-->

Постановления Правительства РФ от 14.08.2020 об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам

Зарегистрировано в Минюсте России 11 ноября 2021 г. N 65758

Потенциально опасный объект (ПОО) – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более 5 тысяч человек.

Справка. Объекты, на которых возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек определяются на основании их проектной документации.

Постановления Правительства РФ от 14.08.2020 об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам

Критически важный объект (КВО) – это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Постановления Правительства РФ от 14.08.2020 об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам

Новости

Постановления Правительства РФ от 14.08.2020 об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 сентября 2022 г. N 958

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ

ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ,

ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ МИНЭНЕРГО РОССИИ

ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНЭНЕРГО РОССИИ

ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

К ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ

Утвердить прилагаемые критерии отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Минэнерго России или организации, в отношении которых Минэнерго России осуществляет координацию и регулирование деятельности, к потенциально опасным объектам.

приказом Минэнерго России

Категория опасности потенциально опасного объекта

1 категория (особо высокий уровень опасности)

Потенциально опасные объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера

Количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек

Размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет свыше 1,2 миллиарда рублей

2 категория (чрезвычайно высокий уровень опасности)

Потенциально опасные объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера

Количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек

Размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиарда рублей

3 категория опасности (высокий уровень опасности)

Потенциально опасные объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера

4 категория (повышенный уровень опасности)

Потенциально опасные объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера

Количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек

Размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей

5 категория (средний уровень опасности)

Потенциально опасные объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера

6 категория (низкий уровень опасности)

Потенциально опасные объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации локального характера

Количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек

Размер материального ущерба составляет не более 240 тысяч рублей

Какие объекты потенциально опасные и какие сведения нужно предоставить?

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.08.2021 № 273 (далее – Приказ № 273) установлены критерии, по которым объекты всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Ростехнадзор осуществляет регулирование деятельности, могут быть отнесены к потенциально опасным объектам.

Критерии разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам».

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.08.2021 № 273 официально опубликован 13.01.2022.

Приказом утверждены критерии для гидротехнических сооружений, ЛЭП, тепловых электростанций и ОПО, которые подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Ничего не напутал Ростехнадзор? Наверняка у Вас возникает вопрос! Потенциально опасные объекты? Что тогда с опасными производственными объектами? Это одно и тоже или нет? Или может Ростехнадзор придумал новый вид объектов и будет всех заставлять получать новый вид бумажек и осуществлять контроль какой-то?

В этой статье я попытаюсь дать ответы на эти вопросы.

Определение потенциально опасного объекта дано в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Потенциально опасный объект (далее – ПОО) – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

Часть опасных производственных объектов из ФЗ № 116 входит в перечень ПОО. Вот этот перечень:

Опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее – ОПО):
а) I или II класс опасности и получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ на ОПО;
б) получение, транспортирование, использование расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) ведение горных работ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемой открытым способом без применения взрывных работ), работ по обогащению полезных ископаемых.

Как видно, в перечне нет таких объектов как сети газопотребления и газораспределения, объекты, где используются подъемные сооружения, объекты растительного сырья и т.д.

Что делать тем, кто попал в перечень ПОО? Радоваться или плакать с горя? Нужно ли куда-то отписываться и сообщать о том, что: вот они мы счастливчики, попавшие в перечень ПОО?

Приказ № 273 не дает ответа на эти вопросы. Приказом № 273 просто утвержден перечень ПОО. Соответственно никаких рекомендаций, куда бежать и что делать с этим не написано.

Модератором этого перечня является МЧС, что подтверждается этой новостью на сайте МЧС России: https://www.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/4512261

В этой новости есть интересное предложение, далее вырезка:

«Организации, эксплуатирующие потенциально опасный объект, должны

до 1 декабря 2022 года предоставить сведения для формирования и ведения перечня

. Документ вступит в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 31 августа 2027 года включительно».

Снова вопросы: Какие сведения? Зачем? А что будет, если не сдадим вовремя?

Ответы на вопросы дает Постановление Правительства РФ от 10.07.2021 N 1155 «Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов» (далее – ПП РФ № 1155).

В соответствии с п. 9 ПП РФ № 1155 организации, эксплуатирующие потенциально опасный объект, представляют до 1 декабря 2022 г. Сведения необходимые для формирования и ведения перечня в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий через соответствующие территориальные органы по месту нахождения потенциально опасного объекта или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 6 настоящих Правил.

Таким образом, Вы, счастливый владелец ПОО должны до 1 декабря 2022 г. объявиться и направить о себе сведения в МЧС. Еще раз читаем сначала, в МЧС, а не в Ростехнадзор.

Перечень сведений, которые Вам нужно направить (это п. 11 ПП РФ 1155):

б) наименование, место нахождения и адрес потенциально опасного объекта, предлагаемая категория опасности потенциально опасного объекта и характеристика критериев отнесения к потенциально опасному объекту, сведения о зданиях и сооружениях повышенного уровня ответственности, входящих в состав потенциально опасного объекта, в том числе о зданиях, строениях и сооружениях, на которых возможно одновременное пребывание более 5 тыс. человек;

в) реквизиты документов, подтверждающих наличие зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости или государственном водном реестре на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений потенциально опасного объекта, а также земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается потенциально опасный объект, либо копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений потенциально опасного объекта, в том числе земельных участков и (или) акваторий водных объектов, на которых размещается потенциально опасный объект;

г) сведения о категориях опасности, ранее присвоенных объекту (при наличии);

д) реквизиты документов, подтверждающих наличие декларации промышленной безопасности, декларации пожарной безопасности, декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке (если разработка указанных деклараций предусмотрена законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений);

е) реквизиты документов, подтверждающих наличие утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке паспорта безопасности потенциально опасного объекта, разработанного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (при наличии).

В ПП РФ 1155 нет приложений с рекомендованными формами заявления или обращения. Видимо можно оформить заявление в свободной форме с учетом п. 11 ПП РФ 1155 и подать в МЧС. Жесткого требования прикладывать к заявлению какие-то документы  нет, все сведения можно указать в виде текста в заявлении. Обязательными пунктами являются «а)», «б)», «в)», «д)», остальные сведения указываются при наличии.

Сведения, указанные в п. 11 ПП РФ № 1155, оформляются для каждого потенциально опасного объекта на бумажном носителе и подписываются руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, либо уполномоченным представителем и заверяются печатью (при наличии) или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Далее эти сведения направляются в МЧС.  Министерство их обрабатывает и проверяет, о чем написано в п. 14 ПП РФ № 1155.

МЧС проверяет следующие сведения:
а) проверяет полноту представленных сведений, их достоверность, а также ведомственную принадлежность организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект;
б) проверяет полноту и правильность проведенной идентификации потенциально опасного объекта, наличие признаков опасности потенциально опасного объекта, соответствие предлагаемой категории опасности потенциально опасного объекта критериям отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, утвержденным в установленном порядке нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1226 “Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам”;
в) вносит сведения об объекте и организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, в перечень, направляет уведомление в организацию, эксплуатирующую потенциально опасный объект, о внесении потенциально опасного объекта в перечень и постановке его на учет, в котором указываются сведения о присвоенной ему категории опасности.

В результате проверки поданных сведений, МЧС может вернуть Вам документы на доработку, т.е. выпишет Вам отказ.

Если Вы всё-таки попали в этот перечень ПОО, то далее Вы можете из него исключиться или внести в него изменения.

Таким образом, получается, что будет сформирован реестр ПОО аналогичный реестру ОПО, только вести этот реестр будет МЧС.

Зачем этот реестр нужен?

МЧС поясняет:
Перечень формируется и ведется в целях:
а) сбора, обработки, анализа и хранения информации о потенциально опасных объектах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) создания информационной основы для разработки и выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) информационного обеспечения федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В общем, всё для нашего благополучия и спокойствия! Будем верить и надеяться.

Главный вопрос: а что будет, если не подать вовремя или не подать вообще сведения о своем ПОО? Стоит ли лишний раз светиться в надзорном органе?

В ПП РФ № 1155 ничего про это не написано. Какие-либо штрафы, предупреждения и т.д. и т.п. не указано. Наверняка что-нибудь потом придумают. Поэтому стоит подать сведения и соблюдать закон.
В перечне сведений, которые нужно предоставить в МЧС ничего страшного я не увидел. Поверьте, это не тоже самое, что собрать и подготовить документы для регистрации ОПО или получения лицензии на ОПО. Подача сведений  в МЧС об ПОО это просто легкая прогулка.

Поэтому подайте сведения и спите спокойно. Но решать Вам конечно.

В таблице, прилагающейся к Приказу № 273, указаны критерии отнесения объектов к потенциально опасным (у гидротехнических сооружений – это класс опасности, у ЛЭП – это напряжение и т.д.), а также критерии отнесения потенциально опасных объектов к категории опасности. Рассмотрим эти критерии:

Критерии отнесения объектов к потенциально опасным объектам: I или II класс, установленный в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

Критерии отнесения объектов к потенциально опасным объектам: напряжение 330 киловольт и более.

Критерии отнесения объектов к потенциально опасным объектам: мощность 150 мегаватт и выше.

б) получение, транспортирование, использование расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава;

Критерии отнесения указанных потенциально опасных объектов ГТС, ЛЭП, Тепловых электростанций и ОПО к категории опасности:

Остались вопросы?

Отнесение потенциально опасного объекта к соответствующей категории опасности осуществляется с учетом совокупности качественного критерия и одного или нескольких количественных критериев соответствующей категории опасности.

В случае если потенциально опасный объект соответствует двум и более критериям категории опасности потенциально опасного объекта, категория опасности потенциально опасному объекту присваивается по наивысшему значению такого критерия.

Категории ПОО

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2020 № 1226 «Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам» потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на шесть категорий:

  • потенциально опасные объекты 1 категории опасности (особо высокий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации федерального характера;
  • потенциально опасные объекты 2 категории опасности (чрезвычайно высокий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межрегионального характера;
  • потенциально опасные объекты 3 категории опасности (высокий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера;
  • потенциально опасные объекты 4 категории опасности (повышенный уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации межмуниципального характера;
  • потенциально опасные объекты 5 категории опасности (средний уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера;
  • потенциально опасные объекты 6 категории опасности (низкий уровень опасности) ‒ объекты, аварии на которых могут стать источником возникновения чрезвычайной ситуации не выше локального характера.

Какие объекты относятся к потенциально опасным

Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона РФ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Ст. 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты (Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004).

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

10) утратил силу. – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

10.2) подвесные канатные дороги;

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

Приказ МЧС России № 284 от 26.05.1999 «Об утверждении Порядка выдачи заключения о готовности ПОО к локализации и ликвидации ЧС и достаточности мер по защите населения и территорий от ЧС»

Категории значимости КВО

  • Критически важные объекты федерального уровня значимости – объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой 2 и более субъектов Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения 2 и более субъектов Российской Федерации.
  • Критически важные объекты регионального уровня значимости – объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения субъекта Российской Федерации.
  • Критически важные объекты муниципального уровня значимости – объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ВСЕХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ, ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕЗЕРВАМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, К ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ ОБЪЕКТАМ

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1226 “Об утверждении Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст. 5456), пунктом 3 Правил разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1226, и подпунктом 5.4.6 пункта 5 Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 373 “Вопросы Федерального агентства по государственным резервам” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3263; 2017, N 1, ст. 175), приказываю:

Утвердить прилагаемые критерии отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Федеральное агентство по государственным резервам, его территориальные органы и организации, в отношении которых Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет координацию и регулирование деятельности, к потенциально опасным объектам.

Руководитель Д.Ю. ГОГИН

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федерального агентства по государственным резервам от 06.08.2021 N 175

Классификация КВО

Объекты федерального уровня:

  • объекты, в которых размещены аппараты высших органов государственной власти и управления;
  • объекты, которые могут использоваться террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности, дестабилизации государственного строя, либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами государственной власти для побуждения их к совершению действия в интересах террористов;
  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляет угрозу для национальной (информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической) безопасности Российской Федерации.

Объекты субъектового уровня:

  • объекты, в которых размещены аппараты органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации;
  • объекты, уничтожение или прекращение действия которых представляют угрозу информационной, экономической или экологической безопасности субъекта Российской Федерации.

Объекты территориального и муниципального уровня:

Классификация КВО по видам угроз

  • ядерно опасные (атомные электростанции, предприятия ядерно-оружейного комплекса);
  • радиационно опасные (спецкомбинаты «Радон», места хранения жидких радиоактивных отходов, отработанного ядерного топлива и др.);
  • химически опасные (предприятия нефтехимического, металлургического, машиностроительного, радио- и электротехнического и оборонного производства, пищевой промышленности);
  • биологически опасные (крупные предприятия по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, фармацевтические комплексы и др.);
  • техногенно опасные (крупные железнодорожные узлы, морские порты, аэропорты в крупных городах, метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м., объекты топливно-энергетического комплекса, тепловые электростанции, электроподстанции и магистральные линии электропередач);
  • пожаровзрывоопасные (магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы, газокомпрессорные и нефтеперекачивающие станции, а также хранилища сжиженных газов и нефти, крупные предприятия по производству и переработке жидкофазных или твердых взрывоопасных материалов);
  • гидродинамически опасные (крупные гидротехнические сооружения промышленного и водохозяйственного назначения);
  • объекты государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры (информационно и телекоммуникационно опасные) (стационарные и мобильные пункты управления, узлы телефонной, телевизионной, радио- связи и оповещения, архивы, концертные залы, и др.).

Классификация КВО по уровням угроз

  • 1 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения федеральных и или трансграничных чрезвычайных ситуаций, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей;
  • 2 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;;
  • 3 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения межмуниципальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
  • 4 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения муниципальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  • 5 класс – критически важные объекты, аварии на которых или прекращение функционирования которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций, в результате которых территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей.

Перечень ПОО

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2021 г. № 1155 «Об утверждении Правил формирования и утверждения перечня потенциально опасных объектов» перечень потенциально опасных объектов формируется и ведется в целях:

  • сбора, обработки, анализа и хранения информации о потенциально опасных объектах в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • создания информационной основы для разработки и выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • информационного обеспечения федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Формирование и утверждение перечня осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Порядок включения (исключения) потенциально опасных объектов из перечня, а также сроки предоставления сведений, организацией эксплуатирующей его, изложены в постановлении Правительства РФ от 10.07.21 № 1155.

Что такое критически важный объект, их классификация и перечень категорий

Требования к ПОО

Требования к потенциально опасным объектам изложены в приказе МЧС России от 10.10.2022 № 994 «Об утверждении Обязательных для выполнения требований к потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Перечень категорий КВО

Ядерно и/или радиационно опасные объекты

  • Атомные электростанции.
  • Радиохимические комбинаты и заводы.
  • Базы хранения атомных подводных лодок, выведенных из эксплуатации.
  • Хранилища отработавшего ядерного топлива.
  • Хранилища высокоактивных отходов.
  • Пункты размещения, эксплуатации или хранения ядерного оружия, ядерных боеприпасов, ядерных установок, ядерных материалов и изделий на их основе.
  • Научно-исследовательские организации, имеющие ядерные энергетические установки.

Химически опасные объекты

  • Предприятия химической промышленности.
  • Предприятия нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
  • Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
  • Предприятия оборонного комплекса.
  • Заводы по уничтожению химического оружия.
  • Склады химического оружия.
  • Предприятия коммунального хозяйства (объекты водоснабжения и очистки от сточных вод).
  • Железнодорожный и трубопроводный транспорт (магистральные аммиакопроводы).
  • Хранилища сжиженных токсичных газов под давлением.

Биологически опасные объекты

  • Предприятия, производящие возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, сибирская язва, туляремия, бруцеллез, желтая лихорадка, мелиоидоз, сап и натуральная оспа).
  • Предприятия, производящие возбудителей опасных инфекционных заболеваний (клещевые боррелиозы, лейшманиозы, сальмонелиозы, столбняк, брюшной тиф и др.).
  • Предприятия, использующие возбудителей особого опасных инфекций и опасных инфекционных заболеваний.

Техногенно опасные объекты

  • Тепловые и гидроэлектрические электростанции (мощность свыше 600 МВт).
  • Крупные подстанции (класс напряжения 330 кВ и более).
  • Центры управления работой ЕЭС.
  • Центры управления воздушным движением.
  • Аэропорты и аэродромы федерального значения.
  • Информационные вычислительные центры, узлы связи и центры диспетчерского управления железнодорожным транспортом.
  • Морские грузовые и рыбные порты.
  • Метрополитены, мосты и тоннели длиной более 500 м.
  • Предприятия ракетно-космического и авиационного комплекса.
  • Плотины крупных водохранилищ (1 и 2 класса).
  • Дамбы, ограждающие хранилища жидких отходов промышленных предприятий (хвостохранилища обогатительных фабрик и т.п.).
  • Нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие заводы.
  • Морские нефтяные и газовые скважины и морские нефтеналивные терминалы.
  • Газоперерабатывающие заводы и газонаполнительные станции (объем хранения более 2000 тонн сжиженных углеводородов).
  • Хранилища сжиженных газов, нефти и сжиженных токсичных газов.
  • Титаниево-магниевые заводы (комбинаты).
  • Места хранения вооружения, военной техники и взрывчатых веществ.
  • Газгольдерные, кислородные станции и установки.
  • Магистральные газо- и нефтепродуктопроводы.

Объекты государственного управления, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры

  • Здания, в которых размещены аппараты высших органов государственной власти и управления.
  • Организации управления финансовой системой Российской Федерации.
  • Предприятия, осуществляющие функции по добыче, производству, переработке, обращению и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и защищенной полиграфической продукции.
  • Организации, обеспечивающие деятельность высших органов государственной власти и управления.
  • Пункты государственного, военного управления и спецсвязи.
  • Организации и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
  • Научные и образовательные учреждения обладающие уникальными научными образцами, научной информацией или оборудованием.
  • Организации телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
  • Государственные архивы федерального уровня.
  • Комбинаты хранения государственных резервов.
Росимущество:  Как узнать код NPA в платежном поручении и как его найти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *