Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения может принадлежать муниципальному унитарному предприятию. Какие услуги и что должны производить подрядчики для капитального ремонта муниципального имущества?

Право хозяйственного ведения имуществом. Основания приобретения и прекращения. Право предприятия на распоряжение имуществом

  • Право хозяйственного ведения. Понятие и общие положения
  • Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения
  • Правомочия собственника имущества унитарного предприятия
  • Право предприятия на распоряжение имуществом, находящимся в хозяйственном ведении
  • Прекращение права хозяйственного ведения
  • Защита права хозяйственного ведения, в том числе, от неправомерного изъятия имущества его собственником

Право хозяйственного ведения. Понятие и общие положения

Право хозяйственного ведения – один из видов вещных прав лиц, не являющихся собственниками (ст. ст. 216, 294 ГК РФ). Право хозяйственного ведения, наряду с правом оперативного управления, предназначено для осуществления управления имуществом без передачи создаваемым юридическим лицам права собственности на соответствующее имущество.

Право хозяйственного ведения – это право государственного и муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом, иными правовыми актами.

Объектом данного вещного права являются те виды имущества, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, права требования и т.д., которые переданы предприятию и предназначены для его деятельности, а также имущество, приобретенное в результате производственной деятельности.

Формально набор правомочий предприятия в отношении имущества такой же, как у собственника, но пределы владения, пользования и распоряжения имуществом, которое принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения ограничены (см. ст. 295 ГК РФ). Например, недвижимым имуществом унитарное предприятие может распоряжаться только с согласия собственника.

Праву хозяйственного ведения присущ такой признак ограниченных вещных прав, как право следования. В соответствии с п. 1 ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику право хозяйственного ведения за унитарным предприятием сохраняется.

2 Основания приобретения
унитарным предприятием имущества
на праве хозяйственного ведения

Публично-правовые образования закрепляют имущество на праве хозяйственного ведения за специально созданными предприятиями, которые, в свою очередь, реализуют все правомочия собственника в том или ином объеме (пределах), участвуя при этом в гражданском обороте от собственного имени. Собственником данного имущества продолжает оставаться само публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование); предприятие же, которому передается имущество, становятся титульным владельцем на основании ограниченных вещных прав. Иными словами, передача собственником унитарному предприятию имущества на праве хозяйственного ведения не может означать, что право собственности публично-правового образования на такое имущество прекращается.

Основанием приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения является прежде всего передача такого имущества от собственника как в качестве вклада в уставный фонд, так и помимо такой передачи для реализации правоспособности предприятия.

Право хозяйственного ведения на имущество, по общему правилу, возникает с момента передачи такого имущества (ст. 299 ГК РФ), что подтверждается актом приема-передачи. В отношении недвижимого имущества право возникает с момента государственной регистрации этого права за предприятием. Кроме того, собственник может определить, что право хозяйственного ведения возникает у предприятия с иного момента.

Переданное унитарному предприятию имущество отражается на самостоятельном балансе унитарного предприятия, которое, как самостоятельная коммерческая организация, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие)

Кроме того, предприятие приобретает имущество в ходе своей деятельности по основаниям, предусмотренным нормами гл. 14 ГК РФ “Приобретение права собственности”: посредством создания вещи, приобретения имущества по договору, приобретения бесхозяйных вещей, в силу приобретательной давности и т.д.

Имущество может находиться у предприятия не только на праве хозяйственного ведения, но также и на праве аренды. В настоящее время отсутствует запрет на передачу имущества предприятию от собственника в аренду, что не позволяет кредиторам предприятия обратить взыскание на такое имущество.

Правомочия собственника имущества
унитарного предприятия

Субъектами права хозяйственного ведения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия. Соответственно собственниками такого имущества могут быть только публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, которые и являются учредителями предприятия (статья 113 ГК РФ).

Собственник имущества унитарного предприятия вправе определять предмет и цели деятельности предприятия, решать вопросы создания предприятия, вопросы, связанные с реорганизацией и ликвидацией, назначения руководителя предприятия.

Собственнику имущества принадлежит право определять порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; утверждать устав унитарного предприятия, вносить в него изменения; утверждать бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты унитарного предприятия; давать согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия; принимать решения о проведении аудиторских проверок, утверждать аудитора и определяет размер оплаты его услуг и т.п. (ст. 20 закона N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия. При этом размер отчисляемой прибыли определяется самим собственником. Право собственника на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, реализуется путем ежегодного получения части прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Другую группу прав собственника составляют права в отношении собственно имущества предприятия. Чтобы распорядиться недвижимым имуществом унитарное предприятие должно получить согласие собственника.

Право предприятия на распоряжение имуществом,
находящимся в хозяйственном ведении

1) Общее ограничение в распоряжении имуществом. Законом установлено общее ограничение для движимого и недвижимого имущества, суть которого в следующем:

государственное или муниципальное предприятие распоряжается имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Иными словами, отчуждение имущества не должно приводить к ситуации, когда предприятие не может выполнять ту деятельность, которая определена уставом. При этом сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

2) Ограничения в распоряжении движимым и недвижимым имуществом. В отношении недвижимого имущества установлено, что предприятие не может распоряжаться ею без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). К видам такого распоряжения относятся не только продажа и внесение имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, но и сдача в залог и даже в аренду.

Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, если иное не предусмотрено законами или иными правовыми актами.

Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением требований о получении согласия собственника, являются оспоримыми: они могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества.

Прекращение права хозяйственного ведения

Прекращение права хозяйственного ведения производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности (ст. 235 ГК РФ), то есть на эти отношения распространяются правила главы 15 ГК РФ. Кроме того, предусматривается специальное основание прекращения права хозяйственного ведения – правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ прекращение права хозяйственного ведения подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Защита права хозяйственного ведения,
в том числе, от неправомерного изъятия
имущества его собственником

Право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ), как вещное право лица, не являющегося собственником имущества, защищается от нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном ст. 305 ГК РФ (ст. 216 ГК РФ).

Таким образом, предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, вправе защищать свое владение также против собственника в случае любого его нарушения, включая неправомерное изъятие.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что изъятие имущества из хозяйственного ведения возможно лишь в случае утраты права собственности на данное имущество либо при отказе предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения (ст. 49, п. 1 ст. 235, п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Верховный Суд РФ разъяснил, что при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными (п. 40 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ”, также абз. 3 п. 5 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”).

Закон предусматривает возможность защиты права хозяйственного ведения, включая такой способ защиты, как признание права хозяйственного ведения.

Если унитарное предприятие обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду будет необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”).

4. Порядок регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления

4.1. Право хозяйственного ведения и оперативного управления регистрируется внесением записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4.2. Регистрация права хозяйственного ведения или оперативного управления не означает прекращения права собственности муниципального образования.

4.3. Муниципальное предприятие представляет следующие документы:

4.3.1. Заявление о регистрации права хозяйственного ведения.

4.3.2. Подлинный платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию права.

4.3.3. Подлинник и копию устава, свидетельства о регистрации предприятия, нотариально засвидетельствованные или заверенные органом, зарегистрировавшим предприятие, либо Комитетом – учредителем предприятия.

4.3.4. Доверенность представителя предприятия на совершение действий по регистрации права, получение документа о регистрации.

4.3.5. Документ, удостоверяющий личность представителя. После установления личности возвращается правообладателю.

4.3.6. Правоустанавливающий документ (подлинник и копию, заверенную печатью предприятия либо Комитета):

– акт приема-передачи имущества;

– приказ, решение органа исполнительной власти о принятии предприятием объекта на баланс;

– решение уполномоченного органа (постановление администрации, распоряжение Комитета) о закреплении имущества за предприятием;

– иной документ гражданско-правовой сделки (купля, мена, отступное), на вновь создаваемое недвижимое имущество (в том числе по договорам долевого участия), решение суда и т.п.

4.3.7. Документы, подтверждающие наличие объекта недвижимого имущества на балансе предприятия: акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1, утвержденный руководителем предприятия, акт постановки объекта на баланс.

Росимущество:  БТИ Приозерского района Ленинградской области (оценка недвижимости)

4.4. Муниципальное учреждение представляет следующие документы:

4.4.1. Заявление о регистрации права оперативного управления.

4.4.2. Подлинный платежный документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию права.

4.4.3. Доверенность представителя учреждения на совершение действий но регистрации права, получение документа о регистрации.

4.4.4. Документ, удостоверяющий личность представителя. После установления личности возвращается правообладателю.

4.4.5. Подлинник и копию Устава о регистрации учреждения, нотариально засвидетельствованная либо заверенная органом, зарегистрировавшим учреждение как юридическое лицо, или Комитетом.

4.4.6. Правоустанавливающий документ (подлинник и копию, заверенную печатью предприятия либо Комитета):

– приказ, решение органа исполнительной власти о принятии учреждением объекта на баланс,

– решение уполномоченного органа (постановление администрации, распоряжение Комитета) о закреплении имущества за учреждением;

4.4.7. Документ, подтверждающий наличие объекта недвижимого имущества на балансе учреждения: акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1, утвержденный руководителем учреждения, акт постановки объекта на баланс.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Открыть документ

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица в форме унитарных предприятий и учреждений, которые ни при каких условиях не становятся собственниками своего имущества. Собственники лишаются возможностей непосредственно использовать свое имущество, распределенное ими между такими юридическими лицами. Они не вправе ни владеть, ни пользоваться таким имуществом и могут лишь давать или не давать согласие на совершение созданными ими юридическими лицами сделок по его отчуждению. Иначе говоря, наделение имуществом унитарных предприятий и учреждений на правах хозяйственного ведения и оперативного управления есть способ осуществления права собственности, прежде всего для публично-правовых образований. Их объектом являются не только недвижимые, но и движимые вещи.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются производными, зависимыми от прав публичного собственника и не могут существовать в отрыве от этого основного права.

Объекты прав: движимые и недвижимые вещи, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц. Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая вещи, приобретенные унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения. Право хозяйственного ведения или оперативного управления на движимые вещи собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи им этих вещей, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника.

Прекращение прав происходит по основаниям и в порядке, предусмотренным законом для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия у них имущества его собственником-учредителем. Распространение на эти отношения общих правил о прекращении права собственности означает, что изъятие данного имущества помимо воли самих предприятий и учреждений допустимо лишь в том же порядке и при тех же условиях, что и изъятие имущества у собственников (ст. 235 ГК). Исключения из этого правила составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав субъектов.

Право хозяйственного ведения – это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом и иными правовыми актами. При этом имущество данного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на «паи» или «доли» его работников или «трудового коллектива» (.

Субъект: могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними имущество правом оперативного управления).

Объект: движимые и недвижимые вещи, находящиеся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица. Публичный собственник (учредитель) предприятия уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования, а в определенной мере – и правомочие распоряжения, но, однако, вовсе не лишается перечисленных правомочий. Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника. Поэтому собственник – учредитель предприятия не вправе изымать или иным образом распоряжаться имуществом унитарного предприятия (или его частью), находящимся у него на праве хозяйственного ведения, пока он не реорганизовал или не ликвидировал это предприятие как самостоятельное юридическое лицо. В отношении предприятия, наделенного имуществом на праве хозяйственного ведения, собственник-учредитель сохраняет следующие правомочия, прямо предусмотренные законом.

Право оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Субъекты: могут быть как унитарные (казенные) предприятия, относящиеся к категории коммерческих организаций, так и учреждения, относящиеся к некоммерческим организациям.

Объект: являются движимые и недвижимые вещи, закрепленные собственником за учреждением (казенным предприятием) или приобретенные им в процессе участия в гражданских правоотношениях. Собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления без его согласия излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество (вещи) и распорядиться им по своему усмотрению. Однако такое изъятие допускается лишь в этих трех предусмотренных законом случаях, а не по свободному усмотрению собственника. У образовательных учреждений такое имущество вообще не может быть изъято собственником-учредителем пока данное учреждение не реорганизуется или не ликвидируется по его решению.

1. Ограниченное вещное право – это право несобственника в том или ином ограниченном законом отношении использовать чужое, обычно недвижи­мое, имущество в собственных интересах без участия собственника имуще­ства (а иногда даже помимо его воли).

2. ограниченного вещного права:

• это право на вещь, находящуюся в собственности другого лица;

• более узкий по сравнению с правом собственности характер;

• собственник вещи сохраняет все свои правомочия в отношении вещи, однако в ограниченном виде;

• ограниченное вещное право может включать как одно, так и все право­мочия собственника (владение, пользование, распоряжение), но в бо­лее ограниченном виде;

• право следования ограниченного вещного права за вещью независимо от смены собственника веши (оно обременяет вещь и не прекращается при изменении ее собственника);

• объектом ограниченного вещного права обычно является недвижимость;

• исчерпывающий перечень ограниченных вещных прав и их содержания установлен законом, поэтому стороны не вправе самостоятельно ме­нять содержание ограниченного вещного права.

3. Виды ограниченных вещных прав.

1. Ограниченные вещные права, связанные с использованием чужих зе­мельных участков:

* право пожизненного наследуемого владения – право граждан на владение и целевое пользование земельным участком, передаваемое по наследству;

* право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, ос­новным отличием которого является то, что им может обладатькак физическое, так и юридическое лицо;

* сервитуты – закрепленные за гражданами и юридическими лицами возможности пользования чужими земельными участками и иным не­движимым имуществом; публичные сервитуты устанавливаются в ин­тересах неограниченного круга лиц (например, право пользования зе­мельными участками, открытыми для общего пользования: улицами, парками и пр.); частные сервитуты устанавливаются в интересах кон­кретного лица по соглашению с собственником имущества или в су­дебном порядке (например, право прогона скота через чужой земель­ный участок);

2. Ограниченные вещные права по пользованию чужим жилым помеще­нием:

* право члена семьи собственника жилого помещения на проживание в нем;

* право пожизненного пользования жилым помещением, установленное в силу договора пожизненного содержания с иждивением (§ 4 главы 33 ГК) либо завещательного отказа.

3. Право залога (§ 3 главы 23 ГК). Объектом права залога может быть и движимое имущество. В случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства возможно прекращение права собственности на заложен­ное имущество и продажа его с публичных торгов;

право удержания – удержание кредитором у себя вещи должника в слу­чае неисполнения последним своего обязательства. Объектом права удер­жания могут быть и движимые вещи.

*Права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственни­ка (самые сильные из ограниченных вещных прав):

* право хозяйственного ведения;

* право оперативного управления.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это пра­ва определенных юридических лиц на имущество создавшего их собственника.

1. Субъекты права хозяйственного ведения:

* государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме ка­зенных предприятий);

* учреждения в отношении доходов, полученных от занятия предприни­мательской деятельностью;

* созданные до официального опубликования ГК Российской Федера­ции государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве полного хозяйственного веления.

2. Объект права хозяйственного ведения – предприятие как имуществен­ный комплекс (см. ст. 132 ГК).

3. Субъект права хозяйственного ведения владеет, пользуется и распоряжа­ется принадлежащим ему имуществом в пределах, установленных ГК:

* он не вправе распоряжаться переданным ему недвижимым имуществом без согласия собственника;

*остальным имуществом он вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

4. Правомочия собственника на имущество, находящееся в хозяйственном ведении:

• создание предприятия, определение предмета и цели его деятельнос­ти, назначение руководителя предприятия;

• реорганизация и ликвидация предприятия;

• контроль за сохранностью и использованием данного имущества;

• получение части прибыли от использования имущества.

5. Право хозяйственного ведения  прекращается:

* по основаниям прекращения права собственности;

* в случае правомерного изъятия имущества по решению собственника.

6. Субъекты права оперативного управления:

Объект права оперативного управления – по своей сути аналогичен объекту права хозяйственного ведения.

Субъект права оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения.

Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним иму­ществом лишь с согласия собственника этого имущества, а учреждение вообще не вправе распоряжаться переданным ему имуществом.

7. Собственник имущества, находящегося на праве оперативного управле­ния, вправе:

* осуществлять все полномочия собственника имущества, находящегося

в хозяйственном ведении;

* изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Право хозяйственного ведения — производное от права собственности ограниченное вещное право юридических лиц-не собственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, при котором государственное или муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом (ст. 294 ГК РФ).

При этом, собственник решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Росимущество:  RUPRESS WIKI

ИсторияПравить

В настоящее время в России право хозяйственного ведения предусмотрено главой 19 Гражданского кодекса РФ. Право хозяйственного ведения значительно уже права собственности. Ограничение прав титульного владельца (обладателя права хозяйственного ведения) идет по линии ограничения правомочия распоряжения и пользования, поскольку правомочия владения реализуются предприятием достаточно полно — оно закрепляет переданное имущество на своем самостоятельном балансе.

СубъектыПравить

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится «распределенным», обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий. Вместе с тем в ст. 295 ГК определены права и самого собственника. Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом. Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению. (а. 3 п. 5 Пост. Плен. ВС РФ и Плен. ВАС РФ от 29.04.2010 г. 10/22)

Говоря о правомочии пользования, следует отметить, что оно осуществляется государственными и муниципальными предприятиями в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Однако необходимо помнить, что собственник не может изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкций, так как он не наделен этим правом, а также правом передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Пост. Плен. ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

Определяя в ст. 294, 295 ГК правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, законодатель не предусматривает обязательности заключения договоров между собственником соответствующего имущества и предприятием. Однако это не лишает стороны права такой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права, обязанности, ответственность сторон.

ЛитератураПравить

  • Беляков В. Г. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. — СПб.: Издат.дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. — 448с. ISBN 5-288-03986-0
  • Петров Д. В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. — СПб.: Юридический Центр Пресс, 2002. — 361с. ISBN 5-94201-112-5

В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Таким образом, общим основанием возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения выступает момент передачи ему имущества. С учетом правила ст. 224 ГК РФ о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об унитарных предприятиях).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это разные виды ограниченных вещных прав, в рамках которых собственник, сохраняя свой статус, передает имущество созданному им юридическому лицу. Как и право хозяйственного ведения, так и право оперативного управления производно и зависимо от права собственности.

Различают право хозяйственного ведения и оперативного управления по трем основным параметрам:

– По субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях). Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

-По объектному признаку. Если объектом права хозяйственного ведения выступает лишь публичное имущество, то в праве оперативного управления наряду с этим может быть также и имущество, принадлежащее частным лицам (для частных учреждений);

-По содержанию. При формальном совпадении состава правомочий правообладателя в праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления их содержание различается. Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.

В случае, если право государственной собственности на объект недвижимого имущества, переданный в оперативное управление (хозяйственное ведение) возникло до момента вступления в силу Закона о регистрации, то государственная регистрация права хозяйственного ведения (оперативного управления) предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты осуществляется без проведения государственной регистрации права государственной собственности на данные объекты.

В случае, если объекты недвижимого имущества поступили в государственную собственность после вступления в силу Закона о регистрации, то государственную регистрацию права хозяйственного ведения (оперативного управления) необходимо осуществлять с обязательной государственной регистрацией права государственной собственности на данные объекты.

МФЦ в п. Весёлый

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 294 ГК РФ. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Право хозяйственного ведения – один из видов вещных прав лиц, не являющихся собственниками (ст. 216 ГК РФ).

В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения представляет собой право государственного и муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом, иными правовыми актами.

Субъекты права хозяйственного ведения. Правом хозяйственного ведения может быть наделено унитарное предприятие – особая организационно-правовая форма коммерческой организации, – имущество которого является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ). В организационно-правовой форме унитарного предприятия действуют государственные и муниципальные предприятия.

Объектом выступает как недвижимое, так и движимое имущество, находящееся в государственной или в муниципальной собственности.

Право хозяйственного ведения на движимые вещи в соответствии со ст. 299 ГК РФ возникает у унитарного предприятия с момента фактической передачи этих вещей, если иное не установлено законом или решением самого собственника. На недвижимые вещи право хозяйственного ведения возникает у унитарного предприятия с момента государственной регистрации этого права.

Прекращение права хозяйственного ведения происходит по основаниям и в порядке, предусмотренным законом для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества собственником-учредителем у унитарного предприятия (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Учредителем унитарного предприятия могут выступать только Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Содержание права хозяйственного ведения составляют правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным собственником, а также имуществом, приобретенным унитарным предприятием в результате осуществления своей деятельности.

Унитарное предприятие в отношении имущества имеет те же правомочия, которые есть и у собственника. Однако законом установлены пределы осуществления унитарным предприятием указанных правомочий. Унитарные предприятия являются юридическими лицами, обладающими специальной правоспособностью (ст. 49 ГК РФ). Таким образом, осуществление унитарным предприятием правомочия пользования обусловлено деятельностью, определенной в уставе данного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества. Кроме этого, собственник имущества вправе получать часть прибыли от использования имущества, переданного предприятию (ст. 295 ГК РФ).

Ограничения установлены и в отношении осуществления унитарным предприятием правомочия распоряжения. Унитарное предприятие может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять свою уставную деятельность (ст. 18 Закона об унитарных предприятиях). Недвижимым имуществом унитарное предприятие может распоряжаться только с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Таким образом, с согласия собственника унитарное предприятие:

  • распоряжается недвижимым имуществом (продает, сдает его в аренду, отдает в залог, вносит в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и т.п.);
  • совершает сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключает договоры простого товарищества;
  • совершает иные сделки, согласие собственника на которые требуется в соответствии с уставом предприятия.

Собственник унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения:

  • решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия, определяет предмет и цели его деятельности, утверждает устав, назначает директора;
  • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества;
  • получает часть прибыли от использования имущества предприятия

Право хозяйственного ведения – ограниченное вещное право, предоставляет государственному или муниципальному унитарному предприятию (за исключением казенных предприятий) возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им на этом праве имуществом в пределах, определяемых ГК). Субъекты права хозяйственного ведения – следующие виды унитарных предприятий: федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие). Объекты права хозяйственного ведения – сами предприятия, как имущественные комплексы; входящее в состав этих комплексов имущество, предназначенное для деятельности предприятий (здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, права на обозначение (индивидуализируют предприятие, его продукцию работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права))). Имущество, входящее в состав объектов права хозяйственного ведения, группируется по различным фондам (основные, оборотные, социальные) (это определяет особенности правового режима каждой из групп имущества) (особенности правового режима отдельных категорий имущества определяются также в зависимости от того, является оно движимым или недвижимым). Содержание права хозяйственного ведения: 1) Государственное или муниципальное предприятие владеет, пользуется или распоряжается имуществом в пределах, определяемых ГК (ограниченность права хозяйственного ведения, у другого субъекта одновременно существует право собственности на это же имущество). 2) Ограничения касаются правомочия распоряжения имуществом (без согласия собственника предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, распоряжаться им иным образом) (остальным имуществом оно вправе распоряжаться самостоятельно). 3) Унитарным предприятиям запрещено совершать без согласия собственника (сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, с вступлением в простое товарищество; крупные сделки; сделки, в которых существует заинтересованность руководителя предприятия; сделки по осуществлению заимствований). 4) Государственное или муниципальное предприятие может реализовать правомочие распоряжения только в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели и предмет которой определены его уставом (сделки, совершенные с нарушением этого требования – ничтожные). 5) Собственник решает вопросы (создания предприятия; определение предмета и целей его деятельности; назначает директора; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества; дает согласие на создание филиалов и представительств, на участие унитарного предприятия в других юридических лицах), получает часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. 6) За пределами указанных полномочий собственник не может вмешиваться в управление имуществом (он не вправе изымать, передавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия). 7) Унитарное предприятие самостоятельно отвечает по обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственность по обязательствам собственника имущества (собственник имущества также не отвечает по обязательствам предприятия) (исключение – в случае несостоятельности предприятия (в результате указаний собственника) на собственника имущества может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия). Момент возникновения права хозяйственного ведения: момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника) (передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение). Прекращение права хозяйственного ведения: по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника (реорганизация или ликвидация)).

Росимущество:  Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Москва. Ермолаевский пер

Право
хозяйственного ведения: понятие,
субъекты, содержание.

Право
хозяйственного ведения –
это право владеть, пользоваться и
распоряжаться имуществом собственника
в пределах, установленных законом или
иными правовыми актами.

Субъекты
права хозяйственного ведения –
государственные и муниципальные
предприятия.

Право оперативного управления

Право
оперативного управления –
это право владеть, пользоваться и
распоряжаться имуществом собственника
лишь в пределах, установленных законом,
в соответствии с целями их деятельности,
заданиями собственника и назначением
имущества.

Субъекты
права оперативного управления –
казенные предприятия и учреждения.

Собственник
(учредитель предприятия) вправе изъять
у субъекта права оперативного управления
свое имущество, закрепленное за ним, и
распорядиться им по своему усмотрению,
если имущество: используется не
по назначению, оказалось лишним.

Особенности
полномочия распоряжения имуществом у
субъектов этого права различны. Казенное
предприятие не
имеет права
распоряжаться любым закрепленным за
ним имуществом (движимым и недвижимым)
без
согласия
собственника. Собственник казенного
предприятия самостоятельно устанавливает
порядок распоряжения доходами казенного
предприятия. Учреждение не
имеет права распоряжаться
закрепленным за ним имуществом. За него
по его просьбе это делает собственник
учреждения.

Право
оперативного управления имуществом
собственника возникает у предприятия
и учреждения лишь с
момента фактической передачи
имущества. Этот момент определяется
датой утверждения баланса предприятия
или датой поступления имущества по
смете. Право оперативного управления
сохраняется за его обладателем и в
случае смены собственника, т. е. действует
право следования.

Объектами
этих прав являются имущественные
комплексы, закрепленные на балансе
соответствующих юридических лиц (и
остающиеся объектами права собственности
их учредителей).

Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

Статья
294. Право хозяйственного ведения

Государственное
или муниципальное унитарное предприятие,
которому имущество принадлежит на праве
хозяйственного ведения, владеет,
пользуется и распоряжается этим
имуществом в пределах, определяемых в
соответствии с настоящим Кодексом.

Статья
295. Права собственника в отношении
имущества, находящегося в хозяйственном
ведении

1.
Собственник имущества, находящегося в
хозяйственном ведении, в соответствии
с законом решает
вопросы
создания предприятия, определения
предмета и целей его деятельности, его
реорганизации и ликвидации, назначает
директора (руководителя) предприятия,
осуществляет контроль за использованием
по назначению и сохранностью принадлежащего
предприятию имущества.

Собственник
имеет право на получение части
прибыли
от использования имущества, находящегося
в хозяйственном ведении предприятия.

2.
Предприятие не
вправе
продавать принадлежащее ему на праве
хозяйственного ведения недвижимое
имущество, сдавать его в аренду, отдавать
в залог, вносить в качестве вклада в
уставный (складочный) капитал хозяйственных
обществ и товариществ или иным способом
распоряжаться этим имуществом без
согласия собственника.

Остальным
имуществом, принадлежащим предприятию,
оно распоряжается
самостоятельно,
за исключением случаев, установленных
законом или иными правовыми актами.

Статья
296. Право оперативного управления

1.
Учреждение
и казенное предприятие,
за которыми имущество закреплено на
праве оперативного управления, владеют,
пользуются этим имуществом в пределах,
установленных законом, в соответствии
с целями своей деятельности, назначением
этого имущества и, если иное не установлено
законом, распоряжаются этим имуществом
с
согласия собственника
этого имущества.

2.
Собственник имущества вправе
изъять
излишнее, неиспользуемое или используемое
не по назначению имущество, закрепленное
им за учреждением или казенным предприятием
либо приобретенное учреждением или
казенным предприятием за счет средств,
выделенных ему собственником на
приобретение этого имущества. Имуществом,
изъятым у учреждения или казенного
предприятия, собственник этого имущества
вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья
297. Распоряжение имуществом казенного
предприятия

1.
Казенное предприятие вправе отчуждать
или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом лишь с
согласия собственника
этого имущества.

Казенное
предприятие самостоятельно
реализует производимую им продукцию,
если иное не установлено законом или
иными правовыми актами.

2.
Порядок распределения доходов казенного
предприятия определяется собственником
его имущества.

Статья
298. Распоряжение имуществом учреждения

1.
Частное
учреждение
не вправе отчуждать либо иным способом
распоряжаться имуществом, закрепленным
за ним собственником или приобретенным
этим учреждением за счет средств,
выделенных ему собственником на
приобретение такого имущества.

Частное
учреждение вправе осуществлять приносящую
доходы деятельность, только если такое
право предусмотрено в его учредительном
документе,
при этом доходы, полученные от такой
деятельности, и приобретенное за счет
этих доходов имущество поступают в
самостоятельное
распоряжение частного учреждения.

2.
Автономное
учреждение
без согласия собственника не
вправе
распоряжаться недвижимым
имуществом и особо ценным движимым
имуществом, закрепленными за ним
собственником или приобретенными
автономным учреждением за счет средств,
выделенных ему собственником на
приобретение такого имущества. Остальным
имуществом, находящимся у него на праве
оперативного управления, автономное
учреждение вправе распоряжаться
самостоятельно, если иное не установлено
законом.

Автономное
учреждение вправе осуществлять приносящую
доходы деятельность лишь постольку,
поскольку это служит достижению
целей,
ради которых оно создано, и соответствующую
этим целям, при условии, что такая
деятельность указана в его учредительных
документах. Доходы, полученные от такой
деятельности, и приобретенное за счет
этих доходов имущество поступают в
самостоятельное
распоряжение автономного учреждения.

3.
Бюджетное
учреждение
без согласия собственника не
вправе
распоряжаться особо
ценным движимым
имуществом, закрепленным за ним
собственником или приобретенным
бюджетным учреждением за счет средств,
выделенных ему собственником на
приобретение такого имущества, а также
недвижимым
имуществом.
Остальным
имуществом, находящимся у него на праве
оперативного управления, бюджетное
учреждение вправе распоряжаться
самостоятельно,
если иное не установлено законом.

Бюджетное
учреждение вправе осуществлять приносящую
доходы деятельность лишь постольку,
поскольку это служит достижению целей,
ради которых оно создано, и соответствующую
этим целям, при условии, что такая
деятельность указана в его учредительных
документах. Доходы, полученные от такой
деятельности, и приобретенное за счет
этих доходов имущество поступают в
самостоятельное распоряжение бюджетного
учреждения.

4.
Казенное
учреждение
не
вправе
отчуждать либо иным способом распоряжаться
имуществом
без согласия собственника имущества.

Казенное
учреждение может осуществлять приносящую
доходы деятельность в соответствии со
своими учредительными документами.
Доходы, полученные от указанной
деятельности, поступают в соответствующий
бюджет бюджетной
системы
Российской Федерации.

Статья
299. Приобретение и прекращение права
хозяйственного ведения и права
оперативного управления

1.
Право хозяйственного ведения или право
оперативного управления имуществом, в
отношении которого собственником
принято решение о закреплении за
унитарным предприятием или учреждением,
возникает у этого предприятия или
учреждения с
момента передачи имущества,
если иное не установлено законом и иными
правовыми актами или решением собственника.

2.
Плоды,
продукция и доходы
от использования имущества, находящегося
в хозяйственном ведении или оперативном
управлении унитарного предприятия или
учреждения, а также имущество, приобретенное
унитарным предприятием или учреждением
по договору или иным основаниям, поступают
в хозяйственное ведение или оперативное
управление предприятия или учреждения
в порядке, установленном настоящим
Кодексом, другими законами и иными
правовыми актами для
приобретения права собственности.

3.
Право хозяйственного ведения и право
оперативного управления имуществом,
если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, прекращаются по основаниям
и в порядке, предусмотренным настоящим
Кодексом, другими законами и иными
правовыми актами для
прекращения
права
собственности,
а также в случаях правомерного изъятия
имущества у предприятия или учреждения
по
решению собственника.

Статья
300. Сохранение прав на имущество при
переходе предприятия или учреждения к
другому собственнику

1.
При переходе права собственности на
государственное или муниципальное
предприятие как имущественный комплекс
к другому собственнику государственного
или муниципального имущества такое
предприятие сохраняет
право хозяйственного ведения или право
оперативного управления на принадлежащее
ему имущество.

2.
При переходе права собственности на
учреждение к другому лицу это учреждение
сохраняет
право оперативного управления на
принадлежащее ему имущество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *