-->

Какой вид опасности охраняется на опасных производственных объектах с повышенной степенью опасности? Как называется опасный производственный объект повышенной опасности и как он регулируется Федеральным законом 0116-ФЗ

Глава
II. Основы промышленной безопасности

Федеральным
законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным
законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ статья 6 настоящего Федерального
закона изложена в новой редакции

Статья 1. Основные понятия

В целях
настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

промышленная
безопасность опасных производственных объектов (далее – промышленная безопасность) –
состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий
на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

– разрушение сооружений и (или) технических
устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые
взрыв и (или) выброс опасных веществ;

– отказ или повреждение технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима
технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона,
других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила
ведения работ на опасном производственном объекте.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ

О промышленной безопасности опасных производственных объектов

(с изменениями
от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18
декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г.)

Принят
Государственной Думой 20 июня 1997 года

Настоящий
Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы
обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и
направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и
обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные
объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения
настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие
деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных
объектов на территории Российской Федерации.

Глава I. Общие
положения

Статья 1.
Основные понятия

Статья 2. Опасные
производственные объекты

Статья 3.
Требования промышленной безопасности

Статья 4.
Правовое регулирование в области промышленной безопасности

Статья 5.
Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

Глава II.
Основы промышленной безопасности

Статья 6.
Деятельность в области промышленной безопасности

Статья 7.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте

Статья 8.
Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству,
реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению,
техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного
производственного объекта

Статья 9.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного
объекта

Статья 10.
Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации
и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

Статья 11.
Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

Статья 12.
Техническое расследование причин аварии

Статья 13.
Экспертиза промышленной безопасности

Статья 14.
Разработка декларации промышленной безопасности

Статья 15.
Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации
опасного производственного объекта

Статья 16.
Федеральный надзор в области промышленной безопасности

Статья 16.1.
Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте
опасных производственных объектов

Статья 17.
Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной
безопасности

Глава III.
Заключительные положения

Статья 18.
Вступление в силу настоящего Федерального закона

Опасные производственные объекты

Предельные количества опасных веществ, наличие которых
на опасном производственном объекте является основанием для обязательной
разработки декларации промышленной безопасности

Статья 8. Требования промышленной безопасности к
проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в
эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации
опасного производственного объекта

1. Одним из
обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и
ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного
заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на
расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного
производственного объекта, утвержденного
федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности,
или его территориальным органом.

2. Отклонения
от проектной документации в процессе строительства, реконструкции, технического
перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не
допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство,
расширение, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного
объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в
соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и
ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной
безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в
области промышленной безопасности, или его территориальным органом.

3. В процессе
строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического
перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют
авторский надзор.

3.1.
Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных
производственных объектов проектной документации, требованиям строительных
норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением
уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора
федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление
государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о
градостроительной деятельности.

4. Ввод в
эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности.

При этом
проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного
объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Федеральным
законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после
дня официального опубликования указанного Федерального закона

Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего
Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным
законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального
закона внесены изменения

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить
Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным
законом.

Российской
Федерации                                                                                        Б.Ельцин

21 июля 1997 года

Федеральным
законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в настоящее приложение внесены изменения

К категории
опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются,
используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются,
уничтожаются следующие опасные вещества:

а)
воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с
воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при
нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие
вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или)
способствующие воспламенению других веществ в результате
окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие
вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться
от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые
вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия
способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с
выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные
вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к
их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя
смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200
миллиграммов на килограмм включительно;

средняя
смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400
миллиграммов на килограмм включительно;

средняя
смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов
на литр включительно;

е)
высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые
организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:

средняя
смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;

средняя
смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;

средняя
смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;

ж) вещества,
представляющие опасность для окружающей среды, – вещества, характеризующиеся в
водной среде следующими показателями острой токсичности:

средняя
смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не
более 10 миллиграммов на литр;

средняя
концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в
течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;

средняя
ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не
более 10 миллиграммов на литр;

2)
используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или
при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3)
используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы,
канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются
расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся
горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в
подземных условиях.

Федеральным
законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в настоящее приложение внесены
изменения

Предельные
количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте
является основанием для обязательной разработки декларации промышленной
безопасности

Примечание 1. Для опасных веществ, не указанных в таблице 1, применять
данные таблицы 2.

Примечание 2. В случае если расстояние между опасными производственными
объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного
вещества.

Примечание 3. Если применяется несколько видов опасных веществ одной и
той же категории, то их суммарное пороговое количество определяется условием:

где m1 – количество
применяемого вещества; Мi – пороговое количество того же вещества в
соответствии с настоящим перечнем для всех i от 1 до n.

Статья 4. Правовое регулирование в области промышленной
безопасности

1. Правовое
регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим
Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

2. Если
международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила
международного договора.

Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 5 настоящего Федерального
закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации
опасного производственного объекта

1.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать
положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных
технических документов в области промышленной безопасности;

иметь лицензию
на эксплуатацию опасного производственного объекта;

обеспечивать
укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в
соответствии с установленными требованиями;

допускать к
работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим
квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к
указанной работе;

обеспечивать
проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной
безопасности;

иметь на опасном
производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические
документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном
объекте;

организовывать
и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной
безопасности;

обеспечивать
наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за
производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать
проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить
диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по
предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа
исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его
территориального органа;

предотвращать
проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать
выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать
декларацию промышленной безопасности;

заключать
договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации
опасного производственного объекта;

выполнять
распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области
промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц,
отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать
эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а
также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на
промышленную безопасность;

осуществлять
мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном
производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в
расследовании причин аварии;

принимать
участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном
объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных
аварий;

анализировать
причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать
меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно
информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в
области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные
органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об
аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры
по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном
производственном объекте;

вести учет
аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в
федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности,
или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов,
причинах их возникновения и принятых мерах.

Федеральным
законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ в пункт 2 статьи 9 настоящего
Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного
месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Работники
опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать
требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов,
устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и
порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном
объекте;

проходить
подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно
ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном
порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном
производственном объекте;

в
установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на
опасном производственном объекте;

в
установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на
опасном производственном объекте.

За выдачу работнику
организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата
в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах
и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах
и сборах.

КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Общие положения и требования при осуществлении идентификации опасных производственных объектов.

1) Процедура идентификации опасных производственных объектов проводится для обеспечения исполнения государственной функции по регистрации опасных производственных объектов.

2) Идентификация опасных производственных объектов проводится с целью выявления опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации.

При идентификации опасных производственных объектов осуществляются выявление и отнесение объекта к категории опасного производственного объекта, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Идентификация опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации, на основании п.1.4 Общих правил безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, ПБ 03-517-02, требований настоящего Регламента.

3) В процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты организации вне зависимости от места их эксплуатации. Определяются все признаки опасности (вне зависимости от ведомственной принадлежности) и единственный тип каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.

Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Идентификация опасных производственных объектов, эксплуатируемых в составе организации, должна полностью отражать потенциальную опасность производственных процессов (при наличии признаков опасности, определенных законодательством), осуществляемых на конкретных производственных площадках организации, при исполнении всех видов деятельности, согласно ее уставным документам.

4) Идентификацию опасных производственных объектов осуществляет организация, эксплуатирующая эти объекты.

5) В организации издается приказ (распоряжение), определяющий сроки проведения идентификации, сроки и порядок представления в регистрирующий орган сведений, необходимых для регистрации объектов в государственном реестре, внесения изменений в государственный реестр, лицо (лиц), ответственное за проведение идентификации и представление сведений.

6) Ответственность за правильность идентификации опасных производственных объектов несет руководитель организации, эксплуатирующей идентифицированные опасные производственные объекты.

7) Идентификация проводится на основании анализа следующих документов организации:

– структуры предприятия;

– генерального плана расположения зданий и сооружений предприятия;

– сведений о применяемых технологиях, основных и вспомогательных производств;

– спецификации установленного оборудования;

– документации на технические устройства, используемые на опасных производственных объектах;

– данных о количестве опасных веществ, обращаемых на производстве;

– учредительных документов предприятия;

– документов, подтверждающих право на осуществление лицензируемых видов деятельности и разрешений на применение соответствующего оборудования.

8) При рассмотрении спецификации установленного на опасном производственном объекте оборудования необходимо учитывать все оборудование (технические устройства), эксплуатация которых дает признак опасности, обусловленный перечисленным в приложении 1 Федерального закона “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

9) При идентификации надо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли.

10) Если на территории организации эксплуатируется несколько объектов и лишь один из них обладает признаками опасности, то рассматривается в качестве опасного производственного этот объект, а не все территория организации в целом.

11) Наименование объекта (одна из характеристик опасного производственного объекта) присваивается по результатам идентификации в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, разработанном Ростехнадзором. В наименовании опасного производственного объекта не должно быть сокращений, за исключением общепринятых.

Присвоение наименования объекту осуществляется на основании анализа всех выявленных на объекте признаков опасности. Определив, какой из них наиболее характеризует то, что осуществляется на объекте, отнесенном к категории опасного производственного объекта (вид деятельности), из соответствующего раздела Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре необходимо выбрать соответствующее наименование опасного производственного объекта. При этом в карте учета опасного производственного объекта указываются все выявленные признаки опасности, а не только тот признак, что определил наименование опасного производственного объекта.

12) В результате идентификации определяются количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта и иные характеризующие его сведения. На основании сведений, характеризующих опасный производственный объект, организация заполняет карту учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов.

13) Правильность проведения идентификации опасных производственных объектов контролируется специалистом(ами) регистрирующего органа.

14) При возникновении изменений в информации, ранее внесенной в базу данных государственного реестра, эксплуатирующая организация обязана внести эти изменения в базу данных государственного реестра опасных производственных объектов. Для этого эксплуатирующей организацией проводится идентификация только по отношению к вновь появившимся опасным производственным объектам, к объектам, где произошли какие-либо изменения в ранее зарегистрированных в государственном реестре сведениях.

15) При осуществлении процедуры перерегистрации опасных производственных объектов процедуру идентификации организация проводит по всем опасным производственным объектам, эксплуатируемым в ее составе.

16) При осуществлении идентификации и отнесении объекта к категории опасного производственного объекта по признаку опасности, связанному с обращением опасного вещества, необходимо руководствоваться следующим:

Опасные вещества, обращающиеся на объекте в количестве, равном или менее 2% от предельно допустимого, указанного в приложении 2 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, можно не учитывать (если нормативными документами на конкретное вещество не установлено другое) при отнесении такого объекта к категории опасного производственного объекта, если их размещение на территории эксплуатирующей организации таково, что не может стать причиной возникновения крупной аварии (рекомендации Директивы N 96/82/ЕЭС от 09.01.96).

При определении минимального количества опасного вещества, обуславливающего отнесение объекта, на котором оно обращается, к категории опасного производственного объекта, необходимо учитывать его количество исходя из отраслевых особенностей и условий эксплуатации такого объекта, культуры производства, срока службы применяемого оборудования, взаиморасположения оборудования и т.д.

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

Федеральным
законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 1 статьи 13 настоящего
Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Экспертизе
промышленной безопасности подлежат:

расширение,
техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного
объекта;

технические
устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

здания и
сооружения на опасном производственном объекте;

, разрабатываемая в составе проектной
документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и
ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного
объекта.

2. Экспертизу
промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение
указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию
опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

3. Результатом
осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

4. Заключение
экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган
исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его
территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном
порядке.

5. Порядок
осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению
заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным
органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

6. Экспертиза
промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других
экспертиз в установленном порядке.

Федеральным
законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статьи 14 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным
законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального
закона внесены изменения

Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности
к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном
производственном объекте

В целях
обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий
аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на
опасном производственном объекте;

заключать с
профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными
аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные
профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные
аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные
формирования из числа работников;

иметь резервы
финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий
аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучать
работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном
объекте;

создавать системы
наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и
поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Опасные производственные объекты

Опасный производственный объект (ОПО) является ключевым понятием в области промышленной безопасности, определение которого дается в Федеральном законе от 21.07.1997 г. №116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Итак, ОПО – это предприятие или его цехи, участки, площадки и иные производственные объекты, на которых:

  • обращаются опасные вещества;
  • используется оборудование, работающее под избыточным давлением;
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
  • обращаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  • ведутся горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых;
  • осуществляется хранение и переработка растительного сырья.

Идентифицируются ОПО по Приложениям к ФЗ №116, Приказу Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года N 471, а также Правилам эксплуатации ОПО соответствующей отрасли.

В случае, если только один из цехов, участков, площадок и иных производственных объектов обладает признаками опасности, то именно этот объект считается опасным производственным объектом, а не вся территория организации.

Согласно Статье 2 Федерального закона № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” – опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Наши специалисты

  • Подготовят необходимую документацию для регистрации ОПО в государственном реестре
  • Проведут экспертизу промышленной безопасности и техническое освидетельствование любых ОПО
  • Разработают и проверят документы для ликвидации, консервации и технического перевооружения опасных производственных объектов

Опасные производственные объекты подразделяются на четыре класса опасности в зависимости от уровня потенциальной опасности на них.

Виды опасных веществ по Федеральному закону “О промышленной безопасности опасного производственного объекта”:

  • воспламеняющиеся вещества;
  • окисляющие вещества;
  • горючие вещества;
  • взрывчатые вещества;
  • токсичные вещества;
  • высокотоксичные вещества;
  • вещества, представляющие опасность для окружающей среды.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, должна своевременно проходить экспертизу промышленной безопасности, техническое освидетельствование или диагностирование, в том числе в составе документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, ликвидацию и консервацию ОПО.

Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности

1. Разработка
декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска
аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по
предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации
опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной
безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном
производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение
масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на
опасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларации
промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным
органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

2. Настоящим
Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций
промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых
получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся,
транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в приложении 2
к настоящему Федеральному закону.

Обязательность
разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных
объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть
установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со
своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти в области
промышленной безопасности.

3. Декларация
промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на
строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и
ликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация
промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае
обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта,
изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в
случае изменения требований промышленной безопасности.

Для опасных
производственных объектов, действующих на день вступления настоящего
Федерального закона в силу, декларации промышленной безопасности
разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

4. Декларация
промышленной безопасности утверждается руководителем организации,
эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель
организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет
ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации
промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

5. Декларация
промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной
документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и
ликвидацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная
документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного
производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности,
подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством
Российской Федерации о градостроительной деятельности.

6. Декларацию
промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного
самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который
установлен Правительством Российской Федерации.

Федеральным
законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального
закона внесены изменения

Федеральным
законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены
изменения, вступающие в силу с 1 января 2001 г.

Статья 2. Опасные производственные объекты

1. Опасными
производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом
являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные
производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному
закону.

2. Опасные
производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в
области промышленной безопасности

Лица, виновные
в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Федеральный надзор в области промышленной
безопасности

1. Федеральный
надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки
выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты,
требований промышленной безопасности.

2. Федеральный
надзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципах
самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций.

3. Федеральный
надзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный орган
исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные
органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

Федеральным
законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 4 статьи 16 настоящего
Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста
дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

4. Должностные
лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной
безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

посещать
организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты;

знакомиться с
документами, необходимыми для проверки выполнения организациями,
эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной
безопасности;

осуществлять
проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на
опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер,
принимаемых по результатам таких расследований;

выдавать
организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об
устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;

давать в
пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе
о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и
сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте;

давать
указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью
работников;

привлекать к
административной ответственности в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной
безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о
привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать в
установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального
органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его
территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни,
здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной
безопасности;

осуществлять
иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия,
направленные на обеспечение промышленной безопасности.

Федеральным
законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен
статьей 16.1, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности

1.
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся
проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный
ремонт, техническое
перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств,
применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы
промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного
производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные
виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.
Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию
является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешения
на ввод опасного
производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения
экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной
безопасности опасного производственного объекта.

Федеральным
законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального
закона внесены изменения

от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящего
Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области
промышленной безопасности

1. В целях осуществления государственной политики в
области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его
поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной
власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление
соответствующего нормативного регулирования, а также специальных
разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной
безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной
безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в
установленном порядке.

2. Федеральные
органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами
или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные
функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные,
контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны
согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные
технические документы, а также координировать свою деятельность в области
промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области
промышленной безопасности.

Статья 12. Техническое расследование причин аварии

1. По каждому
факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится
техническое расследование ее причин.

2. Техническое
расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой
представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной
безопасности, или его территориального органа.

В состав
указанной комиссии также включаются:

представители
субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на
территории которых располагается опасный производственный объект;

представители
организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

другие представители
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Президент
Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать
решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию
причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

4. Комиссия по
техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию
экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности,
изысканий, проектирования, научно- исследовательских и опытно-конструкторских
работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.

5.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники
обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю
информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

6. Результаты
проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором
указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда,
допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники,
допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и
ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению
подобных аварий.

7. Материалы
технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган
исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его
территориальный орган, а также в иные заинтересованные государственные органы.

8. Порядок
проведения технического расследования причин аварии и оформления акта
технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом
исполнительной власти в области промышленной безопасности.

9.
Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии
осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект,
на котором произошла авария.

от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего
Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 3. Требования промышленной безопасности

1. Требования
промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные
требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных
законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в
нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке
и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Федеральным
законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в пункт 2 статьи 3 настоящего
Федерального закона внесены изменения

2. Требования
промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности,
пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям
государственных стандартов.

Статья 16. Государственный надзор при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов

Государственный
надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных
производственных объектов осуществляется уполномоченными на осуществление
государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности.

Статья 15. Обязательное страхование ответственности за
причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

1.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана
страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу
других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном
объекте.

2. Минимальный
размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни,
здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном
производственном объекте составляет для:

а) опасного
производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему
Федеральному закону, в случае, если на нем:

получаются,
используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются,
уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в
приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, – 7 000 000
рублей;

получаются,
используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются,
уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные
в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, – 1 000 000 рублей;

б) иного
опасного производственного объекта – 100 000 рублей.

от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16 настоящего
Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном
производственном объекте

1. Технические
устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном
производственном объекте, подлежат сертификации или декларированию соответствия
на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном
законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке.

2.
Сертификация технических устройств, применяемых на опасных производственных
объектах, осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации о техническом
регулировании, декларация о соответствии принимается заявителем в порядке,
установленном указанным законодательством.

4. Общий
порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном
объекте устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Технические
устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе
эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном
порядке.

Федеральным
законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ статья 7 настоящего Федерального
закона дополнена пунктом 6, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня
официального опубликования названного Федерального закона

6. Применение технических
устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения
разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной
безопасности.

За выдачу разрешения
на применение технических устройств на опасных производственных объектах уплачивается
государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.

Федеральным
законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального
закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 11. Производственный контроль за соблюдением
требований промышленной безопасности

1.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением
требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями,
устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 11
настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января
2005 г.

2. Сведения об
организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной
безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление,
представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной
безопасности, или в его территориальный орган.

от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 12 настоящего
Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Росимущество:  Как зарегистрироваться на сайте Федерального агентства по управлению недвижимостью? Как создать личный кабинет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *