Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка
После загрузки образца заявления, вам останется только распечатать и заполнить бланк. Для скачивания доступны образцы для физических и юридических лиц. О том как взять земельный участок в аренду у администрации читайте здесь.
Как заполнить заявление об утверждении СРЗУ на кадастровом плане
- Площадь земельного участка: указываем площадь в квадратных метрах, как на подготовленной вами схеме.
- Кадастровый номер: кадастрового номера у нас нет — ставится прочерк.
- Территориальная зона: в случае образования нового земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости иногда требую указать территориальную зону, в границах которой образуется земельный участок. Для того, чтобы узнать территориальную зону, требуется открыть публичную кадастровую карту, далее в левом верхнем углу поисковой строки изменить критерий поиска с «участки» на «территориальные зоны», а затем кликнуть в пределах границ земельного участка. В специальном информационном окне появятся сведения о территориальной зоне, в которой находится участок, а также ее код (как правило — это «Ж – жилая»).
- Вид разрешенного использования: если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого участка не устанавливается градостроительный регламент иногда требуют указать вид разрешенного использования. Как правило, согласно классификатора — это «ВРИ 2.1 Для индивидуального жилищного строительства».
- Категория земель: как правило — это «земли населенных пунктов». Другие существующие категории земельных участков смотрите здесь.
Утвержденная в установленном порядке схема расположения земельного участка входит в перечень документов, на основании которых выделяется земля из публичной собственности. Цель документа — предоставление данных о территории для предварительного согласования с собственником. Ниже я подробно рассказываю о том, как получить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Что такое схема расположения земельного участка
Схема расположения земельного участка (СРЗУ) — это документ, который представляет собой план границ создаваемого участка или перераспределяемых территорий. Утверждается уполномоченными должностными лицами и является графическим приложением к распоряжению органа, ответственного за распределение земельных ресурсов. Схема содержит описание местоположения участка. В ней определяется конкретное расположение надела на местности (координаты), а также площадь и конфигурация границ выделяемой территории.
Для чего нужна схема расположения земельного участка
Схема расположения земельного участка вам потребуется в следующих случаях:
- при образовании участка с целью передачи гражданину земельного участка в аренду без проведения аукциона, либо для назначения торгов в отношении земли, находящейся в собственности государства или муниципалитета;
- при оформлении территории с целью последующего изъятия для муниципальных нужд;
- при выделении надела, который находится в собственности муниципалитета либо государства, путем раздела и передачи этой земли гражданам или организациям на праве аренды либо бесплатного пользования;
- при образовании земельного участка путем перераспределения территорий, которые находятся в собственности у граждан, а также у государства или муниципалитета. Эта процедура в простонародье называется — оформление прирезки к имеющемуся участку;
- Кроме того, схема может потребоваться при получении разрешения на строительство. В иных случаях земля выделяется уполномоченными государственными или местными органами в соответствии с проектом межевания и планировки территории.
Впоследствии составляется межевой план по созданию, разделу или перераспределению земли. На его подготовку отводится два года — именно этот период имеет силу утвержденная схема расположения участка.
Что содержит схема расположения земельного участка
- для перераспределения земли;
- для образования участка.
Есть еще схемы, создаваемые для раздела территорий, которые находятся в собственности государства. На практике они встречаются достаточно редко. При перераспределении на плане указывают как участок, который приобретается в собственность или аренду, так и участок, к которому идет присоединение. В итоге образуется единый земельный участок, включающий «прирезку». Если надел создается обособленно, то на схеме обозначается только он.
В документе должно быть отображено:
- расположение земельных участков;
- красные линии;
- положение капитальных строений на местности;
- проекты планировки земли;
- границы территориальных зон со специальными условиями использования;
- площадь ЗУ;
- границы ближайших участков, которые находятся на кадастровом учете;
- условные номера территорий;
- границы оформляемого земельного надела;
- условные обозначения, которые использовались при составлении плана;
- перечень координат характерных точек и их отображение на схеме;
- сведения об утверждении документа уполномоченными органами.
Желательно провести топографическую съемку участка и окрестностей. Прямой ссылки в действующем законодательстве на ее обязательность нет, но должностные лица многих местных администраций считают, что топографическая съемка должна проводиться. Данная процедура влечет дополнительные расходы, но имеет и положительные черты. Например, топографическая съемка выявляет все подземные коммуникации, проходящие по участку. Это поможет избежать в будущем ряда проблем, связанных с пользованием землей, а также возведением на ней строений и сооружений.
Как подготовить схему расположения земельного участка
Документ утверждается администрацией, на территории которой расположен испрашиваемый земельный участок. А кто же составляет схему? Действующие правила наделяют таким правом ряд субъектов. Схему может оформить кадастровый инженер или орган, уполномоченный распоряжаться земельными ресурсами. Также схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории можно подготовить самостоятельно. Разберем все варианты подробнее.
Способ №1 — подготовка кадастровым инженером (рекомендую)
Кадастровый инженер оформляет схему расположения надела на кадастровом плане без выезда на место, если в его распоряжении достаточно информации относительно объекта. В противном случае понадобится выезд специалиста и обследование участка. Инженер выезжает на место и координирует границы территории, если местоположение участка невозможно определить камерально. Результаты его измерений можно затем использовать при подготовке межевого плана в случае утверждения СРЗУ.
Если положение объекта на местности можно определить камерально и не требуется проведение топографической съемки местности, то выезд кадастрового инженера не обязателен. Стоимость услуг специалиста и сроки оформления плана в этом случае будут в несколько раз меньше.
Заказать схему расположения земельного участка можно не выходя из дома. Для этого рекомендую сервис ОНЛАЙН-КАДАСТР, который присылает готовый документ в течение 2-х дней. Стоимость – 2400 рублей, данные официальные и составлены кадастровым инженером в соответствии с постановлением №762 Минэкономразвития России.
Схема расположения земельного участка, которую я недавно заказывал через ОНЛАЙН-КАДАСТР
Способ №2 — оформление администрацией (долго)
На районную администрацию возложена обязанность оформления схемы территории только в случае реализации земли через аукцион. Во всех иных ситуациях документ может быть представлен заинтересованной организацией или гражданином. Это значит, что все расходы ложатся на заявителя.
Есть вопросы?
Готов бесплатно проконсультировать вас по телефону
8 800 350 56 07
Звонок бесплатный для всех регионов РФ
Цифровой документ подготавливают для межведомственного взаимодействия. Орган, который выделяет землю, готовит электронную схему и направляет ее в Росреестр. Это делается для того, чтобы до регистрации права или в течение двух лет после оформления схемы на месте описанного надела не образовался другой участок. Администрация не может требовать от заявителя представить электронную схему. В противном случае это будет нарушением закона.
Способ №3 — самостоятельная подготовка (бесплатно)
Законодательство дает любому гражданину и юридическому лицу право составить схему расположения земельного участка самостоятельно. Главным условием является соблюдение утвержденных норм оформления, а также точности определения координат границ и углов. Если у заявителя есть навыки владения графическим редактором и геоинформационными программами, то он вполне может самостоятельно составить план расположения участка. На документе не нужно ставить какие-либо подписи и печати. Хотя некоторые особо «ответственные» сотрудники администраций требуют и этого.
Сначала на сайте Росреестра нужно заказать электронную версию кадастрового плана территории (КПТ). Ее загружают в графический редактор и программными средствами обозначают границы надела. Чтобы не получить отказ, важно точно соблюдать форму обрабатываемого документа. Нельзя допускать неточности в условных обозначениях и т.п. Также следует понимать, что даже идеальное оформление полностью не застрахует от получения отказа.
Казалось бы, муниципальным органам выгодно продавать землю, но самодельные документы они принимают неохотно. Скорее всего, здесь предложат воспользоваться услугами кадастрового инженера, который быстро и грамотно составит схему территории. Но хочется ли платить за документ, когда все можно оформить бесплатно?
Проблемы при самостоятельной подготовке СРЗУ:
- При самостоятельном составлении плана обязательно нужно пользоваться специальными программными продуктами, ведь только они дадут требуемую точность площади и координат. Ни в коем случае ничего не делайте «на глазок» с применением циркулей, линеек и других подобных приборов.
- Большая проблема возникает, когда на кадастровом плане вблизи надела нет никаких границ. В таком случае определить местоположение земельного участка и «привязать» его к ориентирам будет крайне проблематично.
Однако не стоит радоваться заранее, если схему расположения надела приняли. Уполномоченный орган может отказать в ее утверждении не только из-за неточностей в оформлении. Закон также содержит ряд других причин для отказа.
Причины отказа в утверждении схемы расположения земельного участка
Нередко администрация, на территории которой расположен испрашиваемый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками. Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников. Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.
Отказывают и по надуманным причинам. Конечно, у администрации могут быть свои планы относительно испрашиваемой территории. Тогда заявителя будут «мурыжить» годами, пока он сам не откажется от претензий на землю. Оснований для отказа в утверждении плана немного, но достаточно, чтобы поиграть на нервах заинтересованных лиц.
Отказ допускается, если:
- документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
- границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
- границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
- образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
- границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
- ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.
Что делать, если Администрация отказывает в утверждении схемы земельного участка
Примеры отказов в утверждении схемы расположения земельного участка
Отказ в утверждении самодельной СРЗУ
Отказ в утверждении СРЗУ в Санкт-Петербурге
Отказ в утверждении СРЗУ из-за отсутствия кадастрового номера
Выводы
Если вы уверены в своих силах и сможете точно указать координаты границ, то попробуйте бесплатно составить схему самостоятельно. Но, скорее всего, вам придется не раз подгонять документ под требования администрации, а это минимум месяц дополнительных ожидании.
Когда нужны точные измерения и нет времени на самостоятельное оформление — рекомендую обращаться за схемами расположения земельных участков к лицензированному кадастровому инженеру через сервис ONLINE-KADASTR.
О порядке согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, см. ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 11.10 ЗК РФ
1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Подготовка схемы расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 39.2 настоящего Кодекса, или собственником (собственниками) помещений в многоквартирном доме. В случае подготовки органом государственной власти или органом местного самоуправления указанной схемы расположения земельного участка срок такой подготовки должен составлять не более трех месяцев. Схема расположения земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, до ее утверждения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности для утверждения проекта межевания территории.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)
3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” или с использованием иных технологических и программных средств.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
11. Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” осуществляется без взимания платы.
12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ)
14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
До 01.01.2025 допускается отказ в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, установленным нормативными правовыми актами г. Москвы и ЗК РФ (ФЗ от 27.12.2019 N 455-ФЗ).
16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 478-ФЗ)
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
(пп. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 478-ФЗ)
17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” осуществляется без взимания платы.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2021 N 305-ЭС21-20605 по делу N А41-30157/2020Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об обязании освободить земельный участок путем демонтажа заборного ограждения.Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как, установив, что общество занимает спорный земельный участок на законных основаниях, поскольку на нем находятся объекты недвижимости, принадлежащие последнему на праве собственности, которое не оспорено, а ограждение – бетонный забор, ограничивающий по периметру земельный участок, которым пользуется общество, составляет единое целое с нежилым постройками, не признанными самовольными постройками, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.Ссылка общества на обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-69781/2019 от 30.03.2021 по заявлению предприятия о незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в неутверждении схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании утвердить схемы расположения земельного участка, не имеет правового значения, поскольку отказ в удовлетворении заявления предприятия по мотиву неверно избранного заявителем варианта раздела спорного земельного участка с кадастровым номером 50:09:0100101:68 не свидетельствует о наличии у общества прав на земельный участок площадью 1,6 га в указанных предприятием границах. Данные обстоятельства судом по указанному делу не устанавливались.
Бесплатная передача земельного участка государственной и муниципальной собственности
Недвижимость, находящаяся в ведении госучреждений регионального или федерального подчинения, может быть продана, сдана во временное или безвозмездное пользование. Условия для этого и перечень лиц, которым предоставляется такая возможность, определены земельным законодательством России.
Передача земли в собственность бесплатно регламентирована ст. 39.5 ЗК РФ (Земельный кодекс Российской Федерации). Перечислены случаи и основания для передачи определенного участка в собственность физическим лицам и организациям:
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
- Участок предназначен компании, осуществляющей профессиональную деятельность на религиозной основе, если она использует этот участок для ведения и развития сельского хозяйства. Процедура переоформления первоначальных договоров (на основании которых происходило использование земли) в правоустанавливающий документ, дающий основание на переход вещного права регулируется региональными нормативами.
- Рассматриваемая территория застроена различными сооружениями (производственного, сельскохозяйственного или культурного применения) и с владельцем этого участка заключено соглашение о его развитии. При этом земля передается в собственность собственнику объектов недвижимости.
- Если земля была передана до 15.04.98 г. в ведение определенного садоводческого или огороднического общества. Процедура переоформления для таких субъектов не ограничена сроком. В случае образования этой организации после указанной даты, переход земли в единоличное владение осуществляется на платной основе или путем сдачи в аренду.
- Гаражным кооперативам, образованным до 15.04.98 г.
- Если на земле расположены строения, используемые общероссийскими фондами инвалидов с 23.06.14 г.
- На территории есть объекты недвижимости, применяемые в религиозных целях. Такая земля передается в ведение этой общины на бесплатной основе.
- Участок предоставляется многодетным семьям на основании положений законодательных нормативов по различным субъектам Федерации. Например, в отдельных регионах таким семьям выделяется земельный участок только после их признания нуждающимися.
- Определенная территория передается благотворительному фонду, если на участке располагаются здания, владельцем которых он является.
- Надел, переданный в безвозмездное пользование гражданину или организации по истечении пяти лет надлежащего использования. По завершении указанного срока, предварительный договор переоформляется в правоустанавливающий документ, удостоверяющий правомочия собственника.
- Передача земли в собственность бесплатно после обработки. Используется для развития сельского хозяйства на землях, ранее подверженных радиоактивному или химическому загрязнению.
Заявление на бесплатную передачу земельного участка
Заявление составляется на предоставляемом бланке машинописными символами или от руки. Сам документ состоит из нескольких листов формата А4. Образец заявления установлен законом и содержит следующую информацию:
- Шапка документа. Содержит реквизиты муниципального органа, в который оформляется заявление (его адрес, контактные данные, государственный номер, инициалы руководителя). Под данными госучреждения вносятся сведения о заявителе – инициалы, адрес расположения или жительства, контактный телефон.
- Наименование заявления. Например, заявление о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Оформляется более крупным шрифтом посередине страницы под шапкой.
- Текст заявления, раскрывающий суть просьбы и законные основания для этого. В содержании должны быть указаны характеристики рассматриваемого объекта: его адрес, площадь, цели использования.
- Ограничения в использовании, установленные муниципалитетом на основании нормативных актов.
- Перечень объектов недвижимости, расположенных на указанной территории, оформленный в виде таблицы (при наличии).
- Информация об отсутствии обременений и притязаний со стороны третьих лиц.
- Перечень необходимой документации, прилагаемой к основному заявлению.
- Ф.И.О. заявителя и его собственноручная подпись.
Порядок бесплатной передачи земельного участка государственной или муниципальной собственности
Процедура оформления земельного участка в личную собственность на бесплатной основе:
- Сбор необходимых документов.
- Обращение в муниципалитет по месту расположения рассматриваемого объекта недвижимости.
- Заполнение предоставленного бланка заявления и приложение к нему необходимых документов.
- Сдача бумаг для рассмотрения и получение описи прикрепленных документов, которая должна содержать их точный перечень и количество листов в каждом.
- В течение одного месяца назначение ответственного за исполнение лица, рассмотрение заявления и вынесение соответствующего вердикта (для юридических лиц процесс передачи может затянуться до 2 месяцев).
- Уведомление заявителя и, в случае удовлетворения его заявления, передача соответствующего документа.
- Обращение в Росреестр для регистрации права на земельный участок.
Список документов
Необходимая документация, прикладываемая к заявлению:
- Паспорт заявителя или иной документ, удостоверяющий его личность (для физических лиц), выписка из ЕГРЮЛ – для организаций.
- Кадастровый паспорт, технический план (при наличии).
- Свидетельство о государственной регистрации земли или объектов недвижимости, расположенных на ней (при наличии).
- Правоустанавливающий документ. Например, договор безвозмездного пользования или аренды.
- Доверенность, заверенная через нотариуса (если делопроизводство осуществляет официальный представитель заинтересованного лица или организации).
Пример по бесплатной передаче земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности
В 1991-1992 году благотворительный фонд Духовного собора Троице-Сергиевой лавры оформил запрос в мэрию Москвы с просьбой предоставить полуразрушенное здание по улице Троицкой для организации культурно-исторического комплекса «Мир русской души».
На основании официального прошения правительство столицы приняло постановление № 708 от 01.09.92 г. Согласно нормативу, рассматриваемое здание было предоставлено в безвозмездное пользование благотворительному фонду, а окружающая его территория в полгектара была передана в собственность этой организации.
Заключение
Бесплатная передача земли физическим лицам и организациям осуществляется согласно земельному законодательству в случаях, определенных ст. 39.5 ЗК РФ соответствующего кодекса. Принципы получения конкретной территории на бесплатной основе:
- Наличие законных оснований, указанных в гражданском и земельном кодексах.
- Оформление заявления в региональный муниципалитет с просьбой предоставления земли в личное пользование на безвозмездной основе.
- Рассмотрение заявления в срок 30 — 60 дней.
- Если запрос удовлетворен – регистрация перехода вещного права в Росреестре. В зависимости от региона России эта процедура может быть произведена автоматически госучреждением, в котором оформляется заявление.
Наиболее популярный вопрос и ответ на него по бесплатной передаче земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Анастасия. Я являюсь паевым членом садоводческого общества. Хочу переоформить дачу в личное имущество. Как мне это грамотно сделать?
Ответ: Здравствуйте, Анастасия. Согласно ст. 39.5 ЗК РФ и ФЗ № 66 от 15.04.98 г., если ваше общество образовалось до введения в действие федерального закона № 66, вы можете переоформить дачу в личное имущество путем оформления соответствующего заявления в региональном муниципалитете. Если некоммерческая организация создана после указанного срока – вы можете стать собственником участка на основании выкупа земли.
Список законов
Вам понадобятся следующие образцы документов:
Особенности бесплатной передачи государственного или муниципального земельного участка
Для реализации программы более продуктивного использования определенных земель, принадлежащих государству или муниципалитету, некоторые участки могут быть отчуждены в пользу граждан и организаций на бесплатной основе. Эта возможность регламентирована Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) в ст. 39.5, 39.10 и 39.19.
Бесплатная передача в собственность земельного участка используется при соблюдении следующих условий:
- Передача участка осуществляется тому лицу, с которым оформлен договор об освоении и развитии этой территории.
- Предоставление земли организации, осуществляющей деятельность на религиозной основе для сельскохозяйственных или иных целей, регламентированных нормативами субъектов РФ.
- Делегирование земельных правомочий некоммерческой организации на участок, где находятся здания, принадлежащие этой организации.
- Передача в безвозмездное пользование участков с объектами недвижимости, находящихся в ведение фондов инвалидов.
- Предоставление земли на праве совместного владения гражданам при образовании садоводческого товарищества.
- Передача земли в собственность бесплатно после обработки. Применяется для ведения сельского хозяйства на наделах, подвергшихся радиоактивному или химическому загрязнению и последующей очистке.
- Выделение государственного надела для многодетных семей. При этом основания и порядок оформления участка регулируются отдельными нормативами региональных властей.
- Передача арендуемой территории ее нанимателю по истечении 5 лет надлежащего использования.
Особенности бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Согласно земельному праву для многодетных семей и арендаторов муниципальной собственности, которым отчуждается определенная территория на бесплатной основе, такая возможность предоставляется однократно. Если указанные лица обладают правом на получение участка по нескольким причинам – оформление недвижимости происходит только по одному основанию.
В случаях, когда порядок оформления территорий на бесплатной основе не регламентирован федеральными законами, процедура постановки на учет и предоставления регулируется законодательными актами субъектов Федерации.
Если порядок предоставления участка в каком-либо регионе не установлен – оформление земли осуществляется по этапам, регламентированным ЗК РФ в ст. 39.14-39.17 и аналогично передаче участка без проведения торгов.
Процедура передачи прав на землю на бесплатной основе регламентируется отдельными нормативами региональных властей, а при их отсутствии – ЗК РФ. Поэтапный порядок оформления территории в частное ведение:
- Подготовка технической документации в случае ее отсутствия. Подача заявления для предварительного соглашения с заинтересованной стороной.
- Рассмотрение заявки и приложенной документации уполномоченным органом. Если выявлены несоответствия – в течение 10 дней заявитель уведомляется об этом, с последующим возвратом заявления и указанием пунктов для исправления.
- Если бумаги оформлены правильно – заявка рассматривается в порядке очередности и в течение одного месяца будет принято решение об одобрении или отказе в заявлении.
- Оформление правоустанавливающих документов и передаточного акта на имущество.
- Регистрация перехода вещного права в службе кадастра и картографии.
Перечисленные заявления можно подавать путем личного посещения уполномоченного органа, реализующего государственное (или муниципальное) имущество, через отделение почты заказным письмом или посредством коммуникационной сети Интернет, оформив соответствующую заявку на официальном портале.
Если претендент на получение земли является одновременно ее арендатором, то подача заявления производится до момента прекращения его правомочий. В случае предоставления территорий, находящихся в бессрочном пользовании, при оформлении заявки нужно составить документ, свидетельствующий о прекращении таких полномочий. Исключением являются муниципальные и казенные организации, обладающие исключительным правом на постоянное пользование государственной землей.
Необходимые документы, прикладываемые к основному заявлению:
- Документ, подтверждающий личность заявителя для физического лица. Копии учредительных документов – для организации.
- Правоустанавливающий документ на имущество или бумага, подтверждающая право на его получение.
- Техническая документация. В случае ее отсутствия – схема расположения надела.
- Проектные бумаги на лесную делянку (при необходимости).
- Доверенность, заверенная через нотариуса или скрепленная штампом организации (при представительстве интересов физического или юридического лица).
- Список членов некоммерческой организации (например, дачного кооператива).
Муниципальная недвижимость передается заинтересованным лицам на безвозмездной основе согласно положениям земельного кодекса. Особенности передачи земли в собственность бесплатно:
- Наличие законных оснований, подтвержденных документально.
- Подача соответствующего заявления в компетентный орган власти и его одобрение.
- Оформление правоустанавливающих документов и регистрация перехода вещного права.
Наиболее популярный вопрос и ответ на него по особенностям бесплатной передачи земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности
Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я арендатор муниципальной земли на долгосрочной основе. Могу ли я претендовать на переоформление этого участка в личное пользование?
Ответ: Добрый день, Николай. Согласно ЗК РФ вы можете претендовать на получение арендуемой территории по истечении 5 лет пользования в случае надлежащего применения надела и отсутствия задолженностей по налогам.
- Статья 39.5 ЗК РФ
- Статья 39.10 ЗК РФ
- Статья 39.19 ЗК РФ
- Статьи 39.14-39.17 ЗК РФ