС. Антимонопольная служба выдает решение за 10 рабочих дней. Такое разрешения действует 90 дней.

Закрытые аукционы проводят в электронной и бумажной формах.

Как проводят закрытый электронный аукцион

Особенности и порядок проведения закрытых электронных торгов регулирует постановление правительства № 223. Проводить закрытые электронные процедуры в том порядке, который устанавливает постановление, заказчики могут с 1 июля 2021 года.

Закрытые электронные закупки проводят на специализированной площадке АСТ ГОЗ три категории заказчиков:

Что нужно для участия на АСТ ГОЗ

Отдельно. Отправьте заявку на электронную подпись на нашем сайте.

Чтобы настроить работу КЭП, нужно установить средство криптозащиты КриптоПро CSP и драйвер для токена, на который записана КЭП.

У АСТ ГОЗ есть инструкция по настройке. Или можно воспользоваться бесплатным установочным диском от СКБ Контур.

Комплект платный. Купить его можно у АСТ ГОЗ. Подключение происходит по схеме:

Подробно о подключении к сети можно прочитать в инструкции на площадке в разделе «Подключение к защищенной сети».

К этому моменту поставщик должен быть зарегистрирован в ЕИС. Аккредитация на площадке действует три года. За три месяца до конца срока аккредитации подать заявку на участие не получится. Пройти аккредитацию на новый срок можно за полгода до окончания срока действия первой.

Пользователь АСТ ГОЗ несет ответственность:

Как участвовать в закупках на АСТ ГОЗ

Госзаказчик публикует в ЕИС извещение о закрытом аукционе и с помощью оператора АСТ ГОЗ направляет приглашения и документацию зарегистрированным компаниям, которые подходят под условия закупки.

Поставщики, которые получили приглашения, подают электронную заявку на участие. Требования к заявке и порядок участия в аукционе описан в документации.

Оператор вернет заявку, если:

Деньги для обеспечения заявки вносят на те же специальные счета, что и в открытых закупках по 44-ФЗ. Сумма обеспечения не может превышать 5 % от начальной цены договора.

Площадка передает заявки заказчику, и он рассматривает их по регламенту конкретной закупки. Аукцион проводят на площадке в том порядке, который прописан в документах тендера. С победителем аукциона заключают контракт в электронной форме.

Как проводят закрытый аукцион в бумажной форме

Заказчики высылают приглашения поставщикам, которые подходят под требования закупки. Порядок приглашения зависит от того, в какой части аукционной документации содержатся сведения с гостайной.

Секретные данные содержатся в документах и контракте

Если информация, которая составляет гостайну, содержится только в документах и контракте, то заказчик публикует извещение об аукционе в ЕИС за 30 дней до окончания приема заявок.

Засекречен объект закупки

Извещение в ЕИС не публикуют, если название предмета закупки секретно, а также в закупках по страхованию, перевозке, охране драгметаллов, камней, музейных экспонатов, услуг водителей и клининга для судей и приставов.

Заказчик рассылает приглашения подрядчикам, которые подходят по требованиям, за десять дней до даты вскрытия конвертов. В приглашении госзаказчик пишет свое название, адрес, предмет закупки, место и как можно получить документацию.

Поставщики, которым интересна закупка, отправляют заказчику письменный запрос документации. К запросу прикладывают документы, которые подтверждают их соответствие требованиям 44-ФЗ и наличие доступа к гостайне.

Заказчик может установить плату за документы, которая не может превышать расходы на изготовление их копий.

Документация закрытого аукциона, ее изменения, ответы на запросы о разъяснениях предоставляют только в бумажном виде.

За пять дней до вскрытия конвертов с заявками госзаказчик направляет в ФАС список участников, которым направил документацию, и копии приглашений.

Из чего состоит документация

В документацию аукциона заказчик включает конкретные сведения, которые перечислены в ч. 1 ст. 87 44-ФЗ, например, информация об объекте закупки, обоснование цены, требования к заявке, место и время проведения аукциона, условия расторжения контракта и другие.

К документам аукциона обязательно прикладывают проект контракта.

Порядок и сроки проведения закрытого аукциона по 44-ФЗ

Этап проведения закупки
Описание и сроки

Направление документации участнику.

Заказчик высылает документацию в течение двух рабочих дней с момента поступления запроса от поставщика.Если предусмотрена плата за документы, то заказчик отправляет документы только после оплаты. Сумма оплаты не может быть больше расходов на изготовление копий.

Разъяснения документации
Любой приглашенный участник может потребовать разъяснения документации. Заказчик в течение двух дней ответит на запрос, если получит его за три дня до окончания приема заявок или раньше.

Внесение изменений в документы.

Не позднее, чем за пять дней до конца приема заявок, госзаказчик принимает решение о внесении изменений в документацию. В течение двух рабочих дней после принятия решения он высылает изменения всем участникам, которых пригласил на аукцион.Срок приема заявок при этом продлевают, чтобы до окончания оставалось не меньше десяти дней.

Окончание приема заявок.
Принимать заявки заканчивают в официальный день вскрытия конвертов.

Возврат заявки, которая поступила после даты вскрытия конвертов. 
Заявки, которые поступили с нарушением сроков, не рассматривают и возвращают в тот же день.

Рассмотрение заявок.

Заявки рассматривают не дольше десяти дней с момента вскрытия конвертов.Формируют протокол о рассмотрении заявок, который подписывают члены комиссии. На следующий день заказчик направляет участникам уведомления о результатах, а в ФАС — копию протокола.

Возврат обеспечения заявки.
Обеспечение возвращают в течение пяти дней, если заявку участника не приняли или не допустили к следующему этапу аукциона.

Процедура аукциона.

В установленные дату, время и место проходит аукцион, на котором присутствуют комиссия и допущенные поставщики.Участники снижают цену на «шаг аукциона». Сначала «шаг» равен 5 % от начальной цены. «Шаг» снижают на 0,5 %, если аукционист три раза объявит последнее предложение и никто не предложит более низкую цену. Снижать «шаг» можно как, до тех пор, пока он не станет 0,5 % от НМЦ.Участники поднимают карточки, когда готовы снизить цену. Аукцион завершается, если после троекратного объявления последней предложенной цены никто не поднял карточку.После аукциона комиссия подписывает протокол. Один экземпляр передают победителю вместе с контрактом в течение трех рабочих дней.

Процедура аукциона.
Разъяснения результатов закрытого аукциона.

Любой участник может направить запрос о разъяснениях результатов аукциона после того, как комиссия подписала итоговый протокол. Заказчик ответит на запрос в течение двух рабочих дней.

Заключение контракта.

Контракт заключают с участником, который предложил наименьшую цену. Подписывают договор не раньше, чем через десять дней со дня подписания итогового протокола.Победитель передает заказчику подписанный контракт вместе с обеспечением исполнения договора.Победителя признают уклонившимся, если он не подпишет контракт в срок. В таком случае договор заключают с участником, у которого было предпоследнее предложение.

Как подготовить заявку на закрытый аукцион

Заказчик устанавливает в документации форму заявки, которая должна содержать:

Листы заявки нумеруют и прошивают, прикладывают опись, скрепляют печатью при ее наличии, запечатывают в конверт и направляют заказчику. Заказчик регистрирует каждую заявку, и по запросу участника выдает расписку о том, что получил документы. Обеспечение договора вернут участнику через пять дней после подписания контракта.

В соответствии Законом о контрактной системе у заказчиков есть право проводить совместные закупки — конкурсы и аукционы. Это правило закреплено в ст.25 44-ФЗ.

Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1088 «Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

Совместная закупка

Рассмотрим, что такое совместная закупка, схему ее осуществления, а также разберемся с плюсами и минусами этой процедуры, чтобы правильно выстраивать свою работу.

Для совместной закупки характерно наличие множества заказчиков (2 и более), которые в целях повышения эффективности закупок объединяют свои потребности в товарах (работах, услугах) и проводят одну процедуру закупки, по результатам которой выбирается один победитель, с которым каждый из заказчиков заключает контракт (договор) в объеме и на условиях собственной потребности.

В Законе о контрактной системе совместные конкурсы и аукционы не являются отдельными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Специфика подготовки и проведения совместных конкурсов и аукционов регламентирована отдельной статьей 25.

Когда выгодны совместные закупки

Заказчики объединяются для проведения совместного аукциона в том случае, если у каждого из них есть потребность в определенном товаре. При этом у каждого такая потребность может быть по объему невелика, но объединив объемы, они получают в совокупности более привлекательный для потенциальных участников закупки аукцион.

Например, в совместных закупках часто встречается закупка заказчиками бумаги и других канцелярских товаров — это категория товаров всегда используется каждым заказчиком в своей работе.

Или когда заказчики объединяют свои потребности для того, чтобы сэкономить на так называемых сопровождающих услугах. Например, заказчикам необходимо закупить автотранспорт. Ситуация: из бюджета выделили денежные средства, и у нескольких заказчиков появилась необходимость закупки автотранспорта — школьных автобусов. Если автобусы будут покупаться у поставщика из другого региона, то доставляться они будут при помощи железнодорожных платформ. Рассмотрим данную ситуацию подробнее.
На одну железнодорожную платформу помещается 2 автобуса. Если заказчик имеет потребность в одном автобусе и сам проведет такую закупку, у него возрастут затраты на доставку. Если же на платформе будет стоять автобус этого заказчика, и он объединится с участником этой совместной закупки, то оба сэкономят на сопутствующих затратах.

Кроме того, у нескольких заказчиков может находиться в совместном пользовании какое-то имущество. Например, они арендуют в одном здании помещение. По условиям аренды либо по условиям передачи помещения в безвозмездное пользование указано, что они должны это имущество содержать в надлежащем виде. Представим ситуацию, когда заказчикам необходимо сделать ремонт фасада. На первом этаже находится какое-то муниципальное учреждение, на втором — орган власти субъекта РФ, на третьем этаже занимает помещение Федеральная структура. Если каждый сам будет проводить аукцион на ремонт фасада, то может получиться, что на первом этаже ремонт прошел. Когда начали красить на втором и третьем, пошли подтеки краски — порча того ремонта, который сделан у первого заказчика. Или же будут не совпадать цвета на фасаде. Поэтому, как правило, в этих ситуациях заказчики также объединяют свои потребности.

В данной ситуации заказчики разного уровня — муниципальный, заказчик уровня субъекта и федерального уровня. Никаких ограничений ни в законе, ни в Постановлении №1088 насчет такого межбюджетного объединения не установлено. Те, чье финансирование идет из разных уровней бюджета, также могут объединиться для того, чтобы провести совместную закупку.

Алгоритм осуществления совместных конкурсов и аукционов

Перед тем как закупка состоится, организатор утверждает состав комиссии по осуществлению закупки. В состав комиссии могут включаться представители сторон соглашений, представитель от каждого заказчика, который решил участвовать в совместной закупке. Существует оговорка — «если иное не предусмотрено соглашением». Может быть такая ситуация, когда у заказчика нет подготовленного специалиста (в отпуске, на больничном), он может передать полномочия по утверждению состава комиссии исключительно из членов коллектива того же организатора.

Организатор готовит извещение, документацию и размещает документы в ЕИС. При этом идентификационный код закупки (ИКЗ) указывается в извещении каждого заказчика. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таком извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма НМЦ контрактов каждого заказчика. При этом обоснование такой цены содержит обоснование НМЦ контрактов каждого заказчика.

У одного заказчика 100 тыс. потребность, у другого — 200 тыс., и третьего — 300 тыс. рублей. В совокупности в извещении о проведении такой совместной закупки НМЦК 600 тыс. рублей.
Обоснование такой цены в обязательном порядке присутствует в документации о закупке, либо отдельным файлом должно содержать обоснование начальных максимальных цен контрактов каждого заказчика. В данной ситуации в документации должно быть обоснование по каждой цифре: 100 тыс., 200 тыс. и 300 тыс.

В приведенном примере с яблоками первому заказчику по условиям закупки нужна небольшая партия, которую он желает получить всю и сразу. У другого заказчика нет места для хранения, и по условиям этой совместной закупки ему необходим еженедельный привоз партиями, то есть поставка будет производиться частично. Соответственно, в цену одного килограмма будет включена цена доставки. У третьего могут быть другие нюансы, связанные с логистикой.

Организатор берет на себя функции по разъяснению положений документации и по внесению изменений в извещения, документацию по необходимости, и именно организатор в дальнейшем осуществляет размещение протоколов, итоговых протоколов и всей необходимой информации, которая должна размещаться в соответствии с Законом о контрактной системе.

Совместные закупки могут быть как единый проект контракта, подготовленный организатором, так и приложенные к контракту индивидуальные проекты в отношении потребностей каждого заказчика. На это тоже необходимо ориентироваться, изучая документацию о совместной закупке.

Непосредственно в ЕИС заказчики обозначают в самом извещении, что это будет совместная закупка.

В информационной карте можно увидеть информацию об организаторе такой совместной закупки. Это может быть один из заказчиков или же уполномоченный орган, либо уполномоченное учреждение, которое на территории субъекта муниципалитета осуществляет централизованные закупки. Либо оператор специализированной электронной площадки, на которой будут проходить закупки для Гособоронзаказа (это закрытые торги).

Операторы площадок вправе взимать плату за проведение совместного конкурса или аукциона однократно.
То есть если вы участвуйте в совместной закупке, где объединили свои потребности 10 заказчиков, оператору электронной площадки вы заплатите как за одну процедуру. А если вы поучаствуете у этих же заказчиков, у каждого в отдельном индивидуальном аукционе, и если вы стали победителем, то плата будет взиматься за каждый такой аукцион.

Способы обеспечения заявки

Следующий вопрос, который возникает у участников совместных конкурсов и аукционов: как при совместной закупке идет обеспечение заявки?

Обеспечение заявки также будет вноситься от объединенной начальной максимальной цены. Не от цены контракта в разрезе по каждому заказчику несколько мелких обеспечений, а обеспечительные меры будут рассчитываться от общей объединенной НМЦК.

Обеспечительными мерами могут быть денежные средства, внесенные на специальный счет, или банковская гарантия. И исходя из специфики совместных закупок, возникает следующий вопрос: может ли участник совместной закупки предоставить в качестве обеспечения банковскую гарантию, в которой он укажет несколько бенефициаров-заказчиков совместного аукциона?

Ответ: нет, он не может предоставить одну банковскую гарантию для нескольких заказчиков. Потому что обеспечение контракта будет заключаться с каждым заказчиком самостоятельно.

Всегда работает правило — «один контракт — одна банковская гарантия». То есть представить одну банковскую гарантию на несколько заказчиков нельзя. Может возникнуть ситуация, когда для исполнения этих контрактов по каким-то из них будет представлена не банковская гарантия, а например, денежные средства — это не запрещено. Могут быть различные варианты — одному заказчику вы будете предоставлять банковскую гарантию, для другого заказчика, пока не успели получить банковскую гарантию, — денежные средства.

И при обеспечении заявки предоставляется одна банковская гарантия и при дальнейшем заключении контракта представляется одна банковская гарантия на контракт.

Рассмотрим следующую ситуацию: участник закупки участвовал в совместном аукционе, но в дальнейшем уклоняется от заключения контракта. Что происходит с обеспечением заявки, которая была внесена на специальный счет?

Такое обеспечение не уходит организатору совместного конкурса или аукциона. Делается расчет и пропорционально НМЦК перечисляется тем заказчикам, которые участвовали в этой совместной закупке.

В Письме Минэкономразвития РФ от 25 февраля 2015 года №Д28и-443 даны разъяснения по этому вопросу: в случае если определенная часть заказчиков являются участниками соглашения проведения совместного аукциона признала победителя уклонившимся, тогда денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки также распределяются пропорционально между этими заказчиками.

Правоприменительная практика НПА при совместных конкурсах и аукционах

Рассмотрим, как складывается правоприменительная практика норм Закона о контрактной системе и подзаконных актов, которые обусловлены спецификой суммирования начальных максимальных цен при совместных конкурсах и аукционах.

В Законе о контрактной системе базисом показателей является начальная максимальная цена.

Если проводится совместная закупка с ограничением для СМП и СОНКО, то необходимо придерживаться общего правила заключения контрактов с такими участниками: НМЦК заключаемого контракта в соответствии с частью 30 с субъектом малого предпринимательства либо социально ориентированной некоммерческой организацией не может превышать 20 миллионов рублей.

Возникает вопрос: могут ли заказчики, если у каждого из них начальная максимальная цена не превышает 20 млн рублей, объединиться и провести совместную закупку для СМП и СОНКО.

Обратите внимание, что согласно позиции Минэкономразвития и в соответствии с уже сложившейся аналогичной судебной практикой, практикой арбитражных судов, здесь будет работать общий подход — то есть если заказчик объединил свои потребности и в совокупности НМЦК контракта не превышает 20 миллионов рублей, то провести такую совместную закупку с ограничением только для СМП и СОНКО заказчики вправе.

Если у одного 10 миллионов, а у другого — 15, и вместе они объединили потребности, получается 25, то есть свыше 20 миллионов рублей, то такая закупка будет уже неправомерной.

Таким же образом в отношении привязки к начальной максимальной цене контракта работают и другие нормы закона.

В отношении категории участников закупки СМП и СОНКО предусмотрена возможность освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств и антидемпинговых мер в соответствии с частью 81 ст.96. Эта норма работает в отношении обычной закупки, где представлен только один заказчик, то есть участник закупки должен предоставить информацию о своей добросовестности и сумме контрактов. Необходимо представить три контракта, исполненных без штрафов и неустоек. Сумма начальных максимальных цен таких контрактов должна быть не меньше начальной максимальной цены контракта.

С чем необходимо сравнивать информацию добросовестности при участии в совместной закупке

В ситуации когда начальная максимальная цена контракта 1 миллиард и выше, в соответствии с нормами закона должно проводиться обязательное общественное обсуждение закупки. Но здесь достаточно интересный подход регулятора.

Есть ситуации, когда проводятся конкурсы с ограниченным участием. Например, при установлении начальной максимальной цены контракта определенного размера заказчик имеет право требовать наличие опыта. В частности если по результатам конкурса с ограниченным участием идет закупка продуктов питания, при этом начальная максимальная цена контракта превышает 500 тысяч рублей, то заказчик вправе такой опыт потребовать.

Органы по контролю считают, если несколько заказчиков объединили свою потребность для проведения совместного конкурса на поставку продуктов питания и начальная максимальная цена контракта в совокупности у них превысила 500 тысяч, то они все равно не имеют права установить требование об опыте, но судебные инстанции придерживаются иной позиции.

Они считают наоборот — если начальная максимальная цена контракта после суммирования превышает тот предел, который у нас установлен в постановлении для применения дополнительных требований к участнику закупки в виде опыта, то в этой ситуации установление такого требования является правомерным со стороны заказчиков, которые участвуют в совместной закупке.

Требования Постановления 99 применяются участникам закупки и при проведении совместного конкурса или аукциона, каких-либо исключений ограничения нет. В этой ситуации была высказана позиция Верховного Суда в 2020 году.

Как будут применяться эти требования при совместных конкурсах и аукционах
Согласно позиции Минфина, необходимо предоставить контракт либо договор для подтверждения своего опыта.

Также есть разъяснение позиции Минфина (Письмо Минфина России от 09.08.2019 №24-01-07/60373) по установлению дополнительных требований, в котором говорится, что в случае если начальная максимальная цена контракта, указанная в извещении об осуществлении совместной закупки превышает 1 млн рублей, то организатор совместного конкурса или аукциона обязан установить обеспечение заявок на участие в конкурсе либо аукционе.

Таким образом, если у одного или нескольких заказчиков, которые участвуют в совместной закупке, начальная максимальная цена контракта менее 1 млн рублей, но в совокупности они объединили свои потребности и этот 1 млн превысили, то обеспечение заявки должно быть установлено обязательно.

Это условие может быть невыгодным для участника закупки этих объединений. Почему? Допустим, вы участвуете в нескольких закупках до 1 миллиона рублей — вам вносить обеспечение заявки вообще бы не потребовалось. А в объединенной закупке, так как она уже составляет 1 миллион рублей и выше, в соответствии с разъяснениями Минфина, необходимо будет вносить обеспечение заявки.

Плюсы и минусы участия в совместных торгах

Исходя из правоприменительной практики, есть и плюсы, и минусы участия в совместных торгах.

Проблема совместных конкурсов и аукционов

Существует проблема, которая не связана непосредственно с финансами участника либо с какими-то условиями закупки, которые выставляют заказчики. Она заключается в том, что в статье 25 присутствует достаточно общая формулировка, в отношении каких товаров, работ и услуг может осуществляться совместная закупка, совместные конкурсы и аукционы — в отношении «одних и тех же».

Проблема в том, что нигде нет определения, что такое «одни и те же» товары, работы и услуги. Должны ли они быть абсолютно одинаковыми, то есть закупается один и тот же товар, который совпадает у всех заказчиков, или же нет. Или достаточно, чтобы это было общее функциональное назначение. Допустим, закупается партия мебели, например, столы. При этом есть некоторое отличие в цветовых решениях и в размерах. Вопрос остается открытым, потому что соответствующего определения ни в законе, ни в подзаконных НПА нет.

Единственное на что можно ориентироваться — обзор судебной практики.

Что такое родовые признаки
В письме Федеральной антимонопольной службы дано разъяснение, что при проведении совместной закупки необходимо учитывать позицию Верховного Суда. Но так как задача антимонопольного органа состоит в большей степени в борьбе с ограничением конкуренции, то в разъяснении указано, что в совместную закупку не должны включаться товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны между собой.

Если речь идет о поставке продуктов питания, антимонопольный орган делает вывод, что нельзя в одной закупке требовать поставку молочной и мясной продукции (Разъяснения ФАС России от 16.02.2018 по вопросу проведения совместных закупок на поставку продуктов питания).

Подводя итог, можно сделать вывод, что в целом участие поставщиков, подрядчиков, исполнителей в совместных закупках практически не отличается от участия в обычных конкурсах и аукционах, учитывая, что проводятся они по тем же правилам и в те же сроки. При этом есть специфика у таких закупок, которая касается организаторов и заказчиков, которые будут осуществлять совместную закупку.

Кроме совместных закупок, совместных конкурсов и аукционов, участники закупок по 44-ФЗ могут столкнуться с так называемыми централизованными закупками.

Централизованные закупки

Давайте разберемся, что это такое.

В соответствии с действующим законодательством субъектам РФ и органам местного самоуправления предоставлена возможность выбора одной из следующих моделей организации процесса закупок.

На территории субъекта, города, района создается уполномоченный орган либо учреждение, наделяется соответствующими полномочиями по централизации закупок и осуществляет закупки в пользу заказчика.

Организационная модель, когда нет никакого уполномоченного органа либо учреждения, и каждый заказчик осуществляет свои закупки самостоятельно.

Самая распространенная. Включает частично централизованную, частично — децентрализованную. То есть когда часть закупок осуществляется заказчиками самостоятельно, и какую-то часть закупок для заказчиков осуществляет уполномоченный орган либо уполномоченное учреждение.

Обратите внимание, что при различных организационных моделях также могут применяться в совокупности еще и совместные закупки. При централизованных и смешанных моделях, то есть когда есть уполномоченный орган либо уполномоченное учреждение, совместные конкурсы и аукционы тоже могут проводиться.

В этой ситуации они являются одним из инструментов оптимизации взаимодействия уполномоченного органа либо учреждения и заказчиков. И в том и другом случае целью проведения таких совместных закупок уполномоченным органом является повышение информационной эффективности.

Далее — операционная эффективность. Это когда уполномоченный орган экономит время на обработку заявок, и проведя одну процедуру закупки, также экономит время на удовлетворение потребность заказчиков.

Каждая из этих мер вносит свой вклад в общую картину повышения эффективности закупок.

Особенности централизации закупок

Чтобы понимать, какие процессы централизации идут в субъекте либо в муниципалитете, на территории которого вы участвуете в торгах, необходимо ответить на три ключевых вопроса:

Согласно Федеральному закону 44-ФЗ, регламентация централизованных закупок осуществляется в порядке, который определен в 26 статье. В ней введено понятие уполномоченных органов и уполномоченных учреждений. Также в этой же статье прописаны основные моменты, связанные с работой этих уполномоченных органов, уполномоченных учреждений.

Обратите внимание, что на территории одного субъекта, на территории одного муниципалитета по решению высших органов власти может быть создан как один уполномоченный орган, так и несколько, как одно уполномоченное учреждение, как правило казенное, так и несколько. Например, когда создан уполномоченный орган по централизованным закупкам, который осуществляет функции регулятора на уровне субъекта, и при этом в помощь ему может быть создано учреждение, которое будет заниматься непосредственно процессами размещения заказов, процессами осуществления закупки.

Исходя из норм действующего законодательства, такие полномочия по осуществлению централизованных закупок могут быть возложены как на уже имеющийся в субъекте орган или учреждение, так и могут быть созданы для этих целей новые, которые будут заниматься только вопросами централизации.

При этом в 26 статье указано, что если это неполный цикл централизации, если централизована только функция по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей, то запрещается возлагать полномочия по обоснованию начальной максимальной цены контракта, а также по определению условий таких контрактов на этот уполномоченный орган. Это делает заказчик даже в условиях централизации. То есть функции заключения контракта, его подписания в этой ситуации возложена на заказчика.

Существует так называемая полная централизация. Она реализована на территории Российской Федерации в нескольких субъектах. Это когда уполномоченный орган является в том числе и главным распорядителем бюджетных средств. Тогда он делает за заказчиков весь объем работы начиная с этапа планирования закупок, их проведения и вплоть до заключения исполнения и контроля за исполнением контракта, приемкой результатов этих контрактов. Заказчики получают только готовый результат.

Централизация может осуществляться на уровне субъекта, на уровне муниципалитета, но также централизация может быть реализована на федеральном уровне.

В частности, принято решение о создании Единой службы заказчика по строительству объектов за счет средств Федерального бюджета — это пример централизации на федеральном уровне.

Централизацией может быть охвачен любой уровень бюджета: и на федеральном уровне, и на уровне субъектов, и на муниципальном уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *