Часть 2
Из нашей статьи вы узнаете:
Одним из популярных и у заказчиков, и у поставщиков конкурентных способов закупки является аукцион.
Посмотрим, в какое время начинается электронный аукцион, какие особенности стоит знать по 44-ФЗ и что делать, если на площадке случился технический сбой.
Как проходит электронный аукцион
Электронный аукцион нужен, чтобы выбрать поставщика или исполнителя. Торги проводят на специальном сайте, побеждает тот, кто предложит меньшую цену за контракт.
Происходит это так: торги стартуют с начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и дальше ставки идут на понижение «шага аукциона» — от 0,5 до 5%.
НМЦК заказчик выбирает сам и подает соответствующие извещение на площадку.
Когда проходит аукцион
В 2022 году внесли пару изменений в закон. Теперь аукцион начинается через два часа после того, как закончился срок для подачи заявок на участие.
Если вы участвуете в аукционе, помните: время начала зависит от вашего часового пояса.
Вы можете предложить цену на аукционе, которая не зависит от «шага аукциона», но для этого вы должны соблюдать три требованияст.68 закона №44-ФЗ:
- Цена равна той, которую вы уже ранее подавали, либо она выше или равна нулю.
- Цена ниже, чем текущая НМЦК, сниженная в пределах «шага аукциона».
- Цена ниже, чем НМЦК, если она подана участником аукциона.
Время предложений и технические сбои
Время приема предложений о цене контракта — 4 минуты от начала проведения аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта
10 минут после того, как предложили последнюю цену. Если за 10 минут никто не подал предложения о более низкой цене контракта, то аукцион завершается.
Если на электронной площадке случился сбой, ФАС рекомендует во время закупки использовать ГИС «Независимый регистратор» — он есть на сайте ЕИС.
Вы можете отправить данные в ФАС, если из-за технического сбоя вы пострадали и даже проиграли аукцион. Правда, снимки экранов не подойдут — это не доказательство.
Как видите, проведение аукциона — особенный процесс. Чтобы в нем не запутаться, быть готовым к неприятностям, нужно изучить нюансы.
«Клерк» показывает все на практике по госзакупкам на курсе повышения квалификации — смотрите, что вас ждет:
- 6 тестов для закрепления практического материала;
- 20 онлайн-уроков с практическими материалами, без сухой теории;
- онлайн-встреча с преподавателями курса;
- итоговая аттестация, домашние задания, удостоверение на 72 ак. часа с внесением в ФИС ФРДО.
После одного месяца обучения вы сможете:
- понимать какие закупки лучше искать;
- готовить все необходимые документы, чтобы участвовать в аукционе;
- совмещать тендеры и бухгалтерию;
- помогать предприятию работать с госзакупками.
Закроете 40 часов ИПБР, повысите квалификацию и сможете стать полноценным специалистом по тендерам.
Независимый регистратор
Для того чтобы обезопасить себя от различных ситуаций, связанных со сбоем на электронной площадке, и для защиты своих прав и законных интересов ФАС России рекомендует при проведении электронной закупки использовать ГИС «Независимый регистратор» (письмо ФАС России от 25.02.2019 № МЕ/13989/19).
ГИС «Независимый регистратор» обеспечивает видеофиксацию всех действий участников закупок, осуществляемых ими на электронных площадках, включённых в утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 № 1447-р перечень операторов электронных площадок (за исключением специализированной электронной площадки), при проведении на них электронных закупок как в соответствии с Законом №44-ФЗ, так и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
ГИС «Независимый регистратор» при осуществлении данной видеозаписи фиксирует также доступность электронных площадок, наличие Интернет-соединения и настройку рабочего места пользователя
Использование функционала ГИС «Независимый регистратор» позволяет участникам закупок зафиксировать случаи возникновения технических неполадок в работе оператора электронной площадки, в том числе при подаче заявок на участие в закупке и подаче ценовых предложений, заключении контракта с заказчиком.
Данные видеофиксации ГИС «Независимый регистратор» участники закупок могут представить в ФАС России для подтверждения наличия или отсутствия технических неполадок в работоспособности электронной площадки. При этом необходимо отметить, что скриншоты снимков экрана не позволяют проверить их достоверность и не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии технических неполадок в работе электронной площадки.
Сроки запроса предложений в электронной форме
Работа на электронных торговых площадках невозможна без электронной подписи. «Астрал-ЭТ» — универсальная электронная подпись, которая подходит для работы на большинстве ЭТП, а также на госпорталах и для электронного документооборота.
Понятие электронного аукциона по 44-ФЗ
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме понимается закупка, информация о которой размещается в ЕИС и победителем которой становится участник, предложивший наименьшую цену контракта.
Аукцион проводится на электронной площадке её оператором. В рамках 44-ФЗ аукционы, а также иные конкурентные закупки в электронной форме осуществляются только на восьми электронных площадках, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р:
- Акционерное общество «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
- Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
- Акционерное общество «Российский аукционный дом»
- Акционерное общество «ТЭК-Торг»
- Акционерное общество «Электронные торговые системы»
- Закрытое акционерное общество «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»
- Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер»
- Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»
Порядок рассмотрения первых частей заявок
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупок товаров, работ, услуг.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям, не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок. Указанный протокол не позднее даты рассмотрения заявок направляется заказчику оператором электронной площадки и размещается в ЕИС.
Участник закупки, первая часть заявки на участие в электронном аукционе которого в соответствии с частью 3.1 статьи 66 содержит согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, и заявка которого не возвращена оператором электронной площадки в соответствии с частью 11 ст.66, считается допущенным к участию в электронном аукционе. Оформление протокола, предусмотренного частью 6 ст.67 в этом случае не требуется.
На стадии рассмотрения первых частей заявок аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- Если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки.
- Если аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником (в протокол рассмотрения первых частей заявок вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся).
После размещения протокола рассмотрения первых частей заявок проводится непосредственно аукцион.
Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ
В соответствии с Законом №44-ФЗ сроки для размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и специфики объекта закупки.
Так, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, то срок размещения в ЕИС извещения должен составлять не менее чем семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Если НМЦК больше триста миллионов рублей, а для закупок подрядных работ — двух миллиардов рублей, то извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как происходит рассмотрение вторых частей
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, которые направляются заказчику оператором электронной площадки на соответствие их требованиям установленным документацией о таком аукционе.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок комиссией принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным документации о таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст.69 Закона о контрактной системе.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе до принятия решения о соответствии 5 таких заявок требованиям, установленным в документации о таком аукционе.
В случае если в аукционе принимали участие менее чем 10 участников и менее чем 5 заявок на участие соответствует указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданные всеми его участниками, которые приняли в нем участие.
Рассмотрение заявок начинается с заявки участника аукциона, предложившего наиболее низкую цену контракта, и осуществляется с учетом ранжирования данных заявок с ч.18 ст.68 Закона о контрактной системе.
В случае если не выявлено 5 заявок, соответствующих требованиям электронной документации из 10 заявок на участие, направленных ранее заказчику, по результатам ранжирования в течение 1 часа с момента поступления соответствующего уведомления от заказчика оператор электронной площадки обязан направить заказчику все вторые части этих заявок.
При рассмотрении вторых частей заявок комиссия заказчика руководствуется ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, согласно которой заявка на участие в электронном аукционе признается комиссией не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в следующих случаях:
- Непредставление документов и информации, которые предусмотрены ч.11 статьи 24.1, ч.3 или 3.1 и ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
- Несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе;
- Наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
- Несоответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1 ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, предусмотренным нормативно правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Иных оснований для отказа в допуске участнику и признания комиссией заказчика заявки участника электронного аукциона не соответствующей требованиям документации Закона о контрактной системе не содержит.
Результаты рассмотрения заявок в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми членами аукционной комиссии и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола, размещается заказчиком на электронной площадке и в ЕИС.
Любой участник электронного аукциона, за исключением участников, заявки которых получили первые три порядковые номера в соответствии с протоколом, вправе отозвать заявку на участие в аукционе, направив уведомление об этом оператору электронной площадки, с момента размещения указанного протокола в ЕИС.
В течение одного часа с момента размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона оператор электронной площадки направляет участникам вторые части заявок, которые рассматривались и в отношении которых было принято решение о соответствии или о несоответствии требованиям, установленным в документации, уведомление о принятых в отношении их заявок решение.
В случае если аукционной комиссии было принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие, такой аукцион признается не состоявшимся.
Профессионально подготовить заявку помогут эксперты Астрал.Тендер. Они знают все законы и нормативно-правовые акты в закупках. Вы можете доверить подготовку и участие в тендере нашим специалистам или получить знания, воспользовавшись курсами подготовки к торгам.
Как проходит электронный аукцион по Закону №44-ФЗ
Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК, указанной заказчиком в извещении, в порядке, установленном статьёй 49 Закона №44-ФЗ.
Аукцион (непосредственно торги) начинается спустя два часа с момента, когда закончился срок подачи заявок, и длится не более пяти часов (п.5 ч.3 ст.49 Закона № 44-ФЗ).
Участвуя в аукционах, следует помнить, что время начала проведения аукциона оператор электронной площадки устанавливает в соответствии со временем часовой зоны, в которой находится заказчик.
Электронный аукцион проводится путём снижения НМЦК на «шаг аукциона», который составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта.
Участники электронного аукциона подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона», а также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 3 статьи 49 Закона №44-ФЗ в соответствии с пунктом 2, которой не допускается подача участником закупки ценового предложения:
- равного ранее поданному своему предложению о цене контракта или большего, чем оно, а также предложения, равного нулю;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
Время приёма ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала торгов. Законом предусмотрено автоматическое увеличение времени приёма предложений на 4 минуты в случае подачи ценового предложения в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 49. При этом общая продолжительность приёма ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.
Не позднее десяти минут с момента окончания времени приёма ценовых предложений участник закупки вправе подать одно ценовое предложение не ниже, чем минимальное ценовое предложение, поступившее во время приёма ценовых предложений.
Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения аукциона вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона, а оператор в течение двух рабочих дней обязан на такой запрос ответить.
Сроки и порядок отмены аукциона
Закон №44-ФЗ даёт заказчику право отменить любую конкурентную закупку. В соответствии со статьёй 36 заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
По истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить электронный аукцион только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В отличие от срока, причины отмены Законом №44-ФЗ не регламентированы, то есть причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего заказчики отменяют аукцион в случае:
- уменьшения лимитов бюджетных средств;
- обнаружения ошибок в документации о закупке;
- получения предписания контрольного органа об аннулировании закупки;
- необходимости исполнения решения суда.
При отмене закупки заказчик не несёт ответственности перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.
Для отмены электронного аукциона заказчик формирует с использованием ЕИС извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в ЕИС. С момента размещения указанного извещения в ЕИС закупка считается отменённой.
Если закупка была отменена, то денежные средства, заблокированные для обеспечения заявки, возвращаются на спецсчёт участника.
Электронный аукцион может быть отменён не только по решению заказчика, но и в соответствии с выданным предписанием контрольного органа, в случае если такая закупка проводилась заказчиком с нарушением действующего законодательства в сфере закупок.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию (ч.5 ст.66):
- Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юр.лица), почтовый адрес участника такого аукциона, ФИО, паспортные данные, место жительства (для физ.лица) номер контактного телефона, ИНН участника такого аукциона, ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
- Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копий этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3—9 части 1 статьи 31 данного закона (указанная декларация представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
- Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов, предусмотренные документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром.
- Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами РФ и (или) учредительными документами юр.лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
- Документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со ст.28 и 29 Закона о контрактной системе (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ) или копии таких документов (преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов).
- Документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяются действия указанных НПА или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных данным пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
- Декларация о принадлежности такого аукциона к СМП или СОНКО в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе (указанная декларация представляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 (первая часть заявки), а также ч.5 (вторая часть заявки) статьи 66 документов и информации, не допускается.
Ответы на часто задаваемые вопросы
В какой срок можно обжаловать действия закупочной комиссии заказчика?
Обжалование действий или бездействия закупочной комиссии заказчика по всем способам закупок возможно только в течение 5 дней с даты публикации соответствующего протокола, решение комиссии по которому обжалуется.
Какую отчётность сдают заказчики по 44-ФЗ?
Заказчики ежегодно сдают годовой отчёт по ст. 30 44-ФЗ с последними изменениями о госзакупках у СМП и СОНКО. Его направляют в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчётным. За опоздание размещения отчёта грозят штрафы.
- для должностных лиц — 5 000 рублей;
- для юридических лиц — 15 000 рублей.
При опоздании более чем на 2 дня:
- для должностных лиц — 30 000 рублей;
- для юридических лиц — 100 000 рублей.
С 2022 года появился новый отчёт для заказчиков: об объёме российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг. Впервые сдать отчёт по закупкам по 44-ФЗ о выполнении минимальной доли необходимо не позже 1 апреля 2022 года. Если достичь минимальной обязательной доли закупок российских товаров не получится, в отчёте необходимо обосновать, почему.
Что будет, если нарушить срок исполнения контракта?
Если поставщик не исполнит контракт в срок, заказчик может:
- начислить неустойку — штрафы и пени;
- не вернуть обеспечение. Если поставщик обеспечивал исполнение контракта своими деньгами, заказчик может удержать их полностью или частично. Если независимой гарантией — заказчик потребует у банка возместить неотработанный аванс, неустойку и убытки. Потом исполнителю всё равно придётся заплатить, но уже банку;
- взыскать убытки с поставщика, если заказчик их понесёт из-за нарушения условий контракта.
Что будет, если нарушить срок поставки товара?
Если товар не поставлен вообще, поставлен не полностью или не вовремя, заказчик может взыскать с поставщика неустойку — штрафы и пени. Для этого нужно направить поставщику претензию. С 1 июля 2022 года претензионная работа ведётся в электронной форме через ЕИС.
Если поставщик привёз товар с опозданием, но в полном объёме, он может согласиться с требованиями заказчика и выплатить неустойку. Если поставщик не согласен с начисленной суммой, то он может обратиться в суд. Если поставщик согласен с тем, что нарушил срок, но не хочет платить неустойку, её можно удержать из независимой гарантии или из денег, перечисленных поставщиком заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
Если товар вообще не доставлен, заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке. Такое право должно быть обязательно указано в договоре. С 1 июля 2022 года в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронных процедур, при расторжении в одностороннем порядке заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик.
Поступление поставщику через ЕИС решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается надлежащим уведомлением об одностороннем отказе от исполнения контракта.
После размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС у поставщика есть 10 дней, чтобы исправить ситуацию. Поставщик уведомляет заказчика ответом на размещённое решение также посредством ЕИС, и такое уведомление отобразится в карточке контракта.
Если поставщик не принял меры и не устранил причины, по которым заказчик решил расторгнуть контракт, то решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
С 1 июля 2022 года в случае нарушения сторонами контракта своих обязательств претензионная работа ведётся в электронной форме через ЕИС.
Как проходит аукцион
Днем проведения электронного аукциона является рабочий день за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с п.8 ч.1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации проводится через час после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Участники подают ценовые предложения, снижающие текущее минимальное предложение о цене контракта на величину снижения НМЦК в пределах «шага» аукциона.
Любой участник аукциона вправе подать предложение о цене контракта вне «шага» аукциона при условии соблюдения требований, установленных в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Участник не вправе подать предложение о цене контракта:
- равное своему ранее поданному предложению, большее, чем оно, а также предложение о цене контракта, равной нулю;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженной в пределах «шага» аукциона;
- которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано этим же участником.
При проведении электронного аукциона устанавливается время приемки предложений участниками такого аукциона о цене контракта, составляющего 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложения о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически с помощью программных и технических средств площадки, обеспечивающей проведение такого аукциона после снижения НМЦК или поступления последнего предложения о цене контракта.
Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
По общему правилу победителем электронного аукциона признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта или наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги, в случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить и электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.
В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие которого соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе.
Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение 30 минут после окончания такого аукциона.
Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в ЕИС протокола проведения аукциона вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов, а оператор в течение 2 рабочих дней с даты поступления данного запроса обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения.
В течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола проведения аукциона оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные ч.11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе поданных:
В течение вышеуказанного срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления участникам аукциона.
При проведении электронного аукциона в случае включение документации о закупке проектной документации оператор электронной площадке также направляет заказчику предусмотренные частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе первые части заявок таких участников.
В течение указанного срока оператор электронной площадки также обязан направить участникам такого подрядного аукциона соответствующее уведомление.
Структура заявки на участие в электронном аукционе
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, которые одновременно направляются оператору электронной площадки. Оператор ЭП обязан обеспечить участнику закупки подачу заявки на участие в закупке путем ее формирования на электронной площадке, в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401.
Первая часть заявки, за исключением случая, который указан в ч.3.1 статьи 66, содержит согласие участника и конкретные показатели товара, работы, услуги. Вторая часть заявки будет содержать документы и информацию об участнике закупки.
В соответствии с ч. 3.1 статьи 66 в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ проектной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, участник закупки должен указать:
- страну происхождения товара,
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе,
- при наличии — товарный знак. Информация, предусмотренная этим пунктом, включается в заявку, если предусмотрена в документации об электронном аукционе или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от того товарного знака, который указан в документации об электронном аукционе.
После подачи заявок участниками аукциона оператор ЭП не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, направляет заказчику первые части заявок.
Аукционная комиссия рассматривает первые части заявок и оформляет протокол, выносит решение по допуску или отказу в допуске того или иного участника к участию в проводимом аукционе.
Сроки рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе
В Законе о контрактной системе установлены следующие сроки:
- Если НМЦК не превышает 300 млн рублей либо не превышает 2 млрд рублей при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства (ч.2 статьи 63), то срок рассмотрения первых частей заявок не может превышать 1 рабочий день с даты окончания срока подачи заявок.
- Если НМЦК больше 300 млн рублей либо превышает 2 млрд при закупке подрядных работ, то срок рассмотрения первых частей заявок не может превышать 3 рабочих дней.
Случаи, когда заказчик обязан проводить электронный аукцион
В Законе №44-ФЗ чётко определено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если товары, работы, услуги включены в так называемый аукционный Перечень. Это может быть перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный Перечень, установленный субъектом РФ.
Если объект закупки включён в аукционный Перечень, то заказчик не вправе провести конкурс. При этом запрос котировок, а также закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закону разрешены.
Если объект закупки не включён в аукционный Перечень, никаких ограничений для заказчика в части проведения аукциона не установлено. На федеральном уровне аукционный Перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р и включает в себя товары (работы, услуги) по кодам ОКПД2.
Исключение составляют закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления. Их закупать по результатам аукционов запрещено (ч.8 статьи 24).
Этапы проведения электронного аукциона включают:
- Размещение извещения и аукционной документации (АД) в ЕИС.
- Работу с запросами на разъяснение АД (не более трех запросов от одного участника закупки (УЗ).
- Подачу заявок на участие в электронном аукционе (ЭА).
- Рассмотрение первых частей заявок.
- Проведение электронного аукциона.
- Рассмотрение вторых частей.
- Определение победителя электронного аукциона и заключение контракта.
В таблице указаны сроки, когда осуществляется размещение извещения об аукционе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Предусмотрена градация сроков в зависимости от размера НМЦК и от объекта закупки.
Порядок подачи участником закупки заявки на участие в электронном аукционе
Содержание заявки и порядок подачи первой и второй части регламентированы статьей 66 Закона о контрактной системе. Вопросы рассмотрения поданных участниками заявок регламентированы ст.67 и 69 данного закона.
Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе, которой в течение одного часа с момента получения оператор ЭП обязан присвоить идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера.
Непосредственно факт подачи заявки не означает, что такая заявка будет автоматически направлена оператора заказчику.
Законом о контрактной системе установлены основания, в соответствии с которыми также в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор ЭП возвращает эту заявку подавшему ее участнику:
- Подача данной заявки с нарушением требований, предусмотренных ч.6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе (подписано не тем лицом).
- Подача одним участником такого аукциона двух и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. В указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в таком аукционе (участник электронного аукциона, подавший заявку на участие, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направив об этом уведомление оператору ЭП).
- Получение заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
- Получение заявки от участника такого аукциона с нарушением положений части 9 статьи 24.2 Закона о контрактной системе (УЗ не вправе подавать заявку за 3 месяца до окончания срока регистрации в ЕИС).
- Наличие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки-юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 данного закона.
- Отсутствие в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством РФ в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 (при осуществлении закупки, в отношении участников которой заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31).
Одновременно с возвратом заявки на участие электронном аукционе в соответствии с частью 20 ст.44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона об основаниях возврата его заявки.
Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
Сроки проведения запроса котировок
С 1 января 2022 года Федеральным законом от 02.07.2021 №360-ФЗ обновились правила проведения электронного запроса котировок.
Федеральным законом от 16.04.2022 №104-ФЗ срок, в который заказчик направляет проект контракта на подпись победителю электронного запроса котировок, увеличен с трёх часов до одного рабочего дня после дня размещения в ЕИС итогового протокола.
Подача и рассмотрение заявок на электронный аукцион
С 1 января 2022 года заявка на участие в электронном аукционе состоит из одной части и должна содержать информацию и документы, указанные в статье 43 Закона о контрактной системе:
- характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
- документы, подтверждающие соответствие ТРУ требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
- решение об одобрении крупной сделки (при необходимости);
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям, установленным статьёй 31 44-ФЗ;
- декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 закона;
- реквизиты счёта участника закупки, на который будет перечисляться оплата по контракту;
- информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами по нац. режиму.
Заявка также может содержать иную информацию и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертёж, фотографию, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие такой информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Подача заявки на участие в электронном аукционе возможна только для тех, кто зарегистрировался в ЕИС и аккредитован на электронной площадке.
Участник закупки вправе подать только одну заявку. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки присваивает ей идентификационный номер и подтверждает её получение. При этом подача заявки не означает автоматического направления её заказчику, потому что Законом №44-ФЗ установлены случаи, когда оператор электронной площадки возвращает заявку участнику.
Так, возврату подлежат:
- заявки, поданные с нарушением порядка подписания заявки электронной подписью;
- лишние заявки (две и более от одного участника) при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. Оператор вернёт все заявки такого участника;
- опоздавшие заявки, то есть полученные после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- заявки с указанной ценой контракта;
- заявки с иностранным товаром, поданные на закупку, в извещении которой установлен запрет допуска иностранной продукции по статье 14 44-ФЗ;
- заявки, по которым нет денег на спец. счёте для обеспечения или номера реестровой записи в Реестре независимых гарантий о независимой гарантии, представленной для обеспечения закупки, а также если такая гарантия оформлена с нарушениями;
- заявки поставщика (подрядчика, исполнителя), отсутствующего в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
- заявки без приложения документов о соответствии дополнительным требованиям по ч.2 и 2.1 статьи 31 (если они установлены в извещении);
- заявки от участника, не являющегося СМП/СОНО, в случае, если закупка — с установлением преимущества для таких участников.
Поступившие от оператора электронной площадки заявки рассматривает Комиссия заказчика по осуществлению закупок.
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании заявки, соответствующей извещению, или о её отклонении по основаниям, предусмотренным 44-ФЗ.
На основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения заявок, каждой не отклонённой заявке присваивается порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
После этого заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов аукциона. Этот протокол подписывается усиленными электронными подписями членов комиссии и лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляется оператору электронной площадки.
Победителем аукциона признаётся тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта при условии, что его заявка признана комиссией заказчика соответствующей требованиям, установленным документацией.
Сроки заключения контракта по результатам электронного аукциона
В соответствии со статьёй 51 Закона №44-ФЗ по результатам электронной закупки контракт заключается с победителем торгов, а в случаях, предусмотренных данным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
При проведении электронного аукциона контракт заключается не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки.
Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.