-->

Анна Ганичева и Тюменский театр кукол работают над спектаклем «Мастер и Маргарита»

Люди становятся театралами с рождения, уверена актриса, заведующая труппой Тюменского театра кукол Анна Ганичева. Талант и желание реализовать себя в творчестве закладываются в человека изначально.

Актерский потенциал начинает раскрываться уже в детстве. И сразу видно: ребенок артистичен или нет, нравится ему быть на сцене, или у него другие склонности.

— В моей жизни случилось именно так. Артисткой меня называла моя бабушка — и когда я могла где-то нашкодить, и когда у меня получалось ее порадовать, — рассказала Анна.

По ее словам, в детсаде она играла роль Машеньки из сказки, в возрасте семи-восьми лет уже многое было предопределено: танцы, вокал, театральный кружок в школе искусств. Ныне театр — это и ремесло, и профессия, и служение, когда с утра нажимаешь все нужные кнопки и включаешься в работу.

— Причем редко когда знаешь, что произойдет в театре уже на следующей неделе. И это здорово. Потому что рутина — это уже не театр, — поведала Анна в программе «Час Тюмени» на радио FM.

Анна Ганичева уверена: современный кукольный театр предоставляет все возможности для раскрытия актерского таланта. И мнение, что кукольный театр только для детей, — это стереотип.

Директор Тюменского театра кукол Роман Явныч добавил, что взрослый репертуар на сцене театра не прижился по разным причинам. Хотя попытки ставить спектакли для взрослой аудитории были. Тюменцы охотились за билетами на спектакль «Забыть Герострата», поставленный режиссером Анатолием Тучковым, в свое время эта постановка произвела фурор. Ставились различные экспериментальные спектакли, например, «Лысая певица» по абсурдистской пьесе Эжена Ионеско.

— В настоящее время в репертуаре фактически любого российского театра кукол есть спектакли для взрослой аудитории. Буквально минувшей осенью в Челябинске прошел очередной фестиваль театров кукол со спектаклями для взрослых. Было представлено пятнадцать спектаклей, а заявок было более шестидесяти, — сообщил руководитель.

Росимущество:  Росимущество выставило на торги квартиру экс-министра Абызова

Ныне в репертуаре Тюменского театра кукол таких спектаклей пока нет. Однако работа в этом направлении идет: коллектив учреждения готовит постановку для взрослого зрителя. Ее премьера запланирована на октябрь 2023 года. И это будет спектакль «Мастер и Маргарита». Специалисты работают над материальной составляющей спектакля, а репетиции начнутся уже летом, после выхода труппы театра из отпусков.

Досуг для всей семьи

Анна Ганичева добавила, что тем не менее в репертуаре театра есть спектакли для семейного просмотра, и они, соответственно, также подходят для взрослых. Они интересны представителям всех возрастов, и это обычно пятничные спектакли.

— Около года назад на таких спектак­лях заполняемость зала, рассчитанного на четыреста человек, составляла 70–100 зрителей. Ныне каждую пятницу наши семейные спектакли посещают от двухсот до четырехсот зрителей. Я выхожу в фойе, общаюсь со зрителями и вижу, что многие приходят на спектакли уже постоянно. Они поверили, что театр кукол — не только для детей, — уточнил Роман Явныч.

Самое главное — был переформатирован подход к работе, по-новому расставлены акценты.

— Для меня принципиально, чтобы взрослый зритель, приходя с ребенком на спектакль, не сидел, тайком залипая в телефоне. В результате мы не прогадали, выдвинув семейные постановки на первый план. Люди с распахнутыми глазами и сердцами, а порой и со слезами на глазах, выходят после спектакля и благодарят нас за полученные впечатления. Это бывают даже иногородние зрители, из Москвы, из Питера, они говорят: «Мы не представляли, что такое может быть в провинции!». Причем такие спектакли всегда были в нашем репертуаре, за последние двадцать лет — точно, — рассказал руководитель учреждения.

В выходные дни спектакли начинаются в 11 и 14 часов.

— А самое большое число проданных билетов приходится именно на пятницу, — дополнила Анна Ганичева. — То есть люди хотят прийти в театр именно вечером в пятницу, пятничный спектакль подразумевает, что он будет интересен и взрослой аудитории.

Кстати, в Тюменском театре кукол обновился буфет. В нем приятно провести время и до, и после спектакля. И, безусловно, это важно, когда зрители хотят отдохнуть после трудовой недели, порадовать детей и самих себя.

В дальнейших планах руководства театра кукол — провести ремонт в фойе здания.

— Но это не принципиальная задача, главное, конечно, это начинка, наполнение театра. И интерьер — дело второе. Люди, которые стали к нам приходить, не были у нас десятилетиями. И они видят, что, по сути, в нашем театре ничего особо не поменялось. Другими стали спектакли! — подчеркнул Роман Явныч.

Зрители, безусловно, идут в театр за эмоциями, за тем послевкусием, которое они получают от спектаклей. И возвращаются в театр по этой же причине. Не потому, что вокруг евроремонт. А потому, что им там становится тепло.

Весь мир — театр

В ходе беседы гости также порассуждали о различиях драматического театра и театра кукол, о преимуществах театра кукол. Анна Ганичева отметила, что для актеров-кукольников таких преимуществ множество. Современный театр кукол — это театр образов, фантазий, необыкновенных фактур. Мир кукол очень многогранен, в руках артистов такого театра находятся инструменты, которые чисто технически невозможны в театре драмы. Многое держится на искусстве артиста оживить неживое. При этом куклами могут стать стол, микрофон, стакан, дом, автомобиль и миллионы других неодушевленных предметов. И зритель всегда видит разницу между этими двумя театрами: у каждого свой язык, своя глубина.

— Кто-то на спектакле видит лишь первый план, а есть еще второй и третий, художник и режиссер стремятся заложить в свое произведение некие ребусы, которые необходимо разгадать, а для этого нужно подключать воображение, — сказал директор Тюменского театра кукол.

По словам Анны Ганичевой, она окончила Нижегородское театральное училище имени Е.А. Евстигнеева. В ее случае не было набора на драму, а набирался кукольный курс. И девушка встала перед выбором. Но затем побывала в училище на Дне открытых дверей — и сделала верный для себя выбор.

— Я увидела этот невероятный механизм, который живет своей жизнью. И мне стало так интересно! Я подумала — буду заниматься театром кукол! Конечно, нужно отдать должное педагогам, которые подходили к нам и говорили: «Ребята, это та же драма, только интереснее! Вы сможете работать и как драматические артисты, и с куклой, и с предметами, разовьете свою фантазию, приобретете целый кладезь знаний», — поделилась воспоминанием артистка.

Роман Явныч добавил, что в настоящее время среди порядка двадцати артистов труппы театра кукол «некукольников» примерно треть. Но они стали профессионалами. И такая картина не только в Тюмени. Есть театры, где вообще нет ни одного кукольника по изначальному образованию. Актеры получают квалификацию артиста театра кукол, уже работая в нем, опираясь на опыт коллег, обучаясь заочно. А учиться есть чему. Даже куклы сейчас такие, каких раньше не было.

Душа театра — это артисты

Театр — это не только артисты. Это еще и огромное количество специалистов, без которых ни один спектакль не состоится: работники бутафорского, конструкторского, швейного цехов, машинисты, осветители, звукорежиссеры, администраторы. Причем художники по свету — это очень распространенная в театрах кадровая проблема. Как под копирку. Конструкторов кукол выпускают раз в четыре года в количестве десяти человек. И этого, конечно, недостаточно. Причем такой специалист должен обладать как художественным мышлением, так и инженерным, чтобы выполнить поставленную ему режиссером задачу. Да еще чтобы артисту было удобно и комфортно работать с такой куклой. Бытовая и сценическая кукла — это разные вещи. А декорации к кукольному спектаклю? Это огромный мир, над которым тщательнейшим образом работают художники-декораторы.

В каждой профессии есть люди, которые работают просто за деньги. А есть фанаты своего дела, которые вкладывают в свое дело душу. И в театре по-другому не бывает.

Кстати, на вопрос радиоведущей Валерии Рудневой, не обидно ли, что актеров театра кукол не знают в лицо, Анна Ганичева дала замечательный ответ:

— Не обидно! Это правда! Если служишь чему-то более высокому, чем себе, и понимаешь, что люди после спектакля вышли из зала другими, не такими, какими были до спектакля, то это максимальное удовольствие! Нам педагоги говорили так: растворись в кукле, прекрати хлопотать лицом, все должна делать кукла! Это принципы, которые нам прививали с тем, чтобы актер мог забыть о себе. И если кого-то не устраивают эти правила игры, то в театре кукол ему долго не продержаться. В профессии остаются те, кто понимает свою сверхзадачу, о ком зрители могут забыть, глядя на куклу.

По словам Анны Ганичевой, театр кукол — искусство, безусловно, синтетическое. Актер-кукольник должен иметь в своем арсенале множество инструментов. В частности, это пластика, когда твое тело выражает больше, чем голос или мимика. Это голос, который также очень важен. В драмтеатре актер может полтора часа держать зал своим монологом. В театре кукол это невозможно. Нужно задействовать все выразительные средства.

Роман Явныч добавил, что появились мультимедийные возможности. Так, в недавнем спектакле «Щелкунчик» часть декораций была мультимедийной, что придало постановке ощущение трехмерности. И такого тюменские зрители еще не видели.

— При этом актер в силу специфики своей профессии обязан быть личностью. Потому что если в зале сидит тысяча человек, а он один на сцене, то эти люди должны ему поверить. Они увидели вершину айсберга, но должен существовать еще сам айсберг, внутренний монолог, внутренняя жизнь актера. Человек неглубокий и недалекий не сможет физически удержать внимание зрителя, — считает директор учреждения культуры.

В заключение гости студии выразили уверенность в том, что театр, безусловно, не умрет. Как показывает практика, театр, наоборот, приобретает все новых и новых поклонников. И с этим трудно не согласиться. Такого числа театральных студий, театральных кружков, народных, молодежных театров в регионе еще не было.

— Это живое искусство! Жизнь спектакля зависит не только от того, что придумали режиссер с художником и сыграли артисты. В отличие от кино и телевидения театр — это всегда здесь и сейчас, обмен энергиями, живая искра. И это всегда будет цениться зрителями, — заключил Роман Явныч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *