Журнал “Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение” № 3/2021
В статье напомним, какие требования установлены законодательством в части учета имущества автономных учреждений, которым оно не вправе распоряжаться самостоятельно.
Напомним, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, иное имущество, отнесенное к данной категории законом (ст. 130 ГК РФ).
Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды и перечни такого имущества определяются органами государственной власти в зависимости от того, на базе какого имущества (федерального имущества, имущества субъекта РФ, муниципального имущества) создано автономное учреждение, в установленном порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление № 538, Порядок № 538).
Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу.
Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.
Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:
- Машины и иное оборудование.
- Оборудование систем связи.
- Производственный и хозяйственный инвентарь.
- Средства измерения и управления.
Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:
- имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб.;
- иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).
По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ).
При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02-03-10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением. Закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению учредителя, принятому в порядке, установленном законодательством РФ. Таким имуществом учреждение без согласия собственника уже не вправе распоряжаться. Примером тому является случай, когда при изменении типа бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств на автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ.
Отметим также, что Постановление № 538 не содержит ограничений для отнесения имущества автономных учреждений, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, к категории ОЦДИ уже после изменения типа. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 13.01.2020 № 02-07-10/668, от 07.05.2019 № 02-07-05/33148, от 31.08.2017 № 02-06-10/56069. Таким образом, имущество, приобретенное за счет собственных средств, может быть отнесено к категории ОЦДИ (включено в перечень ОЦДИ) исходя из стоимостного или иного критерия в зависимости от того, какой порядок установлен учредителем учреждения.
Таким имуществом (приобретенным за счет приносящей доход деятельности, включенным в перечень ОЦДИ, но не закрепленным за учреждением в установленном порядке) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Согласно Письму Минфина РФ № 02-06-10/56069 учреждение при ведении перечня ОЦДИ может предусмотреть обособленно вести в нем два раздела:
- ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно.
- ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
Обособление в учете имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ автономные учреждения обязаны вести в установленном порядке обособленный учет:
1) недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;
2) особо ценного движимого имущества.
- 0 101 00 000 «Основные средства»;
- 0 102 00 000 «Нематериальные активы»;
- 0 104 00 000 «Амортизация»;
- 0 105 00 000 «Материальные запасы»;
- 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
К указанным счетам применяются аналитические группы синтетического счета объектов учета, в частности:
- 10 «Недвижимое имущество учреждения»;
- 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 30 «Иное движимое имущество учреждения».
Операции на указанных счетах отражаются в зависимости от источника приобретения имущества по соответствующим кодам вида финансового обеспечения, в частности:
- 2 – собственные доходы (приносящая доход деятельность);
- 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
- 5 – субсидии на иные цели;
- 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
- 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.
Если расходы, связанные с приобретением (созданием) основных средств или нематериальных активов, произведены по КВФО 5, 6, вложения в указанные объекты учета, отраженные на соответствующих счетах 5 (6) 106 20 000, необходимо перевести на КВФО 4 (счет 4 106 20 000). Принятие к учету объектов основных средств и нематериальных активов по КВФО 5, 6 не допускается, такие операции отражаются по КВФО 4 (по дебету счетов 4 101 20 000, 4 102 20 000 и кредиту счета 4 106 20 000).
Таким образом, на счетах бухгалтерского учета имущество, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, обособляется следующим образом:
- закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества, в том числе при изменении типа учреждения, отражается на соответствующих счетах аналитического учета счетов 4 101 10 000, 2 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000, 2 10х 20 000, 7 10х 20 000 (в части ОЦДИ);
- приобретенное автономным учреждением за счет выделенных собственником имущества средств (учитывается на счетах 4 101 10 000 (в части недвижимого имущества), 4 10х 20 000 (в части ОЦДИ).
Помимо этого, инструкциями № 157н, 183н предусмотрено, что балансовая стоимость имущества, которым учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться, отражается на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».
Корректировка показателей, отраженных на счете 0 210 06 000, осуществляется только в случае поступления или выбытия названного имущества при составлении годовой бухгалтерской отчетности (либо с иной периодичностью, установленной учреждением по согласованию с учредителем, но не реже чем один раз в год) и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:
Данные операции отражаются в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) и извещения (ф. 0504805). На суммы изменений показателей счетов 4 210 06 000 (2 210 06 000) учреждение направляет учредителю указанное извещение в порядке, установленном учредителем.
В отношении ОЦДИ, приобретенного учреждением за счет приносящей доход деятельности (включенного в перечень ОЦДИ), но не закрепленного в установленном порядке за учреждением (имущество, которое приобретено после изменения его типа), показатели по счету 2 210 06 000 формированию не подлежат (Письмо Минфина РФ № 02-07-10/60698).
В связи с этим показатели балансовой стоимости особо ценного движимого имущества, которым учреждение не может самостоятельно распоряжаться, отраженные на счете 2 210 06 000, и состав движимого имущества, включенного в перечень ОЦДИ, могут различаться (Письмо Минфина РФ № 02-07-10/668).
Автономное учреждение в текущем году приобрело имущество, относящееся к ОЦДИ:
- за счет средств субсидий на иные цели – оборудование, балансовая стоимость которого составила 1 000 000 руб.;
- за счет приносящей доход деятельности – автомобиль, балансовая стоимость которого равна 1 300 000 руб.
Все расчеты осуществлялись с коммерческими организациями.
В этом же году учреждение списало по согласованию с учредителем компьютерную технику (5 единиц), отнесенную к ОЦДИ по приносящей доход деятельности и закрепленную за учреждением при изменении его типа, балансовая стоимость которой составила 150 000 руб. (учтена по счету 2 101 24 000). На данные объекты амортизация начислена полностью, убытки от обесценения не начислялись.
В целях упрощения примера операции по начислению амортизации не приводятся.
В бухгалтерском учете отражены следующие операции:
* Отражение в учете материальных ценностей учреждения, не соответствующих критериям активов, осуществляется в условной оценке «один объект – один рубль» (п. 335 Инструкции № 157н).
При отражении расчетов с учредителем необходимо учесть балансовую стоимость оборудования, приобретенного за счет средств целевой субсидии, и стоимость выбывшей компьютерной техники, приобретенной за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения. Автомобиль, приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, не включается в данный показатель, так как учреждение вправе распоряжаться таким имуществом самостоятельно.
Выбытие (списание) имущества, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника, осуществляется в порядке, установленном учредителем для своих подведомственных учреждений. В основном такие порядки разрабатываются в соответствии с Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.
Согласно п. 4 данного положения выбытие (списание) недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником либо приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, осуществляется только по согласованию с органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Перед тем как направить соответствующие документы по списанию ОЦИ на согласование учредителю, в соответствии с п. 8 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ данное решение должно быть согласовано с наблюдательным советом автономного учреждения.
Подробнее о процедуре списания имущества расскажем на стр. 20.
Виды особо ценного имущества утверждены, в частности, Минкомсвязи России (*), Минфином России (**), Минрегионом России (***), Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (****), Минтрансом России (*****) и т.д.
(*) приказ Минкомсвязи России 10.03.2011 N 31
(**) приказ Минфина России от 28.02.2011 N 25н
(***) приказ Минрегиона России от 28.02.2011 N 66
(****) приказ ФСТЭК России от 11.02.2011 N 73
(*****) приказ Минтранса России от 08.02.2011 N 37
Отметим, что, как указал Минфин России, к особо ценному может быть отнесено и имущество бюджетного или автономного учреждения, которое приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности (*).
(*) письмо Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026
Согласно Порядку требования к особо ценному имуществу для разных бюджетных и автономных организаций различаются. Так, к нему могут быть отнесены:
Например, к видам особо ценного движимого имущества федеральных автономных или бюджетных учреждений, подведомственных Минкомсвязи России, относят имущество с балансовой стоимостью, превышающей 200 000 руб. (*) Аналогичное общее правило установлено и в отношении учреждений, подведомственных Минфину России (**).
(*) приказ Минкомсвязи России от 10.03.2011 N 31
Конкретный перечень данных ценностей устанавливает орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (*). Например, подобные перечни определены Минздравсоцразвития России (**), Минкультуры России (***), Ростехнадзором (****), Рособрнадзором (*****) и т.д.
(*) п. 3 Порядка
(**) приказ Минздравсоцразвития России от 25.02.2011 N 152н
(***) приказ Минкультуры России от 28.04.2011 N 425, от 06.04.2011 N 327, от 06.04.2011 N 328 и т.д.
(****) приказ Ростехнадзора от 25.02.2011 N 80
(*****) приказ Рособрнадзора от 25.02.2011 N 421
В частности, для учреждений, подведомственных Ростехнадзору, к особо ценному движимому имуществу относят: транспорт, лабораторное оборудование, мобильные лаборатории, оборудование, приборы и мебель, необходимые для проведения прикладных научных исследований.
По материалам книги-справочника ” Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений”
под общ. редакцией В.Верещаки
Постановление Правительства Санкт-Петербургаот 28 июля 2008 г. N 911″Об определении видов и перечней особо ценного движимого имущества государственных автономных и бюджетных учреждений Санкт-Петербурга”
С изменениями и дополнениями от
24 мая 2010 г., 16 февраля 2011 г., 24 апреля 2014 г., 16 февраля, 16 сентября 2015 г.
В соответствии с Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, Федеральным законом “Об автономных учреждениях” и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества” Правительство Санкт-Петербурга
1. Установить, что виды особо ценного движимого имущества автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, и государственного бюджетного учреждения Санкт-Петербурга (далее – государственные учреждения), определяются Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга по представлению исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которого находится либо будет находиться государственное учреждение.
2. Установить, что при определении перечней особо ценного движимого имущества государственных учреждений (далее – особо ценное движимое имущество) подлежит включению в состав:
движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет 500 тыс. руб. и более;
иное движимое имущество в соответствии с подпунктами “б” и “в” пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества.
3. Решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается:
3.2. Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга по представлению исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которого находится или будет находиться государственное учреждение, одновременно с принятием решения о закреплении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, за государственным учреждением.
3.3. Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным принимать решение о выделении средств на приобретение имущества, одновременно с принятием соответствующего решения.
3-1. Установить, что перечни особо ценного движимого имущества государственных учреждений определяются исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся государственные учреждения, на основании представлений государственных учреждений.
6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мокрецова М. П.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Открыть документ
Получить бесплатный доступ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определено, что виды особо ценного движимого имущества автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, определяются Комитетом по управлению городским имуществом по представлению исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которого находится либо будет находиться автономное учреждение. При определении видов особо ценного движимого имущества подлежит включению в его состав: движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс.руб.; иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс.руб., без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено; имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 июля 2008 г. N 911 “Об определении видов и перечней особо ценного движимого имущества государственных автономных и бюджетных учреждений Санкт-Петербурга”
Текст постановления опубликован в бюллетене “Городской каталог недвижимости”, 11 – 18 августа 2008 г., N 31, стр. 106, в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга, 29 августа 2008 г., N 8, стр. 87
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 сентября 2015 г. N 799
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 г. N 98
Изменения вступают в силу с 21 апреля 2015 г.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 апреля 2014 г. N 289
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2011 г. N 207
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2010 г. N 644
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона “О некоммерческих организациях” и статьей 3 Федерального закона “Об автономных учреждениях” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений могут определяться:
а) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
в) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений.
2. особо ценного движимого имущества автономных учреждений :
а) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
б) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
в) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
3. особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
4. Установить, что при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества:
а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. рублей до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления;
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
5. Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
6. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 337 “О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст. 2802);
постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 639 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. N 337” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4047).
7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.
26 июля 2010 г.
Автономные и бюджетные учреждения могут самостоятельно распоряжаться имуществом, за исключением недвижимости, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет выделенных им средств. Последним можно распоряжаться только с согласия собственника. Данное правило действует с 1 января 2011 г.
В связи с этим определен новый порядок отнесения движимого имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного.
Указаны органы, определяющие виды такого имущества. Это те, которым подведомственны названные учреждения.
Установлено, кто может составлять перечни особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений. Это вправе делать госорганы, реализующие функции и полномочия учредителя. Ранее они определялись совместно с Росимуществом.
Закреплено, какое имущество обязательно должно включаться в такие перечни. Для федеральных учреждений – то, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный органом госвласти-учредителем, в интервале 200-500 тыс. руб. Ранее она должна была превышать 500 тыс. руб. Для региональных – 50-500 тыс. руб., для муниципальных – 50-200 тыс. руб.
Речь также идет об имуществе, без которого будет затруднена основная деятельность или которое отчуждается в специальном порядке.
Утратил силу прежний порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения.
Постановление вступает в силу с 1 января 2011 г.
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 538 “О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества”
Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 4 августа 2010 г. N 171, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4237
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.07.2008 N 911 “Об определении видов и перечней особо ценного движимого имущества государственных автономных и бюджетных учреждений Санкт-Петербурга”, Положением о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 N 98, обращением Комитета по здравоохранению:
1. Изложить пункт 2 приложения к распоряжению Комитета по управлению городским имуществом от 06.09.2011 N 2053-рз “Об определении видов особо ценного движимого имущества санкт-петербургских государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению” (с изменениями от 27.02.2018) в следующей редакции:
“Иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет 100 тыс. руб. и более, без которого осуществление бюджетным или автономным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено:”.
2. Изложить абзац 3 пункта 1 распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 27.02.2018 N 366-рз “Об определении видов особо ценного движимого имущества Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения “Медицинский санитарный транспорт” в следующей редакции:
“иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет 100 тысяч рублей и более, без которого осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено:”.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2019.
4. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.
Распоряжение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 26 ноября 2018 г. N 2368-рз “О внесении изменений в распоряжения КУГИ от 06.09.2011 N 2053-рз, КИО от 27.02.2018 N 366-рз”
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2019 г.
Текст распоряжения опубликован не был
Нормативная база
Ограничения на распоряжение имуществом бюджетными организациями закреплено в ч. 2 ст. 298 ГК. Оно распространяется на операции с особо ценным движимым имуществом учреждения и недвижимостью.
Ограничения распространяются и на объекты, переданные организации собственником, и приобретенные ею на средства резервных фондов. Вместе с тем учреждение вправе использовать все, что включено в перечень особо ценного имущества, для извлечения прибыли, если вырученные средства пойдут на развитие деятельности.
Понятие
Что считать особо ценным движимым имуществом бюджетного учреждения? Им являются любые объекты, использование которых облегчает основную деятельность. К примеру, к особо ценному имуществу бюджетной организации относят ценные бумаги.
Список объектов закреплен Постановлением Правительства № 538 от 26.07.2010 г. В соответствии с данным документом, в категорию особо ценного имущества учреждения федерального уровня включаются:
- Объекты, балансовая стоимость которых выше суммы, установленной учредителем, т. е. больше 500 тыс. руб.
- Экспонаты и коллекции государственных музеев, документация Архивного и Библиотечного фондов РФ.
Особо ценными в учреждениях, подведомственных МЧС, являются объекты, балансовая стоимость которых выше 350 тыс. руб.:
- Автомобильная, бронетанковая техника.
- Силовые, подъемные агрегаты, станки, технологическое оснащение и прочее оборудование, используемое для осуществления деятельности, закрепленной уставом.
- Спецоборудование, предназначенное для ведения основной деятельности.
- Офисная, бытовая техника, вычислительные машины.
- Производственные инструменты.
Автономные учреждения
Особо ценное имущество этих организаций определяется по несколько иным критериям. Стоимость для них определяется в зависимости от его уровня. Так, сумма особо ценного имущества автономных организаций, созданных на базе объектов, являющихся региональной собственностью, а также бюджетных учреждений, подведомственных субъекту РФ, составляет 50-500 тыс. руб. Она утверждается высшим исполнительным органом субъекта.
Стоимость особо ценного имущества указанных организаций может также устанавливаться государственными региональными органами, являющимися их учредителями.
Что касается муниципальных учреждений, то минимальный предел суммы здесь также 50 тыс. руб. А вот максимальная стоимость особо ценного имущества учреждений не может превышать 200 тыс. руб. Соответствующие величины утверждаются нормативными актами местной администрации или органами территориального самоуправления, если они являются учредителями таких организаций.
Специфика учета
Порядок отражения сведений об особо ценном движимом имуществе учреждений, обязательствах, финансовых/нефинансовых активах, в т. ч. приобретенных за счет ведения деятельности, приносящей доход, операциях, изменяющих обязательства, доходах и расходах, на установлен Инструкцией по применению плана счетов в органах муниципальной и госвласти, структурах управления государственными внебюджетными фондами, Академий наук, муниципальных и госучреждений. Документ утвержден Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010 г.
На основании п. 238 указанной Инструкции, сч. 021006000 “Расчеты с учредителем” используется для отражения информации по сделкам, совершенным с участием органа власти, реализующего полномочия и функции учредителя (собственника) государственного/муниципального бюджетного либо автономного учреждения. Следует принять во внимание, что на указанном счете обобщаются данные только по тому особо ценному имуществу, которым организация распоряжаться не может. Информация отражается в денежном эквиваленте, равным балансовой стоимости объектов.
На основании положений п. 116 Инструкции, расчетные операции в суммах балансовой стоимости особо ценного имущества и недвижимости, принятых к учету и закрепленных за бюджетным учреждением, оформляются следующей проводкой:
Дб сч. 040110172 Кт 021006660.
По сч. 021006000 учитывают показатель расчетов с учредителем организации в объеме его прав по распоряжению ценностями в стоимостном эквиваленте балансовой цены объектов, которыми организация распоряжаться не вправе.
Аналитика для ОС и НМА
На основании п. 8 Инструкции, для учета особо ценного имущества используются следующие счета:
- 0 101 21 000 “Жилые площади”.
- 0 101 22 000 “Нежилые объекты”.
- 0 101 23 000 “Сооружения”.
- 0 101 24 000 “Машины, оборудование”.
- 0 101 25 000 “Транспорт”.
- 0 101 26 000 “Хозяйственный, производственный инвентарь”.
- 0 101 27 000 “библиотечный фонд”.
- 0 101 28 000 “Прочие ОС”.
НМА учитываются на сч. 0 102 20 000.
Аналитика для амортизации
Бухгалтерский учет износа ценностей ведется на счетах:
- 0 104 21 000 – для жилых помещений.
- 0 104 22 000 – для нежилых площадей.
- 0 104 23 000 – для сооружений.
- 0 104 24 000 – для оборудования и машин.
- 0 104 25 000 – для транспортных средств.
- 0 104 26 000 – для хозяйственного, производственного инвентаря.
- 0 104 27 000 – для библиотечного фонда.
- 0 104 28 000 – для прочих ОС.
- 0 104 29 000 – для НМА.
Налоговый учет
Бюджетные учреждения должны отчислять налог с основных средств, учтенных на балансе. Данное правило не распространяется на организации, освобожденные от выплаты в соответствии с региональным либо федеральным законодательством.
При расчете суммы факт отнесения имущества в категорию особо ценного во внимание не принимается.
Организации, имеющие обособленные подразделения, направляют отчетность в ИФНС по месту нахождения соответствующих объектов. Все учреждения обязаны вести учет регистров.
Списание особо ценного имущества
Выбытие объектов из организации при передаче их учреждению того же уровня оформляется актом приема-передачи. Принять решение о предоставлении ценностей вправе только учредитель.
Если объекты признаны особо ценными не по стоимостному показателю, то принимающая сторона может по своему усмотрению определить для них категорию.
Регулирование документооборота при списании осуществляется учредителем. Выбытие ценностей, приобретенных на бюджетные средства, производится по согласованию с вышестоящим органом управления.
До согласования операции и получения права на ее осуществление оценивается состояние имущества. По результатам анализа составляется заключение о пригодности объектов к использованию. На основании этого документа руководитель учреждения направляет учредителю письмо о необходимости списания ценностей.
В карточке описания имущества указываются следующие сведения:
- Наименование объектов.
- Дата оприходования.
- Балансовая стоимость.
- Период полезной эксплуатации.
- Инвентарный номер.
Карточку, копии акта, приказа о формировании оценочной комиссии, протокола (заключения) руководитель прилагает к письму, адресованному учредителю. Списание осуществляется только после получения ответа от собственника.
Инвентаризация
Она осуществляется при списании имущества. Инвентаризацию проводит постоянно действующая комиссия либо ревизионный орган, состоящий не менее чем из трех человек. При необходимости в состав комиссии может быть включен приглашенный эксперт.
В первую очередь проводится осмотр имущества. В ходе него проверяется наличие, проводится сверка с техническими документами.
После осмотра комиссия определяет причины списания. В качестве оснований для выбытия имущества выступают физический или моральный износ, потеря полезных свойств, разрушения, возникшие вследствие аварии, стихийных бедствий и т. д.
На основании результатов осмотра комиссия принимает решение о целесообразности дальнейшего использования ценного имущества, определяет возможность ремонта, дооборудования, доработки, эксплуатации части объекта либо утилизации.
На заключительном этапе формируется акт о списании. Документ должны подписать все участники проверки. Акт утверждает руководитель.
Что делать, если стоимость имущества меньше 3 000 руб
Учет таких объектов имеет некоторые особенности.
В соответствии с положениями Инструкции, при оприходовании активов, стоимость которых меньше 3-х тыс. руб., осуществляется их одновременное списание на забалансовый сч. 21. К регистру бухгалтер открывает субсчета для раздельного отражения информации по особо ценному и другому имуществу. Эти правила распространяются только на движимые объекты.
Обратите внимание, что амортизация имущества стоимостью менее 3-х тыс. руб. не осуществляется. Списание же производится по общим правилам с уменьшением суммы на забалансовом счете. В качестве основания для выбытия выступает ведомость о выдаче ТМЦ.
Примите также во внимание, что карточка учета на объекты стоимостью до 3-х тыс. руб. не заводится.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос 1. Многие бухгалтеры интересуются, кто в бюджетной организации занимается рассмотрением вопроса об отнесении объектов к категории особо ценных по типовому перечню?
В каждом учреждении должна работать специальная комиссия на постоянной основе. В ее обязанности входит инвентаризация, списание, переоценка объектов и, соответственно, составление перечня имущества для отнесения его к категории особо ценного. Состав, объем и срок действия полномочий комиссии утверждаются руководителем организации.
Вопрос 2. Можно ли принимать имущество на учет по частичной стоимости?
Нет, нельзя, даже если оплата осуществлена частично из средств, полученных от основной деятельности. Дело в том, что любое имущество – это неделимый инвентарный объект. Оприходование его производится исключительно в полном объеме.
Вопрос 3. Может ли бюджетная организация самостоятельно установить перечень особо ценных объектов?
Нет, не может. Даже если список не утвержден учредителем, самостоятельно распоряжаться объектами, в т. ч. включать их в рассматриваемую категорию, руководитель организации не вправе. Собственник, в свою очередь, должен утвердить перечень и довести до сведения учреждения соответствующий приказ.
Вопрос 4. Как осуществляется модернизация особо ценных активов, в частности, замена блока, узла или детали?
Принятие решения о ремонте производится на основании заключения инвентарной комиссии. Замену производят путем частичной ликвидации соответствующего блока (узла и пр.) и последующего дооборудования ОС с увеличением его стоимости.
Вопрос 5. Как часто в бюджетном учреждении можно изменять стоимость особо ценного имущества?
Корректировка величины производится исключительно по согласованию с учредителем. Минимальное количество раз изменения стоимости особо ценных объектов – однократно в течение 1 года. Установленный порядок необходимо в обязательном порядке закрепить в финансовой политике учреждения.