При покупке снегохода нельзя смотреть только на пластик и пробег. Важнее оценить состояние гусеницы, тоннеля, двигателя, склизов, полоза, катков и других элементов. Как это сделать даже с минимальным опытом в технике и чем отличаются снегоходы разных классов – расскажем в статье.
Какой снегоход выбрать
Утилитарные. Отличаются широкой колеей лыж в среднем от 960 мм, крупной гусеницей длиной от 3923 мм и шириной от 380 мм. Это обеспечивает устойчивость на глубоком снегу. Трансмиссия «утилитарников» имеет понижающую передачу. В комплектацию, как правило, включены фаркоп и высокое ветровое стекло. Для перевозки грузов есть широкая багажная площадка. Пример утилитарного снегохода – Arctic Cat Bearcat XT.
Спортивные. Снегоходы для быстрой езды по укатанным трассам. Имеют резвый двухтактный двигатель. Колея лыж для максимальной устойчивости в поворотах может достигать 1120 мм. Гусеница для улучшения маневренности короткая и узкая – ее длина в среднем до 3270 мм, ширина – до 381 мм, высота грунтозацепов – до 38 мм.
Горные. Как и спортивные, горные модели имеют двухтактный двигатель, который в динамике выигрывает у «четырехтактника». Но гусеница у «горников» для проходимости в глубоком снегу значительно крупнее – обычно ее длина от 3900 мм, а ширина для сохранения маневренности – от 380 мм. Грунтозацепы высокие – от 60 мм. Сиденье таких снегоходов узкое и низкое, руль также небольшой – для облегчения управления в глубоком снегу. Пример горного снегохода – Arctic Cat M8000 HARDCORE ALPHA ONE.
Туристические. Как правило, это модели с четырехтактным двигателем. В отличие от «двухтактника», он отличается тягой на «низах» и экономичностью, его выхлоп тише и не такой токсичный. Для комфорта передвижения предусмотрены обогрев рукояток, курка газа и сидений, удобное пассажирское кресло с высокой спинкой и ручками. Гусеница у «туристов», как и у утилитарных моделей, крупная. Пример туристического снегохода – Arctic Cat Pantera 7000 XT LTD.
Для повседневной эксплуатации подходят утилитарные и туристические модели. Желательно, чтобы охлаждение двигателя было жидкостное – оно лучше справляется с поддержанием рабочей температуры в теплую погоду и при нагрузках. Система подачи топлива предпочтительнее инжекторная – она не требует регулировок, моторы с ней отличаются большей мощностью и экономичностью, легко запускаются вне зависимости от температуры воздуха.
Как оценить состояние снегохода
Перед осмотром изучите в интернете максимум информации об интересующей модели. Посмотрите фото. Запомните, как выглядит исправная техника. Так будет проще оценить состояние.
Документы
У продавца должны быть следующие документы:
- ПСМ;
- договор купли-продажи;
- акт приема-передачи.
Важно, чтобы номера рамы и двигателя на самом снегоходе и в ПСМ совпадали. Также надо сверить данные владельца по его паспорту или водительскому удостоверению.
Рама
Первое, на что стоит смотреть – тоннель. Это несущий элемент, который проходит от отделения для двигателя до конца снегохода. Под ним находится подвеска и гусеница. Восстановление элемента часто стоит дороже, чем ремонт двигателя.
На тоннеле не должно быть следов сварки, складок, трещин, вмятин и других повреждений. То же касается и остальной части рамы. При осмотре важно снять пластик, чтобы оценить состояние подрамника.
Также надо обратить внимание на:
- «лодку» под двигателем;
- площадку под вариатором;
- теплообменники.
Передняя часть рамы
Двигатель
Плохой признак – масляные подтеки. Их причиной может быть повреждение сальников из-за перегрева двигателя.
Также нужно проверить целостность патрубков – если герметичность нарушена и в цилиндры поступала обедненная смесь, вероятен износ поршневой.
Разные болты двигателя говорят о том, что узел разбирали. То же самое касается вариатора.
Охлаждающая жидкость в норме прозрачная, без масляных пятен. Осадок или грязные «хлопья» под крышкой радиатора – признак перегрева.
Масло в двигателе не должно быть черное, цвета кофе с молоком или бело-серое (эмульсия). Уровень масла на щупе в норме – между отметками «Max» и «Min».
Если двигатель четырехтактный, при исправном состоянии выхлоп почти прозрачный.
Желательно измерить компрессию – для этого потребуется компрессометр и данные о нормальном значении компрессии в цилиндрах конкретной модели снегохода.
Трансмиссия
На ведущем шкиве вариатора, где ходит ремень, недопустимо наличие бугорков и ребристости. Ролики не должны люфтить или клинить.
Масло в КПП исправного снегохода без металлической стружки и других инородных частиц.
Гусеница
Нежелательно, чтобы гусеница была порванной или с порезами. Все грунтозацепы должны быть на месте.
Гусеница в отличном состоянии
Подвеска
Передняя подвеска. Рычаги и рулевые тяги должны быть ровные и без следов сварки. Также нужно убедиться, что нет повреждений в районе нижних и верхних кронштейнов креплений амортизаторов.
Задняя подвеска. Стоит проверить ровность рычагов и амортизаторы на наличие люфта. На полозе не должно быть повреждений и следов сварки. Если большинство роликов при прокручивании рукой сильно шумят – внутри нет смазки и могла образоваться ржавчина. Скорее всего, за состоянием снегохода не следили.
Важно обратить внимание на тавотницы – места шприцевания. Если они сухие, это также говорит о небрежном отношении хозяина к снегоходу.
Электрика
Надо проверить, работают ли световые приборы, звуковой сигнал и обогрев. При запуске двигателя все индикаторы ошибок должны гаснуть.
Лыжи
Наружный профиль должен быть ровный, а стальной конек, который находится снизу по центру, – не стесанным.
Признаки утопленного снегохода
- эмульсия в масле – выглядит как бело-серая или молочно-кофейная жидкость;
- сиденье «дубеет» на морозе;
- следы воды в фарах.
Пример осмотра б/у снегохода на видео
Обслуженный б/у снегоход в хорошем техническом состоянии, прошедший диагностику и предпродажную подготовку, можно купить у нас в «Квадропарке». С доступными моделями можно ознакомиться по ссылке.
Также «Квадропарк» – официальный дилер Arctic Cat. Цена на «взрослые» модели начинается от 739 000 рублей.
Итог
Универсальные снегоходы на каждый день – утилитарные и туристические. У них крупная гусеница и широкая колея лыж для устойчивости на глубоком снегу, вместительная багажная площадка и, как правило, экономичный и тяговитый четырехтактный двигатель. Желательно, чтобы система охлаждения была жидкостной, а система подачи топлива – инжекторной.
При осмотре б/у снегохода надо проверить документы, состояние рамы, двигателя, трансмиссии, электрики, гусеницы, подвески и лыж. Желательно пригласить для осмотра более опытного человека.
Денег мало, а погонять на снегоходе хочется. Выход — в приобретении подержанной техники. Она дешевле, но высок риск купить хлам. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает о том, как правильно выбирать «бэушный» снегоход.
Прежде всего, следует обращать внимание на внешний вид аппарата. Например, продольные царапины на пластике говорят, что машина много ездила по всяким дебрям и бездорожью. Изобилующие вмятинами от встречных пней и бревен подножки подтвердят такое предположение. Это значит, что ходовая часть снегохода может оказаться в плачевном состоянии. Отсутствие явных повреждений и трещин на обвесе позволяет надеяться, что машина не попадала в серьезные передряги.
Но если на снегоходе с приличным пробегом пластик выглядит так, словно только что из магазина, это тоже подозрительно. Возможно, его заменили или клеили после серьезной аварии. Склейку можно легко обнаружить, заглянув на внутреннюю поверхность обтекателя. Осмотр буксирного бугеля в передней части обтекателя может дать полезную информацию. Наличие на нем явных следов деформации докажет, что на снегоходе во что-то сильно врезались.
От таких ударов может пострадать и рама. Имейте в виду, что пробег у снегохода с одометром, имеющим тросовый привод, скручивается иной раз также легко, как и на советских «Жигулях». Показания электронных одометров корректируются специалистами тоже «на раз-два». Так что иные экземпляры с 5000−15 000 км на одометре могут иметь гораздо больший пробег.
Об истинном же пробеге расскажут косвенные признаки. Посмотрите на алюминиевые подножки снегохода. Если рифление на их поверхности стерто, не сомневайтесь — машина пробежала изрядно. «Повылезшие» из швов нитки седла снегохода сообщат, что его реальный пробег составляет не менее 15 000 километров.
Обязательно попросите продавца продемонстрировать вам «брюхо» машины — завалив ее на бок. Первый взгляд — на гусеницу. Если на ней окажутся глубокие порезы, сточенные снегозацепы, либо участки с вырванными кусками резины, от покупки этого экземпляра следует отказаться сразу же. Владелец пытается продать хлам, которому самое место на свалке. Убедившись же, что гусеница в порядке, смотрим на пластиковые ролики, по которым она двигается. Когда края передних роликов (ведущих) оплавлены, знайте: этот «снежик» часто буксовал. При этом мог перегреваться и вариатор, и двигатель. Лучше такого бедолагу не пбрать.
Если у снегохода мотор с жидкостным охлаждением, обратите внимание на его радиатор — от тоже виден только снизу, поскольку эта штуковина располагается или вдоль гусеницы, или в корме снегохода. Ее охлаждает снег, летящий из-под гусеницы. Вместе с ним в ее соты летят еще и палки, камни и прочее. Из-за них радиатор начинает течь. Дырки запаивают, но они могут прохудиться вновь в любой момент. Это обстоятельство — аргумент снижения цены как минимум на стоимость установки нового радиатора.
Не стоит обходить вниманием лыжи. По центру каждой из них имеется стальной «конек». В случае, если он сточен до основания, доверять свою жизнь этому снегоходу не стоит ни при каких обстоятельствах. Поскольку без «конька» машина практически неуправляема. Продавцу такого транспортного средства придется либо самому установить новые лыжи, либо сделать скидку на стоимость такой замены.
Вмятины на нижней части лыжи — последствия сильных ударов и повод с пристрастием изучить состояние подвески и рулевого управления. Все тяги тут должны быть прямыми. Если присутствует видимая кривизна — тяга требует замены. Иногда владельцы их не меняют, а просто рихтуют перед продажей кувалдой. На рулевых тягах, имеющих, как правило, круглое сечение, следы такого «ремонта» обычно прекрасно видны. Это — повод для торга.
В подвеске снегохода есть еще один вид тяг — продольные. Они обычно имеют прямоугольное сечение и страдают, когда машина на полном ходу врезается в большой камень или какую-нибудь массивную железяку, не замеченную водителем под снегом. Ремонт продольной тяги чаще всего заключается в наваривании стального «уголка», соединяющего две половинки сломанной детали. Следы «реставрации» — еще один аргумент для снижения цены.
У некоторых сноумобилей конструкция подвески основана на применении вертикальных стоек амортизаторов, как в автомобиле. В этом случае нужно внимательно изучить состояние «чашек» подвески. На них не должно быть явных вмятин. А еще «амморты» не должны демонстрировать наличие потеков масла. При наличии этих повреждений, снегоход лучше не покупать — чтобы избежать «головной боли» с их устранением.
Двигатель снегохода, как и в случае машины — его «сердце». Оценить здоровье агрегата можно, запустив его. Если двухтактный мотор легко завелся, значит он, в первом приближении, в порядке. Но когда продавец в процессе запуска, например, манипулирует курком газа, либо движок глохнет (неустойчиво работает) при переводе «подсоса» в положение «наполовину» — это признаки проблем.
Причин тому может быть много. От плохих свечей и неотрегулированных карбюраторов до изношенной цилиндро-поршневой группы. После запуска дайте двухтактному мотору поработать — хотя бы минут десять. Если сизый «масляный» дым из выхлопной трубы по мере прогрева не исчез, с этим аппаратом лучше не связываться.
При знакомстве с четырехтактным движком снегохода нужно обратить внимание на звуки, сопровождающие его работу сразу после пуска. Даже если цокот, позвякивание и прочие посторонние шумы исчезли после прогрева, знайте: мотор проблемный. Выхлопные газы не имеют права быть сизыми. Малейшие следы масла на выхлопной трубе — повод отказаться от покупки. Как и обильный слой сажи на ее внутренней поверхности.
И только если подержанный «снежик» смог без претензий выдержать все вышеизложенные этапы осмотра, можно рискнуть и приобрести этот экземпляр. С большой долей вероятности, он не доставит вам лишних проблем и хлопот.